Европейское право
Европейское
право
ЕП представляет
собой особую правовую систему, которая, как записал в ряде решений Суд
Европейских Сообществ, не может быть идентифицирована ни с национальной
системой права, ни с международным правовым порядком.
Особенности ЕП
Если брать
вертикальный срез ЕП, то оно делится на:
n первичное
(учредительные акты) и
n вторичное.
Основная масса
норм ЕП - это нормы вторичного права, их источник - нормативно-правовые акты,
издаваемые институтами сообществ.
Нормы ЕП также
различаются в сфере их правового режима, по горизонтали ЕП делится на:
n право
Европейских сообществ (нормы прямого действия);
n совокупность
норм в рамках II и III опор союза (не являются нормами прямого действия) ;
n нормы
Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950 год).
Здесь различия
касаются круга субъектов и юрисдикционного контроля. Коммунитарное право -
нормы в рамках II и III опор приобретают такой правовой режим, как и нормы прямого
действия.
В Европейской
конвенции (1950) и протоколах к ней (всего 11) формулируются основные права
граждан, но Конвенция не велика по объему и в ней перечислены далеко не все
права и свободы. Это породило в частности сложности ее принятия, например
Франция ратифицировала ее только через 10 лет.
Под общими
принципами права принято понимать:
n принципы
Европейской конвенции;
n принципы
правового государства;
n общие
демократические принципы, закрепленные в конституциях государств-членов ЕС.
АД особо
требует соблюдения норм Конвенции (ее Протокол №6 запрещает применение смертной
казни). Нормы в рамках Конвенции не являются нормами прямого действия, но
национальные правовые системы должны соответствовать началам и стандартам,
закрепленным в Конвенции. Эти нормы имеют юрисдикционную защиту. Которую дает
Европейский суд по правам человека.
ЕП является в
значительной мере разнородным, гетерогенным по своей структуре. Все нормы,
которые формируются и создаются вместе с Европейскими сообществами и ЕС и которые
применяются в рамках Европейских сообществ и ЕС, действуют в пределах
юрисдикции последних на основе общих принципов права. Все эти нормы порождены
процессом европейской интеграции.
Юридическая
природа Европейских сообществ и Европейского союза
Это заключительная лекция. Сегодня мы подводим итоги того, что мы
сделали в рамках нашего курса. Что касается конкретных институтов ЕП, я на них
останавливаться не буду.
В 50ые годы на
базе учредительных договоров было создано 3 Европейских сообщества (соответственно,
ЕОУС, ЕЭС и Евратом), которые представляли собой интеграционные объединения,
воплощающие в себе черты как межгосударственного, так и наднационального
характера. В этих сообществах воплощен новый правопорядок, которые, как записал
в одном из своих решений Суд Европейских сообществ, не может быть
идентифицирован ни с национальным, ни с международным правом. ЕП - это особая
самостоятельная правовая система.
Европейские
сообщества обладают такими полномочиями, которыми ни одна международная организация
не обладает.
1)Европейские
сообщества, как и ЕС имеют свою территорию, которая слагается из территорий
государств-членов. Территория ЕС - это предел действия и юрисдикции ЕС,
например территория таможенного союза, единого внутреннего рынка, ЭВС и т.п.
2)Европейские
сообщества обладают системой институтов, осуществляющих те права и полномочия,
которые переданы союзу государствами-членами. В рамках сообществ и ЕС созданы
такие институты, которые выходят за пределы любой международной организации. В
рамках ЕС функционирует Парламент, который избирается на основе всеобщих и
прямых выборов гражданами ЕС. Это не характерно для международных организации
(например ООН состоит только из делегаций государств-членов).
3)в рамках ЕС
функционирует Суд Европейских сообществ - независимый судебный орган. Это также
свойственно только институтам ЕС.
4)В рамках ЕС
существует институт гражданства. Ни одна международная организация собственным
гражданством, порождающим права и обязанности, не обладает.
5)В рамках ЕС
создан ЭВС, своя валютная система и денежная единица (применительно к 11
государствам-членам), которая заменяет национальную денежную систему. Это
качества, присущие государственно-правовой организации.
В результате и
получается, что эти интеграционные объединения не могут быть идентифицированы
ни с международной организацией, ни с национальным государством.
Также в рамках
ЕС действует особая правовая система. Тезисно - содержание прошлой лекции.
ЕП - это
система норм, которые формируются и создаются вместе с Европейскими
сообществами и ЕС и которые применяются в рамках Европейских сообществ и ЕС,
действую в пределах юрисдикции последних на основе общих принципов права.
Особенности ЕП
Если брать
вертикальный срез ЕП, то оно делится на:
n первичное и
n вторичное.
Основная масса
норм ЕП - это нормы вторичного права, их источник - нормативно-правовые акты,
издаваемые институтами сообществ.
По горизонтали
ЕП делится на:
n право
Европейских сообществ;
n совокупность
норм в рамках II и III опор союза;
n нормы
Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950 год).
Включение 3ей
части опирается на оценку, содержащуюся в МД и АД. Основа же ЕП - право
Европейских сообществ, которое определяет как бы саму физиономию ЕП.
Признаки права
Европейских сообществ
1)Нормы права
Европейских сообществ создаются на базе учредительных договоров институтами ЕС.
Их источники - регламенты, директивы и решения.
2)Нормы права
Европейских сообществ являются нормами прямого действия, т.е. они интегрируются
в национальные системы права без соответствующих актов имплементации.
3)Нормы права
Европейских сообществ обладают верховенством по отношению к нормам
национального права. В случает коллизии нормы национального права и нормы ЕП
следует применять норму ЕП, причем никакой последующий акт не может ни
отменить, ни изменить норму ЕП.
4)Субъектами
права Европейских сообществ являются физические и юридические лица, причем к
последним относятся юридические лица как публичного, так и частного характера.
5)Право Европейских
сообществ обеспечено юрисдикционной защитой, т.е. любое посягательство на право
Европейских сообществ, любое его нарушение может быть обжаловано как на уровне
национальных учреждений, так и на уровне Суда Европейских сообществ в рамках
той юрисдикции, которая закреплена в учредительных договорах и других
нормативно-правовых актах.
Территориально
нормы права Европейских сообществ действуют в рамках территории ЕС. Заморские
территории государств-членов могут обладать особым статусом в отношении таможенного
и валютного союзов.
Действие норм
ЕП во времени. Подавляющее большинство актов принимается на неопределенно
долгий срок, исключение составляет лишь договор о ЕОУС, который заключен сроком
на 50 лет и истекает в 2001 году.
Учредительные
договора устанавливают общий срок вступления в силу нормативно-правовых актов:
регламенты (по общему правилу) вступают в силу на 20ый день после
опубликования.
Предметная
юрисдикция Европейских сообществ и ЕС. Государства-члены передают в ведение
союза строго ограниченные права и полномочия, следовательно, право ЕС не может
носить тот универсальный характер, что и национальное право. Перечень того, что
отнесено к ведению ЕС содержится в ст.3,4 МД и АД. Там говорится об
исключительной юрисдикции ЕС и просто о юрисдикции ЕС.
За пределами
исключительной юрисдикции ЕС применяется принцип субсидиарности (изложен в
Протоколе "о пропорциональности и субсидиарности" к АД) - правовое
регулирование на уровне европейских интеграционных объединений осуществляется в
том случае, когда для достижения поставленных целей и задач необходимы
коллективные усилия государств-членов ЕС. Когда же решение может быть
осуществлено на национальном уровне, оно должно находится введении
государств-членов. Протокол также содержит положение о том, что сообщества и ЕС
не должны выходить за рамки установленной юрисдикции, а их институты должны
осуществлять только ту компетенцию, которая принадлежит им на основе договоров.
Концепция
подразумеваемых полномочий - данное полномочие прямо не указано, но его
осуществление необходимо для достижения поставленных задач. Здесь институты
сообществ и ЕС могут несколько расширить свою компетенцию (в соответствии со
ст.235 МД).
Источники
Европейского права
Учредительные
акты образуют главный источник первичного права, нормативно-правовые акты,
издаваемые институтами сообществ- вторичного. Источниками ЕП также являются :
n судебные
решения, выносимые Судом Европейских сообществ (закреплено в АД);
n международные
договоры и соглашения, заключаемые с участием ЕС.
Если те или
иные вопросы отнесены к исключительной компетенции Европейских сообществ, то
сами сообщества могут заключать в пределах этих полномочий международные
договора. Если это сфера совместного ведения, заключаются т.н. смешанные
договора, стороной в которых будут являться не только сообщества, но и
государства-члены.
Договора,
заключаемые государствами-членами с третьими странами, по общему правилу к
источникам ЕП не относятся.
Наконец, один
из важных источников ЕП - Европейская конвенция о защите прав и основных свобод
человека 1950 года. В этой конвенции закреплены общие принципы ЕП.
До недавнего
времени считалось, что Европейские сообщества и ЕС не могут быть членами
международных организаций. Но в прошлом году была пробита брешь и в этой стенке,
когда Европейские сообщества стали членами ПАВО (продовольственной
организации).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|