Диссидентское движение Диссидентское движение
Диссидентское движение РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Диссидентское движение


ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ПОДПОЛЬНЫЕ
ГРУППЫ
Диссидентское
движение (слово «диссидент» можно перевести как «несогласный», «инакомыслящий»)
в Советском Союзе начи­налось с немногочисленных подпольных кружков, обычно мо­лодёжных.
Они стали зарождаться сразу после Великой Отече­ственной войны, в 40-е гг.
Новый толчок движению придали XX съезд КПСС и осуждение на нём «культа личности
Сталина».
По
форме, а часто и по основным идеям, подпольные круж­ки обычно подражали партии
большевиков, «Все 50-е и 60-е го­ды, — писал диссидент Владимир Буковский, —
словно грибы, вы­растали организации, союзы, группы и даже партии самых раз­личных
оттенков. Встречал я партии из двух человек, из пяти, из двенадцати. Самая
маленькая партия, которую я встречал, состоя­ла из одного человека по фамилии Федоров и называлась ПВН, что
значит Прямая Власть Народа». Диссидент Григорий Померанц
вспоминал: «В 1949 г. на Ма­лой Лубянке я сидел в одной камере с повторниками, бывшими революционерами: они выжили в
лагерях и вернулись к своим семьям. Моими соседями
стали эсеры, три анархиста, один даш­нак и один сионист. Прошлое революции
смыкалось с её настоя­щим. Рядом с живыми эсерами сидел Володя Гершуни, внучатый племянник Григория Гершуни,
создававшего эсеровскую партию. Будущий диссидент начал с тайной организации
молодёжи. Ре­бята сочинили листовку, из которой Володя сообщил мне одну фразу:
«Советское правительство скомпрометировало себя в гла­зах всех простых людей».
С подполья начинали многие диссиденты — например, гене­рал Петр Григоренко. Тогда
казалось, что в Советском Союзе воз­можности действовать открыто просто нет.
Однако с середины 60-х гг. диссидентское движение «вышло на свет», стало откры­тым,
гласным. После этого у многих диссидентов возникло стой­кое предубеждение к
подполью. Его выразил П. Григоренко в на­звании
своей книги: «В подполье можно встретить только крыс».
Однако «подпольные» диссиденты не исчезали до самой «пе­рестройки».
В 1981 г. в Москве, например, состоялся суд над чле­нами нелегального кружка еврокоммунистов, выпускавших жур­нал «Варианты» (в
этот кружок входили Андрей Шилков, Михаил Ривкин и др.).
СУД НАД ДАНИЭЛЕМ И СИНЯВСКИМ 'В Москве 10 февраля 1966 г. перед Верховным судом
России предстали писатели Юлий Даниэль и Андрей
Синявский. В тече­ние десяти лет они под псевдонимами тайно печатали свои по­вести
и рассказы на Западе. Когда это раскрылось, их обвинили в антисоветской
агитации. В газете «Известия» в январе 1966 г. была опубликована статья «Перевертыши», в которой сообщалось обо всём этом. В зал
суда допускали только по особым билетам, хотя про­цесс считался открытым. Из-за
этого друзья обвиняемых не мог­ли попасть в зал. Это был первый публичный
политический про­цесс за последние 20 лет. Но ещё больше поражало другое. Впер­вые
после «процесса эсеров» в 1922 г. обвиняемые на показатель­ном суде отказались
каяться и признавать свою вину.
   Особое негодование вызвала повесть
Ю.Даниэля «Гово­рит Москва», в которой он писал о том, что власти объявили
«День открытых убийств». По этому поводу на суде писатель го­ворил: «Мне
говорят: мы оклеветали страну, народ, правительст­во своей чудовищной выдумкой
о Дне открытых убийств. Я от вечаю: так могло быть, если вспомнить преступления
во время культа личности, они гораздо страшнее».
А. Синявский вспоминал: «Наше «непризнание» сыграло оп­ределённую роль в развитии
диссидентского движения, хотя мы прямо с этим движением никак не были связаны,
а действовали в одиночку. Мы были изолированы и не могли думать, что это
вызовет какие-то «протесты» в стране и за рубежом и поведёт к какой-то
цепной реакции. Мы просто были писателями и стоя­ли на своём».
«Цепная реакция» действительно была ошеломляющей. В 1958 г. никто в
стране не выступил в защиту Бориса Пастернака, которому было предъявлено
аналогичное обвинение. На этот раз 62 писателя обратились с просьбой разрешить
им взять аресто­ванных коллег на поруки. К этому моменту их уже осудили: Си­нявский
получил семь лет лагерей, Даниэль — пять.
На XXIII съезде партии с речью против Даниэля
и Синявско­го выступил писатель Михаил Шолохов, Он совсем недавно, в 1965 г.,
получил Нобелевскую премию по литературе. На съезде Шолохов сказал: «Мне стыдно
не за тех, кто оболгал Родину и облил грязью всё самое светлое для нас. Они
аморальны. Мне стыдно за тех, кто пытался и пытается брать их под защиту.
Вдвойне стыдно за тех, кто предлагает свои услуги и обращается с просьбой
отдать им на поруки осуждённых отщепенцев» (Бур­ные аплодисменты). Писатель
обратился к делегатам съезда от Советской армии с вопросом: «Как бы вы
поступили, если бы в каком-нибудь подразделении появились предатели?».
«И ещё я думаю об одном, — продолжал М. Шолохов. — По­падись мне
эти молодчики с чёрной совестью в памятные 20-е го­ды, когда судили, не
опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь
революционным право­сознанием" (Аплодисменты), ох, не ту меру получили бы
эти обо­ротни! (Аплодисменты) А тут, видите ли, ещё рассуждают о «су­ровости
приговора».
ДЕМОНСТРАЦИЯ
НА ПУШКИНСКОЙ ПЛОЩАДИ
Вскоре
после ареста Ю. Даниэля и А. Синявского возникла
идея провести демонстрацию протеста. Это предложение выглядело очень необычно.
Более 35 лет в Москве не проводилось незави­симых политических демонстраций.
Последней была демонст­рация троцкистов в 1927 г.
Автором идеи стал математик и поэт Александр Есенин-Вольпин. Он считал, что надо обратиться к
властям с требовани­ем: «Соблюдайте собственные законы!».
«Алик был первым чело­веком в нашей жизни, — рассказывал Владимир Буковский, —
все­рьёз говорившим о советских законах. Но мы все посмеивались над ним. Знали
бы мы тогда, что таким вот нелепым образом, со смешного Алика Вольпина с кодексом в руках, начинается наше
гражданско-правовое движение — движение за права человека в Советском Союзе».
Вольпин написал «Гражданское обращение». Вместе с несколькими друзьями
он отпечатал его на машинке и распространил. В нём он прежде всего призвал
потребовать от властей «строгого соблюдения законности». «Невероятно, чтобы
творчество писателей могло составить государст­венное преступление», —
говорилось в обраще­нии. Завершалось оно так; «Ты приглашаешься на „митинг
гласности" 5 декабря сего года в шесть часов вечера в сквере на площади
Пушкина у па­мятника поэту. Пригласи ещё двух граждан по­средством текста этого
обращения».
Наступило 5 декабря — день Сталинской конституции. В назначенное
время на Пушкин­ской площади собралось около двухсот человек. «Многие пришли на
площадь потому, что не мог­ли не прийти. Кое-кто — просто поглазеть, из лю­бопытства»,
вспоминал А. Вольпин. Были, ко­нечно, и чекисты, пришедшие по долгу службы.
Сначала толпа стояла в отдалении, потом, набравшись смелости,
стянулась к памятнику. Над ней поднялись плакаты: «Уважайте Совет­скую
конституцию!», «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!». В ту же
минуту че­кисты выхватили эти лозунги из рук демонст­рантов и задержали
примерно 20 человек. «Тут, в наступившем замешательстве, — писал В. Буковский,
на подножие памятни­ка взобрался Юрий Галансков и крикнул: „Граждане
свободной России, подойдите ко мне...". Граждане свободной России в штат­ском
тотчас же бросились к нему, сбили с ног и уволокли в ма­шину». Однако на этот
раз с задержанными обошлись весьма мягко: всех отпустили через два часа.
Правда, участвовавших в демонстрации студентов позднее исключили из вузов. В
сентяб­ре 1966 г. появился ещё один, более серьёзный ответ властей на
декабрьскую демонстрацию. В уголовный кодекс внесли новую статью (190-3). Слова
«демонстрация» в ней не было, речь шла о «групповых действиях, грубо нарушающих
общественный поря­док». Но применяли её именно к демонстрантам.
Демонстрация протеста 5 декабря 1965 г. произвела силь­ное
впечатление на людей как в Советском Союзе, так и во всём мире. С этого дня она
стала традиционной. Каждый год 5 де­кабря (а потом 10 декабря, в День прав
человека) на Пушкин­ской площади собирались диссиденты, снимали шапки и так
молча стояли несколько минут. Порой их собиралось несколь­ко десятков, порой —
более сотни человек. Приходили сюда и чекисты, и милиция. Иногда они разгоняли
толпу, иногда — только наблюдали, не вмешиваясь. Эта традиция не прерыва­ется
уже около 30 лет. $ декабря 1965 г. считается днём рожде­ния правозащитного
движения.
 «ПРОЦЕСС ЧЕТЫРЁХ»
   После суда над Ю. Даниэлем и А. Синявским двое диссидентов — Александр
Гинзбург и Юрий Галансков — составили и рас­пространили
«Белую книгу» об этом процессе. В неё вошли советские и зарубежные газетные
статьи о суде, письма протеста, последнее слово подсудимых и многие другие
материалы.
В 1967 г. составителей книги и двух их «сообщников» (Веру Пашкову и Алексея Добровольского) арестовали, В январе
1968 г. состоялся суд — «процесс четырёх», как его тогда окрестили. Гинзбург
получил пять лет заключения, а Галансков — семь лет. Ему так и не довелось
выйти на свободу: 2 ноября 1972 г. он скончался в лагере от язвы желудка.
Именно этот второй публичный политический процесс вы­звал самые
широкие общественные протесты. Письма протеста подписали около тысячи человек —
совершенно небывалое прежде количество. Многие ещё не вполне понимали, чем это
им грозило. Теперь их увольняли с работы, тем самым полностью выталкивали из
привычной жизни.
Последствия этого были двоякими. С одной стороны, столь массовые
протесты больше не повторялись. С другой — сотни людей окончательно примкнули к
диссидентам. В результате дви­жение твёрдо встало на ноги.
«ХРОНИКА
ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ»
   Вскоре после «процесса четырёх» произошло ещё
одно событие, очень важное для диссидентского движения в СССР. 30 апреля 1968
г. вышел в свет первый выпуск бюллетеня «Хроника теку­щих событий».
А. Сахаров назвал «Хронику» «самым большим достижени­ем»
диссидентов. Это была своеобразная летопись общественной жизни страны. Тираж каждого её номера составлял всего три де­сятка
машинописных копий. Но, конечно, он ещё многократно увеличивался за счёт
огромного количества перепечаток. «Хро­нику» читали во всём Советском Союзе.
Если в первом номере сообщалось только о событиях в Москве и Ленинграде, то
через год в выпуск пришли вести уже из 34 городов (позднее их число возросло до
140).
Адреса и имена редакторов в «Хронике» не указывались, хотя власти
нередко их знали. Сообщения стекались в издание совер­шенно необычным путём. В
пятом выпуске описывалось, как это происходило: «Каждый легко может передать
известную ему ин­формацию в распоряжение „Хроники". Расскажите её тому, у
кого Вы взяли „Хронику", а он расскажет её тому, у кого он взял... Толь­ко
не пытайтесь единолично пройти всю цепочку, чтобы Вас не приняли за стукача».
Обычно «Хроника» лишь беспристрастно сообщала о собы­тиях, не давая
никаких оценок от себя. Но в нескольких прин­ципиальных случаях она сочла
необходимым нарушить своё обычное правило. Однажды это произошло в связи с
«делом Фетисова». В 1956 г. А, Фетисов вышел из
партии в знак протеста против осуждения «культа личности». Он высоко оценивал
дея­тельность И. Сталина и А. Гитлера. Весной 1968 г. А. Фетисова и трёх его
последователей арестовали и поместили в психиатри­ческие больницы. Кто-то из
диссидентов написал в связи с этим статью «Своя своих не познаша», где
иронизировал над Фетисо­вым и одобрял его арест.
«Хроника» так ответила на эту статью: «Этот документ дваж­ды
порочен. Во-первых, вместо серьёзной критики автор огра­ничивается насмешками
над „очевидной глупостью фетисовских идей". «Хроника» считает, что столь радикальная антидемокра­тическая
программа заслуживает столь же радикальной, но аб­солютно серьёзной научной
критики. Во-вторых, выражать удов­летворение по поводу того, что власти
отправили твоего идей­ного противника в «жёлтый дом», — безнравственно. Это значит уподобиться тому
же Фетисову, который считал, что Синявского и Даниэля следовало бы
расстрелять...».
   Благодаря «Хронике» страна и мир узнавали о
положении в советских лагерях, тюрьмах, психиатрических больницах, сотнях
арестов, судов, приговоров по политическим обвинениям, о на­циональных и религиозных
движениях.
Мало кому из редакторов «Хроники» удавалось долго оста­ваться на
свободе. Первого редактора, Наталью Горбаневскую, арестовали через год, в 1969
г. Несмотря на аресты, «Хроника» выходила целых 15 лет.
Все эти годы продолжались аресты редакторов: в 1979 г. аре­стовали
Татьяну Великанову, в 1980 г. — Александра Лавута, в 1983 г. — Юрия Шихановича.
Издание «Хроники» прекратилось в 1983 г. Всего за полтора десятка лет вышли 64
выпуска.
САМИЗДАТ
   Очень важной частью диссидентского движения стала
самодель­но размноженная литература — «самиздат». Это название полу­шутливо
расшифровывали так: «Сам пишу, сам издаю, сам рас­пространяю, сам и отсиживаю
за это».
Литературный самиздат появился ещё в конце 50-х гг. Преж­де всего
это были стихи неофициальных поэтов — М. Цветаевой, О. Мандельштама и др. Затем
последовали переводы, рассказы, лагерные воспоминания. В 1958 г. в самиздат
попал роман Бо­риса Пастернака «Докчор Живаго». Таким образом распростра­нялись
произведения более трёхсот авторов.
В конце 60-х гг. наряду с литературным возник новый, по­литический
самиздат. Это были бюллетень «Хроника текущих событий», правозащитные сборники,
позднее журналы «Вече», «Поиски», «Варианты», «Поединок» и др.
Перепечатывали самиздатовские произведения чаще всего на пишущих
машинках. Передавали из рук в руки друзьям и зна­комым. Правозащитница Людмила
Алексеева вспоминала: «Все знали, что надо при этом быть осторожными, но редко
кто дей­ствительно был осторожен. Обычно люди сами смеялись над своими
конспиративными потугами. Ходил тогда в Москве анек­дот о телефонном разговоре
приятелей, обменивающихся сам­издатом: „Ты уже съел пирог, который тебе вчера
дала моя жена?"— „Съел". — „И жена твоя съела?" — ,Да". —
Ну тогда пе­редай его Мише — он тоже хочет его попробовать"»,
ОТКРЫТЫЕ
ДИССИДЕНТСКИЕ ГРУППЫ
Во
время «процесса четырёх» число писем в защиту подсудимых невероятно возросло.
Количество подписей достигло тысячи. Это вызвало немалое беспокойство властей.
К «подписантам», как их называли, стали применять
жёсткие меры — увольняли с рабо­ты, исключали из партии.
После этого количество писем протеста заметно уменьши­лось.
Диссиденты раздумывали, как придать таким письмам боль­ший вес. Прежде всего
они решили изменить их адресатов. Пись­ма стали направлять не властям, а
международной обществен­ности, что вначале выглядело дерзко и непривычно. Затем
родилась мысль об организациях — не подпольных, как
прежде, а от­крытых, гласных.
Такие открытые диссидентские группы стали совершенно новым явлением
70-х гг. Первая из них, под названием «Инициа­тивная группа защиты прав
человека в СССР», возникла 28 мая 1969 г. В неё вошли 15 человек (Т.
Великанова, Н. Горбаневская,
А. Лавут и др.). Первый опыт имел очень большое
значение. Как ответят власти? Может быть,
немедленно арестуют всю группу це­ликом? Вскоре стало ясно, что власти
предпочитают выбороч­ные, постепенные аресты. К 1972 г. из пятнадцати человек
были арестованы восемь.
Конечно, и после этого «успешного опыта» в каких-либо груп­пах
состояло лишь меньшинство диссидентов. Но зато количество групп стало расти. В
ноябре 1970 г. появился Комитет прав челове­ка, в который входили академик А.
Сахаров, В. Чалидзе и др.
В 1975 г. в Хельсинки был принят Заключительный акт сове­щания по
безопасности и сотрудничеству в Европе. Западные стра­ны признали раздел
Германии и послевоенные границы в Европе. В обмен Советский Союз обязался
соблюдать права человека.
Многие диссиденты отнеслись к этому событию неодобри­тельно, как к
новой победе советских властей. «Но вдруг среди нас, — вспоминал П. Григоренко, — нашёлся
человек, взглянув­ший на Заключительный акт иначе, чем смотрели все мы». Это
был профессор-физик Юрий Орлов.
Он предложил создать Московскую Хельсинкскую группу и следить за
тем, как СССР выполняет свои обязательства по пра­вам человека. 12 мая 1976 г.
была создана группа в составе 11 че­ловек. В течение года возникли Украинская,
Литовская, Грузин­ская и Армянская Хельсинкские группы.
Аресты их участников начались в феврале 1977 г. В частно­сти, Ю. Орлова приговорили к семи годам заключения. К 1982
г. в заключении оказались 47 участников Хельсинкских групп. Не­смотря на аресты
и суды, деятельность Московской Хельсинк­ской группы продолжалась до осени 1982
г. (и возобновилась в 1989 г.).
Перечисленные группы были далеко не единственными. Например, в 1979
г. возникла группа «Выборы-79», попытавшая­ся выдвинуть кандидатами на выборах
А. Сахарова, Р. Медведева и других диссидентов. В
июне 1982 г. возникла пацифистская группа «Доверие», действовавшая до 1989 г.
ПОЛИТЗАКЛЮЧЁННЫЕ
До середины 60-х гг. интеллигенция даже не подозревала о том, что в
стране имеется большое количество политзаключённых. Впервые об этом стало
известно в 1967 г. из книги рабочего Ана­толия Марченко «Мои показания». Он
попал в политический ла­герь после неудавшейся попытки побега за границу.
В своей книге Марченко приводил такой характерный слу­чай. Писатель
ЮлийДаниэль, с которым он оказался в одном
лагере,
вспоминал свои размышления по дороге туда: «Куда же, думаю, меня повезут? Как в
песне поётся: „Куда, куда меня по­шлют?". С кем сидеть придется?
Политических-то всех десять лет назад выпустили. Слышал я, правда, что одного
киевского еврея посадили то ли за связь с Израилем, то ли ещё за что-то в этом
роде. Он да мы с Андрюшкой Синявским — трое; ну, может, ещё десяток-другой
наберётся вроде этого еврея. А в Рузаевке-то, го­ворят, тысячи политических.
Здорово нас оболванивают, ниче­го не скажешь». А. Марченко впервые рассказал о
лагерях эпохи «оттепели», об условиях жизни политзаключённых. Его книга ста­ла
настоящим открытием для интеллигенции, да и для всего мира. После выхода в свет
этой книги диссиденты начали собирать деньги на помощь политзаключённым и их
семьям. В лагеря ста­ли посылать продукты, книги, тёплую одежду и т. п. Сотни
лю­дей, оказывающие эту помощь, простую и не грозящую арестом, вовлекались в
диссидентское движение.
Конечно, власти не могли терпеть такого положения и в 1970 г. резко
ограничили посылки в лагеря. Теперь можно было посылать только одну продуктовую
посылку в год, да и то лишь заключённым, отбывшим половину срока. Посылать
книги за­претили. Тем не менее деятельность фондов помощи политза­ключённым
продолжалась в течение 70-х гг. Всерьёз преследо­вать эти фонды начали лишь в
начале 80-х гг. Тогда же в Уголов­ный кодекс ввели новую статью. За «нарушение
режима» в лаге­ре (например, за голодовку) теперь могли добавлять новые сро­ки
заключения.
30 октября 1974 г. диссиденты впервые отметили День со­ветского
политзаключённого. В последующие годы это стало тра­дицией. В политических
лагерях родилась ещё одна традиция: ежегодно 10 декабря, в День прав человека,
проводить одноднев­ную голодовку.
О размахе диссидентского движения можно судить по сле­дующим
данным. Председатель КГБ В. Крючков заявил в 1990 г., что всего за «клевету на
общественный строй» и «антисоветскую агитацию» осудили 7250 человек. При этом
речь шла только о России, только о 60—70-х гг. и только о двух статьях
уголовного кодекса. Общее количество осуждённых диссидентов, конечно,
значительно превышало названное.
ДИССИДЕНТЫ
НА УКРАИНЕ
На
Украине удивительным образом повторилась история дисси­дентского движения в
целом. Отличием была, пожалуй, только чёткая национальная окраска движения.
Зарождалось оно, как и везде в СССР, в подполье. Всего в 60-е гг.
на Украине власти раскрыли более 15 подпольных дис­сидентских групп. Некоторые
из них признавали и вооружённую борьбу за независимость Украины. Это было
отзвуком партизан­ской борьбы «бандеровцев», украинских националистов, продол­жавшейся
до начала 50-х гг.
      «Выход
диссидентов из подполья» начался в 1965 г. Этому предшествовал украинский
вариант «дела Даниэля и Синявско­го». В 1965 г. на Украине арестовали и осудили
около 20 деяте­лей литературы и искусства. Все они очень умеренно выступали в
защиту украинской культуры. Во время судов над ними дисси­дентское движение на
Украине усилилось и окрепло. Один из арестованных, Михаиле Осадчий, вспоминал,
как проходил суд над ним: «„Отава!.. Слава!.. Слава!.." — кричала толпа,
запрудившая всю Пекарскую (такое было все пять дней). Нам бросали цветы, они
падали на металлическую крышу машины, сквозь щели в две­рях, к нам. Когда мы
шли в помещение суда, то шли по ковру из живых весенних цветов, нам жаль было
их топтать...».
Появилась и украинская «демонстрация на Пушкинской пло­щади». Ею
стало ежегодное возложение цветов к памятнику Тарасу Шевченко. В 1967 г.
милиция арестовала несколько участников ме­роприятия. Тогда остальные 300
человек провели демонстрацию в центре Киева и добились освобождения
задержанных.
С 1970 г. начал выходить «Украинский вестник», подобный московской
«Хронике текущих событий». До 1975 г. вышло де­вять выпусков. Возникли и
открытые диссидентские группы, в том числе в 1976 г. — Украинская Хельсинкская
группа. Послед­него её участника власти арестовали в 1981 г.
РУССКОЕ
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
   Русское национальное движение, как и украинское,
так и не вы­лилось в массовое, оставшись только составной частью движе­ния
диссидентов.
Как и диссидентское движение в целом, оно тоже начина­лось с
подполья. Его участникам в начале 60-х гг. удалось создать в Ленинграде самую
крупную подпольную организацию в Рос­сии — Всероссийский Социал-Христианский
Союз освобожде­ния народа (ВСХСОН). Незадолго до арестов в 1961 г. она насчи­тывала
28 членов и 30 кандидатов, опиралась в основном на идеи Николая Бердяева и
Федора Достоевского.
В программе организации говорилось о
преобразовании СССР в православное русское государство. Так, высшей властью
должен был стать Верховный собор, состоящий из церковной ие­рархии и пожизненно
избранных «выдающихся представителей нации». Советская печать о ВСХСОНе ничего
не сообщала, толь­ко в 1976 г. в газете «Неделя» промелькнула информация о «не­существующей
организации ВСХСОН».
После
ареста в лагерях и тюрьмах участники ВСХСОНа встретились с украинскими и
прибалтийскими националистами. В спорах с ними они по-новому осмыслили свои
идеи нацио­нального и православного государства. Выйдя на свободу в 1974 г.,
один из членов этой организации, писатель Леонид Бо­родин, заявил, что сейчас
уже ни один из членов союза не при­нимает полностью его первоначальную
программу. Символом нового этапа в развитии русского национального движения
стал самиздатовский журнал «Вече». Этот объёмный машинописный журнал открыто
выходил в течение почти четы­рёх лет, с января 1971 г. (увидели свет десять
номеров). Его глав­ным редактором стал историк Владимир Осипов, в своё время
осуждённый за чтения у памятника Маяковскому.
Основной задачей журнала он считал «продолжение путе­водной линии
славянофилов и Достоевского». «Лично я не при­надлежу к „демократам", —
признавался он, — но отношусь с большим уважением к лучшим, искреннейшим из
них». Не отвер­гая защиты прав человека, он подчёркивал, что «проблема граж­данских
прав в СССР менее важна, чем проблема умирающей рус­ской нации». «Вече», а
позднее журнал «Земля» стали трибуной для различных направлений русского
национального движения. Издание этих журналов прекратилось, когда в декабре
1974 г. Владимира Осипова арестовали, а затем осудили на восемь лет заключения.
ПОМИЛОВАНИЕ
1987 ГОДА
   В феврале 1986 г. Михаил Горбачев заявил:
«Насчёт политзаклю­чённых. У нас их нет. За убеждения у нас не судят. Но всякое
го­сударство должно защищать себя от тех, кто покушается на него, призывает к
его подрыву или уничтожению, кто, наконец, шпио­нит в пользу иностранных
разведок. В СССР за все виды такого рода преступлений отбывают наказание
немногим более двух­сот человек». Как и другие советские лидеры, Горбачев
отрицал наличие политзаключённых. Но приведение каких-то цифр, раз­говор на эту
тему были уже сдвигом с прежней позиции.
4 августа 1986 г. находившийся в Чистопольской тюрьме диссидент
Анатолий Марченко объявил голодовку. Он потребо­вал освобождения всех
политзаключённых. Ю. Орлов замечал о поступке Марченко: «Его могла остановить
только амнистия или смерть, мы знали это. Этот человек, если сказал — сделает,
сколь­ко бы власти ни повторяли: „Умирай! В СССР нет политических
заключённых!"».
9 декабря 48-летний Анатолий Марченко скончался. На во­прос его
жены Ларисы Богораз, голодал ли он до конца, тюрем­ное начальство туманно
ответило: «То голодал, то нет». Видимо, смерть Марченко ускорила дальнейшие
события. Спустя неделю из ссылки разрешили возвратиться академику А. Сахарову
(см. ст. «Андрей Сахаров»).
После этого началось постепенное освобождение политза­ключённых. Их
освобождали не по амнистии, а каждого отдель­но, требуя прошения о помиловании.
Не все соглашались его написать, понимая это как признание вины.
Политическая ссыльная Татьяна Великанова вспоминала: «В январе —
феврале 87-го года меня дважды вызывал областной прокурор. Хотел, чтобы я
написала просьбу об освобождении. «Пишите, — говорит, — что убеждений своих не
изменили, со­ветских законов не нарушали и впредь не намерены». Огорчила
его:
Знаете, мне что-то ничего писать не хочется". Расстались. И я продолжала
отбывать ссылку. Точно так же поступила и Елена Санникова, и некоторые другие».
Политзаключённый Алексей Смирнов рассказывал о своих мучительных
колебаниях: «Я ходил по камере и взвешивал, взве­шивал. Считаю, что та цена,
которую заплатила бы моя семья, если бы я ничего не написал и поехал бы назад в
зону, была чрез­мерной. Некоторые не написали ничего и отправились в лагерь.
Они были за нас огорчены. А я поступил, как многие. Коллектив­ный разум пришёл
к этому».
13 февраля 1987 г. в газете «Известия» появилась информа­ция о том,
что к властям обратились с просьбой об освобожде­нии «около 140 человек»,
осуждённых за государственные пре­ступления. По их заявлениям принимались
решения об освобож­дении. «Этот гуманный акт находится в полном соответствии с
процессом демократизации и отвечает духу перестройки» — так заканчивалась
статья.
С декабря 1987 г. вплоть до 1991 г. небольшими группами освобождали
и отказавшихся просить помилования. После авгус­товских событий 1991 г.
выпустили на свободу ещё несколько десятков человек. Это было последнее
освобождение политза­ключённых в Советском Союзе.
В
судьбе этого человека было много неожиданных поворотов. Он был награжден
Сталинской премией за создание водородной бомбы, а 20 лет спустя — Нобелевской
премией мира. «Челове­коненавистник», «потерявший честь и совесть», «величайший
гу­манист», «честь и совесть нашей эпохи» — так называли его по­рой одни и те
же люди (с разницей всего в десять лет).
Родился Андрей Дмитриевич Сахаров в Москве 21 мая 1921 г. в семье
учёного-физика. Позднее он тепло вспоминал о своей «интеллигентной и дружной
семье». «С детства я жил в атмосфере порядочности, взаимопомощи и такта», —
рассказы­вал А. Сахаров.
Андрей с отличием закончил школу. Решил стать физиком, как и отец.
Московский университет ему выпало закончить в раз­гар войны, в 1942 г.
Несколько лет Сахаров проработал инжене­ром на военном заводе, а в 1945 г. стал
аспирантом Физического института имени П. Н. Лебедева АН СССР.
Всю свою юность он оставался «вне политики» — не был ни пионером,
ни комсомольцем. В 1948 г. ему предложили вступить в партию. Предложение
исходило от генерала госбезопасности Малышева, «опекавшего» институт.
«Я сказал, — писал Сахаров, — что я не могу вступить в пар­тию, так
как мне кажутся неправильными некоторые её действия в прошлом, и я не знаю, не
возникнут ли у меня новые сомнения в будущем. Малышев спросил, что мне кажется
неправильным. Я ответил: „Аресты невиновных, раскулачивание". Малышев
сказал: „Партия сурово осудила ежовщину, все ошибки исправлены. Что касается
кулаков, то что мы могли делать, когда они сами пошли на нас с обрезом"».
Сахаров тем не менее отказался.
В
1948 г. А. Сахарова включили в состав группы по созданию термоядерного оружия.
12 августа 1953 г. советская водородная бомба прошла первое испытание. После
успешного взрыва на полигон позвонил глава правительства Георгий Маленков. Он
поздравил всех, а Сахарова, «который особенно отличился», по­просил от его
имени обнять и поцеловать.
Много позже коллега спросил А. Сахарова, не страдает ли он
«комплексом Изерли». (Американский полковник Клод Изер-ли, сбросивший бомбу на
Хиросиму, лишился рассудка от рас­каяния.) «Конечно нет», — спокойно ответил
Сахаров. Незадолго до смерти он повторял: «Наша работа была исторически оправ­дана,
несмотря на то что мы давали оружие в руки Сталину — Бе­рия». Он считал, что
«равновесие страха» помогло спасти мир от новой мировой войны.
После успешного испытания на А. Сахарова обрушился на­стоящий
водопад наград. Уже в октябре его единогласно (редкий случай!) избрали
академиком, 32-летний «отец водородной бом­бы», как его называли, был моложе
всех своих коллег. В новогод­нюю ночь по советскому радио передавали частушку
физика М. Левина:
Кто-то
там с большим стараньем Каблуками стук да стук? Это молодой избранник Академии
наук.
К этому времени Сахарова уже наградили
Сталинской пре­мией (неслыханной ранее суммой — 500 тыс. рублей) и присвои­ли
звание Героя Социалистического Труда. В 1956 и 1962 гг. он вновь был удостоен
этого звания и стал трижды Героем.
Весной 1968 г. Сахаров написал статью «Размышления о прогрессе,
мирном сосуществовании и интеллектуальной свобо­де». Она стала «решающим шагом»
для Сахарова, изменившим всю его жизнь. В «Размышлениях» он отразил многие
общие взгляды советской интеллигенции того времени. Прежде всего он отстаивал
идею интеллектуальной свободы, «свободы непред­взятого и бесстрашного
обсуждения, свободы от давления авто­ритета и предрассудков». Он призывал
«довести до конца раз­облачение» И. Сталина, высоко оценивал В. Ленина, отмечал
«нравственное преимущество» восточного строя (социализма) перед западным
(капитализмом). «Только социализм поднял зна­чение труда до вершин
нравственного подвига», — писал Андрей Дмитриевич.
В то же время Сахаров защищал идеи, которые
восприни­мались как совершенно новые, «сахаровские». Главной из них была идея
«постепенного сближения (конвергенции) капитализ­ма и социализма», которые
будут «черпать друг у друга положи­тельные черты».
А. Сахаров выдвинул и ещё одну новую идею. К
2000 г., счи­тал он, это сближение может привести к «созданию мирового
правительства», которое, по его мнению, должно быть «в широ­ком смысле очень
интеллигентным"».
«Размышления»
имели во всём мире невиданный успех. В западных странах эта статья была
опубликована общим тиражом 18 млн экземпляров. Как писал сам Сахаров, по тиражу
он опередил Жоржа Сименона и Агату Кристи, уступив первенство толь­ко двум
авторам — В. Ленину и Мао Цзэдуну.
Советская печать стала спорить с «Размышлениями» с боль­шим
запозданием —с 1973 г. Она расценила их как своеобраз­ный «манифест»
технической интеллигенции, «технократии». В 1980 г. «Комсомольская правда»
писала в статье «Цезарь не со­стоялся»: «Далеко не скромным предприятием была
эта брошю­ра. Это была заявка на лидерство, манифест воинствующей „тех­нократии".
Ей Сахаров предлагал вручить всю власть над чело­вечеством, обещая к 2000 году
создать „мировое правительство". За собой автор резервировал надлежащее
место, быть может, даже вселенского Цезаря». «Сахаров метил в Цезари, а встал
на преступный путь», — говорилось в заключение в газетной статье.
1968 год стал переломным в жизни А. Сахарова. Его отстра­нили от
секретных работ. Вступив в конфликт с государством, он решил отказаться от
денег, полученных от него. Все свои сбережения — 139 тыс. рублей — он
пожертвовал на нужды ме­дицины.
«С 1970 года, — вспоминал позднее А. Сахаров, — защита прав
человека выходит для меня на первый план». Академик вы­ступал в защиту
политзаключённых, против смертной казни. «От­мена смертной казни особенно
необходима нашей стране, от­равленной духом жестокости и безразличия к
человеческим стра­даниям», — отмечал он. В 1970 г. Сахаров стал одним из основа­телей
Комитета прав человека, который действовал до 1974 г.
9 октября 1975 г. Сахаров узнал о том, что ему присуждена
Нобелевская премия мира. Эта награда вызвала широкое осуж­дение в советской
печати. «Недоумение и возмущение» вырази­ли 72 академика. В газете «Труд»
писали: «Подачку провели по гра­фе Нобелевской премии мира. Сахарову обещано
более ста ты­сяч долларов. Трудно сказать, в какой мере это соответствует по
курсу 30 сребреникам древней Иудеи...».
Сахарову не разрешили поездку за премией как «лицу, об­ладающему
знанием государственных тайн». Вместо него 10 де­кабря премию получила его жена
Елена Боннэр.
«Я прошу считать, — говорилось в нобелевском докладе Са­харова, —
что все узники совести, все политзаключённые моей страны разделяют со мной
честь Нобелевской премии мира». Лауреат перечислил поимённо свыше 120 человек.
В том же 1975 г. Сахаров написал книгу «О стране и мире». Взгляды
его прошли определённое развитие. «Я эволюционист, реформист», — особо
подчеркнул он теперь. Андрей Дмитрие­вич высказал мнение, что насильственные
перемены ведут к «мас­совым страданиям, беззакониям и ужасам». Прежде А. Сахаров
считал более прогрессивным революционный путь.
В декабре 1979 г. советские войска вошли в Афганистан, и Сахаров
сразу заявил иностранным журналистам о своём про­тесте. Это, видимо,
переполнило «чашу терпения» властей.
22 января 1980 г. его задержали на улице в Москве и достави­ли в
прокуратуру. Взволнованный прокурор объявил академику о лишении его всех наград
и званий. Кроме того, Сахаров без суда, в административном порядке, был
отправлен в ссылку в го­род Горький (ныне Нижний Новгород). В июне газета
«Известия» поместила статью, в которой говорилось: «Такой исход является
логическим завершением долгой, неприглядной и грязной исто­рии падения
человека, отрекшегося от своего народа, поставив­шего себя на службу
иностранным хозяевам».
На президиуме Академии наук поставили вопрос о выводе Сахарова из
числа академиков. Говорили, что при обсуждении академик Петр Капица заметил:
«Подобный прецедент уже имел место. Из рядов Германской академии изгнали
Альберта Эйн­штейна. Только стоит ли повторять этот прецедент?». После это­го
Сахарова оставили в числе академиков. (П. Капица ещё дваж­ды заступался за
Сахарова.)
В Горьком Сахарова поселили в районе Щербинки. На это он намекал в
написанном в ссылке четверостишии:
На
лике каменна.и державы, Вперёд идущей без заминки Крутой дорогой гордой славы,
Есть незаметные щербинки.
В течение всего времени горьковской ссылки А.
Сахарова во многих странах шла кампания в его защиту. Например, площадь, где
находится советское посольство в Вашингтоне, переимено­вали в площадь Сахарова.
Конечно, это было неприятно для со­ветских дипломатов.
9 декабря 1986 г. А. Сахаров узнал о том, что в тюрьме скон­чался
его друг правозащитник Анатолий Марченко.
Спустя несколько дней, 15 декабря, в квартире академика Сахарова
неожиданно установили телефон. (Во время всей ссыл­ки телефона у него не было.)
Перед уходом чекист сказал: «Зав­тра Вам позвонят».
На следующий день действительно раздался звонок: — Здравствуйте,
это говорит Горбачев. Вы получите возмож­ность вернуться в Москву. Возвращайтесь
к патриотическим де­лам!
Я благодарен Вам! Но несколько дней назад в тюрьме убит мой друг
Марченко. Он был первым в списке в письме, которое я Вам послал. Это было
письмо с просьбой об освобождении уз­ников совести.
Да, я получил Ваше письмо. Многих мы
освободили. Но там очень разные люди.
Сахаров возразил, что все эти люди осуждены за
свои убеж­дения, и ещё раз повторил просьбу освободить их. 23 декабря 1986 г.
А. Сахаров прибыл в Москву на Ярослав­ский вокзал. Здесь его встречала огромная
толпа зарубежных журналистов. Возвращение Сахарова из ссылки ярко обозначи­ло
начало целой эпохи — новой политической «оттепели». Вернувшись в столицу,
Сахаров сразу включился в общест-
венную
деятельность. Следующие три года его жизни богато за­полнены событиями. Впервые
он побывал за границей — в США, Франции, Италии, Канаде. Он стал одним из
создателей правоза­щитной организации «Мемориал».
В начале 1989 г. по всей стране проходили выборы народ­ных
депутатов СССР. Их избирали не только граждане, но и «об­щественные
организации» — в том числе Академия наук. А. Саха­ров решил избираться только
от академии. Его поддержали кол­лективы почти 60 научных институтов. Но
руководство академии не внесло его в список кандидатов.
2 февраля около 3 тыс. научных работников собрались на необычный
митинг протеста. Среди лозунгов были такие: «Саха­ров — да!», «Кто, если не
Сахаров?». Благодаря таким протестам академия в конце концов всё-таки избрала
Сахарова народным депутатом.
Своими выступлениями на 1 Съезде народных депутатов Са­харов как
политический деятель стал известен всей стране. Он говорил позднее: «Я
почувствовал, что Горбачев в какой-то мере меня выпускает. Он ведь выпустил
меня на трибуну, кажется, пер­вым, как бы „ковёрным", выражаясь на языке
цирковой жизни. И сразу возникла конфронтация с залом».
Первым с осуждением академика выступил депутат С. Черво-нопиский,
лишившийся на войне в Афганистане обеих ног. Са­харов незадолго до съезда
говорил: «Были сообщения, что наши вертолёты расстреливали окруженных советских
солдат, чтобы избежать их попадания в плен».
Червонопиский зачитал письмо десантников: «Мы до глуби­ны души
возмущены этой провокационной выходкой известно­го учёного». Своё выступление
он торжественно закончил сло­вами: «Держава. Родина. Коммунизм». Это вызвало
настоящую бурю аплодисментов, почти весь зал поднялся с мест.
Ещё пять человек, в том числе маршал С. Ахромеев, высту­пили с
гневными обличениями Сахарова. Учительница Т. Казако­ва сказала: «Товарищ
академик! Вы своим одним поступком пе­речеркнули всю свою деятельность. Вы
нанесли оскорбление всей армии, всему народу, всем нашим павшим, которые отдали
свою жизнь. И я приношу всеобщее презрение Вам. Стыдно долж­но быть!»
(Аплодисменты.).
Эта впечатляющая сцена, которую наблюдала по телевиде­нию вся
страна, резко повысила авторитет Сахарова. «В один час я приобрёл огромную
поддержку миллионов людей, такую по­пулярность, которой я никогда не имел в
нашей стране», — пи­сал он. Сахаров стал одним из лидеров «межрегиональной груп­пы»
депутатов, выступавшей в поддержку «перестройки». На мас­совых митингах в
Лужниках сотни тысяч людей скандировали: «Сахаров! Ельцин!».
В разгар этой политической борьбы, 14 декабря 1989 г., академик
Андрей Сахаров неожиданно скончался. Сотни тысяч граждан провожали его в
последний путь. На похоронах кто-то держал такой плакат: «Простите нас, Андрей
Дмитриевич...».
Ему
было уже за пятьдесят, когда он круто изменил всю свою жизнь. Боевой генерал,
он вдруг начал печатать подпольные лис­товки, за что был арестован и разжалован
в солдаты. Спустя пол­тора десятка лет — лишён гражданства. Указ об этом
подписал его бывший фронтовой товарищ Леонид Брежнев...
Петр Григорьевич Григоренко родился 16 октября 1907 г. в селе
Борисовка под Запорожьем. Сын колхозного активиста, Петр рос убеждённым в
правоте Советской власти. В своём селе был первым комсомольцем. Трудиться начал
рано — с 15 лет уже работал слесарем. В 1931 г. стал учиться на красного
командира. Закончил Военно-инженерную академию, Академию Генштаба. Как он
вспоминал, однажды в годы службы выполнил необыч­ный приказ: заминировал и
взорвал три церкви в Белоруссии...
П. Григоренко сражался под Халхин-Голом, затем — на фронтах
Отечественной войны. Не раз был ранен, получил пять орденов и шесть медалей.
Однажды в годы войны с ним произо­шёл случай, запавший ему в память. Обычно он
никогда не про­сыпался ночью. И вдруг внезапно проснулся на рассвете, вышел во
двор. В этот момент раздался грохот: снаряд противника про­бил стену дома и
взорвался. Кровать, на которой он спал, разле­телась на куски. «Это Бог Вас
спас!» — заметил его товарищ. «И я тоже поверил в руку Провидения», — писал
Григоренко.
Войну он закончил в звании полковника. Следующие 17 лет прослужил в
Академии имени Фрунзе в Москве. В разгар борьбы с «буржуазной кибернетикой»
занимался военным применени­ем этой науки. Позже маршал Родион Малиновский
назвал это «научным подвигом». В 1959 г. П. Григоренко получил звание ге­нерал-майора.
Казалось, впере­ди его ждала только интерес­ная работа, затем — почётный отдых.
По внезапно он совер­шил поступок, изменивший всю его судьбу.
Произошло это так. В сен­тябре 1961 г. П. Григоренко из­брали на
партийную конфе­ренцию Ленинского района Москвы. Он поднялся на три­буну и...
неожиданно для всех произнёс яркую критическую речь. Сказал, в частности, что
не видит гарантий против но­вого культа личности. Он вспо­минал: «Я поднялся и
пошёл. Я себя не чувствовал. Такое, ве­роятно, происходит с идущим
на
казнь. Во всяком случае, это было страшно. Но это был и мой звёздный час. До
самой трибуны дошёл я сосредоточенный лишь на том, чтобы дойти. Заговорил,
никого и ничего не видя. Весь зал затих. В шоковом состоянии был и президиум. Я
увидел, как секретарь ЦК Пономарев наклонился к Гришанову и что-то за­шептал.
Тот подобострастно закивал и бегом помчался к трибу­не». Делегатам предложили
«осудить» выступление генерала и лишить его мандата, что и было сделано. За
свой поступок П. Гри-горенко получил строгий партийный выговор. Его уволили из
Академии и послали служить на Дальний Восток.
Но для генерала это стало только началом борьбы. В 1963 г. в Москве
и других городах появились листовки. Они рассказы­вали, в частности, о
расстрелах в Новочеркасске и Тбилиси. Под­писал их «Союз борьбы за возрождение
ленинизма». Это под­польное общество создал П. Григоренко со своими сыновьями.
Правда, для подпольщика он вёл себя необычно дерзко. Раздавал свои листовки на
Павелецком вокзале в Москве. Стоял в полной генеральской форме у проходной
московского завода «Серп и молот» и вручал листовки рабочим.
Всё это неминуемо вело к аресту, который и произошёл в феврале 1964
г. Первым на Лубянке с ним беседовал сам предсе­датель КГБ Владимир
Семичастный. Он обещал генералу осво­бодить его в обмен на покаяние. П.
Григоренко отказался.
Советских руководителей немало поразили странные по­ступки
генерала. М. Суслов воскликнул: «Да он же сумасшедший!». Судить боевого
генерала, конечно, не стали. Психиатры во гла­ве с Андреем Снежневским признали
его душевнобольным и от­правили в психиатрическую больницу.
Диссидент Юрий Гримм вспоминал, как П. Григоренко при­несли
передачу в огромной коробке. «Зовёт всех нас. Глянули, ахнули: в коробке — икра
чёрная и красная, балык, колбаса раз­ная, масло, конфеты дорогие, фрукты. Он
говорит: „Ешьте". Все стоят, растерялись, из 17 человек только я один —
москвич, ос­тальные с периферии, у них в ту пору и хлеба-то белого в ма­газинах
не было. И он повторяет: „Ешьте. Я — генерал, мне положено"». Волей
обстоятельств генеральские привилегии не­которое время сохранялись и в
неволе... Но так продолжалось недолго.
Вначале «сумасшедшего генерала» собирались просто уволить в запас.
Постановление принесли Н. Хрущеву. Очевидец этой сце­ны рассказывал Григоренко:
«Хрущев долго сидел, молча глядя в проект. Потом сказал: „Что же это
получается? Он нас всячески по­носил, а отделался лёгким испугом. Пригоятовьте
постановление на разжалование"». В сентябре 1964 г. П. Григоренко
разжаловали в рядовые «как дискредитировавшего себя и недостойного в свя­зи с
этим звания генерала». Отныне «рядовой Григоренко» должен был получать солдатскую
пенсию 22 рубля.
В октябре место Н. Хрущева занял Л. Брежнев. Он был сослу­живцем
Григоренко, они часто встречались на фронте. Возмож­но, это знакомство стало
одной из причин того, что в апреле 1965 г. Григоренко решили отпустить домой.
Выйдя на свободу, он написал письмо министру обороны маршалу Р. Малиновско­му.
«По слухам, я разжалован в рядовые. Прошу восстановить мои законные права. А
если вопреки закону я разжалован, то имейте хотя бы мужество сказать мне это в
глаза. Я за свою службу даже ефрейтора не разжаловал заочно». После этого
обращения ему несколько повысили пенсию.
58-летний генерал стал подрабатывать слесарем, плотни­ком,
штукатуром, сторожем, грузчиком.
В тюрьме он пришёл к такому выводу: «Уходить в подполье — непростительная
ошибка. Идти в подполье — это давать возмож­ность властям изображать тебя
уголовником, чуть ли не бандитом и душить втайне от народа. Я буду выступать
против нарушений законов только гласно и возможно громче. Тот, кто сейчас хочет
бороться с произволом, должен уничтожить в себе страх к произ­волу. Должен
взять свой крест и идти на Голгофу. Пусть люди ви­дят, и тогда в них проснется
желание принять участие в этом ше­ствии». П. Григоренко стал помогать движению
крымских татар, выселенных со своей родины (см. ст. «Переселение народов»). Он
познакомил их с другими московскими правозащитниками. Впер­вые о борьбе этого
народа услышали на Западе.
За Петром Григоренко теперь постоянно следили. Как-то он подсчитал,
сколько филёров по очереди в течение суток следят за его квартирой. Вышло — не
менее 23 человек! И каждый по­лучал зарплату...
В мае 1969 г. в Ташкенте намечался суд над десятком акти­вистов
движения крымских татар. Они попросили Григоренко быть на суде их общественным
защитником. Он согласился. Но 7 мая, как только Петр Григорьевич приехал в
Ташкент, его аре­стовали.
Вновь генерал предстал перед врачами. Однако вопреки ожиданиям
ташкентские психиатры признали пациента... здоро­вым. Правда, этим дело не
кончилось. Григоренко отправили в Москву, в Институт имени Сербского на
повторную экспертизу. Здесь психиатры Даниил Лунц и Георгий Морозов нашли у
него паранойю «с наличием идей реформаторства».
В 1971 г. генерал оказался перед очередной «врачебной ко­миссией».
«Изменились ли ваши убеждения?» — задали ему обыч­ный вопрос. «Убеждения не
перчатки, — отвечал Григоренко, — их легко не меняют». Только в июне 1974 г. он
вернулся домой. Всего в спецпсихбольницах он провёл более шести лет.
5 декабря 1976 г. на Пушкинской площади в Москве прохо­дила
традиционная демонстрация диссидентов. На неё собра­лось довольно много народа
около ста человек. Как всегда, люди постояли несколько минут в молчании, сняв
головные уборы. Правозащитница Людмила Алексеева вспоминала об этом событии:
«Впервые за все годы демонстрация не прошла молча­ливо. П. Григоренко произнёс
короткую речь, несколько фраз. Он закончил: „Спасибо всем, кто пришёл сюда
почтить память миллионов загубленных людей! Спасибо за сочувствие узникам
совести!". В ответ из толпы раздались возгласы: „Вам спасибо!"».
В 1977 г. Петру Григоренко потребовалось сделать сложную операцию.
Генерал попросил выпустить его для этого в США, где проживал его сын. Он не
доверял советским врачам, дважды при­знавшим его «невменяемым». Неожиданно
поездку разрешили.
Он спрашивал у генерала КГБ: «Но вы меня обратно пусти­те?».
«Пустим, — отвечал тот, — говорю Вам как генерал генера­лу». В ноябре П.
Григоренко с женой Зинаидой уехал в Америку.
А 13 февраля 1978 г. его лишили советского гражданства «за
действия, порочащие звание гражданина СССР». Указ об этом подписал Л. Брежнев.
Генерал Петр Григоренко остался жить в США. Здесь он вы­пустил
книгу воспоминаний под названием «В подполье можно встретить только крыс». Он
говорил: «Я часто задумываюсь, по­чему мне так тяжело в эмиграции. Я уехал бы
на Родину, даже если бы знал, что еду прямо в психиатричку».
21 февраля 1987 г. Петр Григоренко скончался в Нью-Йор­ке в
возрасте 79 лет.
Причины появления и активации диссидентского движения в СССР следующие ответ. Почему диссидентская интелигенция потерпела поражение во время перестройки. Следствием развития диссидентского движения в СССР в период застоя стало. Причины появления и активации диссиденского движения в СССР. Кто из работников КГБ участвовал в диссидентском движении. Диссидентское движение цели формы этапы идейные движения. Кто был лидером дессидентского движения в ссср. Причины возникновения диссидентского движения. Люди относящиеся к диссидентскому движению. Партизанская война бандеровцев в е е годы. Диссидентское движение в ссср в гг века. Реферат Борьба Украины за независимость. Реферат на тему диссидентское движение. Возникновение диссидентского движения. Окруженных расстреливали с вертолетов.

      ©2010