Международная политика России
Международная политика это прежде всего область, сфера
взаимодействия субъектов международных отношений – государств. К ней также
можно отнести отношения негосударственных организаций (профсоюзы, молодежные,
спортивные, культурные, организации экологов и т.п.).
В отношениях между
государствами лежит их стремление обеспечить реализацию своих специфических
интересов с помощью определенных средств (дипломатических, военных и т.д.).
Глубинной основой межгосударственных отношений являются все те же основополагающие
отношения властвования, подчинения. При этом они могут реализовываться по –
разному: от господства – аннексии (захвата чужой территории) или контрибуции
(материальной уплаты победителю) установления протектората (всеохватывающего
контроля) и до вовлечения или включения в сферу своего влияния, своих
интересов.
Что же касается отношений между
негосударственными организациями, то они, как правило, строятся на принципах
равноправия и сотрудничества.
Кроме того, международной
политикой принято считать определенную линию поведения, действия государства –
субъекта международных отношений, или согласованных действий двух, нескольких,
группы государств по достижению согласованных целей.
К последней четверти 20-того
столетия международная политика, отличающаяся сложностью, многоплановостью и
противоречивостью, обрела определенные характерные черты.
1. В
международном сообществе сложилось крайняя неравнозначное социально –
экономическое положение: в развитых государствах и странах, сравнительно
недавно вступивших на путь самостоятельного развития. Так, в развитых
капиталистических странах около 16% населения планеты производят более 56%
мировой промышленной продукции. В то же время в развивающихся странах – 50%
населения 14.3 % продукции. Согласно данным немецкого еженедельника «Пайт»,
уровень национального дохода на душу населения в 1987г. составил в различных
группах стран очень разнородную картину.
В беднейших
странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350 долларов в год.
В бедных с
населением около 600 миллионов человек от 350 до 1500 долларов в год.
В средне
обеспеченных – от 1500 до 7000 долларов в год. Здесь численность населения
оценивалась в 685 млн человек.
На конец, к
зажиточным и богатым странам журнал относит те, где доход на душу населения
превышает 7000 в год – Франция, Австрия, Нидерланды, Великобритания, Италия,
США, Швеция, Япония, ФРГ, Швейцария, ОАЭ и др.
2. Освободившиеся
страны на сегодняшний день имеют следующий комплекс проблем: более 700
миллионов голодающих, 1.5 млрд человек практически лишены квалифицированной
медицинской помощи, 350 млн неграмотных, 1 млрд. человек не имеют нормального
жилья. При этом разрыв в жизненном уровне наиболее богатых и бедных стран
увеличивается.
3. Накопленные
запасы невиданного по своей мощи оружия массового поражения (примерно в миллион
раз превышающие мощность бомбы, уничтожившей Херосиму) поставили под угрозу
само существование человеческой цивилизации.
В этих условиях развивающиеся
страны выдвинули в 1974г. требования пересмотра международного порядка, что обусловило
принятие Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации об установлении нового
международного экономического порядка».
С выходом в свет книги голландского ученого Яна Тинбергена
«Пересмотр международного порядка» это понятие прочно вошло в научный оборот.
С тех пор концепция «нового
порядка» в международных отношениях, которая включает в себя три аспекта:
экономический политический и информационный – стала предметом изучения многих
исследователей как на Западе, так и в России.
В частности, большой вклад в этом плане внесен в политологию
международных отношений учеными Римского клуба – неправительственной
международной организацией ученых, представителей политических и деловых кругов из различных стран мира,
основанной в 1968г.
Объединение ученых и политиков, деловых людей в Римском клубе
было обусловлено в значительной мере тем, что перед мировым сообществом
возникли (во всяком случае, были осознанны) глобальные проблемы, от решения
которых зависит будущее человечества. Эти проблемы можно свести в несколько
групп:
1. политические
: обеспечение безъядерного мира, укрепление международной безопасности, отказ
от территориальных притязаний, «холодной войны» и противостояния военно –
политических блоков (прежде всего НАТО и Варшавского договора), переход к отношениям
доверия и сотрудничества;
2. экономически:
жизнеобеспечение нынешнего и будущих поколений, развитие энергетического
потенциала, рациональное использование природных ресурсов, ликвидация
последствий колониализма, сближение уровней развития «богатых» и «бедных»
стран;
3. социальные:
регулирование численности населения земли, борьба с наиболее опасными
заболеваниями, ликвидация бедности, нищеты, неграмотности, обеспечение
населения жильем и работой, приобщение всех народов к мировой науке и культуре;
4. экологические:
предсказания и предотвращение стихийных бедствий, регулирование климата
планеты, охрана атмосферы, литосферы, гидросферы, флоры и фауны, освоение
космоса и мирового океана.
Из сказанного выше видно, что наиболее острые ситуации сложились и
должны решаться в области политических отношений. Основные принципы нового
политического порядка, в котором нуждается мир, хорошо сформулированы в
документах Движения неприсоединения: «мирное сосуществование, добрососедство,
равноправное сотрудничество, ограничение гонки вооружений и разоружение,
ликвидация колониализма и неоколониализма, отказ от экспансии и гегемонизма».
Как свидетельствую события последних лет, мировой политический процесс
в общем и целом развивается в направлении создания нового порядка. Так,
некоторые и современных мировых процессов непосредственно связаны с ликвидацией
биполярной системы международных отношений – в роспуске СЭВ и Организации
Варшавского договора, провозглашением принципа «Партнерство во имя мира» в
отноениях стран НАТО и бывших Европейских
членов мировой социалистической системы.
Следует, однако, отметить, что хотя старого порядка в значительной мре
уже не существует, прошедшие естественные изменения (распалась мировая система
социализма., распался мир сверхдержав: СССР самоликвидировался и т.д.) породили нечеткий новый мировой
порядок, а значительный беспорядок в мировой политики.
Возникла реальная угроза расползания ядерного оружия, обострились и
возникли новые региональные конфликты
(бывшая Югославия, бывший СССР – Карабах, Чечня, Такжикистан, Абхазия, Молдова
и т.д.).
Более того, экономическое и политическое ослабление России создает
объективную и реальную возможность ориентации мирового развития и сообщества на
одного лидера – США или ограниченную группу государств с ними во главе.
Это стало особенно ясно во время трагических событий в Боснии и
Герцеговине – бывших территориях социалистической Югославии, где США через НАТО
беспрепятственно проводят свою линию внешней политики, пользуясь поддержкой ООН
и оттесняя Россию на второстепенные позиции.
Как уже отмечалось, политическая мысль с древних времен
концентрировала внимание преимущественно на вопросах войны и мира.
В период рабовладельческого и феодального этапов исторического
развития политической науки не существовало. Политики занимались рассуждениями
о проблемах войны и мира с чисто прикладных практических позиций. Лишь в 19веке
делаются первые попытки анализа европейской политики, начинаются теоретические
исследования международных отношений, закономерностей и перспектив их развития.
В 20 веке эти теоретические разработки начинают оказывать определенное
всевозрастающее воздействие на международную политику. Более того, политология международных отношений постепенно
выделяется в самостоятельное направление политической науки.
Глобализация проблем международной политики обусловила появление
теорий международных отношений, попыток правого подхода к решению этих проблем.
Особенно усиливаются эти процессы после второй мировой войны в условиях
нарастающей опасности ядерного противостояния и угрозы термоядерной войны. В
различных странах появляются политические теории, опирающиеся на трезвый анализ
складывающихся в международных отношениях реалий.
В последние годы весьма существенно разработана концепция
государственных интересов. При этом к числу приоритетных исследователи относят
национальную безопасность, связанную с обороной страны и соответствующими
дипломатическими действиями, а также экономические интересы, связанные с
укреплением позиций на мировом рынке и защитой внутреннего рынка, и интересы
утверждения «Нового мирового порядка». Логика исследований диктовала
необходимость сравнения различных подходов к рассмотрению этих проблем, т.е.
сопоставления точек зрения, отражающих интересы
отдельных государств.
Для политологии вообще характерен сравнительный
метод. В области международной политики важное значение имеет сопоставление
политических режимов, форм правления, легитимности правящих структур и т.д. ,
которые в решающей степени определяют внешнеполитическую деятельность
государств.
Сравнение различных
политических систем позволяет выявить наиболее совершенные из них и
использовать накопленный опыт формирования и функционирования политических
институтов в практике других государств. Если сравнительный метод применять в
политическом анализе внутри страны, то здесь может идти речь о сравнении
политической жизни в различных регионах, об эффективности местного
самоуправления, о рейтинге и потенциальных возможностях различных партий и
политических лидеров.
Не подвергая специальному анализу отдельные теории международного и
внутреннего аспектов сравнительной политологии, отметим лишь, что в России до
самого последнего времени на них не было «социального заказа».
Вместе с тем, политология с конца 80-х годов добилась в России
общественного признания и стала притягательной для многих, порой недостаточно
профессионально подготовленных людей. Особенно это относится к политических
деятелям и функционерам, которые зачастую свое видение экономических и
политических процессов как внутри, так и во внешеполитической жизни считают
«истинной в последней инстанции» и предлагают свой путь «решения всех проблем».
В результате – крупные провалы во внешней политике: необоснованно
поспешный вывод российских войск из стран бывшего Варшавского договора без
предварительного создания условий для их размещения в России, отсутствие четких
и твердых позиций по поводу о судьбе т.н. русскоязычного населения в странах
ближнего зарубежья и ряд других проблем.
Список литературы:
1.
Сербин
В.С «Основы Политологии» Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с
2.
«Основы
политологии» Учебное пособие – Ростов на Дону 1993г.
3.
Политология.
Энциклопедический словарь – М. Изд-во Московского Коммерческого института.
Международные проблемы в политике международные проблемы в политике. Реферат по политологии на тему Россия и международные организации. Реферат по политологии Россия как субъект международной политики. Россия как субъект международных отношений Москва Россия Москве. К негосударственным субъектам международных отношений относят. Реферат по теме международная политика европейских государств. Реферат международные отношения и таможенная политика России. Реферат на тему международные отношения в современной России. Реферат по политологии на тему отношения России с зарубежом. Реферат по политологии на тему россия и ближнее зарубежье. Реферат на тему россия как субъект международной политики. Международные негосударственные организации реферат. Россия как субъект международной политики реферат. Международные деловые отношения список литературы. Внешняя политика россии на современном этапе эссе.
|