Доверие как политическая проблема Доверие как политическая проблема
Доверие как политическая проблема РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Доверие как политическая проблема


                                                                   Ишманова
Г.Д.
                                                                   аспирант
кафедры политологии БГУ
ДОВЕРИЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Динамика политической жизни нашего общества
складывается из разнообразных проблемных ситуаций, возникновения которых тем
или иным образом связано с феноменом политического доверия.
Доверие это эмоционально
окрашенное, устойчивое отношение людей к политическим институтам,
руководителям, выражающееся в поддержке их, в отождествлении личности,
определенной социальной группы с ними, в рассмотрении их как своих представителей.
Оно может возникать как результат практического подтверждения соответствия
деятельности политических институтов интересам массы, так и в следствии
манипуляции сознанием.
Определяющим фактором при
распределении благ и затрат в любой политической системе является власть. Любая
политическая власть стремится создать и упрочить поддержку со стороны
большинства народа, так как прежде всего от того, на сколько эта система
опирается на поддержку и доверие народа зависит эффективность и стабильность политической
системы. Доверие выступает здесь важным фактором законной власти, позволяющим
фактически влиять на умы и поведение людей. Народ должен верить, что власть
разделяет его идеалы и ценности. Поэтому правительство должно позаботиться о
том, что бы закрепить в сознании масс представление, что именно ему они
обязаны  получением всех благ. Это
достигается с помощью различных политических символов, таких как «демократия»,
«равенство», «свобода» и т.д.. Когда 
такие символы прочно войдут в сознание народа и ассоциируются с его
правами и благосостоянием, то доверие и поддержка правительству обеспечены.
Очевидно, что доверие может
быть как завоевано, так и потеряно. Поэтому, что бы избежать постоянные угрозы
беспорядков и хаоса, властям как минимум требуется стабильная гарантия
признания и реализации принимаемых ими решений.
На лицо чрезвычайно низкий
уровень доверия основной массы населения политическим лидерам, сочетающийся с
такими же низкими показателями собственной активности и политического участия.
Одним из факторов распространения атмосферы недоверия является отсутствие
полноценного диалога, взаимодействия между политической элитой и широкими
слоями общественности. Поскольку в конечном счете уровень популярности нынешних
политических лидеров определяется не реальными настроениями рядовых
избирателей, а степенью совершенства политических технологий, используемых в
борьбе за их голоса.
Наиболее выраженные всплески
доверия можно обнаружить, пожалуй, только в отношении отдельных политических
лидеров. Все данные о росте и спаде уровня доверия к политическим деятелям,
политическим лидерам свидетельствуют о пассивном ожидании сильного лидера,
который бы мог переломить ситуацию.
Так или иначе, но основным
мобилизующим и консолидирующим моментом в политической сфере остаются именно
политические фигуры, а не партии, политические движения.
Как показывают результаты
последних социологических исследований, так и результаты нашего исследования*,
наибольшим доверием среди населения на сегодняшний день пользуется В.В. Путин.
Ему доверяют 28% опрошенных респондентов. Вторую позицию занимает Е.М. Примаков
(25%), 16% опрошенных доверяют Г.А. Зюганову.
Постепенный рост уровня
доверия населения В. Путину, видимо, свидетельствует о том, что в политическом
пространстве начинает складываться иная ситуация. Власть впервые обращается к
народу на прямую, без посредников в лице политической, интеллектуальной и
прочей элиты. Стиль общения Путина с аудиторией более понятный. Он не говорит
сложно и запутано о проблемах, а выдает их решение, простые и понятные. И в
этом одна из важнейших составляющих его популярности.
Показательно и другое. Среди
всех публичных политиков он занял позицию общенационального лидера. И не
потому, что его назвал Ельцин, а в следствии всех тенденций развития социально-политической
ситуации в стране за последние годы. На него уже работает вся система
политических традиций и менталитета россиян.
Что касается результата ОВР
и лично Примакова, то во многом он был предопределен так называемым
«административным ресурсом». Ни технологически, ни идеологически ресурсы не
могут противостоять ему. Именно административный ресурс позволяет привлекать
максимум материальных, коммуникационных, кадровых и иных ресурсов, которые и
предопределяют победу. Политических сил, которые могли сравняться по своим
возможностям с кандидатами и блоками, имевшими поддержку республиканских
органов власти просто нет. Именно поэтому проиграли и коммунисты и все
остальные кандидаты, которые выступали с оппозиционных позиций.
Что касается Г. Зюганова, то
следует заметить, что его личный рейтинг последние годы ниже, чем у партии. От
части это объясняется тем. Что политики типа Зюганова уходят в прошлое. Они
останутся в этих безумных десяти годах. Они все из ельцинской эпохи, из которых
выберутся единицы. И видно, что на смену идет совершенно новое, жесткое
поколение, которое уже привыкло вставать, когда делает обращение к избирателям.
В этом как раз и есть залог того, что рано или поздно мы все таки приучим
политиков обращать внимание на себя.
Среди политических же
институтов наибольшим доверием пользуется президент Республики Башкортостан. По
мнению 63% опрошенных респондентов именно президент сегодня больше влияет на
социальную, экономическую и политическую ситуацию в республике. Вторую позицию
занимают местные руководители (33%), третью органы республиканской
исполнительной власти и управления (правительство Республики Башкортостан .
администрация президента Республики Башкортостан ) (24%), четвертую позицию
органы власти России (президент, дума, правительство) (22%).
И еще один важный момент,
18% опрошенных полагают, что сегодня больше всего на социальную, экономическую
и политическую ситуацию влияют криминальные структуры. Представляется
совершенно очевидным, что во властные структуры всех уровней упорно рвется
криминал. А все потому, что у нас участвовать в выборах может и человек,
находящийся под следствием, и прибывающий в розыске, и скрывающийся за
границей. Главное был бы старше 21 года.
Обращает на себя внимание и
тот факт, что в последнее время возросла доля опрошенных, которые не доверяют
ни одному из ныне действующих политических лидеров. По данным опроса это 17%
респондентов.
Представляется совершенно
очевидным, что данное недоверие связано прежде всего с крушение иллюзий и
надежд на быстрые перемены.
Таким образом, доверие,
являясь обязательным элементом легитимности, выступает как необходимый фактор
функционирования политической системы, обеспечивающий ее стабильность и
эффективность управления.
___________________
*   Исследование было проведено автором в ноябре 1999 года. Выборочная
совокупность составила 500 человек.

      ©2010