Исландские компании в схемах налогового планирования позволяют оптимизировать налогообложение
Исландские
компании в схемах налогового планирования позволяют оптимизировать
налогообложение
Республика
Исландия расположена в северной части Атлантического океана и является крайней
западной точкой Европы.
Площадь
острова, на котором расположено государство, составляет около 103 тыс. кв. км.
Население
страны насчитывает 280 тыс. человек, столица - Рейкьявик.
Главой государства
является президент.
Исландия входит
в Европейскую ассоциацию свободной торговли, имеет 15 ратифицированных
договоров об избежании двойного налогообложения.
Денежная
единица - исландская крона (ISK);
Исландия
отсутствует в перечне оффшорных зон.
Использование
исландской компании при перемещении пассивных доходов при дальнейшей
репатриации средств в оффшорную юрисдикцию позволяет избежать существенных
налоговых потерь.
Исландия не
является оффшорной зоной, однако в этой стране действует довольно либеральное
налоговое законодательство. Так, налогообложение исландской частной компании с
ограниченной ответственностью и исландского общества с ограниченной
ответственностью осуществляется на основании бухгалтерского отчета за год,
который подается налоговым органам страны в конце налогового года. При этом
исландские аналоги наших ООО имеют право самостоятельно устанавливать дату
начала и конца налогового года, для чего должны подать соответствующее
заявление, если приемлемый для них фискальный период не совпадает с календарным
годом.
Среди
корпоративных налогов, которые уплачивают исландские фирмы, присутствует налог
на прибыль (30%), а также налог на активы (около 1,5%) и различные гербовые
сборы.
Контроль за
деятельностью местных фирм с ограниченной ответственностью сводится к
следующему:
*для обществ
необходимо проведение аудита государственным уполномоченным аудитором; *отчеты
частных компаний проверяются инспектором.
*Валютное
регулирование в стране отсутствует как таковое - требование об отчетности,
установленное центральным банком страны, преследует главным образом
статистические цели.
Впрочем,
местные общества и частные компании с ограниченной ответственностью в целях
налогового планирования рассматриваются лишь как «прародители» действительно льготных
в плане налогообложения структур.
Согласно Act on
International Trading Companies, указанные выше фирмы могут быть преобразованы
в компании международной коммерции (КМК). Последние уплачивают налог на
корпоративную прибыль в размере 5% и освобождаются от уплаты налога на активы и
гербовых сборов.
Для обретения
этого статуса исландские компании должны:
1.Предоставить
местному регистрационному органу заявление, бизнес-план и информацию об
учредителях, директорах и управляющих,
2.Уплатить
лицензионный сбор в 100000 исландских крон (в дальнейшем - ежегодный платеж)
3.Согласиться
на выполнение ряда ограничений.
Исландским КМК
не разрешается:
*торговать
товарами, включенными в Соглашение о Европейской экономической зоне (Agreement
on the European Economic Area) и произведенными в Исландии;
*торговать
товарами и услугами в Исландии, а также принимать участие в экспорте товаров и
услуг с источником происхождения из Исландии и т. п.
КМК
разрешается:
1.Посредничество
при осуществлении коммерческой деятельности вне Исландии с участием партнеров,
не являющихся исландскими юридическими лицами;
2.Посредничество
между исландскими юридическими лицами и ведение своего бизнеса при торговле
сельскохозяйственными и морскими продуктами;
3.Услуги по
транзиту товаров через территорию Исландии;
4.Деятельность
в качестве холдинговой компании, которая владеет или инвестирует в иностранные
предприятия нематериальные активы, официально зарегистрированные вне Исландии
(такие как торговые марки, патенты, права на изобретения или публикацию);
5.Владение
зарубежными фирмами (или долями в них), а также другими КМК в Исландии или за
рубежом;
6.Владение
самолетами и судами (кроме рыболовецких) при условии их использования для видов
деятельности, которыми КМК имеет право заниматься;
7.Сдача в
аренду или субаренду самолетов или судов иностранным компаниям при условии их
использования для транспортировки вне Исландии;
8.Приобретение
оборотных активов и услуг (касающихся общего управления, маркетинга и продаж,
финансового контроля, бухгалтерского учета, юриспруденции, финансового
контроля, управления кредитами, страхования товара и общей ответственности,
создания продукта, роялти, франчайзинга, дизайна и т. п.) для собственного
использования на территории Исландии;
9.Ведение бизнеса
с другими КМК в Исландии и за рубежом;
10.Приобретение
или наем помещения (иных основных средств) в Исландии для прямого использования
в своей деятельности;
11.Хранение
денежных активов в Исландии и возможность брать займы, как в Исландии, так и за
рубежом для обеспечения повседневной деятельности компании.
12. В случае
необходимости КМК могут подать заявление о ведении учета в иностранной валюте.
Соответствующее разрешение будет выдано, если такой учет будет проводиться в
соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.
С учетом
вышесказанного интересным представляется вариант использования исландской КМК
для оптимизации налоговых потерь при выплате предприятием иностранной фирме
пассивных доходов (проценты, дивиденды, роялти) и дальнейшем использовании этих
средств, что позволяет заменить классическую оффшорную фирму на исландскую КМК
и автоматически снять требование об уплате налога у источника. Кроме того,
исландскую КМК можно использовать в тех схемах, где ныне в качестве посредника
используется фирма из откровенно оффшорной юрисдикции.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://tax-nalog.km.ru/
|