Типы и формы государства Типы и формы государства
Типы и формы государства РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Типы и формы государства


ФОРМЫ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА
Понятие формы государства
Формы государственного правления ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ МОНАРХИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ Вавилон , Индия , Древний Египет РИМСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ Рим в I-III вв. н. э. СРЕДНЕВЕКОВАЯ РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ Древнерусское государство , Монархия Меровингов СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ Земской собор в России, парламент в Англии , кортесы в Испании. АБСОЛЮТНАЯ Франция при Людовиге XIV , Россия при Петре I СОВРЕМЕННО-КОНСТИТУЦИОННАЯ Великобритания , Дания , Япония РЕСПУБЛИКА АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ Афины V-VI вв. до н. э. РИМСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ Рим V-II вв. до н. э. СПАРТАНСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ Спарта V-IV вв. до н. э. СРЕДНЕВЕКОВАЯ : ГОРОДА-РЕСПУБЛИКИ Венеция , Новгород , Союз Немецких торговых городов Ганза. СОВРЕМЕННАЯ ПАРЛАМЕНТАРИЯ Австрия , Италия ПРЕЗИДЕНТСКАЯ США
ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ.
1.
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.
2.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ.
3.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
4.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Введение
Сегодня , пожалуй ,нет 
более спорного вопроса в политической науке , чем вопрос государства ,
его природе и роли в общественной жизни.
Государство – это прежде всего
исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила ,
управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и
планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на
жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной
функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом
управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены
государственные управленческие функции.
Традиционно отечественная теория
государства и права в этих целях выделяет в формах государства три основных ,
взаимосвязанных блока:
форму правления , форму
национального и административно-территориального устройства , политический
режим.
Особенности государства конкретного исторического периода
определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности
формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета )
государство по мере общественного развития претерпевает  серьезные изменения .
Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в
развитии государственно-организационного общества у различных народов в
различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие
черты , характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого
обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного
строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал , что основными критериями разграничения
государств являются:
1. Количество
властвующих в государстве
2. Осуществляемая
государством цель.
По первому признаку он различал
правление одного , правление немногих , правление большинства. По второму
признаку все государства делились на правильные ( в них достигается общее благо
) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных
условий того времени , Аристотель считал главное различие государств в том ,
какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов
(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство
развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения ,
становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл
повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии
государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее ,
главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в
развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти
и человека.
Разнообразие научных подходов в
оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало
обьективной основой концептуального плюрализма типологии государств.
Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории
общественно-экономической формации.
Формация – исторический тип
общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития
производительных сил определяет материально-техническую базу общества , а
производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности
на средства производства , составляют экономический базис общества ,
которому  соответствуют  определенные политические ,
государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Переход от одной
общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены
отживших  форм производственных
отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения
экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в
надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии
государства и права.
Исторический тип государства ,
согласно марксистско-ленинской теории , выражает единство классовой сущности
всех государств , обладающих общей экономической основой , обусловленной
господством данного типа собственности на средства производства. Единство
экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе
собственности на средства производства , а следовательно , в экономическом
господстве определенного класса ( классов ). Тип государства определяется на
основании того , какой экономический базис это государство защищает , интересам
какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство
приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры
экономически господствующего класса.
Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии
государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :
рабовладельческое , феодальное и
последний – социалистическое , которое , теоретически , в ближайшей
исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное
коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные
характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной
концепции.
 Рабовладельческий тип
государства – исторически первая государственно-классовая организация
общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация
политической власти господствующего класса в рабовладельческой
обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита
собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого
строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое
государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового господства
крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий
феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип
государства приходит на смену феодальной государственности . Данный тип
государства функционирует на базе производственных отношений , основанных на
капиталистической частной собственности на средства производства и юридической
независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический
тип государства возникает в результате социалистической революции , которая
ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях
государственную машину . Социалистическое государство – орудие политической
власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа ,
обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Социалистический тип права – это
высший тип правовой системы общества , диаметрально противоположный всем типам
эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю
трудящихся масс , служит классовым регулятором общественных отношений. По мере
перехода социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право
во всех своих элементах и признаках
постепенно перерастают в систему общественного
коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.
В марксистском понимании
исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания
государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса
классового общества. В этой связи вводится понятие переходной
государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность ,
возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов
и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере
преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны
примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому
или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных
форм собственности ( родоплеменной , полуфеодальной , смешанной ,
капиталистической с элементами общественной собственности ) – экономическая
основа этих государств.
Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В
контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода
отдельных стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей государства
социалистической ориентации считалось создание экономических , социальных ,
политических , идеологических , культурных предпосылок для перехода к
социализму.
Государства капиталистического пути развития по мере формирования
производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены исторических
типов государств считается социально – экономическое развитие общества.
Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало
господству нового способа производства , новым производственным отношениям ,
которым соответствует новый тип государственности  и права . Смена одного исторического типа государства другим
происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов
государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной
машины и создание нового механизма государства , отвечающего новым условиям
социально – экономического развития общества.
Преемственность
между историческими типами государств заключается , главным образом , в
использовании структуры , форм и методов организации государственной власти
прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в
меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.
Наиболее четко
черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма – ленинизма в
эксплуататорских типах государств , которые роднит их общая эксплуататорская
сущность , необходимость установления государственности , позволяющей держать в
повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно
подчеркивается , что преемственная связь при смене исторических типов
государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского
общества к социализму.
Анализируя все
известные эксплуататорские типы государств , марксистско – ленинская теория
выделяет их следующие общие признаки:
1. Все
эти государства являются политической надстройкой над такими производственными
отношениями , которые базируются на частной собственности и эксплуатации
человека человеком .
2. Они
представляют организацию политической власти эксплуататоров , подавляющей
большинство населения.
3. Все
эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от
него.
4. По
мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической
системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах
концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной части людей.
В отличии от эксплуататорских
государств социалистическое государство
представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные
черты государства социалистического типа:
1. Все
государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и
средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества
свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое
государство – это политическая организация подавляющего большинства населения ,
а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего
времени был единственным . Типом государства называется «совокупность
государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической
формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и
экономической основы»1 .
«Исторический  
1Основы
теории государства и права , М., 1982. С.23
тип государства ( или права ) это
совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или
правовым системам ) единой  общественно
экономической формации 1 .
Тип государства определяется экономическим строем классового общества ,
соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или
неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.2
Так ,Г.Елинекс
писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования , можно , однако
, установить некоторые прочные признаки , придающие определенному государству
или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа 3. «Он подразделяет все государства на
два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство ,
которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству
противопоставляет эмпирический , который получается в результате сравнения
отдельных , реально существующих государств друг с другом.
Английский
ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под которым он
понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества , отличающееся
общностью культурных , экономических , географических и других факторов.
Цивилизованный подход:
Во-первых , при анализе экономического базиса
упускается из вида важный фактор , как многоукладность .
Во-вторых ,
при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный
состав значительно сужается , так как в основном учитываются только классы
антагонизмы.
В-третьих ,
формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества
кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают интересы
основных антагонистических классов.
Основное отличие понятия
цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности
любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в
данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни , о
ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит
в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и
конкретная личность , а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный
подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не только инструмент
политического господства эксплуататоров , над                 
1
Теория государства и права .М., 1985. с.82
2
Теория государства и права .М., 1985. с.41
3
Еллинек Г. Указ.соч. с.210
эксплуатируемыми. В политической
системе общества государство выступает как важнейший фактор социально –
экономического и духовного развития общества , консолидации людей ,
удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости
от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По
этому признаку выделяют два типа государственности :
демократия и автократия.1  Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных государств
находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое
занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства .
Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,- налицо демократия ,
если нет – автократия .2
Подобную трактовку типологии
государств дает американский ученый Р.Макайвер . Он делит все государства на
два типа :
1. Династические
(антидемократические) , где общая волна не выражает воли большинства населения
2. Демократические , где государственная власть выражает
волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо
непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство.3
Немецкий
ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и
антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации
общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет
недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает
возможным цивилизованное общественное бытие.4
Итак , понятие
государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных
научных оснований , которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты
, характерный для той или иной исторической группы государств и правовых
систем.
Типология государства тесно
связана с понятием формы государства.
Форма государства – сложное общественное явление , которое включает
в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного
устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших
органов государственной власти , порядок их образования и распределения
компетенции между ними .
1
Автократия – от греческого auto-krator-самовластный,
имеющий неограниченное право
2
см: Кельзен Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г.
3
см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г.
4
см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г.
Форма государственного правления
позволяет уяснить :
-
Как создаются высшие органы власти и каково их строение;
-
Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и
другими государственными органами ;
-
Как строятся взаимоотношение между верховной государственной
властью и населением страны;
-
В какой мере организация высших органов государства позволяет
обеспечивать права и свободы гражданина.
Уже Аристотель , вслед за
Платоном , столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления
государственной власти в Древнем Мире , попытался разработать классификацию
государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по
критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию ,
республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования
органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной
власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства
государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления :
монархию и республику.
Монархическая – “ персональное
единовластие ” – древняя форма правления .    
Впервые
зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых захватывали
военноначальники , представители разросшихся семей или соседских общин . Свои
истоки монархическая форма правления имела 
в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации
общества , которая появилась на рубеже       
IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции.
В этих
раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко
централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.
Монарх
назначал чиновника по управлению регионами или функциональными службами  , те в свою очередь назначали более мелких
руководителей работ . Такая вертикальная иерархия власти позволила строить
весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы – общинники ,
ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои
споры.
Сам же монарх
решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с организацией и
осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками ( советниками ) ,
среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители.
Монархии , как
форме правления , присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует
государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства
. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _
принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть
монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его власть
объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на
все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не
знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы
государственной деятельности. Монарх – свободный от ответственности . Он не
несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты
своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении
отвечают его советники.
Древневосточная монархия. В
государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения
общинного строя , патриархального быта . Рабовладение здесь носило коллективный
или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в
форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два
периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще
сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения
республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной
роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в Риме
устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают
республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках
императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок
поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три
периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной  и абсолютной монархии .
Конституционная монархия представляет такую форму правления , при
которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно
это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально
она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего
времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).
Конституционная монархия бывает парламентной и
дуалистической .
Парламентная монархия характеризуется
основными свойствами :
-
Правительство формируется из представителей определенной
партии , получивших большинство на выборах;
-
Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест ,
становится главой государства ;
-
В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть
монарха фактически отсутствует , она является символической ;
-
Законодательные акты принимаются парламентом и формально
подписываются монархом ;
-
Правительство согласно конституции несет ответственность перед
парламентом.
При дуалистической монархии
государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически
власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом.
Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.
Республика – такая форма
правления , при которой верховная государственная власть осуществляется
выборными органами , избираемым населением на определенный срок.
Все высшие органы государственной
власти – разного рода собрания , советы имеют сложную структуру , наделяются
определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за
их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления
наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по
осуществлению единой государственной власти.
Надо обратить
внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой государственной власти
осуществляют именно властные полномочия , т.е. организуют и обеспечивают
отношения “ власти – подчиненные ”в соответствующих сферах государственной
жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей
, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно , системно ,
организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без
друга . Например : исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту
проекты законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая
нарушение законов .
Впервые идею разделения власти
глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта
идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений ,
порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу
буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную
форму демократии.
Вместе с тем в
современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства , президента . Эта
самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как гаранта
конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий
между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием
при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами ,
комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы
государства , гаранта конституции , например : в реализации его права
законодательной инициативе.
Большое
отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти .
Республика – это такая форма правления , при которой все высшие органы
государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным
представительным учреждением . История государственно – организованного
общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского
правления.
Афинская демократическая республика ( V –
IV вв. до н.э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались
социальной структурой афинского общества , характером рабовладения , а также
наличием коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах
сложилось эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и
функции . Система государственных органов состояла из народного собрания , совета
пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего
судебного и политического органа ).
Высшим органом государственной власти в Афинах было
народное собрание которому подчинялись все остальные органы и должностные лица
. В его работе принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет.
Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась
разнообразная административная и судебная деятельность . 
Народное собрание объявляло
войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников
( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия .
конфискацией имущества.
Высшим
исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из
представителей территориальных подразделений и руководил повседневной
практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным
органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания ,
контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг
из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые назначались
пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических
функций , и он превратился в судебный орган.
Спартанская аристократическая республика (
V-IV вв. до н.э. ). Спарта , в отличии от Афин , возглавлявших
демократическую часть населения полисов , объединяла вокруг себя в основном их
аристократическую часть.
Формально верховная власть
принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари
являлись военноначальниками , в военное время им принадлежала судебная власть ,
ведали делами культа.
Законодательную власть
осуществлял совет старейшин ( герусия ) . Герусия состояла из двух царей и 28
членов совета , избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую
правительственную власть осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из
числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью
всех государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они
рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней
политики , осуществляли набор войска.
Римская аристократическая республика (V-II
вв. до н.э.). Верховной властью в республиканском Риме был сенат. Члены
сената назначались особо уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою
очередь назначались народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных
органах власти (центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой
сената являлось  установление диктатуры
, после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора
, срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными
полномочиями: он распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и
мира , назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а
позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от
злоупотребления властей.
Заслуга римской
государственности состоит в том , что она оказала большое влияние на характер и
структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в
большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые
сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право
собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и
право публичное .
Города – республики ( феодальные республики
). Возникает наряду с феодальными монархиями . Феодальные республики
складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов
, за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления ,
издавать законы , осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной
власти ( сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять
граждан для военной службы.
Ярко выраженными
городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя – в Италии , Новгород и
Псков . Вольные города складывались и в Германии , Англии  , где основную роль играли купцы и
ремесленники.
Наиболее существенной чертой
многих городов – республик было признание свободы граждан и свободы рыночных
отношений .
Парламентарная республика –
разновидность современной формы государственного правления , при которой
верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными
полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска
парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим
вооруженными силами .
Глава правительства
(премьер-министр) назначается президентом . Он формирует возглавляемое им
правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает
за свою деятельность перед парламентом . Главной функцией парламента является
законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает
важнейшими финансовыми полномочиями.
Парламентская форма
республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов
государственной власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной
жизни , свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития
, основанного на началах правовой законности.
Президентская республика – соединяет в
руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные
черты:
-
Внепарламентский метод избрания президента и формирования
правительства;
-
Ответственность правительства перед президентом , а не перед
парламентом;
-
Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия
главы государства.
Социалистическая республика – особая
форма государственного правления , которая возникла в ряде стран в результате
социалистической революции. Основные особенности :
-
Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые
составляют основу аппарата государственной власти ;
-
Социалистическая республика должна сочетать политическое ,
хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином
государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно
распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и
контролировать распределение материальных и духовных благ;
-
Высшие и местные органы власти объединяются в единую
представительскую систему , основанную на принципе демократического
централизма;
-
В условиях социалистического государственного правления
законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих
представительных учреждений;
-
Социалистическая республиканская форма правления предполагает
подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов
органам законодательной власти;
-
Социалистическая республика создает необходимые условия и
предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в
общественной и государственной жизни.
Различают три разновидности
социалистической формы государственного правления : Парижскую коммуну ,
Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику , которые
изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна считается исторически
первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала
принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью
разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом
власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые
коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные
функции. В-третьих , подобная структура государственной власти в коммуне
полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию
разделения властей.
Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в
России. В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной
форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:
-
Слом старого буржуазного государственного аппарата и
образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний
революции вооруженной силой рабочих и крестьян.
-
Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении
государством , превращения Советов в политическую основу государственного строя
, совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.
-
Руководящая роль в организации государственной и общественной
жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и
направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .
Народно – демократическая республика – возникает после второй
мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской
формы правления.
Советская и народно –
демократическая формы правления полностью отрицали прогрессивные стороны
парламентаризма и принцип разделения власти . Важнейшим фактором , который
обусловливал специфику данной конкретной формы государства любого типа ,
считалось соотношение классовых сил, борьбы классов.
Форма государственного устройства – это
национальное и административно – территориальное строение государства , которое
раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между
центральными и местными органами власти.
Форма государственного устройства
показывает:
-
Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
-
Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение
их органов;
-
Как строятся отношения между центральными и местными
государственными органами;
-
В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации
, проживающей на территории данного государства.
По форме государственного
устройства все государства можно разделить на три основные группы : унитарное ,
федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство – это
единое цельное  государственное
образование , состоящее из административно территориальных единиц , которые
подчиняются центральным органам власти и признаком государственного
суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками:
-
Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие
для всей страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы
которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
-
Во-вторых , на территории унитарного государства действует
одна конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем
функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех
административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
-
В-третьих , составные части унитарного государства ( области ,
департамента , провинции ) государственным суверенитетом  не обладают . Они не имеют своих
законодательных органов , самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов
государственности . В то же время местные органы в унитарном государстве
обладают известной , а иногда и значительной независимостью. По степени их
зависимости от центральных органов унитарное государство централизованным и
децентрализованным . Централизованное – если во главе местных органов
государственной власти стоят назначенные из центра чиновники , которым
подчинены местные органы самоуправления . В децентрализованных государствах
местные органы государственной власти избираются населением и пользуются
значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
-
В-четвертых , унитарное государство , на территории которого
проживают малочисленные национальности , широко допускает национальную и
законодательную автономию . В Монголии автономным государственным образованием
является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого проживает в основном
лица казахской национальности.
-
В-пятых , в унитарном государстве все внешние
межгосударственные сношения осуществляют государственные органы , которые
официально представляют страну на международной арене.
-
В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы
, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной
власти .
Федерация представляет собой
добровольное объединение нескольких , ранее независимых государственных
формирований в одно союзное государство.
В федерации существует два уровня
государственного аппарата : федеральный , союзный  и республиканский . На высшем уровне федерации характер
государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента ,
одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее
формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от
численности населения . Другая палата формируется для выражения интересов всего
населения государства , всех его регионов . В федерации может также
существовать государственный аппарат и на местном уровне . Одним из формальных
признаков федерации является наличие двойного гражданства , каждый гражданин
считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного
образования . И это закрепляется конституциями государств. Это означает , что
объем прав и свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории
какого субъекта федерации он проживает , один и тот же.
В федеративном государстве
функционирует правовая система , построенная на принципе централизации ,
единства . Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую
систему.
Финансовая зависимость является
одним из важных дополнений к тому конституционному механизму , с помощью
которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.
Главным вопросом любой федерации является разграничение
компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных
государств показывает что вопрос полномочий федерации и местных органов
решается на основе трех принципов :
1. Принцип
исключительной компетенции федерации , т.е. определение предметов ведения.
2. Принцип
совместной компетенции , т.е. установление одного и того же перечня предметов
ведения как федерации , так и субъектов.
3. Принцип
трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.
Мировой опыт показывает , что
федеральное государственное устройство более прочно в тех странах , где
ликвидирована дискриминация по национальному признаку , укоренилась
политическая культура . Можно привести конкретный пример , рассмотрев
российский федерализм.
В своем развитии российский
федерализм прошел три основных этапа:
1. Создание
основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.).
2. Утверждение
фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 г.).
3. Реформы
государственного устройства перед Конституцией 1993 г..
Федерализм возник и развивался в
России по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не
реальную демократизацию власти , а преодоление «национального гнета». Начался
хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим
признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и
население было смешанным.
Процесс создания автономий ,
изменения их границ и после принятия в 1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая
за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства , в
которой РСФСР стала одной из равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР
являл собой иное федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с
правом выхода из федерации.
Ко времени принятия Конституции
СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным.
Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на
политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической
партии в масштабах страны.
Мощная демократическая волна ,
вызванная перестройкой и послевоенными реформами , обострила процесс
государственно-правового развития страны в целом и России в частности.
Национальные федерации характеризуются
более сложным государственным устройством. Национальная федерация , независимо
от ее разновидностей , имеет основные признаки :
1. Субъектами
такой федерации являются национальные государства и национально-государственные
образования , которые отличаются друг от 
друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом ,
традициями , обычаями.
2. Национальная
федерация строится на принципе добровольного объединения составляющий его
субъекта.
3. Национальная
федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций , их
свободное и самостоятельное развитие.
4. Высшие
государственные органы национальной федерации формируется из представителей
субъектов федерации.
5. Важнейшей
особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов.
Субъекты национальной федерации в
сфере международных отношений могут установить дипломатические отношения с
любым государством мирового сообщества , заключать политические , экономические
и др. договоры.
В этой связи важно различать
союзное государство , складывающееся в условиях территориальной федерации , и
союз государств , которые объединяются по национальному признаку. Союзное
государство является федерацией , основанной на договорной территориальной
основе , а союз государств – федеральное объединение национальных государств ,
которые обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.
Специфика
территориально-национальной федерации состоит в том , что такое государство
должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы всех субъектов
, как национальных , так и территориальных.
Конфедерация – временный юридический
союз суверенных государств , созданный для обеспечения их общих интересов.
1. Конфедерация
не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов ,
характерных для федерации.
2. Конфедерация
не имеет единой армии , единой системы налогов , единого гос. бюджета.
3. Конфедерация
сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном союзе.
4. Конфедеративные
государственные органы могут договорится о единой денежной системе , единых
таможенных правилах , единой межгосударственной кредитной политике на период
существования данного государственного образования.
5. Конфедеративные
государства недолговечны . Они или распадаются по достижению общих целей или
превращаются в федерации ( Германский союз 1815-1867 гг., Швейцарский союз
1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-1918гг.)
Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация
, но тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться
, во-первых , экономически (
одинаковая форма собственности , интеграция хозяйственных связей , единая
денежная система и др.) , во-вторых , права ( уголовного , гражданского ,
процессуальных норм , сходство имеет и правовой  статус гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых , культура
(иногда культурная общность имеет единое происхождение , иногда достигается
путем взаимообогащения , или даже привнесения и ассимиляции иных , чужеродных
элементов ) , в-пятых , религии (но не всегда). Но содружество – это не
государство , а своеобразное объединение независимых государств . В основе
содружества , как и при конфедерации , могут лежать межгосударственный договор
, декларация и другие юридические документы . Цели , выдвигаемые при создании
содружества , могут быть различными . Они затрагивают важные интересы
государств , что не позволяет их отнести к разряду второстепенных . Члены
содружества – это полностью независимые , суверенные государства , субъекты
международных отношений.
Межгосударственные объединения знают и такую форму , как
сообщество государств . В основе сообществ лежит межгосударственный договор .
Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной
организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи
государств , входящих в сообщество , и эволюционируют в сторону
конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).
В сообществе может быть свой
бюджет ( Формируемый из отчислений членов – государств ) , надгосударственные
органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономику и научно-технический
потенциал государств , входящих в него , упростить таможенные , визовые и др.
барьеры.
Надо подчеркнуть , что не следует
межгосударственные объединения - конфедеративные содружественные формы –
принимать догматически . В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий
спектр , давать такие сочетания , как конфедеративно – федеративные , когда в
одних областях между государствами осуществляются федеративные , а в других –
конфедеративные связи. Или , например , давать сочетания унитарно –
федеративных государственных образований ( Например , в России в состав входят
республика и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное
устройство). Как и в других , в данном случае теория государства и права
выделяет и рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те или
иные реальные формы устройства государств.
Межгосударственные формы делятся
на два вида : добровольные и насильственные.
Форма государственного режима
представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти
государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима ,
существующего в обществе.
Государственные режимы могут быть демократическими и
антидемократическими .
Для рабовладельческих государств
характерны и деспотия и демократия , для феодализма – и неограниченная власть
феодала , монарха , и народное собрание ; для современного государства – и
тоталитаризм и правовая демократия . Можно выделить наиболее общие черты ,
присущие той или иной разновидности государственного режима .
Антидемократический режим имеет следующие признаки:
-
Во – первых , главное , что определяет характер
государственной власти , это соотношение государства и личности . Если государство
в лице его различных органов подавляет личность , ущемляет его права ,
препятствует ее свободному развитию , то такой режим называется
антидемократическим .
-
Во-вторых , характеризуется полным ( тотальным ) контролем
государства над всеми сферами общественной жизни.
-
В-третьих , свойственно огосударствление всех общественных
организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и т.д. ).
-
В-четвертых , личность в антидемократическом государстве
фактически лишена каких – либо субъективных прав , хотя формально они могут
провозглашаться даже в Конституции.
-
В-пятых , реально существует примат государства над правом ,
что является следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых
начал в общественной жизни.
-
В-шестых, характерный признак _ всеохватывающая милитаризация
общественной жизни, наличие огромного военно – бюрократического аппарата ,
военно – промышленного комплекса  ,
довлеющего над мирной экономикой.
-
В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы
национальных государственных образований , особенно национальных меньшинств.
-
В-восьмых, антидемократическое государство во всех
разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .
Отрицает полностью религиозное мировоззрение 
или отдает предпочтение одной из религий.
Деспотический режим ( от греческого “despotic” – неограниченная
власть ) . Этот режим характерен для абсолютной монархии , когда власть
осуществляется исключительно одним лицом , становящимся деспотом . Деспотизм
возник в древности и характеризовался крайним произволом в правлении , полным
бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных , отсутствия правовых
и моральных начал в управлении.
При деспотии осуществляется
жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства , возмущения и даже
несогласия подданных.
Тиранический режим также основан на
единоличном правлении . Однако в отличии от деспотии , власть тирана  устанавливается насильно , захватническим
путем , часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Она лишена правовых и нравственных начал , построена на произволе , подчас
терроре о геноциде.
Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной
идеологии , которая формируется и задается общественно-политическим движением ,
политической партии , правящей элитой , политическим лидером, вождем народа ,
в  большинстве случаев харизматическим
Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую
, а другие стремится разогнать , запретить или уничтожить. В государственном
управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом .
Практически управление выглядит как исполнение команды сверху , при которой
инициатива фактически не поощряется , а строго наказывается . Местные органы
власти и управления становятся простыми передатчиками команд . Особенности
регионов не учитываются.
Центром тоталитарной системы
является вождь. Его фактическое положение сокрализуется. Он объявляется самым
мудрым , непогрешимым , справедливым , неустанно думающим о благе человека.
Тоталитарный режим широко и постоянно
применяется террором по отношению к населению . Физическое насилие уже не
становится самоцелью,
как при деспотии и тирании. Он
выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти .
При тоталитарном режиме
устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества .
Милитаризация так же одна из
основных характеристик тоталитарного общества . Идея о военной опасности, об “отчужденной крепости“ становится необходимой для
сплочения общества , для построения его по принципу лагеря . Государство как бы
берет на себя заботу о каждом члене общества.
Фашистский режим одна из крайних форм
тоталитаризма , прежде всего характеризуемую националистической идеологией ,
представлениями о превосходстве одних наций над другими , крайней агрессивностью.
Фашизм основывается на
национальной расистской демагогии , которая возводится в ранг официальной
идеологии . Целью фашистского государства объявляется охрана национальной
общности , решение геополитических , социалистический задач , защита чистоты
расы . Главная предпосылка фашистской идеологии такова : люди отнюдь не равны.
Поэтому фашистский режим , как правило , человеконенавистнический , агрессивный
режим , ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские
режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс . В их
основе лежат определенные общественные и политические движения , в которых
внедряются национальные идеи , популистские лозунги, геополитические интересы ,
и т.д..
Авторитарный режим . Использование насилия становится характерным
для авторитарного режима . Вот почему государство не может существовать без
опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве –
вспомогательный инструмент , поскольку широко используются внесудебные органы
принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В политической
жизни могут участвовать и несколько партий , но все партии должны
ориентироваться на линию , выработанную правящей партией, в противном случае
они запрещаются. Оппозиционеры , как организации , так и граждане жестоко
наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы
расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться
конституционными правами и свободами , даже если они и провозглашаются
формально , т.к. отсутствует механизм их реализации. Она лишена гарантий своей
безопасности и взаимоотношений с властью. Авторитарная власть признает , что
доверие народа – великая сила , и поэтому она культивирует фанатизм в массах по
отношению к себе , используя демагогию и превращение населения в простой объект
манипуляций.
Либерально – демократический. Обусловливается прежде всего
потребностями товарно-денежной , рыночной организации экономики. Рынок требует
равноправных , свободных , независимых партнеров . В либерально-демократическом
обществе провозглашаются свобода слова , мнений , форм собственности , дается
простор частной инициативе. Права и свободы не только закрепляются в
конституции , но и становятся осуществимыми. Таким образом , экономическую
основу либерализма составляет частная собственность.
При либерализме власть
формируется путем выборов , исход их зависит и от финансового положения партий.
Либеральный режим может
существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно
демократического режима.
Собственно демократический режим
( “demarcate”- народовластие
) – это одна из разновидностей либерального режима , основанного на признании
равенства и свободы всех людей , участии народа в управлении государством.
Конкретно режим демократического государства выражается в следующем :
1. Во-первых
, такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности
, которая составляет материальную основу благополучия.
2. Во-вторых
, реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина , его возможность
выражать собственное мнение .
3. В-третьих
, создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на
характер государственной власти.
4. В-четвертых
, личность защищена от произвола , беззакония , т.к. ее права находятся под
постоянной защитой органов правосудия .
5. В-пятых
, демократическая республика является следствием реального разделения властей ,
как в унитарных , так и в федеративных государствах.
6. В-шестых
, демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы меньшинства и
большинства , индивидуальные и национальные особенности населения.
7. В-седьмых
, демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать
возникающие социальные противоречия , обеспечивая компромисс между органами
государственными органами и гражданами.
8. В-восьмых
, основным принципом деятельности демократического государства является
плюрализм.
9. В-девятых
, демократический государственный режим базируется на законах , которые
отражают объективные потребности развития личности и общества , поэтому он
обеспечивает стабильный правопорядок , низкий уровень преступности .
Таким образом , форма государства
может быть понята только в единстве трех составляющих элементов : форма
правления , форма государственного устройства и форма государственного режима .
Изменения , происходящие в современном цивилизованном мире , безусловно ,
потребуют корректировки.
ИСТОЧНИКИ
1.
Теория государства и права” 1997г. Хропанюк В.Н.
2.
Государство  и право в
современном обществе // Теория права : новые идеи “ 1991г. Лившин Р.З.
3.
Государство , его вчерашнее и сегодняшние  трактовки // государство и право” 1993г. №7
стр.12-20 Бутенко А.П.
4.
Конституционное право РФ” Москва ,1996г. Боглай
М.В.,Габричидзе Б.Н.
5.
Российский федерализм” 1994г. , Мухамедшин Ф.Х.
6.
Сущность содержания и формы государства” Л.,1971г. Петров
В.С.
7.
Развитие форм государства ” 1905г. Каутский К.
В каком типе государства полная зависимость индивида от государства достигается в обществе. Государство и его функции Исторические типы государства и формы политических режимов. Основные типы государства по способу организации высшей власти монархия и республика. Понятие и состав формы государства Факторы обусловливающие различие форм государства. Чем характеризуется любою государство независимо от его исторических типов и форм. Факторы обусловливающие форму государства Соотношение типа и фор мы государства. Советское социалистическое государство как исторический тип и форма государства. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти. Французское государство при и республиках характерные различия и элементы. Особенности построения государственного аппарата в унитарных государствах. Особенности построения государственого аппарата в унитарных государствах. В период какой формации возникают первые государственные образования. Первопричина существования восточной деспотии как формы государства. Исторические типы и формы территориального устройства государства. Национально территориальное устройство государства понятие и типы.

      ©2010