Государственная налоговая служба РФ  Государственная налоговая служба РФ
 Государственная налоговая служба РФ РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Государственная налоговая служба РФ

Государственная налоговая служба РФ

Реферат по курсу: Финансово-банковское право

Самарская Государственная Экономическая Академия

Самара 1999

Успехи экономической реформы во многом будут зависеть от деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации. К сожалению, ее еще не существовало в тот момент, когда начали создаваться кооперативы, расцветать индивидуальная трудовая, а на самом деле предпринимательская деятельность. В целом к наступлению рыночных отношений Российская Федерация, находившаяся в составе Советского Союза, оказалась неподготовленной. Отсюда перекосы и диспропорции в кооперативном движении, практика "отмывания" там денег, уклонение от уплаты налогов, пустившее корни в молодом российском предпринимательстве. Финансовые управления исполкомов местных Советов были не подготовлены к работе с предприятиями негосударственных форм собственности. Кадры для новой службы, совершенно необходимой государству, не готовил никто. По сути дела государство упустило три с половиной года, ничего не предпринимая для подготовки своего аппарата к резкому изменению экономического курса.

А между тем финансовая система страны претерпевала существенные изменения. Вместо единой государственной формы собственности на основные средства производства (или огосударствленной колхозной собственности в сельском хозяйстве) стали возникать предприятия и организации различных форм собственности. Первыми появились кооперативы, затем акционерные общества, товарищества, семейные предприятия, фермерские хозяйства, и, наконец, была легализована частная собственность на средства производства, сначала под термином "индивидуальная". Для обслуживания потребностей новых предприятий, естественно, понадобилась соответствующая реальному положению рыночная инфраструктура. Стали образовываться и расти коммерческие банки, товарные биржи, страховые компании, брокерские конторы, посреднические организации. Помимо товарного рынка появились рынок ценных бумаг, рынок труда. Приватизация существенно ускорила все экономические процессы.

В связи с этим финансовая система страны претерпела существеннейшие изменения, основой формирования доходной части бюджетов всех уровней стали налоговые поступления. Негосударственные предприятия не выражали желания легко расставаться с частью своей прибыли, как раньше. Понадобился строгий и высококвалифицированный государственный контроль.

Государственная налоговая служба (Госналогслужба, ГНС) была создана в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. № 76 "О Государственной налоговой службе СССР". Ее правовой статус был определен Законом СССР от 21 мая 1990 г. "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций".

21 марта 1991 г. был принят Закон РСФСР № 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР". Основополагающим документом для практической деятельности налоговой службы России стал Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. № 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации". Данным Указом утверждены положение о Государственной налоговой службе РФ, гарантии правовой и социальной защиты ее работников, положение о классных чинах работников Государственной налоговой службы.

Государственная налоговая служба Российской Федерации имеет инспекции по субъектам Федерации и по городам и районам, включая районы в городах. Она является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, осуществляет свои функции как в отношении федеральных налогов, так и региональных и местных налогов. Это вытекает из принципа единства государственной налоговой политики. Госналогслужба служит централизованной и независимой системой контроля за соблюдением налогового законодательства. Независимость понимается, в первую очередь, как независимость от местных органов власти. Последние не могут изменять или отменять решения налоговых органов, давать им оперативные руководящие указания.

Госналогслужба имеет вертикальную структуру подчинения и назначения на руководящие должности. Двойное подчинение имеют лишь налоговые инспекции по республикам в составе России и по г. Москве: ГОСНАЛОГСЛУЖБА РФ и соответствующему Правительству.

В систему налоговых органов страны, кроме ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ, входят федеральные органы налоговой полиции, функционирующие на основании Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238—1 "О федеральных органах налоговой полиции".

Два налоговых органа осуществляют тесное взаимодействие между собой. Различие их функций определяется тем, что налоговая полиция входит в систему правоохранительных структур.

Главная задача Государственной налоговой службы Российской Федерации — контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.

В этих целях государственные налоговые инспекции:

• обеспечивают полный учет налогоплательщиков, включая иностранных граждан и лиц без гражданства;

• контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;

• обеспечивают правильность применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;

• производят осмотр, фиксацию содержания и изъятие у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции;

• осуществляют работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

• получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов:

• приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

• осуществляют возврат излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов;

• составляют, анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским органам казначейства –– ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

• контролируют выполнение хозяйствующими субъектами требований законодательства в отношении наличного денежного обращения и применения контрольно-кассовых машин.

Выполняя свои функции, государственные налоговые инспекции в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, производят проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

При этом должностные лица инспекций имеют право обследовать любые производственные, торговые и складские помещения, получать от налогоплательщиков и от кредитных учреждений документы, касающиеся хозяйственной деятельности, требовать от предприятий и индивидуальных работодателей, производящих выплаты физическим лицам, представления сведений об этих выплатах и об удержанных с них налогах, требовать от налогоплательщика представления информации о всех открытых счетах в банках и других кредитных учреждениях и о финансово-хозяйственных операциях.

Проверки могут быть камеральными и документальными. Камеральная проверка практически производится ежеквартально при сдаче баланса (для иностранных фирм — ежегодно). Документальная проверка с выходом налоговых инспекторов в организацию осуществляется выборочно с определенной периодичностью.

В ходе контрольной работы государственные налоговые инспекции выявляют огромное количество умышленных и неумышленных нарушений налогового законодательства, совершенных плательщиками.

Охарактеризуем типичные виды налоговых нарушений, придерживаясь их классификации, предложенной проектом Налогового Кодекса РФ:

•нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах;

•уклонение от постановки на учет в налоговых органах;

•нарушение порядка предоставления налоговым органам сведений, необходимых для ведения учета налогоплательщиков;

•нарушение порядка представления информации об открытии счета в банке;

•уклонение от представления информации об открытии счета в банке;

•нарушение порядка представления налоговой декларации;

•уклонение от подачи налоговой декларации;

• нарушение порядка ведения учета объектов налогообложения, а также порядка составления отчетов об экономической деятельности предприятия, организации или предпринимателя;

• уклонение от ведения учета доходов и иных объектов налогообложения, а также ведение заведомо недостоверного учета;

• нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением;

• действия, направленные на неправомерное уменьшение налогов или сборов. Речь идет о представлении налогоплательщиком в налоговую инспекцию документов или сведений, содержащих недостоверную информацию, на основании которых исчисленная сумма налогов (сборов) меньше фактически причитающейся к уплате;

• действия, направленные на неправомерный зачет либо возврат налога или сбора;

• воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;

• отказ от выдачи документов и иных сведений;

• уклонение от налогообложения, то есть совершение налогоплательщиком действий, которые заведомо направлены на исключение возможности осуществления в установленном порядке налогового контроля в отношении этого налогоплательщика;

• нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику, то есть открытие счета без предъявления последним сведений о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого юридического или физического лица;

• нарушение порядка исполнения поручения на перечисление налога или сбора;

• неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика;

• неисполнение банком решения налогового органа о взимании налога или сбора;

• несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое наложен арест;

• непредставление налоговому органу информации о налогоплательщике;

• отказ от выдачи документов и иных предметов, необходимых для производства по делу о налоговом нарушении;

• отказ свидетеля от дачи объяснений. Речь идет о неявке либо уклонении от явки без уважительных причин лица, вызываемого для опроса по делу о налоговом нарушении в качестве свидетеля, а также о даче таким лицом заведомо ложных объяснений;

• отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в производстве по делу о налоговом нарушении или его рассмотрении;

• незаконное воздействие на налоговый орган с целью повлиять на принимаемое налоговым органом, а равно его должностным лицом решение либо действие.

Все это типовые, часто встречающиеся на практике нарушения, пресечение которых позволяет резко увеличить налоговые сборы.

Уклонение от налогообложения подрывает основы рыночной конкуренции, ставит недоимщика в более выгодное положение по сравнению с добросовестным налогоплательщиком. Кроме того, недоплата налога одним лицом осуществляется за счет других налогоплательщиков: государству приходится увеличивать ставки или прибегать к новым видам налогообложения.

Снижение удельного веса взысканных платежей в общих доначислениях свидетельствует об ухудшившемся финансовом положении предприятий и организаций. Но здесь также сказалось и предоставленное налоговым органам Указом Президента РФ право применять рассрочки и отсрочки платежей штрафных санкций, что положительно влияет на экономике предприятий и отдельных отраслей.

Рост доначисленных и взысканных платежей происходит по мере накопления у налоговой инспекции опыта работы и базы данных о плательщиках. Выбор предприятий и организаций для проведения документальной проверки перестал носить случайный характер. Например, в течение 1996 г. работниками Государственной налоговой инспекции по г. Москве проверено документально более 31 тысячи юридических лиц, Нарушения налогового законодательства установлены у 69,1 % из них. Но это не означает, как порой представляет пресса, что 7 из каждых 10 предпринимателей уклоняются от налогообложения. Высокие результаты приносят тематические проверки, проводимые одновременно всеми налоговыми инспекциями города. Причем они не исчерпываются чисто фискальным эффектом, а дают богатый материал для аналитической и методологической работы.

В современных условиях структура и организация труда налогового инспектора не должны быть единообразными и жестко регламентированными, по крайней мере пока служба находится в состоянии роста и развития. Структура зависит от подготовки работников в каждой конкретной инспекции, их квалификации, технической вооруженности и степени владения компьютерной техникой.

Три управления городской инспекции представляют собой своего рода "мозговой центр". Это Управление методики, Управление анализа и прогнозирования, Юридическое управление — самое молодое из них. В Управлении методики сотрудники специализируются по видам налогов: налог на прибыль и другие прямые налоги, косвенные налоги, налоги с физических лиц, налогообложение малого бизнеса, местные налоги и т. д. Это управление тесно сотрудничает с Московской Городской Думой, с аппаратом Правительства Москвы и аппаратом Российской налоговой службы. Вместе с Юридическим управлением, в состав которого входит также Государственный реестр предприятий, работники Управления методики должны найти ответ на любой вопрос, возникающий в ходе общения налоговой инспекции с налогоплательщиками, разрешить любое противоречие. Зачастую это бывает нелегко, учитывая многочисленные пробелы и разночтения в нашем налоговом законодательстве.

Созданное позже других в середине 1992 г. Управление анализа и прогнозирования занимает в системе налоговой службы Москвы совершенно особое место — изучает экономическую ситуацию города, анализирует динамику налоговой базы. На этой основе делаются краткосрочные и долгосрочные (на год и более вперед) прогнозы поступления налогов по видам и по бюджетам. Управление готовит оценку деятельности территориальных налоговых инспекций, обобщает итоги контрольной работы, в том числе проводимой совместно с налоговой полицией, готовит программы тематических проверок и обобщает их результаты, получая дополнительный материал для анализа ситуации. Прогнозы делаются на основе многофакторного анализа, учитывающего темпы инфляции в стране и в городе, ожидаемую динамику производства, динамику товарооборота, влияние на налоговую базу новинок налогового законодательства, изменения платежеспособности предприятий через дебиторскую и кредиторскую задолженность, развитие финансового капитала в городе — банки, страховые компании, биржи, рынки ценных бумаг, графики поступления налогов за ряд дет и т. д. Постоянно оценивается также влияние одних налогов на поступление других.

Управления анализа и прогнозирования носит очень ответственный характер и требует высочайшей квалификации и широкого экономического кругозора. Полученные прогнозы используются при разработке проектов бюджетов г. Москвы, бюджетных предназначений поступления налогов в федеральный бюджет, прогнозных годовых и квартальных заданий территориальным налоговым инспекциям.

Работникам налоговых инспекций нередко случается попадать в экстремальные ситуации, встречать активное противодействие тех, кто злостно и преднамеренно уклоняется от уплаты налогов, слышать угрозы в свой адрес. В таких случаях в дело вступает Контрольное управление городской инспекции. Созданное задолго до появления налоговой полиции оно пополняется за счет выпускников Колледжа управления и права, бывших военнослужащих, подготовленных в Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе, проявивших себя работников территориальных инспекций — мужчин. Многие проверки управления получили отнюдь не по инициативе налоговой инспекции широкий резонанс в средствах массовой информации. Достаточно вспомнить, например, что Московская налоговая инспекция еще в январе 1991 г. провела проверку известного кооператива МММ и не раз проверяла все ответвления этой разросшейся фирмы. А на рубеже 1995—1996 гг. широко освещалась в прессе проверка акционерного общества "Ферейн".

Контрольное управление взаимодействует достаточно тесно с правоохранительными органами и прежде всего с налоговой полицией. Функции управления постепенно разрастаются. Налоговой службе был поручен контроль за применением в торговле контрольно-кассовых машин. Управление возглавило эту работу в городе. В 1997 г. важным участком работы стали проверки полноты уплаты налога производителями алкогольной продукции, а также предприятиями оптовой и розничной торговли спиртным. Возглавило в Москве эти работы Контрольное управление городской инспекции.

Следует подчеркнуть, что Контрольное управление — это не силовая структура, хотя подобную роль порой приходится выполнять. Его работники — квалифицированные финансисты, хорошо знающие налоговое законодательство, самостоятельно проводящие проверки юридических лиц. Просто это те проверки, когда на проверяющих оказывается давление и надо ему противостоять. Контрольное управление уже сформировалось и действовало, когда в 1992 г. в Налоговой службе России были созданы управления налоговых расследований, затем переросшие в Федеральную налоговую полицию.

Работа современной налоговой службы немыслима без Управления информатизации. Широко ведутся разработка и внедрение компьютерных программ, учет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков, создание информационного банка данных.

Обеспечивают работу по налогообложению такие подразделения, как Управление учета и отчетности, Управление по взысканию недоимки по налогам и сборам, Управление делами, Управление финансового обеспечения, Управление по режиму и безопасности, Управление материально-технического снабжения, Управление капитального строительства.

Широкую связь с прессой, телевидением, радио, а через них с налогоплательщиками осуществляет Пресс-служба городской налоговой инспекции во взаимодействии с Учебно-информационным центром. Она же занимается организацией пресс-конференций, интервью работников Инспекции, распространением информационных сообщений, публикаций, когда необходимо — рекламы. Государственная налоговая инспекция по г. Москве учредила два печатных органа: газету "Налоги " и журнал "Налоговые известия Московского региона". Причем они не являются просто рупором Инспекции и совершенно не обязаны высказывать и поддерживать ее точку зрения по дискуссионным вопросам. Оба издания имеют самостоятельные и независимые редакции и пользуются популярностью налогоплательщиков.

Структура городской налоговой инспекции, как и территориальных, подвижна и может оперативно приспосабливаться к решению возникающих новых задач. Семь лет существования это был развивающийся организм. Думается, что предпринимаемые порой попытки "сверху" централизованно обязать региональные и местные инспекции внедрить у себя некую типовую единую для всех структуру нецелесообразны и не будут способствовать повышению эффективности сбора налогов. Хотя, конечно, обмен опытом, в том числе и во внутренней организации, необходим. Перенимать друг у друга оправдавшие себя методы нужно. Особенно важен обмен опытом работы в области информатизации.

В настоящее время практике работы налоговой инспекции широко используются и развиваются системы автоматизированной обработки информации, а так же системы математических моделей анализа и прогнозирования, они позволяют поднять деятельность по сбору налогов на качественно новый уровень, и это является серьезным этапом в развитии налоговой службы. Дальнейшие стратегические меры потребуют немалых инвестиций, которые требуется вложить в структуру Госналогслужбы, но они быстро и с лихвой окупятся.

Список литературы

Трушкин А.В. Налоги и налоговая система РФ. Изд. Cooling STEAM Ltd. Самара.1998.





      ©2010