Экономические итоги  перестройки Экономические итоги  перестройки
Экономические итоги  перестройки РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Экономические итоги перестройки


МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ
Кафедра
экономической теории, секция экономической истории.
ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ:
 «Экономические итоги «перестройки»
СОСТАВИЛ: Студент 1 курса
 МЭО, 4
академ. гр.
Аверьянов
Алексей.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Судник Алексей
Юрьевич.
МОСКВА 1998
Рассмотрев
основные экономические преобразования в эпоху перестройки, можно преступить к
рассмотрению её итогов и результатов, чего добивался Горбачев, и что в
реальности мы получили.
Рассмотрим
сначала проблемы перестройки с точки зрения частной собственности номенклатуры
или бюрократической машины советского государства. То есть для чего нужна была
перестройка номенклатуре и что в действительности она получила?
Наиболее активная часть
либерально-демократической интеллигенции или так называемые "прорабы
перестройки" в большинстве своем это были люди, так или иначе связанные с
властью.
Массовые отряды собственно
номенкла­туры - и хозяйственной и даже политической -вполне спокойно и
достаточно сочувственно от­неслись к "антикоммунистической
революции". Поэтому она и произошла так легко, бескровно в то же время
осталась "половинчатой", а для многих обернулась обманом их
социальных ожиданий и надежд.
Ну и, наконец, совершенно
очевидным стал характер номенклатурно-антиноменклатурной революции, когда все
увидели, что именно но­менклатура (и ее "дочерние отряды" вроде так
называемого комсомольского бизнеса) прежде других обогатилась в ходе раздела
собственнос­ти. Получили права гражданства термины "но­менклатурная
приватизация", "номенклатурный капитал" (и капитализм),
"номенклатурная де­мократия".
В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произо­шла
мировая геополитическая катастрофа вне зависимости от ее оценки, со знаком
"+" или   "-". Она
была неожиданной для большинства не только советских людей, но и для
советологов. Так, в середине 80-х годов известные историки А. Некрич и М.
Геллер пи­сали: " Приближаясь к своему 70-летию, государ­ство, рожденное в
октябре 1917 года, завершает восьмое десятилетие XX века как последняя ми­ровая
империя. Над советской зоной - от Кубы до Вьетнама, от Чехословакии до Анголы -
ни­когда не заходит солнце... Успехи системы оче­видны". Именно таким было
мироощущение Запада, панически боявшегося советской агрес­сии.
Несмотря на такие мироощущения, крах
коммунистической системы все-таки произошел. 1985-1991 годы - конец коммунизма.
Начинается открытая номенклатурная приватизация, част­ная собственность
узаконивается, о реально-го­сударственной (тоталитарной собственности) уже и
речи нет. Номенклатура открыто превра­щается в капиталистическую. К концу этого
пе­риода строй похож уже не на "империализм" в классически-ленинском
описании (тем более не - на восточное общество), а на что-то переходное к
"западной" модели, к рыночной экономике, к открытому обществу и
свободному капитализму. Правда, эти перемены вполне еще обратимы. По­литически
все это идет на фоне тотального раз­грома государства, полностью проигравшего
психологическую и холодную войну как во внеш­нем мире, так и внутри страны.
Поражение за­канчивается распадом, исчезновением прежне­го государства.
К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократи­ческого
и экономического рынка (преобладал пер­вый), имели почти законченное (именно за
счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав
собственности) зда­ние номенклатурного капитализма. Господство­вала идеальная
для бюрократического капитализ­ма форма —лжегосударственная форма деятель­ности
частного капитала. В политической сфере — гибрид советской и президентской форм
прав­ления, республика посткоммунистическая и пред-демократическая.
Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного
с экономическими итогами перестройками и той экономической обстановки, которая
была непосредственно после нее.
Перед новой независимой Россией стояли очень труд­ные
и масштабные задачи. Первоочередной и самой на­сущной была экономическая
реформа, призванная вы­вести страну из кризиса и обеспечить россиянам достой­ный
уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к
рыночным методам хо­зяйствования, пробуждение предпринимательской ини­циативы
частных собственников.
За годы «перестройки» было
сделано удивительно ма­ло для реального реформирования хозяйственного меха­низма.
Принятые союзным руководством законы расши­ряли права предприятий, разрешали
мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагива­ли
принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной
власти и, как следст­вие, ослабление государственного контроля за народным
хозяйством, прогрессировавший распад производствен­ных связей между
предприятиями разных союзных рес­публик, возросшее самовластье директоров,
недально­видная политика искусственного, за счет дополнитель­ной денежной эмиссий,
роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это
при­вело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономи­ческого, кризиса в
стране. Разрушение старой экономи­ческой системы не сопровождалось появлением
на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.  
Предстояло продолжить
процесс формирования сво­бодного демократического общества, успешно начатый
«перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики
«гласности», складыва­лась многопартийная система, проводились выборы на
альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, по­явилась формально
независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии —
КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма
организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения
властей на законодательную, исполнительную и судебную ее вет­ви. Требовалось
реформировать государственно-полити­ческую систему страны, что оказалось вполне
по силам новому российскому руководству.
К концу 1991 г. экономика
СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства:
за 1991 г. спад составил 11%, причем за последний квартал года — 21%.
Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного
бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по
разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание
денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой
системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла
парализовать всю экономику.
Ускоренный рост зарплат и
пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу го­да
большинство товаров исчезло из государственной тор­говли, но зато втридорога
продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г.
по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, го­сударственный контроль
за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населе­ния
различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный,
водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение мно­гих
продуктов. Люди опасались возможного голода.
Серьезные сомнения возникли
у западных кредито­ров в платежеспособности СССР. Суммарный внеш­ний долг
Советского Союза к концу 1991 г. составлял 103,9 млрд. долларов, с учетом
взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реаль­ном
выражении оценивалась в 56,5 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание
внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского
экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта
нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать
золотой запас. Золотой запас СССР в сентябре 1991 г. составлял всего 242 тонны
(в 10 раз меньше, чем в 1985 г.), запас других драгоценных металлов и алмазов
оценивался в 2 млрд. долларов, наличные запасы валю­ты составляли 240 млн.
долларов. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные
обязатель­ства по обслуживанию внешнего долга и задолжал по процентным выплатам
6 млрд. долларов. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно
необходимой.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА:
1)
Егор
Гайдар «Государство и эволюция».
2)
С.Рябикин
«Новейшая история России (1991-1997)»
3)
Михаил
Геллер «Седьмой секретарь: 1985-1990»
4)
Михаил
Геллер «Россия на распутье: 1990-1995»
С сравнить итоги политических преобразований СССР в период оттепели и перестройки. Мероприятия которые проводились в экономической сфере в период перестройки. Что относится к экономическим преобразованиям периода перестройки. Реферат на тему экономические рефермы в СССР в годы перестройки. Экономические и политические преобразования в годы перестройки. Экономические политические преобразования эпохи перестройки. Социально экономические преобразования в период перестройки. Причины преобразования в эконмики в годы перестройки. Экономическим преобразованиям периода перестройки. Экономические преобразования периода перестройки. Экономические преобразования в годы перестройки. Реферат на тему перестройка ее сущность и итоги. Михаил Геллер Россия на распутье читать онлайн. Развитие ссср в годы перестройки гг кратко. Перестройка ее исторический смысл и итоги.

      ©2010