Экологические преступления  Экологические преступления
 Экологические преступления РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Экологические преступления

План курсовой работы:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Нарушение действующих правил в области экопользования.
§ 1. Нарушение правил охраны окружающей среды
при производстве работ
§ 2. Нарушение правил обращения экологически
опасных веществ и отходов
§ 3. Нарушение правил безопасности при обращении
с микробиологическими либо другими биологическими
агентами или токсинами
§ 4. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных
для борьбы с болезнями и вредителями растений
ГЛАВА II. Нарушение правил охраны неживой природы
§ 1. Загрязнение вод
§ 2. Загрязнение атмосферы
§ 3. Загрязнение морской среды
§ 4. Нарушение законодательства Российской Федерации
о континентальном шельфе и об исключительной
экономической зоне Российской Федерации
§ 5. Порча земли
§ 6. Нарушение правил охраны и использования недр
ГЛАВА III. Нарушение правил охраны живой природы
§ 1. Незаконная добыча водных животных и растений
§ 2. Нарушение правил охраны рыбных запасов
§ 3. Незаконная охота
§ 4. Уничтожение критических мест обитания организмов,
занесенных в Красную книгу Российской Федерации
§ 5. Незаконная порубка деревьев и кустарников
§ 6. Уничтожение или повреждение лесов
§ 7. Нарушение режима особо охраняемых природных
территорий и природных ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В результате жизнедеятельности человека, его алчности, а порой и ха-латности в мире исчезли сотни видов крупных млекопитающих, птиц, и дру-гих видов животных, более тысячи животных находится под угрозой выми-рания. Не грамотное проведение мелиорационных работ и нещадное истреб-ление лесных массивов привело к тому, что примерно одна треть сухопут-ной территории находится под угрозой превращения в пустыню.
Поэтому в конце 80-х годов заговорили об Экологических правах человека. В Энциклопедическом юридическом словаре под редакцией В.Е. Крутских дано следующее определение экологических прав человека :
«Экологические права человека – особая разновидность конститу-ционных прав человека, появление которой вызвано обострением экологи-ческого кризиса как в мировом, так и национальном масштабе…»
Первоначально экологические права человека не были закреплены в Конституции РФ. Право на здоровую благоприятную среду было закреплено в статьях закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 года .
На принятии этого закона законодатель не остановился. Следующим, существенным шагом в области охраны окружающей природной среды, ста-ло принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции РФ, в которой появилась статья полностью посвященная экологическим правам граждан РФ. Статья 42 Конституции Российской Федерации декла-рирует следующие права граждан : «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возме-щение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В дальнейшем был принят еще ряд законов направленных на обеспе-чение экологически безопасного существования граждан: Федеральный за-кон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г .; Федераль-ный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. и ряд других законов.
Принятие закона это существенный шаг вперед. Но без четкого меха-низма исполнения этого закона, закон будет иметь декларативный характер. Поэтому за совершение экологических правонарушений предусмотрена юридическая ответственность, т.е. за экологические правонарушения насту-пают не благоприятные последствия для нарушителя.
Ответственность за экологические правонарушения может быть дис-циплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско-правовой.
Дисциплинарная ответственность – применение к виновному работни-ку предприятия мер дисциплинарного воздействия.
Материальная ответственность – возмещение предприятию причинен-ного имущественного вреда виновным работником.
Административная ответственность наступает в результате примене-ния специальным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения.
Гражданско-правовая ответственность предполагает возложение на правонарушителя обязанности возместить причиненный вред (имуществен-ный или материальный) потерпевшей стороне, если этот вред причинен в результате нарушения правовых экологических требований.
Курсовая работа посвящена теме уголовной ответственности за эколо-гические преступления. Этой теме посвящена глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая так и называется «Экологические преступ-ления».
Глава «Экологические преступления» содержит 17 составов преступ-ления, которые можно поделить на три вида в зависимости от непосредст-венного объекта посягательства:
? Первый вид преступлений образуют преступления совершенные в ре-зультате нарушения хозяйствующими субъектами правил экологической безопасности;
? Второй вид преступлений образуют действия в результате которых страдают объекты неживой природы;
? Третий вид преступлений – преступления против живой природы.
Каждая глава курсовой работы посвящена одному из видов преступ-лений и разбита на параграфы. Названия параграфов соответствуют назва-ниям действующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно статьям 246-262 которые расположены в хронологическом порядке.
ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производ-стве работ.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 246 УК, являются от-ношения в сфере хозяйственной и иной деятельности с целью сохранить природные объекты, оздоровить среду, обеспечить радиационную безопас-ность населения.
При формировании территориально-производственных комплексов промышленности, сельского хозяйства, строительства и реконструкции го-родов, населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду с учетом ее потенциальных возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природ-ных ресурсов, сохранения естественных экологических систем.
Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью причинения вреда окружающей среде. Поэтому при проведе-нии работ необходимо пользоваться правилами направленными на миними-зацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынуж-денных отрицательных последствий. Эти правила и нормы содержатся в экологическом и природоресурсовом законодательстве:
? Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 де-кабря 1991 г. ;

? Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территори-ях» от 15 февраля 1995 г. ;
? Федеральном законе «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. ;
? Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. ;
? Водном кодексе РФ от 16 ноября 1995 г. ;
? Лесном кодексе РФ от 29 января 1997 г.
Законодатель устанавливает ответственность за нарушение общих экологических требований, в том числе и по радиационной защите населе-ния.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, про-ектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию пред-приятий и сооружений, прокладке коммуникаций, иных объектов, прямо или косвенно влияющих на состояние окружающей среды, должны выпол-няться «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач», утвержденный Правительством РФ от 13 августа 1996 г. № 997 .
Строительство объектов производится при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях вопрос о размещении объектов решается по результатам обсуждения или референ-дума.

Объективную сторону данного состава преступления образуют также и нарушения правил охраны окружающей среды при эксплуатации про-мышленных и иных объектов, которые выражаются в несоблюдении правил нормирования и лимитирования природных ресурсов, а также требований, регламентирующих производственную деятельность.
Обязательным признаком преступления являются общественно опас-ные последствия: существенное изменение радиоактивного фона, причине-ние вреда здоровью человека, массовая гибель животных либо иные тяжкие последствия.

§ 2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

Объектом данного преступления являются отношения в сфере защиты людей и охраны природной среды при осуществлении всех видов деятель-ности в области использования атомной энергии, уничтожении химического и биологического оружия.
Преступлением считается производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение с радиоактивными, бактериологическими веществами и отхода-ми с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей сре-де.
Установление уголовной ответственности за подобные действия обу-словлено потенциальной опасностью как прямого, так и опосредованного (через природную среду) воздействия на организм человека, а также выпол-нением Российской Федерацией международных обязательств в области хи-мического и бактериологического разоружения.
Перечень опасных отходов, производство которых запрещено, уста-навливается Правительством России. К ним, в частности, относятся взрыв-чатые вещества, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного применения и пиротехнических изделий.
Основные требования, регламентирующие порядок использования и обращения с радиоактивными веществами и их отходами, установлены Фе-деральным законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.
Запрещаются эксплуатация радиационных источников, пунктов хра-нения, а также проведение любых работ по использованию ядерных мате-риалов и радиационных веществ, находящихся в любой форме и на любой стадии производства, использования, переработки, транспортировки или хранения, если не приняты нормативно установленные меры по обеспече-нию физической защиты этих объектов.
В соответствии с международной Конвенцией о запрещении разработ-ки, производства и накопления запасов бактериологического (биологическо-го) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), каждое государст-во-участник обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабаты-вать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным об-разом и не сохранять.
В 1993 году Российской Федерацией подписана Конвенция о запреще-нии разработки, производства, накопления и применения химического ору-жия и его уничтожении. Разработана Федеральная целевая программа унич-тожения запасов химического оружия в Российской Федерации, приорите-том которой являются: безопасность процесса уничтожения химического оружия, защита и оздоровление окружающей среды.
Нарушение установленных правил при обращении с веществами, ука-занными в ч. 1 ст. 247 УК, признается оконченным с момента создания ре-альной угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или ок-ружающей среде. Состав преступления сконструирован законодателем по типу формального.
В ч. 2 ст. 247 УК установлена ответственность за те же деяния, по-влекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, при-чинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной эко-логической ситуации.

§ 3. Нарушение правил безопасности при обращении с микробио-логическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

Объектом преступления являются отношения в сфере экологической безопасности.
Предметом данного преступления являются патогены, опасные для человека, животных и растений (их подробная характеристика приводится при анализе ст. 247 УК).
Преступление, предусмотренное ст. 248 УК, заключается в нарушении правил безопасности при обращении с названными микроорганизмами и токсинами: применение и разведение биологических объектов, не свойст-венных природе соответствующего региона, а также полученных искусст-венным путем без разработки эффективных мер, предупреждающих их неконтролируемое размножение; превышение нормативов предельно допус-тимой концентрации в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ, которые утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Россий-ской Федерации.
Обязательным признаком экологического преступления являются по-следствия: вред здоровью человека (любой степени тяжести), распростране-ние эпидемий или эпизоотии, иные тяжкие последствия. К эпидемическим болезням относятся холера, чума, брюшной тиф, дизентерия, грипп и т.п. Другие заразные болезни - тиф, малярия, японский энцефалит и др. Эпизо-отия - массовое заболевание животных,
К иным тяжким последствиям относится имущественный ущерб, свя-занный с введением на территории России особых условий и режимов про-живания людей и ведения хозяйственной деятельности, направленных на ликвидацию инфекционных, паразитических, профессиональных и массо-вых неинфекционных заболеваний, отравлений.
В качестве особо квалифицирующего обстоятельства ч. 2 ст. 248 УК указывает смерть человека.
Преступление считается совершенным с момента наступления послед-ствий.

§ 4. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.

Объектом преступления является экологическая безопасность в сфере обеспечения защиты от болезней, общих для человека и животных.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 249 УК, выражается в нару-шении ветеринарных правил, повлекших распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия.
Нежелательные последствия могут наступить в связи с:
? невыполнением ветеринарных правил, обязательных при ведении жи-вотноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;
? нарушением порядка применения в ветеринарии биологических, хи-мических и других препаратов, отказом от специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
? реализацией и использованием для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, молока, молочных продуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке вете-ринарно-санитарной экспертизе.
Ответственность за данный вид преступлений наступает при наступ-лении последствия - эпизоотии, или иных тяжких последствий. Характеристика последствий в виде эпизоотии аналогична рассмотренной в со-ставе ст. 248 УК.
Частью 2 ст. 249 УК установлена ответственность за нарушение пра-вил по борьбе с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие по-следствия.
Под этими понятиями следует понимать полное или частичное унич-тожение посевов или насаждений на значительных площадях, гибель соб-ранного урожая, порчу семенного материала и т. п., отравление людей или скота ядохимикатами вследствие нарушения правил их использования. Во-прос о том, являются ли наступившие последствия тяжкими, решается с уче-том конкретных обстоятельств дела.




ГЛАВА II. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ
НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

§ 1. Загрязнение вод.

В статье 250 УК РФ рассматриваются экологические преступления в области водопользования и охраны водных объектов, порядок водопользования, а также общие требования к охране водных объектов преду-смотренные Водным кодексом РФ. Предметом преступной деятельности мо-гут быть поверхностные воды; подземные воды; источники питьевого водо-снабжения.
Поверхностные водные объекты — постоянное или временное сосре-доточение вод на поверхности суши. К поверхностным водным объектам: водотоки, водоемы, ледники, снежники.
Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидрав-лической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся воды, сосредо-точенные в трещинах и пустотах горных пород; бассейн подземных вод; ме-сторождение подземных вод и их естественные выходы.
Источниками питьевого водоснабжения являются специально устро-енные водохранилища, водозаборные емкости и т.п. Для питьевого водо-снабжения используются защищенные от загрязнения и засорения поверх-ностные и подземные водные объекты.
Ответственность наступает за действия в результате которых про-изошло загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ-ных свойств, если это повлекло причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.
Загрязнение водных объектов — это сброс или поступление иным спо-собом в водные объекты, а также, образование в них вредных веществ, кото-рые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают ис-пользование либо негативно влияют состояние дна и берегов водных объек-тов. Засорение водных объектов состоит в сбросе или поступлении иным способом предметов или взвешенных частиц, ухудшающих качество и за-трудняющих использование водных объектов.
Истощение вод — заключается в устойчивом сокращении запасов и ухудшении качества поверхностных и подземных вод. Поддержание по-верхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологиче-ским требованиям, обеспечивается нормативами предельно допустимых вредных воздействий на водные, объекты.
Правила охраны вод содержатся в ряде законодательных и иных нор-мативно-правовых актах (Водном кодексе РФ, Законе об охране окружаю-щей природной среды, Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах от 23 ноября 1996 г. «О ведении госу-дарственного водного кадастра» от 23 ноября 1996 г. , а также многочислен-ных правилах, регулирующих определение и порядок взимания платы, нор-мативы сброса загрязняющих веществ, предоставление услуг по водоснаб-жению и канализации, «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых воздействий на водные объекты» от 19 декабря 1996 г. ).
В пределах водоохранных зон запрещается проводить авиационно-химические работы; обрабатывать посевы и почву агрохимикатами; строить склады для хранения минеральных удобрений и ядохимикатов, горюче-смазочных материалов; использовать навозные стоки для удобрения почв; заправлять топливом, мыть и ремонтировать машины и механизмы; выру-бать растительность в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных по-лос.
Последствия в виде причинения существенного вреда животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству являются основанием для уголовного преследования.

§ 2. Загрязнение атмосферы.

Данная статья регулирует отношения в сфере охраны атмосферного воздуха и обеспечения экологической безопасности населения.
Статья устанавливает ответственность за любое изменение природных свойств воздуха, вызванное: нарушением правил выброса в атмосферу за-грязняющих веществ или нарушением эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Согласно Закону об охране окружающей при-родной среды, устанавливаются нормативы предельно допустимых концен-траций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Основными компонентами, загрязняющими атмосферный воздух, являются твердые ве-щества (пыль), двуокись и окись азота, двуокись серы, окись углерода, фор-мальдегид. Источник вредных выбросов — объект, их производящий.
Под выбросами понимается поступление в атмосферу. Предельно до-пустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются для каждого источника загряз-нения; при этом учитывается, что выбросы из данного источника в совокуп-ности с другими источниками города или иного населенного пункта (исходя из перспективы развития предприятий и рассеивания вредных веществ в ат-мосфере) не создадут приземную концентрацию, превышающую предельно допустимую (ПДК) для населения, растительного и животного мира.
Если в воздухе городов и других населенных пунктов концентрация вредных веществ уже превышает ПДК, а значение ПДВ по причинам объек-тивного характера не могут быть достигнуты, для соответствующих пред-приятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных ве-ществ (ВСВ), вводится поэтапное снижение их показателей до значений ПДВ.
Правила выброса в атмосферу загрязняющих веществ считаются на-рушенными при несанкционированном превышении нормативов предельно допустимых концентраций.
Нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объ-ектов выражается в эксплуатации их без соответствующих фильтровых уст-ройств, с неисправными фильтрами, без контрольно-измерительных прибо-ров и т. п.
Ответственность за данный вид преступления наступает при возник-новении общественно-опасного последствия, а именно при загрязнении или ином изменение природных свойств воздуха, которое содержит угрозу при-чинении вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, экологии.







§ 3. Загрязнение морской среды.

Цель статьи 252 УК РФ охрана от загрязнения морской среды и живых ресурсов моря. Местом преступления являются внутренние морские воды, территориальное море России и воды открытого моря.
Внутренними морскими водами России считаются морские воды, рас-положенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для от-счета ширины территориального моря России (статья 14 Водного кодекса РФ).
Территориальное море России это прибрежные морские воды шири-ной 12 морских миль, отмеряемые в соответствии с нормами международно-го права и законодательством РФ (статья 15 Водного кодекса РФ).
Открытым морем являются все морские пространства, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо го-сударства.
Преступление выражается в загрязнении морской среды из находя-щихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря, либо препятствующих правомерному использованию мор-ской среды выраженное в увеличении предельно допустимого уровня кон-центрации вредных веществ в воде.
Другой вид преступления выражается в нарушение правил захороне-ния или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусствен-ных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря.
В ч. 2 ст. 252 УК установлена ответственность за те же деяния, причи-нившие существенный вред здоровью человека, животному или раститель-ному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам. Вред окружающей среде может быть при-знан существенным, если, например, стачные воды сбрасывались в объекты, отнесенные к особо охраняемым территориям, в места нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных; в местах туризма, спорта и массового отдыха.

§ 4. Нарушение законодательства Российской Федерации о конти-нентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Россий-ской Федерации.

Континентальный шельф Российской Федерации это: «прибрежное морское (океаническое) мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболее продуктивная и производительная для хо-зяйственного использования, населенная живыми организмами часть аква-тории» .
Ответственность за данный вид экологических преступлений наступа-ет за незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Рос-сийской Федерации; незаконное создание вокруг них зон безопасности; на-рушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возве-денных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоход-ства.
Для создания искусственного сооружения необходимо разрешение, которое выдается специально уполномоченными на то федеральными орга-нам.
Иностранным заявителям определено дополнительное условие:
они могут начинать работы только в присутствии и под контролем предста-вителей Российской Федерации, специально уполномоченных на то феде-ральными органами исполнительной власти, выдавшими разрешение.
В VI главе «Создание искусственных сооружений и прокладка под-водных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе» Федерально-го закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 нояб-ря 1995 г. четко регламентируются права и обязанности заявителей при соз-дании искусственных островов, установок и сооружений, несоблюдение ко-торых является нарушением правил эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского су-доходства.
Вторая часть ст. 253 УК преследует незаконное (без соответствующе-го разрешения) исследование, разведку, разработку естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации.

§ 5. Порча земли.

Статья предусматривает ответственность за преступления которые ве-дут к порче, т.е. качественному ухудшению состояния земель в результате хозяйственной или иной деятельности.
Порча земли выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследст-вие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста рас-тений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологически-ми веществами при их хранении, использовании и транспортировке.
Основополагающим нормативным актом регламентирующим рацио-нальное использование земель является Земельный кодекс РСФСР от 25 ап-реля 1991 г .

§ 6. Нарушение правил охраны и использования недр.

Согласно Закону РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. недра являются частью земной ко-ры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже зем-ной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в пределах тер-ритории России, включая подземное пространство, и содержащиеся там по-лезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государст-венной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъек-тов Федерации.
Недра могут предоставлять для геологического изучения, строитель-ства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полез-ных ископаемых. В соответствии с лицензией на добычу полезных ископае-мых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.
Данный вид преступления выражается в нарушении естественных свойств недр, нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуата-ции горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связан-ных с добычей полезных ископаемых. Самовольной застройке площадей за-легания полезных ископаемых, если это деяние повлекло причинение значи-тельного ущерба.
Нарушение правил охраны и использования недр может состоять в действиях снижающих качество полезных ископаемых и промышленных ценность месторождений. В загрязнении недр. В нарушениях порядка кон-сервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых. За-стройке площадей залегания полезных ископаемых, а также размещении в местах их залегания подземных сооружений без разрешения соответствую-щего федерального органа, что снижает возможность извлечения полезных ископаемых.














ГЛАВА III. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
ОХРАНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

§ 1. Незаконная добыча водных животных и растений.

Статья 256 УК РФ ставит своей задачей охрану природных ресурсов страны средствами уголовного закона. С целью обеспечения условий сохра-нения и выживания популяций водных животных и растений (водные био-ресурсы).
В пределах территории России животный мир является государствен-ной собственностью.
Юридические лица могут осуществлять охоту и рыболовство на осно-вании долгосрочной лицензии, в которой указаны разрешенные виды поль-зования; перечень объектов животного мира; границы (площади) террито-рии и акватории, в пределах которых действует лицензия; срок действия ли-цензии; условия пользования животным миром, а также территориями, аква-ториями.
Граждане вправе пользоваться животным миром на основании имен-ных разовых лицензий (специальное разрешение на одноразовое использо-вание) на добычу определенного количества объектов животного мира в оп-ределенном месте или в конкретный период.
Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, зане-сенным в Красную книгу России, производится только на основании разре-шения, выдаваемого соответствующим федеральным органом исполнитель-ной власти.
Не требуется разрешения на спортивный и любительский лов рыбы для личного потребления.
Незаконной следует признать добычу рыбы, морского зверя, иных водных животных без лицензии (разрешения), с нарушением требований, указанных в лицензии, в запретное время, в запрещенных местах, а также запрещенными орудиями и способами лова.
Незаконная добыча объектов животного мира является уголовно нака-зуемым деянием, если оно совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним.
г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.
Часть 2 ст. 256 УК предусматривает ответственность за незаконную добычу некоторых млекопитающих в открытом море или в запретных мес-тах. Предметом данного преступления являются котики, морские бобры, ка-лан, морская выдра, камчатский бобр.
Добыча морских животных разрешается только по специальным про-мысловым билетам с соблюдением требований, предусмотренных правила-ми охраны и промысла морских млекопитающих.

§ 2. Статья 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов .

Статья регламентирует порядок использования водных объектов в процессе производственной деятельности.
Такие виды производственной деятельности как: производство лесо-сплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, экс-плуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов могут причинить вред рыбным запасам. Если нарушение правил охраны рыбных запасов, повлекло массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, то уголовный кодекс РФ предусматривает за эти деяния уго-ловную ответственность.
Водным законодательством запрещена эксплуатация: водозаборных, сборных и гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод; ороси-тельных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений без проведения мероприя-тий, предотвращающих вредное воздействие на водные объекты.
При производстве производственных процессов в целях сохранения среды обитания рыбы и иных водных животных применяются «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных ма-гистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г.

§ 3. Незаконная охота.

Неотъемлемой частью природной среды являются дикие животные (звери и птицы) находящиеся в состоянии естественной свободы. Сохране-ние популяций животных уголовно-правовыми методами является основной целью статьи.
Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и каче-ства получаемой продукции, составляется специально уполномоченным и федеральными органами по согласованию с органами исполнительной вла-сти субъектов Федерации, и утверждается Правительством.
Количество нормативно правовых актов, регулирующих вопросы охо-ты достаточно велик: постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г. , «О пра-вилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г. , распоряжение Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользо-вание дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу от 19 июня 1994 г. и др.
Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежа-щие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приори-тетное пользование животным миром на территориях традиционного рассе-ления и хозяйственной деятельности.
Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы. Незаконной признается охота без надлежащего разрешения (ли-цензии), с нарушением требований, указанных в лицензии; в запрещенных местах; в запрещенные сроки; запрещенными орудиями и способами при наличии обстоятельств, указанных в п. "а", "б", "в", "г" ч. 1 ст. 258 УК.
Степень ущерба в зависимости от экологическою ценности, стоимо-сти, количества добытого, а также вреда, нанесенного животному миру.
Незаконная охота с применением механического транспортного сред-ства или воздушного судна имеет место, когда названные средства исполь-зовались в процессе преследования, выслеживания с целью добычи и самой добычи диких животных.
Перечень запрещенных орудий и способов охоты содержится в норма-тивных актах. Помимо указанных в п. "б" ч. 1 ст. 258 УК способов и орудий, запрещено, например, применять малокалиберные и пневматические ружья, общеопасные способы и орудия охоты (ловчие ямы, ногозахватывающие капканы), ядохимикаты, выжигать растительность в местах концентрации животных, выгонять их на гладкий лед и т. п.
Незаконным будет также истребление птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. В соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты, допускается только по разрешениям специально уполномоченных на то государственных органов управления. Незаконной считается и добыча в результате охоты большего количества зверей и птиц, чем это было указано в разрешении.

§ 4. Уничтожение критических мест обитания организмов, зане-сенных в Красную книгу Российской Федерации.

В результате жизнедеятельности человека некоторые виды животных и растений оказались на грани гибели. Чтобы предотвратить гибель этих ви-дов и сохранить биологическое разнообразие жизни на земле в тексте УК РФ 1996 года появилась эта новая статья.
Охрана редких и исчезающих видов животных и растений регламен-тируется международно-правовыми актами и российским законодательст-вом. В Российской Федерации на основе систематически обновляемых дан-ных о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира ведется Красная книга. Она является офи-циальным документом, содержащим свод сведений об обитающих (произра-стающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключи-тельной экономической зоне Российской Федерации представителях живот-ного и растительного мира, а также необходимых мерах по их охране и вос-становлению.
Критическими местами обитания признаются специально выделяемые защитные участки территорий (акваторий), необходимые для размножения, нагула, отдыха и путей миграции, зимовки объектов животного мира, при-надлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

§ 5. Незаконная порубка деревьев и кустарников.

Цель данной статьи предотвращение незаконной порубки и поврежде-ний лесов и иной растительности.
Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли об-разуют лесной фонд России.
В лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая дре-весная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
В соответствии с народнохозяйственным и экологическим значением лесного фонда, его местоположения и выполняемыми функциями лесной фонд относится к одной из трех групп лесов.
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущество сле-дующие функции и включающие следующие категории защитности: водо-охранение - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерести-лища ценных промысловых рыб; защитные - противоэрозийные леса, за-щитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог феде-рального, республиканского и областного значения, государственные лес-ные полосы, ленточные боры и др.
Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью на-селения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в ре-гионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощимости требуется ограниченный режим лесопользования.
К третьей группе относятся леса (освоенные или резервные) много лесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение.
Преступление выражается в незаконной порубке, а равно в повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере.
Лесные пользования допускаются на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета.
Незаконной признается порубка без соответствующего разрешения (лицензии, лесорубочного билета, ордера или разрешения органов местного самоуправления); не в том количестве, не на том участке, не тех пород, ко-торые указаны в разрешении.

§ 6. Уничтожение или повреждение лесов.

Данная статья предусматривает уголовную ответственность за унич-тожение или причинения вреда лесам всех групп лесного фонда, а также на-саждениям, не входящим в лесной фонд в результате неосторожного обра-щения с огнем или иными источниками повышенной опасности, например, в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами.
Уничтожение или повреждение лесной и нелесной растительности может произойти и в результате загрязнения леса неочищенными сточными водами, экологически вредными веществами воздушного бассейна, агрохи-микатами.

§ 7. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов.

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. особо охраняемыми территориями явля-ются участки земли, водные поверхности, воздушное пространство над ни-ми, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты (полностью или частично) из хозяйст-венного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Законодатель в качестве особо охраняемых территорий выделил сле-дующие виды территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, государственные природные заказ-ники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно оздоровительные местности и курорты. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых территорий устанавливается спе-циальный режим охраны. Например, в Положении о государственных при-родных заповедниках в России установлен примерный перечень запрещен-ных действий на территории заповедника: строительство зданий и сооруже-ний, дорог, трубопроводов, линий электропередач, изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, все виды лесопользования,
заготовка сена, лекарственных трав, цветов, охота и рыболовство, отлов жи-вотных, применение химических средств, пролет самолетов ниже 2000 м, проезд и проход посторонних лиц и т.п.
Преступлением считается нарушение режима заповедников, заказни-ков, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


В заключение можно выделить основные особенности ответственно-сти за экологические преступления и выделить общие черты этих преступ-лений:
1. Ответственность за уголовные преступления в сфере экопользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений. Так уголовные наказания применяются за умышленные экологические пре-ступления; умышленное уничтожение, разрушение либо порчу природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК РФ), за причинение экологическим правонарушением значительного вреда охра-няемым природным объектам.
2. Ответственность за совершение экологических преступлений наступа-ет после предварительного проведения следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке. Основа-нием для назначения уголовного наказания является приговор суда.
3. Ответственность для нарушителей совершивших преступления в об-ласти экопользования предусматривает более суровые меры наказания. На-пример, лишение свободы, конфискацию имущества, штраф, лишение права занимать определенные должности и т.д. (ст. 44 УК РФ).
4. Ответственность за уголовные преступления в области экопользова-ния несут лишь физические лица, достигшие возраста привлечения к уго-ловной ответственности и вменяемые (ст. 20, 21 УК РФ). Не привлекаются к уголовной ответственности организации и их структурные подразделения. Граждане иностранных государств так же несут уголовную ответственность за экологические преступления. Уголовная ответственность для иностран-ных граждан распространяется также на преступления, совершенные на кон-тинентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 11 УК РФ).
5. Действующее законодательство предусматривает 17 составов эколо-гических преступлений, которые различаются в зависимости от объекта пре-ступления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

I. Нормативные акты.

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета, 19993. 25 декабря.
2. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.// Ведомости Съезда на-родных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 22. Ст. 768.
3. Водный кодекс Российской Федерации.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471.
4. Лесной кодекс Российской Федерации.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 5. Ст. 610.
5. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457.
6. Федеральный закон «О недрах» от 21 февраля 1992 года в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г.// Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.
7. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1024.
8. Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. // Собра-ние законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1462.
9. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4552.
10. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4556.
11. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федера-ции» от 30 ноября 1995 г.// Собрание законодательства Российской Феде-рации. 1995. № 49. Ст. 4694.
12. Постановление Правительства РФ «Об установлении предельных раз-меров платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицен-зиям) на их добычу от 19 июня 1994 г.// Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 1994. № 9. Ст. 1072.
13. Постановление Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях раз-решенных к применению орудий и способов добывания объектов живот-ного мира» от 18 июля 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3750.
14. Постановление Правительства РФ «Требования по предотвращению ги-бели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубо-проводов, линий связи и электропередач», от 13 августа 1996 г. № 997.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 37. Ст. 4290.
15. Постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охо-те в Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г.// Собрание законода-тельства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 243.
16. Положение «О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» от 23 ноября 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5567.
17. Положение «О ведении государственного водного кадастра» от 23 но-ября 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5566.
18. Положение «О порядке разработки и утверждения нормативов предель-но допустимых воздействий на водные объекты» от 19 декабря 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 165.

II. Специальная литература.

1. Арский Ю. М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна. - М., 1997.
2. Волков Г.А. и др. Практикум по экологическому праву России / Под ред. А. К. Голиченкова. - М., 1996.
3. Дьяков С. В. и др. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Б. В. Здравомыслова. - М., 1995.
4. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. / М., 1996.
5. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ре-дакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 2000.
6. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федера-ции. – М., 2000.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополне-ниями на 1 января 2000 г. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. - М., 2000.
8. Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. – М., 1999.






      ©2010