Функции      государства Функции      государства
Функции      государства РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Функции государства


Предмет:
Теория государства и права.
ТЕМА:
Функции государства.
@ ПЛАН РАБОТЫ.
ВВЕДЕНИЕ. 1.ПОНЯТИЕ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. 2.
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 3.ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВА.
4.ФУНКЦИЯ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С
ДРУГИМИ
ФУНКЦИЯМИ ГОСУДАРСТВА. 5.ПРАВОВЫЕ
ФОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
@ ВВЕДЕНИЕ. Существует
множество теорий происхождения государства: раз-
ные
варианты теологической теории выводили государство из божествен-
ных
начал; органическая теория по сути
отожествляла государство с жи-
вым
организмом, частями которого будто бы являются люди и их объедине-
ния; теория насилия объясняла
возникновение государства внутренними
столкновениями
в обществе и внешним насилием
(войнами);
договорная
теория
исходила из того, что государство являлось
результатом добро-
вольного
соглашения между его поддаными для защиты их общих интересов;
патриархальная
теория представляла государство как большую разросшую-
ся
семью, во главе с отцом-монархом. По мнению ученых, ни одна из вы-
шеперечисленных
теорий не обладает достаточными доказательствами, что-
бы ее
можно было принять за основу. Проблема
возникновения государства и права наиболее обстоя-
тельно
исследована в известной работе Ф.Энгельса "Происхождение семьи,
частной
собственности и государства".
По мнению автора,
человечество
прошло
три стадии: дикость, варварство и
цивилизация, различающиеся
главным
образом степенью развития производственных сил. По мнению ав-
тора, толчком для возникновения государства
послужило совершенствова-
ние
орудий труда, что привело к
расслоению общества и появлению угне-
тателей
и угнетенных, а также аппарата
(государства) для охраны сло-
живщегося
строя. Эта точка зрения на
происхождение государства более
приемлема,
но не достаточно раскрыто определение государства. Для того
чтобы сложилось правильное и полное представление о
государстве,
его сущности, функциях, структуре,
необходимо рассматри-
вать их
в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального ана-
лиза
этих понятий. В функциях
государства выражается его сущность, его предназ-
начение,
а структура государства, т.е. его внутреннее строение, опре-
деляется
в первую очередь его назначением и направлением деятельности,
которую
оно осуществляет. Проявляющееся в его функциях, есть объектив-
ная
необходимость выполнения общественно полезной, социально обуслов-
ленной
деятельности. Государство
есть сложная социальная организация, основным
назначением
которой является осуществление публичной власти в интере-
сах
всего общества. Деятельность
государства многогранна, она
охватывает самые
различные
стороны общественной жизни. Основные направления деятельнос-
ти
государства называются функциями государства.
@ 1.ПОНЯТИЕ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. Термин
"функции государства" применяется для обозначения ос-
новных,
наиболее важных направлений деятельности государства, в кото-
рых
проявляется его социальное назначение.
Основные направления дея-
тельности
законодательной, исполнительной и
судебной власти в право-
вом
государстве имеют общую природу.
Их первостепенной целью является
обеспечение
гармоничной жизнедеятельности общества. В функциях
государства выражается его
сущность, та реальная
роль, которую государство играет в решении
основных вопросов общес-
твенного
развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных инте-
ресов
населения страны. Функции
государства устанавливаются в зависи-
мости
от основных задач, стоящих перед
государством на том или ином
этапе
его развития, и представляют собой
средство реализации этих за-
дач.
Содержание задач государства определяется различными внутренними
и
внешними факторами. Так, рост преступности заставляет государство
своевременно
предпринимать серьезные практические действия по усиле-
нию
борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее
порождают.
Кризисные явления в экономической жизни страны требуют кон-
центрации
усилий государства, всех его
органов на решении экономичес-
ких
задач.
Государственные функции
характеризуются некоторыми общими
чертами: 1. Содержание каждой
функции государства складывается из совокуп-
ности
односторонных аспектов государтвенной деятельности. Сходные сто-
роны
государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя
из
специфики и характера тех общественных отношений, на которые они
воздействуют. 2. В отличае от
функций многочисленных государственных органов,
специально
предназначенных для определения деятельности, функции госу-
дарства
охватывают его деятельность в целом.
Таким образом,
функции
государства
необходимо отличать от функций его отдельных органов. 3. Функции государства
носят комплексный, собирательный характер.
В них
воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жиз-
ненно
важных направлениях его внутренней и внешней деятельности. 4. Функции
государства необходимо также отличать от
видов госу-
дарственной
деятельности, которые могут осуществляться структурными
подразделениями
различных органов государства. Вся
функциональная деятельность
государства направлена на
достижение
главной цели: блага человека,
его нравственного, мате-
риального
и физического благополучия,
максимальной правовой и
со-
циальной
защищенности личности. Государство
всегда должно выступать
как
верховных хранитель и защитник законных интересов личности. Через
личность
государство содействует общественному процессу в целом, со-
вершенствует
и обогащает всю систему общественных отношений. Таким
образом, функции государства - это
основные направле-
ния его
деятельности, в которых выражается
сущность и социальное наз-
начение
государственного управления обществом. Все основные
направления деятельности государства в
зависи-
мости
от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подраз-
деляются
на внутренние и внешние. Жизнь
любого современного общества
осуществляется
в двух основных сферах: внутри страны и на международ-
ной
арене. По
продолжительности действия функции государства подразде-
ляются
на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на
всех
этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое
действие
с решением определенной задачи,
как правило имеющей чрезвы-
чайный
характер (например, ликвидация стихийного бедствия). К внутренним
функциям, охватывающим сферу внутренней, самос-
тоятельной
жизни государства, непосредственно
касающимся каждого чле-
на
общества, относятся следующие виды функций: 1. Экономическая
функция. 2. Социальная
функция. 3. Функция
финансового контроля. 4. Функция охраны
правопорядка. 5. Экологическая
функция. 6.
Культурно-воспитательная функция. К внешним
функциям, направленным на
обеспечение существова-
ния
государства в мировом обществе, относятся: 1. Защита государства
от вооруженных нападений других государств. 2. Поддержание
международных политических
отношений (дипломати-
ческая
деятельность), экономических и культурных связей. 3. Борьба с международной преступностью. 4. Участие в международной охране
окружающей Среды. Реализация
функций осуществляется различными государственны-
ми
организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения
и связи
между ними определяются функциями государства. Функция всегда
первична
по отношению к выполняющей ее государственной организации.
Функция
- это идея, необходимость деятельности, ее направление, а го-
сударственная
организация - это та материальная сила,
которая вопло-
щает
данную идею, материализует
ее. Государственная функция - это
очень
широкое направление деятельности и она не может быть реализова-
на
какой-то одной государственной организацией. Каждая
из государ-
ственных
организаций в отдельности имеет свои особенные функции, отли-
чающиеся
по масштабу от государственных функций.
@ 2.
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.
Классификация внутренних функций проводится по сферам дея-
тельности
государства. Каждое государство, независимо от формы правле-
ния или
государственного устройства,
решает ряд основопологающих эко-
номических,
социальных, охранительных и контрольных задач. [1]Экономическая
функция.
Экономическая функция выражается в выработке и координации
государством
стратегических направлений развития
экономики страны в
наиболее
оптимальном режиме. В правовом
государстве, функционирующем в
условиях рыночных
товарных
отношений, государственное
регулирование экономики осущес-
твляется
в основном экономическими, а не
административными методами.
Для
такого государства характерна
свобода и самостоятельность соб-
ственника,
которые обеспечивают реальное равенство и независимость как
производителей,
так и потребителей социальных благ. Существует
два основных экономических метода государственно-
го
регулирования: 1) Определенная и
достаточно жесткая налоговая политика,
которая
позволяет
государству успешно решать его социальные задачи, а также
перераспределять
часть национального дохода в целях более
сбалансиро-
ванного
развития производственных сил общества; 2) Создание наиболее
благоприятных условий хозяйствования в прио-
ритетных
отраслях экономики, развитие
которых дает наибольшую выгоду
обществу
в целом.
Экономическая деятельность современного правового
государ-
ства
имеет следующие направления : 1) государственное
воздействие на экономическую жизнь общества в
целом, что выражается в формировании
государством бюджета и контроле
за его
расходованием; в соответствии
программ экономического развития
в
масштабе страны; в финансировании
программ промышленных и научных
исследовании; в выдаче субсидий производителям
материальных благ для
стимулирования
производства. В государственном
регулировании экономи-
ческих
процессов участвуют высшие и местные органы власти, а
также
специализированные
учреждения.
Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и
местные
органы
власти. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на
подопечной
территории с целью получения больших средств для местного
бюджета.
Поддерживая предпринимательство,
местные власти,
развинчи-
вают
инфраструктуру, решают проблему
безработицы. Для осуществления
этих
задач используется механизм налогов, выделяются
под строи-
тельство
местные участки, выпускаются облигации для
финансирования
местных
производителей.
Экономическая функция государства в основном заключается в
регулятивных, стимулирующих действиях. В современном гражданском об-
ществе
только хозяйственные единицы и трудовые
коллективы могут ре-
шать, какие органы государственного и хозяйственного управления им
нужны,
в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить
и за
какие услуги. 2) Экономическая
деятельность государства выражается также в не-
посредственном
хозяйственном руководстве государственным сектором эко-
номики.
Государство само выступает собственником средств производства,
производителем
материальных благ и услуг. Методы его влияния на эконо-
мические
отношения, складывающиеся в этом
секторе экономики, принци-
пиально
не отличаются от общих методов государственного регулирования
экономических
процессов в странах. Эта
функция государства сильно изменилась в ходе историчес-
кого
существования государства от полного невмешательства в экономику
(концепция
"государства - ночного сторожа") до полного контроля всей
хозяйственной
деятельности и регулирования всех
вопросов экономичес-
кой
жизни (тоталитарные государства социалистического типа). В
современных условиях, когда неизмеримо умножились и услож-
нились
хозяйственные связи,
демократическое государство
не остается
наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает методы роста эффек-
тивности
рынка и свободного предпринимательства. Государство влияет на
экономику
через налоговую политику,
кредитно-финансовую и валютно-де-
нежную
системы. [1]Социальная
функция.
Социальная функция государства призвана
обеспечить со-
циальную
защищенность личности, нормальные условия жизни для всех чле-
нов
общества вне зависимости от их непосредственного участия в произ-
водстве
благ. В правовом
государстве распределение материальных благ осу-
ществляется
и помимо свободного эквивалентного обмена между производи-
телями
и потребителями. Социальная
политика правового государства предполагает: 1) Распределение
социальных благ независимо от трудового вклада в
целях
обеспечения достойного уровня жизни для всех. 2) Государства
выделяет необходимые средства
на здравохранение,
культурный
отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу
транспорта
и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация со-
циальных
прав, которыми должны в максимальном
объеме пользоваться все
граждане
государства. Становление
социального правового государства проходит слож-
ный и
долгий путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет
к
расслоению его на классы.
Формально провозглашение
равенства вос-
производит
неравенство материальное,
порождающее кризис и острые
со-
циальные
конфликты в обществе. И лишь
постепенно правовое государство
приобретает
черты государства социального,
дополняет гарантии свобод-
ного
развития личности материальными гарантиями социальной защищеннос-
ти. В бывших
тоталитарных государствах, где происходит становле-
ние
правовых основ общественной и государственной жизни, социальное
регулирование
по принципу уравниловки постепенно вытесняются. Такой
способ
социального регулирования насаждается и поддерживается принуди-
тельной
силой тоталитарного государства.
Возможность верхушки общес-
тва
иметь более высокий уровень потребления по сравнению
с основной
массой
населения создается искусственно за счет
присвоения результа-
тов
чужого труда, ограничение
материального стимулирования
трудового
вклада
в производство социальных благ. В
итоге это ведет к снижению
социальной
активности, снижению уровня
научно-технического прогресса,
к
падению культуры и нравственности народа,
приводит общество в сос-
тояние
застоя. Многие
государства характеризуют себя социальными. Это озна-
чает, что они считают своей важной задачей
заботу о всех тех гражда-
нах, кто в силу каких-либо причин не в
состоянии обеспечить для себя
нормальное
существование, достойное человека. Государство проводит ме-
роприятия
направленные на защиту от безработицы,
проявляет заботу о
детях и
нетрудоспособных людях. Так, в статье
39 Конституции Российской Федерации в частнос-
ти
сказано: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту,
в
случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для
воспитания де-
тей и в
иных случаях предусмотренных законом. В Российской
Федерации финансируются
федеральные программы
охраны
и укрепления здоровья населения,
принимаются меры по
развитию
государственной,
муниципальной систем, поошряется
деятельность, спо-
собствующая
укрепления здоровья человека,
развитию физической культу-
ры и
спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополу-
чию
(статья 41 пункт 2 ). Поощряются добровольное социальное страхова-
ние, создание дополнительных форм
социального обеспечения и благотво-
рительность
(статья 39 пункт3). Таким
образом, государство принимает
различные
меры для повышения жизненного уровня граждан. Только в
условиях свободы и экономической
самостоятельности
производителей
материальных и духовных благ
государство в состоянии
проводить
справедливую социальную политику в отношении населения стра-
ны. [1]Культурно-воспитательная
функция. Общество в
целом и государство заинтересованы в том, чтобы
каждый
гражданин имел образование,
соответствующее принятому стандар-
ту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граж-
дан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государствен-
ной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование яв-
ляется
обязательным. Государство поощряет и
развивает искусство, обеспечивает для
граждан
свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, проц-
ветающего
государства без уважения и сохранения исторических традиций
и
культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизма, уваже-
ния к
историческому прошлому - непременная
составная часть воспита-
тельного
процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый
гражданин
Российской Федерации обязан знать законы своего государства
и
строго соблюдать их. [1]Функция
финансового контроля. Функция
финансового контроля выражается в выделении и учете
государством
доходов производителей. По закону
часть этих доходов в
виде
налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения
социальных
и других нужд. Государство
осуществляет контроль за пра-
вильностью
расходования налогов. Высший
финансовый контроль за доходами и расходами, являет-
ся
прерогативой парламента. На местах
эти функции исполняют местные
органы
власти. Широкими правами такого контроля обладают министерства
финансов
( в Англии - Ведомство контролера и
главного аудитора; в
США -
Генеральное управление отчетности; во Франции - Счетная палата).
Специфические функции финансового контроля осуществляют го-
сударственные
таможни, которые контролируют
провоз материальных цен-
ностей
через государственную границу и взымают таможенные сборы и пош-
лины.
Денежный сбор с товаров и имущества,
пропускаемых через границу
под
контролем таможенных ведомств, идет в доход государства. Эффективный
финансовый контроль позволяет государству накап-
ливать
определенные средства с целью их
дальнейшего
использования в
интересах
общества. [1]Функция
охраны правопорядка. Функция
охраны правопорядка - это деятельность, направлен-
ная на
обеспечение точного и
полного осуществления его законода-
тельных
предписаний всеми участниками общественных отношений. В право-
вом
государстве, где общественная и
государственная жизнь строится на
основе
справедливых законов, интересы общества, государства, личности
охраняются
от любых незаконных посягательств. Эта функция
также направлена на охрану жизни, здоровья, чес-
ти и
достоинства граждан, а также на
охрану государственного и общес-
твенного
имущества, на охрану частной собственности. Под
общественным порядком
понимается система общественных
отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера
(нормами
морали, нравственности,
обычаями, традициями и
т.п.) Общес-
твенный
порядок в более узком, специальном
смысле представляет собой
систему
общественных отношений, которые складываются главным образом в
общественных
местах и по своему обеспечивают свободу и
неприкосновен-
ность
личности, общественное спокойствие , нормальные условия для тру-
да и
отдыха граждан, функционирования и
деятельности органов, пред-
приятий,
учреждений, организаций. Общественный
порядок охраняется
государственными органами,
общественными
организациями и гражданами. Особая
роль в обеспечении
общественного
порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции. За
все
виды правонарушений посягающие на общественный порядок установле-
ны
различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны ви-
не
нарушителя. Охрана прав
и свобод граждан гарантируется Конституцией Рос-
сийской
Федерации и другими нормативно-правовыми актами. Так, в час-
тности, в статье 17 Конституции Российской
Федерации пункт 1 сказано,
что
"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свобо-
ды
человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам меж-
дународного
права и в соответствии с настоящей
Конституцией." Основ-
ные
принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17
- 64. В
Конституции Российской Федерации В статье 35 пункт 2 ска-
зано, что каждый вправе иметь имущество
в собственности, владеть,
пользоваться
и распоряжаться им как единолично, так и совместно с дру-
гими
лицами. Право частной собственности охраняется законом. Таким
образом, любое посягательство на частную
собствен-
ность
граждан, их имущество, а также и на государственное имущество
влечет
за собой административные и уголовные наказания. Поддержание
стабильного порядка в стране - задача всего го-
сударства,
всей системы его органов.
Принудительная сторона
государ-
ственной
деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных,
объективно
обусловленных экономических,
политических,
социальных и
нравственных
отношениях граждан и государства.
Она преобразуется в
правовой
порядок цивилизованного общества. [1]Экологическая
функция государства. Природоохранительная функция
государства - жизненно важная
деятельность
любого современного государства,
мирового сообщества в
целом. В современных государствах разработано
обширное природоохрани-
тельное
законодательство, которое четко
регулирует деятельность людей
и
различных организаций в области использования природной среды. Во
многих
странах разработаны и действуют национальные программы по охра-
не
окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздей-
ствия к
нарушителям ее целостности, вплоть
до полного устранения ис-
точников
загрязнения или вредных отходов производства. В США, например, действует Закон о национальной политике в
области
охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по
предупреждению
загрязнения атмосферы, водоемов и
почвы производствен-
ными и
бытовыми отходами. Предусмотрены
предупредительные меры по ог-
раждению
окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей. Во многих
странах существуют специализированные министер-
ства и
ведомства по контролю и регулированию
деятельности в области
окружающей
среды, функционирует целая система
законодательных актов,
которые
предусматривают жесткие меры
юридической
ответственности за
нарушение
их требований. Наряду с высшими и местными органами государ-
ственной
власти контроль за точным и строгим соблюдением природоохра-
нительного
законодательства осуществляют и органы прокурорского надзо-
ра. В
современную эпоху проблемы охраны и
рационального ис-
пользования
природных богатств приобрели большое экономическое, со-
циальное
и политическое значение. Они
затрагивают интересы всех госу-
дарств. Чем разумнее использовать
богатства, тем больше успехов
добьются
промышленность и сельское хозяйство. Охрана
природы выдвигается в
число наиболее острых со-
циальных
проблем и представляет собой одну из
важнейших общегосудар-
ственных
задач. Деятельность по охране
природы в рамках своей компе-
тенции
осуществляют все звенья механизма государства и его органов. Так, в статье 9 Конституции Российской
Федерации говорится:
"Земля
и другие природные ресурсы используются и охраняются в Россий-
ской
Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на
соответствующей
территории". Многие нормы, регулирующие природоохранительную дея-
тельность, содержатся в основах земельного
законодательства, основах
законодательства
о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В
основе осуществления функции лежат следующие принципы: 1. Природные
богатства подлежат охране со стороны государства не-
зависимо
от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет. 2. Использование
природных богатств должно быть
рациональным,
соответствовать
развитию государства. 3.
Неукоснительное соблюдение природоохранительных законода-
тельств
и строгая ответственность за его нарушение. Так, в Кодексе РСФСР об административных
правонарушениях
предусмотрены
различные меры наказания за правонарушения в области ох-
раны
окружающей среды (статьи 50 - 87). Проведение
этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных
функций на решение задач, стоящих
перед государ-
ством в
области охраны и рационального использования природных ресур-
сов.
@ 3.ВНЕШНИЕ
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. Внешние
функции государства представляют собой основные нап-
равления
его деятельности на международной арене.
Они призваны решать
следующие
внешние задачи государства: установление и поддержание нор-
мальных
отношений с другими государствами и обеспечение обороны стра-
ны от
возможной внешней агрессии. В
соответствии с указанными задача-
ми
различаются две основные функции государства: взаимовыгодное
сот-
рудничество
со всеми другими государствами мирового сообщества и обо-
рона
страны от нападения извне. [1]Взаимовыгодное
сотрудничество с другими государствами.
Взаимовыгодное
сотрудничество с другими государствами -
это
разнообрзная
деятельность государства,
направленная на установление и
развитие
равноправных экономических,
политических, культурных и
дру-
гих
отношений, гармонично сочитающих
интересы данного государства с
конкректными
и общими интересами всех государств.
Современный уровень
развития
общества требует интеграции хозяйственной, политической и
культурной
жизни всех государств, объединения
внешних усилий для бо-
лее
эффективного решения внутренних проблем каждого государства в от-
дельности
и мирового сообщества в целом.
Такое сотрудничество предпо-
лагает
широкий и взаимовыгодный подход к интегрированым вопросам, уме-
ние
совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отве-
чающие
интересам всех участников сотрудничества. Функция
сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех
государств. На этой
основе создаются различные организации
дея-
тельность
которых направлена на улучшение экономической, политической
и
культурной жизни общества (ООН, НАТО, СЭВ и т.д.) Как уже было
сказано выше, каждое государство связано с дру-
гими
государствами различными отношениями.
Эти отношения необходимо
устанавливать,
развивать и регулировать. [1]Межгосударственные
экономические сотрудничества. Государство,
являясь членом мирового сообщества,
вовлекает-
ся в
систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ре-
сурсы
определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государ-
ство не
может существовать без экономических связей с другими государ-
ствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные
проекты
- это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономичес-
кой деятельности
государства. Важное место
в экономическом сотрудничестве занимают
между-
народное
разделение труда, кооперирование
и специализация производ-
ства,
обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, разви-
тие
кредитно-финансовых связей. Общую
координацию межгосударственного
экономического
сотрудничества в мире осуществляет Организация Объеди-
ненных
наций и ее специализированные учреждения.
Сферой международно-
го
экономического и социального сотрудничества занимаются такие спе-
циализированные
учреждения ООН, как Международная
организация труда,
Продовольственная
и селькохозяйственная организация, Международный ва-
лютный
фонд и др..
Экономическое
сотрудничество эффективно осуществляется в
рамках
сообщества тех государств, которые
территориально связаны друг
с
другом. В качестве примера можно
привести Европейское сообщество,
целью
которого является достижение всестороннего сотрудничества в эко-
номической, политической и военных отраслях. Например, большинство
стран-участниц
сообщества договорились к 1 января 1999 года перейти к
общей
валюте и единой системы обороны. В
рамках сообщества функциони-
рует
ряд кредитных учреждений, в задачу
которых входит финансирование
мероприятий
общей экономической и социальной политики.
Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе
двухсторонних
договоров между государствами.
Примером этого договора
может
служить договор между Россией и Белоруссией. Однако такое сот-
рудничество
ограничено экономическими возможностями только данных го-
сударств. [1]Политическое
сотрудничество. В
политической области сотрудничество государств проявляет-
ся
прежде всего в вопросах мира и войны.
Современный уровень развития
мирового
сообщества государств позволяет избежать глобальных вооружен-
ных
конфликтов. Европейское
содружество имеет общие межгосударственные зако-
нодательные,
исполнительные и судебные органы, компетенция которых ог-
раничена
взаимными интересами объединившихся государств. Возникшее
в 1991 году Содружество Независимы Государств
строится
в основном на принципах экономического сотрудничества, вне
которого
существование бывших
субъектов СССР чрезвычайно затрудни-
тельно
в силу сложившихся многолетних экономических взаимосвязей. Основным
международным органом,
координирующим политические
интересы
государств, является ООН.
Вопросами политического урегулиро-
вания
конфликтов, занимается Совет
Безопасности - постоянный орган
ООН. В
его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию
мира и
безопасности, развитию сотрудничесва в самых разнообразных сфе-
рах
межгосударственных отношений. Многие
вопросы политического
характера государства решают
непосредственно
дипломатическим путем, на основе дву- или многосторон-
них
переговоров. Государство
обязано защищать своих
граждан находящихся на
территории
других государств и оказывать им покровительство (статья 61
пункт 2
Конституции Российской Федерации). Для поддержания международ-
ных
политических отношений государства обеспечиваются представителями
в лице
дипломатов, служащих-послов, консулов и др. [1]Культурное
и научно-техническое сотрудничество. Культура
каждого народа,
государства является достоянием
всего
человечества. Она не может развиваться обособленно, так как свя-
зана
с мировой культурой. Государство поддерживает
и развивает
культурные
связи, что служит взаимному
духовному росту и обогащению.
Конкретными
видами деятельности государства в этом направлении являют-
ся:
международные выставки,
фестивали, олимпиады, международный ту-
ризм и
многое другое. Это
сотрудничество осуществляется в различных
формах и на
различных
уровнях. В Организации Объединеных Наций такое сотрудничес-
тво
координируют специализированные учреждения по вопросам
образова-
ния, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агенство по атомной
энергетике
и др. Конкректные же вопросы по культурному и научно-техни-
ческому
сотрудничеству решаются на основе двухсторонних или многосто-
ронних
договоров между государствами. В
рамках этого сотрудничества
осуществляется
обмен научной информацией,
произведениями искусства,
достижениями
музыкальной и сценической культуры,
взаимная подготовка
специалистов,
различного рода фестивали,
конференции, непосредствен-
ные
контакты между учеными, деятелями
культуры, спортсменами различ-
ных стран. [1]Борьба
с международной преступностью. В последнее
время все более широкие масштабы
приобретает
международная
преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терро-
ризм, незаконная торговля оружием - вот
небольшой перечень наиболее
опасных
видов международных преступлений. Ни одно государство не в си-
лах в
одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна
необходимость
совместных
действий государств по борьбе с
международной преступнос-
тью. Конкретными
действиями государств в этой области является
создание
международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной
из
таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство
планирует свою деятельность по предупреждению и
пресечению
этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обмени-
вается
информацией. Это позволяет более эффективно бороться с междуна-
родной
преступностью. [1]Участие
в охране окружающей Среды. В настоящее
время остро встал вопрос об охране окружающей
среды.
Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира.
Охрана
окружающей среды становится составной частью программы заверше-
ния
строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств
это проявляется в особой мере, в
связи со
сложными
климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств
обеспокоены
экологическим состоянием природы в различных уголках мира.
Из
государственного бюджета все больше и больше выделяются средства на
поддержание
экологии в надлежащем виде, также
оказывают различную по-
мощь и
общественные организации. В ряде
государств правительство принимает различные меры к
нарушению
нормативных актов по охране природы.
Главенствующее положе-
ние
занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания. Внешняя
деятельность государств современности базируется на
международных-правовых
нормах, максимально учитывает
коренные интере-
сы и и
национальные особенности всех народов, входящих в мировое сооб-
щество.
@
4.ФУНКЦИЯ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С
ДРУГИМИ
@
ФУНКЦИЯМИ ГОСУДАРСТВА. Функция
государства по обороне страны от внешнего
нападения
составляет
важное направление его деятельности.
История подтверждает,
что на
всех этапах развития общества существовала объективная необхо-
димость
защиты страны от внешних агрессоров. Функция
обороны страны осуществляется экономическими, поли-
тическими, дипломатическими и военными
средствами. В мирное время -
это
всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения из
вне. В
военное время эта функция принимает
форму прямой вооруженной
борьбы
с противником. Большинство современных государств
восприняло
оборони-
тельную
доктрину, суть которой состоит в
создании оптимальной доста-
точности
сил и средств для предотвращения возможной агрессии со сторо-
ны
другого государства. Такой подход
к вопросам военного противобор-
ства в
значительной мере снижает возможность возникновения войн, пред-
полагая
в будущем перспективу их постепенного исчезновения. Понятие
функции обороны страны включает в себя
всю систему
государственных
мероприятий по укреплению
обороноспособности страны,
поддержанию
боевой мощи вооруженных сил как в мирное,
так и в военное
время. Данная
функция является важнейшим направлением
деятельности
государства,
ибо она нацелена на защиту мирного труда,
суверенитета и
территориальной
целостности государства. Основную
роль в этом играют
Вооруженные
Силы Российской Федерации. Согласно
статье 59 Конституции Российской Федерации "Защита
Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федера-
ции. Гражданин Российской Федерации несет
военную службу в соответ-
ствии с
Федеральным законом". Согласно
этому закону: все мужчины - граждане РФ,
независи-
мо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жи-
тельства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Воо-
руженных
Сил Российской Федерации. На
действительную военную службу
призываются
граждане мужского пола, которым ко
дню призыва исполняет-
ся 18
лет. Согласно
статье 59 пункт 3 Конституции Российской
Федерации:
"Гражданин
Российской Федерации в случае,
если его убеждениям или ве-
рованиям
противоречит несение военной службы,
а также в иных установ-
леных
законом случаях, имеет право на
замену ее альтернативной граж-
данской
службой." Также граждане достигшие 17-летнего возраста имеют
право
учится в военно-учебных заведениях.
В этом случае они не несут
воинскую
повинность. Согласно
статье 87 конституции Российской
Федерации "Прези-
дент
Российской Федерации является Верховным главнокомандующим воору-
женными
силами РФ. В случае агрессии против
РФ или непосредственной
угрозы
агрессии, Президент Российской
Федерации вводит на территории
Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное
положение..." За воинское
преступление - преступления против установленно-
го
порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообя-
занные
во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут
ответственность
(уголовную). Санкции за различные
виды воинских прес-
туплений
предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР. Практическое
исполнение функции защиты из вне также возложе-
на на
особые государственные вооруженные организации. Они предназначе-
ны для
обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населе-
ния от
внешних посягательств и обеспечению общественного порядка и бе-
зопасности
граждан. Особые
вооруженные организации наделяются компетенцией в
соответствие
с конституцией. Характер задач
выполняемых вооруженными
государственными
организациями обуславливает особенности их формирова-
ния и
деятельности, управления и обеспечения. К особым
вооруженным государственным организациям относятся: 1. Службы внешней
разведки. Они осуществляют сбор
информации на
случай
ведения военных действий. 2. Служба
безопасности. Она
предназначена для защиты государ-
ственной
безопасности и
конституционного строя от внешних посяга-
тельств. 3. Полиция (милиция) является основой
и гарантом общественного
порядка. Полиция призвана служить всему
обществу, обеспечивать поря-
док,
спокойствие и безопасность граждан. Оборонная
деятельность государства базируется на
его воен-
ной
доктрине и складывается из пяти основных направлений. 1. Укрепление
оборонной мощи страны. Современная
экономика обес-
печивает
необходимый уровень развития военной промышленности, произ-
водства
новейших образцов техники и оружия, создания запасов стратеги-
ческого
сырья и продовольствия и др. 2. Повседневное
совершенствование вооруженных сил, постоянное по-
вышение
их боеспособности и боеготовности. 3. Охрана
государственных границ,
осуществляется пограничными
войсками
или другими подразделениями. 4. Организация
гражданской обороны, предусматривает эвакуацию жи-
телей
из населенных пунктов, по которым
наиболее вероятны удары ору-
жием
массового поражения. 5. Военное обучение
запаса вооруженых сил,
позволяет в случае
межгосударственных
военных конфликтов быстро развертывать
вооруженные
силы и
пополнять их квалифицированным личным составом. Функция
обороны страны связана с другими функциями государ-
ства.
Ниже рассмотрим это на некоторых примерах.
Взаимодействие функции обороны страны с экономической
фун-
кцией
выражается в том, что посредством эффективной экономической дея-
тельности
государство обеспечивает вооруженные силы
современной бое-
вой
техникой и оружием, осуществляет
строительство военных объектов,
развивает
оборонную промышленность др.
Взаимодействие функции обороны с социальной функцией госу-
дарства
позволяет удовлетворять социальные нужды и потребности
воен-
нослужащих
и их семей. Посредством
взаимодействия функции
обороны страны с
фун-
кцией
охраны правопорядка успешно решаются
вопросы укрепления воин-
ской
дисциплины в вооруженных силах,
сбережения военного имущества,
охраны
законных прав и свобод военнослужащих и их семей. Благодаря
взаимодействию оборонной деятельности
государства
с его
внутренними функциями, успешно
осуществляются задачи обеспече-
ния
обороны страны. В
современных условиях взаимодействие оборонной политики го-
сударств
мирового сообщества направлено на сокращение ядерных и обыч-
ных вооружений. Снижение уровня военного
противостояния различных
стран
благоприятно сказывается на экономических возможностях всех го-
сударств,
культурном, духовном и экологическом благополучии их народов.
@ 5.ПРАВОВЫЕ
ФОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ. Функции
государства осуществляются в определенных
формах и
определенными
методами. Формы осуществления функций
характеризуют
связь
государства с правом как одним из основных средств властвования.
Через
право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономи-
ческие,
политические, идеологические задачи.
В одних случаях государ-
ство
издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в
третьих
- обеспечивает, охраняет их. В
зависимости от этого и различают три основные формы осу-
ществления
функций: 1. Правотворческая -
государственная деятельность, выражающаяся в
разработке
и принятии юридических норм, в
которых закрепляются прог-
раммы
деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов,
т.е.
актов, которые устанавливают новые
нормы, изменяют или отменяют
старые. 2.
Правоисполнительная - государственная деятельность, выражаю-
щаяся в
принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным об-
разом в
издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитан-
ных
только на данный, индивидуальный случай (например, издание разово-
го
планового акта по строительству,
назначение гражданина на дол-
жность.) 3.
Правообеспечительная
(правоохранительная) - государственная
деятельность, выражающаяся главным образом в
контроле и надзоре за
соблюдением
и исполнением норм , а также в
применение принудительных
мер к
их нарушителям. В процессе
осуществления данной функции решают-
ся
юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спо-
рами
между отдельными лицами и т.д. Деятельность
государства широка и многообразна. Для
того
чтобы
охватить, охарактеризовать ее в
целом, требуется высокий уро-
вень
научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют
увидеть, что с момента возникновения и до
настоящих дней задачи госу-
дарства
не остаются не измененными. Одни
осуществляются до конца, на
смену
им приходят другие, более
сложные. В будущем будут возникать
и
новые
функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необ-
ходимо
будет решать. Таким
образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что
государство
является не только аппаратом подавления, представителем
интересов
господствующего класса, но и организацией выражающей интере-
сы
всего общества.
@ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Функции государства -
это цельная, взаимосвязанная дея-
тельность
всей системы государственных органов, направленная на гармо-
ничное
экономическое, социальное и
духовное развитие общества,
при
непрерывном
взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Взаимное
равноправное партнерство государств,
их усилия по
разрешению
общих проблем, создают
условия для нормальной жизнедея-
тельности
различных государственных и общественных объединений и миро-
вого
сообщества в целом.
Государственно-организационное в современных условиях может
прогрессивно
развиваться лишь при координации
функциональной дея-
тельности
образующих его государств.
@ СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ. Конституция
Российской федерации. Современное
государство и право. Вопросы
теории и истории, Владивосток,
1992 год. Коваленко
А.И., Теория государства и права, М, 1994 год.
Коваленко А.И., Правовое государство: концепции и реальность,
М, 1993 год. Алексеев
А.А., Государство и право, М, 1993 год. Алексеев
С.С., Россия у критической черты, М, 1995 год. Кутафин
О.Е., Основы государства и права:
Учебное пособие, М, 1994 год. Венгеров
А.Б., Теория государства и права, М, 1993 год. Хропанюк
В.Н., Теория государства и права, М, 1993 год.
%9[1]9[1][1]F*.FRM*.MAC(
Б@
Реферат по правоведению на тему ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА ЕГО ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства. Функции обороны страны и её взаимосвязь с другими функциями государства. Реферат на тему функции государственного контроля. Понятия основные признакии и функции государства. Реферат на тему внутренние функции государства. Функции государства и их классификация реферат. Реферат на тему Внешние функции государства. Термин функции государства применяются для. Реферат на тему Государство и его функции. Функции государства в обеспечении обороны. Государственно организационное сообщество. Взаимосвязь формы и функций государства. Реферат тему государство и его функции. Функции государства и их классификация.

      ©2010