Изменения в учреждениях. “Положение о земских участковых начальниках”
Изменения в учреждениях.
“Положение о земских участковых начальниках”
12.07.1889 г
издано “Положение о земских участковых начальниках”. В 40 губерниях Р.
создавалось 2200 земских участков (4-5 на уезд) во гл. с земскими начальниками.
В уездах
учреждался уездный съезд земских начальников, кт состоял из адм-ного и суд-ного
присутствий. Зем. нач-ки утверждались министерством внутр. дел по предлож.
губернатора и губ. предводителя двор-ва из местных потомтственных дворян. Зем.
начальник д. обладать определенным имущ. цензом, иметь высш.образование, 3х
лет. стаж или в долж. мирового посредника или в долж. мир. судьи или в долж.
члена губернского по крст-ким делам присутствия. При не достатке кандидатур мог
избираться местный потомтсвенный дворянин со сред. или нач. образованием,
состоявший в военных или гражд. чинах, независ. от стажа, но ценз-вдвое выше.
Введение института зем. начальников -одна из наиболее контрреакционных
контрреформ. В ф-ции зем. начальника входило: 1)надзор и контроль над деят-сть
кр-ких и волостных учреждений, всестороння опека не только кр-ян, но и всего
податного населения, непривилегир. сословий, живших в селе. 2)власть нач-ков
распространялась на мещан, ремесленников, чатсную интеллигенцию. Прерогативы
зем. нак-ка, осуществляющего адм-ные и судебно-полицейские ф-ции, были очень
широки. Он мог подвергнуть телесномиу наказанию, аресту ло 3х дней, штрафу до 6
руб, отстранить от должности членов кр-ких учреждений, отменить постановления
сельского и волостного сходов. навязать им свое решение. Волостные суда
(сословный хар-р, т.е. не входили в систему общих судов; выбирались кр-нами).
Теперь назначались зем. начальником из предлагаемых сельским обществом кандидатов.
Зем. нак-ик мог отменить постановление волост. суда и отстранить судью. Решения
зем. нач-ка считаются окончательными. В 1889г упразднялись уездные по кр-ким
делам присутствия и мир.суды. Ф-ции этих учреждений переданы зем. нач-кам, что
усилило их адм-но-полиц. власть на местах (жалобу на зем. нач-ков -в губернские
присутствия). Земские и гор. контрреформы. В земствах был недобор гласных из
ддворян из-за сокращения числа дворян-землевладельцев. 12.06.1890г утверждено
новое “положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Формально
бесслословность и выборность сохранялись. Но: землевладельческая курия, на
которой ранее могли баллатироваться землевладельцы всех сословий, стала курией
дворян-землевладельцев. Ценз для дворян вдвое уменьшился, а число глаынсх
землевладельцев курии увеличилось. Соот-но понизилось число гласных 2х других
курий. Кр-яне лишилисьв ыборного представительства: они избирали лишь
кандидатов в земские гласные. список ктх расматривал уездный съезд зем.
помещиков и по представлению этого съезда гуьернатор утвнрждал гласных. Дух-во
-без избират. прав. Повысился ценз для город. курии -удельный вес дворян ув. с
42% до 53%, в губернских куриях -с 82% до 90%. Гласные от кр-ян составляли
теперь в уездных земских собраниях 31-37%, в губернских -2-7%. Губернатор
фактически контролировал зем. учреждения. Он мог отменить любые их
постановления, постановить на обсуждение любой вопрос. Вводилось новое адм-ное
звено -губернское по земским делам присутствие. 11июня 1892г создано новое “городовое
положение”, по ктму значительно сокращались избират. права гор. насления
(рабочие и мелкая буржуазия) путем увел. имущ. ценза. Преимущ-во отдавалось
крупной буржуазии. Согласно “город. положению” 1892г устранялась система опеки
и адм-ного вмешательства в дела гор. самоуправления. Губернатор направлял и
контролировал деят-сть гор. дум и гор. управ. Гор. головы и члены гор. управ
теперь рассматривались как чиновники на гос. службе, а не как избранные
председатели. Однако контрреофрма не была реализована в силу соц. причин.
История кодификации в России (1700-1835).
1700-в Р.
учреждается первая Кодифик. комиссия. (кодифицировать старое рус. право на
основе Уложения с учетом новых веяний. В 1714г Спец. комисси поручалось свести
все последующие (после 1649) указы и приговоры в сводные сборники. Работы д.
была проводить канцелярия Сената. В 1718г предложено принять в качестве
источника новых прав. норм шведские законы, включив в единый свод Соборное
Уложение, новые указы и шведский кодекс.В 1718г Петр1 приказал прекратить
работу 2ой, а 3ей надо было перевести швед. законы на рус. язык, кт должны
стать рус. правом. Работа все цасртв. Петра и Ек.1 В 1728 -4 Законод. комиссия.
1730-5 Комисиия до 1744 (задача -нормализация судопроиз-ва и вотчинных
отношений. Результат-к концу 31г был подготовлен раздел о вотчинах. В 37г
Комиссия подготовила проекты закона о частичной отмене пыток и нового Ген.
регламента). В 1754 -6ая Комиссия-выработка национ. рус. права, прототип
орг-ции, кт созвала Ек. Вел. с целью утверждения своего уложения. 1760
-проектне утвержден. 7ая Комиссия-задача: совместить в одно челоей работу всех
6 комиссий (по 1832 работали 14 комиссифий). В 1832 завершена работа последней
14ой. В 1826 новый Николай павлович учреждает последнюю Комиссию в виде
Канцелярии. Замест. канцелярии- Сперанский. Его план: 1)полная публикация всех
законов (1649 и по его время). 2)создание инкорпараций, составление свода.
3)создание нового уложения. 1пункт выполнен. В 1830 изданы все важн. законы Р.
имеприи (ПСЗРИ-45 томов, состав: 1649 Уложение-1 том, 45 том -манифест 1825 о
вступлении Ник. на престол). Законы в строгом хронологич. порядке по
царствованиям. Полное собрание законов РИ до 1917г претерпело 3 издания. 2
издание -1881, 3-не закончено. Издание происходило путем добавления новых томов
к 45. Последний год-1916. **2пункт - издание свода явл. инкорпорационным актом.
Нормы права излодены по институтам (систематический метод). В основе ледит
дуализм 2х начал (част. и публ. право). Публичное право -законы гос. союза.
Частное -законы делились на определительные и охранительные. Законы гос. союза
делились на : законы основные. з.учреждения, з. о сословиях. Гос.
охранительные: о благочинии (полиц.-адм-ные), уголовные. Гражданские: з.Союза,
общие з об имуществах, спец. законы об имуществе. Гражданско-охранительные: з.
судопроиз-ва, з. судопроиз-ва, з. о мерах гражд-х взысканий. **Свод -в 15
томах, 1 янв. 1835 встцупилв силу. Неизменен до 1885г. В этом же году +16 том
(суд. уставы Ал2.). Кодификация гражд. права -Сперан. начал работу, основа
-Кодекс Наполеона (1804). Но император запретил работу. Работа однмко
продолжадась и в 1848г -новое угол. Уложение. Гражд. права не существовало.
Основа работы на ним -Герм. гражд. уложение 1900г. Первый гражд. кодекс в Р.
появился в 1922 при большевиках. Угол. кодекс принят сов. властью в 1919г. В
1926-новое издание УК. Последняя крупная кодификация -1963-64гг.
Источники права Империи.
Ед-ным
источником права 18в. признан закон, кт имел реформаторский хар-р. Лишь при
Ек.2 старались возвратиться к согласованию закона с обычным правом. В период
империи установилось понятие о закон, как о воле государя, правильно
объявленной. Словесне указы были запрещены Петром2, однако Ек.1 дала им силу
закону, лишь бы они были переданы через определенное илцо. Император Петр3
указал, что такое объявление возлагается на сенаторов, генерал-прокурора и
президентов 3х гос. коллегий. По указу 1921г все акты, кт имеют действующий
хар-р законов, должны были быть представлены в Сенат на утверждение. Указ 1722г
установил, что неведением закона нельзя отговариваться (применительно к лицам,
облеченным властью). В указе о единонаследии 1714г выражено правило: закон
обратной силы не имеет, но тут же сделана оговорка о том, что сам указ о
единонаследии имеет обратную силу. Толкование закона предоставлено Сенату, но
лишь в исключит. случаях (при отстут. государя и лишь применительно к данному
делу, а не в общеобязательной форме). Благодаря реформаторскому хар-ру закона,
нам являются новые его формы. Ек2. теоретически хотела установить 3 формы
законов: 1)законы в собственном смысле (те установления, кт ни в кое время не
могут переменяться). 2)наказы и уставы (временные учреждения). 3)законы частные
(указы). Иторически сложились след. формы: 1)уставы (специальные узаконения для
известного ведомства какой-либо части матер. права). 2)регламенты и учреждения
(учередительные акты для тех или иных ветвей управления). 3)указы отразили все
свойства законод-ва 18 века (неустойчивость, многочисленность,
противоречивость). Нект из них дают новые, сущ-но важные узаконения уголовного
и гражд. хар-ра. Сюда же относятся инструкции при ревизиях и манифесты
(важнейшее преобразование в области гос. права).
Учреждения Гос.Думы и Гос.Совета после 1905.
Система
представ. учреждений вводилась в Р. рядом гос. актов, начиная с Манифеста 6авг.
1905г и кончая основными гос. законами 23 апр. 1906г. 17окт. 05г -Манифест об
усовершенствовании гос. порядка (1)свобода совести..2)привлеч. к выборам
широких слоев населения. 3)обязат. порядок утверждения Думой всех издаваемых
законов). После разгрома воор. восстания в М. издается указ от 11дек. 05г Об
изменении положения о выборах в Думу-расширен круг избирателей (м. старше 25л.
кроме солдат, студентов. поденных рабочих и части кочевников). Не прямое и
неравное для курий. Депутаты избирались избирательными собраниями (выборщики от
каждой губернии и крупных городов). 20фев. 1906г Учреждение Гос. думы. в кт
опред. ее компетенция: разработка З. и обсуждение, утвержд. бюджета. На 5лет
избиралась. Отстранял деп-ов Сенатом. Досрочно распустить Думу мог имп-р.
Одновременно принято положение о Гос. совете, кт стал верхней палатой (=права
Думе). Все законопроекты д. утверждать после Думы Сенат, а потом имп-р. Пред-ль
и вицепред-ль Совета назначались ежегодно имп-ром. 23апр. 06г -Основные гос.
законы (их изменить мог только имп-р). В гл1.: Имп-ру Всерос-му принадл. верх.
самдержавная власть. Власть управления-также имп-ру, но зак-ную он делил вместе
с Думой и Советом. Дума и Совет не обсуждали вопросы платежей по гос. долгам.ю
кредитах Мин-ву двора, гос. займы. Совет-консерв. орган, сдерживающий либер.
порывы Думы. 1ая Думы -72 дня. Позже вместе с манфестом о роспуске 3ей Думы
было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избират закона
-нарушение Манифеста 17окт 05г (т.к. никакие З. не могут приним. бех одобрения
Гос. думой). Новый закон уреал пред-лей окраин (Польша, Кавказ, Ср. Азия). 14
июня 10г закон Об изменении и дополнении нектх постановлений о кр-ком
землевладении, а 29мая 11г -Положение о землеустройстве, кт регулировало работу
землеустроительных комиссий. Июнь 12г-законы о соц. страховании рабочих. По
иниц. прав-ва Дума приняла законы О введении земского самоуправления в юж. и
зап. губерниях. но оппозиция Совета. Июнь 12г Дума и Совет законопроект О
преобразовании суда в сельских местностях (суд. власть от зем. начальников
-мировым судьям. кт избирались зем. собраниями). 1910 Закон О порядке издания
касающизся Финляндии законов и постановлений общегос-ного значения -шир.
воз-сти для вмеш-ства в финские дела. 1912 закон О выделении из состава Польши
новой губернии. **1ая мировая-единение Думы и прав-ва, но раскол. 25фев. 17ш
имп-р издает указ о роспуске Думы. Ее депутаты создают 27 фев. Врем. комитет
Гос. думы, на основе ктго будет создано Врем. прав-во.
Верховные власти (март-окт. 1917).
Имп. власть
прекратила свое сущ-ние 27 фев. 1917г. Для поддержания порядка ГД сформировала
в этот день Временный комитет ГД, а 1 марта - Врем. прав-во (полная полит.
амнития, осн. права и свободы граждан, равноправие солдат и граждан, создание
милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредит. собранию). 2 марта
деп.Думы Гучков и Шульгин -в Псков просить имп-ра отречься. манифестом 3 марта
предоставил решать Учред. собранию. При Мин-вн юстиции создана Чрезв.
следственная комиссия по расследованию деят-сти бывших мин-ов. Образованы новые
органы: Эк-кое совещание, Юр. сов, Сов по реофрме местного самоуправления, цель
ктх-выработка основ управления новой соц-эк-кой системой страны. Врем. прав-во
возглавил Львов (пред-ль Всерос. земского союза). 27фев. в Петр. -Совет рабочих
и солд. депутатов.Двоевластие. В июне 17г около 390 местных делегатов прислали
своих делегатов на первый Всерос. съезд советов, кт избрал ВЦИК (эсеры и
м-вики). Лишб в июне решено назначить выборы Учреди. собрания на 17сент.
потом-на ноябрь. В авг. в Москве создано Гос. совещание, на ктом произошел
раскол умеренных и рев-ных групп. Врем. прав-во, потерявшее авторитет после
“дела Корнилова”, стало искать поддержки среди социалистов. 1сент17г Р.
-республика. 14сент созывается Дем-кое Совещание из пред-лей советов,
кооперативов, земств и армейских орг-ций. Создан орган контроля над прав-вом
-Временный Совет республики (“предпарламент”), превратившийся в орган
законодательных предположений. В октября распускаются выборные члены Гос.
совета, распуск. ГД, кт пыталась оказать влияние на прав-во. остатки высших
органов старой власти исчезли окончательно.
Двоевластие.
Врем. прав-во -
легитимный орган власти. В то же время в ходе восстания образ. Советы (солдаты,
пролетариат). Петросовет -раб. и солдаты Петроград. гарнизона. Врем. прав-во -
это вся Россия на законных основаниях. 2марта -договор: Врем. прав-во получает
все полноту власти, если оно будет готовить созыв Учредит. Собрания. Помимо
Петроградского Совета в марте 1917г возникло свыше 600 Советов на местах, кт
избрали постоянно действующие органы -исполнительные комитеты. Это были
избраники народа, опиравшиеся на широкуб поддержку труд. масс. В то время
преобладающее влияние в Советах, как в Петроградском, так и в провинциальных,
имели представители партий мен-ков и эсеров, кт ориентировались не на победу
социализма, полагая что в отсталой России нетдля этого условий, а на развитие и
закрепление ее буржуазно-дем. завоеваний. Такую задачу, считали они, в перех.
период может выполнить Врем. буржуазное прав-во, ктму в проведении дем.
преобразований страны необходимо обеспечивать поддержку, а при необх-=сти
оказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластия
находилась в руках Советов, ибо Врем. прав-во могло управлять только при их
поддержке и проводить свои декреты с их санкции. В 1ое время Врем. прав-во и
Петрогр. Совет рабочих и солдатских депутатов действовали совместно и проводили
свои засдания в одном здании -Таврич. дворце. который превратился в центр
полит. жизни страны. ** Затем последовали кризисы Врем. прав-ва: 1)18апр. 1917г
нота Милюкова -намерение Врем. прав-ва довести войну до решит. конца-восстание
-долой Врем прав-во! 2)июньский кризис-Ленин сказал, что б-вики готовы взять
власть в свои руки, а его партия-ум. чесит и совесть нашей эпохи. 3)провал
армии, 4июля-выступления рабочих. Новое коалиц. прав-во (глава-Керенский)-”Прав-во
нар. спасения”. Власть фактически сосредоточилась в руках прав-ва. С
двоевластием было покончено.
.Законодательные акты Временного правительства
Весной 17г
прав-во принимает ряд прав. актов, расширяющих дем. права и свободы.
Демократизация полит. жизни. март-постановление О кооперативных товариществах и
из союзах, возникающих без особого разрешения правительственной власти.
Апрель-положение О рег-ции товариществ, обществ и союзов (значит. упрощен).
Апрель -закон О рабочих комитетах в пром. заведениях (рассм. споры рабочих с
пред-лями, култ-просвет. деят-сть). Тогда же законы О печати и Об учреждениях
по делам печати -запрет адм-ных взысканий на издания. После восстания -О
наказаниях за публичные призывы. Прав-во однак запрещает аресты без суда
ограничивает число областей на воен. положении (О лицах. арестованных во
внесудебном порядке). Март-отмена смерт. казни (восстановлена в авг. для
военнослужащих). Авг-Условия досрочного освобождения заключенных. **Спец.
органы по регулир.эк-ки (Эк. совет, Гл. эк-кий комитет, отраслевые
мин-ва)-стабилизация страны, ведущей войну и охваченной рев-цией. **Военно-адм.
методы -март. постановление прав-ва - Об обеспечении снабжением гос-ых и
общественных учреждений, путей сообщения. заводов и предриятий, работающих на
нужды обороны металлами и топливом. Март-постан. прав-ва Об учреждении
общегос-ного Продовольственного комитета-выработка продов. плана под рук-вом
мин-ра земледелия. Позже-постан. О передаче хлеба в распоряжение гос-ва и о
местных продов-ых органах-вводили чрезв. режим в области хлебных хаготовок.
Залог хлеба запрещался. Июль 17г-положение О Мин-ве продовольствия. -снабжение
армии и населения прод-ем по согласованию с мин-вом земледелия, регулирование
произ-ва и потребления. Март-постан. Об установлении принудит. поярдка на
перевозные средства -трасп. повинность для гос-ых и общ-ых нужд. Тогда же -Об
образ. Особого временного комитета по делам о частных ж/дорогах (расм. передача
частных ж/д гос-ву). В мае 17г образовались: 1)Совет по вопросам развития
произ-ных сил страны (обсуждение основных начал эк-кой политики поиск общих мер
содействию внутр. и внеш. торговле). 2)Заготовительный комитет при Мин-ве
торговли и пром-сти -содействие успешному развитию пром-сти путем установления
ед-ва и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, та ки за
границей. **Позже -положение О эк-ком совете и Главном эк-ком комитете при
Врем. прав-ве -высший планирующий орган в сфере эк-ки. **Для законотворческой
деят-сти Врем. прав-ва важное значение имело постановление (авг.1917г) О
согласовании Свода законов с издаваемыми Временным прав-вом постановлениями,
определившие критерии для использования в новых условиях законодательства,
изданного в период монархии. Март 17г-Юридическое совещание (вопросы публ.
права. возник. в связи с устна. нового гос. строя). В положении О судах по
адм-ным делам (май 17г) адм-ный судья, приравненный к окружному, наделялся
правом рассматривать дела: по протестам комиссаров прав-ва на мест. органы, по
жалобам прав-ных учреждений на местные органы, и местных органов на
правительственных комиссаров. Сент-окт. 17г-проект Об орг-ции Исп. власти при
Учред. власти. Учр. собрание д. было избрать временного Президента республики,
кт становился главой гос-ва и главой прав-ва. Законопроекты д. были вноситься в
Учр. собрание от имени Президента, кт наделялся зак. инициативой. **Проект
создания исп. власти не был реализован: Окт. рев-ция разрушила как все эти
проеты, так и действующую систему власти, управления и суда.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|