Имплементация норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и судебной практики
Имплементация
норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и судебной
практики Европейского суда по правам человека в российское законодательство.
Обухова Елена
Сергеевна
С введением в
действие в 1993 году новой Конституции Российской Федерации были закреплены
принципиально новые нормы, гарантирующие обеспечение защиты прав человека в
России. [1] Многие конституционные
положения, закрепившие правовой статус человека и гражданина, были развернуты в
последующем в федеральном законодательстве, но немало из этих положений еще
нуждается в дальнейшей детализации и развитии в текущей российской правовой
системе. В последние годы принимаемые в Российской Федерации законодательные
акты, как правило, проходят экспертизу с учетом их соответствия международному
и европейскому праву, и в частности, нормам Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод. [2]
При
рассмотрении вопроса о соответствии российского законодательства нормам
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод необходимо
учитывать судебную практику Европейского суда по правам человека, так как
Европейский суд действует в рамках Европейской конвенции о защите прав человека
и основных свобод и в своих решениях дает толкование нормам указанной
Конвенции.
Сопоставление
правовых норм Конституции Российской Федерации, ряда федеральных конституционных
и федеральных законов, защищающих права человека, других законодательных актов
Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод, решений Европейского суда по правам человека, некоторых других правовых
актов Совета Европы дают основание утверждать, что российское законодательство
уже во многом соответствует европейским стандартам в этой сфере. Однако этот
процесс еще далеко не завершен.
В этой связи,
целесообразно проанализировать процесс имплементации норм Европейской конвенции
о защите прав человека и решений Европейского суда по правам человека в
правовую систему Российской Федерации в связи с необходимостью дальнейшего
совершенствования российского законодательства в области защиты прав человека и
основных свобод.
Следует
отметить, что еще задолго до вступления России в Совет Европы и ратификации
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, с 1992 года
Российская Федерация принимала участие в различных направлениях деятельности
Совета Европы, подключилась к выполнению межправительственных программ
взаимного сотрудничества и содействия, в частности, в области правовых реформ,
защиты прав человека, с целью приведения отечественного законодательства в
соответствие с нормами европейского института защиты прав человека и основных
свобод. Начиная с этого периода важнейшие положения Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод [3]
и решения Европейского суда по правам человека стали находить свое отражение в
различных законодательных актах, вступивших в силу в нашей стране.
Так, Российская
Федерация ратифицировала «Конвенцию о защите прав человека и основных свобод»
от 4 ноября 1950 года с изменениями, внесенными Протоколами к ней Федеральным
законом «О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 года №54-ФЗ. [4]
С момента
ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека
и основных свобод и Протоколов к ней, а также признания в полном объеме
юрисдикции Европейского суда по правам человека, нормы данной Конвенции и
решения Европейского суда по правам человека образуют неотъемлемую составную
часть правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет перед внутренним
законодательством, так как с принятием Конституции Российской Федерации в 1993
году были внесены очень важные изменения в подход России к выполнению
международных обязательств и правовому режиму международных договоров. Согласно
ст. 15 п. 4 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора». [5]
Таким образом, на конституционном уровне впервые был признан принцип, в
соответствии с котором все международные договоры Российской Федерации,
ратифицированные должным образом и введенные в действие, становятся составной
частью национальной правовой системы и для этого не требуется принятия
каких-либо дополнительных актов имплементации.
Учитывая опыт
международного сотрудничества в правовой сфере, а также мнение Европейского
суда по правам человека, следует признать, что наиболее эффективным средством
для реализации положений Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод является их инкорпорация в российскую правовую систему, то есть
непосредственное включение европейских правовых норм во внутригосударственные
акты.
Включение
международных и европейских норм по правам человека в российскую правовую
систему происходит как в виде непосредственного внедрения их в отдельные
положения Конституции Российской Федерации, конституционные и федеральные
законы, так и путем подписания и ратификации нашей страной международных
конвенций, соглашений и договоров, которые содержат такие нормы.
Однако при
применении европейского опыта в организации защиты прав человека Россия должна
учитывать свои национальные особенности и интересы, и в то же время сочетать их
с интересами других стран.
В связи с
ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и
решений Европейского суда по правам человека, в российской правовой системе
расширилось представление о правах человека. В это понятие были включены
европейские правовые нормы и принципы, отражающие жизненно необходимые права и
основные свободы человека, их юридические гарантии.
Несмотря на то,
что еще до ратификации Европейской конвенции и принятия юрисдикции Европейского
суда по правам человека российскими властями были предприняты действия по
инкорпорации европейских стандартов защиты прав человека в правовую систему
Российской Федерации, до настоящего времени в российском законодательстве
существуют серьезные разногласия с нормами Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод и решений Европейского суда по правам человека. Тем
не менее, на сегодняшний день можно утверждать, что законотворческими органами
Российской Федерации была проделана серьезная работа по приведению российского
законодательства в соответствие с нормами европейского права в области защиты
прав человека.
Так, в целях
приведения российского законодательства в соответствие с нормами Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод и решений Европейского суда
по правам человека группой известных отечественных юристов – международников,
доктором юридических наук, профессором Ю.М. Колосовым, доктором юридических
наук, профессором Л.М. Энтиным, доктором юридических наук, профессором И.Л.
Петрухиным и доктором юридических наук, профессором, судьей Европейского суда
по правам человека от Российской Федерации А.И. Ковлером и другими, была
проведена значительная работа по сопоставлению национального законодательства и
практики с принципами и стандартами Совета Европы на базе Института
Европейского права МГИМО(у) и Института государства и права РАН в рамках
Программы сотрудничества Совета Европы, Европейской Комиссии и Российской
Федерации. [6]
Предпринятый
группой экспертов правовой анализ установил необходимость корректировки целого
ряда законодательных актов Российской Федерации, издания нормативно-правовых
актов, восполняющих имеющиеся пробелы, а также радикального изменения
правоприменительной практики российских государственных органов, противоречащей
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
По итогам
экспертного исследования Главным государственно-правовым управлением Президента
Российской Федерации был разработан План подготовки в 1998 году первоочередных
законопроектов для приведения законодательства Российской Федерации в
соответствие с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, который был
утвержден Президентом Российской Федерации 29 марта 1998 года № ПР-437.
В указанном
Плане были определены первостепенные и наиболее важные направления
реформирования российского законодательства в русле требований Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод и решений Европейского суда
по правам человека. В соответствии с Планом был подготовлен проект Федерального
закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и
основных свобод», который был подписан Президентом РФ 20 марта 2001 года №
26-ФЗ [7].
Указанным
Федеральным законом были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс
Российской Федерации, [8]
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, [9] Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, [10] Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях, [11] Федеральный закон
«Об оперативно-розыскной деятельности». [12]
Эти законодательные изменения были полностью включены в позже принятые новые
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях. [13]
В частности,
упомянутым Федеральным законом от 20 марта 2001 года «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с
ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» было внесено
дополнение части 2 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации,
направленное на более полное обеспечение прав лиц, в отношении которых
применяются принудительные меры медицинского характера. Этим лицам, в соответствии
с Федеральным законом, предоставлено право самостоятельно ставить вопрос об
изменении им вида принудительного лечения или об отмене такого лечения. Такое
же право предоставлено их законным представителям и (или) близким
родственникам. Кроме того, освидетельствование такого лица может проводиться по
инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о
необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо
прекращения ее применения.
Также, ст. 139
Уголовного кодекса Российской Федерации была дополнена примечанием, в котором
дается понятие «жилища». Понятие «жилища» распространяется на все статьи
Уголовного кодекса РФ, в которых оно использовано. Эта законодательная новелла
учитывает расширительное толкование понятия «жилища» в решениях Европейского
суда по правам человека, и тем самым позволяет в большей степени обеспечивать
гарантии неприкосновенности частной собственности граждан, и в частности, их
жилых помещений.
Изменения и
дополнения коснулись и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, и были
направлены на обеспечение обвиняемого (подозреваемого) защитником по делам,
связанным по применению принудительных мер медицинского характера. Кроме того,
внесенными изменениями был устранен пробел в Уголовно-процессуальном кодексе
РСФСР и Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», касающийся
особенностей использования, хранения и уничтожения фонограмм с записями
прослушивания лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Внесенное
изменение в часть вторую ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской
Федерации установило, что «переписка осужденного с судом, прокуратурой,
вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, Уполномоченным по правам
человека в Российской Федерации, а также переписка осужденного с защитником или
иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не
подлежит». [14] Данное положение отражает
требование статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод и полностью соответствует практике Европейского суда по правам человека.
Изменения и
дополнения, внесенные в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях были
направлены на создание равных условий для правонарушителя и для потерпевшего от
совершенного правонарушения. В связи с этим, Федеральным законом от 20 марта
2001 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и
основных свобод» был закреплен принцип состязательности участников производства
по делам об административных правонарушениях.
Внесенные
вышеуказанным Федеральным законом дополнения и изменения, направленные на
приведение российского национального законодательства в соответствие с нормами
Европейской конвенции о правах человека и его основных свобод в значительной
мере коснулись Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, которые полностью были
включены в разработанный и принятый впоследствии Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации, вступивший в силу с 1 июля 2002 года. [15]
Кроме того,
положения Плана указали на необходимость исключения из российского
законодательства положений, устанавливающих полномочия комиссий по делам
несовершеннолетних по применению принуждения и ограничения свободы во
внесудебном порядке. Вместе с тем, были необходимы дополнительные исследования,
в какой степени положения законодательства Российской Федерации относительно
профилактики и борьбы с несовершеннолетними правонарушителями соответствуют
Европейским стандартам в области прав человека.
Поскольку при
обсуждении указанных проблем различными ведомствами были высказаны различные
точки зрения, Главное государственно-правовое управление Президента Российской
Федерации выступило с инициативой передачи на экспертизу в Совет Европы в
рамках программы Европейской Комиссии и Совета Европы по укреплению федеральной
структуры, введению механизмов защиты прав человека и реформе правовой системы
в Российской Федерации двух нормативно-правовых актов – Закона РСФСР «О
милиции»
[16] и Федерального закона «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [17]
В целом,
эксперты Совета Европы пришли к заключению, что Закон РСФСР «О милиции» не
противоречит каким – либо серьезным образом «духу и букве» Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод и судебной практике
Европейского суда по правам человека. В связи с этим, было принято решение не
вносить на данном этапе изменения в Закон РСФСР «О милиции».
Однако
серьезную озабоченность у экспертов Совета Европы вызвал Федеральный закон «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. [18] По мнению экспертов, ряд положений закона
противоречит требованиям Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод, а также Европейской конвенции по предупреждении пыток и
бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания
1987г. [19]
Таким образом,
по итогам проведенной экспертизы летом 2000 года Президент Российской Федерации
дал поручение соответствующим министерствам и ведомствам представить
предложения по внесению необходимых корректив в российское законодательство.
В связи с этим
и с учетом выводов экспертов Совета Европы относительно ряда положений
Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» Минюстом России совместно с Минтрудом
России, Минобразованием России, Минздравом России, МВД России, Минобороны
России при участии Верховного Суда Российской Федерации, Генеральлной
прокуратуры Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при
Европейской суде по правам человека и Главного государственно-правового
управления Президента Российской Федерации был подготовлен проект Федерального
закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и
другие законодательные акты Российской Федерации». [20]
В настоящее
время Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» еще не принят и находится на рассмотрении в Федеральном
Собрании.
Таким образом,
с принятием в рамках реализации Плана подготовки в 1998 году первоочередных
законопроектов для приведения законодательства Российской Федерации в
соответствие с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод Федерального
закона от 20 марта 2001 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о
защите прав человека и основных свобод» и разработкой Федерального закона «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»» Российская
Федерация предприняла первые основные шаги на пути приведения российского
законодательства в соответствие с нормами Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод и решений Европейского суда по правам человека, что
указывает на готовность российских властей следовать своим обязательствам,
которые Россия взяла на себя с ратификацией указанной Конвенции и признанием
юрисдикции Европейского суда по правам человека.
Также,
целесообразно проанализировать другие законодательные акты Российской
Федерации, содержащие основные права и свободы человека и гражданина, на
соответствие их нормам Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод и решениям Европейского суда по правам человека, для выявления несоответствия
отдельных положений российского законодательства указанным нормам и решениям и
предупреждения дальнейших нарушений российским правом европейских стандартов в
сфере защиты прав человека.
В целом,
существует не так много правовых различий между российским законодательством и
правовыми стандартами Совета Европы в вопросах, отражающих основные,
«естественные» права человека: право на жизнь; отмена смертной казни; равенство
всех перед законом и судом; недопустимость дискриминации; запрещение пыток,
насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения
или наказания; право на свободу и личную безопасность и других основополагающих
прав человека. Эти права были значительно расширены в российском
законодательстве с принятием Парламентом России Федерального конституционного
закона «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года №
1-ФКЗ [21], Федерального закона «О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от
15 июля 1995 года № 103-ФЗ, [22]
Уголовного кодекса от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ [23]
и других законодательных актов.
Следует
подчеркнуть, что в Уголовном кодексе Российской Федерации получили воплощение
международные, а также и европейские стандарты по правам человека. Прежде всего
это отражается в формировании задач, принципов и норм как общей, так и
особенных частей Уголовного кодекса Российской Федерации. Его главной целью
определена охрана прав и свобод человека и гражданина (п. 1, ст. 2 УК РФ),
соответственно Особенная часть на первое место ставит защиту от преступных
посягательств основных общечеловеческих ценностей: жизнь, здоровье, свободу,
честь и достоинство, конституционные права и свободы человека и гражданина,
семью и права детей. Таким образом, права человека как определяющее для всего
Уголовного кодекса Российской Федерации закреплено впервые в российском
уголовном законе и в системе принципов, сформулированных в качестве его
самостоятельных частей (ст. 3-8 УК РФ). [24]
Среди
принципов, которые воспроизводят международные и европейские стандарты и имеют
особое значение для нашей правоприменительной практики, в Общей части
Уголовного кодекса РФ следует выделить принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ).
Содержательно, гуманизм проявляется в объединении двух начал: обеспечении безопасности
членов общества от преступных посягательств и в одновременном обеспечении
гуманного и справедливого уголовного наказания лицам, преступившим закон. [25]
В международном
праве прочно утвердился принцип уголовной ответственности физических лиц, виновных
в совершении международных преступлений. Так, в Уголовном кодексе РФ
устанавливается уголовная ответственность за: планирование, подготовку
развязывания или ведение агрессивной войны (ст. 335 УК РФ); публичные призывы к
агрессивной войне (ст. 354 УК РФ); производство или распространения оружия
массового поражения (ст. 355 УК РФ); применения запрещенных средств и методов
ведения войны (ст. 356 УК РФ); геноцид (ст. 357 УК РФ); экоцид (ст. 350 УК РФ);
наемничество (ст. 359 УК РФ); нападение на лиц или учреждения, которые
пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ). [26]
Таким образом,
можно сделать вывод, что в целом основные международные стандарты в области
защиты прав человека, а в частности, нормы Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод и судебной практики Европейского суда по правам
человека, нашли свое отражение в новом Уголовном кодексе Российской Федерации.
Однако,
нерешенным в законодательном плане пока остается для России вопрос о введении
моратория на применения смертной казни и ее отмены в стране, что не
соответствует требованиям ст. 1 Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод: «Смертная казнь отменяется. Никто не может
быть приговорен к смертной казни или казнен». [27]
Хотя в Конституции
Российской Федерации и в Уголовном кодексе Российской Федерации содержаться
нормы о применении смертной казни в стране, фактически Указом Президента
Российской Федерации «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи
с вхождением России в Совет Европы» с 4 августа 1996 года осуществляется
мораторий на применение смертной казни. [28]
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 2 февраля
1999 года, учитывая, что во многих регионах страны нарушается право подсудимых
на суд присяжных, ввел мораторий на внесение смертных приговоров, а Президент
Российской Федерации Указом от 3 июня 1999 года отменил исполнение всех уже
вынесенных смертных приговоров в стране.
Вместе с тем,
Россия не выполнила обязательство перед Советом Европы в этой области, не
приняв закона об отмене смертной казни. «На отношение российских парламентариев
к этому вопросу оказывает влияние продолжающееся ухудшение криминогенной
обстановки в стране, и, в связи с этим, - не популярность у подавляющей части населения
идеи об отменене смертной казни». [29]
В апреле 1998
года перед Государственной Думой Российской Федерации был поставлен вопрос об
отменен смертной казни, однако законопроект Президента Российской Федерации был
отвергнут 176 голосами против 75. [30] 6
августа 1999 года Правительство Российской Федерации еще раз представило
Протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод для
ратификации в Государственную Думу, который также не был принят.
Позднее эта
проблема была решена самым неожиданным образом. В феврале 1999 года
Конституционный Суд Российской Федерации вынес решение о том, что для вынесения
приговора применения смертной казни обвиняемого должен судить суд присяжных. [31] Конституционный Суд Российской Федерации
особо подчеркнул, что там, где нет возможности проведения судебного заседания с
участием присяжных, не может быть вынесен смертный приговор. То, что
замышлялось как переходное положение, в действительности оказалось постоянным
ограничением и, следовательно, противоречило статье 19 «равенство перед
законом», части 2 статьи 20 «право на жизнь» и части 1 статьи 46 «судебная
защита прав» Конституции Российской Федерации.
Несмотря на то,
что возможность отмены смертной казни вызывает неоднозначное, а порой и резкое
осуждение общественности, Российской Федерации необходимо законодательно
урегулировать данный вопрос, возможно путем признания отмены смертной казни,
так как Российская Федерации приняла на себя обязательство ратифицировать
Протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,
который отменяет применение смертной казни в мирное время.
Следует
отметить, что Конституция Российской Федерации в отличие от Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 2) не содержит
четкого положения об «абсолютно необходимых» основаниях лишения жизни.
В рамках
приведения в соответствие российского законодательства нормам Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод и решениям Европейского суда
по правам человека в целый ряд российских нормативно-правовых актов,
регламентирующих права и обязанности военнослужащих, были внесены изменения и
дополнения, и также приняты новые федеральные законы.
Подвергшееся
ранее критике со стороны международных экспертов правовое положение российских
военнослужащих в настоящее время в целом отвечает европейским стандартам,
закрепленным в том числе в Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод. Всего за последнее время было принято свыше 300 нормативных
актов, регламентирующих правовое положение военнослужащих.
Основные
положения этих правовых новелл вошли в новые федеральные законы: «О статусе
военнослужащих», [32] «О воинской
обязанности и военной службе», [33] «Об
обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих,
граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава
органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов
налоговой полиции». [34] В Уголовном
кодексе Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за
«нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии
между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства
или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием» (ст.335 УК
РФ), за оскорбление военнослужащего (ст.336 УК РФ) и другие нарушения его прав.
[35]
Вместе с тем
многие правовые нормы в части прохождения гражданами военной службы, особенно в
вопросах защиты жизни и здоровья военнослужащих, их личной безопасности не
реализуются на практике.
Указом
Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 года «О внесении изменений в
общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации» [36] с 1 июля 2002 года внесен ряд изменений в
Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб.
С внесением
изменений в Дисциплинарный устав с 1 июля 2002 года военнослужащий может быть
арестован в дисциплинарном порядке только по судебному решению, что полностью
соответствует нормам Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод. [37]
Таким образом,
с принятием новых основных законов, регламентирующих деятельность
военнослужащих, Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998
года № 76-ФЗ, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от
28 марта 1998 года № 53-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 30 июня
2002 года «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил
Российской Федерации» правовое положение военнослужащих в Российской Федерации
улучшилось и в настоящее время в большей своей части соответствует нормам
Европейской конвенции о защите права человека и основных свобод и решениям
Европейского суда по правам человека.
Следует
отметить, что в российском праве в соответствии с европейскими стандартами, в том
числе и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и
решениями Европейского суда по правам человека, нашли законодательное
закрепление права, призванные обеспечить неприкосновенность частной жизни
человека: право на свободу передвижения и запрещение высылки граждан, право на
уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, право на защиту
чести и достоинства, права иностранных граждан и другие.
Эти права нашли
развернутое обоснование в ст. 23-27 Конституции Российской Федерации [38], в Законе «О праве граждан Российской
Федерации на свободное передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 [39], Части 1 Гражданского кодекса Российской
Федерации от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ [40],
Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ [41], Федеральном законе «О
национально-культурной автономии» от17 июня 1996 года № 74-ФЗ [42], Федеральном законе «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 агуста 1996 года №
114-ФЗ [43], а также в законах «О
беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528-1 [44]
и «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года № 4530-1 [45] и других нормативно-правовых актах
Российской Федерации.
В соответствии
с требованиями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и
решений Европейского суда по правам человека, в частности Протоколов 4 (ст. 4)
и 7 (ст.1) к Конвенции («запрет коллективной высылки иностранцев», «процедурные
гарантии в случае высылки иностранцев» и другие) было более четко определено
положение иностранных граждан с учетом новых внешнеполитических и
международно-правовых факторов с принятием Федерального закона Российской
Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [46].
Многие права,
способствующие духовной, политической, социокультурной, профессиональной и
другой социальной самореализации человека: свобода мысли, совести и
вероисповедания; свобода выражения мнения; свобода собраний и ассоциаций; право
на свободные выборы: право на труд; право на образование и другие, - за
последние годы достаточно четко определены в российском законодательстве в
соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод
и европейскими правовыми стандартами в целом.
После
вступления Российской Федерации в Совет Европы с учетом важнейших положений
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающихся выше
названных прав, были приняты такие определяющие правовые акты, как Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 114-ФЗ [47], федеральные законы: «О занятости населения
в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1 [48], «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» от 12 января 1996 года №10-ФЗ [49],
«О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года №
125-ФЗ [50], а также федеральные законы,
которые содержат общие принципы организации избирательной системы, гарантии
избирательных прав граждан и регламентацию проведения выборов на всех уровнях:
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ [51], «Об обеспечении конституционных прав
граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления» от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ [52]
и многие другие правовые акты.
Важным шагом
приведения уровня правовой социальной защищенности работников наемного труда в
соответствии с европейскими правовыми стандартами, утверждения системы
государственного регулирования рынка труда, контроля за соблюдением
законодательства о труде, особенно за выплатой заработной платы явилось
принятие нового Трудового кодекса Российской Федерации [53].
Следует
отметить, что, учитывая обязательства Российской Федерации при вступлении в
Совет Европы, был принят Федеральный закон об альтернативной гражданской
службе, который вступает в силу с 1 января 2004 года. [54] Он предоставит право гражданам Российской
Федерации, чьи убеждения или вероисповедания противоречат несению военной
службы, а также в иных случаях, заменить военную службу альтернативной
гражданской службой, как это предусмотрено ст. 29 Конституции Российской
Федерации. [55]
Также ряд
разногласий с европейскими нормами, регламентирующими свободу собраний и
ассоциаций и политические права, был снят с принятием таких законов, как Указ
Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведения митингов,
демонстраций, уличных шествий и пикетирования» от 25 мая 1992 года № 524 [56] и Федеральный закон «О политических
партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ. [57]
Таким образом,
за последние годы в Российской Федерации было принято большое количество
законодательных актов, предоставляющих свободу мысли, совести и
вероисповедания, свободу выражения мнения, свободу собраний и ассоциаций,
политические права, право на труд и образование, что позволяет Российской
Федерации интегрироваться в европейское правовое пространство. Однако важно не
только создать норму, регулирующую указанные права и свободы, но и обеспечить
ее соблюдение и обеспечение.
Также в
законодательных актах Российской Федерации широкое отражение нашли права,
предоставляющие человеку судебную, процессуальную защиту его прав и свобод, а
также правовую помощь, право на справедливое судебное разбирательство,
презумпция невиновности, наказание исключительно на основание закона, право на
эффективные средства правовой защиты, право на компенсацию в случае судебной
ошибки и другие. По этой группе прав российское законодательство в большинстве
случаев соответствует Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод и прецедентам Европейского суда по правам человека.
Совершенствование
процессуального законодательства и приведение его в соответствие с европейскими
нормами, в частности, статьями 5, 6 и 7 Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод связано с принятием нового Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации в 2002. [58]
В целом,
Российская Федерация за последние несколько лет, с момента ратификации
Европейской конвенции о защите прав человека и по настоящее время, провела
колоссальную работу по приведению российского законодательства в соответствие с
нормами Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и
решениями Европейского суда по правам человека, путем имплементации этих норм в
законодательство России и принятия десятка новых основополагающих федеральных
законов. Таким образом, Российская Федерации практически полностью выполняет
взятые на себя обязательства при ратификации Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод по приведению российского законодательства в
соответствие с основными европейскими стандартами защиты прав человека.
Тем не менее,
существуют и по настоящее время неразрешенные противоречия между российским
законодательством и нормами Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод и прецедентными решения Европейского суда по правам человека.
Так, до сих пор не ясен вопрос об отмене смертной казни в Российской Федерации,
так как при ратификации Европейской конвенции Россия обязалась в последствии
ратифицировать Протокол № 6, запрещающий применение смертной казни.
Также, важно
отметить, что выполнение обязательств Российской Федерацией, взятых на себя с
ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,
требует не только приведения российского законодательства в соответствие с
нормами Конвенции и судебной практикой Европейского суда по правам человека
путем принятия соответствующих законов, но и соблюдения их в
правоприменительной практике.
Таким образом,
Россия, являясь членом Совета Европы, должна и дальше предпринимать все
необходимые меры по приведению российского законодательства в соответствие с
основными европейскими стандартами в сфере защиты прав человека и основных
свобод, в частности, с нормами Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод и решениями Европейского суда по правам человека, в целях
признания Российской Федерации со стороны международного и европейского
сообщества демократическим государством, которое выполняет взятые на себя
международные обязательства и ставит защиту прав человека главной
государственной задачей.
Список
литературы
[1]
Конституция Российской Федерации. Российская газета, 1993 г., № 237
[2] Федеральный закон «О ратификации
Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30
марта 1998 г. № 54-ФЗ. СЗ РФ, 1998 г., № 14, Ст. 1514; официальный текст
Конвенции был опубликован в СЗ РФ, 1998 г., № 20, Ст. 2143
[3] Федеральный закон «О ратификации
Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30
марта 1998 г. № 54-ФЗ. СЗ РФ, 1998 г., № 14, ст. 1514; официальный текст
Конвенции был опубликован в СЗ РФ, 1998 г., № 20, ст. 2143
[4] СЗ РФ, 1998 г., №14, ст. 1514.
[5] Конституция Российской Федерации.
Российская газета, 1993 г., № 237
[6] См. об этом подробнее: Европейская
Конвенция о защите прав человека и основных свобод и законодательство и
правоприменительная практика Российской Федерации. Сравнительный анализ.
Русская версия. Изд-е Совета Европы. Страсбург, 1997. 183 с.; В составлении
упомянутого издания принимали участие известные российские
юристы-международники: д.ю.н. профессор Колосов Ю.М., : д.ю.н. профессор Энтин
Л.М., : д.ю.н. профессор Малеев Ю.Н., : д.ю.н. профессор Петрухин И.Л., д.ю.н.
профессор Ковлер А.И. и др.
[7] Федеральный закон «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с
ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 20.03.2001
№ 26-ФЗ. СЗ РФ, 2001 г., № 13, ст. 1140
[8] СЗ РФ, 1996 г., № 25, ст. 2954
[9] СЗ РФ, 1997 г., № 2, ст. 198.
[10] Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960
,№ 40, ст. 592; 1966, № 36, ст. 1018; 1970, № 22, ст. 442; 1972, № 26, ст. 663;
1983, № 32, ст. 1153; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 25, ст. 1389; СЗ РФ, 1996, №
25, ст. 2964; № 52, ст. 5881 СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3349; 1999, № 2, ст. 233. В
настоящее время действует новый Уголовно-процессуальный кодекс, принятый
Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации» от 18.12.2001 № 177-ФЗ. СЗ РФ , 2001 г., № 52 (ч. 1), ст.
4924
[11] В настоящее время действует новый Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях, куда вошли все
изменения, принятые Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией
Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 20.03.2001 № 26-ФЗ.
Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 № 196-ФЗ.Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2003 г. – 288 с.
[12] Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 № 144-ФЗ. СЗ РФ, 1995 г., № 33,
ст. 3349; 1999 г., № 2, ст. 233; 2000 г., № 1, ст. 8; 2003 г., № 2, ст.16
[13] Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. СЗ РФ, 2001 г., № 52 (ч. 1), ст. 4921
Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №
195-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 1 (ч.1), ст. 1
[14] Федеральный закон «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с
ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» № 26-73 от 20
марта 2001 года
[15] Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 224 с.; Российская газета, 2001 г., №
249 (2861)
[16] Федеральный закон «О милиции» от 18
апреля 1991 № 1026 – 1 (в ред. Законов РФ от 18.02.1993 N 4510-1, от 01.07.1993
N 5304-1; Федеральных законов от 15.06.1996 N 73-ФЗ, от 31.03.1999 N 68-ФЗ, от
06.12.1999 N 209-ФЗ, от 25.07.2000 N 105-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от
29.12.2000 N 163-ФЗ, 26.07.2001 N 104-ФЗ, от 04.08.2001 N 108-ФЗ, от 25.04.2002
N 41-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлениями ВС РФ
от 18.04.1991 N
1027-1, от 17.02.1993 N 4496-1, Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 25.07.2002 N 116-ФЗ). Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 503. Новая редакция
подготовлена с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 25.04.2002 N
41-ФЗ, вступающих в силу с 1 июля 2003 года. До 1 июля 2003 года данный
документ действует в редакции от 10 января 2003 года.
[17] Федеральный закон «Об основах
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999
№ 120-ФЗ, СЗ РФ, 1999 г., № 26, ст. 3177 с изм.: ФЗ от 13.01.01 № 1-ФЗ, СЗ РФ,
2001 г., № 3, ст. 216
[18] Федеральный закон «Об основах профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, СЗ
РФ, 1999 г., № 26, ст. 3177 с изм.: ФЗ от 13.01.01 № 1-ФЗ, СЗ РФ, 2001 г., № 3,
ст. 216
[19] Заключение эксперта Совета Европы С.
Козале «Экспертиза Закона Российской Федерации об основах государственной
системы профилактики правонарушений несовершеннолетних». Совет Европы.
Генеральный Департамент по правам человека – DG II, март 2000
[20] В настоящее время проект Федерального
закона № 210368 – 3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и
другие законодательные акты Российской Федерации» уже принят Государственной
Думой ФС РФ во II чтении (Постановление № 3912 - III ГД)
[21] Федеральный конституционный закон «О
конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 № 1 – ФКЗ, СЗ РФ,
1994 г., № 13, ст. 1447, с изм.: ФКЗ от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, СЗ РФ, 2001 г. , №
7, ст. 607; ФКЗ от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, СЗ, 2001г., № 51, ст. 4824
[22] Федеральный закон «О содержании под
стражей обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления» от 15 июля
1995 № 103-ФЗ. СЗ РФ, 1995 г., № 29, ст. 2759 (в ред. Федеральных законов от
21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, с изм.,
внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П)
[23] «Уголовный кодекс Российской Федерации»
от 13.06.1996 № 63-ФЗ. СЗ РФ, 1996 г., № 25, ст. 2954
[24] См.: Ледях И. Новый Уголовный кодекс РФ и
международные стандарты по правам человека // Российская юстиция, 1997 г., № 1
Кондратьев Ю.А.
Европейские стандарты и их применение к системе наказаний по Уголовному кодексу
РФ 1996 г. // Российский следователь, 2002 г. , № 2
«Уголовный
кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ. СЗ РФ, 1996 г., № 25, ст.
2954
[25]см.: И. Ледях «Новый Уголовный кодекс РФ и
международные стандарты по правам человека». Российская юстиция, 1997 г., № 1
[26] «Уголовный кодекс Российской Федерации»
от 13.06.1996 № 63-ФЗ. СЗ РФ, 1996 г., № 25, ст. 2954
[27] Федеральный закон «О ратификации
Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30
марта 1998 г. № 54-ФЗ. СЗ РФ, 1998 г., № 14, Ст. 1514; официальный текст
Конвенции был опубликован в СЗ РФ, 1998 г., № 20, Ст. 2143
[28] Указ Президента РФ «О поэтапном
сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет
Европы» от 16 мая 1996 г. № 724. СЗ РФ, 1996 г., № 21, ст. 2468
[29] Б. Бауринг «Россия, Совет Европы и права
человека». Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия. Сборник докладов.
Институт права и публичной политики. Москва, 2001 г., стр.51-53
[30] См.: А.Ваксян Мораторий на исполнение
смертной казни: вторая попытка// Российская юстиция, 2002 г., № 5, стр. 10-11
[31] Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П «По делу о проверке
конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР,
пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля
1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О
внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»,
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского
суда и жалобами ряда граждан» // Российская газета, 10 февраля 1999.
[32] Федеральный закон «О статусе
военнослужащих» от 27 мая 1998 № 76-ФЗ. СЗ РФ, 1998 г., № 22, ст. 2331 (послед.
изм.: ФЗ от 27.11.2002 № 155-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 48, ст. 4740)
[33] Федеральный закон «О воинской обязанности
и военной службе» от 28.03.98 № 53-ФЗ, СЗ РФ, 1998 г., №13, ст. 1475 (послед.
изм. ФЗ от 22.02.03 № 27-ФЗ, СЗ, 2003 г., № 8, ст. 709)
[34] Федеральный закон «Об обязательном государственном
страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные
сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской
Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28.03.1998, №
52-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 25.07.02 № 116-ФЗ, изм. внесенные
Постановлением Конституционного Суда РФ от 26.12.02 № 17-П). СЗ РФ, 1998 г., №
13, ст. 1474
[35] См. Уголовный кодекс Российской
Федерации. СЗ РФ, 1996 г., № 25, ст. 6125
[36] Указ Президента РФ «О внесении изменений
в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 30 июня 2002 №
671, СЗ РФ, 2002 г., №27, ст. 2676
[37] См.: С. Тихомиров «Дисциплинарный арест
военнослужащего возможен лишь по решению суда»// Российская юстиция, 2002 г., №
12, стр.54
[38] См.: Конституция Российской Федерации.
Российская газета, 1993 г., № 237
[39] Закон «О праве граждан Российской
Федерации на свободные передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1. Российская газета,
1993г., № 152
[40] Федеральный закон «О введении в действие
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.11.94 № 52-ФЗ. СЗ
РФ, 1994 г., № 32, ст. 3302
[41] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995
№ 223-ФЗ. СЗ РФ, 1996 г., № 1, ст. 16 (послед. изм.: ФЗ от 27.06.1998 № 94-ФЗ,
СЗ РФ, 1998 г., № 26, ст. 3014
[42] Федеральный закон «О
национально-культурной автономии» от 17.06 1996 № 74-ФЗ, СЗ РФ, 1996 г., № 25,
ст. 2965
[43] Федеральный закон «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ (с
изм.: от 10.01.2003 № 7-ФЗ, СЗ РФ, 2003 г., № 2, ст. 159), СЗ, 1996 г., № 34,
ст. 4029
[44] Закон «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1
(изм.: от 28.06.97 № 95-ФЗ, СЗ, 1997 г., № 26, ст.2956), Российская газета,
1993 г., № 126
[45] Закон « О вынужденных переселенцах» от
19.02.93 № 4530-1. СЗ, 1995 г., № 52, ст. 5110
[46] Федеральный закон «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. СЗ РФ, 2002
г., № 30, ст. 3032
[47] Гражданский кодекс Российской Федерации,
Часть II от 26 января 1996 № 14-ФЗ. СЗ РФ, 1996 г., № 5, ст. 410
Гражданский
кодекс Российской Федерации, Часть III от 26 ноября 2001 № 146-ФЗ. СЗ РФ, 2001г.,
№ 49, ст. 4552
[48] Федеральный закон «О занятости населения
в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 № 1032 – 1 (с последующими
изменениями от 25.07.02 № 116-ФЗ), СЗ РФ, 1996 г., № 17, ст. 1915
[49] Федеральный закон «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ. СЗ РФ, 1996
г., № 3, ст. 148 ( с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного
Суда РФ от 24.01.2002 № 3-П. СЗ РФ, 2002 г., № 7, ст. 745
[50] Федеральный закон «О свободе совести и
религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, СЗ РФ, 1997 г., № 39, ст.
4465 (в редакции федеральных законов от 26.03.2000 № 45-ФЗ. СЗ РФ, 2000 г., №
14, ст. 1430; от 21.03.2002 № 31-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 12, ст. 1093; от
25.07.2002 № 112-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 30, ст. 3029
[51] Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 24, ст. 2253 (в ред. От
27.09.2002 № 119-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 39, ст.3642, с изм., внесенными
Федеральным законом от 24.12.02. № 176-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 52 (ч. 1), ст.
5132
[52] Федеральный закон «Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 138-ФЗ. СЗ РФ, 1996 г., № 49,
ст. 5497 (с изм., внесенными Федеральным законом от 22.06.1998, № 85-ФЗ. СЗ РФ,
1998 г., № 26, ст. 3005
[53] Трудовой кодекс Российской Федерации от
30.12.2001 № 197-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 1 (ч. 1), ст. 3 ( в ред. Федеральных
законов от 24.07.2002 № 97-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 30, ст. 3014; от 25.07.2002 №
97-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 30, ст. 3033
[54] Федеральный закон «Об альтернативной
гражданской службе» от 25.07.02 № 113-ФЗ. Российская газета, 2002 г., № 138-139
(3006-3007)
[55] См.: Конституция Российской Федерации.
Российская газета, 1993 г., № 237
[56] Указ Президента РФ «О порядке организации
и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от
25.05.1992 № 524. Ведомости СНД ВС РФ, 1992 г., № 22, ст. 1216
[57] Федеральный закон «О политических
партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ. СЗ РФ, 2001 г., № 29, ст. 2950 (в ред.
Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 12, ст. 1093; от
25.07.2002 № 112-ФЗ. СЗ РФ, 2002 г., № 30, ст. 3029
[58] Федеральный закон «О введении в действие
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18.12.2001 № 177-ФЗ.
СЗ РФ , 2001 г., № 52 (ч. 1), ст. 4924
|