Тоталитаризм Тоталитаризм
Тоталитаризм РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Тоталитаризм


ТОТАЛИТАРИЗМ
(материалы и
заготовки) 1. Новый интерес к тоталитаризму. 2. Тоталитарный феномен, тоталитарность и
тоталитаризм. 3. Тоталитарный принцип и природа тоталитарного
феномена. 4. Глубина, масштабы и многообразие
тоталитарности. 5. Дисфункции модернизации. 6. Деинституционализация. 7. Бегство от свободы. 8. Слияние государства и гражанского общества. 9. От массового движения к партии-государству.
10.
Эволюция отечественного тоталитаризма.
11.
Рецидивный тоталитаризм.
12. Преодоление
тоталитарных дисфункций модернизации.
     Новый интерес к тоталитаризму.
     Осенью 1993 года в серьезных научных  журналах 
словно  в ответ на  какой-то 
призыв  рока  появились статьи,  в которых предпринимается попытка заново осмылить и  переосмыслить  сущ­ность тоталитаризма. 
В "Полисе" выступил Р.Андерсон, в "Вест­нике МГУ" -
К.Гаджиев, в "Общественных науках" - И.Мазуров.
Почему резко возрос интерес к тоталитаризму?
     Оживление
ставшего  было  затухать интерса связано с тем, что актуальность тоталитаризма
растет,  а политической системе
тоталитарные черты все более отчетливо и последовательно восп­роизводятся.
Общественное сознание не может этого не замечать, не реагировать на процессы
тоталитатаризации.
  Тоталитарный
феномен, тоталитарность и тоталитаризм.
     Во всех публикациях  прследнего 
времени  в  большей 
или меньшей  степени  выражено 
стремление прояснить разрвыв между феноменом тоталитаризма и
объясняюшими его схемами. Специально концентрирует  внимание на этой проблеме Андерсон.  Предсталя­ется логичным подойти к решению проблемы путем
различения  от­дельных сторон или
аспектов тоталитарного феномена. Это потре­бует введения некоторых  терминологических  различений,  смысл
которых  станет  вполне 
ясен  только в последующем
изложении. Можно попыталься выделить некий тоталитарный принцип -  наибо­лее универсальное и абстрактное
выражение природв тоталитарно­го феномена. 
Следующей, более богатой и конкретизировнной, но сохраняющей  универсальность  абстрактной  схемой  мог бы быть идеальный тип или,  точнее типы, которые удобно называть тота­литарностью,  т.е. набором сущностных черт, свойств,
признаков тоталитарного феномена в его различных проявлениях.  Тоталита­ризмом  же  могла дыть названа
более или менее сознательно ут­верждаемая система реализации той  или 
иной  тоталитоидности.
Наконец,  саму  ракльность 
тоталитарного  феномена,  его 
не­посредственно наблюдаемую фактуру можно было бы назвать тоталь по
аналогии с парой вериткаль-вертикальность.
     Все эти терминологические различения
связаны с  тем,  что тоталитиарный феномен обычно
рассматривается двояко.  Предпри­нимаются
попытки отождествить его под именем  тоталитаризма  с Третим Рейхом,  например,  или с СССР
периода сталинщины и при этом трактовать казалось бы все тот же тоталитаризм  как 
иде­альный тип,  набор формальных
признаков, которые проявляются в феноменах лишь частично и с различной
интенсивностью.
     В первом случае уникальность исходного
феномена не позво­ляет признать тоталитаризмом 
никакой  иной  феномен, 
который столь же уникален и своеобычен. 
Но это еще полбеды. Множество явно нетоталитарных черт феномена
окажутся  необъяснимы  и  их
придется как бы не замечать.
     Во втором же случае мы напротив без труда
найдем  большее или меньшее выражение
черт идеального типа тоталитаризма в ог-
ромном
количестве политических феноменов, 
однако  даже  самое полное совпадение оеальных и идеальных
черт заведомо будет от­личаться частичностью, 
множеством отклонений и пустот. Каждый реальный  феномен окажется лишь попыткой с большей или
меньшей полнотой проявить черты идеального типа.  В результате ни один феномен мы не сможем признать вполне
тоталитарным, что кажется недостатком в сравнении с первым случаем,  т.к. 
там  хотя  бы один феномен заведомо объявляется
тоталитарным.
     Некоторый релятивизм в трактовке
тоталитатизма  компенси­руется  оценить 
приближение  или отдаление от
идеального типа как отдельных политических систем, так и их состояний.
Целесообразно различать тоталитаризм как
явление, в кото-
ром с меньшей или большей полнотой
проявляются черты идеально­го типа или тоталитарности.
Тоталитарный
принцип и природа тоталитарного феномена.
     Существуют самые различные суждения
относительно  природы
тоталитаризма.  Их  довольно содержательный обзор содержится в
статье Ю.И.Игрицкого "Концепция тоталитиризма: уроки сноголет­них
дискуссий на Западе"//История СССР, 6, 1990, С.172-190.
Данные Мазурова.
     Схема
Гаджиева.
     Статья о тоталитаризме в Словаре истории
идей.
     Концепция Х.Арендт.
     Наивно-натуралистическое представление
прежде всего улав­ливает наиболее бросающиеся в глаза внешние приметы  тоталита­ризма, но в то же время отражает и
некоторые существенные мом­тенты - непонимание ни  тоталитарной 
личностью,  ни  системой иных аргуметов  кроме насилия и равенства всех в тотальной
не­безопасности.
     Другое, чуть более изощренное понимание
заключается в ин­терпретации тоталитаризма как закрытой системы жестких функци­ональных
связей,  как социальной мегамашины,  в которой каждый человек становится винтиком
(Ольшанский в "Полисе"). Здесь уже налицо тотальное  поглощение 
личности  ролью,  функцией.
     Еще одно понимание тоталитаризма связано с
его рассмотре­нием в качестве системы всепроникающего контроля и встречного,
добровольного самоконтроля членов тоталитирного целого. подоб­ный
тоталитарный  контроль и самоконтроль
либо принимается как самоочеыидная данность, либо объясняется извращенной и/или
не­избежной исторически формой общественного сознания, подавленн­ой
мифологическим отождествлением части и целого, содержания и формы, целей и
средств, неспособностью различить частное и об­щее благо,  построить рациональные формы политического
опосре­дования и участия.
     У
всех этих трех интерпретаций есть нечто общее 
-  одно­родность,
гомогенность  организации:  скопление идентичных лю­дей-атомов, которые
не знают ничего кроме прямого насилия, жи­вут в  гоббсовской утопии "войны ысех против всех";  набор ро­лей-функций, которые одинаково
важны и носители которых одина­ково неважны; 
мифы,  порождающие  "оборотничество"  смыслов и картину мира,  где царит всеобщее отождествление, где
личное и родовое нерасчленены  и  слиты. 
Таким образом общим принципом тоталитиаризма можно признать гомогенность
его состава, струк­туры и организации (системы).
     Глубина,
масштабы и разноликость тотлитарности.
     Выявление общего тоталитарного принципа
отнюдь не равноз­начно созданию идеального типа. Одного лишь принципа для этого
недостаточно.  Требуется еще уточнить -
какой материал и каким образом этот принцип организует.  Можно предположить, что при­нудительное
навязывание гомогенности  разным  пластам 
полити­ческой реальности, внедрение тоталитарного принципа дает весь-
ма
своеобразные,  заметно отличеюшиеся друг
от друга идеальные типы. 
Гомогенизируется ли только режим правления? Или тотали­тарный принцип
пронизывает всю структуру 
государства?  А  что если он навязан всей политической
системе? Что получится, если гомогенность будет наязываться не только  политике, 
но  всему человеческому миру,
всей социальной системе, включающей эконо­мику,  культуру и все прочие саера сферы человеческих  отноше­ний?
     В первом случае мы будем иметь идеальный
тип тоталитарно­го  режима  - административное регулирование,  в целом неплохо охарктеризованное Г.  Поповым под названием администратино-ко­мандной
системы, но не вполне адекватно отнесенное к советской реальности.
     Во втором 
случае  возникает  идеальный тип тоталитарного государства.
     В третьем 
случае  перед  нми 
идеальный тип партии-госу­дарства, т.е. вополне гомогенизованной
политической системы.
Наконец, в четвертом случае возникает или мог бы возникн-
вть идеальный тип супертоталитаризма или тотального  тоталита­ризма.
     Происхождение
тоталитаризма.
     Откуда же берется эта гомогенность?  Роковое ли она прок­лятье некоторых народов,
как это берутся утверждать, например, "клеветники России"?   Или 
это  мистически  прорывающееся  то здесь, то там буйство "древнего родимого  хаоса"?  Рискну  ут­верждать, что
причины более прозаические.
     Прежде всего
далеко  не  бесспорно,  что  тоталитаризация насаждается политически и в
политической сфере, что это насаж­дение идет как бы сверху вниз -  режим, 
государство,  полити­ческая
система,  всеобщий человеческий
мир.  Скорее наоборот ­гомогенизацией
чреваты неполитические сферы,  прежде
всего со­циетальные сообщества. Недаром массовидность прежде всего свя­зывает с
тоталитаризмом Ханна Арендт.
     Дисфункции
модернизации.
     В условиях форсированной модернизации
возникает искушение просто отбросить старые, 
"отжившие" политические структуры  и заменить их новыми.  В
результате новые структуры несут как бы двойную нагрузку: осуществляют те
функции, к которым они пред­назначены, и те, 
которые осуществлялись разрушенными структу­рами, но о которых система
"помнит".   Получается
своеобразное явление дедифференциации.
     Дедифференцированные и  недифференцированные политические структуры
современности отличаются немалыми чертами 
сходства. Одна  из  важнейшмх - предрасположенность к
дисфункциям,  т.е. разрушительным или по
меньшей мере контрпродуктивным  проявле­ниям
функциональных возможностей соотвествующих структур. Сре­ди дисфункций
модернизации наиболее ярко и разрушительно проя­вились тоталитарные тендепнции.
     Природа тоталитаризма как навязывания
политическому режи­му,  государству  или всей политической системе принудительной
гомогенности связана с однозначной трактовкой и  тем  самым  с изврещением  функциональности такого процесса,  как массовиза­ция. 
Форсированное создание 
однородной  национальной  (этни­ческое  государство национал-социалистов) или социальной (про­летарское
государство коммунистов) массы отрывает 
тоталитари­зуемое 
гражданское  общество  от его корней и истоков,  пара­доксальныи образом сближает с ниболее
архаичными моделями  об­щинной,  первобытной гомогенности,  провоцирует активизацию протополитических
средств организации,  прежде  всего 
прямого принудительного насилия.
     Таким образом следует различать
тоталитаризм как  систему навязанной
гомогенности,  внедренной  в ходе форсированной мо-
дернизации,
и  тоталитоидность  как 
изначальную  гомогенность
протополитических образований эпохи архаики.
     Тоталитаризм может быть охарактеризован как
явление  сов­ременности (модерности),  непосредственно связанное с отчужде­нием в
личностном плане и с омассовлением 
-  в  политическом. Высокая, в 
идеале  предельная степень
омассовления общества и отчуждения личности представляют собой его
сущностные  призна­ки. Тенденции   омассовления,   нивелирования  
субкультурных, сословных, корпоративных,  региональных, местных и прочих раз­личий вполне  определенно 
проявилась  уже в ходе создания
на­ций-государств и отвечающих им всеобщих 
гражданских  обществ, когда
для  обеспечения  целостности этих гигантских для своего
времени образований потребовались специальные 
скрепы  в  виде общенациональных норм языка, культуры,
права и т.п., а также в виде новой 
общенациональной  общности  - 
массы  равноправных граждан,
образованной   эмансипированными  атомами-индивидами. Надо было быть,  конечно, Гоббсом, чтобы разглядеть в
событиях английской революции  и
предшествующих ей десятилетий атомиза­цию индивидов и возникновение
Левиафана,  важность этих  пред­посылок для  создания современной поилитческой системы с одной стороны, их
разрушительность и угрозу обернуться "войной  всех против всех"  с
другой стороны.  Отсюда гоббсовскицй
императив постоянных и бесконечных усилий по обузданию хаоса, неустанно­го
политического благоустройства перед лицом весной угнозы то­талитаризации в
измысленной им  форме  тотальной 
"войны  всех против
всех".
     Еще явственней тоталитарные тенденции
обозначились в годы Великой французской 
революции (якобинский террор) и пострево­люционного бонапартистского
режима (массовизация, создание мо­билизованного общества и т.п.). Вполне
отчетливо некоторые то­талитарные 
тенденции проявились в бисмарковской Германии. Од­нако наиболее  яркое 
выражение эти тенденции нашли в нынешнем столетии, когда массовое
общество и массовые общественные дви­жения, массовые митинги и средства
массовой информации, серий­ное производство и стандартизированное  потребление,  всеобщее образование и массовая культура формируют
"одномерного челове­ка" и столь же однозначные стереотипы поведения.
     В отличие 
от  тоталитаризма  первобытная тоталитиодность связана прежде
всего с протополитическими  образованиями  типа племени, соседской  общины или квазигосударственных автократи­ческих
(самодержавных) структур, формально воспроизводящих об­щинные отношения  в державных масштабах при безусловном подчи­нении
и деспота-самодержца,  и последнего
представителя  само­державного
народа-войска единому родовому этосу. Яркие примеры такого тоталитоидного
самодержавия - евразийское войско-община Чингиз-хана или героическая экспансия
раннего ислама.
     Общей основой и
тоталитиаризма,  и тоталитоидности  явля­ется не только гомогенность,  но и крайне ослабленная институ­ционализация.
     Тоталитиаризм и
деинституционализация.
     Институты не даны как нечто вечное и
неизменное.  На деле приходится
сталкиваться с большей или  меньшей  выраженностью, проявлением того или иного
института. Институты вновь оказыва­ются связаны с процессом,  но на 
этот  раз  не  в  масштабной перспективе всей политической
системы,  а в своей собственной. Каждый
институт,  коль скоро  он 
опосредует,  обозначает  как свое,"схватывает" то или иное
действие,  роль, как бы втягива­ется
в  череду  действий.  Обычно  опосредованные  институтами действия далеко не в равной, а тем более не в полной
мере про­являют свою институциональную сущность. Далеко не каждое, нап­ример,  действие отдельного депутата в неком
парламенте, а тем более за его пределами, 
в достаточной мере отвечает комплексу принципов и норм парламентаризма.
Напротив, очевидно, что мно­жество его действий лишь в очень малой степени
институциональ-
но  опосредованы.  Уровень  такой  опосредованности  может на­растать или уменьшаться.  Институт как бы растворяется в 
про­цессе институционализации как нарастающем закреплении действий и
ролей или в процессе деинституционализации как уменьшеющемся закреплени функций
и ролей.  Скажем,  некий президент начинает действиями,  вполне отвечаюшими  институту 
президентства,  но
постепенно  начинает придавать им
характер самовольного хозяй­ничанья в своей лавке и кончает прямым
самодурством.  Это  уже явная деинституционализация
президентства, своего рода полити­ческое самоубийство, самоимпичмент.
     Разрушение посредующих форм ведет  к 
деинституционализа­ции, преобладанию непосредственных, спонтанных
действий, допо­литических отношений. 
Социетальное  приятельство  оказывается важнее  формальной 
политической 
упорядоченности,  влияние  ­весомее власти.  В приведенном 
примере  президента,  ставшего диктаром-самодуром,    институционализированные   политические действия все больше и больше
вытесняются  непосредственными  и спонтанными порывами, отражаюшими
стихийнцую волю к господству данного человека и его "группы
сверстников" (простейшей социе­тальной 
общности).  За  скобками, 
это  уже другая проблема и
учебная тема,  остается вопрос,  кому и почему в данном случае выгодно
использовать и усугублять деинституционализацию прези­дентства. Важно отметить
только, что институционализация и де­институционализация  при 
всем  их  жизненном значении для не­посредственно вовлеченного
политического актора имеют и  общее
системное значение для всего политического целого.
     Широкая и 
углубляющаяся 
деинституционализация  вызывает
аномию, т.е. такое состояние большинства политических акторов, когда они последовательно
или непроизвольно уклоняются от  вы­полнения
известных им институционализированных правил и норм.
Аномия фактически равнозначна эрозии политической  систе-
мы, подрыву
политических начал и отношений, возобладанию допо­литических, чисто
социетальных императивов поведения. 
Полити­ческое сообщество все больше деградирует в некую аморфную общ­ность,
в лучшем случае гигантский аналог "группы 
сверстников" или "малой 
группы",  а  в 
худшем  -  подобие "зоны" или даже
гоббсовской "войны всех против всех".
     С другой стороны дополитические по природе
непосредствен­ные узкосоциетальные действия и отношения являются необходимой
предпосылкой  образования  собственно 
политических действий и отноений, а значит и институтов. Ключевое
значение в этом слу­
чае
приобретает социализация, включение индивидов в круг 3своих (социетальное
сообщество).  Социализация,  однако, 
происходит уже в самых простых общностях.  Она распространяется, конечно,
и на более
сложные общности,  наприер,  на политические  сооб­щества. В этом случае природа социализации существенно
изменя­ется.  Речь идет уже не просто об
интеграции в некую общность, но и об определении своего места в ней, об
отношении не только к целому,  но и к
отдельным институтам.  В этом случае
следует говорить о  политической
социализации как о соврешенно своеоб­разном феномене, существенно отличном от
простой социализации.
Предложенные доводы  не
означают,  что нижним,  дополити-
ческим слоем
можно было бы пренебречь.  Это было бы
наивной  и непростительной  ошибкой. 
Дополитическая  стихия не только
не отбрасывается,  но полностью
сохраняется, проникая во все поры политической системы.  Она, 
конечно,  несколько трансформиру­ется,  рационализуется и "цивилизуется"
при этом. Более того ­социетальная 
стихия  существенно  воздействует на целостность политической
системы.  Конкретные примеры
вскрыты  в  описании
Карлом Шмиттом значения оппозиции 3свой/чужой 0в
политике,  хотя эта оппозиция обладает
несомненной дополитической природой.
     Неврозы в политике
(бегство от свободы)
     Боязнь аномии с одной стороны и давление
слишком  высоких требований к  политической личности с другой порождают
различ-
ные
неврозы в политике,  наиболее типичным
среди которых явля­ется "бегство от свободы"(Э.Фромм).  Фашизм и другие формы то­талитаризма дают
немало примеров подобного бегства от свободы. Процесс излечения  от 
подобных политических неврозов связан с развитием личностного начала  в 
политике.  С  друной 
стороны развтие современной  
личности  невозможно  без 
использования потенциала политического участия.  Никакая экономическая  изо­щренность или  культурная  утонченность
не в состоянии сегодня компенсировать недостаток способности свободно
оперировать по­литическими нормами и ролями, 
эффективно использовать полити­ческие права и свободы.  Эти способности являются  неприменной принадлежностью современного
человека.
           Партия-государство: попытка
преодоления
антитезы
государство/гражданское общество.
     И в силу унаследованной традиции, и в силу
своих сущност­ных свойств государство и гражданское общество с самого начала
эпохи модерна резко обозначили противоположность своих устрем­лений,  между 
ними проявлялось открытое и явное противоречие. Уже больше двух столений
политическая мысль бьется над пробле­мой разрешения этого противоречия.  Предлагались окончательные и
бескомпромиссные способы ее 
решения:  огосударствление  об­щества 
(этатизм,  государственный  социализм) или,  напротив, обобществление 
государства  (крайний  эгалитаризм,  анархизм, марксистское 
"отмирание государства"). 
При полной противопо­ложности своих идейных традиций и нравственных
устремлений обе эти  тенденции  сходились в отказе от признания
рациональности разъединения-единства государства и гражданского  общества. 
В конечном счете обе крайности, 
обе тенденции сошлись в утверж­дении всевозможных версий тоталитаризма.
     4Гораздо более  логичным 
и  перспективным  представляется 4признание
естестенности и рациональности разъелинения-единства 4государства и  гражданского  общества.  С  этой 
точки  зрения 4проблема
заключается не в том,  чтобы  разрешить 
противоречие 4путем уничтожения  
одной   из   его  
сторон    (типичный  для
4примитивной,
силовой политики образ мышления),  а в
том, чтобы 4регулировать это   
противоречие,    использовать    его  
как 4политический инструмент.   
Для    этого    предлагались     и
4использовались
различные0 4п0ути: введение посредничаюших институтов, в
частности, промежуточных государственно-общественных систем (возрожденные  на4 0новой основе
корпорации,  профсоюзы, местные
общины, партийные4 0системы и
т.п.).
     4Возможен, конечно,   и  
третий   подход:   форсированное 4превращение гегемонии
в абсолютное господство.  Это  делается, 4например, путем  отождествления  интересов  рабочего  класса с 4национальными
интересами,  или  путем 
конструирования  некого
4фантомного национального    
интереса     и                                  его     партии
4(нацонал-социализм и прочие версии
фашизма). Так возникает о0д­нопартийная система   как   чистая   4и  
безусловная   0гегемо­ния4-господство.
          Эволюция
отечественного тоталитаризма.
     Отечественный тоталитаризм дал,  вероятно, одно из наибо-
лее отчетливых  и ярких проявлений последовательной смены раз­личных типов
тоталитарности.  В немалой степени это
связано  с тем, что модернизация была в
высшей степени форсированной, од­нобокой и поверхностной,  а также тем,  что сохранились значи­тельные осадки  тоталитоидности  не только
внизу (крестьянская община), но и наверху (неразделенность  власти), 
а  также  во всей политической системе (самодержавный
принцип).
Рецидивный тоталитаризм.
         Преодоление тоталитарных дисфункций
модернизации.
     Преодоление тоталитарных дисфункций  модернизации  прежде всего предполагает 
восстановление  и  максимальное обогащение потенциала
разнообразия политических действий, ролей, институ­тов и в целом символических
форм опосредования. Этот процесс и является демократизацией.  Название, 
вероятно, не самое удач­ное, т.к. оно невольно акцентирует внимание на
комплексе поли­тических явлений, 
связанных с прямым, минимально опосредован­ным участием всей
совокупности граждан (массы, 
образованной в пределе по образцу дополитической социетальной общности,
рода) в принятии  политических  по своей природе решений.  А это как раз то, на чем паразитирует
тоталитаризм.
     Демократизация же и современная демократия
по
своей сути 
есть  соединение  всех 
возможных  и так или иначе
испытанных форм политического опосредования 
действий  и  форм организации. Эту  идею несколько парадоксально заострил У.Чер­чилль,
выступая в британском парлименте 11 ноября 
1947  года. "Демократия, -
сказал он, - самая плохая форма правления, если не считать все остальные,  которые время от времени  подверга­лись проверке".  Демократия плоха своей всеядностью (плюрализ­мом,
толерантностью).  Это  влечет множество неизбежных издер­жек,
например,  например  многократное  дублирование  функций,
проработке множества  альтернатив и
т.п.  В результате система по
определению не может быть достаточно эффективной для  того, скажем, чтобы "догнать и перегнать" или
"осуществить радикаль­ную реформу", 
за пару лет втиснув страну в рамки 
капитализма образца К.Маркса. Для эффективного решения таких задач как
раз и годится тоталитиаризм.  Он или
подобные "однозначные" систе­мы, претендующие на максимальную
эффективность, как раз и под­вергаются, по мысли Черчилля, проверке. Она обычно
подтвержда­ет эффективность 
"однозначной" системы, 
но тут же показывает разрушительность, а то и просто  бессмысленность  поставленных целей - перегняя, 
убежали в какой-то тупик, 
завоевывая новое "жизненное пространство",  едва не лишились  того,  что  было, устремляясь к "свободному
рынку",  рискуем форсировать тоталь­ную
дезорганизацию.  С точки зрения Черчилля
лучше не искушать судьбу погоней за небывалыми и сверхэффективными формами прав­ления,
а удовольствоваться "худшим" - смешением того,  что ра­ботает и  позволяет  пусть  медленно, 
но верно решать практи­ческие задачи.
Тоталитаризм как социальный и политический феномен Москва Россия Москве. Тоталитаризм как исторический и политический феномен реферат. Тоталитаризм как исторический и политический феномен реферат. Реферат г тоталитаризм как социальный и политический феномен. Тоталитаризм как социальный и политический феномен шпаргалка. Тоталитаризм как социальный и политический феномен реферат. Реферат тоталитаризм как социальный и политеческий феномен. Тоталиторизм как политический феномен Москва Россия Москве. Тоталитаризм как социальный и политический феномен века. Реферат на тему Тоталитаризм как исторический феномен. Тоталитаризм как исторический и политический феномен. Тоталитаризм как социальный и политический феномен. Тоталиторизм как социальный и политический феномен. Тоталитаризм и его современные проявления реферат. Тип супертоталитаризм или тотальный тоталитаризм.

      ©2010