Аудит, ревизия, экспертиза
План. Введение. 3 1. Понятие и сущность аудита. 4 2. Задачи и цель ревизии. 9 3. Предмет судебно – бухгалтерской экспертизы.
11 Заключение. 14 Список литературы. 15 Введение. В условиях создания правового государства и становления
рыночной экономики определение правовых основ аудиторской
деятельности имеет важное значение. Аудит дает большие возможности
для дальнейшего развития экономико-правового контроля, задача
которого заключается не только в защите вновь возникающих
экономических отношений от недобросовестного предпринимательства, в
борьбе и профилактике с правонарушениями в сфере экономики, но и в
формировании общественного правосознания на более высоком уровне. История аудита показывает, что его развитие было вызвано
разделением интересов администрации предприятий и инвесторов.
Поэтому возникновение института независимых аудиторов устраняет
проблему несовпадения интересов составителей информации
(администрации предприятий) и пользователей (владельцев акций,
кредиторов или других лиц), приводящую к необъективности
информации. Таким образом, аудит устраняет возможность принятия
хозяйственных решений, основанных на недостоверной информации, что
может повлечь для субъекта предпринимательства негативные
экономические последствия. Кроме того, деятельность аудиторов в
России снимает проблему, связанную с необходимостью специальных
знаний для оценки достоверности полученной информации, которыми не
обладают пользователи информации. Наряду с аудитом контроль за соблюдением государственной
дисциплины, использованием государственных средств, сохранностью
материальных и денежных ресурсов, правильностью постановки
бухгалтерского учета, а также пресечение фактов нарушения
требований законодательства к ведению бухгалтерского учета и
составлению бухгалтерской отчетности осуществляют ревизии и судебно
– бухгалтерские экспертизы. Автор работы рассмотрит их основные черты, сходства и различия. 1. Понятие и сущность аудита. Аудиторская деятельность - аудит представляет собой
предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по
осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской
(финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых
деклараций и других финансовых обязательств и требований
экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. В качестве аудиторов могут выступать любые лица, обладающие
необходимыми знаниями, а также прошедшие государственную
регистрацию и лицензирование. Одной из предпосылок создания аудиторской службы в России
является изменение структуры управления народным хозяйством,
ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы
ведомственного контроля. Другой предпосылкой является процесс разгосударствления
экономики и переход к рыночным отношениям. В условиях рынка и
реальной конкуренции вмешательство государственных органов в
финансовую деятельность предприятий ограничено. С приобретением же
ими реальных собственников - акционеров или частных владельцев - в
обществе появились субъекты, непосредственно заинтересованные в
законности и, что важно, эффективности финансовой деятельности
предприятий и достоверности учета. Для владельца важно не только
знать это самому, но и доказать это государству, а также суметь
убедить в этом третьих лиц, с которыми предприятие вступает в
отношения и от которых зависит его дальнейшее благополучие.
Поскольку в рыночной экономике объективно существует несовпадение
интересов администрации предприятия и пользователей информации о
его финансовом состоянии, такое доказательство может быть
представлено только авторитетным и независимым экспертом, каковым
выступает аудитор. В литературе даются разные определения аудита, в которых авторы
подчеркивают ту или иную его особенность: независимость, платность,
конфиденциальность и др. Иногда его рассматривают слишком узко и
ограничивают только проверкой отчетности негосударственных
структур. В других случаях, напротив, крайне широко. Понятия аудита и аудиторской деятельности отождествлены и
определяются как предпринимательская деятельность аудиторов
(аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных
проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной
документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств
и требований экономических субъектов, а также оказанию иных
аудиторских услуг, под которыми понимаются услуги по постановке,
восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета,
составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой)
отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке
активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в
вопросах финансового, налогового, банковского и иного
законодательства Российской Федерации, а также по обучению и иные
услуги по профилю их деятельности. Целесообразно различать собственно аудит как проверку состояния
бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля на предмет
соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству (то
есть по сути контроль достоверности отчетности) и аудиторскую
деятельность, которая сводится не только к проверкам, но и включает
всевозможные иные услуги в области финансов, бухгалтерского учета,
законодательства и др. По целям и содержанию аудиторские проверки делят на аудит
финансовых отчетов, аудит на соответствие установленным
требованиям, аудит эффективности хозяйственной деятельности. Аудит финансовых отчетов имеет целью определение правильности
их составления в соответствии с установленными правилами ведения
бухгалтерского учета и формами обязательной отчетности, а также
соответствие данной документации фактическим обстоятельствам. Как
правило, он ограничивается публикуемой отчетностью предприятий. Аудит на соответствие установленным требованиям основывается на
более глубоком изучении финансовых документов клиента. Сюда входят
проверка соответствия деятельности фирмы ее уставу, правильности
начисления оплаты труда, обоснованность списания затрат на
себестоимость продукции (работ, услуг), достоверность определения
прибыли и т.д. Результаты аудита на соответствие требованиям
докладываются органу, заказавшему проверку. Аудит эффективности хозяйственной деятельности состоит в
систематическом и всестороннем финансовом анализе всей экономики
предприятия или определенного вида его деятельности
(инвестирование, маркетинг и т.д.). На основании данных проводимого
анализа вырабатываются рекомендации по эффективному ведению всей
хозяйственной деятельности клиента. Такой аудит заказывается
администрацией или собственником фирмы. Основной целью аудиторской деятельности является установление
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических
субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Основные показатели (содержание, объемы, формы) принятой в
Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов определяются Законом Российской Федерации №
129 "О бухгалтерском учете в Российской Федерации" от 28 ноября
1996 г., а также нормативными актами Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации, а в части
бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений
- нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Аудитор должен быть компетентным. Компетентность как компонент
аудиторского стандарта выражается в соответствии подготовки и опыта
специалиста сфере, масштабу и сложности ревизионных задач при
высоком качестве выполнения работы. Кроме того, в соответствии с аудиторскими стандартами аудитор
обязан действовать с надлежащим вниманием и осторожностью. Этого от
аудитора требует выполнение таких аудиторских функций, как
планирование мероприятий, сбор и оценка информации, составление
отчетов и представление сведений, выводов и рекомендаций. Лицо,
осуществляющее аудиторскую проверку, должно быть готово к выявлению
различных нарушений, выражающихся в недостаточном внутреннем
контроле, неправильном ведении документации, ошибках и подделках.
Это требует от аудитора знания различных финансовых схем работы
хозяйствующих субъектов, документов и отчетов, бухгалтерии, смежных
дисциплин, действующих законов, подзаконных актов, а также приказов
и инструкций, в соответствии с которыми осуществляет свою
деятельность проверяемый экономический субъект. Для улучшения проведения аудиторских мероприятий и получения
максимального эффекта аудиторы должны надлежащим образом работать
над программами (методиками), гарантирующими качество работ.
Качество деятельности ревизионного органа, проводящего аудит, может
быть улучшено путем усиления внутреннего контроля, а также
независимой оценки его работы. Рабочие стандарты - правила, которыми руководствуется аудитор
при выполнении задач ревизии. Эти правила включают подготовку к
аудиторской ревизии, надзор, сбор достоверных сведений и
соответствующее изучение и оценку средств внутреннего контроля.
Основные правила представляют собой схему целенаправленных
систематических действий, которой аудитор руководствуется для
достижения определенного результата. Рабочие стандарты применимы во
всех типах ревизии, они определяют основу для проведения
аудиторской работы и управления ею, а также связаны с другими
стандартами. На завершающем этапе аудита используются стандарты отчетности.
Они представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, Необходимо учитывать зарубежный опыт в области внутреннего
аудита. Так, зарубежные внутренние аудиторы проводят независимую
экспертную оценку управленческих функций фирмы или компании, в том
числе и своей деятельности. Они поставляют своей головной фирме,
осуществляющей общее управление, результаты анализа, оценки,
рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемого ими
предприятия. Задача внутреннего аудита - помочь соответствующим
работникам выполнять свои обязанности более квалифицированно и
эффективно. По окончании своей работы внутренние аудиторы
отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые
связи с правлением директоров и другими управленческими
подразделениями. Внешний аудит проводится независимыми аудиторами и аудиторскими
фирмами на основе договора с проверяемым предприятием о
предоставлении аудиторских услуг. Внешний аудит регламентируется
юридически и позволяет внешним группам наблюдать и потенциально
контролировать деятельность организации и ее руководства. Правовой
статус внешних аудиторов определяет требования их ответственности
за свой отчет, критерии, на которых этот отчет базируется,
полномочия проверяющих, правила их назначения и отстранения,
уровень их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения. Основная обязанность внешних аудиторов - оценка регулярной
(бухгалтерской) финансовой отчетности предприятия. С целью
успешного осуществления проверки аудитор должен проанализировать
систему внутреннего контроля. Основное отличие внешнего аудита от внутреннего состоит в том,
что внутренний аудит направлен на оказание помощи менеджерам в
осуществлении ими контрольных функций, тогда как внешний аудит
служит интересам сторонних групп. Функции этих двух видов контроля
дополняют друг друга, преследуя различные цели. Но в
действительности услуги, оказываемые внутренними и внешними
аудиторами, в значительной степени потенциально перекрываются.
Поэтому часто в деятельности внутренних и внешних аудиторов
наблюдается координация действий, позволяющая избежать излишнее
дублирование в работе и снизить затраты на нее. Нельзя сказать, чтобы раньше на предприятиях, в учреждениях,
организациях не проводился контроль и не осуществлялась ревизионная
деятельность. Однако ревизия и аудит, близкие по содержанию многих
операций понятия, далеко не одно и то же. Понятие аудита
неравнозначно понятию анализа хозяйственной деятельности,
документальной комплексной ревизии, счетной проверки баланса или,
скажем, судебно-бухгалтерской экспертизы, несмотря на то что при
осуществлении своих задач аудиторы пользуются процедурами названных
и других областей учетной и контрольно-аналитической практики. 2. Задачи и цель ревизии. Аудиторскую проверку следует отличать от ревизии. Ревизия (не в процессуальном, а в плане хозяйственного
контроля) представляет собой составную часть системы
управленческого контроля, призванную устанавливать законность,
достоверность, целесообразность и экономическую эффективность
совершенных хозяйственных операций. Основными задачами ревизии
являются следующие: осуществление контроля за соблюдением
государственной дисциплины, использованием государственных средств,
сохранностью материальных и денежных ресурсов, правильностью
постановки бухгалтерского учета, а также пресечение фактов
нарушения требований законодательства к ведению бухгалтерского
учета и составлению бухгалтерской отчетности. В отличие от ревизии аудит представляет собой независимую
вневедомственную проверку финансовых отчетов или относящейся к ним
финансовой информации объекта с целью получения выводов. Если целью ревизии является выявление, локализация и оценка
недостатков хозяйственной деятельности для их искоренения, то аудит
проводится для выявления указанных недостатков и их признания как
неотъемлемого элемента предпринимательской деятельности. Аудит представляет собой проверку достоверности информации в
финансовых отчетах клиента, а ревизия направлена на установление
законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны
работников. Объектом исследований при аудиторской проверке
выступает все то, что подрывает платежеспособность клиента,
ухудшает его финансовое состояние. В случае ревизии ставится задача
выявления нарушений действующего законодательства и учетной
политики предприятия. В отличие от ревизора аудитор представляет
собой независимое лицо, то есть аудит характеризуется наличием
горизонтальных (добровольных) связей, а ревизия - вертикальных (в
порядке административного назначения и принуждения). Поэтому оплата
за услуги аудитора осуществляется клиентом, а работа ревизора
оплачивается вышестоящим звеном или государственным органом. В
случае проведения аудиторской проверки клиент решает задачи по
привлечению новых пассивов (инвесторов, кредиторов), укреплению
платежеспособности. Если же проводится ревизия, хозяйственная
система решает задачи по сохранности своих активов, пресечению и
профилактике злоупотреблений. Аудит характеризуется наличием принципа разумной достаточности
с ориентацией на соотношение затрат и результатов. В условиях
ревизии действует принцип максимально возможной точности и
выявления виновных лиц, а также установления размера ущерба. В процессе аудита хозяйственных операций проверяется их
достоверность, законность и хозяйственная необходимость на
основании документов, в которых они нашли отражение. Аудит проверяется по форме и содержанию, встречной проверкой,
взаимной проверкой операций и документов, аналитическими и
логическими приемами. 3. Сущность судебно – бухгалтерской экспертизы. Судебная экспертиза представляет собой процессуальное действие,
направленное на установление обстоятельств уголовного дела и
состоящее в проведении исследования на основе специальных познаний
в науке, технике, искусстве или ремесле и даче заключения экспертом
по поручению органов дознания, следствия, прокурора и суда. Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах
законности, защиты прав и свобод личности, независимости эксперта,
объективности и полноты проведенного им исследования. Независимость судебного эксперта означает, что при даче
заключения эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от
органа или лица, назначившего экспертизу, сторон и других лиц,
заинтересованных в исходе дела, и дает заключение, основываясь на
результатах проведенных исследований в соответствии со своими
специальными познаниями. Объективность и полнота экспертного исследования заключаются в
том, что оно базируется на строго научной и практической основе и
осуществляется в пределах соответствующей специальности в полном
объеме, необходимом для установления подлежащих доказыванию
обстоятельств по конкретному делу. При этом заключение эксперта не
может основываться на положениях, противоречащих современному
состоянию науки и не допускающих объективной проверки на базе
общепринятых научных данных. Согласно требованиям уголовно-пропессуального закона судебно-
экономическая экспертиза назначается, если следствию и суду
необходимы специальные познания в области экономической науки.
Поэтому предмет судебно-экономической экспертизы определяется
предметом показывания, подлежащими доказыванию фактическими
обстоятельствами деятельности организации или конкретного
предпринимателя. Нацеленная на предмет доказывания, судебно-
экономическая экспертиза является самостоятельным источником
доказательств. Как самостоятельный источник доказательств судебно-
экономическая экспертиза использует средства экономического анализа
исходных данных, содержащихся в других доказательствах. К уголовному
делу приобщаются документы, которые сами являются доказательствами,
если обстоятельства и факты, в них изложенные, имеют значение для
уголовного дела. Судебно-экономическая экспертиза устанавливает фактические
данные об обстоятельствах финансово-хозяйственной деятельности
организации, сложившиеся под влиянием собственника или его
представителя и имеющие значение для правильного разрешения дела. В современных экономических условиях распоряжение
собственностью (доходами и другим имуществом) на внутренние цели
осуществления деятельности организаций не регламентируется
государством и относится к сфере хозяйственной самостоятельности.
Предметом исследования в судебно-экономической экспертизе является
злоупотребление собственником своими правами и обязанностями в ущерб
другим собственникам и государству. Субъектами судебно-экспертной деятельности являются органы и
лица, назначающие экспертизу, судебно-экспертные учреждения в лице
их руководителей, организующих производство судебной экспертизы, и
судебные эксперты, производящие ее. Государственным судебно-экспертнъш учреждением является
учреждение либо его структурное подразделение, созданное в
соответствии с законодательством Российской Федерации для
организации производства судебных экспертиз. Судебная экспертиза назначается в случаях, когда при
производстве дознания, предварительного следствия и при судебном
разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике,
искусстве или ремесле. Сотрудник государственного судебно-экспертного учреждения,
производящий судебные экспертизы в порядке выполнения должностных
обязанностей, является государственным судебным экспертом. Заключение. Появление аудита в нашей стране как независимого финансового
контроля является одновременно важным шагом в удовлетворении
потребностей правоохранительных органов в широком выборе
специалистов при назначении экспертиз. В настоящее время
государственные органы не связаны необходимостью привлечения
специалистов экспертных учреждений. Появление независимых
аудиторов, осуществляющих самостоятельно предпринимательскую
деятельность, позволяет решать экспертные вопросы более
своевременно и качественно. Это особенно важно сейчас, когда по ряду объективных и
субъективных причин правовой институт судебной экспертизы оказался
на грани полного развала. В этой области наблюдается уменьшение
квалифицированных кадров с большим стажем практической работы, что
объясняется слабым финансированием экспертных учреждений и низким
уровнем оплаты труда их работников. Большинство независимых
аудиторов обладает высоким уровнем квалификации. В связи с законодательным закреплением различных форм
собственности и организационно-правовых форм создана возможность
для существования в сфере бизнеса мелких предприятий, где наиболее
разумно использовать услуги аудиторов. В этом случае аудиторы могут
не только давать свое заключение по вопросу достоверности
бухгалтерской отчетности на предприятии, но, что важно, заниматься
постановкой бухгалтерского учета на таком малом предприятии.
Целесообразность обращения к услугам не бухгалтеров, а аудиторов
диктуется тем, что последние просто обязаны всесторонне проводить
анализ эффективности производства и давать руководителям
предприятий сугубо практические советы. Однако в настоящее время
обращение малых предприятий к услугам независимых аудиторов и
аудиторских фирм затруднено нехваткой денежных средств для оплаты
деятельности последних. Список литературы. 1. ФЗ от 21.11. 1996 «О бухгалтерском учете». 2. ФЗ от 07. 08. 2001. «Об аудиторской деятельности». 3. Данилевский Ю. А. И др. Аудит. – М., 2002. 4. Дмитриенко Т. М., Чаадаев С. Г. Судебная бухгалтерия. – М.,1998. 5. Зажицкий В. Заключение аудитора – экспертиза или ревизия? // Российская юстиция. 1996. № 8. 6. Пупко Г. М. Аудит и ревизия. – М., 2002.
|