Административное право
Административное право
(шпаргалка)
Органы государственной власти
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области
местного самоуправления относятся:
- принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении,
контроль за их соблюдением;
- обеспечение соответствия законов субъектов РФ о местном самоуправлении
Конституции РФ и законам РФ;
- регулирование порядка передачи и передача объектов собственности
субъектов РФ в муниципальную собственность;
- регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ и местными
бюджетами;
- обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе
нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
- наделение ОМС законом отдельными полномочиями субъектов РФ, передача
материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных
полномочий, контроль за их реализацией:
- принятие региональных программ развития местного самоуправления;
- защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
- обеспечение гарантий финансовой самостоятель-ности местного
самоуправления;
обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
- установление и изменение порядка образования, объединения,
преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и
изменение их границ’ и наименований;
- компенсация местному самоуправлению дополни-тельных расходов, возникших
в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ;
- регулирование законами в соответствии с ФЗ ^ 154 особенностей
организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных
традиций;
- законодательство о муниципальной службе;
- принятие и изменение законов субъектов РФ об административных правонарушениях по вопросам, связанным
с осуществлением местного самоуправления;
- установление порядка регистрации уставов муници-пальных образований.
Правовые (законодательные) основы местного самоуправления в РФ
Местное самоуправление осуществляется на основе и в соответствии с
Конституцией РФ. ФЗ № 154. другими федеральными законами, конституциями,
уставами и законами субъектов РФ, а также уставами соответствующих
муниципальных образований.
Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется
в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ №154.
Федеральные законы, законы
субъектов РФ, устанавливающие
нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и ФЗ № 154,
ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
В случае противоречия норм муниципального права. содержащихся в законах,
положениям Конституции РФ. ФЗ № 154. применяются положения Конституции РФ и ФЗ
№ 154.
Положения ФЗ № 154 в равной мере распростра-няются на республики, края,
области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Принятые в субъектах РФ, до принятия ФЗ № 154,законы о местном
самоуправлении, требуют пересмотра и приведения их в соответствие с ним.
Противоречащие ФЗ № 154 законы субъектов РФ о местном самоуправлении на их
территории и не приведенные в соответствие
с ним. нс подлежат применению.
Международно-правовые стандарты и практика зарубежных стран, касающиеся
компетенции муниципальных органов
Вопросы компетенции (полномочий) органов местного самоуправления занимают важное место в
правовом регулировании и
практике деятельности зарубежных
стран.
Применительно к Европе общие положения и стандарты в данной области
достаточно четко и полно сформулированы
в Европейской Хартии
местного самоуправления. Так. в преамбуле Хартии указывается, что органы
местного самоуправления должны иметь “широкую автономию в отношении своей
компетенции, порядка ее осуществления и необходимых для этого средств”.
В статье 4
Хартии вопросы компетенции детализируются следующим
образом:
- основные полномочия органов местного самоуправ-ления устанавливаются
Конституцией или законом. Однако это положение не исключает предоставления
органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных конкретных
полномочий (п.1);
- органы местного самоуправления, в пределах установленных законом,
обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по
любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к
компетенции другого органа власти (п.2);
- предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть,
как правило, полными и исключительными. Они могут быть оспорены или
ограни-чены иным органом
власти, центральным или региональным, только в пределах,
установленных законом (п.4). Эти и другие положения данного
международно-правового акта являются обязательными для соблюдения странами,
подписавшими его.
В различных зарубежных странах полномочия местных органов обычно
закрепляются специальными законами, а также законами, регулирующими отдельные
отрасли государственного управления. В самом общем виде они могут
устанавливаться и в конституциях. В федеративных государствах полномочия
(компетенция) местных органов чаще всего регулируются актами субъектов
федерации. В англосаксонских странах, в первую очередь в Великобритании, важным
источником компетенции местных
органов являются судебные прецеденты, во многом конкретизирующие компетенцию местных органов,
устанавливаемую парламентскими актами.
Принципы местного самоуправления в РФ
Принципы местного самоуправления - это,
обусловленные природой местного
самоуправления. коренные начала и идеи. лежащие в основе организации и
деятельности местного сообщества, населения соответствующих
городских и сельских поселений, формируемых им
муниципальных органов, осуществляющих под свою ответственность управление
местными делами.
В основе организации и функционирования местною самоуправления в РФ лежат
следующие принципы:
- неукосниюльное соблюдение прав и свобод человека и гражданина на любой
муниципальной территории, в том числе права граждан на осуществление местного
самоуправления;
- выборность муниципальных органов и главы муниципального образования, а также избрание непосредственно населением на
ключевые посты других муниципальных должностных лиц (например, руководителя
Муниципальной милиции, руководителя муниципальной
налоговой службы, главного
санитарного врача
муниципального образования и других);
- полновластие органов местного самоуправления в пределах установленной
для них законом компетенции;
- подконтрольность и подотчетность всех сторон деятельности органов и
должностных лиц местного самоуправления
населению соответствующего
муниципального образования;
- законность в организации и деятельности муниципальных образований,
органов и должностных лиц местного
самоуправления. Суть этого
принципа применительно к местному самоуправлению состоит в том, что,
во-первых, создание муниципальных образований, формирование органов местного
самоуправления должны носить легитимный, то есть предусмотренный законом,
характер; во-вторых, компетенция органов местного самоуправления не может
определяться или изменяться иначе как на основании закона; в-третьих,
законность здесь означает также то, муниципальные органы должны обладать в
пределах своих полномочий самостоятельностью и определенной
независимостью на территории муниципального образования от
каких-либо волевых, не предусмотренных
законом, влияний, давлений, командований. В то же время
органы и должностные лица местного самоуправления должны нести ответственность
за свои действия и решения в установленном законом порядке;
- подконтрольность представительным органам местного
самоуправления деятельности всех других муниципальных органов, их
подразделений, должностных лиц местного самоуправления;
- приоритет правовых актов представительных органов местного
самоуправления (принятых, безусловно, в рамках их компетенции) над актами всех
других муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления, в том
числе и главы муниципального образования;
- экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления;
- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления
установленным законом для него полномочиям;
- принцип
гласности, публичности в организации и функционировании местного
самоуправления, его органов и должностных лиц:
учет в деятельности
органов местного самоуправления
не только интересов местного населения, но также общефедеральных и региональных
интересов на территории
соответствующего
муниципального образования.
- принцип государственной поддержки местного самоуправления;
- конструктивное сотрудничество и взаимодействие муниципальных органов,
должностных лиц местного самоуправления
с политическими партиями, общественными организациями и движениями,
действующими на территории соответствующего муниципального образования.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.ru/
|