Форма государства
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету : ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
На тему : “ФОРМА ГОСУДАРСТВА( форма правления ,
форма государственного устройства , политический ре-
жим”.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
I. Введение.
1. Форма государства( форма правления , форма государственно-
го устройства , политический режим ).
II. Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III. Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV. Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V. Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI. Заключение.
VII. Библиография.
Введение
Для постижения такого сложного социального института , как государство в отечественной теории государства и
права особое место выделяется изучению формы государства .
Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания .Понятие “организация”
предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе , а также
внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим системам).Посредством такого подхода в общей теории государства и
права открывается возможность не только решения новых проблем , но что не менее важно , также и возможность нового подхода к традиционным , “старым “ вопросам
науки. Для рассмотрения формы государства следует обратить внимание на следующие аспекты.
Во - первых , форма в связи с сущностью государства как общественного явления .В данном аспекте под формой государства
понимается специфический способ выражения сущности, система органов , “машина” , посредством которой осуществляется
классовое господство в противоположность неклассовым , неполитическим ,негосударственным способам .Существование государственной власти находит свое
отражение в ее органах , армии , администрации , судьях и других учреждениях , которые составляют специфическую и постоянную
форму бытия государства .
Во-вторых , форма в ее непосредственной связи явлением ( как обнаружение сущности
проявление ее вовне ).В соотношении “форма--явление” выступает внешняя форма государства , т.е. проявление вовне определенной его организации (устройства) . Различают
организацию верховных органов власти ( монархию , республику ) , взаимоотношение органов классовой власти с населением , территориальную
структуру государственной власти .
В третьих , форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма государства как форма вполне
определенного , данного классового содержания. “Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах организации властвования , в которых
выражается специфика классового господства определенного типа на определенных этапах его развития . Эти принципы
неповторимы , они коренятся в социально-экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и политического господства исторически определенных
классов ликвидируются и соответствующие принципы организации государственной власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и политический режим как
внутренняя форма государства , охватывающая главным образом две стороны : механизм государства ( внутренняя структура власти , связь элементов власти в
данной государственной системе) и функции государства ( методы и формы осуществления функций данной государственной власти).
“Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство , которое существует в пространстве и времени в
единстве содержания и формы . Внутренняя форма всегда содержательна , она сама есть момент содержания
государства и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства в данном историческом этапе его развития . Внутренняя форма по
отношению к внешней форме государства выступает как определяющая специфику ее содержания , т.е. играет роль
взаимосвязи сущности , содержания и формы государства.
“Форма-содержание” имеет общее с чисто внешней формой-явлением”: она изменчива , текуча , соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию
государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства исторически
определенных классов. кроме того , политический режим , как внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку , которая может рассматриваться в качестве
внешней формы .
Четкого соотношения между типом и формой государства нет . С одной стороны в пределах
государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны
государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму . Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется
прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни , задачами и целями , которые ставит перед собой государство. Другими словами , категория
формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа , его исторические традиции , характер
религиозных мировоззрений , национальные особенности , природные условия проживания и другие факторы . Специфику формы государства определяет также
характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями , профсоюзами , общественными движениями , церковью и другими
организациями ).
В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу как внешняя форма сущности , содержания и явления государства . Под формой
государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы правления , формы государственного устройства и политического режима, т.е.
соответственно основным , узловым моментам этой организации. Таким образом можно дать следующее краткое
определение формы государства :
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в
себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки , которые по мере общественного
развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма
существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение каждому
элементу формы государства.
II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними .
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
· как создаются высшие органы государства и каково их строение;
·как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами ;
·как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением
страны ;
·в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и
свободы гражданина .
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :
· монархические ( единоличные , наследственные )
· республиканские ( коллегиальные , выборные )
2.1. Монархия
Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть единолична и переходит , как правило , по
наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются :
* существование единоличного главы государства , пользующегося своей властью пожизненно ( царь
, король , император , шах ) ;
* наследственный порядок преемственности верховной власти ;
* представительство государства монарха по своему усмотрению ;
* юридическая безответственность монарха .
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой
государственного правления . В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления .
В свою очередь монархия делится на :
*абсолютную
*ограниченную ( парламентскую )
*дуалистическую
*теократическую
*парламентскую
Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .
По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх , который никому на свете о своих делах ответу дать не
должен“. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха . Возникновение
абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и
старых феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений ,
юридически неограниченная власть монарха , наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и развитого
бюрократического аппарата .
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам ,
которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы ,
получает юридическое закрепление , хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и
Франция до революции 1789 года.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления , при
которой власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же
не в праве изменить конституцию .
Как форма правления , конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества . Формально она
не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания ,
Норвегия , Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками :
* правительство формируется из представителей определенной партии ( или партий ),
получивших большинство голосов на выборах в парламент ;
* лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест , становится
главой государства ;
* в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически
отсутствует , она является символической;
* законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом
;
* правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом , а перед парламентом .
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию , Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер
. Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется
независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент
представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной . Такие
монархи носят название теократические ( Саудовская Аравия ).
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления .
2.2. Республика
Республика - это такая форма правления , при которой верховная власть осуществляется выборными органами , избираемыми
населением на определенный срок .
Общими признаками республиканской формы правления являются :
* существование единоличного и коллегиального главы государства ;
* выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти ;
* осуществление государственной власти не по своему велению , а по поручению
народа ;
* юридическая ответственность главы государства в случаях , предусмотренных законом ;
* обязательность решений верховной государственной влас-
*ти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве . По мере развития
общественной жизни она видоизменялась , приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим
содержанием .
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления . В свою очередь они делятся по форме
государственного устройства на :
* парламентарные
* президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного
правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту .
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов , принадлежащих к тем
партиям , которые располагают большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности . Оно остается до тех пор у власти , пока в
парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу
государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов .
Как правило , глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой
парламентской коллегией . Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура
избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова . В Италии , например ,
президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области , избранных
областным советом . В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства , также разделяется с представителями членов федерации . Так
в Германии президент избирается федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и такого же числа лиц ,
выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на
основе всеобщего избирательного права , что характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы , издает декреты ,
назначает главу правительства , является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета министра , канцлер ) назначается , как правило ,
президентом. Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . Наиболее существенной чертой
парламентарной республики является то , что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется доверием
парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью . Парламент
обладает важными финансовыми полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет , определяет перспективы развития социально-экономического развития
страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую
структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает справедливые условия
человеческого общежития , основанные на началах правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ,
Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в
руках президента полномочия главы государства и главы правительства .
Наиболее характерные черты президентской республики :
* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства ;
* ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом ;
* более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия главы государства .
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки . В соответствии с конституцией США , в
основе которой лежит принцип разделения властей , четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту , исполнительная -президенту ,
судебная - Верховному суду . Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество
выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте ( конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом
, из лиц принадлежащих к его партии .
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим
голосованием . Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов . Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских республик , несмотря на их разнообразие , является то , что президент либо
совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров ( Франция , Индия ) . Президент
наделяется и другими важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента , является верховным главнокомандующим , объявляет
чрезвычайное положение , утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в правительстве , назначает членов Верховного суда .
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть , наравне с которой по
принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно действующий
механизм издержек и противовесов , существующих в современных президентских республиках , способствует возможности гармоничного функционирования властей ,
позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские республики “ . Эта форма правления -
практически независимая , слабо контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским
управлением.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует . Их сближают общие задачи
и цели .
III. Форма государственного устройства .
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое
раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными местными органами государственного управления , власти .
В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти
и государственного суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства .
Форма государственного устройства показывает:
* из каких частей состоит внутренняя структура государства ;
* каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения
этих органов ;
* как строятся отношения между центральными и местными государственными органами ;
* в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на этой территории .
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три
основных группы :
- унитарное ;
- федеративное ;
- конфедеративное .
3.1.Унитарное государство
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование , состоящее из
административно-территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
* унитарное устройство предполагает единые , общие для всей
страны высшие исполнительные , представительные и судебные органы , которые осуществляют верховное
руководство соответствующими органами ;
* на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства , одно
гражданство ;
* составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства
) государственным суверенитетом не обладают ;
* унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по численности национальности ,
широко допускает национальную и законодательную автономию ;
* все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы , которые
официально представляют страну на международной арене ;
* имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются центральными органами
государственной власти .
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о
централизованных и децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .
К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция , Турция , Япония , Финляндия .
3.2. Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в
одно союзное государство .
Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных странах оно имеет свои уникальные особенности ,
которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и
культуры народов , входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов ,
кантов , земель , республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и судебная власть
принадлежит федеральным государственным органам .
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции , имеют свои высшие исполнительные
, законодательные и судебные органы .
4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц .
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата , представляющая
интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют
союзные федеральные органы . Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США , Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной мере определяет характер ,
содержание , структуру государственного устройства .
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации .
Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной и национальной федерацией
состоит в различной степени суверенности их субъектов . Центральная власть в территориальных федерациях обладает
верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации . Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных
государственных образований .
3.3. Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств , созданный для обеспечения общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних
делах .
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :
* конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , в отличии от
федерации ;
* конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов , единого
государственного бюджета ;
* сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во
временном союзе ;
* государства могут договориться о единой денежной системе ,
о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они распадаются , либо превращаются в федерацию :
Германский союз ( 1815 - 1867 ) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация .
1.Формы государственного режима
Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти
государством .
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима , существующего в обществе . Политический
режим -понятие более широкое , поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования , но и характерные способы деятельности
негосударственных политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные ,
расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной
власти . Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия ; для феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание
; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия .
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует . В том или ином конкретном государстве присутствуют
различные по своему содержанию методы официального властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие черты , присущие той или другой разновидности
государственного режима.
4.1. Антидемократические режимы
Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :
* определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности ;
* антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем государства над всеми
сферами общественной жизни : экономикой , политикой , идеологией , социальным , культурным и национальным строением ;
* ему свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );
* личность в антидемократическом государстве фактически
лишена каких-либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях ;
* реально действует примат государства над правом , что является следствием произвола , нарушением
законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни ;
* всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;
* игнорируют интересы государственных образований , особенно
национальных меньшинств ;
* не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической , так и при республиканской форме правления ,однако , будучи отрицанием принципов
парламентаризма , он не согласуется с парламентарной монархией и республикой . Приводя к сильной централизации
государственной власти , авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.
4.2.Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти ,
которые реально обеспечивают свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав , интересов .
Конкретно режим демократической власти выражается в следующем :
Þ режим представляет свободу личности в экономической сфере , которая составляет основу материального благополучия общества ;
Þ реальная гарантированность прав и свобод граждан , их возможность выражать
собственное мнение о политике государства , активно участвовать в культурных , научных и других общественных организациях ;
Þ создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на
характер государственной власти ;
Þ в демократическом государстве личность защищена от произвола , беззакония ,
так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ;
Þ власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства ;
Þ основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм ;
Þ государственный режим базируется на законах ,
которые отражают объективные потребности развития личности и общества .
История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим
парламентской демократии , основанный на передаче власти парламенту . Так же существует либерально-демократический режим.
V.Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима
Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий . Эти формы определялись в конечном
счете экономическим строем общества , его базисом . Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в
Великобритании , Швеции , Японии и других странах ), условия образования государства ( федеративная форма государства США , Швейцария ) , равно как и
особенности современного развития данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы , когда на политической
карте мира появился ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации
государственных форм.
Понятие исторического типа связывается с установлением законо -
мерной зависимости классовой сущности государства и права от
экономических отношений , которые господствуют в классовом
обществе на определенном этапе его развития .
Заключение.
Рассмотренные три стороны формы государства ( форма правления , форма государственного устройства ,
политический режим ) хоть и различны , но все же относятся к одному явлению ,они обладают единством , органически связаны между собой , взаимообусловлены в
их признаках . В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы
организации государственной власти . Так , к примеру , истории известны случаи напряженной борьбы за республику , против монархии , т.е. за изменение формы
правления . В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского Востока . В определенных случаях на первый
план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства .
Таким образом , взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства . В процессе
развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации этого содержания . Однако
и в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой
.
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее , чем
форма , которая , несмотря на ее активную служебную роль , является более консервативной стороной явления. Существует
объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства . Это противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания
государства : форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти .
С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором форма государства
оставалась бы неизменной , несмотря на изменение содержания этого государства . Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с
ликвидацией данного содержания . В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы ,
процесс ее постоянного обновления , диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания
государственной власти.
VII. Библиография
1 ) Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.
2 ) Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.
3 ) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”
Учебник Москва 1988 г.
4 ) “Общая теория права и государства “ Учебник Москва 1994 г.
5 ) Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “
1997 г.
6 ) Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев “Государственное
( конституционное ) право Российской Федерации” 1997 г.
7 )Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б.
1993 г.
|