Административная деятельность милиции
Административная деятельность милиции
Содержание и формы административной деятельности
милиции
Граждане
России сталкиваются в том или ином случае с сотрудниками ГИБДД,
патрульно-постовой службы, паспортно-визовых подразделений, подразделений
уголовного розыска, участковыми инспекторами и т.д.
Данные
должностные лица являются работниками органов внутренних дел, а точнее милиции.
В
соответствии с Законом РФ «О милиции» она, являясь системой государственных
органов исполнительной власти, входит в систему Министерства внутренних дел
Российской Федерации.
Роль
милиции является наиболее значительной в сфере внутренних дел. Как мы знаем из
повседневной жизни, она обеспечивает соблюдение общественного порядка и
общественной безопасности с целью охраны прав и свобод граждан, законных
интересов юридических лиц и общественных объединений, охраны собственности и
борьбы с преступностью.
Кодексом
об административных правонарушениях Российской Федерации к компетенции органов
внутренних дел (милиции) в связи с их существенной ролью в общественных
отношениях как правоохранительных органов, обеспечивающих общественный порядок
и общественную безопасность, отнесены многие дела об административных
правонарушениях.
Милиция
осуществляет важные функции в сфере внутренних дел.
Милиция
в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти,
призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность,
интересы общества и государства от преступных и иных противоправных
посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах,
установленных законодательством РФ[1]
,
Милиция
входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Милиция
в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом
от 18 апреля 1991 г. «О милиции», федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В
своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми
актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
При
осуществлении своей деятельности милиция руководствуется следующими
нормативными актами Российской Федерации:
Положением
о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации,
утвержденный Указом Президента Российской Федерации N 209 от 12 февраля 1993 г.
(с изменениями от 2 декабря 1998 г.)
Постановлением
Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции
общественной безопасности" (с изменениями от 26 июля 2001 г.)
Постановлением
Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 "О подразделениях криминальной
милиции" (с изменениями от 26 июля 2001 г.)
Задачами
милиции в соответствии со статьей 2 Закона «О милиции» являются:
обеспечение
безопасности личности;
предупреждение
и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление
и раскрытие преступлений;
охрана
общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита
частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание
помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в
пределах, установленных названным Законом.
Деятельность
милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и
гражданина, законности, гуманизма, гласности.
В
соответствии с Конституцией РФ, провозгласившей права и свободы человека высшей
ценностью, приоритет в деятельности милиции занимает защита прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств.
Милиции
запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему
человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и
свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо
предусмотренных законом. Кроме того, милиция не имеет права собирать, хранить,
использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия,
за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом[2]
.
Во
всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник милиции обязан
разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в
связи с этим его права и обязанности.
Следует
отметить, что Кодекс РФ об административных правонарушениях относит к
компетенции органов внутренних дел (милиции) многие дела об административных
правонарушениях.
В
частности ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает, что определенные должностные
лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об
административных правонарушениях.
Кроме
того, ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ устанавливает предметную компетенцию органов
внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных
правонарушениях. Ранее аналогичные положения были предусмотрены ст. 203 КоАП
РСФСР. В Приложении 2 приводится перечень дел об административных
правонарушениях, предусмотренных нормами Особенной части КоАП РФ, отнесенных к
компетенции органов внутренних дел (милиции) в соответствии с ч. 1 ст. 23.3.
КоАП РФ.
Милиция
общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции
Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел
Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской
Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.
В
районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и
функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе
соответствующих отделов (управлений) внутренних дел[3]
.
В
милицию общественной безопасности входят:
1)
дежурные части. (Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно
является дежурной частью соответствующего органа внутренних дел[4]
);
2)
участковые уполномоченные милиции;
3)
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации;
4)
изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
специальные
приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
приемники-распределители
для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество. (Действуют до создания
центров социальной реабилитации для лиц, задержанных за бродяжничество и
попрошайничество, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2
ноября 1993 г. N 1815[5]
);
7)
медицинские вытрезвители при органах внутренних дел. (Действуют до решения
вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских
вытрезвителей в Министерство здравоохранения Российской Федерации в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября
1992 г. N 723[6]
).
8)
центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
9)
отряды милиции особого назначения;
10)
подразделения:
а)
милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б)
дознания;
в)
патрульно-постовой службы милиции;
г)
лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной
деятельностью;
д)
охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
е)
по делам несовершеннолетних;
ж)
по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению
административного законодательства;
з)
по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Основными
задачами милиции общественной безопасности являются:
-
обеспечение безопасности личности, общественной безопасности,
-
охрана собственности, общественного порядка,
выявление,
предупреждение и пресечение преступлений и
административных
правонарушений,
раскрытие
преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не
обязательно,
розыск
отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к
компетенции милиции общественной безопасности.
Милиция
общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении
возложенных на нее обязанностей[7]
.
Деятельность милиции общественной безопасности.
На
милицию общественной безопасности в полном объеме возложены обязанности,
предусмотренные статьей 10 Закона РСФСР "О милиции", за исключением
обязанностей, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции
криминальной милиции.
Милиции
общественной безопасности предоставлены права, перечисленные в статье 11 Закона
РСФСР "О милиции", за исключением прав, отнесенных законодательством
Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.
Милиция
общественной безопасности наделена весомыми юридически властными полномочиями,
которые она обязана использовать без унижения достоинства человека. В их числе:
требовать
от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений;
проверять
у них документы, удостоверяющие личность;
вызывать
их по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;
подвергать
их приводу при совершении ими административных правонарушений;
возбуждать
производство по делам об административных правонарушениях и налагать
административные взыскания;
производить
административное задержание лиц, совершивших административные правонарушения,
включая военнослужащих;
входить
беспрепятственно в жилые и иные помещения, в том числе занимаемые предприятиями
и организациями независимо от форм собственности;
производить
блокирование участков местности при стихийных бедствиях, катастрофах и авариях
и т.д.
Необходимо
также отметить права милиции общественной безопасности в целях выполнения
возложенных на нее обязанностей имеет право применять физическую силу,
специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных
статьями 12 -15 Закона "О милиции".
Оружие
применяется для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или
здоровья, отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или
здоровье подвергается опасности, освобождения заложников и т.д.
Боевые
приемы борьбы (самбо, каратэ) применяются для пресечения административных
правонарушений.
Резиновые
палки, наручники, слезоточивые газы, водометы используются, например, для
пресечения массовых беспорядков и т.д.
Оружие
может применяться и для защиты граждан от нападения животных.
О
каждом случае применения оружия в течение 24 часов представляется рапорт
начальнику органа милиции.
Обязанности
и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации определяются Положением, утвержденным
Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 .
Обязанности
и права вневедомственной охраны определяются Положением «О неведомственной
охране при органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденным постановлением
Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589.
Милиция
общественной безопасности осуществляет административную деятельность, в
содержание которой входит:
выявление
обстоятельств, способствующих совершению административных правонарушений;
оказание
помощи гражданам, пострадавшим от них и от несчастных случаев;
осуществление
по подведомственности производства по делам об административных
правонарушениях;
обеспечение
правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях,
вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
регулирование
дорожного движения, контроль за соблюдением правил и нормативов его
безопасности, регистрация и учет автотранспортных средств, а также выдача
водительских удостоверений;
выдача
разрешений на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного
оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и
деятельность объектов, где они обращаются, и контроль за соблюдением
установленных в этой сфере правил;
охрана
на основе договоров с собственниками принадлежащего им имущества (например,
банков);
принятие
неотложных мер при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях по
спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране
имущества, оставшегося без присмотра;
контроль
за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной
системы и регистрационного учета, а также за соблюдением иностранными
гражданами правил въезда, пребывания и транзитного проезда;
обеспечение
сохранности найденных и сданных в милицию вещей, ценностей и другого имущества
и т.д.
Кроме
того, милиция активно участвует:
в
пресечении алкогольного и наркотического опьянения и совершенных в этом
состоянии правонарушений,
в
борьбе с терроризмом, групповыми и массовыми нарушениями общественного порядка,
с неповиновением властям;
в
пресечении распространения радиоактивных материалов;
в
организации порядка при проведении массовых шествий и демонстраций,
пикетирования;
в
проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ;
в
борьбе с бродяжничеством, проституцией.
Очевидно,
что тем самым милиция общественной безопасности обеспечивает как общественный
порядок, так и общественную безопасность.
Административный надзор осуществляемый участковым
уполномоченным милиции (общий, специальный)
Участковые
уполномоченные милиции ежедневно проводят на своих участках общий и специальный
административный надзор согласно приказа N 900 от 16 сентября 2002 г. (20
ноября 2002 г.) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых
уполномоченных милиции».
Участковые
инспектора, владея большой информацией на своем участке, работают совместно с
различными подразделениями милиции по разным направлениям.
Основные
направления деятельности участкового уполномоченного милиции:
по
охране общественного порядка;
профилактическая
деятельность;
по
борьбе с не законным оборотом наркотиков и алкоголя;
по
обеспечению паспортных правил и пограничного режима;
по
обеспечению режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на
территории РФ;
по
борьбе с нарушениями Правил дорожного движения;
по
жалобам, сообщениям и заявлениям о преступлениях и правонарушениях;
по
борьбе с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ;
работа
с несовершеннолетними;
с
экологическими правонарушениями;
по
дознанию;
по
борьбе с правонарушениями в области предпринимательской деятельности;
по
борьбе с проявлениями терроризма, экстремизма и национализма.
Ежедневно
проводят анализ оперативной обстановки на обслуживаемых участках.
Осуществляют
контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по
устранению условий, способствовавших совершению правонарушений, и изложенных в
рекомендациях, направленных в их адрес.
Выявляют
среди населения обслуживаемого участка лиц, допускающих противоправное
поведение.
Участковым
ведется учет и периодическая проверка по месту работы и месту проживания лиц
освободившихся из мест заключения, а так же лиц, условно осужденных или
состоящих на учете в ОВД.
Осуществляют
инициативное выявление и документирование преступлений, квалифицируемых по
статьям 115, 116, 117, 119, 150, 151, 213 части первой и второй, 222 части
первой и четвертой УК РФ, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких
преступлений против жизни и здоровья, общественной безопасности и общественного
порядка, семьи и несовершеннолетних.
Участвуют
во взаимодействии с сотрудниками паспортно-визовых подразделений органов
внутренних дел в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой
территории нарушений паспортно-регистрационных правил, соблюдению иностранными
гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания
указанных лиц на территории Российской Федерации и их транзитного проезда через
территорию Российской Федерации.
Информируют
население о способах и средствах правомерной защиты от преступных и иных
посягательств путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной
работы, выступлений в средствах массовой информации.
Вывод
Милиция
призвана обеспечить личную безопасность граждан; предупреждать и пресекать
преступления и административные правонарушения; раскрывать преступления;
охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность;
оказывать гражданам, должностным лицам, юридическим лицам и общественным
объединениям помощь в осуществлении их законных прав и интересов.
Милиция
подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Криминальная
милиции предупреждает, пресекает и раскрывает преступления, осуществляет розыск
лиц, скрывающихся от следствия и суда, то есть осуществляет оперативно-розыскную
работу.
Осуществление
административной деятельности в основном лежит на милиции общественной
безопасности. Ее деятельность более многообразна, чем деятельность криминальной
милиции.
Первое
место в деятельности милиции общественной безопасности занимает административная
деятельность по охране общественного порядка, организации безопасности
дорожного движения.
Важная
роль отводится и уголовно-процессуальной деятельности: милиция общественной
безопасности ведет прием и проверку заявлений и сообщений о преступлениях,
отнесенных законом к компетенции органов дознания, осуществляет расследование
уголовных дел о таких преступлениях и подготовку материалов в протокольной
форме, исполняет поручения следователя о производстве следственных действий,
содержит в изоляторах временного содержания задержанных и заключенных под
стражу лиц.
Большое
значение имеет также деятельность милиции общественной безопасности по выдаче
лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на ношение и
хранение огнестрельного и газового оружия.
Практически
все подразделения милиции общественной безопасности своей деятельностью
осуществляют профилактику правонарушений.
В
заключении следует отметить, что деятельность милиции строится в соответствии с
принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма,
гласности. Для осуществления своей деятельности милиция наделена весомыми
юридически властными полномочиями, которые она обязана использовать без
унижения достоинства человека.
Список литературы
1.
Учебник под редакцией А.П. Корнеева « Административная деятельность ОВД » М. -
2002 г.
2.
Учебник под редакцией Л.Л. Попова « Административная деятельность ОВД » М. -
1993 г.
3.
Учебное пособие под редакцией А.В. Крючкова « Работа участковых инспекторов
милиции по наблюдению за подучетными лицами ».
4.
Справочник участкового уполномоченного милиции под редакцией А.А. Чекалина, М -
2003 г.
[1]
ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" с изм. и доп.
// ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст.503; СЗ РФ. 1999. N 14. Ст.1666; N 29. Ст. 3698; N 49. Ст.5905;
2001. N 32. Ст.3316
[2]
ст. 5 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" с изм. и доп.
// ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1666; N 29. Ст. 3698; N
49. Ст. 5905; 2001. N 32. Ст. 3316
[3]
Ч. 1 Положения «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в
Российской Федерации», утв. Указом от 12 февраля 1993 г. N 209 (с изменениями
от 2 декабря 1998 г.) //СА РФ, 1993 N 7, ст. 562; СЗ
[4]
«Структура милиции общественной безопасности», утв. постановлением от 7
декабря 2000 г. N 926
[5]
СА РФ, 1993, N 45, ст. 4327.
[6]
СА РФ, 1992, N 12, ст.980; 1995, N 18, ст.1677; 1998, N 14, ст.1579
[7]
ст. 9 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" с изм. и доп.
// ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст.503; СЗ РФ.
|