Демократический режим Испании
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ
При Правительстве Российской Федерации
Кафедра политологии
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: Демократический режим Испании
Выполнил: студент
гр. ВКФ 3-4 Сурков А.А.
Научный руководитель:
доц. Завьялов В.Т.
Москва 1998 г.
Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К И Й Р Е Ж И М
Демократический режим - основывается на демократических методах и средствах
властвования и политического участия народа в принятии властных решений.
Характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти в государстве
является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос,
опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола
власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный
характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной
принцип политической жизни демократического общества — "гражданам
разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та
деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными
актами".
3. Для демократического режима характерно
разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и
судебной власти).Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая
исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной,
бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять
соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три
ветви власти уравновешивают друг друга.
4. Демократический режим характеризуется
правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или
критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской
деятельности, участия в предвыборных
кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений
гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
5. Важной характеристикой демократического
политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность
образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и
их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции
как в парламенте и вне его.
6. Демократический политический режим
характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К. ним относятся
нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
и
с п а н и я
Итоги учредительных выборов, состоявшихся
в Испании в 1977 г., отразили мирный и плавный характер перехода страны к демократии.
К 1970-м годам авторитарный режим Франке, ранее похожий на германский нацизм и
итальянский фашизм, заметно смягчился. Преемник Франке — король Хуан Карлос 1 —
не нуждался в ломке старого аппарата власти. Речь с самого начала шла о
реформе, которой сочувствовали многие деятели старого режима.
Основная опасность для процесса
демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата
франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, если у власти
окажутся партии, ранее действовавшие в подполье — Испанская социалистическая
рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход
деятелей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не
только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической
целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристский"
Союз демократического центра (СДЦ) А.Суареса (назначенного премьер-министром
еще до "учредительных выборов") —коалиция христианских демократов,
либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и
отказались от любых действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в
политику.
На "учредительных выборах" 1977
г. победил СДЦ — партия, с которой большинство испанцев связывало успех
демократизации. На второе место вышла сравнительно хорошо организованная и
безоговорочно поддерживавшая переход к демократии левая партия — ИСРП. При
таком раскладе политических сил роль оппозиции процессу демократизации
естественно отходила к партии, наиболее тесно связанной с прежним режимом, и
эта партия могла быть только правой по своей идеологической ориентации.
Организация, когда-то служившая опорой франкистского
режима, — Испанские традиционалистские фаланги хунт национал-синдикалистского
сопротивления — фактически прекратила свое существование еще при жизни
диктатора. В момент своего создания испанская "партия-преемница",
Народный альянс (НА), была не менее организационно слабой, чем СДЦ. Она
представляла собой коалицию бывших фалангистов, сторонников католической
организации Опус Деи и многочисленных консервативных групп, лидеры которых в
1976 — начале 1977 гг. пытались завоевать благосклонность короля. Лишь низкая
представительность "центристского" и "левого блоков"
заставила лидеров названных групп, забыв об амбициях и идеологических
разногласиях, объединиться между собой.
Таким образом, расклад политических сил
Испании, сложившийся в 1977 г. (и подтвержденный в 1979), исходно
характеризовался сравнительно низкими уровнями представительности всех
"блоков", что обусловливалось как сохранением единства правящего
СДЦ, так и длительным организационным опытом левых оппозиционных партий. Можно
предположить, что такой расклад мог бы сохраниться и по итогам выборов 1982 г.
но лишь при условии успешной экономической политики. В действительности,
цена демократизации и сопровождавших ее экономических реформ оказалась
непомерно высокой для значительной массы испанцев. Правящий СДЦ, попав в
"невыигрышный" сектор межпартийной конкуренции, больше не мог
сохранять свое условное организационное единство. Он распался на несколько
групп, и все они потерпели поражение на выборах. Испанский "центр"
сохранился в основном в виде региональных партий.
В распоряжении испанского избирателя,
стремившегося "наказать" правительство, были две возможности — он
мог проголосовать либо за левую, либо за правую оппозицию. Результаты выборов
показывают, что обе эти возможности были использованы, причем наибольшего
относительного успеха добилась "партия-преемник" — НА, в то время
как абсолютными победителями стали социалисты. Подобный исход выборов можно
объяснить тем, что, голосуя против правительства, испанские избиратели не
хотели выразить негативное отношение к процессу демократизации как таковому. В
этом контексте оппозиционная, но демократическая ИСРП оказывалась идеальным
кандидатом.
Правые в лице НА были настроены более
оппозиционно, чем социалисты, но их приверженность демократии не была столь
очевидной. В то же время НА не имел существенных конкурентов в
"правой" части политического спектра, и его лидерам удалось
постепенно преодолеть франкистский имидж. Коммунисты же оказались в крайне
неблагоприятной ситуации: обыграть ИСРП они могли лишь за счет большей
оппозиционности по отношению к экономической политике правительства, но чем
критичнее в этом плане становились отдельные фракции КПИ, тем сомнительнее
казалась их приверженность демократии. Неспособность коммунистов разрешить эту
дилемму обернулась расколом и электоральным крахом КПИ.
Поэтому выявляется роль таких факторов, как итоги
"учредительных выборов" и характер "партии-преемницы", в
становлении формата испанской партийной системы. Учредительные выборы определили
общее соотношение политических сил в стране, обеспечив лидирующее положение
организационно неустойчивому СДЦ и превратив сплоченную ИСРП, выступавшую
основным партнером "центристов" в процессе демократизации, в главную
оппозиционную партию, что предотвратило фрагментацию "правого блока"
и обусловило крах основной левой альтернативы социалистам.
Э Л Е К Т О Р А Л Ь Н Ы
Е Д А Н Н Ы Е
В качестве эмпирических данных по Испании
использованы результаты парламентских выборов 1977 и 1982 гг. (в % голосов).
Пропущены выборы 1979 г., которые с очевидностью не были
"критическими", ибо почти ничего не изменили ни в расстановке
политических сил, ни даже в объемах голосования за отдельные партии. К партиями
"левого блока" относятся Испанская социалистическая рабочая партия
(ИСРП) и Коммунистическая партия Испании(КПИ). Последовательно правые позиции
по социально-экономическим вопросам отстаивал лишь Народный альянс (НА),
являвшийся одновременно "партией-преемницей". "Центр"
распадается на две части. С одной стороны, это партии, в предвыборной кампании
которых преобладали лозунги, связанные с процессом демократизации страны, —
Союз демократического центра (СДЦ) и Демократический и социальный центр (ДСЦ),
а с другой — многочисленные региональные партии (прежде всего, каталонские и
баскские), выступавшие за расширение полномочий своего региона. Результаты
выборов по "блокам" и партиям представлены в Таблице.
Т А Б Л И Ц А
Результаты выборов 1977 и 1982 гг. в
Испании (в % голосов) 1977 1982 Правые Всего: 8,4 25,8 НА 8,4 25,8 Центр Всего: 51,9 23,7 СДЦ 34,8 6,7 ДСЦ - 2,8 Каталонские партии 4,5 3,9 Баскские партии 2,0 2,9 Другие региональные партии 10,6 7,4 Левые Всего: 39,6 50,6 ИСРП 30,3 46,5 КПИ 9,3 4,1
Источник: Leonard D.,
Natkiel R. World Atlas of Elections: Voting Patterns in 39 Democracies. L., 1986.
|