Политическая система общества
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая система общества-целостная,
упорядоченная совокупность
политических институтов,
политических ролей,отношений,
процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу
политических, социальных,
юридических, идеологических,
культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима
конкретного общества. Политическая
система включает организацию
политической власти, отношения между обществом и государством,
характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние
политической деятельности, уровень
политического творчества в обществе,
характер политического участия, неинституциональных политических
отношений.
Политическая
система представляет собой одну из
частей или
подсистем
совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной
образующими ее общественное окружение,
ее общественные ресурсы наряду с ее природным
окружением и природными ресурсами
( демографическими, пространственно-территориальными ), а также
внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы
в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей
организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики .
Политическая система конкретного
общества определяется его классовой природой, социальным строем,
формой правления ( парламентского,
президентского и т.п. ), типом государства ( монархия, республика ), характером
политического режима ( демократического, тоталитарного, деспотического и др.),
социально-политических отношений (
стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п. ),
политико-правового статуса государства ( конституционного, с развитыми
или не развитыми правовыми структурами ), характером политико-идеологических и
культурных отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ),
историческим типом государственности ( централистским, с
иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической
и национальной традицией уклада
политической жизни ( политически активным
или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не
развитыми гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система, управляющая обществом,
не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (
деспотический и тоталитарный тип политической системы ) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить
в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других
систем общества.
Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение
( очерченное границами страны )
и функциональное, определяемое сферой действия
политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут
различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций ( партий, общественных
организаций ), действия
политических институтов ( власти политического центра и местного
самоуправления ), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни
человека и т.д.. Определение границ различного рода функциональных
пространств политической системы -
ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он
формализуется, юридически фиксируется (
в конституции, законе ), эта
фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего
прероготивы власти, партий, органов управления и др. элементов политической
системы, а также отношений между ними,
включая такие существенные
взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д..
Существование политической системы во
времени характеризуется как процесс
изменения, развития или деградации политических отно-
шений
и институтов. Он включает исторический масштаб
смены форм власти, становления
государства какого-либо нового типа, например, переход от политической системы
феодального общества ( с отношениями личной зависимости, деспотическим
абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра
) к политической системе буржуазного общества ( с обезличенной
системой аппаратов управления,
демократическими институтами и т.д.).
Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и
деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций,
которая завершается на рубеже
эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым
циклом противоречий этих двух начал ( при переходе от античных империй к
ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий
к буржуазному государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к
прогрессу демократизации ), общий
процесс усложнения системы и ее подсистем ( появлением и умножением
партий, развитием ассоциаций
и т.п.), формализацию системы,
ее юридическое офомление, расширение
политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности,
формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы,
самоуправление и пр., более полное сочетание гражданских и
политических отношений, реорганизацию
отношений власти и народа ( переход от командно-приказных деспотических и
конфликтных отношений сверху-вниз к
договорным конституционным и консенсусным ), развитие
конституционного процесса и системы
суверинтетов ( власти, народа, права,
государственнотерриториальных образований и пр. ), формирование в структуре
политической системы массовых процессов ( крупных политических мобилизаций в
поддержку общественных преобразований или
против них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управления, органов
принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр. ), развитие ассоциативных форм политической жизни -
формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений и т.п..
Конкретные пути эволюции политической системы
различны в разные эпохи и в разных
обществах. Однако принцип ее
пространственно-временных изменений постоянен. Такими же
постоянными являются принципы ее
организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент
или период ее истории представляется
как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во
времени и стабильная. От
состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит,
будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм
политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность
системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем
окружении, в смешанных
организационных системах и
реагировать на эти изменения. Жесткие
статичные системы неизбежно
вынуждены противодействовать развитию
общества, вступать с ним в
конфликт, прибегать к насилию и выживать в
конечном счете за счет общества.
В древности в отдельных регионах подобные
системы ( деспотического азиатского типа,
связанные с т.н.
азиатским способом производства
) существовали неограниченно долго
и разрушились главным образом в
результате нашествий извне и гибели
государства. В Новое время срок жизни таких систем, как правило,
очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими
реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к
образованию нового динамичного типа политической организации общества с более
свободными отношениями между частями и
элементами политической системы.
Политическая система также
представляет собой процесс полити-
ческих
отношений и политической деятельности и их институциализации, т.к.
неинституциональные формы политической жизни
( группы
по
интересам, инициативные движения, самоуправление разных видов и т.п.) в процессе их самоорганизации
неизбежно выделяют управляющие центры, лидеров, их окружение,
формируют правила поведения и институциональные органы.
Процесс институциализации включает формирование и поддержание центров
власти. Политическая система обеспечивает их связь с функциональной
политической периферией.
Политическая система структурна, т.е.
включает части или подсистемы разной
сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система
складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных -
высшего или верхнего (
мегоуровень ), среднего или промежуточного (
мезоуровень ) и неинституционального - нижнего, массового
( микроуровень ). В свою
очередь, они делятся на параллельные, обычно
конкурирующие структуры ( на тех же уровнях ): легальные и теневые. Внутри этих структур
политическая система включает
деление на субъекты политических
отношений ( руководителей, правящих ) и носителей власти, исполнителей,
рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким образом, на институциональном
макросистемном уровне политическая
система включает центральный
аппарат государственной власти (
разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную
). Вид политической системы
зависит от типа общества и правления:
приоритет власти главы правительства ( т.е. приоритет исполнительной власти ), президента (
вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей
временное или длительное совмещение
функций разделенных властей ), монарха, парламента ( если он наделен прерогативами контроля и
исполнительной власти), правящей партии, верховного или
конституционного суда (
при приоритете права и закона).
Особую арбитражную роль играет общественный
контроль государственной власти. Он
организуется на разных уровнях ( макро- и мезо- ) и многими средствами:
массовой информации ( которую сейчас
нередко считают четвертой, информационной властью ), ассоциациями ( партиями, профсоюзами, массовыми организациями -
экологическими, антивоенными или
военными, промышленными, культурными
и пр.) массовыми движениями ( забастовочными и др. ), народными обществами
( ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п. ).
Непосредственно в макросистему входят
разные формы политической оппозиции ( парламентской, партийной ).
На том же уровне располагаются теневые,
скрытые политические структуры и
функции макровласти: скрытые действия легальных учреждений
высших рангов ( государственных, партийных ),
секретные документы, распоряжения, приказы и т.п. акты (
государственные и пр. секреты и тайны
), скрытый смысл открытых
политических действий (
интрига, игра ), политических текстов ( докладов, речей, бесед и т.п. ), негласные функции и неявная роль различных
официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства
учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные
и легально существующие учреждения с
секретными функциями ( органы безопасности ) и полностью законспирированные
учреждения ( разведки или контрразведки и т.п.).
Другой ряд легально существующих, во всяком
случае неконспиративных, сообществ, примыкающих к макроуровню
политической системы или неофициально
и неформально входящих в него, образуют
различного рода элиты и элитарные
содружества ( клубы,
парламентские фракции, товарищеские группы и т.п. ), группы
давления ( парламентские лобби,
близкое окружение государственной администрации, мозговые центры при
руководителях государства и партий и
т.п.).
Аналогична по своему строению средняя ( мезо-
) структура политической системы. Она
образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти,
которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но
составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между
высшими эшелонами го-
сударственной
власти и обществом, которое они связывают
с государством. Это так называемые
аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия пар-
тийных,
профсоюзных и других ассоциативных
структур ( обществ, союзов ), крупные предприятия,
лидеры экономики, органы правосудия и
органы порядка, другие учреждения,
через которые осуществляется политическая социализация (
школа, театр, армия ).
Структуры среднего
уровня служат связующим звеном между мак-
роструктурами
политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы
государственных центров власти обществу
и его ответные реакции - инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень
политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются
наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые мас-
совые
параллельные ( теневые ) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (
экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и
политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные кон-
фликты
аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи,
противоправная активность и
коррупция офи-
циальных
лиц и властей. На этом
же уровне формируются
нелегальные ( теневые ) структуры неполитического характера (
паралельная экономика, черный рынок,
организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного
рода ), которые имеют тен-
денции
смыкаться с легальными структурами и
могут оказывать на них серьезное влияние.
Микроуровень политической системы образуется
массовым участием общественных
групп, классов и слоев, граждан общества в
политической жизни: членством в массовых политических или неполитических,
но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном
контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (
выборах, референдумах и т.д. ). На микроуровне формируются политические
народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется
общественное мнение, складывается политическая культура общества
- важная составная часть и характеристика
политической системы.
Пространство микроструктур отнюдь не
ограничевается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в
принципе, общество и все его граждане,
с их
политическими взглядами, формами участия в совместной политической
жизни, хотя политические роли
организационно
и функционально их разделяют по разным
уровням. Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной
государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены
и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры ( от массовой базы
-
к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и
пр.).
На каждом из уровней, на которые разделена
политическая система, образуются специфические структуры и отношения
между ними. Жизнь политической
системы протекает как постоянная смена
равновесных состояний и кризисов разного рода - от
частных кризисов отдельных
подсистем и структур ( правительственных, партийных, парламентских и мн.др. ) до общих кризисов системы,
которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического,
экономического ( сырьевого, ресурсного), национального,
правового и др. кризисов, что сопровождается
обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др.
конфликтами.
Функциональный кризис системы, или кризис
перегрузки, когда она вынуждена
решать задачи, которые она решить не
может. При этом кризис может
быть процедурным, который
разрешается частичной или
полной перестройкой системы ( сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и
т.п. пе-
рестройками
). Такой кризис связан с агонистическими
конфликтами в обществе, которые порождают новые формы
существующего общественного
строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так
называемые кризисы развития, связаны
со сменой политической системы и
типа общества или его существенных
характеристик ( форм собственности, экономических отношений и т.п. ) и
могут сопровождаться более или
менее серьезными революционными преобразованиями.
|