Граждане (физические лица). Общие положения о юридических лицах
Граждане
(физические лица). Общие положения о юридических лицах
Правоспособность
граждан
Участие граждан
в отношениях, регулируемых нормами гражданского права, предполагает наличие у
них таких качеств, как правоспособность и дееспособность.
Гражданская
правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести обязанности
(п.1 ст. 17 ГК РФ). Такая способность признается в равной мере за всеми
гражданами. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его
смертью (п.2 ст. 17 ГК РФ).
Возраст,
психическое и физическое состояние гражданина и т.п. не влияют на его
правоспособность. Правоспособность признается равной за всеми гражданами
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции
РФ).
Способность
граждан быть субъектом гражданских прав и обязанностей выступает предпосылкой
приобретения ими субъективных прав, основой обладания правами.
Содержание
правоспособности проявляется в тех гражданских правах и обязанностях, которыми
способен обладать гражданин.
Оно
раскрывается в ст. 18 ГК РФ, указывающей, что граждане могут:
иметь имущество
на праве собственности;
наследовать и
завещать имущество;
заниматься
предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
создавать
юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами или
юридическими лицами;
совершать любые
не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
избирать место
жительства;
иметь права
авторов произведения науки, литературы и искусства, изобретений и иных
охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
иметь иные
имущественные и личные неимущественные права.
Этот достаточно
подробный перечень не является исчерпывающим. Закон лишь закрепляет наиболее
важные, неотъемлемые права граждан, а также определяет пределы дозволенного поведения
граждан, обязанных реализовывать свою правоспособность, не выходя за границы,
установленные законом. Кроме того, содержание правоспособности включает в себя
и обязанности. Способность к обладанию обязанностями реализуется через
вступление в обязательственные отношения в качестве должника.
Дееспособность
Кодекс
определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями
приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские
обязанности и осуществлять их (п.1 ст.21 ГК РФ).
Характерная
черта дееспособности заключается в том, что она предполагает способность
гражданина лично совершать юридические действия по приобретению и осуществлению
гражданских прав и обязанностей. Другими словами, дееспособность зависит от
личных качеств человека, от его способности к обладанию собственной волей,
позволяющей совершать разумные действия, понимать и сознавать их последствия и
значение. Речь идет о способности приобретать и осуществлять свои гражданские
права "своей волей и в своем интересе" (п.2 ст. 1 ГК РФ). Такая
способность не может появиться у человека вместе с правоспособностью, то есть в
момент рождения, она приходит к нему постепенно, по мере его взросления,
умственного, физического и социального развития, приобретения жизненного опыта.
Объем
дееспособности. В зависимости от объема дееспособности граждан различают
дееспособность полную, неполную (частичную) и ограниченную.
Полная
дееспособность. Закон связывает наступление у граждан полной дееспособности с
достижением возраста гражданского совершеннолетия - восемнадцати лет (п.1 ст.21
ГК РФ). Обладая полной дееспособностью, гражданин вправе приобретать и
осуществлять своими действиями любые не противоречащие закону права. Это
значит, что лишь полная дееспособность позволяет гражданам собственными
действиями реализовывать всю свою правоспособность.
Неполная
дееспособность. При неполной или частичной дееспособности гражданин может
осуществить собственными действиями не любые правомерные действия, а лишь
некоторые, прямо указанные в законе.
Неполной
дееспособностью обладают несовершеннолетние лица, а ее объем зависит от их
возраста.
Закон различает
две группы таких лиц:
несовершеннолетние
в - возрасте от 14 до 18 лет;
малолетние - в
возрасте до 14 лет.
Несовершеннолетние
в возрасте от 14 до 18 лет обладают довольно широким объемом дееспособности.
Они вправе совершать разнообразные сделки в пределах, указанных в законе.
Все такие
сделки можно разделить на две категории:
сделки,
совершаемые самостоятельно, без согласия своих законных представителей, то есть
родителей либо усыновителей или попечителей;
сделки,
совершение которых требует письменного согласия родителей (усыновителей,
попечителей).
Без согласия
законных представителей несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе:
распоряжаться
своим заработком, стипендией и иными доходами;
осуществлять
права авторов произведения науки, литературы или искусства, изобретения или
иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
в соответствии
с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
совершать
мелкие бытовые сделки, а также некоторые иные сделки:
направленные на
безвозмездное получение выгоды;
не требующие
нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
сделки по
распоряжению средствами, которые родители (усыновители, попечители)
предоставили несовершеннолетнему либо разрешили предоставить иным (третьим)
лицам на расходование для определенной цели или для свободного распоряжения
(п.2 ст.26, п.2 ст.28ГКРФ).
Прочие сделки
несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать лишь с
письменного согласия своих законных представителей (п.1 ст.26 ГК РФ).
Ответственность
по обеим названным категориям сделок (то есть, как требующих, так и не
требующих письменного согласия законных представителей) несут сами
несовершеннолетние.
Субсидиарную
ответственность за вред, при недостатке собственного заработка или имущества
для его возмещения, несут в соответствующей части законные представители.
Эмансипация
несовершеннолетних. Среди детей в возрасте от 14 до 18 лет необходимо указать
на несовершеннолетних, которые могут при определенных условиях быть объявлены
полностью дееспособными.
Такое
объявление называется эмансипацией и может иметь место в отношении тех, кто
достиг 16 лет и отвечает следующим условиям:
работает по
трудовому договору (контракту);
с согласия
родителей (усыновителей, попечителей) занимается предпринимательской
деятельностью.
Эмансипация
производится:
решением органа
опеки и попечительства, если имеется согласие родителей (усыновителей,
попечителей);
по решению суда
(если такое согласие отсутствует).
Правовое
значение эмансипации состоит в том, что законные представители
эмансипированного несовершеннолетнего не несут ответственности по его обязательствам,
в том числе и по обязательствам из причинения вреда (ст.27 ГК РФ).
Неполная
(частичная) дееспособность малолетних. Закон устанавливает, что за
несовершеннолетних, не достигших 14 лет, то есть малолетних, сделки от их имени
могут совершать только их законные представители (п.1 ст.28 ГК РФ).
Среди
малолетних также следует различать две категории лиц:
полностью
недееспособные - дети, не достигшие шестилетнего возраста;
частично
дееспособные - дети в возрасте от 6 до 14 лет. Частичная дееспособность малолетних
от 6 до 14 лет проявляется в том, что закон позволяет им самостоятельно
совершать:
мелкие бытовые
сделки (покупка предметов, потребление которых соответствует возрасту
малолетнего, например: игрушек, детских книг, школьных принадлежностей и т.п.);
сделки, по
которым они получают выгоду на безвозмездной основе (например, принятие
подарка). Однако если безвозмездная сделка, предоставляющая малолетнему
одностороннюю выгоду, требует нотариального удостоверения либо государственной
регистрации, то малолетние совершать их не могут (в частности, не могут принять
по наследству или в подарок недвижимость или движимое имущество свыше
определенной стоимости);
сделки, на
совершение которых им специально были выделены средства законными
представителями либо, с согласия последних, третьими лицами;
сделки,
совершаемые на средства, предоставленные им для расходования по своему
усмотрению законными представителями, либо, с согласия последних, третьими
лицами (ст.28 ГК РФ).
Ограниченная
дееспособность. В качестве свойства, признаваемого за гражданами законом,
дееспособность, а равно и правоспособность, не может быть ограничена иначе, как
в случаях и порядке, установленных законом (ст.22 ГК РФ). Общее правило,
закрепленное в кодексе, допускает ограничение гражданских прав только на
основании федерального закона и только в пределах, необходимых для защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.1 ГК
РФ).
Для
дееспособности, как предпосылки приобретения и осуществления таких прав,
основания и порядок ограничения также указываются законом.
Так,
допускается ограничение судом дееспособности лиц, ставящих свою семью в тяжелое
материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или
наркотическими средствами. Над такими лицами устанавливается попечительство
(п.1 ст.30 ГК РФ).
Последствия
ограничения дееспособности гражданина состоят в следующем:
он сохраняет
способность к совершению лишь мелких бытовых сделок, необходимые средства для
которых предоставляет ему попечитель;
совершение
прочих сделок, получение заработка, пенсии и иных доходов, а также распоряжение
ими возможно для него лишь с согласия попечителя;
имущественная
ответственность по совершенным сделкам, а также за причинение им вреда, лежит
на нем самом;
попечитель
вправе контролировать расходование предоставленных ему средств (п.1 ст.30 ГК
РФ).
Судебное
решение, которым была ограничена дееспособность гражданина, может быть отменено
по отпадении оснований, обусловивших такое ограничение. Суд, отменяя ранее
вынесенное решение, отменяет и установленное над гражданином попечительство
(п.2 ст.30 ГК РФ).
Место
жительства
Местом
жительства считается место, где гражданин постоянно или преимущественно
проживает (п.1 ст.20 ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации не
воспринял идеи множественности мест жительства, закрепляемой правом некоторых
зарубежных стран; содержание ст.20 позволяет заключить, что кодекс исходит из
положения о том, что у гражданина может быть только одно место жительства.
Регламентация
гражданским законодательством вопроса о месте жительства имеет важное
практическое значение. Охрана прав и интересов граждан, обеспечение
стабильности, устойчивости гражданских отношений, учет государственных и
общественных интересов требуют определенности в вопросе о месте постоянного или
преимущественного проживания граждан. Так, место исполнения обязательства
нередко определяется по месту жительства его участников (ст.316 ГК РФ), местом
открытия наследства признается последнее постоянное место жительства
наследодателя, предъявление иска осуществляется в суде по месту жительства
ответчика и т.д.
Постоянное
проживание не обязательно предполагает длительное либо непрерывное пребывание лица
в месте своего жительства. Речь идет о месте, в отношении которого существует
предположение, что гражданин всегда в нем находится, независимо от его
фактического местонахождения в данный момент. Например, лицо, находящееся в
командировке и проживающее в гостинице, не имеет в ней места своего жительства.
Официальные извещения, вызовы, судебные повестки, при необходимости, посылались
бы такому лицу по месту его постоянного жительства.
С другой
стороны, нередко граждане лишены возможности постоянно проживать в каком-то
одном месте ввиду характера своей предпринимательской или профессиональной
деятельности (строители, торговые агенты, моряки, рыболовы и т.п.). В этих
случаях принимается во внимание место их преимущественного проживания,
признаваемое за место жительство. Другими словами, место преимущественного
проживания - это место, где гражданин пребывает чаще или дольше, чем в других
местах в силу тех или иных обстоятельств.
Выбор места
жительства осуществляется дееспособными гражданами по своему усмотрению (ст.27
Конституции РФ). Свободный выбор места жительства признается нематериальным
благом, защищаемым гражданским законодательством (ст. 150 ГК РФ).
В юридической
литературе существует понятие легального, то есть определенного самим законом,
места жительства. Оно распространяется на место жительства несовершеннолетних,
не достигших 14 лет, а также на граждан, находящихся под опекой. Местом
жительства этих категорий граждан признается место жительства их законных
представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п.2 ст.20 ГК РФ).
Признание
гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим
Выше уже
отмечалось, что точное определение места жительства граждан имеет важное
правовое значение. Длительное пребывание лица вне места своего постоянного жительства
при отсутствии сведений о месте его фактического нахождения способно привести к
нарушению прав и интересов лиц, связанных с ним теми или иными
правоотношениями. Так, кредиторы лишаются возможности взыскать с него
задолженность, иждивенцы остаются без содержания, а принадлежащее
отсутствующему лицу имущество терпит ущерб от непринятия надлежащих мер по его
поддержанию и управлению. В правоотношения с участием отсутствующего лица
входит неопределенность, чреватая неблагоприятными последствиями как для него
самого, так и для других заинтересованных лиц.
Для устранения
такой неопределености либо смягчения ее неблагоприятных последствий гражданское
право разработало особую юридическую конструкцию - безвестное отсутствие,
позволяющую дать решение вопросам, порождаемым фактом отсутствия сведений об
исчезнувшем гражданине.
Безвестное
отсутствие - это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте
своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось
получить сведений о месте его пребывания.
Закон требует
наличия трех условий для признания гражданина безвестно отсутствующим:
отсутствие
сведений о месте его фактического пребывания по месту его постоянного
жительства;
достаточно
продолжительный период отсутствия таких сведений;
невозможность
получения этих сведений.
Периодом,
достаточным для постановки перед судом вопроса о признании безвестного
отсутствия, закон считает один год, считая от дня получения последних сведений
об отсутствующем (ст.42 ГК РФ).
Заявление о
признании лица безвестно отсутствующим принимается судом от любых
заинтересованных лиц, нуждающихся в таком признании для защиты нарушенного или
оспариваемого права или законного интереса. Подается такое заявление в суд по
месту жительства заявителя и подлежит рассмотрению при обязательном участии
прокурора. При подготовке дела к судебному разбирательству судья обязан
выяснить круг лиц (родственников, сослуживцев и др.), способных дать сведения
об отсутствующем, а также запросить соответствующие организации (органы милиции,
муниципальные органы, жилищно-эксплуатационные организации и др.) по месту
последнего жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся о нем
сведениях.
Судья также
вправе, по принятии заявления о признании безвестно отсутствующим, назначить
опекуна для охраны имущества отсутствующего.
Наличие данных
о том, что отсутствующее лицо умышленно скрывается от заинтересованных лиц,
например, с целью уклонения от уплаты алиментов, либо с целью укрыться от
уголовного преследования, служит безусловным препятствием для вынесения решения
о признании лица безвестно отсутствующим.
Решение суда,
которым гражданин признан безвестно отсутствующим, является основанием для
назначения опеки над его имуществом. Назначение совершает орган опеки и
попечительства по месту нахождения имущества. Он определяет лицо, которому
передается имущество отсутствующего; полномочия названного лица в отношении
этого имущества определяются договором о доверительном управлении, заключаемым
между упомянутым лицом и органом опеки и попечительства (п.1 ст.43 ГК РФ).
Последствия
явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, состоят в
следующем:
суд отменяет
решение о признании его безвестно отсутствующим;
судебное
решение о такой отмене служит основанием для отмены доверительного управления
имуществом этого гражданина (ст. 44 ГК РФ).
Таким образом,
явка или обнаружение приводят к отпадению последствий признания лица безвестно
отсутствующим.
Объявление лица
умершим. Признание лица безвестно отсутствующим не полностью устраняет
юридическую неопределенность, обусловленную его отсутствием в месте жительства.
В ряде правоотношений он продолжает считаться участником, и это требует
дальнейших шагов по ликвидации указанной неопределенности.
Имеющиеся в
гражданском законодательстве нормы исходят на этот счет из того, что
продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить его
местопребывание служат основанием к предположению о его смерти. Юридические
последствия такого предположения наступают только после установления в
надлежащем порядке фактов, его порождающих.
В соответствии
с законом гражданин может быть объявлен умершим при условии, что:
1) объявление
производится только судом, и только после установления отсутствия сведений о
месте его пребывания в продолжении пяти лет (п.1 ст.54 ГК РФ), а в определенных
случаях - шести месяцев; сокращенный срок отсутствия сведений о гражданине
предусмотрен для случаев, когда он пропал без вести при обстоятельствах,
угрожавших смертью или дающих основание предположить его гибель от
определенного несчастного случая (кораблекрушения, землетрясения и т.п.);
2) отсутствие
сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить, жив ли
он, несмотря на все принятые меры;
3) у гражданина
отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию; если он умышленно
скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о
его смерти. Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или
иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие граждане
могут быть в установленном порядке объявлены умершими не ранее чем по истечении
двух лет со дня окончания военных действий (п.2 ст.45 ГК РФ).
К числу
оснований объявления лица умершим закон не относит признание лица безвестно
отсутствующим. Это значит, что такое объявление может быть произведено и без
предварительного признания его отсутствующим.
Уяснение
последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того,
что:
наступает
прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам,
принявшим наследство (исключая такие, которые связаны с его личностью либо
требуют его личного участия для их осуществления);
объявление лица
умершим приравнивается к его смерти, однако не тождественно ей, так как не прекращает
его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п.2
ст. 17 ГК РФ).
Следовательно,
если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в
том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны, и
права и обязанности, приобретенные по таким сделкам, не затрагиваются решением
суда об объявлении его умершим.
Равным образом
явка объявленного умершим не требует восстановления его правоспособности, так
как он ее не утрачивал.
Последствия
такой явки состоят в следующем:
подлежит отмене
решение суда об объявлении его умершим;
независимо от
времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата
сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления
гражданина умершим (исключая деньги и ценные бумаги, которые не подлежат
истребованию от добросовестного приобретателя);
лица, возмездно
приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если
приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых; при
невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст.46 ГК
РФ).
Акты
гражданского состояния
Гражданским
состоянием называется правовое положение (правовой статус) отдельного
гражданина как субъекта права, обусловленное фактами и обстоятельствами его
естественной и социальной жизни.
Гражданское
состояние человека позволяет индивидуализировать его в среде прочих граждан
(указанием на имя, пол, возраст, гражданство), обозначить его семейное
положение, раскрыть его право- и дееспособность.
Актами
гражданского состояния конкретного человека выступают события и действия,
влияющие на его правовое положение (рождение, вступление в брак, перемена
фамилии, смерть и др.). Такие события и действия регистрируются государственными
органами записи актов гражданского состояния (загсами) в книгах установленного
образца (книгах регистрации рождений, браков и др.). Учинение записи в таких
книгах сообщает этим обстоятельствам официальный характер, оспорить запись
можно лишь в судебном порядке (п.З ст.47 ГК РФ).
Аннулирование и
восстановление записей органы загса производят только на основании
соответствующих судебных решений (п.З ст.47 ГК РФ).
Общие
положения о юридических лицах
Понятие
юридического лица
Понятие
юридического лица в ГК РФ определяется на основе традиционных признаков:
"Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени
приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде" (ст.48). При анализе
признаков юридического лица важно учитывать главные черты каждого из них. К
основным признакам относят:
1)
имущественная обособленность. Имущественная обособленность ставится обычно на
первое место в ряду этих признаков.
Обособление
имущества юридического лица означает отделение такого имущества от имущества
его учредителей.
Идее обособления
имущества как необходимому признаку юридического лица соответствует и
дополнительное требование п.1 ст.48 ГК - учитывать имущество на самостоятельном
балансе (юридические лица типа учреждений должны вместо баланса иметь смету).
Самостоятельность
баланса принято понимать в смысле завершенности, полноты отражения в нем всего
имеющегося у организации имущества. Дело в том, что баланс как форму
бухгалтерской отчетности может вести и подразделение юридического лица,
например, его филиал. В этом случае говорят о ведении отдельного (но не
самостоятельного) баланса. Так, в отдельных балансах филиалов не отражаются все
показатели, характеризующие источники формирования и направления вложений
капитала по всей организации в целом; такое отражение имеет место лишь в
полном, завершенном, или иными словами, самостоятельном балансе;
2)
самостоятельная имущественная ответственность. Следующий признак юридического
лица - способность отвечать своим имуществом по своим обязательствам.
Самостоятельная
имущественная ответственность исключает ответственность юридического лица за
долги его учредителей и/или членов. Равным образом и учредители (участники)
юридического лица не отвечают по его долгам;
3) способность
от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Выступление в
обороте в качестве самостоятельного субъекта права - вот качество,
удостоверяемое этим признаком. Именно наличие правосубъектности связывается с
собственным именем юридического лица и позволяет ему совершать юридические
сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
Виды
юридических лиц
Все юридические
лица, способные участвовать в гражданском обороте, делятся в кодексе на две
группы:
коммерческие
организации;
некоммерческие
организации.
Коммерческими
считаются организации, ставящие основной целью своей деятельности извлечение
прибыли. Организации, не преследующие цели извлечения прибыли либо не
распределяющие полученную прибыль между участниками, считаются некоммерческими
(п.1 ст.50 ГК РФ).
Гражданский
кодекс Российский Федерации придерживается идеи замкнутого круга видов
юридических лиц, относящихся к категории коммерческих организаций. Согласно
этой идее, коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех
организационных формах, которые предусмотрены для них ГК РФ.
Коммерческие
организации могут создаваться в формах:
хозяйственных
товариществ и обществ;
производственных
кооперативов;
государственных
и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие
организации. Некоммерческие организации могут создаваться как в формах, указанных
в кодексе, так и в других формах, предусмотренных законом (п.2ст.50ГКРФ).
К числу
некоммерческих организаций кодекс относит:
потребительские
кооперативы;
общественные и
религиозные организации (объединения);
фонды;
учреждения;
объединения
юридических лиц (ассоциации и союзы), в том числе и такие, которые состоят из
коммерческих организаций, но не преследуют цели извлечения прибыли.
Различие между
хозяйственными товариществами и обществами состоит в том, что товарищества
представляют собой объединения лиц, а общества - объединения капиталов.
Объединение лиц
предполагает, наряду с объединением имущественных вкладов, непосредственное,
личное участие в делах товарищества. Личное участие в хозяйственной
деятельности связано с необходимостью обладать определенными навыками и
возможностями в сфере такой деятельности. Поэтому членами товариществ могут
быть лишь такие субъекты права, которые имеют статус коммерческой организации
либо индивидуального предпринимателя. Необходимость личного участия в ведении дел
товарищества делает для их участников невозможным одновременное членство в
нескольких товариществах. Личный характер объединения влечет за собой и
неограниченную ответственность участников по долгам товарищества (исключая лишь
коммандитистов в товариществах на вере).
Объединение
капиталов не предполагает (хотя и не отвергает) личного участия в делах
общества, ставя на первое место объединение материальных и денежных средств
участников. Допускается поэтому одновременное участие в нескольких обществах, в
том числе и таких, которые занимаются однородной деятельностью. Участники
обществ не отвечают по их долгам, рискуя лишь вкладом в капитал общества. К
числу товариществ кодекс относит товарищества полные и на вере (коммандитные),
а к числу обществ - общества с ограниченной и дополнительной ответственностью,
а также акционерные.
Правоспособность
юридического лица
Юридические
лица могут обладать общей либо специальной правоспособностью. Наличие общей
правоспособности позволяет им заниматься любой деятельностью, не противоречащей
закону, приобретая в связи с ней любые гражданские права и возлагая на себя
любые гражданские обязанности.
Специальная же
правоспособность предполагает, что юридическое лицо способно к приобретению
прав и принятию обязанностей, соответствующих цели его создания и лишь в
пределах, указанных в его учредительных документах.
До принятия в
1990 г. Положения об акционерных обществах за юридическими лицами в Российской
Федерации признавалась только специальная правоспособность. Названное положение
ввело в практику наделение юридических лиц общей правоспособностью.
В Гражданском
кодексе правоспособность юридических лиц предусмотрена в обеих разновидностях.
Для подавляющего большинства коммерческих организаций предусмотрена общая
правоспособность. Исключение составляют лишь унитарные государственные и
муниципальные предприятия, а также казенные предприятия, которые выступают в
обороте на основе специальной правоспособности.
Правоспособность
юридического лица, обладающего согласно кодексу общей правоспособностью
(например, общества), может быть ограничена его учредителями, если они прямо
укажут в уставе круг сделок, запрещенных для созданного ими общества.
Юридические
лица со специальной правоспособностью (например, унитарные предприятия) должны
воздерживаться от заключения сделок, противоречащих целям или положениям
устава, под страхом их недействительности.
Ограничение
правоспособности юридических лиц может иметь место независимо от наличия у тех
общей или специальной правоспособности. Речь идет о таких юридических лицах,
которые функционируют в сфере, которая требует выдачи специального разрешения
(лицензии) на ведение избранной деятельности. Лицензирование может охватывать
достаточно широкий круг видов деятельности - от банковской, транспортной или медицинской
до деятельности в сфере общественного питания, строительства и т.д.
Полученная
лицензия непередаваема и прекращает свое действие в случаях ликвидации
юридического лица. Передача лицензии допустима лишь в случаях реорганизации
юридических лиц при наличии определенных условий.
Органы
юридического лица
Приобретение
гражданских прав и принятие гражданских обязанностей осуществляется юридическим
лицом через свои органы. Виды таких органов, порядок их назначения или избрания
определяется законом и учредительными документами.
Состав органов
и их компетенция может зависеть от видов юридических лиц. Например, в
коммандитных товариществах ведение дел осуществляют только полные товарищи
(ст.84 ГК РФ), в полных товариществах - все участники совместно (ст.72 ГК РФ),
в акционерных обществах - органы, формируемые общим собранием акционеров.
По общему
правилу в юридических лицах, созданных на началах членства, органы юридического
лица, выражающие его волю, являются выборными.
Орган
юридического лица, то есть лица и участники, действующие от его имени, должны
действовать разумно, добросовестно и в интересах самого юридического лица (ст.
53 ГК РФ). Нарушение этих требований влечет для таких лиц имущественную
ответственность перед юридическим лицом.
Реорганизация
юридического лица
В ходе
деятельности юридических лиц их статус может меняться в связи с проведением их
реорганизации. Реорганизация возможна посредством слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования.
Последствия при
каждом из названных способов реорганизации состоят в следующем:
при слиянии
одного юридического лица с другим совокупность принадлежащих им прав и
обязанностей переходит к новому юридическому лицу, возникшему в результате
слияния. Правосубъектность каждого из подвергшихся слиянию юридических лиц
прекращается;
при
присоединении одного юридического лица к другому имущественные права и
обязанности присоединенной организации переходят к присоединившей организации,
а правосубъектность присоединенной организации прекращается;
при разделении
одного юридического лица на две новые организации создаются два новых
юридических лица, а прежнее (разделенное) юридическое лицо прекращает свое
существование;
при выделении
одного юридического лица из другого выделенная из первоначальной организации
структура становится новым юридическим лицом, а сама же первоначальная
организация продолжает свое существование под прежним наименованием;
при
преобразовании юридического лица происходит перемена его
организационно-правовой формы и обычно смена его наименования; лицо, возникшее
в результате преобразования, становится правопреемником юридического лица,
подвергшегося преобразованию.
Таким образом,
реорганизация юридических лиц затрагивает изменения в их статусе и порождает
вопросы правопреемства. Перечисленные выше виды реорганизации могут касаться
либо приводить к появлению не двух, а более юридических лиц.
Ликвидация
юридического лица
В отличие от
реорганизации ликвидация юридических лиц означает их прекращение, не
сопровождающееся правопреемством (п.1 ст.61 ГК РФ).
В зависимости
от оснований проведения ликвидации различают ликвидацию добровольную и
принудительную.
Добровольной
считается ликвидация, осуществленная по решению учредителей или участников
юридического лица, либо по решению уполномоченного органа юридического лица.
Ликвидация в добровольном порядке осуществляется обычно в связи с истечением
срока, на который создано юридическое лицо, достижением целей его учреждения и
в других случаях (п.2 ст.61 ГК РФ).
Принудительная
ликвидация может иметь место по решению суда в связи с осуществлением
юридическим лицом своей деятельности без лицензии, неоднократными грубыми
нарушениями закона или иных правовых актов и в других случаях.
В продолжении
процесса ликвидации юридическое лицо сохраняет статус субъекта права,
управляемого, однако, не его органами, а ликвидационной комиссией. Задача
ликвидационной комиссии состоит в том, чтобы взыскать задолженность с должников
ликвидируемого юридического лица и удовлетворить требования его кредиторов.
После погашения обременяющих ликвидируемое юридическое лицо долгов комиссия
составляет ликвидационный баланс, утверждаемый собственником имущества или
органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласуемый с органом,
осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Ликвидационный
баланс предназначен для завершения расчетов с кредиторами.
Утверждение
ликвидационного баланса позволяет внести в единый государственный реестр запись
о ликвидации юридического лица. Не получившие удовлетворения кредиторы вправе
обратиться с иском в арбитражный суд лишь до учинения такой записи; пропуск
такого обращения со стороны кредиторов либо оставление его судом без
удовлетворения означает, что не получившие удовлетворения требования кредиторов
считаются погашенными. Для казенных предприятий и учреждений предусмотрена
специальная оговорка: при недостатке у них средств на ликвидационном балансе
кредиторы могут заявить требования к собственнику закрепленного за такими
предприятиями или учреждениями имущества.
Требования
кредиторов ликвидируемого юридического лица подлежат удовлетворению в
специальной очередности, установленной ст.64 ГК РФ.
Эта очередность
состоит в следующем:
в первую
очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое
юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,
путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую
очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с
лицами, работающими по трудовому договору и контракту, и по выплате
вознаграждений по авторским договорам;
в третью
очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным
залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в четвертую
очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во
внебюджетные фонды;
в пятую очередь
производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Значение этой
очередности состоит в том, что требования кредиторов каждой очереди
удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей
очереди.
На практике
возможны случаи, когда у ликвидируемого юридического лица недостает имущества
даже для погашения требований кредиторов одной и той же очереди. В этом случае
имеющееся имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди
пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не
установлено законом.
Отказ
ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонение от
их рассмотрения служит для него основанием для обращения в суд с иском к
ликвидационной комиссии, при условии, что это обращение имеет место до
утверждения ликвидационного баланса юридического лица. По решению суда
требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества
ликвидируемого юридического лица.
Требования
кредитора, которые были заявлены после истечения срока, установленного
ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества
ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований
кредиторов, заявленных в срок (п.5 ст.64 ГК РФ).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/
|