Политика и право Политика и право
Политика и право РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Политика и право


©
"КоБра"
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая
система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических
институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической
организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных,
юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и
установкам политического режима конкретного общества. Политическая система
включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством,
характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию
власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в
обществе, характер политического участия, неинституциональных политических
отношений.
Политическая
система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной
системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее
общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным
окружением и природными ресурсами ( демографическими,
пространственно-территориальными ), а также внешнеполитическим оружием.
Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и
внутреннего окружения определяется ведущей организационной и
регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система конкретного
общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой
правления ( парламентского, президентского и т.п. ), типом государства ( монархия,
республика ), характером политического режима ( демократического,
тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений ( стабильных
или нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п. ),
политико-правового статуса государства ( конституционного, с развитыми или не
развитыми правовыми структурами ), характером политико-идеологических и
культурных отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ),
историческим типом государственности ( централистским, с иерархическими
бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией
уклада политической жизни ( политически активным или пассивным населением, с
кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми
гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая
система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления
и ослабления других систем ( деспотический и тоталитарный тип политической
системы ) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные
состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.
Политическая
система существует в политическом пространстве общества, которое имеет
территориальное измерение ( очерченное границами страны ) и функциональное,
определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на
разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут
различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций ( партий, общественных
организаций ), действия политических институтов ( власти политического центра и
местного самоуправления ), границ политического и экономического управления,
сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д.. Определение
границ различного рода функциональных пространств политической системы -
ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он
формализуется, юридически фиксируется ( в конституции, законе ), эта фиксация
составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы
власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а
также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как
согласование управления и самоуправления, пространства централизованной
концентрированной власти и децентрализованной и т.д..
Существование
политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития
или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический
масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа,
например, переход от политической системы феодального общества ( с отношениями
личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией
монархического центра ) к политической системе буржуазного общества ( с
обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и
т.д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд
закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее
централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на
рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и
новым циклом противоречий этих двух начал ( при переходе от античных империй к
ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному
государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу
демократизации ), общий процесс усложнения системы и ее подсистем ( появлением
и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее
юридическое оформление, расширение политического участия, т.е. более полное
включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование
демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр.,
более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию
отношений власти и народа ( переход от командно-приказных деспотических и конфликтных
отношений сверху вниз к договорным конституционным и консенсусным ), развитие
конституционного процесса и системы суверенитетов ( власти, народа, права,
государственно-территориальных образований и пр. ), формирование в структуре
политической системы массовых процессов ( крупных политических мобилизаций в
поддержку общественных преобразований или против них, в периоды выборов и т.д..
Разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских,
образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую
социализацию и пр. ), развитие ассоциативных форм политической жизни -
формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений и
т.п..
Понятие
государства.
Основные элементы гос-ва: территория, население, власть.
Государство
- основной институт полит системы общества, создаваемый для организации и
управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью
гос власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Функции гос-ва. Внутренние:
n охрана
сущ полит строя, соц-полит структуры общества, порядка и зак-сти, защита прав человека;
n хоз-орг,
общ-эк;
n социальная;
n культурно-воспитательная.
Внешние:
n оборона
страны;
n защита
интересов на межд арене.
Формы государственного устройства.
По формам правления государства делятся на:
n монархии
(конституционная, абсолютная);
n республики
(парламентская, президентская).
В соответствии с национально-территориальной организацией гос-ва
подразделяются на:
n унитарные;
n федеративные;
n конфедерации.
По полит режиму гос-ва делятся на:
n демократические;
n недемократические.
Новые тенденции в развитии современных гос-в.
n стремление
к созданию подлинно демократического, правового гос-ва;
n демократическая
ограниченность суверенитета гос-ва, кот идет на смену абсолютному суверенитету;
n децентрализация
гос власти;
n интеграция
эк и полит жизни с одной стороны и оживление национальных движений и дробление
уже существующих гос-в - с другой;
n стремление
иметь собственную идеологию, объединяющую общество;
n сокращение
бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его содержание.
Термином
государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые
характеризуются следующими чертами:  а)
отношением власти и подчинения;  б)
монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;  в) наличием юридического порядка;  г) относительным постоянством;  д) институциональным измерением. Таким
образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое
от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения,
существующий в конкретных 
пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое
явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт,
предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его
членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения
между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.
Государство
- это коллективный феномен, существующий в конкретном  пространственно-временном контексте. Пространственно-временной
характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок
действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок
определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его
применимость сужена до данной территории в течение данного периода.
Итак,
государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого
является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.
Государство
- это политическая общность, составляющими элементами которой являются
территория, население и власть. Территория - это пространственная основа
государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих
возможным существование государства. В конечном счёте без территории
государства не существует, хотя она может изменяться во времени.
Территория
государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные
воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает,
что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и
имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и
частных лиц.
Вторым
составляющим элементом государства является население, то есть человеческое
сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ как
родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная
группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим
чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо
народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от
других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с
общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей
между лицами, принадлежащими к одной нации.
Население
государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Даже в
том случае, когда на различные национальные группы, существующие на территории
одного государства, распространяется его политическая власть, отношения между
ними часто бывают напряжёнными, а в особых случаях и конфликтными. В
многонациональных государствах внутренний конфликт может повлечь опасность для
политической стабильности, поскольку возникающие в подобных случаях
сепаратистские национальные движения стремятся создать самостоятельное
государство. В некоторых случаях сепаратистские движения ведут вооружённую
борьбу в форме террористической деятельности за достижение национальной
независимости.
Третьим
составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения
господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью
общества.
Итак,
государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много
национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где
поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует  институционализованную власть, обладая
законным правом применения принуждения.
Понятие
власти
Власть
- отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и
остальной частью общества.
Политическая
элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические нормы.
Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их
нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть
осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что
именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В том мере,
в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы.
Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения
данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.
Чтобы
государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны
признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти
проявляется неуважение, правители, опираюсь на институционализированные аппараты
насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой.
Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на
постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает
достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами
прямого и косвенного убеждения.  Институционализированное
насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита,
когда социальные привычки к подчинению 
и её социологическая легитимация ослабляются и возникает возможность свержения
элиты.
Лица,
входящие в элиту, меняются, однако институционализированная власть государства
от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения
сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких, как
гражданская война или подчинение другим государством. Государство управляется
элитой, состоящей из конкретных людей, однако вследствие своей  институционализованности оно обладает
относительной стабильностью, которая, как правило, выходит за рамки жизни
отдельных людей и приобретает историческое измерение.
Осуществляемая
политической элитой государственная власть имеет две функции: посредническую и
функцию управления.
Элита
ответственна также и за разрешение внешних конфликтов, за регулирование
отношений с зарубежными государствами, за организацию национальной обороны и
осуществление дипломатических отношений. Умение элиты руководить национальной
обороной, регулировать международные отношения является столь важным, что она
может укрепить или потерять свою власть в зависимости от успеха или не успеха в
этом деле. Политическая элита, чтобы сохранить свою легитимность, должна
бороться за сохранение суверенитета своего государства в мировом сообществе.
Итак,
выполняя свою посредническую функцию, политическая элита регулирует
потенциальные и реальные конфликты как внутри государства, так и вне его.
Политическая
элита выполняет функцию управления государством, регулируя ход государственных
дел в целом. Для этого создаются особые органы и формируются нормы, призванные
регламентировать развитие общества. В задачи элиты входит не только обеспечение
сохранения и воспроизводства существующего общественного порядка, но и
контроль, осуществляемый с большей или меньшей эффективностью и
беспристрастностью, за выполнением определённых видов деятельности, необходимых
для общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с
экономикой, обороной, судопроизводством, контролем за природными ресурсами,
здравоохранением, обеспечением продуктами питания, образованием, коммуникациями
и т. д.; политические элиты пытаются смягчить их и по возможности разрешить.
Престиж элит тесно связан с успехом или неуспехом этих попыток. Поэтому в
политической жизни важно не то, что говорит элита о своих действиях, а то, что
она делает на самом деле. Между целями, о которых заявляет или которые
действительно ставит перед собой элита, и их реализацией в политической жизни,
как правило, лежит множество препятствий. При этом могут возникать следующие
типы ситуаций: полное достижение поставленных целей, частичное их достижение,
их недостижение, и, наконец, появление непредвиденных и нежелательных
последствий.
Виды
власти
Каждое
государство имеет свой политический режим. Политический режим  означает совокупность приемов, методов,
форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе,
характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в
обществе и определенный тип 
политической системы, существующей в стране.
Режим
- управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и
политической власти господствующего класса.
В
современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно
отличаются друг от друга.
Античный
философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
1) по тому, в чьих руках власть;
2) по тому, как эта власть
используется.
Правильные “ формы государства: монархия ( власть
одного человека ), аристократия ( власть в руках немногих “лучших” ), полития (
власть большинства из средних в имущественном отношении людей ).
Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти
люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К
неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана ),олигархия ( у
власти имущее меньшинство ) и демократия ( контроль общества (большинства ) над
властью)).
Демократия
понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или
большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о
демократии сохранялось  вплоть  до 
конца  1868  года, 
а  со времен     Великой
французской
революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам
политического устройства государства. Выделяют два основных демократических
принципа: свобода и равенство.
Одна
из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических
режимов - деление  их на тоталитарные,
авторитарные и демократические. Типология политических режимов:
а)
демократический политический режим;
б)
либеральный политический режим;
в)
авторитарный политический режим;
г)
тоталитарный политический режим.
Политика
Политика
- сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром
которой является проблема завоевания ,удержания и использования государственной
власти.
Любая
проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с
классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью
самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы
общества.
Политическая
деятельность - одна из форм общественной деятельности. Но это особая,
специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий
общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих
политических интересов и прежде всего по поводу завоевания, использования и
удержания власти.
Формы
политической деятельности внутри политических партий различны: Споры, диспуты,
широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в средствах массовой информации;
Цель диалога - выяснения точек зрения, достижения согласия по обсуждаемым
вопросам, а главное - осуществление согласованных действий.
Политическая
деятельность, как любая другая, разделяется на теоретическую и практическую.
Для
теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная,
прогностическая, ценностно-ориентировачная.
Для
практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы
политической жизни, где осуществляются политические действия: это внешняя
политика и международные отношения, выработка и реализация внутренней политики
государства, участие в жизни партий, военная политика и т.д.
Политика
и право
Правовой
статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина ,
отраженных в нормах всех отраслей 
действующего права .
Основы
правового статуса  личности охватывают
конституционно закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод
человека и гражданина можно сформулировать следующим образом : Конституционные
(основные) права и свободы, принадлежащие ему от  рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства),
защищаемые государством , составляющие ядро правового статуса личности:
Перечисление
в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться
как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина . Об этом  говорится в ст.55
ч.2 Конституции Р.Ф. Глава 2 Конституции Р.Ф., 
посвященная  правам и свободам  человека и гражданина , включает  48 статей (с 17 по 64).
Впервые
научную классификацию данных правомочий осуществила  М.П.Карева , приняв за основу важнейшие  сферы деятельности человека . Ее классификация включала следующие
составляющие : а) социально-экономические права ; б) равноправие граждан ; в)
демократические свободы. В дальнейшем государственно-правовая наука , используя
классификационные основы , предложенные М.П.Каревой , выработала систему
основных прав и свобод , куда вошли :
1)социально-экономические
права и свободы  граждан ;
2)   политические права и свободы граждан ;
3)   личные 
права и свободы граждан.
Наиболее
подробно данная  проблема  исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор удачно
совместил наименование элементов системы конституционных прав и обязанностей с
основанием  приведенной  классификации. Ученый выделил следующие
группы основных прав , свобод и обязанностей :
1)   права и обязанности граждан в сфере
социально-экономической и культурной жизни ;
2)   права и обязанности  граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни
;
3)   права и обязанности граждан в сфере
индивидуальной свободы.
Однако
систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка , но и те
приоритеты , которых придерживается Конституция в их последовательном  расположении .
Административное
право
Управление обществом, обеспечение общественной
дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов
целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих
способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности,
как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы
государственного управления, явления социальные, так как они находят свое
проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных
отношений. “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является
необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно
базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом
обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом
связано с государственной властью и определяет качество этой власти”.
Решающая роль в борьбе с правонарушениями
принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые
нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод
принуждения «(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств
(санкций) и порядок их применения.» Государственное принуждение, «опосредствуясь
в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в
конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то
органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых
норм.» В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:
Дисциплинарное, Материальное
(гражданско-правовое), Уголовное, Административное.
Административное принуждение является
особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. «Административное
принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое
число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов
и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает
наступление общественно вредных последствий.» Применение административного
принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в  установленных законом случаях наказать правонарушителей,
во-вторых, необходимостью пресекать и, в-третьих, предупреждать правонарушения.
«Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое
явление, поскольку на носит вред охраняемым нормам административного права...
общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство)
вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых
запретов.» Поэтому целью применения мер административного принуждения является
«защита охраняемых правом общественных отношений.»
Меры административного принуждения могут
применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример,
при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение
правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах
считает, что «административное принуждение - это особый вид государственного
принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти,
установленных нормами административного права принудительных мер в связи с
административными правонарушениями». Д.Н. Бахрах отмечает, что «всякую
принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения
нарушения неприкосновенности личности и ее прав.  ... Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт,
имеющий конкретного адресата.»
«Административное принуждение применяется
только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе». Он
указывает, что «как и вообще все средства государственного принуждения,
административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они
применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка.
Поскольку проступки менее вредны чем преступления той меры административного
принуждения в общем менее суровы, чем уголовное наказание.»
Севрюгин В.Е. отмечает, что
административное принуждение является разновидностью юридического (правового)
принуждения и состоит в применении уполномоченными на то
административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными
судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных
мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых
предписаний.” Административное принуждение имеет свои индивидуальные
особенности. Севрюгин В.Е. Выделяет следующие характерные черты административного
принуждения:
1. Основанием применения мер
административного принуждения является административный проступок, а в случаях,
прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее
большой общественной опасности.
2. Меры административного принуждения
применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной
власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по
отношению к ним административной властью.
3. Субъект административной власти и
нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не
подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного
принуждения.
4. Административное принуждение
осуществляется органами государственного управления и только в некоторых специальных
случаях народными судами (судьями), органами общественных организаций
(товарищеские суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в
порядке, установленном номами административного права.
5. Являются результатом реализации
государственно-властных полномочий и состоит в понуждении к исполнению гражданами
и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
6. Применяется для прекращения
противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке,
обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка.
7. Осуществляется в рамках административно
процессуальных норм.
8. Способствует профилактике преступлений.
9. Осуществляется на строго правовой
основе.”
Как уже отмечалось, правом применения
административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально
уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и
надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по
применению административного принуждения является грубым нарушением законности.
Меры административного принуждения имеют
профилактическую направленность, являются средством предупреждения
преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных
установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний.
Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся
различными субъектами право применения административно-правовых средств воздействия.
Административное принуждение - широкое
понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается
разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых
они действуют.
Административное принуждение служит целям
обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.
Меры административного взыскания
представляют собой вид юридической (административной) ответственности, применяется
за совершение определенных правонарушений. «Административное взыскание является
мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего
административное правонарушение, в духе ... общежития, а также предупреждения
новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.»*
Административное взыскание занимает особое
место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в
следующем:
«- они носят ярко выраженный санкционый
характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения,
которые этим качеством не обладают;
     воспитательное
воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым,
быстрым  и наглядным способом;
     взыскания
могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты
правоприменения;
     все
административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального
акта управления - постановления или решения;
     наложение
административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами
милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер
совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины,
имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие
ответственность;
     являются
эффективным средством реализации института ответственность (под которой
понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем
неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание
в виде административного взыскания.»
«Под системой административных взысканий
понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов
наказаний.»
В настоящее время применяются следующие
административно-наказательные средства:
« 1. Меры морального воздействия. Они
связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и
не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся
предупреждение и общественное порицание.
2. Меры личностного воздействия. Они
состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных
претерпеваний.»
В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют
следующие виды административных взысканий:
     предупреждение
(ст. 26);
     штраф
(ст. 27);
     возмездное
изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом
административного правонарушения (ст. 28);
     конфискация
предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом
административного правонарушения (ст. 29);
     лишение
специального права, предоставленному данному гражданину (права управления
транспортными средствами, права охоты (ст. 30);
     исправительные
работы (ст. 31);
     административный
арест (ст. 32);
     выдворение
из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение
административных правонарушений (ст. ).
Итак, административное взыскание - это
«мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами
(должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами (
народными судьями), а также общественными организациями и их законными
представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка.»
Правовое
государство
Правовое
государство - термин, появившийся у нас в стране достаточно недавно. В этом нет
ничего удивительного т.к. смысл его в том, что государство должно подчиняться
праву, что фактически означает преобладание общечеловеческих ценностей над
классовыми. А в государстве «победившего пролетариата» создатели, основатели и
идеологи которого определяли право как явление вторичное по отношению к
государству, как возведенную в закон волю господствующего класса - пролетариата
подавлять сопротивление буржуазии, об этом не могло быть и речи. После победы
революции, полагали Маркс, Энгельс, Ленин право, как типичный продукт
буржуазного общества, будет постепенно отмирать. Концепция диктатуры пролетариата
предполагала неограниченное законом и опирающееся на насилие господство
пролетариата над буржуазией.
Однако
уже в первые послеоктябрьские дни и недели Ленин стал говорить о необходимости
соблюдения законности. Другое дело, что это была уже так называемая
социалистическая законность, которая, якобы, воплощала в себе волю рабочего
класса, всех трудящихся, всего народа, а фактически выражала интересы
партийно-государственного руководства. Сложившаяся общественно-экономическая и
политическая ситуация в стране привела руководство к необходимости создания определенных
правовых гарантий для граждан в их взаимоотношениях между собой и с органами
власти и управления с целью упорядочивания общественной жизни. 18 ноября 1917
года Ленин выступил в «Правде» против открытого и ничем не связанного террора.
Он одобрил постановление ВЦИК об отмене приказа №1 М.А.Муравьева
(главнокомандующего по обороне Петрограда), предусматривающего расправу без
суда. В 1918 году была принята первая советская Конституция. В начале 20-х
годов начинают действовать первые кодексы законов. Повышается роль суда и
адвокатуры, сужается сфера государственного принуждения. Принцип единой
законности был провозглашен как основополагающий. Но уже с конца 20-х годов
начался отказ от научной теории ленинского курса строительства социализма,
отход являющийся, по сути, контрреволюционным.
Практическую
реализацию этой контрреволюционной политики осуществил Сталин. Те деформации
социализма, которые связаны с его именем, свели на нет основы социалистического
правового государства, возведенные В.И.Лениным.
Возврат
к идее правового государства произошел после ХХ съезда партии, когда состоялся
принципиальный разрыв с беззакониями сталинизма, началась социалистическая
законность, стала проводиться широкая реабилитация невинно осужденных, были упразднены
органы внесудебной репрессии, отменен упрощенный по сути, инквизиционный,
порядок рассмотрения дел о, так называемых, контрреволюционных выступлениях.
Были открыты новые возможности в советском государственно-правовом
строительстве. Но реализации этих возможностей препятствовали обстановка и
условия времени застоя, когда прежняя политическая система руководства
обществом все сильнее обнаруживала свою несостоятельность и непригодность, а
новая не создавалась.
Еще
в 70-е годы в нашей юридической науке и литературе стала обсуждаться, правда
весьма робко, проблема советского правового государства как направления
развития и правового оформления общенародного государства. Разработка этой темы
в условиях перестройки получила не только теоретическое, но и практическое
значение, особенно после решений Х1Х конференции КПСС  О формировании социалистического государства.
Забыты,
прежние, казалось, незыблемые установки о приоритете государства в политической
сфере, о недопустимости ставить право над государством. Стало очевидным, что
наше общество не покончит с ужасами сталинского тоталитаризма, если не пойдет
по пути воссоздания справедливого гражданского общества и реализации заложенных
в нем ценностей.
Принятие
нашим обществом формулы правового государства означает переворот в
представлении о соотношении государства и права. Правовое государство
предполагает, в первую очередь, господство права над государством. Кроме этого
- верховенство закона во всех областях общественной жизни, разделение властей,
плюрализм мнений, гласность, высокая роль суда ( вт.ч. конституционного),
взаимная ответственность гражданина и государства.
Лишь
при наличии и широком развитии всех вышеназванных признаков, можно с
уверенностью говорить о создании правового государства.
Господство права предполагает сочетание двух аспектов:
1.институционно-правового ( в форме правовой организации системы
государственной власти)
2.нормативно-правового ( в виде верховенства правового закона)
При
этом необходимо учитывать то, что правовая законность и правовая организация
должны быть таковыми не только, по названию, но и по содержанию. И здесь
наиболее уместно одно из определений права по Р.З.Лившицу как «нормативно
закрепленной и реализованной справедливости». Иначе закон и законность могут
выродиться во вспомогательные средства организации, поддержания и оправдания антиправовых
порядков.
Взаимосвязи
между правом и государством очень сложны. С одной стороны, основной путь
объективизации права проходит через закон - государственный акт. Одновременно
государство через систему органов - судебных, следственных и других -
обеспечивает фактическую реализацию правовых установлений. Причем, понятно, что
таким путем государство стремиться воплотить в жизнь свою волю, политические
интересы, которые имеют классовое содержание. Проводя строгие различия между
правом и законом, надо видеть, что первое как самобытный феномен, отличающийся
значительной социальной силой и самостоятельной ценностью, обретает свои
свойства особого институционного образования посредством государственно-правовых
актов, т.е. того, что именуется источником права или формой права.
Тот
факт, что право существует и развивается в известном противоборстве с
государством, с достаточной полнотой и наглядностью обнаруживает себя при
демократическом решении. Право как явление цивилизации и культуры формируется и
совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии  с принципами демократии ограничивает
государственную власть, устанавливает для деятельности государственных органов
последовательно разрешительный порядок, упорядочивает эту власть через отработанные
процессуальные и процедурные формы.
Трудовое
право (КЗОТ от 24.11.96)
Статья 1. Задачи
Кодекса законов о труде Российской Федерации
Кодекс
законов о труде Российской Федерации регулирует трудовые отношения всех
работников, содействуя росту производительности труда,
улучшению качества работы, повышению эффективности
общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного
уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному
превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого
трудоспособного человека. Кодекс законов о труде Российской
Федерации устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану
трудовых прав работников
Статья          2. Основные трудовые права и
обязанности работников
В
соответствии с Конституцией Российской Федерации - России каждый имеет право на
труд, который он свободно выбирает или на который
свободно соглашается, право распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.
Принудительный
труд запрещен. Каждый работник имеет право:
·
на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
·
на возмещение
ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с
работой;
·
на равное
вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного законом минимального размера;
·
на отдых,
обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных
выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков;
·
на объединение в
профессиональные союзы;
·
на социальное
обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных
законом случаях;
·
на судебную защиту
своих трудовых прав.
Работник
обязан: добросовестно выполнять свои трудовые обязанности; соблюдать трудовую
дисциплину; бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения,
организации; выполнять установленные нормы труда.
Статья
4. Законодательство о труде Законодательство Российской
Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового
законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской
Федерации. На территории Российской Федерации до принятия
соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в
части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской Федерации, а
также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.
Статья
5. Недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников/ Условия договоров о труде, ухудшающие положение
работников по сравнению с законодательством о труде, являются
недействительными.
Администрация предприятия, учреждения,
организации совместно с советом трудового коллектива и соответствующим выборным
профсоюзным органом вправе устанавливать за счет собственных средств
дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников коллектива или
отдельных категорий работников.
Уголовное
право
Наличие
в действиях лица признаков состава преступления не означает еще, что это лицо
во всех случаях должно нести уголовную ответственность с применением наказания.
Если деяние или лицо, которое его совершило, утрачивают по каким-либо причинам
общественную опасность ко времени расследования или рассмотрения дела в суде,
либо же опасность виновного окажется незначительной и он может быть
перевоспитан без применения мер уголовного наказания, российское уголовное
право допускает возможность в установленном законом порядке освободить лицо или
от уголовной ответственности, или от наказания. Также допускается возможность
освобождения от отбывания некоторых видов наказания ,если до полного отбытия
назначенного судом наказания лицо докажет свое исправление.
Если
рассмотреть все предусмотренные законом основания освобождения от уголовной
ответственности и наказания по стадиям, то можно их классифицировать в
следующем порядке:
1.   Лицо полностью освобождается от уголовной
ответственности до привлечения в качестве обвиняемого.
В данном случае виновный практически не несет
никаких отрицательных последствий своего преступления.
К этому пункту можно отнести не возбуждение или
прекращение уголовного дела за истечением сроков давности, в следствии акта
амнистии, ввиду помилования отдельных лиц, за применением потерпевшего и
обвиняемым или за отсутствием жалобы потерпевшего.
2.   Лицо привлекается в качестве обвиняемого, но
до осуждения его судом освобождается от уголовной ответственности.
Здесь для виновного наступают некоторые
отрицательные последствия, но прекращаются до осуждения.
Это- истечение давности (ст.48), в следствии акта
амнистии, от падения общественной опасности деяния или лица в связи с
изменением обстановки (ст.50), передача дела в товарищеский суд (ст.512),
передача лица на поруки (ст.52), передача дело о несовершеннолетнем в Комиссию
по делам несовершеннолетних ( ст.10).
3.   Лицо осуждается, выносится обвинительный
приговор, но без назначения наказания.
В данном случае имеется в виду статья 50 ч.2 -
отпадение общественной опасности лица.
4.   Лицо осуждается, выносится обвинительный
приговор с назначением наказания, но с отсрочкой его исполнения (ст.46).
5.   Лицо осуждается, выносится обвинительный
приговор с назначением наказания, но с освобождением от его отбывания.
К
этой категории относится истечение давности, обнаруженное в стадии судебного
разбирательства; амнистия, если тот факт, что деяния подпадают под амнистию,
обнаруживается в стадии судебного разбирательства.
Конституционное
право
Конституционное
(государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как
отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в
системе высшего юридического образования. Термины «конституционное право» и
«государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, подходя
формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью
права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных
терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной
традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы
традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для
германской системы характерно употребление термина «государственное право».
При
более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие
терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между
соответствующими понятиями. Так в Великобритании, США, Франции к началу или в
начале Х1Х века утвердился конституционный строй, минимальными признаками
которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В
Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться
термин «конституционное право». Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в
германских юридических вузах часто используется термин «публичное право»,
который охватывает и административное право, и судебное право, и некоторые
другие отрасли права. Государственное право рассматривается как основополагающая
часть публичного права.
Самостоятельность
конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде
всего его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует
общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и
государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.
Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие
отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.
Дополнительным
основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит
метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов
правового воздействия на общественные отношения.
Преобладающей
формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является
метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм
конституционного права, относящихся к организации власти: «Все органы и
государственные предприятия обязаны оказывать депутатам необходимое содействие
в выполнении ими своих обязанностей» (ст. 8.5 Конституции Республики Куба 1976
г.); «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Италии
1947 г.).
Наряду
с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы:
«Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола и национального происхождения
запрещена и карается законом» (ст. 41 Конституции Республики Куба); «Всякий
императивный мандат
является
недействительным» (ст. 27 Конституции Французской Республики 1958 г.).
Конституционному
праву известен и метод дозволения, применяемый по преимуществу к регулированию
статуса человека и
гражданина,
что само по себе естественно, но также иногда при определении полномочий государственных
органов.
В
целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений
основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех
общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного
права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не
большинства этих норм. В то же время немалая их часть в демократических
государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает
соответствующие ограничения для государственной власти.
Содержание
конституционного права во многом определяется социальными противоречиями,
борьбой классов и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом
государстве конституционное право неизбежно представляет собой выражение
социального компромисса. Что же касается формы тех или иных
конституционно-правовых институтов, то она зачастую представляет собой плод
субъективного выбора правящих в стране сил. Если, например, наличие в
парламенте одной или двух палат чаще всего зависит от позиций заинтересованных
политических сил, прежде всего политических партий, то число депутатов, скажем,
в палате общенационального представительства определяется нередко просто
предпочтением непосредственных составителей конституционного текста, которое
может не иметь ничего общего с их политико-партийной принадлежностью.
Конституционное
право - это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение
человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы
организации и деятельности системы государственных органов, и также органов
самоуправления.
Это
наиболее общее определение, охватывающее самые существенные объекты
регулирования. Естественно, что оно оставляет без внимания некоторые более
частные предметы, как, например, государственные символы.
В
литературе часто можно встретить более краткое определение, дававшееся обычно
советскому государственному праву. Говорилось, что это отрасль права, которая
регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной
власти. Конституционное право является сложной системой, включающей множество
взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее
строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного
права - это его общие принципы, его институты и нормы.
Демократия
Демократия
- ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) -народовластие - это
одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном
участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал
общественного устройства : свобода, равенство, уважение человеческого
достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за
народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит
с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над
меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного
привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический
режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека,
реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на
государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно
узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ
выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы
должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под
соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов,
свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если
одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её
лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные
механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина
принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим
партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации,
стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени,
что выборы нельзя уже назвать честными.
2) Периодическая выборность
основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на
определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно
проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В
Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие
латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее
распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы.
Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица,
осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный,
ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов,
а не по желанию некоего генерала.
3) Демократия защищает права
отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим
путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не
недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства
составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в
отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится
недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно
избранного правительства.
4) Равенство прав граждан на
участие в управлении государством: свобода создания политических партий и
других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на
информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей
в государстве.
В
зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как
непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую,
плебисцитарную и представительную.
При
прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке,
обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл
только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или
племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут
собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем
консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах
осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6
тысяч человек.
Важным
каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная
демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая
демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса
властвования ( в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их
осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического
влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам
посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной
проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом,
правительством , партией или инициативной группой. Возможности участия основной
массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей,
наиболее распространенной в современном обществе, формой политического участия
является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы
власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в  принятии политических решений, в принятии
законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов
могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в
представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны
народу во всех своих действиях.
Демократические
государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:
1. Народовластие
- т.е. признание народа источником власти, сувереном ( от франц. SOUVERAIN -
носитель верховной власти в государстве );
2. Правительство
основано на согласии управляемых;
3. Гарантии
основных прав человека;
4. Свободные
и честные выборы;
5. Равенство
перед законом;
6. Справедливое
судопроизводство;
7. Конституционное
ограничение правительства;
8. Социальный,
экономический, идеологический и политический плюрализм;
9. Ценности
сотрудничества и компромисса.
Полномочия
президента РФ (Из конституции РФ от 12.12.93)
1.   Президент
Российской Федерации является главой государства.
2.   Президент
Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и
свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации
порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3.   Президент
Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами
определяет
основные направления внутренней и внешней политики государства.
4.   Президент
Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию
внутри страны и в
международных
отношениях.
1.   Президент
Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании.
2.   Президентом
Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе
35 лет, постоянно
проживающий в
Российской Федерации не менее 10 лет.
3.   Одно и
то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более
двух сроков подряд.
4.   Порядок
выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
1.   При
вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую
присягу:
«Клянусь при
осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять
права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию
Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и
целостность государства, верно служить народу».
2.   Присяга
приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации,
депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской
Федерации.
Президент
Российской Федерации:
а)
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской
Федерации;
б)   имеет право председательствовать на
заседаниях Правительства Российской Федерации;
в)
принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г)   представляет Государственной Думе
кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка
Российской
Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от
должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д)  по предложению Председателя Правительства
Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности
заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных
министров;
е)
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей
Конституционного Суда Российской
Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации;
вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального
прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж)  формирует и возглавляет Совет Безопасности
Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; з)
утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и)
формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к)  назначает и освобождает полномочных
представителей Президента Российской Федерации;
л)
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской
Федерации;
м)
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или
комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических
представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных
организациях.
Президент
Российской Федерации:
а)
назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральным законом;
б)  распускает Государственную Думу в случаях и
порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в)
назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е)
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в
стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
1.   Президент
Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения
разногласий между
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а
также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В
случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора
на рассмотрение соответствующего суда.
2.   Президент
Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов
Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным
обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент
Российской Федерации:
а)  осуществляет руководство внешней политикой
Российской Федерации;
б)  ведет переговоры и подписывает международные
договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г)
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических
представителей.
1.   Президент
Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами
Российской Федерации.
2.   В
случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы
агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3.   Режим
военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Президент
Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных
федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент
Российской Федерации:
а)  решает вопросы гражданства Российской
Федерации и предоставления политического убежища;
б)
награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает
почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные
звания;
в)
осуществляет помилование.
1.   Президент
Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2.   Указы и
распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей
территории Российской
Федерации.
3.   Указы
и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить
Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Президент
Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
1.   Президент
Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им
присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в
должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской
Федерации.
2.   Президент
Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки,
стойкой
неспособности по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы
Президента Российской Федерации должны состояться
не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
3.   Во всех
случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои
обязанности, их временно
исполняет Председатель Правительства Российской
Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет
права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить
предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
1.   Президент
Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только
на основании выдвинутого
Государственной Думой обвинения в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением
Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента
Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда
Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2.   Решение
Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об
отрешении Президента от должности
должны быть приняты двумя третями голосов от
общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов
Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии,
образованной Государственной Думой.
3.   Решение
Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности
должно быть принято не позднее чем
в трехмесячный срок после выдвижения
Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение
Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным
Политические
партии
Неотъемлемой
частью политической системы современного демократического общества являются политические
партии.
Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”, элемент
политической системы.
      ПАРТИЯ - 
это  политическая  общественная   организация,   которая   борется за власть или за участие в осуществлении
власти.    Соперничество политических
групп,  объединенных вокруг  влиятельных   семей  или  популярных 
лидеров,  в  течении многих веков составляло   характерную,  существенную  черту  политической  истории.  Но  такие  
организации,  которые мы называем
политическими партиями, возникли в  
Европе и в США в начале ХIХ в.
      Существует множество подходов к
определению сущности политических партий:
1)
понимание партии как группы людей, придерживающихся одной
идеологической доктрины (Б.Констан). 
2)
трактовка политической партии как выразителя интересов
определенных классов (марксизм).
3)
институциональное понимание политической партии как
организации, действующей в системе государства (М.Дюверже).
Другие  подходы к определению партий:
·
партия - носитель идеологии;
·
партия - длительное объединение людей;
·
цель партии - завоевание и осуществление власти;
·
партия стремится заручиться поддержкой народа.
Грани
между партиями и другими политическими объединениями носят нечеткий характер и
зачастую стираются.               
Формирование
партий   было   довольно   
длительным    и    сложным  
процессом. Первоначально  партии
активно действовали только в периоды  
избирательных компаний,  они не
имели постоянно действующих 
местных   организаций,  не 
проводили  регулярных съездов или
конференций,  их   сторонники не были связаны партийной
дисциплиной.
Первой
массовой и постоянно действующей партией была либеральная партия в Англии (с
1861 г.). Причинами возникновения массовых политических партий послужило
распространение всеобщего избирательного права.
      Каждая партия   создавалась   для   защиты 
интересов  определенных   населения (как правило экономических или
национальных).
      Партии, как правило, не однородны и   имеют 
внутри  себя фракции - группы
выдвигающие программы несколько  
отличные от общей, основной программы партии. Существование в
партии   различных   фракций 
делает  ее  политику 
более  гибкой,  поскольку  
помогает  ей  сохранить  
свое   влияние   среди  
различных   групп   избирателей.
      Политика партии  вырабатывается в ходе внутрипартийной политической   борьбы между различными фракциями и
течениями.    Руководящие органы    многих   
партий   составляются   на  
основе   представительства от
различных фракций.    В программах  партии 
обычно  подчеркиваются  их 
намерения служить   интересам
определенных социальных групп,  большинства  граждан 
всей   страны.  В практической политике партии стремятся
учитывать интересы   различных категорий
избирателей поскольку только так можно 
одержать   победу на демократических
выборах.
По
характеру доктрин партии делятся на :
·
революционные;
·
реформаторские;
·
консервативные;
·
реакционные.
По месту
и роли партий в политической системе они делятся на:
·
государственные (партийная идеология становится
государственной, партия формирует государственную систему управления);
·
авторитарные (не сливающиеся с государством, но
составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);
·
парламентские (действующие в конкурентных политических
системах).
Существует
классификация партий по критерию организационной структуры:
·
централизованные;
·
децентрализованные;
·
кадровые;
·
массовые;
·
партии с формально определенными принципами членства;
·
партии со свободным членством.
По виду
партийного руководства партии бывают:
·
коллективного руководства;
·
коллективного руководства с отчетливо выраженным
верховенством лидера;
·
личностного руководства;
·
харизматического руководства;
·
консенсуального руководства.
Политические
партии в современных обществах выполняют следующие функции:             
·
представительство - выражение интересов определенных
групп населения;
·
социализация - вовлечение части населения в число своих
членов и сторонников;
·
идеологическая функция - разработка привлекательной для
определенной части общества политической платформы;
·
участие в борьбе за власть -  подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их
деятельности;
·
участие в формировании политических систем - их
принципов, элементов, структур.
В
современной политической истории различают четыре типа партийных систем:
·
буржуазно-демократическая партийная система
Сформировалась
в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется
следующими правилами:

в обществе идет легальная борьба за власть;

власть осуществляет партия или группа партий, которые
обеспечили себе поддержку парламентского большинства;

постоянно существует легальная оппозиция;

между партиями внутри партийной системы существует
согласие относительно соблюдения этих правил.
В буржуазной системе сформировалось множество
видов партийных коалиций:

многопартийная коалиция -  ни одна из партий не способна добиться компетентного большинства;

двухпартийная коалиция - имеются две сильные партии,
каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия;

модифицированная двухпартийная коалиция -  не одна из двух основных партий не собирает
абсолютного большинства и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями;

двухблоковая коалиция - за власть борются два основных
блока, а партии, стоящие вне блоков не играют существенной роли;

коалиция доминирования - одна партия самостоятельно
осуществляет власть на протяжении длительного периода;

коалиция кооперирования - наиболее сильные партии долго
и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти.
·
социалистическая (фашистская) партийная система

существует только одна легальная партия;

партия руководит государством на всех уровнях государственного
аппарата;
Возникновения
такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных
систем правления.
·
авторитарная партийная система
Такой
тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает
государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе
осуществления власти.  Также допускается
существование других партий.
Правительство
РФ (из Конституции РФ от 12.12.93)
1.   Исполнительную
власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2.   Правительство
Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации,
заместителей
Председателя
Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
1.   Председатель
Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации
с согласия Государственной Думы.
2.   Предложение
о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не
позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного
Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской
Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной
Думой.
3.   Государственная
Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру
Председателя
Правительства
Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4.   После
трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства
Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации
назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает
Государственную Думу и назначает новые выборы.
1.   Председатель
Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения
представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре
федеральных органов исполнительной власти.
2.   Председатель
Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации
кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской
Федерации и федеральных министров.
Председатель
Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации
определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации
и организует его работу.
1.   Правительство
Российской Федерации:
а)   разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет
Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
б)  обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в)  обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой государственной политики в области культуры, науки,
образования,
здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г)
осуществляет управление федеральной собственностью;
д)  осуществляет меры по обеспечению обороны
страны, государственной безопасности, реализации внешней политики
Российской
Федерации;
е)
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране
собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж)  осуществляет иные полномочия, возложенные на
него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
Президента Российской Федерации.
2.   Порядок
деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным
законом.
1.   На
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской
Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2.   Постановления
и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в
Российской Федерации.
3.   Постановления
и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия
Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента
Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Перед вновь
избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации
слагает свои полномочия.
1.   Правительство
Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или
отклоняется Президентом Российской Федерации.
2.   Президент
Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской
Федерации.
3.   Государственная
Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление
о недоверии
Правительству Российской Федерации принимается
большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После
выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации
Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства
Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В
случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит
недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации
объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4.   Председатель
Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой
вопрос о доверии
Правительству Российской Федерации. Если
Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней
принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске
Государственной Думы и назначении новых выборов.
5.   В
случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по
поручению Президента Российской
Федерации продолжает действовать до сформирования
нового Правительства Российской Федерации.
Разделение
властей
Важный
элемент правового государства помимо господства права - разделение властей.
Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового
государства.
Жесткие
рамки абсолютной монархии в России не способствовали теоретическому восприятию
и практическому воплощению русскими учеными идеи разделения властей, вынуждали
исследователей занимать компромиссную позицию, выражавшуюся в отрицании
возможности «делимости» государственной власти, ограничиваясь лишь
распределением функций государственной власти. Россия входила в полосу
революции, не пройдя в полной мере эпохи парламентаризма. Идея Советов
полностью вытеснила эту идею. Новая концепция государственной власти исходила
из ее единства. Принадлежность власти рабочим и крестьянам выражалась в полноте
функций Советов. Понятие «власть трудящихся» сопровождалась четким
размежеванием функций Советов, органов управления, суда, прокуратуры.
Однако
разделение власти и управления оказалось неудачным. Верховному Совету не
полагалось решать вопросы государственного управления. Правительство не стало
органом нашего представительного органа, превратившись в высший исполнительно-распорядительный
орган власти. На практике это привело к уменьшению роли Советов всех уровней и
резкому усилению управленческого аппарата в виде партийной верхушки.
Конституция
СССР 1977 г. с расширением формального народовластия придает Верховному Совету
СССР и другие широкие функции, помимо законодательных. Но и она не
предотвратила деформации власти и сосредоточила ее в руках партийно-государственной
верхушки. Не играли самостоятельной роли и правоохранительные органы. Изменения
конституции СССР 1988г. позволили внести новые моменты, укрепив двуединую
законодательную власть, поднять роль закона путем утраты Президиумом права издавать
указы нормативного характера, введения института конституционного надзора,
усиления подотчетности исполнительных органов перед Советами, повышения роли
суда. И все же принцип «разделения властей» в традиционном смысле не был
воспринят, поскольку это не отвечало бы повышению роли представительных органов
и углублению демократии. Но при построении правового государства разделение
властей неизбежно. С помощью разделения властей правовое государство
организуется и функционирует правовым способом.
Принцип
разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между
самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся
государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции,
принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это
действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных
правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных
ситуаций.
Какая-то
власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное
положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает
законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические
нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и
внешней политики. Единственным представительным и законодательным органом
Российской Федерации является - Федеральный парламент. Он является политически
устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и
прямых выборов. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В
Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты
федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Федерального
собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов,
Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует
и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.
Сильнейшими
средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение
и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов
правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных членов
правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки.
В
системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого
механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее
руководство, назначенным им с согласия Федерального парламента, Правительством,
которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет
исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и
внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и
внешнюю политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и
компетенция правительства определяется федеральным законом. Без надлежащих
сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя законодательную и
судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть
формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им,
действует на основе и во исполнение законов.
Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь
власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В
правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая
гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не
должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни
исполнитель не должны присваивать себе функции суда.
В
этой связи самым главным является обеспечение реальной независимости суда от
различного рода органов и лиц, которые диктовали бы ему свою волю и фактически
узурпировали судебную власть. Поэтому судьи, кроме мировых судей, несменяемы.
Они увольняются в отставку по достижении 70-ти летнего возраста. Судьи должны
назначаться вышестоящими органами власти. Выражением равенства граждан перед
законом является подсудность общему суду, недопустимость расширения юрисдикции
специальных судов. Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации -
высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и
административного судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной
деятельностью высших судов республик, краев, областей, окружных судов.
Полномочия, организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ
устанавливается федеральным законом.
В
суде целесообразно рассматривать также хозяйственные споры предприятий,
организаций и учреждений, поскольку судебная процедура дает спорящим сторонам
больше законных возможностей для вынесения обоснованного и справедливого
решения.
Политическая
культура
Полит
культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего полит
опыт человечества, соц общностей, больших и малых соц групп, полученный в ходе
исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает
воздействие на формирование полит сознания людей и в конечном счете выражается
в их полит ориентациях и установках, кот, 
в свою очередь, определяют полит поведение людей.
Функции полит культуры.
Познавательная
функция - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов,
убеждений и полит компетентности.
Интегративная
- достижение на базе общепринятых полит-культ ценностей согласия в рамках
существующей полит системы и избранного обществом полит строя.
Коммуникативная
функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по
горизонтали”, так и “по вертикали” в соответствии с иерархией полит системы.
С
коммуникативной тесно связана функция обеспечения соц прогресса. Это означает,
что полит культура создает условия для эффективного развития полит системы и
общества в целом.
Нормативно-регулятивная
функция закл в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых
полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
Воспитательная функция дает возможность сформировать личность,
гражданина.
Полит
субкультуры. Полит культура общества не может быть абсолютно однородной.
Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга
модели полит культуры - субкультуры, кот существуют во всех странах. Среди
наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур:
региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.
Типология
полит культуры. Дифференциация полит культур осущ в соответствии с тем или иным
критерием.
Один
из критериев - степень согласованности во взаимодействии полит субкультур в той
или иной стране. На этом основании можно выделить два типа полит культуры:
интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).
Другим
критерием выделения типов полит культуры явл базовые ценности, на кот
ориентируется та или иная общность в полит деятельности или в полит процессе. В
соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры.
Культура
высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и
интересами. Полит система в целом и все ее структурные элементы носят демокр
характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому
высока полит активность участников полит процесса.
Элитарная
полит культура. Базовая полит ценность - власть или властные структуры (гос-во,
элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, кот ставит полит
элита.
Архаическая
полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот они принадлежат (род,
племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя
от этнической общности.
В
качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные
регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное
использование того или иного механизма в полит жизни порождает соотв типы полит
культуры - рыночной или бюрократической.
Основные
пути формирования полит культуры. Условием формирования полит культуры людей
явл их включенность в полит процесс, взаимодействие с полит реальностью. С
полит системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в
той или иной степени участвуют в формировании полит культуры, определяют осн
направления этого процесса. Ими явл: целенаправленная образовательно-просветительская,
духовно-идеологическая деятельность гос-ва, полит партий, общественных
организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки,
образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций
по интересам.
Факторы,
влияющие на формирование полит культуры. Известно, что страны, имеющие
аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от друга в
полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так
наз “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития,
геополит положения страны и в особенности экономическими факторами.
Современные концепции полит культуры. Психологический подход (школа
Г.Алмонда): полит культура рассматривается как набор психологических ориентаций
на соц-полит объекты и процессы.
Комплексный,
обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): полит культуре приписывается
все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо
сводится к полит отношениям, а в конечном счете не имеет специфического
содержания.

      ©2010