Реформы х годов в СССР достижения и просчеты нового политического курса
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Р Е Ф Е Р А Т
КУРС: “Социальая история”
ТЕМА: “Реформы 50-60-х годов
в СССР:
достижения и просчеты нового
политического курса.”
Выполнил: Дмитрий Анатольевич
студент 1 курса юридического факультета заочого
отделения
Проверил: Павлюченков С.А.
ЗАЧЕТ
После 1953г. в Советском Союзе наступил
беспрецедентный истрорический процесс. Стало меняться само тоталитарное
общество, причем не в результате
давления из вне , но вследствии своих
собственных внутренних противоречий. Изменения достигли такой точки ,что
появились сомнения ,допустимо ли это общество и впредь именовать тоталитарным.
Можно предполоажить,что в последние годы жизни Сталина тоталитаризм достиг тех
пределов ,за которыми он уже не мог существовать ,не подрывая при этом всех
социальных связей общества. Стало видно ,что система стала невыносимой даже для ее лидеров;на другом полюсе
общества,в лагрях ,она действовала не менее разрушительно.
Прежде всего разразился демографический кризис. Репресии тридцатых
годов и война привели к заметному сокращению численности населения,и прежде
всего мужского. Теперь концентрационные лагеря доводили эту тенденцию до
угрожающих размеров. Если воспользоваться весьма умеренными цифрами Роберта
Конквеста,который оценивал среднюю численность населения лагерей после конца
тридцатых годов в 6 млн. человек,то можно прийти к выводу,что не меньше одной
десятой части всего взрослого мужского населения страны после войны находилось
в заключении и работало в таких условиях,что наиболее вероятным исходом была преждевременная смерть. С таким
положением нельзя примириться ,не рискуя при этом серьезно ослабить
промышленность и Вооруженные Силы - вещи совершенно недопустимые для вождей
ведикой державы.
В конце сороковых годов стало ясно,что вожди
были обеспокоены сложившимся положением дел и пытались кое-что
предпринять,чтобы исправить его.Начиная приблизительно с 1948г. администрация
лагерей начала улучшать продовольственное снабжение заключенных ,увеличивая
постепенно пайки и вводя туда большее количество мясных продуктов и жиров ,- ее
вынудил к этому слижком уж очевидный голод.Впервые зеки стали получать
маленькую зарплату . Однако послабления коснулись отнюдь не всех.
Весть о смерти Сталина и об аресте Берии
просто потрясла лагеря. Насколько известно ,самые крупные выступления
заключенных произошли в Норильске в мае 1953г.,в Воркуте в июле 1953г., и в
Кенгире в мае 1954г. Наверняка были и другие.
Но не смотря на репрессии,результатом
забастовок стало достаточно заметное улучшение положения узников и условий их
труда. Ненависные номера были убраны с арестанских роб,решетки на окнах
исчезли,бараки на ночь больше не запирали.Лучше стало со здравоохранением
заключенных,их одеждой и питанием.
С течением времени вспышки сопротивления в
лагерях должны были доставить немало хлопот преемникам Сталина. Трудовые лагеря
были эффективны и дешевы только до тех пор,пока заключенные были послушны. Если
это условие не соблюдалось, они
становились недопостимо дорогими и
,несомненно, представляли угрозу внутренней безопасности страны. Вызывала страх
мысль о том,что случиться ,если в целом комплексе лагерей зэки смогут
разоружить охрану и захватить власть . Учитывая их оргомную численность
,их вооружение и опыт ведения
партизанской войны ,который был у части
заключенных ,вывод о том,что для подавления восстания понадобилась бы
крупномасштабная военная операция ,был неизбежен. Конечно вожди СССР в случае
необходимости провели бы такую операцию . Однако поневоле возникал вопрос - так
ли была необходима огромная армия неквалифицированной рабочей силы ,которая
содержалась в лагерях ,с учетом уже не примитивного экономического климата ,характерного
для послевоенного восстановительного периода.
Нет свидетельств ,что подобные размышления
действительно имели место ,и поэтому все вышеизложеное лишь предположения . Но
кризис системы трудовых лагерей совпал с потоком писем и обращений со всех концов
страны ,который последовал за казнью Берия: они были написаны коммунистами и
беспартийными ,требовавшими пересмотра дел их родственников,поскольку глава
службы безопасности оказался предателем. Прокуратура действительно завела дела
по части таких обращений ,и к концу 1955г. около 10000 человек было освобождено
.Это была лишь малая часть тех,кто незаконно находился в заключении . Может
быть ,даже более важен тот факт,что прокуратура начала прочесс реабилитации
осужденных при Сталине людей. Их признали жертвами “извращений
законности”.Конечно,многие были реабилитированы посмертно. Может возникнуть
вопрос : зачем это вообще понадобилось? Не проще ли было амнистировать и
освободить всех,кто выжил?
На этот вопрос трудно ответить с полной
определенностью, но две причины кажуться наиболее вероятными. Во -
первых,человек с которого сняты все предъявленные ему обвинения ,как и его
ближайшие родственники ,мог претендовать на конфискованную у него
государством собственность, на работу
,соответствующую его статусу, и на дополнительные привилегии,вроде разрешения
на проживание в одном из крупнейших городов страны.Это являлось как бы
самострахованием правящей верхушки. Во- вторых ,весьма вероятным кажется, что
прокуратура и суды хотели добиться восстановления своей независимости от службы
безопасности и в некотором смысле восстановить законность .В то время пресса
намеренно уделяла большое внимание “сроциалистической законности”. Для достижения этой цели вскоре после смерти Берия
был ликвидирован Судебный отдел МВД и особые совещания и “тройки” ,которые без
лишних проволочек выносили приговоры столь большому колличеству людей.Это
означало ,что в дальнейшем уголовное расследование,прокуратура и суд выйдут за
пределы службы безопасности, а дела будут рассматриваться в обычных судах под
контролем лиц,формально подотчетных Верховному Совету,а наделе - Центральному Комитету КПСС.
Тогда же значительно уменьшилось могущество
службы безопасности.Она вновь была отделена от импери МВД, переименована в
Комитет государственной безопасности (КГБ) и подчиненина Совету Министров -
т.е. тоже Центральному Комитету партии. Теперь она не могла оказаться в
распоряжении одного человека и его
частной канцелярии. В КГБ были назначены люди,сделавшие карьеру не в
тайной полиции,но в партии: многие из высших должностных лиц этой организации -
бывшие комсомольские работники,как ,например А.Н.Шелепин (он возглавлял КГБ в
1958 - 1961г.г.) и В.Е.Семичастный (1961 - 1967г.г.) Число платных агентов и
осведомителей резко сократилось.Эти меры преследовали цель сделать службу
безопасности более ответственной перед партийным руководством и добиться от нее
по крайней мере внешнего соблюдения хоть какой - нибудь законности. Все это
было необходимо для того ,чтобы гарантировать будущее партийно - государственной
элиты. Но, с другой стороны, соблюдение пусть даже мнимальной законности, как
мы увидим позже,поставит советсткое руководство перед некоторыми проблемами.
Систематическая работа по реабилитации
выявила также опасности,подстерегавшие советских вождей. В 1954г. Центральный
Комитет создал под председательством П.Н.Поспелова специальную комиссию,задачей
которой был сбор информации о сталинских репрессиях против ведущих партийных
кадров. Когда комиссия выполнила свою работу ,открылся весь ужас арестов и
казней,из которых лишь несколько можно было считать обоснованными. Хрущев в
своих мемуарах вспоминает ,что масштабы преступлений Сталина оказались для него
совершенно неожиданными”.Тут он,конечно,слукавил,но есть доля правды в его
замечании,что “мы были частью режима,в котом все вам докладывали то,что
положено было знать,а от всего другого полагалось отвести глаза”. Ясно также
,что Хрущев несет меру ответственности меньшую,чем Берия или даже
Маленков.который одно время отвечал за работу с кадрами.Но дилемма,которая
встала перед советскими лидерами,после того как Поспелов представил им свой
доклад,была даже еще более мучительна,чем определение меры персональной
ответственности. До какой степени должны они раскрыть правду о
преступлениях,соучастниками которых были они сами? И та правда,которую принесут
люди, освобожденные из лагерей и реабилитированные. - не дискредитирует ли она
их больше ,чем та ,что они сами предадут широкой огласке?
Дилемма эта осложнялась еще и тем
обстоятельством ,что еще не было окончательно решено ,кто будет преемником
Сталина. В условиях, когда отсутствовала общепринятая процедура передачи
власти, вожди поделили основные обязанности между собой и провозгласили
коллективное руководство”. Многие считали основным претендентом на власть
Маленкова, который после смерти Сталина стал премьер - министром. Однако,как и
после смерти Ленина,пост первого секретаря на деле был более
важным.Хрущев,который занял это кресло,вовсе не казался очевидным преемником
Сталина.Он не утратил органичности своего “рабоче- крестьянского”
происхождения, говорливости, импульсивности и подверженности вспышкам
демократического идеализма. Он любил появляться на публике,выпить с рабочими и
колхозниками - все это делало его инородным телом в мире недоступных для посторонних
дач и наглухо зашторенных лимузинов ,который создала для себя советская элита.
Тем не менее он прекрасно воспользовался
возможностями, которые предоставил ему пост первого секретаря партии . Подобно
тому,как поступил до него Сталин,Хрущев произвел множество новых назначений в
партийном аппарате областного и республиканского уровня.Эти новые назначенцы
обладали властью гораздо большей,чем при Сталине.Служба безопасности их больше
не контролировала - она сама находилась под их контролем.В результате они стали
в своих владениях маленькими Сталиными, уверенными в своей власти и
привилегиях. К тому же Хрущев аппелировал к их идеализму, выставляя перед ними
перспективу смелой аграрной реформы, которая наконец - то обещала действенные
перемены в сфере глубоких экономических проблем.
Маленков был смещен с поста премьер -
министра в феврале 1955г. Пока он остался в составе Президиума, органа,которым
в1952г. было заменено Политбюро и чей первоначальный многочисленныйсоставбыл
сильно сокращен. Маленкова заменил Н.А.Булгарин,генерал от политики ,чей взлет
совпал с падением Жукова в 1946г. Из тех,кто окружал Сталина в самые страшные
годы чисток,в составе Президиума оставались Молотов, Каганович, Микоян и
Ворошилов.
В прочитаном Хрущевым официальном докладе
съезду о сталинских преступлениях не говорилось ничего.Но сразу же после
официального окончания работы съезда состоялось специальное закрытое
заседание.Это напоминало тот образ действий,который избрал в 1921г. на Х съезде
Ленин для решения деликатного вопроса относительно партийной дисциплины. На
закрытом заседании ,куда делегатов съезда допускали по специальным пропускам
,Хрущев произнес длинную речь о преступлениях Сталина, а также огласил
завещание Ленина ,которое его наследник утаил в 1924г. По определению Хрущева
,”культ личности Сталина”привел к целому ряду серьезных и тяжелых извращений
партийных принципов,партийной демократии и революционной законности”.Делегаты
съезда слушали доклад Хрущева затаив дыхание.Сразу же после его окончания они
покинули зал заседаний.Никакого обсуждения доклада власти не допустили. Речь
Хрущева не была опубликована в СССР, но очень быстро получила огласку за
границей,что объясняется присутствием приглашенных Хрущевым лидеров иностранных
коммунистических партий.Вскоре она начала обсуждаться и на многочисленных
партийных собраниях в самом СССР - на
некоторых из них присутствовали и беспартийные.Так,например, происходило в
университетах,да и вообще создается впечатление,что тем,кто хотел его
услышать,не чинилось никаких препядствий.По меньшей мере, некоторые лидеры
партии не собирались держать в тайне “секретный доклад” Хрущева (именно под
таким названием он получил известность). Тем не менее они не были готовы и к
его широкой огласке.
Содержание доклада Хрущева было компромиссным
,поскольку в силу необходимости оно должно было соответствовать целям
руководства партии, которое теперь разделилось. Хрущев датировал начало
Сталинских репрессий 1934г. и таким образом оправдал всю предшествующую
политику - разгром различных “оппозиций”, Шахтинское дело и все последующие
процессы “спецов”,жестокости коллективизации. Более того:Хрущев обвинил в
репрессиях только самого Сталина и руководство службы безопасности и ушел от
вопроса об ответственности за них - как о своей собственной,так и своих коллег
в Президиуме. Таким образом Хрущев ясно обозначил границы допустимой дискуссии
по этому поводу. Он специально подчеркивал оправданность сверхбыстрой
индустриализации,необходимость коллективизации, открещиваясь от политики,
которая могла бы ассоциироваться с левой или правой оппозицией.
Основное внимание в секретном докладе
Хрущева было сосредоточено на продолжительных по времени репрессиях против
руководителей партии и государства и известных общественных деятелей.Почти
каждый.кто был упомянут Хрущевым,принадлежал к высшим слоям номенклатуры. Если
исключить упоминание о нескольких депортированных народах,он ни слова не сказал
о простых рабочих,крестьянах и служащих. Совершенно недвусмысленно доклад
Хрущева можно назвать мерой предосторожности, которую правящая верхушка
предприняла с целью обезопасить себя от самого духа сталинской политики,который
мог бы вдохновить кого - либо из наследников диктатора. По существу,Хрущев
давал понять,что коммунистическая партия и ее Центральный Комитет как - то
сумели вести отдельное ,призрачное существование,продолжая соблюдать “ленинские
нормы”,в то самое время ,когда тиран их уничтожал. Апелляция Хрущева к
ленинским традициям показала,что именно они являются программой на будущее.
Культ личности” предполагалось заменить колективным руководством”, так же
строго предполагалось следовать и нормам партийного устава (т.е. регулярно
должны были проводиться съезды и пленумы ЦК) ,должна широко внедряться
практика “критикии самокритики” и
неукоснительное соблюдение норм Советской конституции и “социалистической
законности”. Как мы увидим,Хрущев действительно по - своему пытался следовать
этим нормам.
Встревоженные некоторым проявлением
народного недовольства и раздраженные хрущевской - как они называли - “демагогией”
в других сферах, противники Хрущева в Президиуме приняли решение выступить
против него. Они сговорились с Шепиловым,одним из секретарей ЦК,и с
хозяйственниками,принадлежавшими к более молодому поколению, - Первухиным и
Сабуровым. Последние были в оппозиции экономическим реформам Хрущева.Суть
реформ состояла в том,что управление экономикой было отнято у центральных
министерств и передано региональным органам, советам народного хозяйства
(совнархозам).Но нет никаких сомнений,что основной причиной недовольства была
сущность процесса десталинизации и та быстрота,с которой он проходил.Не были
они в восторге и от сопутствующих ей
явлений,таких,как восстановление отношений с Тито и поиски возможностей
мирного сосуществования” с Западом.
В июне 1957г.этот союз,к которому теперь
принадлежало большинство Президиума,начал наступление на политику Хрущева в
целом и волюнтаристский стиль руководства. Они требовали его отставки с поста
первого секретаря (вероятно ,были планы сделать его министром сельского хозяйства).
Хрущев,защищаясь,аппелировал к уставу партии. Он заявил, что был избран ЦК и
оставит свой пост только по его воле.Поскольку оппоненты Хрущева несобирались -
или не могли - поступить с ним так,как они обошлись в 1953г. с Берия,они не
могли предотвратить созыва ЦК,где в любом случае расчитывали получить
большинство.
Но Цетральный Комитет поддержал Хрущева.В то время около 60% ЦК состояло из
партийных секретарей республиканского и областного уровня.Хрущев являлся первым
секретарем и .таким образом,был их естественным покровителем.К тому же
большинство из них он сам и назначил.Они вполне могли не доверять Маленкову,
Молотову, Кагановичу, подозревая,что те станут угрожать их только что
обретенной свободе от службы безопасности. Система региональных советов народного
хозяйства давала партийным секретарям власть куда большую,чем та,что была у них
при старой системе централизованных промышленных министерств. Возможно также
,многие из них думали,что напряженная сельскохозяйственная программа Хрущева
представляет собой по меньшей мере серьезную попытку разрешить самую тяжелую
проблему из тех,что стояли тогда перед страной. Кроме того,они понимали,что
Хрущев поднял значение партии,занявшей в структуре власти главное место.
По каким бы соображением это ни было сделано,но
ЦК отверг резолюцию Президиума.Хрущев сохранил за собой пост первого
секретаря.Он продолжил дело,изгнав своих основных оппонентов из состава ЦК и
Президиума, назвав их “антипартийной группой”.Он сам сменил Булгарина на посту
премьер - министра в 1958г.,соединив эту должность с той , которую он уже
занимал,- первого секретаря партии.Подобным образом поступил в 1941г. и Сталин.
Маршал Жуков стал полноправным членом Президиума.
Последующее обращение Хрущева со своими
поверженными противниками стало своего рода новшеством - реформой.Вместо того
чтобы арестовать их как “врагов народа” и ”агентов империализма”,он назначил из
на относительно незначительные, но все же и не унизительные должности: Молотов
- посол в Монголии,а Маленков - директор электростанции в Сибири. Все они
сохранили большую часть привилегий, связанных с высоким положением,в том числе
и право на “персональную пенсию”.Это изменило характер борьбы за власть в
верхах - смертоубийство сменилось более или менее приличным поведением.Это стало ключевым моментом превращения
созданной Сталиным бесправной правящей элиты в правящий класс в полном смысле
этого слова.
Последствия кризиса 1957г.показали, что
втой или иной форме поитика десталинизации будет продолжена,несмотря на ее
рискованность.Она действительно была расширина и углублена на двадцать втором
съезде партии в 1961г.,где состоялось уже
публичное развенчание Сталина.В конце съезда тело Сталина было вынесено
из Мавзолея,где оно покоилось рядом с Лениным с 1953г.Волна общественного недовольства
показала,что новое партийное руководство остро нуждается в новом источнике
легитимности,которым можно было бы заменить ту смесь террора и культа
личности,которую оно же и подрывало.Как заметил американский политолог Карл
Линден,”в своем иконоборчестве Хрущев столкнулся с необходимостью замены
поверженных идолов чем - то иным. Сотрясая фундамент ,на котором Сталин возвел
здание своей власти, он пытался создать основу собственного сооружения”.
Отчасти это было проблемой
стиля руководсва,и с самого начала хрущевский стиль совершенно отличался от
сталинского.”Это был человек совершенно фантастической энергии и жизнелюбия.Он
любил разъезжать постране,до бесконечности выступать на крестьянских митингах и при этом вникать в
мельчайшие детали животноводства и растениеводства.” - так описывал Хрущева британский журналист
Александр Верт. Это очень сильно отличало его от Сталина,который сначала
тридцатых годов не подходил к простому народу ближе,чем на расстояние,”отделяющее
трибуну Мавзолея от колонн демонстрантов”.Тот же “популизм” заметен в его
подходе ко всем политическим проблемам вообще:он старался заменить террор вовлечением масс в политические
процессы.Новые подходы получили законченную форму в новой программе
партии,вынесенной Хрущевым в 1961г.на двадцать второй съезд партии.Ее основным
признаком стало то,что Хрущев называл “возвращение к ленинским нормам”.
Совершенно стественно, что развенчавший Сталина его приемник должен создать
нечто вроде культа Ленина. Но не только в этом было дело:в политическом стиле
самого Хрущева были черты,действительно сильно напоминавшие Ленина.
Новое программа партии исходила из предположения ,что СССР уже построил социализм и теперь создает ”
материальную базу коммунизма”.При коммунизме же каждый человек,вне зависимости
от своего трудового вклада,мог бы получить от общества все,что ему было
нужно.По мере продвижения к коммунизму должно исчезнуть и различие между
классами,ибо предполагалось,что все классы сольются воедино.
По этой теории антагонистических
класов больше не существовало.Поэтому государство отныне не служило интересам
какого - либо определенного класса общества, но стало “общенародным
государством,выражающим интересы и волю всего народа в целом”.В полном
соответствии с этим положением программа призывала граждан к”активному участию
в управлении государством,в руководстве экономическим и культурным
развитием,совершенствовании органов государственного управления и в народном
контроле над его деятельностью”.В конце концов,как предсказывалось в программе
партии, по мере продвижения к коммунизму,”органы государственной власти
постепенно превращается в органы общественного самоуправления”. Совершенно
недвусмысленно Хрущев и его последователи давали понять,что движителем этого
развития должна быть партия,поскольку программа гласила,что следует
способствовать “дальнейшему усилению роли партии как руководящей и ведущей силы
советского общества”.Таким образом ,отмирание государства в этом смысле
означало,что партия заменит его собой и сама станет выразителем воли народа и
властителем его судеб.
Хрущев старался вернуть идеологии кое - что из ее первоначального
значения. Он пытался добиться от партийного организма большей чувствительности
к мнению по крайней мере своих рядовых членов и в большей мере задействовать
партию в управление государством,особенно экономикой.
Знаменательные изменения внес двадцать второй съезд и во внутреннюю
структуру партии.Прежде всего это касается регулярной ротации партийных
работников,то есть члены Центрального Комитета не могли занимать свои должности
более четырехкратного ,если только их
общепризнанный авторитет не позволял им набрать трех четвертей голосов при
тайном голосовании.Члены Президиума не могли оставаться на своих должностях
более трех сроков - в любом случае.На более низких уровнях партийной иерархии
сроки были даже еще короче: три срока на республиканском и областном уровне и
два срока на районном и городском уровне. Эти сроки были достаточно
продолжительны, особенно на высшем
уровне,но стали настоящим потрясением для партийных деятелей,почувствовавших
себя в относительной безопасности после смерти Сталина и уже считавших свои
посты пожизненными. Так или
иначе,двадцать второй съезд положил начало реформам.
Для того чтобы в большей степени вовлечь партию в процесс производства,
Хрущев преобразовал партийные комитеты областного и районного уровня в
соответствии с “производственным принципом”,т.е. разделив их на “промышленные”
и “сельскохозяйственные”.Разделение промышленной и сельскохозяйственной
структур доходило вплоть до самого ЦК.Данная
реформа означала интенсификацию труда и ограничение служебных полномочий.
Можно было бы подумать,что реформа повлекла за собой назначение многих
партийных работников,но на самом деле Хрущев собирался,напротив,сократить их
число. Он расчитывал заменять многих получавших постоянную заработную плату
патийных аппаратчиков на добровольцев,которые работали бы безвозмездно.Целью,
которую он преследовал при этом, было вовлечение в высшую партийную политику
как можно большего числа простых членов партии.
Новая концепция взаимоотношений между партией, государством и народом
требовала также и переосмысления отношений между законом и обществом.Прежде
всего реформы законодательства,начиная с конца пятидесятых годов,преследовали
две цели :сделать закон более постоянным и предсказуемым,т.е. исключить
произвольность его толкования и террор,и вовлечь простой народ в большей
степени, чем это было раньше,в законодательный процесс.Разумеется,две эти цели
вовсе не всегда и отнюдь не легко было совместить: само собой разумеется,что
часто они вступали в прямой конфликт между собой. Более того,хотя партийное
руководство желало предотвратить возврат к террористическим методам управления,
оно вовсе не собиралось лишать себя возможности применения законных
методов,необходимых для сохранения монополии на власть. По этим причинам имела
место некоторая напряженность и двусмысленность реформы законодательства.
Наиболее важным было новое
уголовное законодательство,обнародованное в декабре 1958г. Его основным
принципом стало то,что гражданин мог быть осужден только законным судом и
только на основании определенной статьи уголовного кодекса.Таким
образом,военные и чрезвучайные трибуналы отныне не рассматривали обычные
гражданские и уголовные дела. Приговор
теперь не мог быть вынесен на оновании таких смутных понятий, как “враг
народа “ и ”контрреволюционная
деятельнось”.Никто не мог быть осужден на основании принадлежности к какой -
либо социальной группе или как родственник осужденного. Преступные “намерения”
,”аналогичные” тем,что предусматривались статьями уголовного кодекса,также не
могли быть основанием для вынесения приговора.Человека теперь нельзя было
осудить исключительно на основе его собственной исповеди,но требовались
доказательства преступных действий,утверденных судом. Сроки наказания были
резко сокращены - максимальный срок составлял теперь десять лет (вместо
двадцати пяти). Смертня казнь предусматривалась только за государственную
измену.
Для того чтобы вовлечь как можно больше простых людей вотправление
правосудия,был восстановлен институт1920-х гг. - “товарищеские суды”. Такие
суды могли созываться местными советами,профсоюзными организациями и домовыми
комитетами для разбора дел о мелких правонарушениях.Такие суды состояли из трех
членов,которые в каждм случае набирались из пятидесяти заседателей,
переизбиравшихся ежегодно.Товарищеские суды не имели полномочий выносить
приговоры о тюремном заключении,но могли назначать штрафы до пятидесяти рублей
и выносить приговоры по месту службы.Они также могли рекомендовать понижение в
должности и увольнение с работы или выселение с занимаемой жилплощади.
В газетной кампании, которая сопровождала введение товарищеских судов,
подчеркивалось, что современем они должны будут заменить собой обычные суды,
что происходило бы в рамках общего движения к “самоупралению”.Началась кампания по юридическому
просвещению общественности, для чего было использовано общество “Знание”,
организовывавшее лекции и выставки. Все это сопровождалось кампанией против
прогульщиков,жуликов,хулиганов и пьяниц.
Опыт работы товарищеских судов показал,что они прекрасно подходят для
сведения личных счетов и мелкой мести и на работе,и в своем жилом
массиве.Поэтому они постепенно лишились доверия со стороны официальных
юридических органов.Их стали применять реже,не говоря уж о постепенной замене
обычных судов.
Да и власти действовали вполне двухсмысленно ,применяя ими же утвержденные законы. Прекрасным примером
тому может послужить законодательство против “тунеядцев”,в некоторых союзных
республиках принятое уже в 1957г.Оно было направлено потив тех ,кто официально
не состоял на государственной службе и соответственно регулярной заработной
платы не получал. Как и законы против
бродяг в Англии шестнадцатого века это законодателство можно было
обратить против любого,кто вызывал недовольство властей:не составляло особого
труда выгнать человека с работы и
сделать невозможным его поступление на любую другую.Однако юристы отвеграли
расплывчатые и неопределенные фразы вроде “существование на нетрудовые доходы”
или “работа для вида”. Словоупотребление было уточнено ,но законы существовали
все же в кодифицированном виде.
Ясно,что и сам Хрущев сомневался относительно принятых под его эгидой
законов.В 1961г. он восстановил смертную казнь заширокий набор экономических
преступлений - это могло означать и подпольное производство,и торговлю,и
валютные операции в широких масштабах.Вообще это показывало ,насколько
советское руководство было озабочено в то время расцветом черного рынка.
Практически все профессиональные юристы восстали против введения смертной
казни,но их голос не возымел никаких последствий.Более того,Хрущев вознамерился
задним числом применить этот закон к двум известнейшим валютчикам и спекулянтам
- Рокотову и Файбишенко.Нет более яркого примера того,что политика все еще
превалировала над законностью.
Но все же простые граждане в
результате кампании борьбы за ”социалистическую законность” стали лучше
осознавать свои права.Бесспорно ,теперь закон защищал их лучше,чем при
Сталине.Нет сомнений и в том ,что теперь и закон, и общественные нравы
исключали террор как средство консолидации общества. Все это сделало
манипулирование законом для властей затруднительным.
Социальная политика Хрущева
шла вровень с его политической программой. Он старался направить энергию народа
на производство,избавить его от тех крайних форм принуждения,что применялись
при Сталине,и хоть как - то смягчить ту абсолютную бедность,которая была до
1953г. нормой существования.Так,например, уголовная ответственность более не
угрожала рабочим за прогулы и добровольный уход с работы,т.е. они обрели
большую степень свободы в поисках подходящих для них условий труда и оплаты.Были значительно усилены и меры социальной
защиты населения:в стране,где после войны осталось так много инвалидов,сирот и
полусирот, это было особенно важно.
Срашная жилищная проблема
также, по крайней мере , начала решаться.Между 1955 и 1964г.г. национальный
жилищный фонд вырос почти в два раза - с 640 до 1184 млн.кв.м. Кроме той
жилплощади ,что строилась на средства местных предприятий и советов,была и та
,что возводилась на деньги рядовых граждан ,которые теперь получили право вступать
в жилищные кооперативы.При этом следовало внести сумму,составляющую
15-30% стоимости жилья,после чего,уже вселившись в квартиру, люди платили
оставшуюся часть при фантастически низкой ставке в 0,5%. Люди с высшим
образованием могли легче,чем простые рабочие,выплатить вступительный взнос.К
тому же кооперативы часто организовывались профессиональными ассоциациями того
или иного рода.Таким образом,обладание квартирой в кооперативном доме стало в
некотором смысле знаком промежуточного социального положения - между
привелигированной элитой,которой кооперативы не были нужны,и простыми
рабочими,которые в смысле жилья зависили от предприятий или местных советов.Советское общество стало расслаиваться и
приобретать новые измерения.
В сфере образования также были
смягчены наиболее резкие формы неравенства благодаря решению отменить плату за
высшее и среднее образование.Это помогало детям рабочих и крестьян продвигаться
по социальной лестнице.Хрущев собирался пойти даже еще дальше,изменив саму
основу среднего образования:предполагалось упразднить старшие классы средней
школы вообще,так что в пятнадцать лет все школьники должны были заняться
физическим трудом.Те,кто хотел продолжить свое образование,должны учиться в
вечерних школах и через два года ,пройдя практическую подготовку,получить право
поступать в высшие учебные заведения. Таким образом Хрущев рассчитывал свести
на нет те преимущества,которые от рождения получали дети лиц с высшим
образованием,и побудить как можно большее число молодых людей избирать
квалифицированные рабочие специальности - в этих профессиях экономика нуждалась
особенно остро.
Очень интересно,что в этом вопросе Хрущев до логического конца не дошел.Это
случилось потому ,что он впервые столкнулся с оппозицией тех ,кто
первоначально его поддерживал. В советском обществе .где личная собственность
была минимальной,добиться привилегий и высокого общественного положения для
детей проще всего было дав им хорошее образование.Реформы,которые Хрущев
предполагал провести,делали эту задачу более сложной,поскольку процесс обучения
прерывался, а школу и институт разделял тигель,который сплавлял все социальные
классы в одно целое.
В сильно разбавленном виде хрущевские предложения получили
законодательное оформление в 1958г.Однако они никогда не выполнялись
целиком,даже будучи сильно урезанными.В 1965г.они вообще были отменены,не
прибавив сколько- нибудь заметного количества квалифицированных рабочих на
производстве и не изменив социального состава студентов университетов.
Пожалуй,в последние годы при Хрущеве развитие системы образования пошло даже в
противоположном направлении: начали
бурно развиваться специализированные школы, где углубленно изучались
иностранные языки,некоторые науки,математика, балет и искусства.Посколько образование ,полученное в подобных школах,
открывало взможность добиться в
последствии блестящих успехов на профессиональном поприще,они сделались
чрезвычайно популярны.
В целом после войны советская
система образования,несомненно ,и в качественном ,и в колличественном отношении
добилась блестящих успехов , что является одним из самых замечательных
достижений советского общества.
Число студентов высших учебных заведений выросло с 1,25 млн. в 1950-1951гг.
до 2,4 млн. в 1960-1961гг. и до 3,6 млн. в 1964-1965гг.Устойчиво развивалась
система среднего образования: цель обеспечения десяти - одиннадцатилетним
образованием всех лиц , достигших семнадцати
- восемнадцати лет, была осуществлена к середине семидесятых годов. Тяга
простых людей к образованию была весьма сильна, и поскольку многие из наиболее
талантливых людей искали себе карьеру в системе образования, то этот спрос был
удовлетворен.Парадоксальным образом наибольший прогресс был достигнут именно в
тех областях ,которым Хрущев уделял наименьшее внимание, - в традиционном
академическом образовании в городских школах,институтах и университетах.Лучшие
советские ученые соответствовали самым высоким международным требованиям,и
каждый год высшие учебные заведения выпускали людей с прекрасной
профессиональной подготовкой.
Самое вопиющее неравенство в советской жизни ,и прежде всего поразительно
низкая производительность труда была в сельском хозяйстве. Это объясняется во
многом произволом и тем пренебрежением ,с которым относился к нему Сталин.В
целом причины слабости сельскохозяйственного сектора советской экономики можно
подразделить на два типа : первые связаны с его авторитарно - коллективной
структурой ,вторые проистекают из отношения к нему правительства как к чему -
то второстепенному. Хрущев энергично взялся за решение второй проблемы, но ,
несомненно , он лишь частично осознавал всю серьезность первой .
Став первым секретарем,Хрущев сразу решил поднять значение сельского хозяйства в глазах общественности.Для
этого он затеял весьма живописную кампанию освоения “целинных земель”.Это были
степные районы на севере Казахстана ,в Западной Сибири и на юго-востоке
Европейской части России.Хрущев собирался превратить “целинные земли” в
крупнейший зернопроизводящий регион страны,а Украину ,которая всегда играла эту
роль ,сделать производителем кукурузы для животноводства.Это должно было
увеличить производство мясных и молочных продуктов.
Первоначально в освоении целины были достигнуты действительно большие успехи.В
течении трех лет,до 1956г.,целина давала зерна в три раза больше ,чем до
1953г.Сотни тысяч молодых людей были мобилизованы комсомолом для уборки урожая
- некоторые из них ехали на пару месяцев ,другие устраивались надолго . На
целину были отправлены тысячи тракторов и комбайнов.
С течением времени ,однако, стало ясно ,что лишь в 1956г. удалось
получить максимальный урожай .
Первоначально очень высокое естественное плодородие почвы стало быстро
падать ,начали сказываться порожденные лихорадочной поспешностью недостатки.Для
того чтобы добиться немедленных результатов ,Хрущев запретил правильный
севооборот и чистые пары ,а удобрений ,которые должны восполнить истощение
земли ,в достаточном колличестве не
было.Между тем ученые предупреждали Хрущева
об опасности.Разумеется ,результатом стала эррозия почвы:после ряда
пылевых бурь в 1960 и 1965гг. в Казахстане было потеряно около 4 млн.га., и еще
12 млн.га. было повреждено - все вместе это составило почти половину”целинных
земель”.Неучтенными оказались также проблемы механизации ,а равно и
человеческие, порожденные массовым переселением.
Несмотря на то что в целом компания
по “освоению целины” провалилась ,она действительно дала рост производства
зерна в самый критический момент и таким образом создала передышку ,которая
позволила повсеместно провести реформу сельского хозяйства .К тому же это был
первый случай в истории СССР ,когда сельское хозяйство привлекло к себе львиную
долю скудных ресурсов ,оказавшись в центре внимания государственной политики.
В традиционно сельскохозяйственных регионах Хрущев создал для колхозников
более благоприятные ,чем раньше, условия.За продукцию колхозов заготовители
платили теперь больше,и колхозники могли быть уверены,что получат за свои
трудодни нечто существенное. Что касается приусадебных участков,то налоги на
них были снижены ,а ограничения на их пользование смягчены ,так что отдача их
тоже повысилась.Все это повлекло за собой увеличение
капиталовложений в сельское хозяйство ,причем они росли постоянно :между
1953 и 1964гг.Хрущев увеличил их приблизительно в четыре раза.Он старался
использовать в с/х в большей степени , чем раньше,партийные кадры - часто к их
большому неудовольствию.
К несчастью ,Хрущев не мог
добиться более или менее существенных успехов без того,чтобы не прибегать к
кампаниям того или иного рода. В традиционно сельскохозяйственных регионах
главными были кампании по разведению кукурузы и повышению поголовья скота,по
мнению Хрущева,взаимосвязанные.
Кульминация кукурузной кампании настала после возвращения Хрущева из США
в 1959г. На него очень большое впечатление море кукурузы в прериях Айовы.
Вероятно забыв о том, что Айова находится южнее любой точки на территории
Европейской части России,Хрущев распорядился разводить кукурузу повсеместно
ииспользовать ее на силос для корма скоту там,где она не успевает вызреть.Был
открыт специальный институт кукурузоводства.
В самый пик кукурузной кампании ,в 1962г.,ею было засеяно не менее 37
млн.гектаров ,а вызреть она могла на лишь на 7 млн.га.Но поскольку лето выдалось
холодное и сырое,даже там,где она могла бы созреть ,спелые початки попадались
не везде .В то же время упали заготовки прозаического ,но необходимого сена
,был нарушен севооборот,а луга заброшены. Мнение председателей колхозов и
агрономов игнорировалось.
Животноводческая кампания,развивавшаяся паралельно кукурузной ,была даже
еще опрометчивой. В 1957г. Хрущев объявил,что за четыре года СССР должен
перегнать США по производству мяса,молока и масла.Но и данные великие помыслы
не привели ни к чему хорошему:поголовье скота,во многих областях,было
уничтожено.
Но все же Хрущев смягчил до
некоторой степени нищету и беспросветность крстьянской жизни.К тому же он
вернул сельское хозяйство,как объект политики, на подобающее ему место.
Но производя эти перемены,Хрущев проявил в гипертрофированной форме все
черты советского политика - он всегда преувеличивал любое поправление курса и
очертя голову бросался в ту сферу политики ,которой раньше все пренебрегали .
Конечно за ошибки Хрущева пришлось дорого заплатить. В 1962г.
правительство было вынужденно поднять цены на продовольственные товары ,в
результате чего в некоторых городах вспыхнули бунты ,каких страна незнала со
времен гражданской войны.К тому же в 1963г. из-за зазухи и разрушительного воздействия кукурузной кампании урожай
зерновых составил всего дишь 107 млн.тонн.(До 1953г. это было бы выдающимся
достижением - и такова истинная цена того,что сделал Хрущев ; но что совершенно
ясно,каждый сравнивал этот результат не со Сталинскими временами ,а с
обещаниями самого Хрущева и с планом бобиться урожая в 170-180 млн.тонн.) Уже
ранней осенью на Украине ,традиционной житнице России появились хлебные
очереди. Помня о прошлогодних бунтах,Хрущев принял беспрецендентное и
мучительное решение использовать золотой запас и валютные резервы для закупки
хлеба за границей.Россия впервые за
свою историю выступила импортером зерна. Это стало для Хрущева ошеломляющим
унижением - он потерпел поражение именно в той области,которую считал своей специальностью
В последние годы правления Хрущев становится все более непопулярной
фигурой и среди всего народа.Подчиненные пришли к выводу ,что аграрная политика
Хрущева приводила во многогих случаях к результатам ,обратным ожидаемым. Даже
тогда,когда политика была верной ,положительный эффект снижался от ее
преувеличенного характера.Военные были возмущены сокращением расходов на
оборону и увальнениями офицеров.К тому же они понимали ,что военная политика
Хрущева показала свою несостоятельность во время ракетного кризиса ,когда СССР
подвергся унижению,не имея сил должным образом ответить на американскую морскую
блокаду Кубы.
Люди с высшим образованием ,чье положение теперь было гораздо лучше ,чем
при Сталине ,хотели получить еще большую свободу и были недовольны продолжающимся непредсказуемым
вмешательством партии в сферу их профессиональной деятельнояти. Рабочие были
недовольны тем,что при Хрущеве прекратилось ежегодное удешевление продуктов
питания ,а затем началось и повышение цен. Крестьяне и все те,кто связан с
сельским хозяйством ,считали Хрущева ответственным за нищету деревни,а равно и
за импорт продуктов питания ,которые страна вполне способна произвести
сама.Стало ясно, что Хрущев проявил
себя как человек ,который не
соответствует высокому положению государственного деятеля.
14 октября 1964г.состоялся пленум ЦК на котором Хрущева спешно доставили
из Пицунды,где он проводил свой отпуск.Речь была только одна .Суслов обвинил
Хрущева в создании собственного “культа личности”.
И все - таки Хрущев был в некоторых отношениях выдающимся государственным
деятелем .Больше,чем любой из его коллег ,он ощущал всю серьезность внутренних
проблем,стоявших перед страной .Его попытки разрешить их отличались
своенравностью, а подчас и грубостью .Более того,он сам не смог до конца
освободиться от сталинских методов управления.Тем не менее он оставил страну в
более процветающем состоянии , чем его предшественник.К тому же во многих
отншениях она совершенно изменилась. Сам его уход символизировал произошедшие
перемены.
Британская печать написала :” Десятью годами ранее и помыслить
было невозможно ,что преемник Сталина будет смещен со своего поста при помощи
такой простой и мягкой процедуры,как голосование”.
Хотя жестокости сталинской политики были уже делом прошлого.этого нельзя
сказать о характерной для нее секретности.Уход Хрущева так и не получил
истинного освещения в печати - он объяснялся “преклонным возрастом и
пошатнувшимся здоровьем”. Больше имя Хрущева вообще не упомяналось,если не
считать краткого извещения о его смерти в 1971г.
Основной внутренней проблемой ,с которой столкнулось новое
руководство,были последствия директивного планирования,начавшегося в 1930-х гг.
и после войны вновь восстановленного. Все связанные с этим трудности ярко
освятил конфиденциальный доклад,представленный директором Новосибирского
института экономики Абел Аганбегян в июне 1965г.Аганбегян отметил ,что темпы
роста советской экономики начали замедляться ,в то время как экономика США явно
находилась на подъеме.Некоторые секторы советской экономики - жилищное
строительство, сельское хозяйство, услуги, розничная торговля - оставались
очень отсталыми и развивались совершенно недостаточными темпами.Первопричину
этих неудач Аганбегян видел в отвлечении колоссальных ресурсов на оборону (по
его подсчетам ,из 100 млн.занятых в производстве в боронном секторе трудилось
30-40 млн.человек ).Другая причина ,по мнению Аганбегяна, - наследие прошлого в
виде чрезмернй централизации и недостаточной демократии в экономической
сфере.Далее он утверждал,что в сложном современном обществе отнюдь не все может
быть спланировано,поскольку нельзя предусмотреть все возможные случайности и их
потенциальное влияние.Поэтому планирование является в сущности системой
приказов сверху ,и даже эти приказы не могут быть выполнены должным образом по
причине недостатка информации и вычислительной техники. Как заметил Аганбегян
,в Центральном статистическом управлении нет ни одной вычислительной машины,и
оно даже не собирается ими обзаводиться. Руководство экономикой страдает и от
черезмерной секретности. Таким образом ,экономика развивается непропорционально
:создание резервов товаров и рабочей силы,предназначенных для преодоления
непредвиденных случайностей,производство никому не нужных товаров только ради
выполнения грубых количественных показателей плана. Неиспользванные деньги
скапливаются у населения,которое не может приобрести нужные ему товары. В
результате усиливается скрытая инфляция и расцветает черный рынок.
Уже в 1953г. Маленков предложил пересмотреть тадиционные приоритеты и
больше капиталовложений направить в производство потребительских товаров
(промышленность группы Б),а не в тяжелую индустрию (промышленность группы А).
Тогда из этой идеи ничего не вышло ,отчасти потому,что производство
потребительских товаров в номенклатурной иерархии пользовалось меньшим престижем,отчасти
от того, что потребители этих товаров были более многочисленны,разрознены и
гетерогенны :их потребности нельзя было удовлетворить,просто увеличив
производственные планы. Хрущевская попытка децентрализации управления
экономикой преследовала цель сделать систему более чуткой к нуждам
потребителей,но на деле привела лишь к большему ее усложнению.
Новый премьер-министр Косыгин в 1965г. попытался решить проблему иначе.Он
воспринял некоторые уроки Аганбегяна и других экономистов.Косыгин вновь создал
упраздненные Хрущевым централизованные промышленные министерства,но в то же
время попытался сделать механизм планирования более гибким.Выполнение плана
теперь выражалось не в производственных показателях,но по “объему реализованной
продукции”,т.е.учитывалось только то,что действительно было продано.
Государство начало взымать небольшую процентную плату за предоставление
капитального оборудования ,стало невыгодно создавать запасы ,да и вообще
руководители предприятий получили возможность более свободно распоряжаться
имеющимися у них прибылями - можно было
использовать эти средства на повышение заработной платы рабочим , на социальные
фонды , на новые капиталовложения и т.д.
По многим причинам реформа
Косыгина - как и его предшественников - потерпела крушение. Во - первых, для того, чтобы в полной мере
спользовать те возможности, которые она открыла, предприятия должны были сами
назначать цену на свою продукцию, но
как раз этого права они не получили
.Кроме того , они нуждались и в значительно больших свободах в вопросе
занятости - прежде всего это относится к праву увольнять лишних рабочих или тех
кто плохо работал. Такое право было дано аппарату управления , но в очень
ограниченных пределах,скорее даже теоретически . На самом деле промышленная
администрация столкнулась с упорным сопротивлением увольнениям со
стороны профсоюзов и части партийного аппарата. В то же время лидеры партии ,
напуганные событиями в Новочеркасске ,очень чутко относились к малейшим
проявлениям недовольства со стороны рабочих и потому практически не оказывали
поддержки тем администраторам ,кто проводил увольнения.
К тому же следствием успешного проведения косыгинской реформы должно было стать внедрение в промышленность
новых технологий. Однако в экономике ,где успех измеряется ежегодным
выполнением плановых показателей,этого вообще трудно добиться. Новое
оборудование и трудовые навыки требуют времени для их освоения и потому могут
привести к временному сокращения выпуска продукции . Если в конце планового года результаты применения
технических новшеств не перекрывали потерь , неизбежных при внедрении ,
управленцы не желали рисковать и связываться с этими новациями.
Есть также некоторые признаки того,что в случае успешного проведения
реформы ее последствия стали бы угрожать тому приоритету, который имела военная
продукция . Но основополагающей причиной поражения реформы Косыгина было,
вероятно , сопротивление партийных секретарей и министерских чиновников ,
поскольку реформа угрожала их контролю над управлением экономикой .События в
Чехословакии в 1968 г. способствовали
сплочению оппозиции и , соответственно , окончательному провалу реформы .
В конце 1960 -х лидеры искали альтернативные пути возрождения экономики.
С одной стороны , они подтянули плановую экономику и , компьютеризировав ее,
придали ей более гибкий характер . С другой стороны , недостаток новаций
восполнялся при помощи закупок новых технологий на Западе . Во многих
отношениях это был возврат к политике , к которой в затруднительных случаях и
ранее прибегало советское руководство . Сталин делал то же самое и во время
индустриализации в тридцатых годах, и во время войны. Хрущев закупал за
границей минеральные удобрения - он придавал им большое значение и понимал , что те , которыми располагает
Советский Союз, чрезвычайно примитивны.
Послехрущевское руководство распостранило зту практику на те отрасли
промышленности , где наблюдалось отставание в технологическом отношении. К ним
относятся кораблестроение ,автопромышленность , синтетическая химия , пищевая
промышленность , нефте- и газодобыча. Западные фирмы не редко принимали участие
в совместных проектах, поскольку Советский Союз располагал огромным
потенциальным рынком и дешевой и послушной рабочей силой . Самым крупным
подобным проектом был контракт с итальянским автомобильным концерном “Фиат” о
постройке огромного завода в Ставрополе -на-Волге. Впоследствии он был
переименован в Тольятти, в честь незадолго до того умершего лидера итальянской
компартии. Этот завод дал возможность - причем осуществление ее было не за горами
- выпустить на советский рынок семейный автомобиль. Одним из важнейщих
результатов этой сделки стало то, что многие советские люди вступили в контакт
с представителями западного общества, причем другой такой возможности у них не
было бы.
Это означало , что маленькая щелка
в железном занавесе , появившаяся в середине пятидесятых годов , расширяется :
советские границы приоткрывались для международных обменов , и не только в
области техники, но также науки , культуры и туризма .
Правда , для поездки заграницу советским людям - особенно припоездках на
Запад - приходилось проходить тяжелую и подчас унизительную “проверку” со
стороны партии и КГБ . Многим это не удалось - и иногда в самый последний
момент. Поэтому на международных конференциях с досадой привыкли к тому , что в
последний момент появляется не приглашенный крупный советский ученый ,а
поспешно подброшенная замена.
Люди , которые сместили Хрущева , невсе были экономическими
реформаторами. Срединих были и один или два ортодокса , таких,как Михаил Суслов , считавшийся главным идеологом ,и
Александр Шелепин , бывший глава КГБ. Шелепина ,как “опасного человека” , со
временем переместили с его ключевого поста в секретариате партии на относительно безобидную должность
профсоюзного лидера.
Леонида Брежнева , который занял освободившийся после Хрущева пост
первого секретаря партии , поначалу большинство его коллег рассматривали как
переходную фигуру. Вскоре, однако, выяснилось , что именно он был тем
человеком, который в наибольшей степени соответствовал тогдашним настроениям в
Политбюро и Центральном Комитете. Он быстро свернул наиболее неудачные
начинания Хрущева в области сельского хозяйства, образования , управления
экономикой и партийным аппаратом и провозгласил
принцип “стабильности кадров”.Это значило, что жизнь партийно-
государственного аппарата высшего и среднего уровня станет отныне более
комфортной. Добродушный и не лишенный чувства юмора , Брежнев был типичным
лидером-”соглашателем”, способным сглаживать противоречия между противостоящими
друг другу группировками , даже если это приводило к отсутствию определенной
политической линии. Многие годы он успешно изолировал потенциальных соперников
и продвигал на высшие должности своих протеже
и преданных ему людей. Все это делалось с царственной медлительностью :
прошло двенадцать или пятнадцать лет. прежде чем он стал настоящим вождем.
окруженным собственным “культом”.
К середине 1960-х гг. общество,основы которого были заложены Сталиным,
сформировалось полностью - в высшей степени иерархическое, стабильное
иконсервативное. Имеется в виду , что оно на деле было единой огромной
организацией, которой управлял партийно-государственный аппарат,чья
штаб-квартира находилась в Центральном Комитете Коммунистической партии,
распологавшемся в здании на Старой площади в Москве.Через посредство
номенклатурной системы управления , которая к тому времени стала высокоразвитой
и изощренной , Центральный Комитет в принципе держал под контролем каждую
сколько-нибудь значимую должность в любой сфере человеческой деятельности
,делегирую свои полномочия нижестоящим партийным организациям, осуществлявшим
ту же политику на более низких ступенях иерархической лестницы.
Любой завод, предприятие , высшее учебное заведение , транспортное
предприятие, колхоз, торговая структура - короче, любое рабочее место имело
свой ранг в этой иерархической системе. Это могла быть должность “всесоюзного
значения”, или республиканского,
областного ,районного или городского. Заработная плата служащих и рабочих
менялась в соответствии с этими рангами,а равно и доходы и привелегии
начальства. В соответствии с “табелью о рангах” удовлетворялись и потребности
предприятий в оборудовании и рабочей силе.
По соответствующим ступенькам было расставлено и все население страны .
Осуществлялось это при помощи введенной Сталиным прописки, или вида на
жительство Наивысшим был статус жителей Москвы, где можно получить самую лучшую
работу , самое хорошее образование, а пища. товары народного потребления и
услуги были относительно легко доступны. К тому же там было возможно общение с иностранцами или теми советскими
гражданами, которые привозили товары с Запада. Второе место в иерархии занимали
Ленинград и столицы союзных республик, затем, еще ниже , города с
населением в 500 000 человек и более, и
прежде всего те , где находились предприятия военной, космической или другой
промышленности, связанной с использованием высоких технологий ,т.е. предприятия “всесоюзного значения”.Жители
таких городов имели кое-какие блага, доступные москвичам, но в меньших
масштабах. Во всех этих городах ограничивался рост населения: милиция
прописывала человека только тогда , когда работодатель определенного ранга мог
привести убедительные причины того, что нуждается в этом человеке. Прописка
существовала в двух формах - временной и постоянной ,что создавало
дополнительную ступеньку в иерархической структуре. Борьба за превращения
первой во вторую могла занять многие годы. “Пятый пункт” в паспорте мог
усложнить любой из этих процессов,особенно если там значилось “еврей”. Для того
чтобы обойти все эти препятствия, люди нередко вступали в брак с лицами, у
которых прописка была более “высокого” класса не исключено , что подобные
фиктивные браки стали столь же обычны для советского общества , как брак по
расчету во Франции времен Бальзака.
Жизнь в маленьких городах и деревния , где-нибудь в првинции
автоматически означала, что человек низшим социальным статусом . Переезд оттуда
в Алма-Ату ,Киев или Ригу был очень сложен и зависел от благорасположения
начальства. Переехать в Москву было практически невозможно. В наихудшем
положении находились колхозники. У них даже не было паспортов , потому они не
имели права вообще ни на что, кроме краткого пребывания в городе. Единственной
возможностью для колхозника потребовать паспорт был момент перед призывом на
действительную военную службу - это казалось исключительно мужчин - или если
они уезжали для того, чтобы получить специальное или высшее образование. Нет
ничего удивительного , что большинство покинувших таким образом деревни молодых
людей крепко держались за свои пасторта и впоследствии старались не
возвращаться домой ,а найти работу в городе. Только после 1974 г. колхозники
начали получать паспорта и “второе крепостное право” стало клониться к упадку.
На вершине социальной пирамиды распологались “кадры”
партийно-государственного аппарата. Исследователи, занятые изучением советской
политики , сейчас начали забывать, что слово это по происхождению чисто
военное. Таким же военным был и самый дух партийно-государственных кадров - во
всяком случае, иерархическая структура и приказы были необходимы им как воздух.
В некотором смысле это свойство даже усилилось после того, как Хрущев освободил
их от постоянного страха ареста . Тем не менее нескончаемые хрущевские
реорганизации партийно-государственного аппарата до некоторой степени лишили их
привычного комфорта и стали досаждать : между 1956 и 1961 гг. Хрущев изменил
персональный состав Совета Министров, Президиума ЦК партии (Политбюро),
секретарей партии областного уровня больше, чем на две трети. Сменилась и
половина Центрального Комитета.
Преемники Хрущева уничтожили даже этот предмет беспокойства. Лозунгом
брежневской политики стало “доверие к кадрам”.
Брежневская политика должна была
обеспечить людям, которые находились в центре номенклатурной системы, членам
Центрального Комитета и руководителям его отделов, совершенно новое чувство
стабильности и уверенности дошедшее, в конечнм этапе ,и до наших дней .
Уже ранней осенью на Украине традиционной житнице России появились хлебные очереди. Достижения и просчёты государственной партийной и общественной жизни при хрущев. Реферат достижения и просчеты социально экономической политики в конце х х гг. Просчеты государственного управления экономикой в е годы таблицы и задачи. Реферат по истории на тему новая эконом политика реализация и просчеты. Образование ссср достижение и просчеты форсированной индустриализации. Просчеты государственного управления экономикой в таблицы и задачи. СССР В СЕРЕДИНЕ ГОДОВ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ ХРУЩЕВА РЕФОРМАТОРА. Основные достижения ссср в области политики экономики культуры. Достижения и просчеты ссср в отношениях с сша в холодной войне. Достижения и просчеты Хрущевской деятельности в духовной сфере. Деятельность Хрущева достижения просчеты деятельность Хрущева. Основные направления политики ссср годы достижения и просчеты. Таблица направления достижения просчеты внешней политики ссср. Достижения и просчеты национальной политики СССР в е годы.
|