Этико политические      идеи Эразма Роттердамского Этико политические      идеи Эразма Роттердамского
Этико политические      идеи Эразма Роттердамского РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Этико политические идеи Эразма Роттердамского


XXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXX
Этико-политические идеи
Эразма Роттердамского
(реферат)
Научный руководитель:
           xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
Xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
1999
Содержание.
1. Введение. Библиография и постановка задачи
реферата……………c.3
2. Эразм Роттердамский и его место среди
гуманистов……………….c.4 Сатирический критицизм, пацифизм, антиформализм и анти-
схоластицизм Эразма………………………….…c. 4 Теологические идеи Эразма Роттердамского…..c.9          Политическая концепция Эразма……………….c. 11
3. Этико-политические идеи Эразма Роттердамского………………….c.7
4. Выводы………………………………………………………………….c.12
5. Список литературы……………………………………………………..c.13
1. Введение. Библиография и постановка задачи реферата.
Тема
данного реферата – «Этико-политические идеи Эразма Роттердамского» – пожалуй,
является ключевой в понимании северного гуманизма. Исходя из изученной нами
литературы, можно заключить, что личность Эразма Роттердамского привлекала и
будет привлекать внимание исследователей, хотя бы потому, что из идей Эразма во
многом выросло реформационное движение (о влиянии Эразма на Лютера будет
упомянуто в тексте реферата).
Очевидно,
что без знакомства с текстами самого философа, написание данной работы не имело
бы смысла. Однако, мы не позволили себе выносить собственные суждения о
прочитанных нами произведениях[1],
предоставив это право профессиональным исследователям.
Особое
внимание хотелось бы обратить на монографию известного советского историка М.М.
Смирина  «Эразм Роттердамский и
реформационное движение в Германии»[2].
Основное внимание в данной работе уделено анализу проблемы свободы воли,
излагаемой в произведениях Эразма Роттердамского. Кроме того, именно из этой
монографии можно почерпнуть немало сведений о том, как на протяжении веков
менялось отношение исследователей к личности и деятельности Эразма
Роттердамского.
Кроме того, в подготовке реферата были использованы вступительные
статьи, предварявшие публикации произведений мыслителя, как то статья В.В. Соколова «Философское дело Эразма из
Роттердама»[3] и работа Б.
Пурищева «Немецкий и нидерландский гуманизм»[4]
.
Основной задачей нашего реферата, таким образом, становится описание
основных этико-политических идей Эразма Роттердамского с точки зрения
исследователей российской (советской) исторической школы второй половины XX века.
           
2.
Эразм Роттердамский и 
его место среди гуманистов.
Как известно, возникший в XIV веке в Италии, гуманизм к
концу XV века
утверждается и в других европейских странах, в том числе в Германии и
Нидерландах. Подобно итальянским предшественникам, немецкие и нидерландские
гуманисты обращали своё внимание на культурные завоевания античного мира, а
также выступали против средневековой схоластики. Однако, в отличие от
итальянцев, северные гуманисты уже опирались на достижения ренессансной Италии.
Это вовсе не было простое копирование итальянского гуманизма. Для севера было
характерно более критическое отношение к католической церкви, отрицательно
относящейся ко всем нововведениям; немецкие и нидерландские гуманисты обвиняли
церковь в том, что в свое мирской практике последняя отошла от первоначального
христианства, сделав человека рабом церковного догматизма.[5]
Наиболее общим для разных
течений в северном гуманизме было то, что их идеал постижения истины и
обновления жизни побуждал их стремиться к согласованию обретенной ими светской
античной образованности с  особым
универсально-теистическим  пониманием
христианской веры.[6]
В числе северных гуманистов
фигура Эразма Роттердамского  (1469 - 1536) сегодня считается одной
из наиболее интересных. Пожалуй, в начале XVI века в Европе не было другого мыслителя, ученого и писателя,
который бы пользовался такой известностью и влиянием.[7]
В самом деле, Эразм был наиболее ярким и влиятельным из
северных гуманистов.  Родился в
Роттердаме в 1469 году (исследователи называют и другие даты). Важно
подчеркнуть незнатность его происхождения (он был незаконнорожденным сыном
священника). Вероятно, именно последнее обстоятельство, а также то, что при
отсутствии финансовых возможностей у него не было других вариантов, молодой
Эразм поступает в  школу «братьев общей
жизни» города Девентера, где испытывает значительное влияние начавшегося в
Нидерландах в XV в. гуманистического движения. По завершении школы Эразм  в 1487-1488 годах становится монахом одного
из монастырей, где получает возможность изучать труды античных и христианских
авторов.[8]
После Эразм поступает на службу к одному из епископов, и
в начале 90-х годов добивается разрешения на поездку для совершенствования в
богословии в Парижский университет.
На становление этико-политических идей молодого Эразма
также повлияли его неоднократные путешествия в Англию (с 1499 года). В Англии
Эразм становится членом небольшого кружка английских гуманистов, критически
относящихся к католической церкви. В число членов этого кружка, помимо самого
Эразма, входили такие известные личности, как теолог Джон Колет и будущий автор
«Утопии» Томас Мор, ставший одним из ближайших друзей Роттердамца.[9]
Принятие идейного пути гуманистического кружка Колета,
по сути, было подготовлено для Эразма его воспитанием в Девентерской школе
«братьев общей жизни».[10]
Дальнейшую духовную эволюцию Эразма в кружке Колета
нельзя понять без учёта воздействия на кружок идей флорентийских платоников.
Особо значительную роль сыграла при этом идея Фичино и Пико делла Мирандола о
«всеобщей религии», основывавшаяся на плптоновском представлении абстрактного
бога, тяготевшем к пантеизму.[11]
Эразм активно путешествует. Помимо Англии, он посещает
Италию и другие страны Западной Европы. К началу 20-х годов Эразм Роттердамский
становится широко известен в гуманистических и церковных кругах, а также при
дворах некоторых европейских монархов, как писатель, свободный литератор.
Несмотря на своё влияние и известность, мыслитель всё де предпочитал оставаться
свободным от любых официальных обязательств. Писательская деятельность сделала
его одинаково уважаемым как католиками, так и протестантами, сам же Роттердамец
не высказывал своих симпатий ни к одной из этих партий. И всё же события
Реформации не обошли Эразма Роттердамского стороной. После того, как  6 июня 1535 года был казнен ближайший друг
Эразма Томас Мор,  глубоко потрясенный
Роттердамец прожил чуть больше года, и скончался 12 июля 1536 года в Базеле, где
и был  похоронен.[12]
Исследователи жизни и творчества Эразма Роттердамского
неизменно отмечают его трудолюбие и творческую плодовитость. Роттердамец стал
мастером латинского языка и справедливо считается крупнейшим латинистом эпохи
возрождения. В самом деле, в своей творческой деятельности Эразм из Роттердама
опирался как на латинскую, так и на древнегреческую литературу. Как отмечают
исследователи, история и современность постигалась им через филологию в самом
широком смысле этого слова.[13]
Пожалуй, следует обозначить основные направления
литературной деятельности Эразма Роттердамского.
  Отметим, что
культурно-историческая и социальная наполненность деятельности гуманистов
определялась в первую очередь их 
интересом к судьбе духовного наследия античности, с которым европейское
средневековье было знакомо плохо.
В своем творчестве Эразм внес огромный вклад в это дело
гуманистов. Например, первая его книга "Пословицы» (Agagia),
впервые изданная в 1500 году,  содержала
изречения и пословицы античных авторов, и завоевала огромную популярность.
Эразм стремился подчеркнуть живую связь античности с
современностью и многие из опубликованных им пословиц и изречений были снабжены
комментариями, иногда перераставшими в остропублицистические эссе.[14]
Несомненно то, что издание и  переводы античных авторов оказали большое влияние на формирование
творческой манеры и мировоззрение самого Эразма. Например,  такую роль сыграли знаменитые диалоги
древнегреческого сатирика Лукиана, во II в н.э. едко высмеивавшего
религиозные представления своей эпохи.
Впрочем, Эразм издавал не только античных авторов. В
1516 году им была издана знаменитая «Утопия», написанная современником и другом
Эразма Томасом Мором.
Как и большинство ренессансных гуманистов, большое
внимание Эразм уделял трудам и идеям отцов христианской церкви.  Глубокое изучение их произведений  возбудило 
у него весьма серьёзный интерес 
к проблемам религии, а также породило 
довольно критическое отношение к 
католической церкви. В частности, последовавшее критическое эразмово
издание Нового Завета в конкретных социально-исторических условиях Ренессанса
сильно расшатывало позиции господствовавшей католической церкви и
схоластической философии.[15]
Помимо произведений идейно-религиозного характера, из
под пера Эразма Роттердамского вышли и художественно-сатирические произведения.
Самая философская из сатир Эразма - «Похвала Глупости»., законченная в 1509
году в Лондоне и посвященная Томасу Мору.
Нельзя называть Эразма антирелигиозным мыслителем.
Однако он активно переосмысливал и перетолковав религию как таковую и ее
конкретную христианскую форму, а значит просветительские мотивы в мировоззрении
Роттердамца играли порой главенствующую роль.
Говоря о просветительстве Эразма, необходимо отметить,
что фундаментальную идею любого просветительства составляет убеждение в
принципиальном равенстве всех людей, одинаковости человеческой природы. Для XVI века
вопрос необходимости социального равенства еще не стоял столь остро, как в XVIII века, и
находил своё воплощение лишь в утопических идеях, что наглядно показала
«Утопия» Томаса Мора.
Находясь в русле просветительских идей, Эразм высмеивает
идею природного неравенства людей, лежащую в основе любого
феодально-иерархического общества. По его глубокому убеждению, не природа сама
по себе, а целенаправленное воспитание формирует подлинного человека; никому не
дано выбрать себе родителей и родину, но в принципе всякий может сформировать
свои нравы и характер.[16]
Другой момент просветительской деятельности Эразма
Роттердамского связан с его резко отрицательным отношением  к суевериям, которые, к тому же, были тесно
связаны с христианской религией.  Особенно
Эразм ополчился против астрологии и алхимии, влиявших на умы и поступки огромного
количества людей.[17]
Следует отметить, что ранний этап просветительства,
несмотря на неприязнь гуманистов к суевериям и возмущение паразитирующими на
них жульничествами, имел под собой весьма незначительную социальную базу. По
крайней мере, низшие слои общества, коих было большинство, никак гуманистам не
сочувствовали и не выражали никакой заинтересованности в постижении
просветительских идей. Эразм не мог этого не понимать, однако уделял внимание и
религиозно-просветительской деятельности. Несмотря на определённый страх перед
народом, в своих произведениях («Призыв к изучению христианской философии»,
«Параклеза»), Эразм настаивал на том, что Священное писание в силу своей
нравственной сущности должно быть читаемо и простым народом. Необходимая
предпосылка к тому - перевод Писания на живые языки.[18]
Эразму Роттердамскому, как и большинству ранних
просветителей, был присущ определенный интеллектуальный аристократизм.
Мировоззрение Эразма в первую очередь определялось умонастроениями
интеллектуальной аристократии. Рассматривая себя в качестве представителя
образованных верхов общества, в народе Эразм видел лишь «чернь», «толпу»,
далекую от просвещенности и ближе всего стоящую к неразумию.[19]
Подытоживая всё вышесказанное, следует отметить, что
личность, творчество, этико-политические идеи Эразма достойны глубокого
изучения. В то же время, не нужно забывать, что Эразм был человеком позднего
средневековья, а значит жил и работал согласно духу своего времени.
Тем не менее, исходным пунктом расхождений между
исследователями оказываются вопросы об отношении Эразма к раннехристианским и
средневековым теологическим концепциям, об источнике и характере его «философии
Христа», а именно, содержатся ли в ней идеи, которые могут рассматриваться как
зародыши идеологии нового времени, как открывающие путь к рационалистическим
воззрениям последующих веков.[20]
           
2.   Этико-политические идеи Эразма
Роттердамского.
a. Сатирический критицизм, пацифизм, антиформализм и
антисхоластицизм Эразма.
Стремительно
трансформировавшееся традиционное феодальное общество породило противоречие
между официально провозглашаемыми духовными ценностями, формально наиболее
чтимыми и рекомендуемыми правилами и нормами жизни, поведения и действительными
поступками людей, и прежде всего тех, кто такие нормы и правила провозглашал.
Эразм критично и остро осуждал сложившуюся ситуацию повсеместного фарисейства.
Наиболее известно в этом отношении его произведение «Похвала Глупости», где
автор поднимается до максимально возможного обобщения, говоря о бесчисленных
ликах Глупости, от которых неотделима любая жизнь.[21]
Особо следует отметить пацифизм Эразма, не раз
выражавшего свое отвращение к войне. В «Похвале Глупости» война представлена
как одно из наиболее тяжких и всемогущих проявлений Глупости.[22]
Не война ли – рассадник и источник всех достохвальных
деяний? А между тем, что может быть глупее, чем вступать по каким бы то ни было
причинам в состязание, во время которого каждая из сторон обязательно
испытывает гораздо больше неудобств, нежели приобретает выгод?… А вообще-то
война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами,
убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными
подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами.
(«Похвала Глупости», глава XXIII) [23]
 
Как философ, Эразм прежде всего критиковал схоластику, в
особенности современные ему проявления этого философского течения. Оно и
немудрено - схоласты и гуманисты находились в прямой оппозиции друг к
другу.  Следует отметить и бунт против
формализма, укоренившегося в течение многовекового господства догматов
религиозной идеологии, обоснованию которых служила схоластическая философия. С
точки зрения гуманистов, да и по своему существу, обосновываемое схоластикой
католическое благочестие доходит до практического абсурда, когда иконы  и статуи почитаются больше святых, которых
они изображают. Констатируя этот факт, Эразм выдвинул весьма дерзкую формулу,
согласно которой вся христианская вера рассматривалась как определенный вид
глупости.[24]
Но разве просят люди у всех этих святых чего-нибудь, не
имеющего отношения к глупости?…
(«Похвала Глупости», глава XLI)[25]
Главная философско-теологическая ситуация, в условиях
которой обязан был самоопределиться Эразм, сводилась к проблеме соотношения
веры и знания - основной гносеологической проблеме средневековой философии,
выражавшей ее сложные взаимоотношения с вероисповедными догматами христианства.
Эразм был решительно против их разлучения или тем более
противопоставления.  В своих
произведениях (см., например, «Книга антиварваров») Эразм постарался отразить
два основных направления гуманистической мысли: антиковедческое,
противопоставленное средневеково-схоластическому догматизму, и интерес к
человеку, а следовательно и к моральной стороне его существования.[26]
Современные Эразму враги гуманистических наук,
противопоставляя веру знанию, старались скомпрометировать и обесценить его,
Позиция Роттердамца была прямо противоположной.  В «Книге антиварваров», написанной в первом варианте в середине
90-х годов XV в., Эразм Роттердамский основное внимание уделил реабилитации античного
знания - наук и искусств, отвергавшихся современными ему
богословско-схоластическими реакционерами.
«Книга антиварваров» начинается с постановки вопроса о
причинах упадка наук и искусств, которые в древности процветали. В ходе
изложения Эразм стремится показать, что античная светская образованность –
составная часть самого христианского совершенства, мировой гармонии в его
понимании, причем роль образованности заключается в стимулировании сознательной
активности людей в процессе их нарвственного совершенствования в реальной
действительности. Таким образом уже в этом трактате был поставлен вопрос о
значении свободы воли человека.[27]
Эразм примыкает к концепции «двух истин», считая, что
учёность пользуется доказательствами в своём исследовании вопроса, а
благочестие опирается на веру.  Для него
более характерна ориентация благочестия, то есть всей сферы морального
поведения человека, и на знание. Отсюда максимальное приближение
зафиксированного в Библии вероучения к знанию, а по возможности, даже к
философии.[28]
Мы уже упоминали о презрительном отношении Эразма к
«толпе», «черни». Из ряда мест «Оружия христианского воина» нетрудно понять,
что под этими словами он всегда имел ввиду не конкретные социальные
группировки, а определенные качества, не отвечавшие его нравственным
требованиям. Подобными отрицательными терминами  Эразм определяет тех, чей разум подвластен низким страстям  и порокам, которые, по его мнению, не дают
права на звание человека, тех, кто не имеет своего убеждения и бессознательно
следует мнениям невежественной толпы и своим природным страстям.[29]
Можно констатировать, что в «Книге антиварваров» Эразм пошел
по пути включения античной культуры в христианскую. Это прежде всего и
предопределило его философские симпатии. Особую роль  для него играл платонизм. Вернее, важна косвенная зависимость его
мировоззрения от платонизма, проявлявшаяся, например, в высокой оценке
богослова-неоплатоника Оригена.[30]
Вопрос о социальных взглядах Эразма требует особого
рассмотрения. Как мы видим, в «Оружии христианского воина» он даёт яркие
примеры резких контрастов в обществе, однако имеет ввиду не социальные
проблемы, а проблемы нравственного совершенства христианина. Вместе с тем,
Эразм указывает и на то, что исходным пунктом для выполнения христианином
закона любви должно служить достигнутое им уже до того достоинство человека;
идеал требуемой от человека христианской нравственности основан на понимании
собственного нравственного сознания человека, на сознании высокого значения
человеческого достоинства. Только в применении к человеку, достигшему этого
сознания, как считал Эразм, можно говорить о его дальнейшем – христианском –
нравственном совершенствовании.[31]
Это очень важный пункт в нашем анализе этико-политических идей и
гуманистического мировоззрения Эразма.
b.  Теологические идеи Эразма Роттердамского
Умозрительно-богословские построения схоластики были
глубоко чужды и враждебны Эразму. Он оставался в стороне от построений
естественной теологии, и тем сильнее сосредоточивался на моральной
проблематике. В этих условиях проявились адогматизм и рационализм Роттердамца.
Эразм восстал против богословской архаики , и в качестве одного из самых
эффективных орудий против неё видел предельное заострение аллегорического,
иносказательного истолкования образов и изречений Писания. Это и определило
выбор названия для одного из самых знаменитых его философских произведений
«Оружие христианского воина», в котором Эразм переосмыслил образ оружия,
кинжала, из военного, в последовательно моральное понятие.[32]
Хотя в работе над этой книгой Эразм ставил перед собою
особые задачи, проясняя свое понимание самого содержания христианского
совершенства, вопрос о значении и месте светских знаний в концепции
христианской веры решается в этом трактате так же, как в «Книге Антиварваров»:
раскрытие содержания христианской любви, по Эразму, невозможно без осознания
того нравственного начала, которое проявляется в научных знаниях.[33]
В числе срединных вещей знание занимает первое
место;  потом идут здоровье, умственная
одаренность, красноречивость, внешний вид, силы, достоинство, уважение,
влияние, благосостояние, слава, родовитость, друзья, домашние дела.[34]
Идея господства высшего, духовного начала в человеке ,
поднимающего его до божественных высот, - одна из главных гуманистических идей
, сформулированных Пико делла Мирандолла, - в «Оружии христианского воина»
занимает  значительное место. В качестве
доминирующей, признаётся необходимость самораскрытия духовно-психологического
мира как принцип самопознания.
Требование самопознания в этической доктрине «Оружия… »
следует считать ключевым, причем подлинным источником великого принципа
самопознания следует признать воззрения Сократа - одного из главных философских
героев Эразма.[35]
Принцип самопознания как стержень личностного сознания и
поведения становится основным в проницательных психологических анализах Эразма.
Для правильной оценки некоторых социальных идей, следует
указать на неоднократное осуждение Эразмом излишеств в пище, а также погони за
другими наслаждениями  при полном
игнорировании материальных и духовных бедствий.
В годы зрелости Эразма как мыслителя и писателя, его
литературная деятельность оказалась переплетена с деятельностью Мартина Лютера.
Например одно из произведений Лютера, «О рабстве воли», расценивается как
полемический ответ Эразму на его сочинение «О свободе воли». Многие
этико-политические взгляды Лютера явились продолжением идей Эразма.
Просветительские устремления Эразма, и реформационные
идеи Лютера сходились на признании необходимости совершенствования религиозной
жизни. С другой стороны, мировоззренческие взгляды богослова Лютера и философа
Эразма были диаметрально противоположны. Если Эразм звал к подлинному
рационализму, к углублению образованности, связанному с широким использованием
античного культурно-философского наследия, то Лютер прежде всего стремился к
реформе богословия, исходя из позднесредневековой мистики, а также из
иррационалистического по отношению к религии компонента - теории «двух истин»
Оккама и других поздних номиналистов.[36]
Проблему человеческой 
свободы, поднимавшуюся в полемическом споре Эразма Роттердамского и
Мартина Лютера, по существу, можно считать центральной проблемой любой
морально-социальной проблемы. «О свободе Воли» Эразма, и последовавшая вслед за
этим сочинением работа Лютера «О рабстве воли» 
насыщены теологическим содержанием, ибо оба мыслителя прежде всего
трактовали Священное Писание.[37]
Предположим, что именно тот, в ком есть дух, верно
понимает смысл Писания, но как он меня уверит, что он понимает? Что мне делать,
если многие люди предлагают разные смыслы и каждый из них клянется, что в нем
есть дух?![38]
Эразму была присуща определенная философская гибкость,
совершенно непримемлемая для Лютера, стремившегося к однозначной определенности
и догматизму.
Как бы то ни было, но Эразмова  концепция свободы - необходимая основа его моральной доктрины.
Полемический спор с Лютером показывает принципиальное
неприятие Эразмом любой догматической религиозности, сколь бы она ни апеллировала
к положениям христианского вероучения, зафиксированного в Библии, особенно в
Новом Завете.
Следует признать несомненный и закономерный исторический результат
полемики. Дело в том, что субстанцию эразмианского гуманизма составляла
моральная проблематика (а социальная в силу идеализма Эразма осмысливалась лишь
в зависимости от неё). В осмыслении и решении вопросов морали Эразм весьма
приблизился к чисто природному истолкованию человека - вплоть до предпочтения
язычника христианину (вернее, псевдохристианину в его понимании), если первый
отличается добрыми нравами, а второй только выдаёт себя за их приверженца. Было
бы совершенно неоправданным преувеличением утверждать, что суть эразмианства
составляла полная натурализация человеческой морали. Тем не менее,
аморфно-неопределенное понимание Бога закономерно сочеталось у Роттердамца с
минимизацией догматическо-обрядовой стороны христианства и отрицательным
отношением  к жесткой иерархической
организации его церквей.[39]
Из всего вышеизложенного нетрудно понять причину того,
что Эразм не раз говорил о том, что если в бога верить не  только нужно, но и должно, то в церковь,
даже если она состоит из добрых и достойных людей, верить совсем не обязательно.
В таком контексте в своей "философии Христа"  Эразм Роттердамский формулирует едва ли не
основное противоречие - противоречие между подлинно моральным содержанием, к
которому сводится глубочайший смысл Священного Писания, и его реализацией в
догматике, организации и деятельности конкретных христианских церквей.
Невозможность полноценной реализации моральной глубины
Нового Завета в вероисповедальной практике церквей, самим Эразмом четко не
осознанная, нашла своё воплощение в трудах его многочисленных последователей, в
числе которых на протяжении XVI-XVII веков были многие
свободомыслящие европейские философы.
c.
Политическая
концепция Эразма.
Для понимания представлений Эразма о сложности задач
государственного управления, о высшем значении общего и путях его реализации,
необходимо иметь в виду, что для Эразма разум, который должен лежать в основе
руководства государством,  неотделим от
нравственного сознания.[40]
В своей работе «Воспитание Христианского Князя»,  Эразм, ссылаясь на Платона, утверждает, что
воля граждан, не направляемая мудрой политикой правителя, может иметь
отрицательные последствия для дела общего блага. Однако, с одной стороны Эразм
рекомендует правителю руководствоваться принципом добровольного, а не
принудительного послушания сограждан и заявляет, что там, где нет доброй воли,
князь мало чего может добиться. В то же время он требует, чтобы «добрый князь»
направлял волю сограждан, и решительно предостерегает от того, чтобы
предоставлять законы человеческому произволу.[41]
Разумное управление, служащее залогом верного
направления воли граждан, Эразм связывает с личностью правителя, которому он
напоминает о требовании Платона быть философом. Необходимыми условиями
правильного государственного управления Эразм считал не одни только личные
качества правителя, но и такое объективное для него обстоятельство, как
свободная воля граждан, которая в сочетании с разумом и мудростью правителя
действует в направлении достижения общего блага.[42]
Идея государственной целесообразности не отвергалась
Эразмом вообще, но понималась им как необходимость подчинения всех частностей
общему началу, как необходимость, вытекающая из  сложного характера государственного организма, в котором мудрая
(т.е. разумная и в то же время проникнутая нравственным сознанием) направляющая
деятельность правителя сочетается с доброй волей управляемых.
Утопизм политической концепции Эразма заключается в его
вере в то, что сочетанием этих двух моментов в современном ему обществе может
быть достигнута внутренняя гармония государственного организма.[43]
Очевидно, что для Эразма речь шла о том, чтобы
гуманистической политикой, законодательством, основанным на принципе человечности,
предотвращался распад сложного и согласованного на основе свободной воли
государственного организма; чтобы все его части признавали необходимость
служения общим интересам государственного целого.[44]
В государственной теории Эразма особого внимания
заслуживают поставленные им важнейшие внешнеполитические проблемы, а также
предложенные мыслителем пути их решения, при этом внешнюю и внетреннюю политику
у Эразма связывает общая нравственная свобода. Основное значение
внешнеполитической концепции Эразма исследователи видят в выдвинутой им идее
международного арбитража, которая затем получила широкое распространение.[45]
3.
Выводы
Современные исследователи жизни, творчества и
философской мысли Эразма Роттердамского сходятся на том, что сегодня очевидна
несостоятельность конфессионального перетолкования и тем более присвоения
наследия Эразма католическими церковными кругами. Сущность его
мировозрения  глубоко моральная,
этическая.[46]
Опираясь на многовековой моральный опыт человечества -
от античности до его дней - Эразм Роттердамский сформулировал ряд глубоких
этических принципов и ценностей, вполне актуальных по сей день.
Едва ли не в фокусе этической доктрины Эразма стоит
принцип "ничего сверх меры", сформулированный ещё в античности, но
трансформированный применительно к человеку его эпохи. С точки зрения Эразма,
только на этом пути и становится возможной действительная свобода в отличие от
мнимой свободы удовлетворения различных при хотей. Для реализации этого
принципа необходим тяжелый повседневный труд. Не случайно, тема труда
становится одной из ведущих не только в моральной доктрине, но и во всей
системе мировоззрения Эразма.
Его просветительские идеи базировались на
фундаментальной идее, согласно которой врожденные способности человека , сколь
бы ни были они глубоки и блестящи, могут быть реализованы только посредством
самого тяжелого труда.  Именно труд
является  для Эразма наиболее важным
компонентом человеческой личности.[47]
Итак, идеи северного гуманизма нашли у Эразма
Роттердамского наиболее полное выражение в трактовке этических основ
человеческой деятельности. С точки зрения Эразма, следовать этичесикм основам
человечности означает владеть собственным характером и целеустремленной волей,
так чтобы человек во всех сферах личной и общественной и общественной жизни
руководствовался не природными стимулами и влечениями, а общими нравственными
принципами.[48]
4.
Список литературы.
Пуришев Б. Немецкий и
нидерландский гуманизм // БВЛ, Серия первая, Т.33  С. 6  М: Художественная
литература, 1976
Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение
в Германии. М. Наука, 1978
Соколов
В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские
произведения. М. Наука, 1986 С. 5-69
 Эразм 
Роттердамский. Похвала Глупости // БВЛ,
Серия первая, Т.33  С. 6  М: Художественная литература, 1976 С. 119-208
Эразм
Роттердамский. Оружие Христианского Воина // Эразм Роттердамский. Философские
произведения. М. Наука, 1986, С.90 - 218
Эразм
Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Эразм
Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 218 – 290
[1] В ходе
подготовки к написанию настоящей работы автор реферата ознакомился со
следующими произведениями: Эразм  Роттердамский. Похвала Глупости // БВЛ,
Серия первая, Т.33  С. 6  М: Художественная литература, 1976 С.
119-208,  Он же. Оружие Христианского Воина // Эразм Роттердамский. Философские
произведения. М. Наука, 1986, С.90 – 218,  
Он же.. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Эразм
Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 218 – 290
[2] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное
движение в Германии. М. Наука, 1978
[3] Соколов В.В. Философское дело Эразма из
Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986 С.
5-69
[4] Пуришев Б.
Немецкий и нидерландский гуманизм // БВЛ, Серия первая, Т.33  С. 6 
М., Художественная литература, 1976 С. 5-25
[5] Пуришев Б.
Немецкий и нидерландский гуманизм… C.5
[6] Смирин М.М.
Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 8
[7] Пуришев Б. Немецкий
и нидерландский гуманизм… С. 10
[8] В.В. Соколов Философское дело Эразма из
Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986,
С.5
[9] Там же. С.6
[10] Там же.
С.26
[11] Там же.
С.29
[12] Там же. С.6
[13] Там же. С.7
[14] Там же. С.8
[15] Там же.
С.10
[16] Там же.
С.13
[17] Там же. С.
14
[18] Там же.
С.15
[19] Там же.
С.16
[20] Смирин М.М.
Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 9
[21] В.В.
Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 17
[22] Там же.
С.19
[23] Эразм  Роттердамский. Похвала Глупости... C. 140
[24] В.В.
Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С.22
[25] Эразм  Роттердамский. Похвала Глупости... C. 180
[26] В.В.
Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 24
[27] Смирин М.М.
Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 58
[28] В.В.
Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 28
[29] Смирин М.М.
Эразм Роттердамский и реформационное движение… С. 63
[30] В.В.
Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 31
[31] Там же. C. 67
[32] В.В.
Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С.37
[33] Смирин М.М.
Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 61
[34] Эразм  Роттердамский. Оружие христианского воина...
C. 137
[35] В.В.
Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 42
[36] Там же. С.
49
[37] Там же. С.
54
[38] Эразм  Роттердамский.Диатриба, или рассуждение о
свободе воли... C. 229
[39] В.В.
Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 62-63
[40] Смирин М.М.
Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 76
[41] Там же. C. 77
[42] Там же. C. 79
[43] Там же. C. 86
[44] Там же. C. 88-89
[45] Там же. C. 100
[46] Там же. С.
67
[47] В.В.
Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 68
[48] Смирин М.М.
Эразм Роттердамский и реформационное движение… С. 111
Идеи общечеловеческого этико политического гуманизма политология. Основные этапы и проблемы христианской этико политической мысли. Идеи общечеловеческого этико политического гуманизма реферат. Эразм роттердамский основы гуманистического мировоззрения. Примеры Этико вероисповедальные основания интерпретации. Защита здравого смысла в философии роттердамского. Личность и взгляды Эраста Роттердамского реферат. Этико политические идеи итальянского гуманизма. Эразм роттердамский основные философские идеи. Эразм Роттердамский политические устройства. Эразм Роттердамский политические взгляды. Христианская этика Эразма Роттердамского. Основные идеи реформации Э Роттердамский. Роттердамский эразм взгляды на конфликт. Социальные утопии эразма ротердамского.

      ©2010