Страны Центральной и Юго Восточной Европы  становление государств народной      демократии Страны Центральной и Юго Восточной Европы  становление государств народной      демократии
Страны Центральной и Юго Восточной Европы  становление государств народной      демократии РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Страны Центральной и Юго Восточной Европы становление государств народной демократии


            Страны Центральной и Юго-Восточной
Европы
                                        
Становление государств народной демократии
                                          
Образование народно-демократических правительств
   Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими
партиями и их союзниками
                                   
Перспективы перехода к социализму мирным путем
    Образование народно-демократических правительств.  В  годы  второй  мировой 
войны  во  всех странах Центральной  и 
Юго-Восточной  Европы  были 
образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали
рабочие,  крестьянские,  мелкобуржуазные,  а на последнем этапе в некоторых странах и бур-
жуазные
партии.  Сплочение  столь 
разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя
общенациональной
цели - освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и
демо-
кратических
свобод.  Эта цель была достигнута в
результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными  Силами 
СССР,  стран антигитлеровской
коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления. В 1943-1945 годах  во всех странах Центральной и Юго-Восточной
Европы к власти приш-
ли
правительства Национальных фронтов,  в
которых  впервые  в 
истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе
против фашизма.
    В Албании и Югославии,  где 
ведущую  роль в
народно-освободительной борьбе и Национальных фрон-тах играли коммунисты,  они 
и  возглавили новые
правительства. В других странах были созданы коалици-
онные
правительства.
    Сотрудничество различных партий в рамках
Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, сто-
явших  перед 
освобожденными  от фашизма
странами. В новых условиях требовалось объединение усилий
всех
демократических  партий и
организаций.  Необходимость  расширение 
социальной  базы  и признания
западными  державами возникших еще в период
освободительной борьбы правительств Югославии и Поль-ши  обусловила включение в их состав
представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не прини-
мали
участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.
    Усилия всех правительств были  направлены на решение первоочередных
общенациональных задач: лик-
видацию
последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение
разрушен-
ной
войной и оккупацией экономики, 
восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами
государственный
аппарат,  государственные учреждения в
Болгарии,  Венгрии  и 
Румынии очищены от фа-
шистских
элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала
ответственность
за
национальные катастрофы,  была
запрещена.  Восстанавливались
демократические конституции, упразд-
ненные
в 30-е годы  авторитарными режимами.
Начали функционировать парламенты, в некоторых странах
была
разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты. Наряду с
прежними структу-
рами
государственной власти стали действовать новые,  родившиеся в ходе освободительной борьбы, наци-
ональные
комитеты, советы.
    Из социальных задач во всех странах, за
исключением Болгарии, где эта проблема была решена в резуль-
тате  русско-турецкой войны 1877-1878 годов,  первоочередной  стала  ликвидация  крупного 
помещичьего
землевладелия  и 
наделение  крестьян землей. В
основу начатых в некоторых странах еще до полного осво-
бождения  аграрных 
реформ  был  положен 
принцип: “Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает”. Кон-
фискованная  у 
помещиков и тех,  кто сотрудничал
с оккупантами, земля передавалась за небольшую плату
крестьянам
в собственность,  а частично переходила
к государству.  В Польше,  Чехословакии и Югославии
были
конфискованы земли немцев,  которых  по 
решению союзных держав переселили на территорию Гер-
мании.
Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации
капиталистичес-
кой
собственности,  но  предусматривали  изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за
национальное  предательство,  в  результате  чего 
под  государственное  управление перешли предприятия,
принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с
гитлеровцами.
    Таким 
образом,  в результате  ликвидации 
фашизма  и  восстановления  национальной 
независимости  в странах
Центральной  и  Юго-Восточной Европы 
в  1943-1945  годах утвердился новый строй, получивший
тогда
название  народной  демократии. 
В  политической  сфере его характерной чертой была
многопартий-
ность,  при которой не допускалась деятельность
фашистских и явно реакционных партий,  а
значительную
роль
в правительствах и других  органах
власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не
только
формально,  как это было в Венгрии и
Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики
при  сохранении 
частных  и  кооперативных  предприятий значительно большую, чем в довоенный период,
роль
стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения происходили в
сельском хозяйст-
ве,
где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.
    Произошли 
изменения и во внешнеполитической 
ориентации стран народной демократии. Еще во время
войны  с 
Советским  Союзом  были 
подписаны  договоры о дружбе,
взаимной помощи и послевоенном со-
трудничестве  с Чехословакией (декабрь 1943 года),
Югославией и Польшей (апрель 1945 года). Над Болга-
рией,  Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами
гитлеровской Германии, Советский Союз совмест-
но
с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль –  здесь действовали Союз-
ные  контрольные   комиссии  (СКК),  в 
которых  благодаря   присутствию  советских  войск представители
СССР имели более сильные позиции, чем 
западные партнеры.
    Противоречия в Национальных
фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками. В Алба-нии  и 
Югославии  коммунистические  партии 
занимали  господствующие позиции
в политической жизни.
Возобновившие  свою 
деятельность после  освобождения
страны многочисленные довоенные мелкобуржу-
азные  и 
крестьянские партии  Югославии
оказались не в силах соперничать  с
Коммунистической партией
Югославии
(КПЮ)  и  близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную
скупщину в но-
ябре
1945  года,  на которых Народный фронт 
одержал  убедительную  победу 
(90 %  голосов).  В Албании
кандидаты  руководимого  коммунистами  Демократического  фронта 
собрали 97,7 %  голосов. Иная
ситуа-
ция
была  в 
других  странах:  в 
Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945 года) коммунисты
завоевали  лишь около 17 % голосов, а в Польше,
учитывая неблагоприятную для себя расстановку полити-
ческих
сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе
1947 года.
    Роль коммунистов  в  органах власти была
более значительной, чем об этом можно судить на основе пар-
ламентских
выборов. Поддержка  Советского  Союза 
создавала компартиям самые благоприятные возмож-
ности
для того,  чтобы  начать 
постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с зани-
маемых
ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты
министров внутренних
дел
и осуществляя  контроль над органами
государственной безопасности, а в ряде стран – и над вооружен-
ными
силами,  компартии  в 
значительной  степени определяли
политику народно-демократических прави-
тельст,
даже если и не располагали в них большинством портфелей.
    По многим вопросам, которые решались новой
властью, возникали противоречия между коммунистами и
другими
партиями Национальных фронтов. 
Буржуазные и мелкобуржуазные 
партии считали, что с восста-
новлением  национальной  независимости,  конституционного  строя, 
наказанием  военных преступников
и тех,  кто  сотрудничал  с  гитлеровцами,  проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провоз-
глашенные
в программах  Национальных фронтов,  полностью выполнены.  Они 
выступали  за дальнейшее
развитие  государств 
Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с
внешнепо-
литической
ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским
Союзом.
    Компартии,  рассматривая установление строя народной демократии как этап на
пути к провозглашенной
ими
конечной цели – построению социализма, 
считали  необходимым  продолжение и углубление начатых
преобразований.  Используя городскую и сельскую
буржуазию,  капиталы и
предпринимательскую инициа-
тиву
для решения  задач восстановления,
коммунисты в то же время вели все возрастающее наступление на
ее
политические и экономические позиции.
    Переход в руки государства
(национализация) собственности немецкого капитала и той части буржуазии,
которая  сотрудничала с гитлеровцами, привел к
образованию во всех странах более или менее мощного го-
сударственного
сектора экономики.  Вслед  за 
тем  компартии  стали добиваться национализации
собствен-ности национальной буржуазии. Раньше всего это было осуществлено в Югославии,  где 
принятая в январе
1946  года 
конституция  давала  возможность,  если этого потребуют общенародные интересы, экспортиро-вать  частную 
собственность.  В результате  уже в конце 1946 года  был издан закон о национализации всех
частных
предприятий общегосударственного и республиканского значения. У частных
владельцев остались
лишь
мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.
    В Польше при создании
Национального банка,  частные
банки,  лишенные  возможности обменять на но-вые  банкноты 
имевшиеся  у  них наличные деньги,  были вынуждены прекратить свое
существование. По-
пытки  частных 
владельцев  добиться возвращения
предприятий, зазваченных оккупантами и при освобож-
дении  страны 
перешедших  под  временное государственное управление,
удались лишь частично. Входив-
шая
в состав Национального  фронта  Польская крестьянская партия – Польске
стронництво людове (ПСЛ),
возглавляемая  бывшим 
премьером эмиграционного правительства С. Миколайчиком, не возражала
против
обобществления
ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы главной формой этого
обоб-
ществления
стала  передача предприятий в
собственность государства. Она выступала за то, чтобы их взяли
в
свои руки кооперативы  и  органы 
местного самоуправления. Но в январе 1946 года по настоянию Польс-
кой
рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации,  по 
которому произошло огосударствление
крупной
и средней промышленности.
    В Болгарии, Венгрии и Румынии,
находившихся под контролем СКК, наступление на позиции буржуазии
велось  путем 
установления  государственного и
рабочего  контроля над частными
предприятиями, а не пу-тем национализации.
    Таким образом,  практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться
того, что начался про-
цесс  изъятия 
собственности  буржуазии  и 
перехода  ее в  руки государства.  Это означало выход за рамки программ  Национальных  фронтов,  переход 
от  решения общенациональных
задач к решению задач соци-
ального
характера.
    Опираясь 
на  оставшиеся в большинстве  стран советские войска и находившиеся в их
распоряжении ор-
ганы
безопасности,  коммунистические  партии сумели нанести удары и по
политическим позициям буржу-
азных
и мелкобуржуазных партий, 
вынужденных  переходить в ряде
случаев в оппозицию. По обвинениям
в
заговорщической  деятельности
арестовывались сторонники оппозиции. В Венгрии в начале 1947 года та-
кие
обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких сельских
хозяев (ПМСХ), в том
числе
и против  главы  правительства. Многие из них, опасаясь
ареста, были вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков,  один 
из  лидеров БЗНС, а в Румынии
преданы суду ряд деятелей нацио-
нал-царанистской  (крестьянской) партии.  В Польше 
на  выборах в сейм в январе 1947
года,  руководимый
коммунистами  блок 
одержал  победу  над крестьянской партией С. Миколайчика.
Протесты ПСЛ в связи с
многочисленными  нарушениями в ходе  избирательной кампании и преследованиями кандидатов этой пар-
тии
были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая партия,
сошла со сцены, а
Миколайчик
во избежании ареста был вынужден бежать за границу.
    Таким образом,  уже к середине 1947 года, 
во многих странах коммунистические партии сумели удалить из Национальных
фронтов своих союзников справа и укрепить 
собственные  позиции  в 
руководстве госу-
дарством  и 
экономической  жизнью.  Лишь 
в  Чехословакии,  где в результате выборов в Законодательное
собрание
в мае 1946 года,  КПЧ  вышла 
на  первое место, сохранялось
зыбкое равновесие сил в Националь-
ном
фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.
    Перспективы перехода к социализму
мирным путем.  В 1945-1946  годах, 
руководители  ряда компартий
заявили,  что 
политические и социально-экономические преобразования, осуществленные в
ходе становле-
ния
и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического характера,
но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они полагали, что этот
переход может быть осуществлен иначе, чем
в
Советском Союзе,  -  без диктатуры пролетариата и гражданской
войны, мирным путем. На первом съезде
ППР
в декабре 1945 года было признано,  что
в условиях  народно-демократического
строя, создающего ус-
ловия
для дальнейшей  борьбы рабочего класса и
трудового народа за их полное социальное освобождение,
имеется
возможность идти к социализму эволюционно, 
мирно,  без потрясений, без
диктатуры пролетариа-
та.
Г. Димитров  считал  возможным  
на  основе  народной 
демократии  и  парламентского режима в один прекрасный  день 
перейти  к  социализму 
без  диктатуры  пролетариата”.  Руководители других компартий
также  рассматривали  народно-демократическую власть 
как переходную, которая постепенно перерастет в
социалистическую.  Против 
таких   взглядов  не 
возражал  Сталин,  который 
летом  1946  года 
в  беседе  с
К.
Готвальдом признал,  что  в условиях, сложившихся после второй мировой
войны, возможен иной путь к
социализму,
не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру пролетариата.
    Как видно, в первые  годы 
существования народной демократии, руководители компартий стран Центра-
льной
и Юго-Восточной Европы, 
рассматривая  советский  строй 
как  классический образец
перехода к со-
циализму,  допускали 
возможность иного пути,  при  котором 
учитывались бы  национальная
специфика и
существование  межклассовых  союзов,  нашедших  свое выражение в Национальных фронтах. Эта
концеп-
ция  не 
получила всесторонней 
разработки, она была намечена лишь в самых общих чертах. Предлагалось,
что
переход к социализму займет длительный промежуток времени.  Последовавшие события не оправдвли
возникших
ожиданий.    
Авторитарные режимы в странах восточной и юго восточной европы венгрия болгария польша юго. Возникновение и развитие народно демократических государств восточной европы после второй. Основные направления развития национальных государств Центральной и Юго Восточной Европы. Проблема выбора пути развития и характер реального социализма в странах восточной европы. Основные направление развитие национальных государств Центральной и Юго Восточной Европы. Становление стран народной демократии и общая характеристика прав стран восточной европы. Эволюция государственного строя стран Центральной и Восточной Европы после мировой войны. Эволюция государственного строя стран Центральной и Юго Восточной Европы после мировой. Становление национальных государств в странах Центральной европы в новейшее время. Реферат на тему Особенности экономического развития стран Центральной Европы век. Разработка урока по истории по теме страны центральной и Юго Восточной европы. Становление национальной государственности стран Юго Восточной Европы в веке. Государство и право Центральной и Юго Восточной Европы Москва Россия Москве. Выбор пути развития в странах Восточной Европы после Второй мировой войны. Становление авторитарных режимов в странах центральной восточной европы.

      ©2010