Основы политологии Основы политологии
Основы политологии РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Основы политологии


РЕФЕРАТ
на тему:
«ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ»
ОЭФ
гр. 9217
Кадацкой Анны
Москва, 94
I ВВЕДЕНИЕ.
Особую
актуальность для духовного и интеллектуального развития нашей страны  представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей
системы естествознания, достойное место в которой должна занимать политология.
При тоталитарной системе политология у нас в полной мере разделила участь всех
общественных наук: она была превращена в служанку политики КПСС и
коммунистического государства, в своеобразный придаток  марксистко-ленинской идеологии. Поэтому
перед нами со всей остротой встала проблема воссоздания политологии или даже ее
формирование как новой для нас самостоятельной дисциплины.
                Прежде
всего необходимо определить, какое содержание вкладывается в само понятие
«политология». У нас до сих пор не определены конкретные границы, круг проблем,
вопросов, институтов и феноменов, в совокупности составляющих объект
политологии как самостоятельной научной дисциплины.
                Следует
отметить, что политология открыта влиянию со стороны почти всех общественных, а
зачастую и естественных наук. Мир политического не может существовать в
изоляции, а тесно переплетается  с
историей, культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие
обществоведческие дисциплины в свою очередь на те или иные сферы мира
политического. Политологам приходится постоянно «конкурировать» с философами,
социологами, историками. В настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо
общепринятого определения политологии, ныне политической науки. Разные
исследователи расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга
охватываемой ею проблем, критерия выделения в самостоятельную научную
дисциплину. Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-философских
и идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и приемов
исследования. Поскольку конструирование политологии как самостоятельной
обществоведческой дисциплины только начинается, всякое построение в данной
области не может носить поисковый характер, и его адекватность должен быть
проверена в процессе дальнейших углубленных исследований.
II ПОНЯТИЯ И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.
                Всякий
раз, когда мы ставим перед собой задачу вычленить какую-либо научную дисциплину
из всей совокупности научных дисциплин, мы сталкиваемся с вопросом о ее
понятийно-категоричном аппарате. Политика зачастую представляет собой не только
четко очерченную, раз и навсегда фиксированную сферу, сколько то, что сами люди
считают политикой, хотя ее и нельзя рассматривать всецело как результат некоего
вербального произвола. Власть и политика представляют собой выражение
человеческих отношений и представлений об этих отношениях. Показательно, что
четкость и определенность самого понятия «политическое» в значительной степени
зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие «государство» и
«власть».
                Поэтому
естественно, что немаловажное место в политологии занимает выявление содержания
используемых ею понятий и категорий. Более того, анализ понятий можно
рассматривать в качестве методологии, с помощью которой ученый упорядывачеет и,
если это возможно, совершенствует понятийный инструмент своих исследований.
Проблему для политического анализа составляет многозначность понятий и
категорий, а также феномен синодики.
                В
целом, политические феномены в полной мере невозможно понять без изучения
системы общения и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени
связаны как со сферой общественного сознания, так и с социально-культурной и политико-культурной
сферами. В данном контексте определяющее значение имеет, естественно, язык.
Можно сказать что язык выступает как культурная среда обитания человека.
Важность этого момента станет особенно очевидной, если учесть, что попытка, в
некотором смысле - это система человеческих отношений, осуществляемых во многом
с помощью языка. Поэтому без изучения политического языка нет и не может быть
политологии.
III  ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ
                Всю
совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на три
крупных раздела. Это, во нервы, социально-филосовские и идейно-теоретические
основания политики,  системообразующие
признаки и характеристики системы политического, политической парадишгммы,
соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.
                Во-вторых,
политические системы, различия и сходства между ними, их преимущества и
недостатки, политические режимы, условия их изменений и смены и т.д.
                В-третьих,
политические институты, политический процесс, политическая культура,
политическое поведение и т.д.
                Политическое
включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и теоретическое начала.
Политическое институты, отношения, процессы с политологической точки зрения,
представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии.
Здесь задача политолога состоит в выявлении их стрекутуры, составных элементов,
функций, условий для нормального функционирования, того, как они соотносятся и
взаимодействуют друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним и, стало
быть, не раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона,
идейно-теоретической и социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире
политического как в  рамках отельною
взятой страны, так и мирового сообщества в целом.
                Предметом
политологии в общей сложности является политическое в его тотальности, в
контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а
также взаимодействие и переплетение социальных сил, социо-культурного и
политико-культурного опыта.
                В
фокусе ее внимания - такие разные по своему характеру интстуитуты, феномены и
процессы, как политическая система, государственная власть и властные
отношения, госудасртвеный строй, политическое поведения, политическая культура,
история политических учений. Эти проблемы изучаются в тех или иных планах и
измерениях также философии, социологи, государственно-правовой наукой и т.д.
                Интегрируя
в себя отдельные аспекты этим дисциплин, политология располагается как бы в
точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.
                Особенно
большую актуальность и значимость приобретает вопрос о соотношении и
разграничении социологии, политической социологии и собственно политологии в
силу очевидного совмещения их предмета исследования. Строго говоря, гражданское
общество является объектом исследования социологии, а мир политический
политологии. Промежуточное пространство между гражданским обществом и миром
политического входит в сферы политической социологии, представляющей собой
область пересечения политической науки и социологии. Естественно,, такое
разграничение, как и всякая другая классификация, носит условный характер,
поскольку свае названные сферы немыслимы друг без друга. Политология в целом
сформировалось как «государственная» дисциплина, призванная изучить предназначение
и функции государственных и политических институтов. Политическая социология -
это своеобразный синтез социологии и политологии. Первая, в большой степени,
чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными
частями общества, социальных конфликтов и социальных изменениях, скрытых
функциях, неформальных и диск функциональных аспектах политики. В мирском
смысле слова в центре внимания политической социологии -  социологическое измерение политических
феноменов.
IV НА СТЫКЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И
СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.
                Политики,
представляя собой очевидную сторону общественной жизни, детерминируется
множеством явных и скрытых от глаз, мене ощутимых факторов и процессов, в
совокупности составляющих ее социологические основы. Среди них
социально-экономические, социально-культурные, научные, образовательные,
духовные, этно-национальные, религиозные и т.д. факторы и феномены, то есть
все, что относится к подсистеме гражданского общества.
                Каждая
из важнейших подсистем и сфер человеческого социума может сохранить
жизнеспособность и функционировать лишь при условии, что все остальные исправно
выполняют свои функции. Так, например, гражданское общество и государство
составляют две стороны одной и той же медали, они неразрывно связаны между
собой и немыслимы друг без друга. Более того, существует целый ряд инструментов
и феноменов, которые могут быть отнесены одновременно и к сфере гражданского
общества, и к политической сфере, служа в качестве связующих звеньев между
ними. Причем именно от структур и институтов, находящихся на стыке двух
образований, в решающей степени зависит нормальное функционирование
гражданского общества, его жизнеспособность, динамика развития. К ним относятся
политические партии, механизмы избирательного процесса, политические
объединения, клубы, политическая культура, средства массовой информации. В этом
плане основовпологающее значение имеет институт политического представительства,
в котором в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи представительской
демократии: с одной стороны, - что ни один человек не вправе править другим
человеком без согласия последнего; с другой стороны - что поскольку каждый
отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении
государством, интересы различных категорий населения могут быть представлены в
системе власти особые уполномоченные, которым делегированы соответствующие
права и прерогативы.
                Принципы
представительности и выбор нести представителей различных социальных групп в
законодательные или иные органы власти по самой логике вещей поставили вопрос
об инструментах в средствах политической реализации этих принципов. В качестве
таких инструментов постепенно во всех индустриально развитых странах возникли и
утвердились политические партии, которые выступают одновременно как несущие
конструкции и гражданского общества, и политической системы.
                Главная
задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных
интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в из совокупный
политический интерес. В политической структуре общества они выступают в
качестве носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя
под сомнение законность существующего конституционного режима. Путем
представительства различных социальных групп, слоев, сословий, интересов с
помощью партий общество как бы интегрально проникает в государство.
Политические партии в целом помогают кристаллизовать и четко очертить
конфликтующие интересы, скрытые различия и противоречия в обществе. Они подталкивают
граждан группироваться, пересекая мнения, разграничивающие их друг от друга по
мнению электората, и определять те приоритеты, которые делают их политическими
единомышленниками и союзниками.
                С
принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции связан
принцип выборности должностных лиц в важнейшие представительные и законодательные
органы власти. Он призван обеспечить народный суверенитет и представительство
всех заинтересованных группировок и слоев населения, в совокупности составляющих
избирательный корпус, в системе власти через партии. Он осуществляется через
избирательную систему и избирательный процесс, в задачу которых входят
формализация и институанализация политического участия граждан в политической
жизни. Поэтому очевидно, что механизму существвавания представительства,
партийные системы и избирательные системы могут оставить самостоятельный блок в
качестве предмете политологического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение
политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек,
занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости.
Политическое включает как статистику, так и динамику, воплощающаяся, соответственно,
в политическом порядке и политическом процессе. Политология должна в одинаковой
степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют
постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют
переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы.
Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства
и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы
правления в рамках различных государств.
Соотношение правового политико культурного и технологического аспектов избирательного процесса. Формирование политологии как самостоятельной научной дисциплины.

      ©2010