Административно-деликтное право
Административно-деликтное
право
Административно-деликтное
право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой
совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с
совершением административного правонарушения (деликта). Нормы
административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и
свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной
стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов
административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по
пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному
разбирательству дел об административных правонарушениях.
Отношения,
возникающие между государственными органами и правонарушителями - это властные
отношения. Однако они имеют свою специфику. Во-первых, административные деликты
не обязательно, непосредственно возникают из управленческих отношений
(например, уничтожение или повреждение чужого имущества - ст. 7.17 КоАП РФ,
занятие проституцией - 6.11 КоАП и др.). Во-вторых, нормы об административной
ответственности за административные правонарушения (проступки носят
универсальный характер, аналогичный нормам уголовного права). Их охранительная
функция распространяется на отношения, регулируемые не только административным
правом, но и другими отраслями права. Административно-деликтное право связано с
определением и назначением административных наказаний (взысканий), поэтому его
называют также административно-наказательным правом.
Система
административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы,
полностью посвященные административной ответственности, специальные законы,
имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс РФ),
законодательные акты субъектов Федерации (например, Кодекс Свердловской области
об административной ответственности) и др.
Административно-деликтное
право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы
определяют понятие административного правонарушения, цели и виды
административного наказания, состава административных правонарушений в
различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов,
компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют
порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Признаки и
состав административного правонарушения
Административное
правонарушение является основанием административной ответственности. Его
определение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением
понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации
установлена административная ответственность.
Это определение
выражает три формально юридических признака административного правонарушения:
противоправность
- заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного права,
охраняемые мерами административной ответственности, нормы других отраслей права
(финансового, земельного, таможенного, трудового, экологического и т.д.);
виновность -
виновное деяние считается административным правонарушением только в том случае,
если имеет место вина лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по
неосторожности;
наказуемость -
административным правонарушением признается только то деяние, за которое
законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административное
правонарушение является антиобщественным деянием. Однако не всякое
антиобщественное деяние охватывается признаками административного
правонарушения. Какое антиобщественное деяние является административным
правонарушением определяется соответствующим законодательством.
Административное правонарушение характеризуется определенным составом. Он
включает совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние
признается проступком.
В состав
административного правонарушения включается:
объект
правонарушения - права и свободы человека и гражданина, собственность
независимо от ее формы, порядок управления, окружающая среда, общественный
порядок и т.д;
объективная
сторона - конкретные действия, выразившиеся нарушении установленных
административно-правовыми нормами правил. Содержание объективной стороны, как
правило, включает характер противоправного деяния (повторность,
неоднократность, длящееся правонарушение);
субъект -
физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо,
военнослужащий, иностранный гражданин или лицо без гражданства); юридическое
лицо, зарегистрированное в установленном порядке и действующее со своим
уставом; иностранное юридическое лицо;
субъективная
сторона состава административного правонарушения - это отношение субъекта к
совершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности. Вина
юридических лиц связана с выходом юридического лица за пределы отведенной ему
правоспособности либо ненадлежащее распоряжение. Она определяется через оценку
данного обстоятельства компетентным органом, налагающим административное
взыскание. Она выражает субъективное отношение к противоправному деянию
коллектива юридического лица, определяемое по доминирующей в нем воле,
носителем которой является администрация, ее должностные лица. Отсюда вина
юридического лица должна пониматься как выражение вины должностных лиц
администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины
должностного лица.
Признаки
административного правонарушения необходимо отличать от его юридического
состава. При наличие признаков административного правонарушения могут
отсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение к
административной ответственности.
Понятие и
основания административной ответственности
Административная
ответственность наступает за административное правонарушение (проступок),
состав которого и санкции предусматриваются законом. Административная
ответственность - это форма юридической ответственности граждан и юридических
лиц за совершение ими административного правонарушения. Она представляет собой
административное принуждение в виде применения уполномоченным органом или
должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему
административный проступок.
Административная
ответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов
юридической ответственности:
административная
ответственность регулируется нормами административного - деликтного права,
которое содержится как в законах, так и в подзаконных актах. Уголовная
ответственность может устанавливаться только уголовным законом;
основанием
административной ответственности является административный проступок, а
уголовной - преступление;
в отличие от
гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для
административной ответственности, могут применяться в административном порядке,
т.е. без обращения в суд;
в отличие от
уголовной, административная ответственность распространяется не только на
физических, но и на юридических лиц;
за
административные правонарушения применяются меры административной
ответственности (за уголовные правонарушения - меры уголовной ответственности);
в отличие от
гражданской ответственности, административная ответственность имеет
публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице
уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в
служебном порядке;
применение мер
административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы.
Лицо, к которому оно применено, считается административно наказанным в течение
определенного срока (один год);
меры
административной ответственности применяются в соответствии с
законодательством, регулирующим производство по делам об административных
правонарушениях; а меры уголовной ответственности - в соответствии с
Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности - в порядке,
предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным
кодексами.
Основания
административной ответственности - это условия, при наличии которых к
нарушителю применяется административное взыскание. Они включают:
нормативное основание
- нарушение административно-правового запрета, установленного нормой
административно-деликтного права;
фактическое
основание - совершение действий, в которых присутствует состав
административного правонарушения; процессуальное основание - издание
компетентным органом правоприменительного акта.
Общие принципы
административной ответственности, ее субъекты, виды и порядок применения
взысканий устанавливаются КоАП РФ.
Основными
принципами административной ответственности являются:
законность;
целесообразность
ответственности;
неотвратимость
наказания в случае привлечения к ответственности;
индивидуализация
мер ответственности;
гуманизм.
Субъектами
административной ответственности являются физические и юридические лица. К
физически лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты
административной ответственности. Административная ответственность граждан
наступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий прав
несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за
административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные
Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести
публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет
самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданства
подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об
административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом
от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами
международного права дипломатическим путем.
К специальным
субъектам административной ответственности относятся должностные лица,
военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных
уставов.
Должностные
лица подлежат административной ответственности в случае совершения
административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим
исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, согласно КоАП
РФ, понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со
специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. лицо
наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в
отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо,
выполняющее административно-распорядительные функции в государственных органах,
органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях,
а также в вооруженных силах и других войсках РФ. Руководители и работники иных
организаций, а также граждане-индивидуальные предприниматели, совершившие
административное правонарушение в связи с выполнением
организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут
административную ответственность как должностные лица, если иное не установлено
законом.
Все эти лица
могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения,
связанные с несоблюдением установленных правил охраны здоровья населения,
охраны природы, в сфере охраны порядка управления и других правил, обеспечение
которых входит в их служебные обязанности (например, ст. ст. 9.6. - 9.14 КоАП
РФ).
Военнослужащие
и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за
административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.
Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исправительной системы,
налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за
административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами,
регулирующими порядок прохождения службы в этих органах.
Вместе с тем
эти лица несут административную ответственность на общих основаниях (как и
граждане) за нарушения в области:
законодательства
о выборах и референдумах;
обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
правил
дорожного движения;
правил пожарной
безопасности (вне места службы);
законодательства
об охране окружающей среды;
таможенных
правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима
в пунктах пропуска через границу РФ;
налогового и
финансового законодательства;
в случае
невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего
дознание или должностного лица, осуществляющего производство по делу об
административном правонарушении.
К этим лицам не
могут быть применены административные наказания в виде административного
ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного
штрафа.
Юридические
лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений,
предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц
субъектами административной ответственности могут быть и другие лица,
приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так,
филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности
за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой
административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является
административный штраф.
Виды
административных наказаний
За совершенное
административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде
административного наказания, налагаемого компетентными органами в соответствии
с действующим законодательством РФ. Административное наказание (взыскание) -
это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу,
совершившему административное правонарушение. Оно выражает отрицательную оценку
государством совершенного правонарушения. Его цель - покарать нарушителя
посредством морального, материального воздействия, временного ограничения свободы,
прав и причинения ему иных неудобств и ограничений, установленных законом.
Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может
иметь своей целью унижение человеческого достоинства правонарушителя -
физического лица или причинение ему физических страданий, а также нанесение
вреда деловой репутации юридического лица.
Виды
административных наказаний определены в ст. 3.2. КоАП РФ. К ним относятся:
1) предупреждение
- мера административного наказания, которая выражается в официальном порицании
физического или юридического лица, вынесенном в письменной форме;
2)
административный штраф - денежное взыскание, которое выражается в величине,
кратной:
минимальному
размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончания
или пресечения административного правонарушения;
стоимости
предмета административного правонарушения на момент его окончания или
пресечения;
сумме
неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или
пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной
операции.
3) возмездное
изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения
представляет собой их принудительное изъятие и последующую реализацию с
передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на
реализацию (изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных
орудий охоты и рыболовства, и т.д.) Возмездное изъятие назначается только
судьей;
4) Конфискация
орудия совершения или предмета административного правонарушения -
принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность не
изъятых из оборота вещей. Назначается только судьей;
5) Лишение
специального права, т.е. лишение правонарушителя предоставленного ему ранее
специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования
этим правом в случаях, предусмотренных КоАП РФ (права на управление
транспортным средством, право охоты). Лишение специального права назначается
судьей на срок от одного месяца до двух лет;
6)
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции
от общества и устанавливается на срок до 15 суток. За нарушение требований
режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения
контртеррористической операции возможно применение административного ареста на
срок до 30 суток. Административный арест назначается судьей;
7)
административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без
гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц
через государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных
законом, в их контролируемом самостоятельном выезде из РФ;
8)
дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать
руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица,
входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять
предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также
осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных
законом. Дисквалификация назначается судьей на срок от шести месяцев до трех
лет.
Административные
наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права,
административного ареста и дисквалификации могут применяться только в качестве
основных мер административного взыскания. Иные административные наказания могут
устанавливаться в качестве как основных, так и дополнительных мер
административной ответственности.
Назначение
административного наказания осуществляется в соответствии с общими правилами,
установленными ст. 4.1 КоАП РФ:
оно налагается
в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за
совершенное правонарушение;
при назначении
административного наказания учитываются:
характер
совершенного правонарушения;
личность
виновного физического лица и его имущественное положение либо имущественное и
финансовое положение юридического лица;
обстоятельства,
смягчающие ответственность;
обстоятельства,
отягчающие ответственность;
никто не может
нести административную ответственность дважды за одно и то же административное
правонарушение.
При наложении
административного наказания учитываются сроки давности, установленные ст. 4.5
КоАП РФ. Лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть
привлечено к административной ответственности:
по истечении 2
месяцев со дня совершения проступка; а в случаях, специально оговоренных в
законе, (по делам о нарушении налогового, таможенного, антимонопольного
законодательства, о рекламе, о защите прав потребителей и т.д.) - по истечении
1 года со дня совершения;
при длящемся
административном правонарушении, соответственно, по истечении 2 месяцев или 1
года со дня его обнаружения;
при отказе в
возбуждении уголовного дела или его прекращении (но при наличии в действиях
лица признаков административного проступка), соответственно, по истечении 2
месяцев или 1 года со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного
дела или о его прекращении.
Вопрос о
возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением
при отсутствии спора решается компетентным юрисдикционным органом одновременно
с назначением административного наказания. В случае возникновения спора вопрос
о возмещении имущественного ущерба решается судом в порядке гражданского
судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного
административным правонарушением, также решаются судом в порядке гражданского
судопроизводства.
КоАП РФ
предусматривает возможность освобождения лиц от административной
ответственности в случаях крайней необходимости и признания в установленном
порядке лица невменяемым. Допускается также возможность освобождения от
административной ответственности при малозначительности проступка, если орган
административной юрисдикции сочтет возможным ограничиться устным замечанием.
Перечень
органов административной юрисдикции правомочных рассматривать дела об
административных нарушениях и налагать меры административной ответственности
определен в Разделе III КоАП РФ.
К ним
относятся:
судьи районных
судов по делам, производство по которым осуществляется в форме
административного расследования и по административным правонарушениям, влекущим
административное выдворение;
судьи
арбитражных судов по определенным в КоАП правонарушениям, совершенным
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (незаконное
использование товарного знака, незаконное получение кредита, фиктивное или
преднамеренное банкротство и др.);
судьи военных
судов по указанным в КоАП правонарушениям, совершенным военнослужащими и
гражданами, признанными на военные сборы;
мировые судьи;
комиссии по
делам несовершеннолетних;
федеральные
органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и
территориальные органы;
иные государственные
органы, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонарушениях,
исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо
нормативными актами Президента РФ или Правительства РФ.
Дела об
административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ,
рассматриваются:
мировыми
судьями;
комиссиями по
делам несовершеннолетних;
уполномоченными
органами и должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ;
административными
комиссиями, иными исполнительными органами, создаваемыми в сответствии с
законами субъектов РФ.
Полномочия
органов должностных лиц, компетентных рассматривать дела об административных
правонарушениях могут устанавливаться соответствующими отраслями права,
земельными, таможенными, муниципальными и др.
Задачи и
участники административно-деликтного процесса
Содержание
административно-деликтного процесса составляет производство по делам об
административных правонарушениях. Это производство представляет собой
установленный действующим законодательством РФ порядок возбуждения,
рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.
Основными
задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и
своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в
соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а
также выявление причин и условий, способствующих совершению административных
правонарушений.
Производство по
делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое дело
подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие
события административного правонарушения;
отсутствие в
деянии состава административного правонарушения;
действие лица в
состоянии крайней необходимости;
издание акта
амнистии, если такой акт устраняет применение административно наказания;
отмена к
моменту рассмотрения дела акта, устанавливающего административную
ответственность;
Участниками
административно-деликтного процесса являются:
Компетентные
органы и доверенные лица, наделенные правом принимать юридически властные акты
и составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела. К ним
относятся:
государственные
органы (должностные лица), которые принимают постановления по существу дела (о
применении санкций), изменяют или отменяют их;
компетентные
органы (должностные лица), которые создают процессуальные основания для
принятия, отмены или изменения постановлений (составляют протоколы об
административном правонарушении, направляют дела по подведомственности,
опротестовывают постановления и т.д.);
органы
(должностные лица), исполняющие постановления (судебные исполнители,
бухгалтерии и т.д.).
Субъекты,
имеющие личный интерес в деле:
лицо
привлекаемое к административной ответственности;
потерпевший;
законные
представители (родители, опекуны, попечители, руководители);
адвокат.
Лица и органы,
содействующие осуществлению производства - свидетели, эксперты, переводчики.
Административно-деликтный
процесс представляет собой последовательное осуществление регулируемых нормами
права процессуальных действий на определенных его стадиях, этапах. Стадия
административно-деликтного процесса - это относительно самостоятельная часть
производства по делам об административных правонарушениях, которой присущи
конкретные задачи, состав участников, процессуальное составление документов.
Стадии
административно-деликтного процесса
Производство по
делам об административных правонарушениях, составляющее содержание
административно-деликтного процесса, включает четыре стадии:
возбуждение
административного дела и направление его по подведомственности;
рассмотрение
дела компетентным органом;
обжалование и
опротестование решения (пересмотр постановления);
исполнение
решения, вынесенного по административному делу.
1. Стадия
возбуждения административного дела и направление его по подведомственности
предполагает выявление всех обстоятельств дела (дату и место совершения
правонарушения, данные о личности правонарушителя и т.д.), которые фиксируются
в протоколе об административном правонарушении. В протокол заносятся также
анкетные данные составившего его должностного лица, фамилии и адреса свидетелей
и потерпевших. При составлении протокола лицам, в отношении которых
возбуждается дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и
обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Физическим
лицам или законным представителям юридического лица, в отношении которых
возбуждается дело, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить
объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к
протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается
соответствующая запись. Этим лицам, а также потерпевшему по их просьбе
вручается под расписку копия протокола.
Протокол
является процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства по
делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения
этого производства является наличие в действиях виновного состава
правонарушения, предусмотренного нормой материального
административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных
составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3
КоАП РФ.
Поводами к
возбуждению дела об административном правонарушении являются:
непосредственное
обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы,
достаточных данных, указывающих на наличие события административного
правонарушения;
поступившие из
государственных органов и негосударственных органов и организаций материалы,
которые содержат данные, свидетельствующие о наличии события административного
правонарушения;
сообщения и
заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации;
по ряду дел,
предусмотренных законом, заявления и сообщения собственников имущества
унитарных предприятий, органов управления юридического лица, арбитражного
управляющего, собрания (комитета) кредиторов.
Протокол об
административном правонарушении не оформляется и административное наказание
производится без его составления в случаях когда, в соответствии с
законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на
месте совершения правонарушения, и лицо не оспаривает допущенное нарушение и
налагаемое на него взыскание.
В необходимых
случаях на стадии возбуждения дела применяются процессуальные меры обеспечения
производства по делу об административном правонарушении. К ним относятся
(ст.27.1 КоАП РФ): доставление, административное задержание, личный досмотр,
досмотр транспортного средства, вещей, осмотр принадлежащих юридическому лицу
помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, задержание
транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей,
привод и т.д.
Дело об
административном правонарушении считается возбужденным с момента:
составления
первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об
административном правонарушении;
составления
протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором
постановления о возбуждении административного дела;
оформления
предупреждения или наложения штрафа на месте совершения административного
правонарушения, в случаях определенных законом;
вынесения
определения о возбуждении административного дела при необходимости проведения
административного расследования.
Административное
расследование проводится по целому ряду дел, предусмотренных ст.28.7 КоАП РФ
(дела о нарушении антимонопольного, валютного, налогового, экологического
законодательства, законодательства о нарушении правил дорожного движения и
т.д.). Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования
принимается в виде определения (прокурором - в виде постановления) немедленно
после выявления факта совершения административного правонарушения.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления
административного правонарушения. Оно не может превышать срок в один месяц. В
исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, а по
таможенным делам - на шесть месяцев. По окончании расследования составляется
протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о
прекращении дела.
Протокол об
административном правонарушении и другие материалы направляются компетентному
органу для рассмотрения в течении суток с момента его составления. Протокол по
делам, предусматривающим наказания в виде административного ареста, передается
судье немедленно после его составления.
2. Стадия
рассмотрения дела об административном правонарушении является основной: именно
на ней решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к
административной ответственности.
Эта стадия
включает 4 этапа:
а) подготовка
дела к рассмотрению,
б) анализ
собранных материалов, обстоятельств дела,
в) вынесения
постановления,
г) объявления
постановления.
При подготовке
дела к рассмотрению судья орган, должностное лицо выясняют:
относится ли
дело к их компетенции;
имеются ли
обстоятельства исключающие возможность рассмотрения данного дела (ст. 29.2 КоАП
РФ);
правильно ли
составлен протокол и другие материалы дела;
имеются ли
обстоятельства, исключающие производство по делу;
достаточно ли
имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
имеются ли
ходатайства и отводы.
При подготовке
дела к рассмотрению разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости
выносится определение. К ним относятся вопросы:
1) о назначении
места и времени рассмотрения дела;
2) о вызове
лиц, участвующих в деле, и об истребовании необходимых дополнительных
материалов, о назначении экспертизы;
3) об отложении
рассмотрения дел;
4) о
возвращении протокола в орган или должностному лицу, которые представили дело
для рассмотрения (например, в случае его неправильного составления);
5) о передаче
протоколов и других материалов на рассмотрение дела по подведомственности.
Дело об
административном правонарушении рассматривается открыто по месту его
совершения. По ходатайству нарушителя оно может быть рассмотрено по месту его
жительства.
Дела, связанные
с проведением расследования, рассматриваются по месту нахождения органа,
проводившего административное расследование. Дело должно быть рассмотрено в
пятнадцатидневный срок. В случаях, определенных законом, этот срок может быть
продлен не более, чем на один месяц. Дела, за которые предусматривается
наказание в виде административного ареста, рассматриваются в день получения
протокола и других материалов.
Порядок
рассмотрения дела предполагает совершение юрисдикционным органом ряда
последовательных процессуальных действий:
1) объявляется,
кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании
какого закона привлекается к административной ответственности;
2)
устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются
полномочия законных представителей физического или юридического лица,
защитника;
4) выясняется,
извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются
причины их неявки, решается вопрос о рассмотрении дела в отсутствии указанных
лиц либо об отложении его рассмотрения;
5) разъясняются
права и обязанности участникам процесса;
6)
рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) оглашаются
протокол и иные материалы дела;
8)
заслушиваются объяснения нарушителей, показания других лиц, участвующих в
процессе, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иные
доказательства.
Главная цель
рассмотрения дела по существу - установление фактических обстоятельств
совершения правонарушения, его объективная правовая оценка и применение к
виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного
наказания.
Для достижения
этой цели юрисдикционный орган обязан выяснить:
было ли
совершено административное правонарушение;
виновно ли
данное лицо в его совершении;
подлежит ли оно
административной ответственности;
имеются ли смягчающие
или отягчающие обстоятельства;
причинен ли
ущерб и каков его характер и размер;
иные
обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По итогам
исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выносит постановление. В
нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к
административной ответственности, устанавливается его виновность или
невиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчисление
сроков обжалования. По своей форме и содержанию постановление должно
соответствовать ст.29.10 КоАП РФ. В зависимости от результатов рассмотрения
дела юрисдикционный орган в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФ
выносит одно из следующих постановлений: а) о назначении административного
наказания, б) о прекращении производства по делу об административном
правонарушении.
Объявление
постановления производится немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия
постановления в течение трех дней вручается под расписку физическому лицу или
законному представителю юридического лица, потерпевшему (по его просьбе) либо в
течение трех дней высылается указанным лицам.
3. Стадия
пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный
(факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к
административной ответственности, его законные представители или иные
определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра.
КоАП РФ (ст.
30.1) устанавливает два способа подачи жалобы - административный и судебный.
Административный порядок состоит в том, что жалоба подается по подчиненности,
т.е. в вышестоящий орган. Такой порядок предусмотрен только для постановлений,
выносимых единолично должностным лицом. Судебная процедура предусмотрена в
обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей, коллегиальным или
иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и
в альтернативном порядке - для постановлений, вынесенных должностным лицом
единолично. Постановление по делу об административном правонарушении,
совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обжалуется в
арбитражный суд. Порядок административного судопроизводства по этим делам в
общих и арбитражных судах регулируется КоАП РФ, Гражданским процессуальным
кодексом РСФСР и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Это (судопроизводство)
имеет своим предметом спорные административно-правовые отношения и
осуществляется в рамках административной юстиции.
4. Стадия
исполнения постановления начинается с момента его вступления в законную силу.
Постановление
вступает в законную силу:
по истечении
срока, установленного для его обжалования (по общему правилу - 10 дней), если
оно не было обжаловано или опротестовано прокурором;
после истечения
срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если
указанное решение в свою очередь, не было обжаловано или опротестовано;
немедленно
после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за
исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Порядок
исполнения постановлений, вступивших в законную силу, регулируется Разделом V
КоАП РФ.
Список
литературы
1. Алехин А.П.,
Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.,
2001.
2. Габричидзе
Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000.
3. Бахрах Д.Н.
Административное право. М., Норма, 2000.
4. Масленников
М.Я. Порядок применения администартивных взысканий. Тверь, 1995.
5. Семененко
И.И. Административное принуждение. Ростов-на Дону, 1999.
6. Бахрах Д.Н.
Принуждение и ответственность по административному праву. Екатеринбург, 1999.
7. Россинский
Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. М., 2001.
8. Алехин А.П.,
Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.,
2001.
9. Габричидзе
Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000.
11. Бахрах Д.Н.
Административное право. М., Норма, 2000.
12. Шергин А.П.
Проблемы административно-деликтного права // Государство и право, 1994, №8-9.
13. Коваль Л.В.
Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.
14. Бахрах Д.Н.
Административная ответственность. М., 1999.
15. Мосин Е.Ф.
Административная ответственность за правонарушение в сфере бизнеса. СПб, 1998.
16. Кузьмина
Г.А., Калинина П.А. Административная ответственность. М., 2000.
17. Агапов А.Б.
Административная ответственность. М., 2000.
18. Арбитражный
процесс // Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. М., 2000.
19. Сухарева
В.Н. Споры с властью в арбитражных судах. м., 2001.
20. Любимова
Р.Н. Некоторые вопросы судебной практики по рассмотреиню споров, возникающих из
административных правоотношений // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1997,
№1 (9).
21. Салищева
Н.Г. Механизм защиты прав гражданина в сфере исполнительной власти // Общая
теория прав человека. М., 1996.
22. Старилов
Ю.Н. Административная юстиция. Проблемы теории. Воронеж, 1998.
23. Бойков О.В.
Роль арбитражных судов в разрешении административных споров // Проблемы
административной юстиции. Материалы семинара. М., 2002.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/
|