Политическая система общества Политическая система общества
Политическая система общества РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Политическая система общества


             ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
    Политическая система общества-целостная,
упорядоченная  сово­купность
политических институтов, 
политических  ролей,отношений,
процессов, принципов политической организации общества, подчинен­ных кодексу
политических, социальных, 
юридических,  идеологичес­ких,
культурных норм, историческим традициям и установкам полити­ческого режима
конкретного общества. Политическая 
система  вклю­чает организацию
политической власти, отношения между обществом и государством,
характеризует  протекание  политических  процессов, включающих институциализацию власти, состояние
политической  дея­тельности, уровень
политического творчества в обществе, 
характер политического участия, неинституциональных политических
отношений.
Политическая
система представляет собой  одну  из 
частей  или
подсистем
совокупной общественной системы. Она взаимодействует  с другими ее подсистемами: социальной, экономической,  идеологичес­кой, этической, правовой, культурной
образующими ее  общественное окружение,
ее общественные ресурсы наряду с ее природным 
окруже­нием и природными ресурсами 
(  демографическими,  пространствен­но-территориальными ), а также
внешнеполитическим  оружием.  Цен­тральное положение политической системы
в этой структуре ее внеш­него и внутреннего окружения определяется  ведущей 
организацион­ной и регулятивно-контрольной ролью самой политики .
   Политическая система  конкретного 
общества  определяется  его классовой природой, социальным строем,
формой правления (  парла­ментского,
президентского и т.п. ), типом государства ( монархия, республика ), характером
политического режима ( демократического, тоталитарного, деспотического и др.),
социально-политических  от­ношений (
стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных  ли­бо консенсунсных и т.п. ), 
политико-правового  статуса  государ­ства ( конституционного, с развитыми
или не  развитыми  правовыми структурами ), характером  политико-идеологических  и 
культурных отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ),
ис­торическим типом государственности ( централистским,  с 
иерархи­ческими бюрократическими структурами и т.п.), исторической
и  на­циональной традицией уклада
политической жизни ( политически  ак­тивным
или пассивным населением,  с  кровно-родственными  связями или без них, с развитыми или не
развитыми гражданскими отношения­ми и т.д.).
   Политическая система, управляющая обществом,
не должна домини­ровать в нем за счет подавления и ослабления других систем (
дес­потический и тоталитарный тип политической системы ) и быть  дос­таточно жизнеспособной, чтобы не входить
в  длительные  кризисные состояния, которые нарушают функционирование других
систем общес­тва.
    Политическая система существует в  политическом  пространстве общества, которое имеет территориальное  измерение 
(  очерченное границами страны )
и  функциональное,  определяемое  сферой  дей­ствия
политической системы и ее составных частей на разных  уров­нях политической организации общества. В этом смысле будут
разли­чаться пространства влияния тех или иных ассоциаций ( партий, об­щественных
организаций  ),  действия 
политических  институтов  ( власти политического центра и местного
самоуправления  ),  границ политического и  экономического  управления,  сферы  политической жизни общества и личной жизни
человека и т.д..  Определение  гра­ниц различного рода функциональных
пространств политической  сис­темы -
ответственный и  сложный  политико-правовой  и  культурный процесс. Он
формализуется, юридически фиксируется ( 
в  конститу­ции, законе ), эта
фиксация составляет одну из  задач  демократи­ческого процесса, определяющего
прероготивы власти, партий, орга­нов управления и др. элементов политической
системы, а также  от­ношений между ними,
включая  такие  существенные 
взаимодействия, как согласование управления и самоуправления,  пространства  цен­трализованной концентрированной  власти  и  децентрализованной  и т.д..
   Существование политической системы во
времени  характеризуется как процесс
изменения, развития или деградации политических отно-
шений
и институтов. Он включает исторический масштаб 
смены  форм власти, становления
государства какого-либо нового  типа,  напри­мер, переход от политической системы
феодального общества ( с от­ношениями личной зависимости, деспотическим
абсолютизмом, центра­лизованной бюрократией монархического  центра 
)  к  политической системе буржуазного общества ( с обезличенной
системой  аппаратов управления,
демократическими институтами  и  т.д.). 
Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд  закономернос­тей: тенденции концентрации и
деконцентрации власти, ее централи­зации и децентрализации, борьбу этих  тенденций, 
которая  завер­шается на рубеже
эпохи при смене формаций  кризисом  централизма, децентрализацией власти и новым
циклом противоречий этих двух на­чал ( при переходе от античных империй к
ранней  феодальной  раз­дробленности, от феодальных монархий
к  буржуазному  государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к
прогрессу  де­мократизации ), общий
процесс усложнения системы и ее подсистем ( появлением и умножением
партий,  развитием  ассоциаций 
и  т.п.), формализацию системы,
ее юридическое офомление, расширение 
поли­тического участия, т.е. более полное включение членов общества  в политическую жизнь, в частности,
формирование демократических ин­ститутов, всеобщие и прямые выборы,
самоуправление и  пр.,  более полное сочетание гражданских и
политических отношений,  реоргани­зацию
отношений власти и народа ( переход  от  командно-приказных деспотических и
конфликтных отношений  сверху-вниз  к 
договорным конституционным и консенсусным ), развитие
конституционного  про­цесса и системы
суверинтетов ( власти,  народа,  права, 
государ­ственнотерриториальных образований и пр. ), формирование в струк­туре
политической системы массовых процессов ( крупных политичес­ких мобилизаций в
поддержку общественных преобразований или 
про­тив них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управле­ния,  органов 
принуждения,  армии,  пропагандистских,  образова­тельных, воспитательных учреждений,  осуществляющих  политическую социализацию и пр. ), развитие  ассоциативных  форм  политической жизни -
формирование различных  групп  единомышленников,  союзов, народных движений и т.п..
   Конкретные пути эволюции политической системы
различны в  раз­ные эпохи и в разных
обществах. Однако принцип ее 
пространствен­но-временных изменений постоянен. Такими же
постоянными  являются принципы ее
организации, или  принципы  политической  организации общества. Политическая система в каждый данный момент
или  период ее истории представляется
как конкретная  политическая  ситуация, относительно протяженная во
времени и  стабильная.  От 
состояния общественных отношений, уровня развития общества  зависит, 
будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а  следовательно,  будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм
поли­тической системы отличен от нестабильности, он определяет способ­ность
системы развиваться, адаптироваться к изменениям  в  общес­тве и его внешнем
окружении, в смешанных 
организационных  систе­мах и
реагировать на эти  изменения.  Жесткие 
статичные  системы неизбежно
вынуждены противодействовать развитию 
общества,  всту­пать с ним в
конфликт, прибегать к насилию и выживать в 
конечном счете за счет общества.
   В древности в отдельных регионах подобные
системы  (  деспоти­ческого азиатского типа, 
связанные  с  т.н. 
азиатским  способом производства
) существовали  неограниченно  долго 
и  разрушились главным образом в
результате нашествий извне  и  гибели 
государ­ства. В Новое время срок жизни таких систем, как  правило, 
очень ограничен и завершается общественными и политическими  кризисами, революциями или глубокими
реформами. Ускорение исторического про­цесса и глубокие преобразования  материальной  и  духовной  жизни современного человечества привели к
образованию нового динамично­го типа политической организации общества с более
свободными  от­ношениями между частями и
элементами политической системы.
Политическая система также
представляет собой процесс полити-
ческих
отношений и политической деятельности и их институциализа­ции, т.к.
неинституциональные формы политической жизни 
(  группы
по
интересам, инициативные движения, самоуправление разных  видов и т.п.) в процессе их самоорганизации
неизбежно  выделяют  управ­ляющие центры, лидеров, их окружение,
формируют  правила  поведе­ния и институциональные органы.
Процесс  институциализации  вклю­чает формирование и поддержание центров
власти. Политическая сис­тема обеспечивает их связь с функциональной
политической  перифе­рией.
   Политическая система структурна, т.е.
включает части или  под­системы разной
сложности, их элементы и отношения между ними. По­литическая система
складывается из подсистем трех уровней  власти и политических отношений: двух институциональных  - 
высшего  или верхнего (
мегоуровень ), среднего или промежуточного ( 
мезоуро­вень ) и неинституционального - нижнего,  массового 
(  микроуро­вень ). В свою
очередь, они делятся на параллельные, обычно 
кон­курирующие структуры ( на тех же уровнях ): легальные и  теневые. Внутри этих структур
политическая  система  включает 
деление  на субъекты политических
отношений ( руководителей, правящих ) и но­сителей власти, исполнителей,
рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
   Таким образом, на институциональном
макросистемном уровне  по­литическая
система включает центральный 
аппарат  государственной власти (
разделенной в демократическом обществе и в правовом  го­сударстве на законодательную, исполнительную и  судебную 
).  Вид политической системы
зависит от типа общества и правления: 
прио­ритет власти главы правительства ( т.е. приоритет  исполнительной власти ), президента (
вплоть  до  так  называемой  президентской формы правления, допускающей
временное или длительное  совмещение
функций разделенных властей ), монарха, парламента ( если он  на­делен прерогативами контроля и
исполнительной  власти),  правящей партии, верховного или
конституционного  суда  ( 
при  приоритете права и закона).
   Особую арбитражную роль играет общественный
контроль  государ­ственной власти. Он
организуется на разных уровнях ( макро- и ме­зо- ) и многими средствами:
массовой информации ( которую  сейчас
нередко считают четвертой, информационной властью ),  ассоциация­ми ( партиями, профсоюзами, массовыми организациями -
экологичес­кими, антивоенными или 
военными,  промышленными,  культурными 
и пр.) массовыми движениями ( забастовочными и др. ), народными об­ществами
( ветеранскими, молодежными, женскими, творческими орга­низациями и т.п. ).
Непосредственно в макросистему входят 
разные формы политической оппозиции ( парламентской, партийной ).
    На том же уровне располагаются теневые,
скрытые  политические структуры и
функции макровласти: скрытые действия  легальных  уч­реждений
высших рангов ( государственных, партийных ), 
секретные документы, распоряжения, приказы и т.п. акты (
государственные  и пр. секреты и тайны
), скрытый смысл открытых 
политических  дей­ствий (
интрига, игра ), политических текстов ( докладов,  речей, бесед и т.п. ), негласные функции и неявная роль  различных 
офи­циальных лидеров и центральных органов власти и управления, руко­водства
учреждениями, партиями, армией, руководства промышленнос­тью и др., официальные
и легально существующие учреждения с 
сек­ретными функциями ( органы безопасности ) и полностью законспири­рованные
учреждения ( разведки или контрразведки и т.п.).
   Другой ряд легально существующих, во всяком
случае неконспира­тивных, сообществ, примыкающих к макроуровню
политической  систе­мы или неофициально
и неформально входящих в него, образуют 
раз­личного рода элиты и элитарные 
содружества  (  клубы, 
парламен­тские фракции, товарищеские группы и т.п. ),  группы 
давления  ( парламентские лобби,
близкое окружение  государственной  админис­трации, мозговые центры при
руководителях государства и партий  и
т.п.).
   Аналогична по своему строению средняя ( мезо-
) структура  по­литической системы. Она
образована аппаратами управления, органа­ми выборной и назначаемой власти,
которые  непосредственно  слиты со структурами макроуровня, но
составляют его периферию. Они рас­положены в политическом пространстве между
высшими эшелонами  го-
сударственной
власти и обществом, которое они связывают 
с  госу­дарством. Это так называемые
аппараты и  органы,  региональная  и муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия            пар-
тийных,
профсоюзных и других ассоциативных 
структур  (  обществ, союзов ), крупные предприятия,
лидеры экономики, органы  правосу­дия и
органы порядка, другие учреждения, 
через  которые  осущес­твляется политическая социализация (
школа, театр, армия ).
Структуры среднего
уровня служат связующим звеном  между        мак-
роструктурами
политической системы и обществом, организуют их от­ношения, передают импульсы
государственных центров власти  общес­тву
и его ответные реакции - инициаторам политики. В  организации и осуществлении политического процесса  мезоуровень 
политической системы играет ключевую роль. На этом уровне  формируются 
наибо­лее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые                                     мас-
совые
параллельные ( теневые ) структуры. К скрытым функциям  ле­гальных государственных, партийных,  административных  учреждений на этом уровне при определенных условиях (
экономические труднос­ти, неразвитые гражданские отношения, идеологические и
политичес­кие конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные                              кон-
фликты
аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровно­родственные связи,
противоправная  активность  и 
коррупция          офи-
циальных
лиц и властей.  На  этом 
же  уровне  формируются 
неле­гальные ( теневые ) структуры неполитического характера  ( 
пара­лельная экономика, черный рынок, 
организация  преступного  мира, мафии и мафиозные корпорации разного
рода ), которые  имеют                         тен-
денции
смыкаться с легальными структурами и 
могут  оказывать  на них серьезное влияние.
   Микроуровень политической системы  образуется 
массовым  учас­тием общественных
групп, классов и слоев, граждан общества в 
по­литической жизни: членством в массовых политических или неполити­ческих,
но влиятельных организациях, участием в массовых  полити­ческих акциях поддержки власти или протеста, в социальном
контро­ле политики, в ответственных процессах ее демократической органи­зации (
выборах, референдумах и т.д. ). На микроуровне формируют­ся политические
народные движения, зарождаются политические груп­пировки и партии, формируется
общественное  мнение,  складывается политическая культура общества
- важная составная часть и  харак­теристика
политической системы.
   Пространство микроструктур отнюдь не
ограничевается неким ниж­ним, массовым уровнем. В нем расположено все, в
принципе,  общес­тво и все его граждане,
с  их 
политическими  взглядами,  формами участия в совместной политической
жизни, хотя  политические                 роли
организационно
и функционально их разделяют  по  разным 
уровням. Политическая система сформирована по принципу  пирамидальной  ие­рархии: с массовой социальной базой в основе,  вершиной 
государ­ственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены
и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры ( от массовой                   базы
-
к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные органи­зации, союзы, и
пр.).
   На каждом из уровней, на которые разделена
политическая систе­ма, образуются специфические структуры и  отношения 
между  ними. Жизнь политической
системы протекает как постоянная смена 
равно­весных состояний и кризисов разного рода -  от 
частных  кризисов отдельных
подсистем и структур  (  правительственных,  партийных, парламентских и мн.др. ) до общих кризисов системы,
которые обыч­но связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в  со­вокупность    политического,   
экономического    (    сырьевого, ресурсного), национального,
правового и др. кризисов, что  сопро­вождается
обострением социальных противоречий и классовой,  поли­тической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др.
кон­фликтами.
   Функциональный кризис системы, или  кризис 
перегрузки,  когда она вынуждена
решать задачи, которые она  решить  не 
может.  При этом кризис может
быть процедурным, который 
разрешается  частич­ной или
полной перестройкой системы ( сменой руководства,  струк­тур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и
т.п. пе-
рестройками
). Такой кризис связан с агонистическими 
конфликтами в обществе, которые порождают новые  формы 
существующего  общес­твенного
строя и сохраняют его политическую систему. Более глубо­кие кризисы, так
называемые кризисы развития, связаны 
со  сменой политической системы и
типа общества или его существенных 
харак­теристик ( форм собственности, экономических отношений и т.п. ) и
могут сопровождаться более или 
менее  серьезными  революционными преобразованиями.

      ©2010