Единый социальный налог – опять двойное налогообложение индивидуального предпринимателя?  Единый социальный налог – опять двойное налогообложение индивидуального предпринимателя?
 Единый социальный налог – опять двойное налогообложение индивидуального предпринимателя? РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Единый социальный налог – опять двойное налогообложение индивидуального предпринимателя?

Единый социальный налог – опять двойное налогообложение индивидуального предпринимателя?

С 1 января 2001 вступила в действие II часть Налогового кодекса РФ. Одним из важнейших нововведений является замена взносов в государственные внебюджетные фонды единым социальным налогом.

Положения кодекса, касающиеся предпринимателя без образования юридического лица, вновь поднимают застарелый и очень больной вопрос.

Дело в том, что ранее, а именно - до 1998 г. индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги по договору гражданско-правового характера по существу подвергался двойному налогообложению.

Предположим, организация решила заключить договор на выполнение работ или оказание услуг с индивидуальным предпринимателем. В этом договоре организация является заказчиком, а предприниматель – исполнителем.

Поскольку предприниматель – физическое лицо, заказчик по такому договору должен был начислять взносы в Пенсионный и прочие внебюджетные фонды со всей суммы вознаграждения, причитающегося исполнителю.

В свою очередь, предприниматель является самостоятельным плательщиком взносов во внебюджетные фонды. Более того, если индивидуальный предприниматель имеет наемных работников или привлекает в качестве соисполнителей других предпринимателей, то на сумму их вознаграждения он должен начислить и уплатить взносы во внебюджетные фонды.

Приведенное правило прямо вытекало из п. а) ст. 1 Закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (а также из соответствующих законов за предыдущие годы).

Сколько было "сломано копий"! Сколько написано критических статей об этой вопиющей несправедливости! Но Пенсионный фонд – как застрельщик сей прогрессивной идеи, а следом за ним и прочие фонды, с завидным упорством настаивали на таком правиле. Более того, Высший арбитражный суд (см. напр. инструктивное письмо ВАС от 15 августа 1995 года № 1-7/ОП-470) закреплял своим авторитетом именно такой порядок начисления взносов.

Наивно было бы предполагать, что организации в массовом порядке делали такие "подарки" Пенсионному и другим фондам. В результате такого законотворчества организации наотрез отказывались заключать договоры, в которых предусматривались выплаты предпринимателям. Зачастую, даже такие, какие никак уж не признаешь услугой – на всякий случай.

Фондам удалось снять лишь небольшой "урожай", выявляя "нарушения" post factum – в ходе проверок.

Наконец, законом "О тарифах страховых взносов …. за 1998 г." (№ 9-ФЗ) пресловутое правило было отменено, включая 1997 г. – задним числом.

Казалось бы, об этом абсурде можно забыть навсегда. Но…

Анализируя статьи 236 и 237 Налогового кодекса в действующей редакции, можно прийти к неутешительному выводу.

Действительно, ст. 236 устанавливает, что:

для работодателей - организаций, индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, крестьянских фермерские хозяйств, физических лиц – объектом налогообложения являются выплаты, вознаграждения и иные доходы начисляемые работнику по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Исходя из буквального толкования статьи, можно было бы сделать вывод, что данное правило применительно только к гражданско-правовым договорам, заключенным работодателем с лицами, уже состоящими с ним в трудовых отношениях. То есть для тех случаев, когда с работником, дополнительно, помимо выполнения им трудовых обязанностей, заключается гражданско-правовой договор.

Законом это не запрещено. Например, почему бы не заключить с работником договор подряда на ремонт офиса? Ремонт работник будет делать в свободное от основной работы время.

Однако, из систематического толкования ст.ст. 236 и 237 НК можно сделать вывод, что под "работником", в данном случае, понимается не только лица, состоящие с работодателем в трудовых отношениях, но и исполнители по гражданско-правовому договору, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Гражданское право к таковым относит широкий круг договоров: подряд, возмездное оказание услуг, научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы. Кроме того, практически во всяком договоре можно найти элемент работ или оказания услуг. Например, известны случаи, когда налоговые органы расценивают как услугу предоставление займа организации.

К счастью, 29 декабря 2000 г. Президент подписал Закон о внесении изменений в часть II Налогового кодекса.

В частности, изменения внесены и в статью 236 - там, где речь идет о гражданско-правовых договорах, добавлены слова: "за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям".

Хотя в заключительной части Закона, вносящего изменения в Налоговый кодекс указано: "Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2001 г.", - сами изменения в порядок налогообложения Единым социальным налогом не могут вступить в силу ранее 1 января 2002 г., поскольку ст. 5 НК устанавливает правило:

"Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей".

Налоговый период для обсуждаемого налога равен одному году.

Но, в соответствии с п. 4, той же ст. 5 НК, законодательные акты, улучшающие положение налогоплательщиков могут иметь обратную силу, в случае, если прямо предусматривают это.

Представляется, что мы имеем дело как раз с таких случаем.

Тем не менее, не для всех изменений, внесенных в НК новым законом, можно с определенностью утверждать, что эти изменения улучшают положение налогоплательщика. Значит, в целом ряде случаев, возможность применения обратной силы закона будет оцениваться судом.

Макаров О.Г. юрисконсульт компании Шарль Аудит.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/





      ©2010