Политическая система общества Политическая система общества
Политическая система общества РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Политическая система общества


Лекция 5 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
В современном политическом словаре стран Востока и Запада, пожалуй,
трудно найти более распространенного и вместе с тем более противоречивого
термина или словосочета­ния, чем «политическая система». О политической системе
обще­ства в разных странах и особенно в нашей сейчас говорят и пишут не только
и даже не столько на профессиональном, сколько на обыденном уровне, не столько
юристы, политологи, историки и специалисты в области других гуманитарных и
общественных наук, сколько люди весьма далекие в профессиональном плане от
данной материи, так называемые «популисты». Со страниц акаде­мических журналов
и других изданий «политическая система» в последние годы почти полностью
перекочевала на страницы популярных и непопулярных газет, пропагандистских
брошюр и журналов, а также иных «рассчитанных на широкого массового читателя»
изданий.
Глубокие и
поверхностные, содержательные и бессодержатель­ные рассуждения и умозаключения
о политической системе общества сейчас можно встретить гораздо чаще, чем это
было раньше, например, на страницах английского «Экономиста», пове­ствующего в
одном из своих номеров о том, что «западные симпатии» к бывшему Советскому
Союзу и лично к М. Горбачеву «базируются на
заверениях последнего реформировать СССР» по образу и подобию стран Восточной
Европы; или американского «Ньюсуика»,
анализирующего причины медленного осуществле­ния радикальных преобразований в
политической системе России и рассуждавшего в связи с этим в 1990 г. о том, что
хотя «мастер­ство Михаила Горбачева по формированию и проведению крем­левского
политического курса почти полностью исчерпано», но
«ему так и не удалось добиться своей главной, принципиальной цели — спасти
советскую систему от самое себя».
Можно было бы привести множество и других примеров, подтверждающих сказанное. Однако без того ясно, что к полити­ческой
системе общества вообще и к политической системе нашего общества в частности в
последние годы проявляется весьма обостренное и в то же время довольно
противоречивое внимание.
Несомненно, это следует рассматривать
и оценивать положитель­но, но при условии) Конечно, что ставится цель—понять и объ­яснить, а не сознательно «затемнить» и исказить настоящее и
прошлое, рассуждать на основе глубокого и
разностороннего анализа окружающей действительности, а не
путем гадания на кофейной гуще. И этот аналитический
подход вряд ли возможен, если не иметь четкого.»
разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система.
Каковы ее природа, содержание и назначение? Как
традиционно она понималась в западной и марксистской политологии
и социологии? Как понимается и представляется
сейчас?
Обратимся вначале к
марксистской трактовке политической системы. Согласно традиционному, ставшему своего рода «класси­ческим»
марксистскому представлению, политическая система (организация) общества', подобно государству, праву и другим политическим
явлениям, институтам и учреждениям, представляет
собой объективное явление. Ее существование и функционирова­ние неразрывно связаны и
обусловлены историческими рамками существования и функционирования классового общества. Вместе с ним она и формируется и
видоизменяется в силу раскола общества на классы и возникновения объективно
существующих классовых противоречий. По Мере развития
классового общества и превращения его в
бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На
протяжении всей истории своего существования и функционирования политическая
система общества неизменно выражает и защищает волю и интересы прежде всего
господствующего класса (классов), а в социалисти­ческом обществе должна
выражать и защищать волю и интересы всего народа.
Разумеется, как
показывают исторический опыт, политическая теория и
политическая практика в силу множества объективных и субъективных причин далеко не всегда друг с другом совпадают. В
советской политической теории 60—80-х годов, например, господствовала доктрина, утверждавшая, что в
СССР существо­вало общенародной государство, и политическая система была не чем иным,
как общенародной политической организацией. Однако анализ политической практики
этих и всех последующих лет со всей очевидностью показал, что в стране
существовала и функцио­нировала в модернизированном
виде сложившаяся еще в период культа личности Сталина тоталитарная административно-командная
система. Аналогичные выводы соотносимы не только с поли­тической, но и с
социальной, экономической и иными системами, возникшими и развившимися на базе
советского общества.
Сегодня особенно
важно подчеркнуть, что, выдвигая в процес­се анализа политической системы
общества ее классовый ха­рактер, классовые волю и интересы на первый план,
марксистская политическая наука вместе с тем не теряла из вида при этом
общечеловеческие, групповые, национальные и иные интересы и
ценности. Классовые и другие, в частности общечеловеческие,
интересы не отождествляются, не нивелируются и не подменяются друг другом, но в
то же время они и не противопоставляются друг Другу.
Будучи весьма
сложным и многогранным явлением, политиче­ская
система классового общества связана множеством
невиди­мых нитей с другими однопорядковыми с ней (т. е. политическими по своему
характеру) и разнопорядковыми явлениями. Кон­центрируя
в себе основное политическое содержание классового общества, она выступает в
реальной действительности
как система существующих в его пределах политических организаций (объеди­нений).
К числу последних относятся: государство, являющееся, по общему правилу,
политической организацией экономически господствующего класса, политические партии, многочисленные
общественные объединения, в той или иной степени
принимающие участие в политической жизни своей страны.
В структуре
политической системы общества все эти организа­ции
неразрывно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Они никогда не
существовали и не могут существовать
сами по себе, взятые в «чистом», изолированном виде. Структур­ные элементы,
составные части политической системы классового общества рассматриваются в
комплексе порождаемых ими связей и отношений, различных опосредуемых данные связи
и отношения социальных норм, в единстве со всеми обосновывающими
их существование и функционирование политическими идеями, тео­риями, взглядами
и представлениями.
Политическая
система общества никогда не остается безуча­стной, пассивной ни по отношению к
надстроечным явлениям, ни по отношению к базисной среде. Подвергаясь в процессе
своего становления и развития прямому воздействию со стороны, напри­мер,
явлений идеологии, права и морали, она постоянно оказывает на них обратное
влияние. Это свидетельствует об относительной самостоятельности
политической системы общества и указывает на ее способность выступать
одновременно в качестве объекта воздействия со стороны других надстроечных
явлений и субъекта активного воздействия на окружающую надстроечную среду.
Аналогичные по своему характеру и
обоюдной направленности связи устанавливаются также между политической системой
общества и экономикой, всем материальным базисом общества, образующим
определенную систему производственных отношений, соответствующих прежде всего
господствующему способу про­изводства..
Квинтэссенция, суть этих взаимосвязей наиболее полно
и четко выражена в классической формуле, выведенной В. И. Лениным, согласно
которой «политика есть концентрированное выражение экономики»', ее продолжение, развитие и обобщение. Экономика
оказывает решающее воздействие на политику. В свою очередь политика активно
воздействует на экономику. Какова экономика, такова в конечном счете должна
быть и политика, а вместе с тем и соответствующие ей институты и учреждения,
включая полити­ческую организацию классового общества.
В
общественно-экономических формациях, какими являются рабовладельческая,
феодальная и капиталистическая формации, свойственный им внутренне
противоречивый характер экономики накладывает свой неизгладимый
отпечаток на природу и характер существующих в их пределах не только
экономической, социаль­ной и духовной, но и политической систем. Антагонизм
экономиче­ских интересов противостоящих друг другу основных классовых сил
(рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуа и пролетариев)
обусловливает в конечном счете антагонизм политических интересов этих классов и
образуемых ими организа­ций. Вследствие этого политическая система общества,
отражаю­щая данный экономический строй, постоянно остается расчле­ненной,
расколотой на целый ряд противостоящих друг другу и противоборствующих друг с
другом организаций. Одни из них образуют в соответствии со своими классовыми
целями и интере­сами систему организаций господствующего класса (систему
диктатуры класса рабовладельцев, феодалов и буржуазии), а дру­гие — систему
организаций подвластных классов (систему орга­низаций их классового
противодействия экономическому, полити­ческому и иным видам диктата со стороны
господствующего класса).
Марксистские
воззрения исходят из того, что в условиях коммунистической
общественно-экономической формации в проти­воположность всем предшествующим ей
классовым формациям должна складываться относительно непротиворечивая, однотип­ная
экономика, оказывающая определяющее влияние на политику и тем самым
способствующая образованию и развитию на ее основе такой же внутренне
непротиворечивой в классовом и дру­гих отношениях политической системы
общества. Неантагонисти­ческий характер экономических отношений, материального
базиса социалистического общества должен обусловливать существова­ние
соответствующих им по своей природе и содержанию полити­ческих отношений,
политической жизни и политической системы.
Это не будет
означать, согласно марксистским взглядам, отсутствия в экономической,
социальной, духовной или политиче­ской системе социалистического общества
антагонистических и неантагонистических противоречий. Утверждение обратного
означало бы неоправданное нивелирование, искажение
реальной действительности. На всех этапах развития социалистического «общества, как и всякого другого, и во всех сферах его
жизни всегда существовали и будут существовать
различные противоре­чия. Однако их характер на
каждом из этапов может быть иным.
Понятие
политической системы общества — это общее, родовое по отношению к понятию каждой отдельной
политической системы, существующей в рамках той или иной
общественно-экономической формации, а также в пределах отдельно взятой страны. Его не следует смешивать с понятием политической
организации общества вообще, функционирующей, по мнению ряда авторов, в
социально «чистом» виде, в виде некой чистой — «внеклассовой» или
«надклассовой» организации, выражающей и защищающей интересы всех социальных
слоев и групп независи­мо от их фактического положения в капиталистическом
обществе. «...Ни в
одной цивилизованной капиталистической стране,— отмечал по аналогичному поводу
В. И. Ленин,— не существует «демократии вообще», а существует только буржуазная
демокра­тия». Классу буржуазии «выгодно и необходимо,— писал он,— скрывать от
народа буржуазный характер современной демократии, изображать ее демократией
вообще или «чистой
демократией»
Выступая в
качестве общеродового понятия, политическая система общества вбирает в себя все
те наиболее общие признаки и черты, которые свойственны всем без исключения
конкретным политическим системам, существующим в пределах различных
общественно-экономических формаций. В ней наряду с сугубо классовыми признаками
и чертами отражаются также межклассо­вые,
общесоциальные, национальные, групповые и общечеловече­ские признаки и черты.
В качестве общих
моментов, объединяющих различные полити­ческие системы как однопорядковые
явления, можно выделить следующие. Во-первых, существование и функционирование
их лишь в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и
развитием классов. Во-вторых, охват каждой из них не только отдельных составных
частей, но и всего классового общества в целом, существующего в пределах той
или иной страны. В-третьих, наличие у каждой из них политического характера,
выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или
каких-либо иных по своему характеру образований. В-четвертых, опора каждой
политической системы общества на определенный тип экономики, социальной
структуры и идеологии. И в-пятых, выступление в качестве структурных элементов
любой политической системы различных государствен­ных, партийных и общественных
организаций, участвующих в по­литической жизни той или иной страны.
Политическая система общества выступает как явление и понятие фактическое, но
отнюдь не формально-юридическое. Это означает, что в разряд ее основных частей входят
не только официально признанные господствующим
классом в лице соответствующих государственных
органов организации, но и объедине­ния (например, как неоднократно бывало в
истории буржуазной действительности, марксистско-ленинские партии,
прогрессивные молодежные или любые иные организации), объявленные или
объявлявшиеся в силу тех или иных причин вне закона.
Основными
требованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко всем без исключения
структурным Элементам политической организации общества, являются требования их
внутренней упорядоченности, организованности и хотя бы мини­мальной
политичности. Суть первого из них сводится к тому, чтобы каждое
общественно-политическое объединение, рассматри­ваемое в качестве структурного
элемента политической организа­ции общества, выступало бы прежде всего как организация и обладало бы признаками
организации.
Характерными
признаками любой организации являются: определенный порядок ее образования и
функционирования; наличие Устава, Положения или иного подобного рода им акта,
свидетельствующего о сформированности и
формально-юридиче­ской оформленности того или иного
объединения; функционирова­ние каждой общественно-политической организации ради
дости­жения определенных, непосредственно стоящих перед ней целей и задач;
деятельность каждой организации в определенной сфере общественной жизни и в
соответствии с установленными принци­пами; наличие у всех без исключения
организаций органов, ведающих их внутренними и внешними делами.
Суть второго
требования, предъявляемого к структурным элементам политической системы
общества, заключается в том, чтобы они как составные звенья были не только
внутренне организованными, но и хотя бы в минимальной степени политиче­скими. Каждый структурный
элемент политической организации классового общества должен быть не просто
организацией, а политической по своему характеру организацией. Это означает,
что он непременно должен: а) выражать политические интересы определенного
класса или любой иной социальной общности; б) быть
участником политической жизни и носителем политиче­ских отношений; в) иметь
непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти—ее завоеванию,
организа­ции или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с
государственными органами, но и противодействуя им; г)
руко­водствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или
правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.
Говоря о
политическом характере структурных элементов политической системы общества,
следует иметь в виду, что не все они в своем содержании имеют одинаковый
политический аспект.
У одних организаций политика
проявляется более ярко и занимает в их деятельности значительное место, в то
время как у других играет второстепенную роль. В
зависимости от этого все объедине­ния — структурные элементы политической
организации обще­ства — в марксистской научной литературе подразделяются на
организации собственно политические, несобственно-политические и организации,
имеющие в своем содержании лишь незначитель­ный политический аспект.
К числу собственно политических организаций
относятся государства, политические партии и некоторые общественные
объединения. Характерным признаком этих организаций является организационная
связь с политикой и их прямое, проявляющееся в самых различных формах
воздействие на политику. Непосред­ственной целью их создания и функционирования
выступает политика. Она заключается в формировании и осуществлении политики
того или иного класса, в политическом воспитании различных слоев классового
общества и в проведении политиче­ских интересов той или иной социальной общности в жизнь.
Решающую роль
среди собственно политических, а равно и среди всех остальных структурных
элементов политической системы общества, несомненно, играет государство. Будучи осна­щенным специальным аппаратом
принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде
тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила
в руках господствующего класса, как главный проводник его воли и интересов в
жизнь, как важнейшее средство осуществления его политической власти. В
структуре политиче­ской системы общества государство является объективно необхо­димым,
неотъемлемым ее составным элементом. Видоизменяясь в своей сущности, форме и
содержании, оно неизбежно сохраня­ется на протяжении всей истории развития
классового общества, а следовательно и его политической системы. В то же время,
как известно, все остальные ее составные звенья — политические партии и
различные общественные организации, имеющие полити­ческий характер,— могут
появляться на определенных этапах развития политической системы общества и,
выполнив возло­женные на них задачи, исчезать. Многочисленные примеры такого
круговорота политических институтов можно постоянно наблю­дать в рамках
политической системы различных государств.
К несобственно политическим объединениям —
структурным элементам системы общества — относятся такие объединения, которые
возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу
экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и
функционирования, в отли­чие от собственно политических организаций, никогда не
выступа­ет политика. Свою основную деятельность данные институты, к числу
которых можно отнести профсоюзные, кооперативные и иные организации,
осуществляют соответственно в производ­ственной, социально-бытовой, культурной,
торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих
органи­заций не составляет основу их
функционирования и выступает; в этом смысле если не
второстепенной, то во всяком случае не  имеющей для
них решающего значения. Это не означает, разумеется,
принижения роли и значения несобственно-политических. объединений
в структуре политической системы общества, ибо речь в данном случае идет лишь
об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не об
отрицании его как такового вообще.
Последнее легко прослеживается на примере деятельности кооперации в
рамках политической и экономической систем нашего
общества, которая, как говорилось в Законе о
кооперации в СССР, «открывает перед гражданами
широкие возможности для приложения своих сил и Знаний к производительному
труду» и которая «предоставляет членам кооперативов реальные возмож­ности и
материально заинтересовывает их в повышении эффектив­ности хозяйствования» на
основе самостоятельной разработки и реализации кооперативами своих планов
производства, распре­деления и продажи товаров,  выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов
деятельности, а также в улучшении социальных условий жизни коллектива.
Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содер­жании лишь незначительный политический аспект,
выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных
склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной
деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов,
филателистов, авто- и мо­толюбителей, туристов и др. Политический оттенок в
своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны
государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций,
но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих
политических отношений.
Предложенное в марксистской политологической и социологи­ческой
литературе разделение различных институтов в структуре политической системы
общества по политическому и другим признакам отражает настоятельную
необходимость использова­ния в процессе исследования помимо всех прочих методов
и подхо­дов институционального метода.
Суть его, кратко говоря, заключается не только в определении и выделении
формирующих политическую систему (организацию) общества институтов, но и в
анализе ее элементно-структурных, субъектно-институциональных и отчасти
формально-юридических сторон. С институциональной точки зрения политическая
система любого общества выступает как сложный комплекс взаимосвя­занных, взаимодействующих друг с другом или же
противодей­ствующих друг другу политических институтов.
Институциональный
подход к исследованию политической системы общества может органически
сочетаться с другими методическими подходами и дополняться ими. В марксистской
юридической и философской литературе иногда указывается, в частности, на
необходимость использования функционального, регулятивного и коммуникативного
подходов. Каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон политической
системы общества, а вместе взятые, они дают о ней полное и разносто­роннее
представление.
В целях более
глубокого и разностороннего исследования политической системы общества,
учитывая сложность, разноха­рактерность и многоаспектность
ее составных частей, методологи­чески важным представляется рассмотрение ее в
виде свое­образного системного комплекса,
полисистемы или общей систе­мы, складывающейся из ряда частных систем или подсистем. В качестве последних в
соответствии с различными сторонами и подходами к исследованию политической
системы общества можно выделить наряду с институциональной
подсистемой, зани­мающей ведущее положение среди других подсистем, также
функциональную систему (подсистему), складывающуюся соот­ветственно из
совокупности тех направлений деятельности или функций, которые выполняются
отдельными общественно-полити­ческими институтами, группами институтов,
политической систе­мой общества в целом; регулятивную систему (подсистему), выступающую в виде совокупности различных
социальных норм и других регулятивных средств (традиций, принципов, политиче­ских
воззрений, обычаев и пр.), направленных на регламентацию внутренней жизни и
деятельности политической системы общества в целом и ее отдельных структурных
элементов; коммуникативную систему (подсистему), представляющую собой
совокупность раз­нообразных связей и отношений, существующих между различны­ми
составными частями, элементами политической организации общества и
«стягивающих» последние в единый системный комп­лекс, полисистему и др.
Институциональная
подсистема в решающей мере предопреде­ляет понятие и содержание политической
системы общества в целом, оказывает огромное влияние на основные направления ее
деятельности, социальное содержание и назначение. По отноше­нию к политической
организации общества в целом, а также по отношению к ее отдельным частям
институциональная система (подсистема) выступает в качестве основополагающей
системы. Это обусловлено тем, что именно она является источником всех наиболее
важных связей, возникающих в рамках политической организации общества. Она
предопределяет характер норм, регу­лирующих данные отношения. Именно по
отношению к ней политические идеи, взгляды, теории и представления выполняют
служебные функции, формируя свои собственные частные системы (подсистемы). При рассмотрении политической системы общества с институциональной и других
сторон ключевое значение имеют вопросы, касающиеся в первую очередь
специфических черт и особенностей составляющих ее
элементов. Не случайно, что именно вокруг этих вопросов в марксистской
юридической, философской и отчасти в социологической литературе в течение
продолжительного време­ни ведутся нескончаемые споры. Наряду с ранее высказанным
мнением, согласно которому в качестве структурных элементов политической
системы общества предлагается рассматривать лишь различные
социально-политические институты, обладающие признаками организационности и политичности, в отечественной и
зарубежной марксистской литературе имеют место и иные суждения.
Одни авторы
рассматривают, в частности, в качестве ее структурных элементов помимо
различных общественно-политических институтов также и политические отношения. 
Другие склонны
относить к структурным элементам политической системы кроме институтов трудовые коллективы,
классы, народ, нацию, семью, различные формы общественной самодея­тельности,
средства массовой информации, различные формы  непосредственной
демократии и т.п. 
Наконец, третья
группа исследователей политической системы общества
считает возможным относить в разряд ее структурных  элементов
политические идеи, взгляды, представления, политическое
сознание, политическую идеологию и т.п.             
Не ставя перед
собой задачу проведения анализа высказанных  точек
зрения и суждений относительно допустимости включения  тех
или иных явлений в число структурных элементов политической системы общества,
обратим внимание лишь на то, насколько  правомерным
и обоснованным является рассмотрение в качестве самостоятельных структурных элементов наряду с государственными и
негосударственными институтами всех иных общественно-политических явлений,
политических идей, взглядов, представле­ний.
Не подлежит
никакому сомнению, в частности, тот факт, что политическая
система любого конкретного общества, с одной стороны,
и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание —
с другой, никогда не существуют изоли­рованно, в отрыве друг от друга, как
нечто обособленное, не взаимосвязанное, положенное извне. Выступая как
совокупность важнейших политических институтов, возникающих и функционирующих на основе
определенных политических идей, политическая система того или иного общества и
соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают
посто­янное влияние и предполагают друг друга. При этом, как справедливо отмечается в
философской литературе, «политические учреждения «соответствуют» политическим
взглядам не как чему-то внешнему, эти взгляды функционируют именно как сама деятельность
данных учреждений. Они выражаются, проявляются именно в многообразных
политических актах, как сознательных действиях по самой своей социальной
сущности».
Однако следует ли
из этого вывод о том, что политические идеи, взгляды и представления, будучи
неразрывно связанными с соответствующими институтами и учреждениями и
материализу­ясь в них, целиком растворяются в них и в этом превращенном виде
становятся элементами политической организации общества? Можно ли вообще
рассматривать политические идеи, взгляды и представления в «превращенном виде»
или взятыми сами по себе в качестве самостоятельных структурных элементов
послед­ней? Очевидно, нет.
От того, что
различные идеи материализуются в отдельных элементах политической организации
общества и в ней самой, выступающей как целое, они не утрачивают своей
субстанции, не перестают быть идеями и не превращаются, таким образом, в
материальные объекты—элементы политической организации общества. Иной вывод и
иное допущение были бы по существу своему неверными, ибо в таком случае
невольно допускалась бы и оправдывалась возможность смешения в рамках структуры
политической организации общества «материальных» объектов, какими являются
различные общественно-политические институ­ты, с «нематериальными», идеальными
объектами, какими являют­ся политические взгляды, идеи и представления. Перед
исследова­телем структуры политической организации общества и ее отдель­ных
элементов в таком случае неизбежно возникала бы необходи­мость сопоставления
(или противопоставления) таких разнопорядковых,
несопоставимых между собой объектов, какими являются «материальные» и идеальные
объекты. А это, есте­ственно, было бы крайне нелогичным.
Известно, как
строго критически относился В. И. Ленин ко всякого рода попыткам сравнения и
сопоставления разнопорядковых явлений между собой
или их противопоставления. Критикуя меньшевизм в работе «Тактическая платформа
меньшевиков», он, в частности, писал: «Мы недоумеваем, как можно сравнивать и
сопоставлять классы (либеральная буржуазия) с учением (социализм)? Практическую
политику (поползновения) с взгля­дами (предрассудки)??
Это верх нелогичности. Чтобы связать концы с концами в тактической платформе,
надо противопоста­вить: 1) один класс другому,—например, либеральную буржуа­зию
демократическому (или реакционному?) крестьянству; 2) од­ну политику другой,—
например, контрреволюционную — револю­ционной; 3) одни учения, взгляды и
предрассудки — другим учениям, взглядам и предрассудкам»^.
Таким образом, в качестве однопорядковых, сопоставимых между собой объектов
могут выступать либо материальные, либо идеальные объекты, взятые в
отдельности. Любые попытки их смешения,
сопоставления или противопоставления друг другу, являются
с точки зрения элементарной логики совершенно недопустимыми. Идеальные объекты, соотносясь друг с другом и
взаимодействуя между собой, образуют идеальную,
если можно таксказать, систему, т. е. систему
определенных политических взглядов, идей и представлений. В свою очередь материальные
объекты,
обладающие признаками элементов, взаимодействуя между собой и оказывая соответствующее влияние друг на друга,
образуют материальную систему. В качестве одной из
таких материальных систем наряду с другими системами выступает
политическая организация общества. Она, как
неоднократно отмечалось в
марксистской литературе,
образует материальную основу политической части
надстройки и проявляется как совокупность тех учреждений, которые соответствуют
политическим взглядам общества на данном этапе его развития.
Исходя из этого вполне корректно предположить, что если политическая
организация общества является материальной системой,
то и составные ее части с необходимостью должны быть материальными.
В противном случае мы неизбежно столкнемся с неразрешимыми проблемами структуры
политической системы общества и с необходимостью сопоставления и сравнительного
изучения таких несовместимых между собой, разнопорядковых
явлений, какими являются, с одной стороны, материальные                                                                                                                         объекты,
а с другой — идеальные.
Аналогично обстоит дело, как представляется, и с
попытками рассмотрения в качестве самостоятельных структурных элементов политической
системы общества, исследуемой в институциональном и
иных планах, политических отношений, норм,
принципов, средств коммуникации, массовой информации и др.
Широко используя выделяемые в философской литературе основные признаки
структурных элементов, в особенности такие, как их однопорядковость,
субстанциональная совместимость, непосредственная связь со структурой, их
детерминированность друг с другом и окружающей средой, можно с полной
уверенностью сказать, что в качестве структурных элементов политической системы
общества с институциональной точки зрения выступают и могут выступать только
соответствующие ей по своей суб-
станции и качественной определенности государственные и негосударственные
организации, институты. Что же касается других явлений — политических норм,
отношений, представлений и т. п.,— то в силу тех же
причин они могут рассматриваться лишь в качестве элементов соответствующих
частных систем (подсистем
).
Это означает, что элементами коммуникативной системы (подсистемы) могут
считаться лишь системообразующие, системоразрушающие и индифферентные к системному
процессу связи и отношения; в качестве элементов регулятивной системы (подсистемы) выступают
лишь соотносящиеся с ней социальные нормы (нормы
права, морали, нормы, содержащиеся в решениях полити­ческих партий и
общественных организаций) и иные регулятивные средства; структурными элементами
«идеальной» системы (подси­стемы) могут считаться, как было отмечено, лишь
соответствую­щие идеи, взгляды и представления.
Разумеется, как
сами частные системы (подсистемы), так и составляющие их элементы не существуют
изолированно, в отрыве друг от друга. В реальной действительности они всегда
находились и находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Исходя из этого
можно сказать, во-первых, что вычленение и рассмотрение их в «чистом»,
несколько разобщенном виде весьма относительно и условно; а во-вторых, что
выделение в качестве структурных элементов политической системы обще­ства
государства, политических партий, разнообразных обще­ственных организаций не
только не исключает, а, наоборот, всячески предполагает всесторонний учет и
тщательный анализ взаимосвязанных и взаимодействующих с ними элементов различ­ных
частей систем (подсистем).
Политическая
организация любого конкретного общества как сложный, системный комплекс должна
иметь, исходя из принци­пов детерминированности и совместимости элементов и
структуры, также и соответствующие ей элементы. В качестве таковых можно рассматривать
не отдельные одномерные явления, а лишь слож­ные, емкие комплексы, образуемые в
результате взаимосвязи и взаимодействия элементов одной, ведущей
институциональной системы (подсистемы) с элементами других, ведомых частных
систем (подсистем). Иными словами, в качестве элементов поли­тической системы
общества могут выступать не сами по себе общественно-политические институты,
взятые в «чистом», изоли­рованном друг от друга и от элементов других частных
систем (подсистем) виде, а институты, рассматриваемые в комплексе с
порождаемыми ими связями и отношениями, опосредуемыми данные
связи и отношения социальными нормами, в единстве со всеми лежащими в основе их
существования и функционирования политическими идеями, теориями, взглядами и
представлениями.
Такая постановка
вопроса об элементах и структуре политиче­ской системы помогает, как
представляется, более адекватно отразить действительность, составить довольно
полное представ­ление о понятии, его содержании и внутреннем строении. В общем
и целом это отражает марксистское видение исследуемой пробле­матики.
Наряду с
марксистским представлением о политической систе­ме большое значение для
глубокого понимания данного политиче­ского феномена имеет и немарксистское видение. Несмотря на существенные различия
в оценках и подходах к анализу политиче­ской системы марксистских и
немарксистских авторов, по многим параметрам их взгляды, хотя это и может
показаться пара­доксальным для сложившегося в прежние годы общественного
сознания, совпадают. Такое совпадение прослеживается, напри­мер, в том, что и с
той и с другой стороны в исследовании полити­ческой системы преобладает
многовариантность ее понимания и толкования, что основной упор делается не на
регулятивном, коммуникативном или ином аспекте, а на институциональном; что в
основу исследования политической системы берутся не ее функции, а структура и
т. п.
Сказанное
позволяет сделать вывод о том, что при анализе марксистских и немарксистских
представлений о политической системе следует исходить прежде всего не из их
противопоставле­ния друг другу, а из их сопоставления и не из их «абсолютной»
противоположности друг другу, а из их относительной общности.
Как же трактуется
политическая система общества с не­марксистских
позиций в западной политологии и социологии? Отвечая
на этот вопрос, следует прежде всего отметить, что в рамках западной
политологии и социологии нет единого представления о политической системе.
Существует несколько вариантов теории политической системы. Каждый из них
отража­ет собой различные направления политической науки, послу­жившие основой
в том или ином случае для разработки метода системного анализа и теории
политической системы.
В зависимости от
того, какие направления берутся за исходное, а
также в зависимости от того, на каких сторонах (аспектах)
политической жизни концентрируется внимание иссле­дователей, западные
политологи в одних случаях склонны говорить о двух вариантах теории
политической системы. Ха­рактерными при этом являются рассуждения о том, что
свое начало системный анализ берет преимущественно в биологии и «привносится в
политическую науку через социологию в основ­ном благодаря работам Д. Истона и Г. Алмонда». Особое внимание в данном случае обращается
на два подхода к системно­му анализу. Один из них, рассматривая политическую
систему под углом зрения составляющих ее подсистем, концентрирует внима­ние
исследователей на изучении совокупности взаимосвязей и взаимодействий,
возникающих внутри политической системы, тогда как второй подход в
противоположность первому «кон­центрируется на рассмотрении более общих
характеристик»'. а именно на изучении «входов»,
«выходов» и «обратных связей», устанавливающихся между политической системой и
средой.
В других случаях
западными политологами, взявшими на вооружение системный анализ, выделяются три
различных варианта теории политической системы. При этом варианты Истона и Алмонда
дополняются еще одним довольно распростра­ненным в настоящее время на Западе
вариантом теории политиче­ской системы К. Дойтча,
суть которого изложена в его работах «Национализм и социальная связь» и «Нервы
управления»^. и сводится, по мнению ряда авторов, к
«заимствованию основных положений данной концепции у тех, кто разрабатывает
компь­ютерные системы», и механическому перенесению
терминологии, принципов деятельности и важнейших положений кибернетиков в сферу
политики.
В третьих случаях
кроме названных вариантов теории политической системы в западной политологии рассматриваются также и некоторые другие
ее разновидности, среди которых выделяется, например, теория политической
системы Д. Трумэна, раскрытая
им в таких работах, как «Кризис американской политической системы» и
«Управленческий процесс», и исходящая при анализе политической системы и ее
структуры из основных положений социального плюрализма и широко известных
постула­тов теории «групп давления», теория
политической систе­мы Г. Пауэлла и М. Каплана, представляющая
собой фактически попытку экстраполяции, перенесения основных положений концеп­ции
Д. Истона из сферы внутриполитической жизни той или иной страны в сферу внешних
отношений, теория функциональной политической системы, построенная на основных
постулатах социальной системы Т. Парсонса; теория
политической системы как специфической, активной структуры и др.
Наличие различных
вариантов теории политической системы в известной мере предопределяет
множественность и противоречи­вость бытующих в западной литературе определений
политической системы, а также существование порой взаимоисключающих
представлений о ней. В качестве иллюстративного материала могут служить, в
частности, такие разноречивые представления о политической системе, какие
отражены, например, с одной стороны, в определении политической системы Д. Истона, согласно
которому система рассматривается как «совокупность взаимодействий субъектов,
посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности»', а с другой стороны, в определении, содержащемся в
работах И. Хус, где система представляется в
совершенно ином, несколько идеалисти­ческом плане, а именно как «комплекс идей,
принципов, законов, доктрин и т. п., формирующих
единое целое и заполняющих собой содержание определенной философии, религии,
формы правле­ния...».
Перечень
разноречивых дефиниций политической системы, отражающих различные течения,
направления и подходы за­падных политологов к исследуемой теме, можно дополнить
еще одним определением политической системы, данным М.
Капланом, согласно которому система рассматривается
как «совокупность переменных величин, связанных между собой одной или несколь­кими
функциями»; дефиницией Ст. Колмана, в соответствии
с которой «система может быть определена как совокупность объектов или
элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с существующими между ними
отношениями»; дефини­цией Т. Мадрона, согласно
которой политическая система общества определяется как «совокупность объектов и
их признаков, скрепленных сетью отношений», и др.
Многочисленные и
противоречивые определения политической системы
наряду с другими факторами, как отмечают западные авторы, вызывают трудности в
процессе оперирования данной концепцией и снижают ее социальную эффективность.
Отсутствие твердой, устоявшейся дефиниции политической системы, пишет по этому
поводу теоретик И. Хус, «толкает некоторых исследовате­лей, имеющих дело с
системным анализом, ко всякого рода методологической изобретательности,
которая, по общему прави­лу, противореча основным принципам (догмам) научного
метода, приводит часто к очень плачевным результатам»".
Говоря об этом,
не следует, однако, преувеличивать существу­ющие различия многочисленных
вариантов теории политической системы и негативные последствия разнобоя в
определенных и представлениях о политической системе для развития политологии. Ибо, несмотря
на все многообразие существующих в не­марксистской политологии
вариантов и представлений о политиче­ской системе, несмотря на все бытующие и
отличающиеся в той .или иной мере ее разновидности,
все они объединены между собой общностью экономических, политических и
идеологических основ, единством конечных общесоциальных и классовых целей,
общно­стью выражаемых и защищаемых ими интересов,.
общими принципами построения и функционирования, сходством взятых в качестве
отправных положений при их создании и развитии постулатов. При всем отличии
вариантов теории политической системы все они в конечном счете выполняют одни и
те же «заложенные» в них функции, осуществляют в общем и целом одну и ту же
фундаментальную (методологическую) и приклад­ную роль.
В чем же это
конкретно проявляется и как данная роль реализуется? Обратимся вначале к
методологическому аспекту теории политической системы. О нем довольно много
говорится и пишется западными авторами.
Выделяя теорию
политической системы и подчеркивая ее значимость, западные политологи и
социологи называют ее зачастую не иначе как «весьма ценным инструментом
социального и политического анализа» (Т. Мадрон, К.
Шелф), перспективной концепцией, определяющей
«общие рамки научных исследований в области политической науки» (Р. Голдмэн, Т. Яниг), важнейшей доктриной, обладающей «центральным
теоретическим статусом и выступающей в качестве исходной точки при проведении
любых анализов структуры и процессов» (Дж. Велтмен) и т. п.
Теорию
политической системы, а вместе с ней и системный анализ как таковой называют
также «особым социальным феноменом, обладающим огромной социальной значимостью»
и представляющим собой в методологическом плане «нечто гораздо большее, чем
простая совокупность технических приемов, средств и методов познания». Ее
рассматривают нередко в каче­стве развивающейся в рамках буржуазной политологии
своего рода «методологической идеологии».
В чем же
усматривается методологическая важность концеп­ции политической системы и
соответственно ее социальная значимость? В чем заключается, с их точки зрения,
ценность теории политической системы, рассматриваемой в методологиче­ском
плане, и как она проявляется? Отвечая на эти и другие им подобные вопросы,, следует иметь в виду, что западные политологи и
социологи не выработали какого-либо однозначного их решения. В зависимости от
развиваемых ими взглядов, а также в зависимо­сти от их приверженности к тем или
иным существующим в системе буржуазной политологии
течениям, одни из них усматривают методологическую значимость теории
политической системы в том, что она является идеальной моделью для широкого
применения и раскрытия всех потенциальных возможностей
функционализма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она
выступает в качестве своеобразной опоры и средст­ва дальнейшего укрепления
концепции «групп давления» и доктри­ны
политического плюрализма. Третьи, выделяя методологический аспект теории
политической системы, указывают на то, что, будучи универсальной, глобальной
концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других
концепций и всякого рода теоретических моделей.
При рассмотрении
методологического аспекта теории полити­ческой системы западные авторы обращают
также внимание и на иные пути и формы его проявления. Отмечается, в частности,
что методологический аспект теории политической системы проявля­ется, помимо
всего прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить различные
стороны политической жизни того или иного общества и предвидеть перспективы
развития той или иной страны; что она привлекает внимание и позволяет
исследовать такие ранее выпадавшие из поля зрения теоретиков аспекты политики,
как «макроскопические» (т. е. всеобъемлющие,
глобаль­ные); что она способствует «возрождению утраченного ранее интереса к
исследованию системы связей и отношений, возникаю­щих между структурой и
функциями, между статикой и динами­кой», и т. л.
Методологическая
значимость теории политической системы усматривается западными политологами и в
других отношениях. Существует немало работ, в которых раскрываются (и при этом
нередко преувеличиваются) ее методологические возможности и черты. Однако
вместе с тем нельзя не заметить, что в буржу­азной литературе за последние годы
появляется все больше публикаций, содержащих довольно критические высказывания
в адрес теории политической системы и ставящих иной раз под сомнение ее методологические
возможности. Довольно типичным в данном случае является высказывание М. Вайнштейна о том, что
«принятие учеными на вооружение концепции системы вовсе не означает разрешения
каких бы то ни было из существующих теоретических проблем. Оно означает лишь
условное определение тех рамок, в пределах которых могут вестись дискуссии о
полити­ческой жизни в целом».
Нередки также
замечания ряда политологов и социологов (особенно тех, кто выступает против
представления о теории политической системы как о глобальной и методологически
универсальной концепции) о том, что применение различных вариантов теории
политической системы следует ограничивать лишь определенными сферами
политической жизни, в которых «они могли бы быть в максимальной степени
полезными», и целями, которым они служат и ради
достижения которых они, собственно, и существуют. «Будучи далеко не совершенным
инструментом научного познания,— скептически отзывается с ме­тодологических
возможностях теории политической системы американский политолог П. Нэттл,— концепция
системы даже в ее самом узком смысле находится под угрозой стать яблоком
раздора между ее сторонниками и противниками» и проявляться лишь как минимально
полезная концепция ввиду ее противоречи­вого понимания и толкования.
В адрес теории политической
системы, рассматриваемой в методологическом плане, западными авторами
высказывается немало и других критических замечаний. Однако они отнюдь не
свидетельствуют о методологической несостоятельности или об отсутствии в ней
каких бы то ни было рациональных зерен и достоинств.
Помимо
методологического и других аспектов теории полити­ческой системы особое место в ее содержании и социальном
назначении занимает также и сугубо «прикладной»,
практический аспект. Суть его, кратко говоря, сводится к тому, что при
создании и развитии концепции политической системы западные теоретики не только
наделяют ее методологическими или, скажем, апологе­тическими функциями, но и
рассматривают среди главных теоретических средств
решения назревших в области политики практических проблем. Для того чтобы
преодолеть различные препятствия, возникающие на пути достижения поставленных
целей и успешно решить важнейшие политические проблемы, пишет, в частности, Р. Голдмэн, «люди активно
вовлекают себя в политику, создавая при этом или, наоборот, разрушая политические системы.
Стремясь
подчеркнуть не только академический, но и сугубо
прикладной, практический характер теории политической системы, западные
политологи именуют ее иногда не иначе как «проблемо-разрешающей»
концепцией и рассматривают неизменно как составную часть процесса
взаимодействия политической теории и политической практики.
Какие же практические задачи призвана
решать теория политической системы в западной политологии
и в чем, собственно,
усматривается ее сугубо прикладной, практический аспект? В литературе
называется целый ряд разнообразных практических задач, решению которых, по
мнению авторов, долж­на способствовать теория политической системы'. Но наиболее важными из них, дающими общее
представление о практическом аспекте теории политической системы, являются
следующие.
Во-первых, теория
политической системы, по мнению ее создателей и последователей, призвана
способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию структуры
политической системы, а также по выработке мер, направленных на повышение ее
адаптивности к окружающей среде и усиление социальной эффективности. В
настоящее время, утверждается в связи с этим, для того чтобы добиться большей
эффективности политических систем, необходимо планировать процесс развития их
механизмов в целом, необходимо понять весь комплекс факторов, оказываю­щих на
них постоянное влияние, необходимо вмешиваться в процесс развития политической
системы. Не подлежит никакому сомнению, пишет, например, И. Хаас, что все большие, сложные системы способны к
определенной самоадаптации. Однако вместе с тем следует иметь в виду, что под
давлением огромных политических, социальных, экономических и технологических
стрессов они вынуждены будут развивать свои новые структуры. «Это может легко привести
к серьезным социальным потрясениям, если процесс адаптации системы не будет
тщательно планировать­ся, а будет пущен на самотек». Иными словами, если профессио­нальные политологи и
социологи, используя теорию политической системы и другие теоретические
средства и конструкции, не смогут заранее предусмотреть всех тех изменений в
структуре политиче­ской системы, которые могут произойти под влиянием политиче­ских
и социально-экономических факторов, и, исходя из этого, не смогут своевременно
выработать соответствующие меры для ее защиты и сохранения в них
господствующего положения прежних, но радикально измененных политических
институтов, то такую политическую систему могут постигнуть «серьезные
социальные потрясения».
Во-вторых, теория
политической системы призвана способство­вать, по замыслу ее создателей и
последователей, дальнейшему расширению и укреплению экономических, политических
и соци­альных основ реально существующей, но постепенно теряющей свою опору в
массах политической системы.
Кроме того, с
теорией политической системы связываются надежды многих политологов и
социологов на сохранение в будущем «социального равновесия» между определенной
политической системой и непосредственно окружающей социаль­ной средой, а также
надежды на сохранение и упрочение ее внутренней «политической стабильности».
Практическая значи­мость теории политической системы в данном случае усматрива­ется
западными политологами в том, что она помогает, по их мнению, не только глубже
понять смысл и содержание таких явлений и свойственных большинству политических
систем черт, как равновесие,
стабильность, устойчивость и т. п., но и определить
уровень их развития на том или ином этапе эволюции общества и политической
системы и в случае появления признаков ослабления этих черт выработать
рекомендации по их восстановлению и усилению.
Определяя
политическую стабильность как «регулярность потока политических обменов», где
термин «регулярность» приме­нительно к политическому действию, изданному акту
или взаимо­действию социальных сил означает не что иное, как соответствие
«общепринятому (читай — западному) образу поведения», многие политологи и
социологи убеждают широкие массы в том, что достижение такого рода политической
стабильности, социального равновесия и устойчивости, скажем, буржуазной
политической системы жизненно важно и отвечает интересам всех без исключе­ния
слоев капиталистического общества'. Отсюда
нередкими являются лозунги и призывы, обращенные прежде всего к трудо­вым
слоям, «ограничивать самих себя и соизмерять свое поведение с установленными
образцами поведения», быть лояль­ными к существующему строю
не нарушать «действующих в обществе юридических законов», «оказывать
необходимую поддержку политическим лидерам», «добровольно воспринимать и
соблюдать все официальные решения» и т. д.
В-третьих, теория
политической системы широко используется западными авторами в целях дальнейшего
изучения и совершен­ствования таких государственных органов и
общественно-полити­ческих институтов, рассматриваемых в качестве составных
частей политической системы капиталистического общества, как исполни­тельно-распорядительные
и судебные органы, избирательная система, церковные и иные общественные
объединения, политиче­ские партии и др. Показательными в этом отношении
являются даже названия работ, в которых проводятся подобные исследова­ния и в
которых авторы рассматривают различные государ­ственные
органы и общественно-политические институты в каче­стве подсистем в структуре
политической системы общества в целом. Среди них можно назвать, например, такие
работы, как «Избирательная система как политическая система: современное
развитие в Британии», «Федеральные суды как политическая система», «Введение в
правовую систему», «Возврат к государ­ству» и др.
В-четвертых, в
рамках западной политологии концепция политической
системы служит одним из важнейших теоретических средств определения
«стрессовых» ситуаций, дисфункций, полити­ческих и социальных «напряжений» в
буржуазной политической системе и выработки мер по их устранению. В
послевоенный период, писал в 1973 г. западный политолог Ф. фон Меден, «71 нация пострадала от совершенных
государственных переворо­тов или попыток совершения революции». В связи с этим
проблема определения возможных стрессовых ситуаций, политиче­ских и социальных
напряжений в политической системе и разра­ботка наиболее эффективных средств их
ослабления, а затем полного устранения стала одной из наиболее важных в совре­менной
западной политологии и социологии Совершенно не
случайно поэтому известный американский ученый Д. Истон и его последователи в процессе изучения
политической системы и выра­ботки ее теории постоянно ставили во главу угла
вопрос о самосохранении, поддержании стабильности и «самовыжива­нии»
политической системы в условиях непрерывно изменяю­щейся и далеко не всегда
благоприятствующей ее укреплению и развитию окружающей среды. Для того чтобы
справиться с возникающими в политической системе стрессовыми ситуациями,
считают американские теоретики, политическая система должна обладать
«способностью к ослаблению напряжений, исходящих из
окружающей среды», «способностью к реорганизации самой себя и внешнего
окружения таким образом, чтобы положить конец возникновению напряжений вообще
или по крайней мере их появлению в прежних формах».
И в-пятых, теория
политической системы используется за­падными политологами и социологами для
определения уровня политической стабильности в той или иной стране, для
снижения к минимуму или полному избежанию риска в отношении вкладываемых в
экономику этих стран иностранных капиталовло­жений. Как резонно замечает по
этому поводу американский политолог Р. Грин,
управляющие и менеджеры 'компаний, размещающих свои
капиталы в других странах, должны следить за политическим климатом этих стран,
тщательно учитывать уровень политической стабильности и в случае необходимости
принимать соответствующие меры «для защиты своих интересов». Следует учитывать
также, пишет автор, что «радикальные изменения в политической философии
правительств тех или иных стран могут представлять собой огромную угрозу для интересов
транснациональных компаний в этих странах» и в зависимости от характера
происходящих изменений и уровня политической стабильности в данных странах
размещать в них свои капиталы'. Опыт показывает,
заключает Р. Грин, что изменения в политиче­ской
системе, вызываемые революциями, всегда имеют «серьезные
последствия для интересов иностранного бизнеса и капитала».
Кроме названных
проявлений практического характера и слу­жебной роли теории политической
системы в западной политологии существуют и иные
формы ее выражения. Все они свидетель­ствуют, несмотря на их различие, не
только об академической, но и о политико-практической, прикладной значимости
рассматривае­мой темы.
Структурные элементы политической системы общества это политические институты отношения. В советской политологии рассматривалась марксистская трактовка политической системы. Общество как сложная система его духовная экономическая политическая и др функцио. Политическая система общества понятие основные черты структурные элементы и виды. Общество как слож ная система его духовная экономическая политическая подсистемы. Реферат на тему государство главный инструмент политической системы общества. Политическая система структура и взаимодействие её составных лекции. Марксистский подход в исследовании политических явлений реферат. Общественные объединения в политической системе общества. Институциональная основа политической системы общества. Государство основной элемент политической системы. Регулятивная основа политической системы общества. Понятие и элементы политической системы общества. Политическая система общества классы нации семья. Курсовая работа Политическая система общества.

      ©2010