Доклад
студента 205 группы
Прянишникова Валентина В.
на тему:
АВТОРИТАРИЗМ”
Copyleft
Прянишников Валентин В. декабрь 1996г.
Отдельные черты авторитаризма.
Одним из наиболее распрастранённых в истории типов
политических систем является авторитаризм. По своим характерным чертам он
занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С
тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами
характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством
общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов
гражданского общества. В целом же авторитарной
политической системе присущи следующие черты:
1.Автократизм (самовластие) или небольшое число
носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц
(военная хунта, олигархическая группа и т.д.)
2.Неограниченность власти, её неподконтрольность
гражданам. При этом власть может править
с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.
3.Опора (реальная или потенциальная) на силу.
Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться
популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной
силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и
принудить граждан к повиновению.
4.Монополизация власти и политики, недопущение
политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое
политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных
запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется
неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения
потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических
государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа
партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности
властям.
5.Отказ от тотального контроля над обществом,
невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и
прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами
собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя
она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную
политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
6.Рекрутирование политической элиты путём кооптации,
назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно
определить как неограниченную власть
одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но
сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При
авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным
образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно
свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме
политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не
имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии
(независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)
Способы легитимизации власти.
Авторитарные политические системы очень
разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты,
популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут
добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления но и
более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным
образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях
легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных
режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование
необходимостью национального освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные политические
системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы,
плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности в глазах международного
сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так,
например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались
авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее,
Казахстане, России и многих других государствах. Отличительной чертой таких
выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все
кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость
властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов
обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации,
отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация
бюллетеней или результатов голосования и т.п.
В период после второй мировой войны и, особенно, в
последние десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит
переходный характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.
Сильные и слабые стороны авторитаризма.
В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос
научный и политический интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно
тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств
мира. Попытки многих из них, в том числе и России, быстро, в духе
большевистских “кавалерийских атак” ввести демократию без наличия необходимых
для неё общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой
многочисленные разрушительные последствия.
В то же время целый ряд авторитарных государств
(Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою
экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать
экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со
свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным
плюрализмом.
Авторитаризм иногда определяют как способ правления
с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным,
культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие
на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу
слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или
группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции,
политического выражения общественных интересов.
В то же время авторитарная политическая система
имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.
Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать
политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы
на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических
противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения
радикальных общественных реформ.
Нечто вроде заключения.
В современных условиях постсоциалистических стран “чистый”
авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические
институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования
общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной
власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание
авторитарных и демократических элементов, сильной власти и её подконтрольность
гражданам — важнейшая практическая задача на пути конструктивного
реформирования общества.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы
не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных
условиях тип политической системы — демократия.
Резюме
Авторитаризм — государственный строй, при котором
неограниченная власть находится у одного лица или группы лиц, не допускающих
политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во
внеполитических сферах.
Авторитаризм может быть
представлен: монархией, деспотическим диктаторским режимом, военной хунтой и
другими системами правления.
Для авторитаризма характерно:
· Автократизм.
· Неограниченность
власти.
· Опора на
силу.
· Монополизация
власти и политики.
· Отказ от
тотального контроля.
· Рекрутирование
политической элиты
Авторитаризм нуждается в
легитимации власти.(!!!)
Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.
К сильным относят:
· сравнительно
высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный
порядок,
· мобилизировать
общественные ресурсы на решение определённых задач,
· преодолевать
сопротивление политических противников.
Т.е. авторитаризм — эффективное
средство проведения радикальных общественных реформ.
К слабым относят:
· полную
зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей,
· отсутствие
у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола,
· ограниченность
институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.