Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи - (курсовая) Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи - (курсовая)
Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи - (курсовая) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. Факультет социальной педагогики и практической психологии.

Кафедра социальной педагогики и профессионального мастерства.

    Курсовая работа

тема : “Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи”

    Степановой Натальи Николаевны
    студентки 421 группы
    очного отделения.
    Научный руководитель
    Тесля Алина Ивановна кандидат педагогических наук, доцент.
    Минск 2001
    Содержание
    Введение 3

Глава 1. Теоретические основы совершения правонарушений школьной молоджью.

1. 1. Основные факторы, влияющие на совершение правонарушений школьной молодежью.

1. 2. Социально-педагогиеские и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.

Глава 2. Социальные условия организации профилактики правонарушений в школе.

2. 1. Анализ необходимости создания центра для осуществления профилактики правонарушений среди школьной молодежи.

2. 2. Моложежный центр как модель оказания комплексной помощи школьной молодежи с девиантным поведением.

    Заключение.
    Список литературы.
    Приложение.

1. 2. Социально-педагогические и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.

По мнению многих авторов эта возростная группа (14-17лет) харак-теризуется рядом особенностей и изменений, которые способствуют совер-шению противоправных действий. Хотя в периодизациях психофизиологи-ческого развития старший подростковый (14-15лет) и младший юношеский (16-17лет)возроста относят к разным возрастным периодам, в периодизации социального развития оба они обозначаются как‘маргинальный период со-циализации’. Это обьясняется сходством процессов, которые характеризуют социальное созревание индивида в это время, совпадением механизмов, ин-ститутов, способов социализации и т. п. [ ]. Юристы также выделяют этот возраст, употребляя понятие‘несовершеннолетний’в отношении лиц 14-17 лет. Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризу-ются определенным социальным статусом, гражданскими правами и обя-занностями, закрепленными в законодательных актах. Однако, в отличае от взрослых, степень их социальных прав и ответственности еще ограничен[ ]. Говоря о школьной молодежи как о 'группе повышенного риска' в плане совершения ими правонарушений, мы считаем необходимым рассмотреть основные причины этого, связанные с особенностями возростных из-менений. И. С. Кон, который занимался изучением данного возроста, выделил следующие причины:

Внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных изменений и заканчивая формированием и перестройкой 'Я-концепции'. Т. е. в физиологическом плане у подростка наблюдается 'гормональная буря', вызванная повышенной активностью эндокринной системы и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, неадекватных эмоциональных реакциях, непредсказуемости настроений, раздражительности. Это может вызывать трудности во взаимоотношениях, конфликты, ссоры, вербальную и другие виды агрессии, различные виды девиантного поведения. В этом возрасте происходит также половое созревание, которое вызывает серьезные проблемы в сфере взаимоотношений полов и может служить толчком к асоциальным проявлениям в сексуальной жизни подростка. А возникшее желание найти признание у противоположного пола иногда приводит к использованию в этом деле аморальных и т. п. способов и приемов. Бурный рост, изменения в организме (внешние и внутренние) влекут за собой изменения в психике. В связи с этим может возникнуть синдром дисморфобии[ ], когда собственный физический недостаток(зачастую придуманный) ясно осознается и фрустрирует личность. Под действием синдрома возникают характерологические изменения, которые вызывают проблемы в общении и адаптации. А, как уже говорилось ранее, дезадаптация-одна из основных причин формирования противоправного поведения. Ряд комплексов неполноценности, формирующихся под влиянием синдрома дисморфобии, приводит к возникновению у подростка неуверенности в себе, усилению его убеждаемости, снижению самооценки и вызывает появление ряда негативных качеств, отрицательно влияющих на формирование устойчивой позитивной ' Я-концепции '[ ]. Важность ее создания неоспорима. Это подтверждают и исследования Е. Н. Голубевой, согласно которым“главная трудность в перевоспитании даже несовершеннолетних правонарушителей не в том, что подросток не хочет исправиться или не понимает, что надо жить честно, а в том, что они порой не могут этого сделать из-за наличия уже сформировавшейся и достаточно инертной системы негативных ценностей, оцениваемых обществом как аморальные”[ ]. Необходимо заметить, что сам процесс формирования самосознания в этом возрасте также существенным образом изменяет характер взаимоотношений с окружающими людьми, вызывает проявление выраженного стремления к самостоятельности, эмнсипации, атономности от взрослых, обостренной критичности к ним и всему, что они предлагают, что порождает конфликты и отторжение ценностей общества (взрослых). С другой стороны, проявляется стремление к общению со сверстниками, повышенное внимание к их мнению, потребность всамоутверждении в этой среде[ ]. Значимой становится референтная группа, возможное влияние которой мы рассматривали в предедущей главе.

Статусно-ролевая неопределенность и пограничность социального положения несовершеннолетнего. Она характеризуется тем, что по биологическим данным подросток/юноша достигает параметров взрослого человека, а его социальные и психологичесие возможности ограничены (т. е. у него почти отсутствует жизненный опыт, не сложилось мировоззрение, не сформированы защитные механизмы и стратегии адаптации, нет в наличии форм и механизмов поведения необходимого для разрешения многочисленных внешних и внутренних конфликтов и т. п. )[ ]. Таким образом, можно говорить о том, что они уже не дети, но, в то же время, еще и не взрослые. Это вызывает несоответствие между уровнем притязаний и его психологическими возможностями. Стремление преодолеть это противоречие может приводить к принятию внешних атрибутов взрослости таких, как курение, сквернословие, употребление спиртных напитков и т. д. ,вплоть до совершения преступлений и правонарушений. С другой стороны, желание казаться взрослым, самостоятельным, эмансипированность школьной молодежи заставлиет их подвергать критике или вовсе отвергать нормы поведения и ценности, предлагаемые старшим покалением[ ].

Противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля. Имеется в виду, что“детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм, послушания, уже не действуют; а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, основанные на внутренних нормах, еще не сложились или не окрепли”[ ]. Хотелось бы отметить еще ряд качеств, свойственных данному возрасту и оказывающих влияние на возможность совершения асоциальных действий. К ним относится, например, подростковое упрямство, природе кото-рого еще не нашли объяснения. Наличие этого качества вызывает у взрослых негативные эмоции, может приводить к конфликту и наказанию пдростка. Это, в свою очередь, вызывает еще большее упрямство , несовершеннолетний может предпринимать попытки ухода из дома, совершения аморальных и асоциальных поступков. За этим следует новая попытка родителей привлечь подростка к порядку и т. д. Таким образом, получается замкнутый круг. Постоянные наказания приводят к тому, что подросток перестает ощущать свою вину за совершаемые противоправные действия[ ]. Это содействует формированию личности с асоциальной направленностью.

Еще одно качество, свойственное этому возрасту, -конформизм, который наиболее ярко проявляется в группе с девиантным поведением[ ]. По статистике [ ] большинство правонарушений осуществляется несовершенно-летними под давлением группы.

К совершению аморальных и асоциальных поступков может привести также юношеский ‘романтизм’, стремление к чему-то яркому, необычному. А так как преступную деятельность всегда окружает ореол таинственности и романтики подростки легко попадают под влияние асоциальной личности[ ]. К тому же немаловажную роль играет склонность к риску и авантюризму(свойственна 43%)[ ].

До сих пор мы рассматривали особенности, характеризующие нормаль-ное развитие в этом возрасте, не касаясь “различных психических патологий и аномалий, которые затрудняют социальную адаптацию подростка и составляют непосредственные психобиологические предпосылки асоциального поведения”. К таким психическим отклонениям и заболеваниям можно отнести олигофрению, ЗПР, психопатии, свойственные этому возрасту неврозы, психозы, патохарактерологические изменения и т. д. [ ]. Однако, исследования показали, что и в этих случаях важную роль играет социальный фактор, ближайшее окружение[ ].

Особое значение придается наличию у несовершеннолетнего нарушений индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой (повышенная тревожность, агрессивность, снижение эмпатийного качества, акцентуации характера и т. д. ) и мотивационной сферы[ ]. Остановимся подробнее на акцентуациях характера в плане их влияния на совершение им правонарушений и преступлений. Т. к. установлено, что среди психически и умственно полноценных подростков-правонарушителей, акцентуации выявлены более, чем в 90% случаев[ ].

Исследования А. В. Лебедева и И. А. Горьковой показали, что чаще других встречается акцентуация по гипертимному типу (более 30%). Подростки данного типа отличаются общительностью, повышенным уровнем психической энергии, расторможенностью, неусидчивостью, недисциплинированностью, склонностью к лидерству, ранним стремлением к самостоятельности. Они достаточно легко могут оказаться в неблагоприятной среде из-за сочетания склонности к риску с излишне эмоциональной реакцией на контроль со стороны родителей, педагогов.

Для подростков, отличающихся повышенной агрессивностью, вплоть до садистских действий, характерен шизоидный тип акцентуации (по тем же данным). Довольно часто среди несовершеннолетних правонарушителей встречается и эпилептоидный тип. Каждая из акцентуаций имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации профилакти- ческой работы.

В последние годы в отечественной литературе выделяется акцентуа- ция по криминогенному типу, под которой понимается “определенный тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудность социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей”[ ].

Что касается мотивационной сферы, то для молодежи характерно большее разнообразие мотивов (так, например, кражи совершаются не только из корысти, но и ипз-за стремления утвердить престиж в группе, озорства, желания оказать содействие товарищам и т. п. ). В большинстве случаев характерен скоротечный, ситуативный мотив. [ ]

Сами подростки выделяют следующие основные мотивы совершения преступлений и правонарушений:

“Собственная глупость”(за которой, как правило, скрывается бездуховность, затянувшееся детство, нежелание задумываться над будущим).

“Плохие друзья” , “стечение обстоятельств”(как стремление снять с себя ответственность за совершенные действия) и т. д. [ ]

Немаловажное значение, по мнению С. А. Беличевой, имеет социально-психологические особенности, которые определяются уровнем социального развития (социализация в различных сферах жизнедеятельности), направленностью личности (ценностные ориентиры, социальные установки, ценностно-нормативные представления) и системой оценок и самооценок [ ].

Таким образом, мы можем говорить о некоторых особенностях лич- ности, которые характеризуют подростка-правонарушителя. А. И. Кучинский выделяет следующие черты группового сознания несовершеннолетних с противоправным поведением: неустойчивость ценностных ориентаций, слабая целевая информиро- ванность, ’размытость’суждений, сужение сферы потребностей и ин-тересов, доминирование локальных потребностей;

нонконформизм в оценке общественных ценностей и стереотип ‘стадных’ потребностей; стремление к расширению ценностей и символов на уровне самодея-тельных групп, команд и элементы конкуренции и борьбы между ними;

стремление к статусному или ‘престижному’ потреблению как основному способу социализации и укрепления своего авторитета; социальная пассивность, инфантилизм и апатия, соседствующие с пси-хической агрессивностью.

Однако, не у всех несовершеннолетних правонарушителей выражена криминогенная направленность и искажены представления о нормах морали и права. Исследования Г. М. Миньковского позволяют выделить следующие типы подростков-правонарушителей в зависимости от степени выраженности у них преступной направленности, которые идентичны классификации Д. И. Фельдштейна:

Несовершеннолетние с преступной направленностью, для которых характерны примитивные низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Часто они выступают организаторами преступ-лений.

Отрицательная направленность личности. Подростки этой категории характеризуются привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склон-ностью к алкоголю. Преступления совершают не в результате активной подготовки, а‘как получится’. Неустойчивая направленность личности. Им свойственна борьба по-ложительных и отрицательных качеств. Преступления они совершают по престижным мотивам или в результате подражаия. Выражают раскаяние в совершенном преступлении. Положительная направленность. Эта категория подростков совер-шает преступление случайно, в результате “детской мотивации” (легко-мысленности или неправильной оценки действий и их последствий).

Исследования эмоциональной сферы несовершеннолетних правона-рушителей, проведенные Т. Н. Курбатовой и Э. Квятковской-Тохович, показали, что для них характерны повышенная тревожность (как правило для воров), агрессивность, своего рода конфликтогенность (для хулиганов)

    [ ].

В зависимости от степени деморализации личности выделяют следующие типы поведения подростков-правонарушителей:

Ёсоциально-нравственно-правовая деформация поведения (кримино-генная). Для подростков этой группы характерно систематическое употребление алкоголя, раннее начало половой жизни и неразборчивость в связях, половину из них составляют второгодники; почти все затевают драки или учавствуют в них; многие из них совершают кражи и грабежи. Большинство из них находится в поле зрения правоохранительных органов;

Ёсоциально-нравственная деформация. Такое поведение противоречит социально-ролевым требованиям (отставание в учебе, второгодничество) и связано с аморальным поведением (половая распущенность, азартные игры, участие в‘дворовых’драках и т. п. ), но они почти не оказываются на учете в ИДН; Ёсоциально-деформированное поведение характеризуется нарушения-ми только требований возрастных социальных ролей (неуспеваемость в школе, конфликты с учителями и родителями, пребывание вне дома в позднее время и т. п. )[ ]. Итак, исследования в этой области показали, что изменения в социаль-но-ролевом статусе, внутренние трудности, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля, характеризующие этот возраст, могут вызывать формирование негативных качеств личности и служить предпосылкой совершения правонарушения. Так же можно гово-рить об особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей, степень проявления которых обуславливает выделение различных типов асоциального поведения.

    * * *

Таким образом, на основе изучения литературных источников мы можем определить понятие “школьная молодежь” как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обучения в школе как ведущей деятельности, возраст которой составляет 14-17 лет.

Под профилактикой правонарушений мы понимаем систему социально-правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, в совокупности с индивидуально-профилактической работой.

Среди факторов, влияющих на формирование противоправного поведения, мы считаем необходимым выделить следующие основные:

    Индивидуальный.
    Психолого-педагогический.
    Социально-психологический.
    Личностный.
    Социальный, социально-экономический.

Считаем нужным также отметить, что существует определенный набор качеств и особенностей личности, характеризующий подростков-правонарушителей. Основными среди них являются неустойчивость цен-ностных ориентаций, психическая агрессивность, социальная пассивность, повышенная тревожность, конфликтогенность и т. д.

Раннее диагностирование этих качеств, выявление причин отклонений в поведении и принятие соответствующих мер будут способствовать повышению эффективности профилактической работы со школьной молодежью.

    ВВЕДЕНИЕ

Проблема совершения правонарушений и преступлений школьной молодежью существовала всегда. Несмотря на предпринимаемые меры, у нас в стране продолжает рости число несовершеннолетних право-нарушителей. С 1998 по 1999 год этот рост составил 2, 4% [ ].

По официальной статистике в 1999 году на учете состояло 14108 подростков, а ограничено в дееспособности–807. Однако, число правонарушений, совершаемых школьной молодежью превышает официальные данные в 10-15 раз. [ ].

Как правило, работа с такими подростками носит запаздывающий характер, т. е. в основном используется карательная педагогика. Известно, что по статистике она неэффективна, т. к. наблюдается большой рецидив совершения правонарушений (около 30%), а 50% находящихся в СПТУ и ВТК молодых людей, по мнению педагогов этих учреждений, могли бы учиться в общеобразовательной школе [ ]. Большое влияние на формирование противоправного поведения у школьной молодежи оказывают социально-экономические, политические и др. изменения в нашем обществе, а также социальное неблагополучие, которое проявилось в распаде семейных связей, росте числа безнад-зорности и бродяжничества, правонарушений и т. д. Они породили ряд проблем, которые нашли отражение в подростково-молодежной среде в виде различных девиаций.

Усиливает проблему совершения правонарушений несовершеннолет-ними и положение системы образования в настоящее время. Общеобразова-тельная школа сегодня не может компенсировать просчеты, допущенные в семейном воспитании в силу разнообразных причин[ ].

Положение дел в Республике Белорусь с точки зрения реальной оцен-ки обеспечения прав и благополучия несовершеннолетних сидетельствует о том, что “ни принятый в 1993году Закон “О правах ребенка” и другие за-конодательные акты, ни комплекс мероприятий(предусмотреный в “На-циональном плане действий по охране прав ребенка на 1995-2000годы”), ни созданная в 1996году Национальная комиссия по правам ребена не обеспе-чили создания условий, которые позволили бы: -обспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тот период жизни, когда он наиболее склонен к совершению проступков, бу-дет благоприятствовать процессу развития личности и получению образо-вания в максимальной степени свободного от возможности совершения преступлений и правонарушений;

-обеспечить ему такую защиту и заботу, которая необходима для его благополучия и избежания социально опасной ситуации”[ ].

Для решения этой проблемы в различное время теоретические и методологические основы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения в подростково-молодежной среде разрабатывали С. А. Беличева, Ю. В. Гербеев, А. И. Кочетов и другие. В педагогических исследованиях О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, И. С. Марьяненко и других решение про-блемы видится в воспитании нравственных отношений школьников. В ра-ботах психологов М. А. Алемаскина, Л. М. Зюбина, Д. И. Фельдштейна охарак-теризованы типы отклоняющегося поведения учащихся, способы его диагностики и коррекции. Исследования юристов Ю. М. Антоняна, К. Е. Игоше-ва, Г. М. Миньковского и других анализируются основные звенья профилак-тики девиантного поведения школьной молодежи с точки зрения совер-шенствования деятельности правоохранительных органов. Особое внимание заслуживают работы в области изучения проблемы “первичной профилактики”, которые проводились В. Т. Кондрашенко, С. Я. Улицким, П. И. Сидоровым, М. А. Пазниковым. Так как данный вид профилактики по мнению многих специалистов является более эффектив-ным и массовым. [ ].

Однако, серьезной проблемой нашего общества, которая не содействует стабилизации и уничтожению подросткового криминала, по мнению специалистов, является отсутствие ювенальной юстиции или специального правосудия в отношении несовершеннолетних и неэффективность работы Инспекции и комиссии по делам несовер-шеннолетних [ ].

Большую проблему составляет также отсутствие у подростков знаний о учреждениях, занимающихся оказанием им помощи.

Таким образом, необходимость решения проблемы профилактичес-кой работы среди школьной молодежи очевидна.

Цель исследования: определить пути организации профилактики правонарушений среди школьной молодежи.

    Объект исследования: школьная молодежь .

Предмет исследования: организация профилактики правонарушений среди молодежи в условиях средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: организация профилактики право-нарушений может быть эффективной если: будут выделены психолого-педагогические и другие особенности данной возрастной группы, влияющие на формирование противоправного поведения; подросткам и юношам будут даны знания, умения и навыки по проблемам их прав и обязанностей;

она будет базироваться на выявлении и устранении причин и условий, способствующих правонарушениям;

будет разработана функциональная модель организации помощи молодежи с отклоняющимся поведением.

    Задачи исследования:

Проанализировать основные факторы и причины, способ-ствующие формированию противоправного поведения у школьной молодежи.

Изучить современное состояние девиации среди школьной молодежи. Разработать функциональную модель организации помощи школьной молодежи с девиантным поведением.

    База исследования: Мачулищанская СШ.
    В исследовании учавствовало 55 респондентов.
    Список литературы:

1. Анапрэенка Я. Р. ,Бяганскi М. М. Фактары, якiя дэтэрмiнуюць супрацьпрау-ныя паводзiны непауналетнiх. //Адукацыя i выхаванне. -2000. -N6. -С. 52-54. 2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. :Редакционно-изда-тельский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993. -199с.

3. Бойко А. А. Социально-педагогические аспекты профилактики асоциаль-ного поведения учащихся. // Адукацыя i выхаванне. -1995. -N10. -С. 39-48. 4. Боссарт А. Аутсайдеры, ’чучела’ и другие. //Семья и школа. -1990. - N4. -С. 26-28. 5. Горшкова Е. А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. //Проблемы личности, профи-лактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семи-нара 28-30июня 1992года под редакцией И. А. Невского. М. 1993. -С. 72-84.

6. Горьковская И. А. Особенности агрессивности у подростков с противо-правным поведением. //Псiхалогiя. -1998. -N3. -С. 3-12.

7. Ермолич С. Я. Ценностно-нормативные знания у подростков как условия повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения. //Социально-педагогическая работа. -1999. -N6. -С. 37-43.

8. Кедярова Р. Н. Психологические причины неуспеваемости и работа шко-лы с педагогически запущенными учащимися. // Социально-педагогическая работа. -1999. -N6. -С. 67-76. 9. Клышевич Н. Ю. Условия эффективности психической адаптации школь-ников в социальной среде. //Гуманистическое формирование личности в со-временных условиях: Сборник статей под редакцией А. В. Торховой. Мн. , 1998. -С. 76-84. 10. Курьянович Ю. Як здзейснiць добрыя намеры? //Настаунiцкая газета. - 2001. -N18. -С. 2. 11. Кучинский А. И. Предупреждение подростковой и молодежной преступ-ности-настоятельное веление времени. //Праблемы выхавання. -1996. -N2. -С. 46-53... 12. Литовченко В. Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема. //Социально-педагогическая работа. -1999. -N1. -С. 2-14. 13. Мицкевич В. В. ,Метлицкий И. Е. К вопросу об источниках формирования девиантного поведения детей и подростков относительно положений Конвенции “О правах ребенка”. //Социально-педагогическая работа. -1999. -N3. -С. 37-45. 14. Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л. А. Регуш СПб. :Союз, 1999. -144с. 15. Несовершеннолетние в РБ: основы правового положения, правовой защи-ты и ответственности: Научно-практические комментарии к законодатель-ству и иным нормативным актам о несовершеннолетних под ред. И. О. Грун-това. Мн. : “Тесей”, 1999. -608с. 16. О необходимости поддержки восстановительного подхода к подростко-вой преступности “Левенская декларация” под редакцией А. А. Дубровской М. :МОО Центр Судебно-правовая реформа, 1999. -25с. 17. Паздников М. А. Факторы, способствующие криминогенному поведению несовершеннолетних. //Праблемы выхавання. -1997. -N9. -С. 12-20. 18. ПархомовичВ. Б. Влияние социометрического статуса в классе на асо-циальное поведение подростка. // Псiхалогiя. -1998. -N3. -С. 13-20.

19. Пряхина М. В. ,Фурманов И. А. и др. Потребность подростков в социаль-но-педагогической и психологической помощи. //Гуманистическое форми-рование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А. В. Торховой. Мн. , 1998. -С. 84-97. 20. Раева В. М. Структурные особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семи-нара 28-30июня 1992года под редакцией И. А. Невского. М. 1993. -С. 85-94.

21Сахарчук В. В. ,Юрова Е. А. Правовые и социально-психологические фак-торы преодоления антисоциального поведения подростков. // Адукацыя i выхаванне. -1999. -N5-6. -С. 48-51.

22. Сенько В. Г. Почему они стали такими? // Социально-педагогическая работа. -1999. - N2. -С. 26-38. 23. Социология молодежи: Учебник под редакцией В. Т. Лисовского. СПб. : Издательство СПб университета, 1996. -458с. 24. Степанов В. Г. Психология трудных подростков: Учебное пособие. -М. : Издательский центр “Академия”, 1996. -320с. 25. Суботина С. Средства, сэкономленные на воспитании детей, потом идут на войну с ними. //Настаунiцкая газета. -2000. -N40. -С. 3.

26. Торхова А. В. Царик И. А. Некоторые аспекты отклоняющегося поведе-ния подростков. //Гуманистическое формирование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А. В. Торховой. Мн. , 1998. -С. 68-76. 27. Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. //Первое сентября. -2000. -N73. -С. 4 28. Шиханцов Г. Г. Социально-психологические причины преступности не-совершеннолетних: Учеб. пособие для студентов. М. :Юридическая литера-тура, 1985. -173с. 29. Як утаймаваць падлеткавую злачыннасць? //Настаунiцкая газета. -2000. - N44. -С. 3.

    Приложение
    АНКЕТА

Уважаемые старшеклассники! Предлагаем Вам ответить на анкету по проблемам профилактики отклоняющегося поведения молодежи. Анкета являетсяанонимной. При ответах на вопросы просим Вас быть искренними и ответственными. Из предложенных вариантов ответов выберите наиболее близкий Вам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

    Укажите свой пол.
    Укажите свой возраст.

Состоите ли Вы на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних или на внутришкольном учете: да, нет.

Что, по-Вашему, включает в себя понятие “ассоциальное” или “отклоняющееся” от нормы поведение_____________________________________________________ Продолжите фразу “Я отрицательно отношусь к

    А) курению З) подростково-молодежному рэкету
    Б) употреблению алкоголя и) воровству

В) употреблению наркотиков к) обману, мошенничеству Г) прогулам в школе л) изнасилованию Д) сквернословию м) проституции Е) мелкому хулиганству н) самоубийству

    Ж) дракам о) уходу из дома (в ночное время)

Продолжите фразу “Я нормально (положительно) отношусь к (варианты ответов как в вопросе 6).

Продолжите фразу “Я не знаю как Я отношусь к (варианты ответов те же)”. Продолжите фразу “Я никогда не участвовал в (варианты ответов те же)”. “Я однажды пробовал (варианты ответа те же)”.

    “Я постоянно принимаю участие в (варианты ответов те же)”.

Если Вы выбрали варинты ответов в 10 и 11 вопросах, то кто предложил Вам впервые поучаствовать в этом:

    А) родители
    Б) брат, сестра
    В) другие родственники
    Г) друзья по школе
    Д) друзья во дворе
    Е) свой вариант ответа

Если Вы выбрали варинты ответов в 10 и 11 вопросах, то знает ли об этом: А) Ваши родители: да, нет.

    Б) Ваши друзья: да, нет.
    Если они знают, то как к этому относятся:
    А) Ваши родители.
    Б) Ваши друзья.

Если Вы выбрали варинты ответов в 10 и 11 вопросах, то что Вас толкнуло на подобные действия: _______________________________________________________

Если бы Вы знали, что за этим не последует никого наказания, то совершили бы Вы какое-либо преступление или правонарушение:

    А) да
    Б) зависит от обстоятельств
    В) нет
    Г) незнаю
    Д) свой вариант.

Какие из перечисленных действий согласно Законодательству наказуемы (варианты ответа см. в вопросе 6 ).

    Много ли у Вас свободного времени:
    А) все время, кроме занятий в школе
    Б) 2-4 часа в день
    В) нет свободного времени
    Г) другой вариант.
    С кем Вы предпочитатете его проводить:
    А) со школьными друзьями
    Б) с друзьями во дворе
    В) с братьями, сестрами
    Г) с родителями
    Д) в одиночестве
    Е) другой варинт.
    Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время:
    А) посещаю кружки, секции
    Б) занимаюсь спортом
    В) читаю книги
    Г) смотрю телевизор
    Д) хожу в театр, кино, музеи и т. д.
    Е) провожу время на улице
    Ж) другой вариант

Чем бы Вы хотели заниматься в свободное время (варианты см. в вопросе 20) Что Вам мешает использовать Ваше время так, как Вам нравится: А) родители не разрешают

    Б) на это нет средств
    В) не хватает времени
    Г) другой вариант
    Если у Вас возникнут проблемы куда Вы обратитесь:
    А) к родителям
    Б) к братьям, сестрам
    В) другим родственникам
    Г) к учителю
    Д) друзьям
    Е) к специалисту
    Ж) определенное учреждение
    З) свой вариант

Знаете ли Вы о существовании учреждений, которые оказывают помощь в решении проблем: да, нет.

    Какие из этих учреждений есть в Вашем районе (перечислите).
    Приложение
    СТРУКТУРА МОЛОДЕЖНОГО ЦЕНТРА.



      ©2010