Единое гражданство РФ
ПРОБЛЕМА ЕДИНОГО ГРАЖДАНСТВА
В рамках правовой государственности и государственной целостности Российской Федерации институт
единого гражданства имеет важное теоретическое и практическое значение. Эта значимость усиливается тем обстоятельством, что между федеральным и
республиканским законодательствами по вопросам гражданства имеются противоречия, несогласованность.
Прежде всего отметим, что на правовую регламентацию гражданства РФ и ее субъектов непосредственно повлияли
Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете республик (бывших автономий), а также денонсация
Договора об образовании СССР и подписание Федеративного договора, образование Содружества независимых Государств, изменение правового статуса
национально-государственных образований (республик), административно-территориальных единиц (края, области, г. Москва, г. Санкт-Петербург) и национально-территориальных
объединений (автономная область, автономные округа) в Российской Федерации.
К числу обстоятельств, обусловивших новые взаимоотношения РФ и ее субъектов, следует отнести и определение
гражданства РФ на основе международных стандартов, в частности в свете Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав и свобод человека и гражданина
Российской Федерации, принятой 22 ноября 1991 г. Положения последней стали основой прав и свобод человека и гражданина Конституции РФ (правда, ее ст. 6
следовало бы согласовать со ст. 2 Закона РФ "О гражданстве"), а в законодательстве некоторых субъектов Федерации они не нашли четкого
закрепления. Так, в ст. 69 Конституции Республики Башкортостан гражданство определено на основе национального суверенитета без учета прав
многонационального народа, предусмотренных ст. 3 той же Конституции.
На современном этапе гражданство РФ и ее субъектов определяется неодинаково. Во-первых, в теории
конституционного права ранее разрабатывалась двухуровневая концепция единого гражданства РФ и ее субъектов, что в настоящее время нашло отражение в
законодательстве Калмыкии. Спорность такой концепции очевидна, так как в субъектах Федерации существуют различные социально-правовые факторы. Во-вторых,
принцип единого гражданства РФ и ее субъектов определяет содержание законодательства о гражданстве Российской Федерации, Бурятии, Коми и Удмуртии.
В-третьих, в период государственного и конституционного строительства в субъектах РФ сложилось
"двойное гражданство", например в Башкортостане, а также гражданство ассоциированного члена РФ, как в Республике Татарстан.
В силу изменившихся экономико-политических условий в регионах РФ и согласно заключенным договорам
между РФ и ее субъектами (Татарстан, Башкортостан), видимо, допустимо формирование своего гражданства в республиках, и не имеет значения, как оно будет строиться
- в виде единого гражданства, двухуровневого или трехуровневого, двойного или тройного гражданства при условии, если в субъектах Федерации для всех граждан
(как граждан РФ, так и граждан субъектов Федерации) будут обеспечены одинаковые социально-экономические и политико-правовые условия.
Со дня становления РФ (1918-1922 гг.) и до распада СССР (1922-1991 гг.) в РФ было единое гражданство.
Существовавшее утверждение о том, что в СССР было тройное гражданство (гражданство СССР, гражданство РСФСР (союзных республик) и гражданство
автономных республик) на практике не имело существенного значения, так как, в частности, от имени РСФСР (в том числе и ее автономных республик) во всех
сферах жизни (внутри страны и за рубежом), как правило, выступал СССР со своим единым гражданством (как известно, в ООН от имени своих граждан выступали
также Белоруссия и Украина).
В целом же можно признать, что возможности определения своего гражданства в РФ и ее субъектах впервые
закладывались в Федеративном договоре (1992 г.), ибо бывшие автономные республики признаны самостоятельными субъектами РФ, а некоторые из них после оглашения
своих Деклараций о суверенитете ставили вопрос о целесообразности становления их членами Содружества Независимых Государств (Республика Башкортостан) и даже
субъектами международного права (Республика Татарстан).
Между тем те субъекты РФ, которые уравнивали себя в правовом положении с РФ в целом, четко не уяснили
отличительных особенностей Российской Федерации, которые выражались в многонациональном характере государственного суверенитета и единстве ее
государственной власти. Ведь Российская Федерация представляла интересы всех субъектов РФ в международных отношениях и в деятельности Содружества Независимых
Государств. В отличие от РФ ее субъекты есть национально-государственные образования в рамках единой Федерации. Иными словами, национальный суверенитет
у них выступает формой государственного суверенитета, а содержание государственного суверенитета республик как субъектов Федерации определяется их
многонациональным народом. Здесь же следует подчеркнуть, что в отличие от предыдущей новая Конституция РФ 1993 г. предусматривает единые механизмы и
гарантии осуществления прав граждан РФ и ее субъектов. Так, в области политики они проявляются в идеологическом многообразии; в экономической сфере - в
различных формах собственности, конкуренции и свободе экономической деятельности; в социальной - в свободном развитии человека, гарантиях
социальной защиты; в правовой области - во взаимной ответственности государства и граждан (ст. 6, 7, 8, 13, 19,23 Конституции РФ).
Концептуальной основой единого гражданства РФ и ее субъектов является народовластие (ст. 3
Конституции РФ). Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям (народностям) выражает сущность гражданства РФ. Отсюда и вытекает принцип
единого гражданства РФ, который закреплен в ст. 6 Конституции РФ. В ней гражданство Российской Федерации признается единым и равным независимо от
оснований приобретения.
Принцип единого российского гражданства выражается в общности принципов экономической, политической,
социальной, правовой систем российского законодательства и законодательства республик в составе РФ. Он означает (как это предусмотрено в ст. 2 Закона РФ
"О гражданстве"): "...Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в составе РФ, являются одновременно гражданами этой
республики". В соответствии с принципом федерализма и принципом единого и равного гражданства на территории России граждане РФ, проживающие на
территории края, области, автономной области, автономного округа, являются одновременно гражданами РФ. Данное положение наряду с Законом "О
гражданстве" следовало бы также закрепить и в ст. 6 Конституции РФ.
Гражданство - это политико-правовая принадлежность лиц государству, являющемуся самостоятельным
субъектом международного права. Республики в составе РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью. А государство, признанное суверенным в рамках
международного сообщества, защищает права и законные интересы граждан как внутри страны, так и за ее пределами. Именно такой смысл вложен в ст. 62
Конституции РФ и ст. 3 Закона РФ "О гражданстве".
С этих позиций не совсем оправданно конституционное положение отдельных субъектов Федерации,
предусматривающее двойное гражданство, как, например, это установлено в ст. 22 Конституции Республики Башкортостан. Характерно, что в ней нет записи о том,
что граждане РФ являются гражданами Республики Башкортостан. С учетом того, что в Республике Башкортостан нет Закона о гражданстве РБ, выходит, что по ст.
22 Конституции РБ граждане РФ и РБ не имеют правовой основы для своей защиты.
Спорность определения гражданства субъектов РФ вытекает из Федеративного договора и п. 4 ст. 5
Конституции РФ, согласно которым все субъекты РФ равноправны в своих взаимоотношениях с федеральными органами. Значит, следует уточнить определение гражданства во
всех трех типах субъектов РФ. Но это вряд ли возможно: во-первых, они (субъекты) имеют разные правовые статусы, и их равноправие достигается по линии
взаимоотношений с федеральными органами государственной власти; во-вторых, все граждане субъектов Федерации являются гражданами РФ.
Целесообразность единого гражданства РФ можно было бы обосновать и тем, что в рамках единой Федерации не
должно быть двойного гражданства в виде гражданства РФ и гражданства ее субъектов, как бы они ни определялись. Лица, проживающие на территории
субъектов Федерации России, оставаясь гражданами РФ, признаются (на основе прописки и регистрации) жителями села, поселка, деревни, района, города,
области, края, округа и республики. Для получения каких-то экономических, социальных, правовых и иных льгот (если они есть!) следовало бы предусмотреть
срок проживания на определенной территории, скажем, как это предусмотрено во Франции и США - 5 лет, в Англии и Норвегии -7 лет, в Испании - 10 лет и т.д.
Цена оседлости, если прибегнуть к такому сравнению, соответствовала бы ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта о гражданских и
политических правах, ст. 27 Конституции РФ и Закону РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. Представляется вполне достаточным подтверждение о принадлежности к гражданству
РФ для решения своих социально-бытовых вопросов. Этому способствует и ускоренный, сокращенный порядок приема граждан РФ по линии миграционной службы, который установлен
в Законах РФ "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г.
Важность единого гражданства Российской Федерации тем более значима, что в республиках РФ экономические
условия могут быть иными, чем в Российской Федерации в целом. Так, например, в Конституции Республики Башкортостан не предусматривается частная собственность
на землю. В ней также исключена возможность использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.
|