Страны Центральной и Юго Восточной Европы становление государств народной демократии
Страны Центральной и Юго-Восточной
Европы
Становление государств народной демократии
Образование народно-демократических правительств
Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими
партиями и их союзниками
Перспективы перехода к социализму мирным путем
Образование народно-демократических правительств. В годы второй мировой
войны во всех странах Центральной и
Юго-Восточной Европы были
образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали
рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и бур-
жуазные
партии. Сплочение столь
разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя
общенациональной
цели - освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и
демо-
кратических
свобод. Эта цель была достигнута в
результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами
СССР, стран антигитлеровской
коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной
Европы к власти приш-
ли
правительства Национальных фронтов, в
которых впервые в
истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе
против фашизма.
В Албании и Югославии, где
ведущую роль в
народно-освободительной борьбе и Национальных фрон-тах играли коммунисты, они
и возглавили новые
правительства. В других странах были созданы коалици-
онные
правительства.
Сотрудничество различных партий в рамках
Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, сто-
явших перед
освобожденными от фашизма
странами. В новых условиях требовалось объединение усилий
всех
демократических партий и
организаций. Необходимость расширение
социальной базы и признания
западными державами возникших еще в период
освободительной борьбы правительств Югославии и Поль-ши обусловила включение в их состав
представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не прини-
мали
участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.
Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных
общенациональных задач: лик-
видацию
последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение
разрушен-
ной
войной и оккупацией экономики,
восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами
государственный
аппарат, государственные учреждения в
Болгарии, Венгрии и
Румынии очищены от фа-
шистских
элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала
ответственность
за
национальные катастрофы, была
запрещена. Восстанавливались
демократические конституции, упразд-
ненные
в 30-е годы авторитарными режимами.
Начали функционировать парламенты, в некоторых странах
была
разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты. Наряду с
прежними структу-
рами
государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, наци-
ональные
комитеты, советы.
Из социальных задач во всех странах, за
исключением Болгарии, где эта проблема была решена в резуль-
тате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного
помещичьего
землевладелия и
наделение крестьян землей. В
основу начатых в некоторых странах еще до полного осво-
бождения аграрных
реформ был положен
принцип: “Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает”. Кон-
фискованная у
помещиков и тех, кто сотрудничал
с оккупантами, земля передавалась за небольшую плату
крестьянам
в собственность, а частично переходила
к государству. В Польше, Чехословакии и Югославии
были
конфискованы земли немцев, которых по
решению союзных держав переселили на территорию Гер-
мании.
Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации
капиталистичес-
кой
собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за
национальное предательство, в результате чего
под государственное управление перешли предприятия,
принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с
гитлеровцами.
Таким
образом, в результате ликвидации
фашизма и восстановления национальной
независимости в странах
Центральной и Юго-Восточной Европы
в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший
тогда
название народной демократии.
В политической сфере его характерной чертой была
многопартий-
ность, при которой не допускалась деятельность
фашистских и явно реакционных партий, а
значительную
роль
в правительствах и других органах
власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не
только
формально, как это было в Венгрии и
Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики
при сохранении
частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период,
роль
стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения происходили в
сельском хозяйст-
ве,
где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.
Произошли
изменения и во внешнеполитической
ориентации стран народной демократии. Еще во время
войны с
Советским Союзом были
подписаны договоры о дружбе,
взаимной помощи и послевоенном со-
трудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года),
Югославией и Польшей (апрель 1945 года). Над Болга-
рией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами
гитлеровской Германии, Советский Союз совмест-
но
с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союз-
ные контрольные комиссии (СКК), в
которых благодаря присутствию советских войск представители
СССР имели более сильные позиции, чем
западные партнеры.
Противоречия в Национальных
фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками. В Алба-нии и
Югославии коммунистические партии
занимали господствующие позиции
в политической жизни.
Возобновившие свою
деятельность после освобождения
страны многочисленные довоенные мелкобуржу-
азные и
крестьянские партии Югославии
оказались не в силах соперничать с
Коммунистической партией
Югославии
(КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную
скупщину в но-
ябре
1945 года, на которых Народный фронт
одержал убедительную победу
(90 % голосов). В Албании
кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта
собрали 97,7 % голосов. Иная
ситуа-
ция
была в
других странах: в
Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945 года) коммунисты
завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше,
учитывая неблагоприятную для себя расстановку полити-
ческих
сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе
1947 года.
Роль коммунистов в органах власти была
более значительной, чем об этом можно судить на основе пар-
ламентских
выборов. Поддержка Советского Союза
создавала компартиям самые благоприятные возмож-
ности
для того, чтобы начать
постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с зани-
маемых
ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты
министров внутренних
дел
и осуществляя контроль над органами
государственной безопасности, а в ряде стран – и над вооружен-
ными
силами, компартии в
значительной степени определяли
политику народно-демократических прави-
тельст,
даже если и не располагали в них большинством портфелей.
По многим вопросам, которые решались новой
властью, возникали противоречия между коммунистами и
другими
партиями Национальных фронтов.
Буржуазные и мелкобуржуазные
партии считали, что с восста-
новлением национальной независимости, конституционного строя,
наказанием военных преступников
и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провоз-
глашенные
в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они
выступали за дальнейшее
развитие государств
Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с
внешнепо-
литической
ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским
Союзом.
Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как этап на
пути к провозглашенной
ими
конечной цели – построению социализма,
считали необходимым продолжение и углубление начатых
преобразований. Используя городскую и сельскую
буржуазию, капиталы и
предпринимательскую инициа-
тиву
для решения задач восстановления,
коммунисты в то же время вели все возрастающее наступление на
ее
политические и экономические позиции.
Переход в руки государства
(национализация) собственности немецкого капитала и той части буржуазии,
которая сотрудничала с гитлеровцами, привел к
образованию во всех странах более или менее мощного го-
сударственного
сектора экономики. Вслед за
тем компартии стали добиваться национализации
собствен-ности национальной буржуазии. Раньше всего это было осуществлено в Югославии, где
принятая в январе
1946 года
конституция давала возможность, если этого потребуют общенародные интересы, экспортиро-вать частную
собственность. В результате уже в конце 1946 года был издан закон о национализации всех
частных
предприятий общегосударственного и республиканского значения. У частных
владельцев остались
лишь
мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.
В Польше при создании
Национального банка, частные
банки, лишенные возможности обменять на но-вые банкноты
имевшиеся у них наличные деньги, были вынуждены прекратить свое
существование. По-
пытки частных
владельцев добиться возвращения
предприятий, зазваченных оккупантами и при освобож-
дении страны
перешедших под временное государственное управление,
удались лишь частично. Входив-
шая
в состав Национального фронта Польская крестьянская партия – Польске
стронництво людове (ПСЛ),
возглавляемая бывшим
премьером эмиграционного правительства С. Миколайчиком, не возражала
против
обобществления
ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы главной формой этого
обоб-
ществления
стала передача предприятий в
собственность государства. Она выступала за то, чтобы их взяли
в
свои руки кооперативы и органы
местного самоуправления. Но в январе 1946 года по настоянию Польс-
кой
рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации, по
которому произошло огосударствление
крупной
и средней промышленности.
В Болгарии, Венгрии и Румынии,
находившихся под контролем СКК, наступление на позиции буржуазии
велось путем
установления государственного и
рабочего контроля над частными
предприятиями, а не пу-тем национализации.
Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться
того, что начался про-
цесс изъятия
собственности буржуазии и
перехода ее в руки государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов, переход
от решения общенациональных
задач к решению задач соци-
ального
характера.
Опираясь
на оставшиеся в большинстве стран советские войска и находившиеся в их
распоряжении ор-
ганы
безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по
политическим позициям буржу-
азных
и мелкобуржуазных партий,
вынужденных переходить в ряде
случаев в оппозицию. По обвинениям
в
заговорщической деятельности
арестовывались сторонники оппозиции. В Венгрии в начале 1947 года та-
кие
обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких сельских
хозяев (ПМСХ), в том
числе
и против главы правительства. Многие из них, опасаясь
ареста, были вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один
из лидеров БЗНС, а в Румынии
преданы суду ряд деятелей нацио-
нал-царанистской (крестьянской) партии. В Польше
на выборах в сейм в январе 1947
года, руководимый
коммунистами блок
одержал победу над крестьянской партией С. Миколайчика.
Протесты ПСЛ в связи с
многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании и преследованиями кандидатов этой пар-
тии
были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая партия,
сошла со сцены, а
Миколайчик
во избежании ареста был вынужден бежать за границу.
Таким образом, уже к середине 1947 года,
во многих странах коммунистические партии сумели удалить из Национальных
фронтов своих союзников справа и укрепить
собственные позиции в
руководстве госу-
дарством и
экономической жизнью. Лишь
в Чехословакии, где в результате выборов в Законодательное
собрание
в мае 1946 года, КПЧ вышла
на первое место, сохранялось
зыбкое равновесие сил в Националь-
ном
фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.
Перспективы перехода к социализму
мирным путем. В 1945-1946 годах,
руководители ряда компартий
заявили, что
политические и социально-экономические преобразования, осуществленные в
ходе становле-
ния
и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического характера,
но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они полагали, что этот
переход может быть осуществлен иначе, чем
в
Советском Союзе, - без диктатуры пролетариата и гражданской
войны, мирным путем. На первом съезде
ППР
в декабре 1945 года было признано, что
в условиях народно-демократического
строя, создающего ус-
ловия
для дальнейшей борьбы рабочего класса и
трудового народа за их полное социальное освобождение,
имеется
возможность идти к социализму эволюционно,
мирно, без потрясений, без
диктатуры пролетариа-
та.
Г. Димитров считал возможным
на основе народной
демократии и парламентского режима в один прекрасный день
перейти к социализму
без диктатуры пролетариата”. Руководители других компартий
также рассматривали народно-демократическую власть
как переходную, которая постепенно перерастет в
социалистическую. Против
таких взглядов не
возражал Сталин, который
летом 1946 года
в беседе с
К.
Готвальдом признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой
войны, возможен иной путь к
социализму,
не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру пролетариата.
Как видно, в первые годы
существования народной демократии, руководители компартий стран Центра-
льной
и Юго-Восточной Европы,
рассматривая советский строй
как классический образец
перехода к со-
циализму, допускали
возможность иного пути, при котором
учитывались бы национальная
специфика и
существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в Национальных фронтах. Эта
концеп-
ция не
получила всесторонней
разработки, она была намечена лишь в самых общих чертах. Предлагалось,
что
переход к социализму займет длительный промежуток времени. Последовавшие события не оправдвли
возникших
ожиданий.
Авторитарные режимы в странах восточной и юго восточной европы венгрия болгария польша юго. Возникновение и развитие народно демократических государств восточной европы после второй. Основные направления развития национальных государств Центральной и Юго Восточной Европы. Проблема выбора пути развития и характер реального социализма в странах восточной европы. Основные направление развитие национальных государств Центральной и Юго Восточной Европы. Становление стран народной демократии и общая характеристика прав стран восточной европы. Эволюция государственного строя стран Центральной и Восточной Европы после мировой войны. Эволюция государственного строя стран Центральной и Юго Восточной Европы после мировой. Становление национальных государств в странах Центральной европы в новейшее время. Реферат на тему Особенности экономического развития стран Центральной Европы век. Разработка урока по истории по теме страны центральной и Юго Восточной европы. Становление национальной государственности стран Юго Восточной Европы в веке. Государство и право Центральной и Юго Восточной Европы Москва Россия Москве. Выбор пути развития в странах Восточной Европы после Второй мировой войны. Становление авторитарных режимов в странах центральной восточной европы.