Демократический режим Испании Демократический режим Испании
Демократический режим Испании РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Демократический режим Испании


ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ
При Правительстве Российской Федерации
Кафедра политологии
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: Демократический режим Испании
Выполнил: студент
гр. ВКФ 3-4 Сурков А.А.
Научный руководитель:
доц. Завьялов В.Т.
Москва 1998 г.
Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К И Й   Р Е Ж И М
Демократический режим - основывается на демократических методах и средствах
властвования и политического участия народа в принятии властных решений.
Характеризуется следующими чертами:                     
1. Источником власти в государстве
является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос,
опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от про­извола
власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный
характер и осущест­вляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Ос­новной
принцип политической жизни демократического общест­ва — "гражданам
разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та
деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными
актами".       
3. Для демократического режима характерно
разделение вла­стей (отделение друг от друга законодательной, ис­полнительной и
судебной власти).Парламент наделен исключительным правом изда­вать законы. Выс­шая
исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной,
бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом оп­ределять
соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три
ветви власти уравновешивают друг друга.
4. Демократический режим характеризуется
правом народа вли­ять на выработку политических решений (путем одобрения или
критики в средствах массовой ин­формации, демонстраций или лоббистской
деятельности,  участия в предвыборных
кампаниях). Политическое участие на­рода в выработке принимаемых решений
гарантируется консти­туцией страны, а также международными правовыми нормами.
5. Важной характеристикой демократического
политического режима является политический плюрализм, предполагающий воз­можность
образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и
их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оп­позиции
как в парламенте и вне его.
6. Демократический политический режим
характеризуется высо­кой степенью реализации прав человека. К. ним относятся
нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
и
с п а н и я
Итоги учредительных выборов, состоявшихся
в Испании в 1977 г., отра­зили мирный и плавный характер перехода страны к демо­кратии.
К 1970-м годам авторитарный режим Франке, ранее похожий на германский нациз­м и
итальянский фашизм, заметно смягчился. Преемник Франке — король Хуан Карлос 1 —
не нуждался в ломке старого аппарата власти. Речь с самого начала шла о
реформе, которой сочувствовали многие деятели старого режима.
Основная опасность для процесса
демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата
франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, если у власти
окажутся партии, ранее действовавшие в подполье — Испанская социали­стическая
рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход
деяте­лей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не
только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической
целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центрист­ский"
Союз демократического центра (СДЦ) А.Суареса (назначенного премьер-министром
еще до "учре­дительных выборов") —коалиция христианских де­мократов,
либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс де­мократизации и
отказались от любых действий, способных подтолкнуть во­енных к вмешательству в
политику. 
На "учредительных выборах" 1977
г. победил СДЦ — партия, с которой большинство испанцев связывало успех
демократиза­ции. На второе место вышла сравнительно хорошо организованная и
безоговороч­но поддерживавшая переход к демократии левая партия — ИСРП. При
таком раскладе политических сил роль оппозиции процессу демократизации
естественно отходила к партии, наиболее тесно связанной с прежним режимом, и
эта партия могла быть только правой по своей идеологической ориентации.
Организация, когда-то служившая опорой франкистского
режима, — Ис­панские традиционалистские фаланги хунт национал-синдикалистского
со­противления — фактически прекратила свое существование еще при жизни
диктатора. В момент своего создания испанская "партия-преемница",
Народный альянс (НА), была не менее организационно слабой, чем СДЦ. Она
представляла собой коалицию бывших фалангистов, сторонников католической
организации Опус Деи и многочисленных консервативных групп, лидеры которых в
1976 — нача­ле 1977 гг. пыта­лись завоевать благосклонность короля. Лишь низкая
представительность "центристского" и "левого блоков"
заставила лидеров назван­ных групп, забыв об амбициях и идеологических
разногласиях, объединиться между собой.
Таким образом, расклад политических сил
Испании, сложившийся в 1977 г. (и подтвержденный в 1979), исходно
характеризовался сравнительно низкими уровнями представительности всех
"блоков", что обусловливалось как со­хранением единства правящего
СДЦ, так и длительным организационным опытом левых оппозиционных партий. Можно
предположить, что такой расклад мог бы сохраниться и по итогам выборов 1982 г.
но лишь при условии успеш­ной экономической политики. В действительности,
цена демократи­зации и сопровождавших ее экономических реформ оказалась
непомерно высокой для значительной массы испанцев. Правящий СДЦ, по­пав в
"невыигрышный" сектор межпартийной конкуренции, больше не мог
сохранять свое условное организационное единство. Он распался на несколько
групп, и все они потер­пели поражение на выборах. Испанский "центр"
сохранился в основном в виде региональных партий.
В распоряжении испанского избирателя,
стремившегося "наказать" прави­тельство, были две возможности — он
мог проголосовать либо за левую, либо за правую оппозицию. Результаты выборов
показывают, что обе эти возмож­ности были использованы, причем наибольшего
относительного успеха доби­лась "партия-преемник" — НА, в то время
как абсолютными победителями стали социалисты. Подобный исход выборов можно
объяснить тем, что, голо­суя против правительства, испанские избиратели не
хотели выразить нега­тивное отношение к процессу демократизации как таковому. В
этом контек­сте оппозиционная, но демократическая ИСРП оказывалась идеальным
кандидатом.
Правые в лице НА были настроены более
оппозиционно, чем социалисты, но их приверженность демократии не была столь
очевидной. В то же время НА не имел существенных конкурентов в
"правой" части поли­тического спектра, и его лидерам удалось
постепенно преодолеть франкистский имидж. Коммунисты же оказались в крайне
неблагопри­ятной ситуации: обыграть ИСРП они могли лишь за счет большей
оппозици­онности по отношению к экономической политике правительства, но чем
критичнее в этом плане становились отдельные фракции КПИ, тем сомни­тельнее
казалась их приверженность демократии. Неспособность коммуни­стов разрешить эту
дилемму обернулась расколом и электоральным крахом КПИ.
Поэтому выявляется роль таких факторов, как итоги
"учредительных выборов" и характер "партии-преемницы", в
становлении формата испанской партийной системы. Учредительные выборы определили
общее соотношение политических сил в стране, обеспечив лидирующее положение
организационно неустойчивому СДЦ и превратив сплоченную ИСРП, выступавшую
основным партнером "центристов" в процессе демократизации, в главную
оппозиционную партию, что предотвратило фрагментацию "правого блока"
и обу­словило крах основной левой альтернативы социалистам.
Э Л Е К Т О Р А Л Ь Н Ы
Е    Д А Н Н Ы Е
В качестве эмпирических данных по Испании
использованы результаты парламентских выборов 1977 и 1982 гг. (в % голосов).
Пропущены выборы 1979 г., которые с очевидностью не были
"критическими", ибо почти ничего не изменили ни в расстановке
политических сил, ни даже в объемах голосования за отдельные партии. К партиями
"левого блока" относятся Испанская социали­стическая рабочая партия
(ИСРП) и Коммунистическая партия Испании(КПИ). Последовательно правые позиции
по социально-экономическим во­просам отстаивал лишь Народный альянс (НА),
являвшийся одновременно "партией-преемницей". "Центр"
распадается на две части. С одной стороны, это партии, в предвыборной кампании
которых преобладали лозунги, связан­ные с процессом демократизации страны, —
Союз демократического центра (СДЦ) и Демократический и социальный центр (ДСЦ),
а с другой — многочисленные региональные партии (прежде всего, каталон­ские и
баскские), выступавшие за расширение полномочий своего региона. Результаты
выборов по "блокам" и партиям представлены в Таблице.
Т А Б Л И Ц А
Результаты выборов 1977 и 1982 гг. в
Испании (в % голосов) 1977 1982 Правые Всего: 8,4 25,8      НА 8,4 25,8 Центр Всего: 51,9 23,7      СДЦ 34,8 6,7      ДСЦ - 2,8      Каталонские партии 4,5 3,9      Баскские партии 2,0 2,9      Другие региональные партии 10,6 7,4 Левые Всего: 39,6 50,6      ИСРП 30,3 46,5      КПИ 9,3 4,1
Источник: Leonard D.,
Natkiel R. World Atlas of Elections: Voting Patterns in 39 Democracies. L., 1986.

      ©2010