Внешняя
политика Ирака в 1971-1975 гг.
Углубление
прогрессивных преобразований и позитивный внутриполитический курс правительства
Ирака сочетались в эти годы с мерами по укреплению национальной независимости
своего государства. Важной составной частью этого курса было расширение и
упрочнение всесторонних связей между Ираком и социалистическими странами,
прежде всего с Советским Союзом. Торговое, экономическое, техническое
сотрудничество с СССР, Венгрией, ГДР, рядом других социалистических стран
позволило Ираку осуществить крупные проекты в области нефтедобычи,
строительства промышленных предприятий и коммуникаций, развития энергетики и
ирригационной сети. Это сотрудничество создало необходимые условия для
подготовки и проведения национализации нефтедобывающей промышленности и
успешного противодействия попыткам иностранных монополий бойкотировать иракскую
нефть на мировом рынке.
После
заключения Договора о дружбе и сотрудничестве между Ираком и СССР отношения
между ними продолжали развиваться по восходящей линии. Характеризуя значение
связей с СССР и другими социалистическими странами, VII региональный съезд ПАСВ
отмечал: "Выдвинутый Партией арабского социалистического возрождения и революцией
17 июля лозунг стратегического союза с СССР и другими социалистическими
странами правилен как с точки зрения принципов, так и с точки зрения практики.
Он не противоречит принципам партии, ее панарабским целям и задачам борьбы за
осуществление единства, свободы и социализма, равно как и интересам и чаяниям
арабской нации и ее борьбе за освобождение и прогресс". Это сотрудничество
стало охватывать самые разнообразные сферы. Только в 1973 г. между двумя
странами были заключены соглашение о культурном сотрудничестве, договор о
правовой взаимопомощи, соглашения о туризме, об экономическом и техническом
сотрудничестве. В марте 1975 г. иракское правительство заключило с СССР
соглашение о строительстве ТЭС в Эн-Насирии, в апреле того же года - соглашение
о ведении совместных исследований по использованию атомной энергии в мирных
целях. В июле 1975 г. Ирак первым из развивающихся государств подписал соглашение
о сотрудничестве с Советом Экономической Взаимопомощи.
Отношения
Ирака с капиталистическими странами Запада развивались в этот период неровно.
Важным для иракского правительства критерием, при помощи которого оно оценивало
возможности развития связей с той или иной страной Запада, была ее позиция в
отношении урегулирования ближневосточного кризиса, а также перспектив независимого,
прогрессивного развития Ирака и других арабских стран. В частности, на развитии
Ирака и других арабских стран. В частности, на развитии американо-иракских
отношений негативным образом отразилась поддержка, которую оказывали США
Израилю в проведении его экспансионистской политики, а также шахскому режиму в
Иране. Так, в ноябре 1971 г., когда иранские войска высадились на трех островах
Персидского залива, принадлежащих арабским эмиратам Шарджа и Рас-эль-Хайма,
Ирак разорвал дипломатические отношения с Ираном и Великобританией. Отношения с
США были прекращены еще в 1972 г. шахскому режиму было обещано любое неядерное
вооружение для осуществления его гегемонистских замыслов в Персидском заливе, а
также помощь американских специалистов в подготовке иранской армии.
В
январе 1974 г., после арабо-израильской войны в октябре 1973 г., в ходе которой
США и другие империалистические государства полностью поддержали Израиль, VII региональный
съезд ПАСВ (партия арабского социалистического возрождения) констатировал:
"Противоречие, существующее между нами и этими государствами, особенно
США, является фундаментальным, острым и долговременным. Оно может исчезнуть
только в результате радикального изменения их линии и их отношения к нам и к
нашим существенным проблемам." Исходя из этой позиции, иракское
правительство отвергло в 1974 г. предложение США участвовать в совещании
стран-экспортеров и импортеров нефти в Вашингтоне, расценив его как попытку
закрепить и усилить неравноправный характер отношений между развивающимися
странами и империалистическими государствами. В 1975 г. Ирак осудил действия
США, направленные на заключение сепаратных сделок между отдельными арабскими
странами и Израилем, а также соглашение о разъединении египетских и израильских
войск на Синае.
Важной
составной частью внешней политики Ирака в 1971-1975 гг. были его отношения с
другими арабскими государствами, которые ПАСВ рассматривала как особую сферу
своих международных связей. Сюда относился комплекс проблем, касающихся совместной
борьбы против израильской агрессии, за осуществление законных прав арабского
народа Палестины, а также отношения Ирака с другими арабскими государствами Персидского
залива.
Иракское
правительство прежде всего стремилось нормализовать свои отношения с арабскими
странами, непосредственно противостоящими израильской агрессии, добиться
объединения их усилий и лучшей координации их действий. Однако достижение этих
целей осложнялось рядом обстоятельств, в частности особым подходом Ирака к
решению ближневосточной проблемы. В эти годы для иракского руководства были
характерны отказ от самой идеи политического урегулирования ближневосточного
кризиса, признание вооруженной борьбы с Израилем вплоть до его полного
уничтожения в качестве единственного средства обеспечения прав арабских
народов. По этой причине иракское правительство долгое время отвергало
резолюции Совета Безопасности ООН, идею созыва Женевской мирной конференции и
другие предложения, направленные на урегулирование конфликта мирными
средствами.
В
конце 1968 г. иракское руководство выдвинуло идею создания объединенного
военного командования с участием Египта, Сирии, Иордании и Ирака. Президент
Египта Насер отверг это предложение, а руководители Сирии и Иордании приняли
его. В марте 1969 г. была достигнута договоренность о создании объединенного
"Восточного командования", в соответствии с которой на территорию
Иордании были введены иракские войска численностью 20 тыс. чел. Однако в
результате сентябрьских событий 1970 г. в Иордании между участниками соглашения
возникли трения, и в январе 1971 г. иракские войска были выведены из Иордании.
Национализация
ИПК ("Ирак Петролеум Компани") в июне 1972 г. укрепила авторитет
Ирака в арабском мире. Решение о национализации было немедленно поддержано
правительством Сирии, которое в знак солидарности национализировало имущество
ИПК на территории своей страны. ЛАГ официально поддержала действия Ирака и
Сирии, а ОАПЕК приняла решение о создании специального фонда помощи этим двум
странам, выделив им в виде беспроцентного займа соответственно 140,1 млн. и
17,7 млн. долларов на покрытие убытков, связанных с бойкотом капиталистическими
странами иракской и сирийской нефти.
В
октябре 1973 г. иракские части, направленные в район Голанских высот, оказали
помощь Сирии в отражении израильской агрессии. В октябре 1974 г. иракские
руководители участвовали в работе Рабатского совещания глав государств и
правительств арабских стран, принявшего важные резолюции по палестинской проблеме,
в том числе решение о признании ООП единственным законным представителем
арабского народа Палестины. После октябрьской войны 1973 г. постепенно начали
нормализоваться отношения Ирака с арабскими странами, в частности с Египтом,
Ливией и Алжиром.
Что
же касается отношений Ирака с арабскими государствами Персидского залива, то
они во многом определялись ситуацией, сложившейся в этом районе после ухода
оттуда в 1969-1971 гг. британских войск и с ростом военного присутствия Ирана,
поддерживаемого США. Стремление противодействовать влиянию Ирана в заливе в
известном смысле стимулировало развитие отношений Ирака с арабскими
государствами этого района.
Вскоре
после прихода к власти баасистское правительство попыталось улучшить
ирако-саудовские отношения в надежде на установление конструктивного сотрудничества
в деле создания системы совместной безопасности стран Персидского залива. В
сентябре 1968 г. состоялись ирако-саудовские переговоры, не внесшие, однако,
существенных сдвигов в отношения между двумя странами. В этот период и
несколько позднее на ирако-саудовских отношениях негативным образом отражалось
различие их позиций по ряду вопросов, в частности в отношении США. В то же
время империалистические круги всячески подталкивали Саудовскую Аравию в ее
региональной политике на сближение с Ираном, игравшим тогда роль американского
жандарма в Персидском заливе. На достижение этой цели был направлен и визит
шаха Ирана в Саудовскую Аравию в ноябре 1968 г.
В
феврале и мае 1969 г. иракское правительство вновь предложило Саудовской Аравии
сотрудничать в обеспечении безопасности залива, но и на этот раз саудовские
руководители отвергли это предложение, так как планировали создание
оборонительного пакта совместно с Ираном. Ирак дал отрицательную оценку такому
курсу саудовского руководства, расценив его как фактор, объективно способствующий
включению зоны Персидского залива в сферу влияния США. Такая позиция Ирака
практически не претерпела изменений до середины 70-х годов.
Более
успешно складывались отношения Ирака с Кувейтом. Вскоре после прихода ПАСВ к
власти Кувейт признал новое правительство Ирака, а в конце 1969 г. между двумя
государствами было заключено соглашение о сотрудничестве в области информации.
Этому предшествовали переговоры о военном сотрудничестве в Персидском заливе
(апрель 1969 г.), соглашение о компенсации за национализированную кувейтскую
собственность в Ираке (октябрь 1969 г.) и соглашение о сотрудничестве в области
добычи и транспортировки нефти (ноябрь 1969 г.). В феврале 1970 г. были
возобновлены двусторонние переговоры о демаркации общей границы, а в феврале
1971 г. было заключено новое таможенное соглашение. В июне 1972 г. кувейтское
правительство поддержало Ирак в вопросе о национализации ИПК. Однако в декабре
1972 г. дальнейшее развитие сотрудничества двух стран оказалось под угрозой,
так как кувейтское правительство было встревожено сообщениями о наращивании
иракских вооруженных сил на границе. Пограничный инцидент, имевший место в
марте 1973 г., еще больше обострил отношения между двумя странами. Такое
положение сохранялось вплоть до 1975 г.
Отношение
других арабских государств залива к Ираку во многом определялось сдержанной
позицией Саудовской Аравии и Кувейта. Ирак приветствовал вывод британских войск
из этого региона и поддержал решение о создании в 1970 г. федерации княжеств
Персидского залива. Тогда же были заключены соглашения об экономическом сотрудничестве
с Бахрейном и Катаром, а в 1973 г. - соглашение с ОАЭ о предоставлении им
помощи иракских специалистов. Однако в целом контакты Ирака с этими
государствами в 1972-1975 гг. носили ограниченный характер. Настороженное
отношение к нему со стороны феодальных монархий залива объяснялось в
значительной мере тем, что их руководители рассматривали развертывающиеся в
Ираке прогрессивные преобразования, в особенности участие в них иракских
коммунистов, как непосредственную угрозу социальной и политической стабильности
в своих странах, а панарабские лозунги ПАСВ зачастую воспринимали как
стремление ее лидеров распространить свое влияние на весь регион. Поэтому они
охотнее шли на сотрудничество с шахским Ираном, нежели с баасистским Ираком.
Иракское же правительство в таких условиях оказывало поддержку оппозиционным
движениям в странах залива. Так, в первой половине 70-х годов Ирак предоставлял
финансовую и другую помощь Народному фронту освобождения Омана.
Список
используемой литературы
1. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985.
М., 1988.
2. Ниязматов Ш. А. Ирано-иракский конфликт.
Исторический очерк. М., 1989.
3. Дмитриев Е. Д. Палестинская трагедия. М., 1986.