Альтернативная гражданская служба
Альтернативная
гражданская служба
Очень сложный
вопрос, не имеющий однозначного ответа. Я уверен, что данная информация вызовет
большую дискуссию, и то, что я наживу себе много врагов среди правозащитного
движения, а также приобрету единомышленников среди военкоматовских работников.
Сразу открещиваюсь и от тех, и от других. Это всего лишь попытка разобраться в
неразберихе, которая связана с рассматриваемым вопросом.
В соответствии
с частью 3 статьи 59 Конституции РФ, гражданин РФ в случае, если его убеждениям
или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных
установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её
альтернативной гражданской службой. Часть 1 статьи 15 Конституции РФ гласит о
том, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории РФ.
Если
анализировать вышесказанное, то для полноты картины следует выяснить нескольких
производных, а именно: что такое военная служба и какой федеральный закон
имеется ввиду, точнее, о чём он должен быть.
Начнём по
русскому обычаю, с конца. Из текста статьи Конституции не совсем понятно, какой
закон имеется ввиду: ''О воинской обязанности и военной службе'' или ''Об альтернативной
гражданской службе''.
С одной
стороны, если знать содержание двух предыдущих пунктов этой статьи, то
становится ясно, что речь идёт о Законе ''О воинской обязанности и военной
службе'':
часть 1 статьи
59 Конституции РФ : защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина
РФ;
часть 2 статьи
59 Конституции РФ: гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с
федеральным законом. (Совершенно очевидно, что в соответствии с Законом ''О
воинской обязанности и военной службе'').
Но тогда возникает
противоречие, а именно: если в соответствии с ч.2 ст.59 Конституции военная
служба проходит в соответствии с Законом ''О воинской обязанности и военной
службе'', то тогда совершенно определённо в соответствии с ч.3 ст.59
Конституции альтернативная служба должна происходить в соответствии с Законом
''Об альтернативной гражданской службе''.
В развитие этих
постулатов, в пункте 5 статьи 1 Закона РФ ''О воинской обязанности и военной
службе'', также сказано о том, что ''граждане имеют право на замену военной
службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и
Федеральным Законом. Каким Законом ? В том же Законе следует и ответ (часть 3
статьи 1 данного Закона): граждане освобождаются от исполнения воинской
обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным
Законом. (ФЗ ''О воинской обязанности и военной службе'').
Интересно
получается, замкнутый круг.
Далее следует
выяснить, что такое военная служба?
Ответ на этот
вопрос даёт статья 2 ФЗ ''О воинской обязанности и военной службе'', а именно:
"военная
служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами
в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках
Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках
Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и
информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны
(далее - другие войска), инженерно - технических и дорожно - строительных
воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее -
воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной
пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной
связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном
органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти
Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время
специальных формированиях".
Как видно,
военная служба происходит, как в Вооружённых Силах, так и в других
военизированных структурах.
Но военная
служба, Вооружённые Силы, военизированные структуры, это ещё не значит, что Вы
будете держать в руках оружие и кого-то убивать.
Служба в ФАПСИ
это в первую очередь хорошее знание компьютера, логики и математики, служба в
СВР и ФСБ в первую очередь мозги, инженерно-технические и дорожно-строительные
формирования это в первую очередь физическая сила (помните - два солдата из
стройбата, заменяют экскаватор ). Так что, далеко не во всех подразделениях
служба будет происходить с оружием в руках. Точнее, его Вы сможете подержать
всего несколько раз - на ''курсе молодого бойца '' и на Присяге. Всё, больше Вы
его не увидите.
Когда говорят о
противоречии убеждений или вероисповедания несению военной службы, то имеется
ввиду запрет некоторых религий держать в руках оружие - так Вы его и не будете
держать, а также пацифистские взгляды некоторых граждан - так воевать Вас никто
и не заставляет, сидите себе спокойно за компьютером, или ковыряйтесь с лопатой
или ломом.
31 октября 1995
года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление номер 8
''О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении
правосудия''. В нем в частности сказано:
"1.В
соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
2. Согласно
части 1 статьи 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу,
прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии с этим
конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать
содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего
рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять
Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая
дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности: а. когда закрепленные
нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной
регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии
принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности
человека и гражданина и другие положения. Из этого пункта следует, что по
мнению Пленума Верховного Суда РФ , применительно к замене военной службы
альтернативной гражданской службой, применить норму Конституции напрямую мы не
имеем права. Так как, часть 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации
является отсылочной, содержит указание на возможность ее применения при условии
принятия соответствующего федерального закона и требует дополнительной
регламентации (т.е. всё-таки требуется ФЗ ''Об альтернативной гражданской
службе'', где будет прописан механизм замены военной службы на альтернативную
гражданскую службу, форма , места, срок и т.д. прохождения альтернативной
гражданской службы)".
Идём далее,
становится всё интереснее.
В соответствии
с пунктом 5 статьи 19 ФКЗ РФ ''О судебной системе РФ'' - ''Верховный Суд РФ
даёт разъяснения по вопросам судебной практики'', а также в соответствии со
статьёй 56 Закона ''О судоустройстве РСФСР'', Верховный Суд ''изучает и
обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт руководящие
разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающим при
рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда
обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по
которому дано разъяснение".
Данные
положения вступают в острое противоречие с другим Законом, который несомненно,
более значимый, а именно со статьёй 7 Гражданского процессуального кодекса
РСФСР ''Независимость судей'' (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N
120-ФЗ): "при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются
только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости
устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Судьи
рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее
воздействие. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей и
народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином
вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации".
Так что,
получается, что судьи зажаты, что называется между молотом и наковальней. С
одной стороны, они обязаны выполнять руководящие разъяснения Пленума Верховного
Суда, с другой они обязаны беспристрастно выносить решения.
Отсюда и
получается, что судьи одного и того же суда, выносят по аналогичным делам
диаметрально противоположные решения.
Хотя с другой
стороны, Пленум Верховного Суда возможно и прав, что нормы Конституции,
подобные вопросу предоставления альтернативной службы, не могут применяться
напрямую, без принятия соответствующего Закона, так как на практике, в реальной
жизни, решение суда о замене военной службы на альтернативную означает ещё один
способ ''закосить'' от армии, ведь порядок прохождения, сроки, места и т.д.
касающиеся альтернативной гражданской службы не определены, закона-то нет.
Таким образом,
как это не печально, на сегодняшний момент законных оснований на замену военной
службы альтернативной гражданской - не существует (на мой взгляд).
Предлагаю
уважаемым коллегам обсудить данную тему. Возможно, я не прав. Переубедите меня!
С
уважением, член Федерального союза
адвокатов России, Член Воронежской областной коллегии адвокатов,
Пресс-секретарь областной коллегии адвокатов Гончаренко Алексей Викторович.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/
|