Роль высшего образования в воспроизводстве рабочей силы - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Содержание: Введение.
Образование, как составная часть воспроизводства рабочей силы. Образование и производство.
Образование и сфера услуг. Экономическая эффективность образования. Рынок труда. Влияние образования на качество и стоимость товара. Спрос и предложение на рынке рабочей силы. Оплата труда . Вопросы занятости . Заключение. Введение.
Современная научно-техническая революция существенно изменила материально-технические условия производства и жизни, но не менее важным следствием научно-технического прогресса стало коренное изменение структуры, содержания и характера запаса знаний, навыков, опыта рабочей силы. В условиях усложнения производства расширения потока научно-технической информации, которая должна осваиваться в процессах массового производства продукции произошел перелом в значении образования для развития производства. Пока промышленность удовлетворяла свои потребности в рабочей силе за счет неквалифицированных рабочих, система образования была довольно слабо связана с производством. В XIX веке, например, подготовка немногочисленных инженеров, техников, квалифицированных рабочих по большей части не была общественно организована. Подготовка рабочей силы шла в самом процессе производства, а наука чаще всего была делом отдельных ученных и оказывала еще сравнительно слабое воздействие на развитие общественного производства. Образование по содержанию носило в основном общекультурный характер. Но положение в корне изменилось, когда дальнейшее развитие производства оказалось невозможным без массового использования высококвалифицированной рабочей силы, т. е. образование работников стало таким же необходимым условием хода производства, как и наличие самих орудий труда. Сегодня уровень и качество образования оказывают непосредственное воздействие на экономическое развитие любой страны. Образование как составная часть воспроизводства рабочей силы. "Под рабочей силой, или способностью к труду мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости "- такое определение понятия "рабочая сила" дал К. Маркс. Рабочая сила, представляя собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и воспроизводство означает прежде всего воспроизводство самого человека, сохранение его нормальной жизнедеятельности. К. Маркс отмечал: "Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума. Производство рабочей силы предполагает, следовательно, существование последнего. Раз существование индивидуума дано, производство рабочей силы состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни. В воспроизводстве рабочей силы, кроме необходимости поддержания, непрерывного возобновления и совершенствования способности к труду, обязательны постоянное приобретение и развитие работниками знаний и умений. Таким образом образование - важная составная часть воспроизводства рабочей силы. К. Маркс подчеркивал участие образования в воспроизводстве рабочей силы: "Покупка же таких услуг, которые выражаются в обучении рабочей силы, которые сохраняют ее, видоизменяют и т. д. , словом, дают ей специальность или же только служат ее сохранению.... например, услуг школьного учителя.... - все это есть покупка таких услуг, которые дают взамен себя "пригодный для продажи товар и т. д. ", а именно самое рабочую силу, в издержки производства или воспроизводства которой эти услуги входят". В качестве главного источника воспроизводства рабочей силы примерно 3/4 от общей суммы реальных доходов семьи трудящихся - служит индивидуальная оплата работника по результатам его трудового вклада, а общественные фонды потребления составляют около 1/4. Повышение уровня образования, приобретение новой специальности, смежных профессий способствует росту трудоотдачи и доходов индивидуальной рабочей силы, получаемых по ее трудовому вкладу. Воспроизводство рабочей силы в процессе воспроизводства общественного продукта происходит непрерывно, также как непрерывно и само производство. К. Маркс подчеркивал, что благодаря производству индивид "становится actu ( на деле ) осуществляющей себя рабочей силой, рабочим, между тем как раньше он был таковым лишь potencia ( потенциально )". Рабочая сила как субъективная основа человеческого фактора производства проявляется в трудовой деятельности, причем именно рабочая сила является главным элементом производительных сил, т. к. средства производства сами по себе, вне человеческого труда, ничего произвести не могут. Под воздействием научно-технического прогресса повышаются требования к уровню интеллектуального развития рабочей силы, к уровню ее образования. Новые средства труда по своим качествам должны превосходить заменяемые ими старые средства труда, а в создании новых, более совершенных , огромную роль играет наука и непрерывно связанное с ней образование. Кроме того, применение новой техники требует от людей, занятых в производстве, более высокой квалификации, которая обеспечивается специальным и высшим образованием. Взаимосвязь производства и образования будет рассмотрена в следующей главе.
Образование и производство.
Развитие производства предъявляет свои требования к образованию рабочей силы. Эти требования складываются в зависимости от технического и организационного уровня производства, его масштабов и сложности, быстроты и характера изменений, происходящих в нем в результате научно-технического прогресса. Основным фактором, определяющим воздействие производства на уровень образования рабочей силы, является изменение технической и организационной базы материального производства, т. к. развитие именно этой основы предопределяет изменения в составе и функциях работников производства, вплоть до появления новых профессий, специальностей, новых услуг. Современное производство предъявляет все большие требования не только к техническому оснащению работников, но и к "вооружению" их необходимыми знаниями, к увеличению общего фонда образования страны. Понятие "фонд образования" по своему экономическому содержанию вполне сопоставимо с основными производственными фондами . Подобно тому, как средства, вложенные в производство, овеществляются в оборудовании, зданиях, общественные издержки фактора труда "материализуются" в квалификационном уровне совокупной рабочей силы, действуют в процессе производства в течение длительного времени и в действительности играют не менее важную роль, чем капиталовложения в новую технику и в другие элементы основных производственных фондов. К. Маркс считал, что образование индивидуума с точки зрения непосредственного процесса производства можно рассматривать как "производство основного капитала", который, однако, существует в самом живом труде. В этом состоит его специфика. Накопленные издержки общества на обучение, повышение квалификации и переподготовку совокупной рабочей силы или населения той или иной страны составляют фонд образования, а формирование этого фонда - неотъемлемая и необходимая часть общественного воспроизводства. В условиях научно-технического прогресса три основные элемента производственного процесса: труд, средства труда и предметы труда претерпевают качественные изменения, отражающиеся не только в возникновении новых методов производства и качественно новых материалов, но и в быстро растущих требованиях к качеству рабочей силы, которая является главнымным фактором производственного процесса. Рост наукоемкости производства приводит к повышению его "интеллектуализации", к повышению сложности труда. Эта тенденция выражается не только в увеличении удельного веса ученых, конструкторов и разработчиков в промышленном персонале, но и в существенных изменениях функций части рабочих, инженерно-технического персонала и служащих. В ходе отладки и освоения нового оборудования, новых технологических процессов от рабочих, техников и инженеров требуются такие качества, как восприимчивость к новому, повышенный уровень аналитических способностей, широта технического кругозора. Все эти качества развивает любое образование, тем более высшее. На протяжении всего XX века шел рост численности инженерно-технических и научных работников. Например, в США численность инженеров за 1900-1960 гг. увеличилась в 22, 6 раза, научных работников - почти в 73 раза Данные, приведенные в Таблице 1, свидетельствуют о росте численности инженерно-технических и научных работников в США в период с 1950 по 1960 годы (таблица на стр. 9). Повышение удельного веса высокообразованных кадров является необходимой предпосылкой для ускоренного развития процессов технического перевооружения производства и переориентации его на выпуск новейших видов продукции, воплощающих последние достижения науки и техники. Для реализации продукции современного производства нужен достаточно развитый и подготовленный потребитель. Образование участвует в подготовке такого потребителя, в формировании потребностей населения и тем самым обусловливает возможность постоянного расширения рынка, выступает как стимулятор развития и качественного совершенствования производства. ТАБЛИЦА 1 Увеличение числа специалистов различных профессий в США с 1950 по 1960г. , тыс. ------------------------------------------------------------ I 1950г. I 1960г. I Увеличение, % Научные работники (естественные науки) 116, 9 149, 3 27, 7 математики 1, 7 7, 5 345, 1
физики 7, 4 13, 9 87, 7 химики 74, 6 83, 4 11, 8 Инженеры 526, 2 860, 9 63, 6 механики 112, 4 158, 2 40, 7 металлурги 12, 3 18, 5 49, 5 химики 32, 5 41, 0 26, 1 электроники 105, 9 183, 9 73, 7 авиаинженеры 17, 6 51, 7 192, 9 строители 124, 2 155, 2 24, 9 инженеры по экономике и организации производства 40, 3 97, 5 142, 0
------------------------------------------------------------ Итак, производство и образование - две стороны единого процесса воспроизводства квалифицированных кадров, и, кроме этого, фактор образования играет в научно-техническом развитии активную роль, стимулируя и ускоряя его.
. Образование и сфера услуг.
В жизни общества важно не только производство материальных благ, значительную роль играет и непроизводственная сфера, так называемая "сфера услуг". Изменение характера труда резко увеличивает долю затрат психических, умственных усилий и снижает долю затрат физических сил, а следовательно, потребление духовных услуг в принципе становится таким же необходимым для воспроизводства рабочей силы, как и питание. Понятно, что прекращение "духовного производства" будет столь же губительным для общества, как и прекращение вещевого, поскольку услуги так же необходимы сами по себе, как и для производства материальных благ. Часть сферы услуг тесно связана со сферой материального производства и участвует в создании новой стоимости, другая - не имеет отношения к производству и существует за счет перераспределения стоимости. К первой относятся услуги материально- вещественного характера, а также услуги в области деятельности, без которых невозможно развитие современного производства: наука, образование, здравоохранение. Ко второй относятся государственный аппарат, “индустрия развлечений", торговля, сфера быта. В таблице 2 приведен удельный вес специалистов, работающих в сфере услуг, по отношению ко всему экономически активному населению некоторых стран мира (данные на 1970г. ).
. ТАБЛИЦА 2
Страна Число специалистов в сфере услуг, тыс. чел. ----------------------------------------------------------
США 5030, 4 Япония 1803, 6 Англия 1363, 7 Франция 1159, 9 Голландия 293, 0 Мексика 280, 6 Пакистан 396, 0 ----------------------------------------------------------
Во многих областях сферы услуг работают специалисты с высшим образованием. Конечно, встречаются "самородки", т. е. люди талантливые по природе своей, для которых высшее образование может служить только дополнением, своеобразной "шлифовкой" их таланта. Например, есть лекари "от Бога", т. е. человек может и не иметь высшего медицинского образования, но помогать больным результативнее, чем иной дипломированный специалист. И все-таки, такие случаи единичны, а в основном все мы доверяем больше врачам, имеющим высшее образование (а еще лучше какую-нибудь ученую степень ). Аналогичная ситуация и в области педагогики. Преподаватель с высшим образованием, конечно, предпочтительнее и любому учебному учреждению, и родителям ( если иметь в виду личные интересы ). Ну, а наука тем более требует высокообразованных специалистов с широким кругозором ( который, в свою очередь обеспечивается уровнем образования ). Эти требования вытекают из самого характера научных исследований и из растущего оснащения их современной техникой. В одном из обзоров ЮНЕСКО отмечается, что "наука и технология развиваются настолько быстро, что техника, используемая в фундаментальных и прикладных исследованиях, подвержена резким изменениям не в меньшей степени, чем производство. Поэтому хорошо приспособляющийся к этим изменениям персонал ( т. е. персонал образованный ) представляет собой ценнейшую гарантию ритмичной и непрерывной работы. " ^ Под влиянием научно-технической революции производство все более превращается в сферу деятельности, требующую огромных затрат интеллектуальных, психических усилий. Это обусловливает повышение роли потребления духовных услуг в воспроизводстве рабочей силы. Следовательно, непроизводственная сфера помимо своего социального, культурного значения приобретает большую производственную важность и как рычаг развития производства, и как фактор воспроизводства рабочей силы.
Экономическая эффективность образования.
Проблема оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в процессе экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так называемая концепция "человеческого капитала", авторы которой ( среди них известный американский ученый Т. Шульц ), считают, что расходы на процесс обучения -это "капиталовложение в человека", а накопление знаний и умений - это процесс накопления "человеческого капитала". В этом случае система образования рассматривается как "отрасль промышленности", которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что "способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно использован в производстве". Инвестиционный характер затрат на образование заключается в том, люди удерживают часть средств из своего бюджета и затрачивают их на образование, дающее им возможность зарабатывать больше в будущем, т. е. это значит, что они производят капиталовложения в самих себя. И, действительно, в жизни в связи с непрерывно-увеличивающимся спросом на специалистов высшей квалификации и все более высокой ценностью их труда, которая выражается в росте их доходов, многие родители считают затраты на получение их детьми высшего образования наиболее эффективной формой инвестиций. Еще один метод оценки экономической эффективности образования связан с именем другого американского ученого Э. Дени-сона. Этотученыйколичественносоотнесвоздействиеразличныфакторовэкономического роста на рост реального национального дохода. Его оценки приведены в таблице 3. ТАБЛИЦА 3 Факторы, влияющие на рост реального национального дохода США, 1929 - 1982 гг. --------------------------------------------------------------- Факторы роста Вес каждого фактора (%) --------------------------------------------------------------- (1) Увеличение трудозатрат 32 (2) Повышение производительности труда 68 (3) Технический прогресс 28 (4) Затраты капитала 19 (5) Образование и профподготовка 14
(6) Экономия, обусловленная масштабами производства 9 (7) Улучшение распределения ресурсов 8 (8) Законодательно-институциональные и другие факторы 9 100
По оценкам Денисона улучшение качества рабочей силы определило 14% прироста реального национального дохода в США, а поскольку самым простым показателем качества рабочей силы является уровень образования, то само образование - это один из источников экономического роста любого общества. Этим же ученым была рассмотрена зависимость между уровнем образования и доходами экономически активного населения. Э. Денисон предположил, что разница между средними доходами лиц одного возраста на 3/5 определяется уровнем образования, а остальное за счет личных способностей и других обстоятельств. Я согласен с такой оценкой значения уровня образования, т. е. , действительно, в практической жизни многих людей хорошее образование дает возможность устроиться на высокооплачиваемое место работы, тем самым создавая свой основной доход. А личные способности ( такие как качество ума, быстрота восприятия нового, трудолюбие ) и жизненные обстоятельства, в которые попадает конкретный человек ( например, неожиданное предложение о дополнительной работе ) дают возможность увеличить личный доход, т. е. служат дополнением в создании этого дохода. Экономическое развитие прямо зависит от эффективности расширения системы образования, т. к. именно она поставляет необходимые для научных исследований кадры и научно-технический персонал, т. е. уровень образования рабочей силы является одним из наиболее важных факторов экономического и научно-технического развития. Экономическую функцию образования можно охарактеризовать как подготовку молодежи к будущей профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе с определенным уровнем квалификации, а экономическая эффективность образования определяется в зависимости от степени покрытия этого спроса, а также средств, затраченных на эти цели.
Рынок труда. Стоимость товара "рабочая сила".
Наличие свободного рынка труда, благодаря которому каждый человек имеет возможность продавать свою рабочую силу, распоряжаясь ею по своему усмотрению, является определяющей особенностью рыночной экономики, т. к. труд - самый активный фактор любой экономики. В условиях рыночной экономики, в отличие от государственно-административной, не затушевывается тот факт, что в оплачиваемом труде реализуется акт _купли-продажи рабочей силы как товара . , т. е. не скрывается то, что основным мотивом труда является интерес возместить затраченные усилия денежной выплатой, получаемой за них. Позволяя работнику свободно предлагать свою рабочую силу по цене добровольного соглашения с трудонанимателем, рынок дает ему возможность потребовать полную плату за талант, способности, образование, квалификацию, трудолюбие, трудовое умение. На рынке труда рабочая сила выступает в роли товара, а значит она обладает двумя, присущими любому товару, свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость товара "рабочая сила", как и всякого другого товара определяется рабочим временем, необходимым для его производства и воспроизводства. Чтоозначаетпроизводство и воспроизводство товара "рабочая сила" ? Рабочая сила, представляя собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и воспроизводство означает прежде всего воспроизводство самого человека, сохранение его нормальной жизнедеятельности. Жизненные средства, необходимые для удовлетворения потребностей рабочего, имеют определенную стоимость. На объем и структуру естественных потребностей оказывают влияние климатические и другие природные условия той или иной страны ( например, у рабочих Швеции и Италии потребности в топливе, теплой одежде и т. п. различны ). Необходимые для воспроизводства рабочей силы жизненные средства не ограничиваются только средствами, удовлетворяющими естественные потребности человека в пище, одежде, жилище, топливе и т. п. К ним относятся также средства, удовлетворяющие духовные запросы рабочего ( потребности в газетах, радио, телевидении, театрах, кино и т. п. ). Расходы на удовлетворение этих духовных запросов также входят в стоимость рабочей силы. Объем и структура жизненных потребностей, а также способы их удовлетворения зависят от экономического и культурного уровня развития данной страны. " В противоположность другим товарам, - писал К. Маркс, - определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент. Однако для определенной страны и для определенного периода объем и состав необходимых для рабочего жизненных средств в среднем есть величина данная. " ^ На рынке труда требуется постоянное замещение рабочих сил, исчезающих с рынка вследствие изнашивания организма и смерти людей. Поэтому в стоимость жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, включается и стоимость средств существования семей трудящихся. Кроме перечисленного выше, надо учитывать, что человек должен обладать опытом, знаниями в той или иной отрасли труда. Расходы на приобретение им этих навыков и знаний, т. е. на образование, обучение, входят в стоимость рабочей силы. Итак, стоимость товара "рабочая сила" слагается из ряда элементов: средств, необходимых для восстановления работоспособности самого трудящегося; средств, необходимых для содержания семьи трудящегося; средств на социально-культурное развитие трудящегося и средств на его образование. В отличие от других товаров рабочая сила в процессе ее потребления создает стоимость, и притом стоимость большую, чем она сама имеет. Избыток стоимости, созданной трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы, составляет прибавочную стоимость. В способности создавать прибавочную стоимость и заключается потребительная стоимость рабочей силы как товара. Можно сказать, что рынок труда - это подлинный ценитель рабочей силы, формирующий, выявляющий истинную цену труда, значит, и цену работника. Рынок побуждает человека повышать качество труда, совершенствовать себя как носителя рабочей силы, чтобы иметь основания дороже продать свой товар ( рабочую силу ) нанимателю, чтобы уверенно чувствовать себя в борьбе с конкурентами, чтобы меньше опасаться попасть в число безработных. Существует зависимость между уровнем образования и качеством, а значит, и стоимостью товара "рабочая сила".
Влияние образования на качество и стоимость товара.
С развитием производства, прогресса повышается умение, опыт работника. Возрастают потребности людей. Потребности людей являются не только врожденными, данными от природы. Они - продукт общественного развития. Каждому этапу развития производства соответствует свое общественно нормальное качество рабочей силы. Низшую, или минимальную, границу стоимости рабочей силы образует стоимость жизненных средств, физически необходимых для существования работника и поддержания его способности к труду. Существует несколько факторов, влияющих на повышение стоимости рабочей силы: рост квалификации работника; рост объема и изменение структуры потребностей работника и его семьи ( появление новых товаров и услуг ); увеличение интенсивности труда ( т. к. при повышенной интенсивности работник расходует больше энергии и нуждается, следовательно, в большем количестве средств существования ). Одним из существенных факторов повышения стоимости рабочей силы является увеличение затрат на рост квалификации рабочей силы, а между стоимостью воспроизводства рабочей силы и стоимостью вновь создаваемого ею продукта существует закономерная количественная зависимость: чем выше квалификация рабочей силы ( причем, в понятие квалификации включается не только специальная подготовка, но и общий уровень интеллектуального развития и уровень образования ), тем сложнее труд , в котором она проявляется, тем больше стоимость, создаваемая ею в единицу времени. " Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которой стоит большего рабочего времени и которая имеет поэтому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она зато в более высоком труде и овеществляется поэтому за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях. " ^В условиях, когда всякое качественное изменение спроса на рынке труда приводит к обесцениванию рабочей силы некоторых категорий наемного труда, возникает объективная необходимость в более высоком уровне образования, обеспечивающим всестороннюю подвижность, перемену труда, движение функции рабочей силы. Немаловажное влияние на качество рабочей силы оказывает качество образования, которое зависит от уровня развития самой системы образования ( внедрение новых методов преподавания, новых предметов и т. п. ) и от личного отношения к учебе самого учащегося ( например, сейчас многие компании предлагают своим сотрудникам как профессиональное, так и общеэкономическое обучение, дающее представление как работает рыночная экономика. Но есть люди, которые относятся к таким занятиям так, как раньше многие относились к политзанятиям, к курсам повышения квалификации, т. е. посещают их для "галочки", и, конечно, в этом случае качество их образования не улучшается ). Наличие диплома о высшем образовании еще не говорит о высоком качестве рабочей силы, но, все-таки, уровень образования определяет ее качество таким образом, что соответствующие определенной специальности трудовые операции выполняются на более интеллектуальном и эстетическом уровне. Итак, стоимость рабочей силы обусловлена каким-то определенным стандартом образования, необходимым для ее нормального функционирования, причем в условиях научно-технического прогресса этот стандарт возрастает. Чем выше уровень и качество образования, тем выше качество и стоимость рабочей силы.
Спрос и предложение на рынке рабочей силы.
В условиях ускорения научно-технического прогресса возрастает потребность в специалистах с высшим образованием, поэтому наблюдается рост численности студентов вузов. В качестве оценки спроса на образование можно использовать показатели охвата молодежи высшими формами образования. Эти показатели растут, и объясняется это прежде всего экономическими причинами - общим повышением уровня требований к квалификации работников и сокращением возможностей получения работы для лиц с низким образованием. Удельный вес студентов университетов и других вузов от общего числа молодежи соответствующей возрастной группы капиталистических стран в 1956-1973 гг. составил ( в % ):
ТАБЛИЦА 4 1956г. 1966г. 1973г. США 18, 7 26, 6 35, 5 Канада 6, 8 16, 2 35, 4 Франция 4, 1 8, 8 16, 7 Италия 3, 8 8, 7 20, 3 Англия 3, 5 5, 1 15, 6 Дания 3, 3 6, 4 25, 5 Австрия 3, 0 6, 4 15, 1 Голландия 2, 3 5, 9 21, 0
Соотношение спроса и предложения на высокообразованную рабочую силу меняется. Интересный факт: по данным агентства"Контакт" фирмы по подбору персонала ( а таких рекрутерскихфирм в Москве насчитывается порядка 150, многие из которых выполняют заказы по подбору высокообразованных специалистов, поступающие из разных регионов России ) могут выполнить только 40% заказов , т. к. спрос на специалистов высокого уровня опережает предложение. Поскольку существует рынок рабочей силы одним из главных факторов престижности профессии является экономический фактор: относительная величина заработной платы, возможность трудоустройства и продвижения по социальной лестнице. Здесь имеет место своего рода обратная связь: стихийная реакция молодежи на возникающие диспропорции на рынке высококвалифицированной рабочей силы. В случае, когда спрос на специалистов с высшим образованием или на определенные профессии, требующие высшего образования, превышает предложение, заработная плата этой категории лиц растет более быстрыми темпами, чем средний уровень заработанной платы по стране. Результатом является усиленный наплыв студентов в вузы на соответствующие факультеты. В случае, когда спрос на специалистов отстает от увеличения предложения на рынке высококвалифицированной рабочей силы, уровень заработанной платы специалистов отстает в своей динамике от уровня средней заработанной платы по стране, выпускники не могут найти работу по специальности, и численность абитуриентов вузов начинает сокращаться. Здесь особо следует обратить внимание на положение в области спроса на инженеров и их подготовке. Происходит сокращение подготовки инженеров, которое вызвано падением популярности профессии инженера среди молодежи и уменьшением числа абитуриентов, поступающих на инженерные факультеты. Структура высшего образования отражает отраслевую структуру народного хозяйства и состав рабочей силы по видам занятий. В настоящее время сложилось преобладание по занятости отраслей сферы услуг над отраслями, производящими материальную продукцию, персонала в "белых воротничках" ( к ним относятся инженеры, техники, ученые, административно-управленческий персонал, а также конторские и торговые служащие ). В США, например, в 1991 году "белые воротнички" составили 56% ^ всей занятой рабочей силы. Пользуются спросом банковские работники, секретари-референты, юристы, менеджеры. Мощное внедрение компьютеризации в нашу жизнь привело к тому, что информационные технологии сегодня во многих областях заменили человека. Компьютеры взяли на себя контроль за качеством, координацию, дизайн, расчет времени. В связи с этим рынок рабочей силы в настоящее время очень насыщен и в преимущественном положении окажутся люди с хорошим образованием. Сейчас в борьбу за рабочие места вовлечены трудовые ресурсы всего мира, и понятно, что победят в этой борьбе лишь самые образованные и трудолюбивые. Осознавая это, многие крупные корпорации, фирмы рассматривают человеческие ресурсы как ключ к своей эффективности. В современных условиях, т. е. в условиях значительного научно-технического прогресса, требуется постоянный рост уровня образования кадров и обновление их знаний, т. е. требуется продолжение их обучения. Обучаемость - одна из главных черт нормального человека, поэтому одной из задач кадровой службы любой фирмы является обеспечение процесса обучения. Фирмы стали создавать собственные учебные центры, колледжи, академии, а также тратить значительные средства на оплату обучения своих работников на различных курсах при вузах, на приглашение преподавателей для занятий по повышению квалификации, т. к. образованный работник становится безусловной ценностью организации. Сейчас обычным делом, особенно для банков, является заключение договоров с вузами о сотрудничестве, по которым компания (банки ) проводят углубленное тестирование студентов, причем не только выпускников, но и учащихся третьих и четвертых курсов с целью подбора кандидатов для формирования штатного пополнения и резерва. Кандидатам из резерва дается возможность в течение двух летних месяцев, когда большая часть персонала уходит в отпуск, стажироваться, т. е. по-настоящему работать вместо отсутствующих специалистов. По окончании стажировки и по ее результатам происходит зачисление выпускников в штат или, если речь шла о студентах третьего и четвертого курсов, - внештатными сотрудниками. Один из сегментов рынка труда России образуют иностранные или с участием иностранного капитала предприятия, имеющие российских сотрудников. В нынешних условиях растущей безработицы эти люди оказываются в выигрышном положении: иностранные фирмы, как правило, гораздо стабильнее отечественных. Но при этом они попадают в совершенно новые условия труда, т. к. часто бывает, что образование не является гарантом того, что человек обладает знаниями и навыками, необходимыми для работы или может их быстро обрести в процессе обучения. А для руководства иностранной фирмы обычно неважны культурные интересы работника, его образованность в широком смысле этого слова, его в большей степени интересуют деловые качества сотрудника. Сейчас все больше компаний применяют при приеме на работу тестирование, что очень распространено на Западе ( например, в США ). Этот подход к подбору персонала схож с поступлением в вузы - в вузы мы тоже поступаем по результатам вступительных экзаменов. Интересны результаты тестирования: результаты представителей рабочих специальностей соответствуют западным стандартам, тогда как российские руководящие сотрудники показывают результаты заметно ниже, чем их иностранные коллеги. Итак, уровень экономического развития и темпы изменения этого уровня являются главными факторами, определяющими занятость специалистов, а стандарт образования, необходимый для того, чтобы оставаться в рядах действующей рабочей силы, возрастает.
Оплата труда. Сколько стоит труд в России ?
Вопросы оплаты труда занимают особое место в регулировании труда и в трудовых отношениях. Оплата труда рассматривается многими экономистами как основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий, т. е. больше и лучше работаешь - больше платят, а если больше платят, то работаешь еще больше и лучше. На практике это, правда, реализовать очень непросто. При наличии свободного рынка труда и рабочей силы проблема установления заработанной платы становится проблемой определения рыночной цены рабочей силы. В этих условиях на уровень оплаты существенное воздействие начинают оказывать спрос на рабочую силу и ее предложение. В рыночной экономике ведущее место занимает контрактная, договорная форма оплаты труда. Рабочая сила продается в кредит, т. е. оплата стоимости рабочей силы происходит по истечении определенного срока с момента ее покупки ( например, через неделю, месяц и т. д. ). Конечно, цена рабочей силы складывается не только под влиянием спроса и предложения, но и ряда других факторов. На нее могут влиять: профессия, образование, пол, возраст, условия труда, региональные факторы, установившиеся правила и нормы ( в частности, величина заработанной платы работника складывается под воздействием тарифов ). В условиях рыночной экономики высоко ценятся образование и профессионализм работника, сложный труд оплачивается выше простого. В рыночной экономике стимулом служит собственно зарплата, а не ее повышение, т. к. уровень оплаты труда достаточно велик, чтобы заинтересовать работника в активном труде и существует угроза лишиться этих денег. К тому же в условиях рынка люди понимают, что доход и прибыль предприятия зависят в первую очередь от их трудовых усилий, а их зарплата - от этого дохода. Сколько стоит труд в России ? В нашей стране сложилась такая психология работника: он считает повышение оплаты труда приведением ее в соответствие со своими потребностями, с ценами на товары и услуги, а не стимулом роста эффективности труда. Зарплата воспринимается как временный стимул, нуждающийся в непрерывном возобновлении. И поскольку снижение заработанной платы как экономическое наказание за плохой труд у нас на практике применяется редко, то увеличение оплаты труда практически не приводит к повышению качества и эффективности работы. Переход России к рыночной экономике постепенно должен изменить это положение дел. В Москве разброс по должностным окладам в разных компаниях, учреждениях очень большой. Например, зарплата выпускника вуза, знающего иностранный язык, с опытом работы более одного года, работающего на административной должности в иност ранной фирме ( а их в Москве довольно много ), составляет приблизительно 12000 долларов в год. В таблице 5 сведен некоторые данные агентства "Анкор" по заработанной плате...
ТАБЛИЦА 5 Зарплаты российских сотрудников, работающих в иностранных компаниях, долл. /месяц ----------------------------------------------------------
Должность I май, 1995г. I январь, 1996г. ----------------------------------------------------------
Финансовый директор 2250 3500 Менеджер по продажам 1000 1500 Менеджер по Public Relation 950 1250 Секретарь со знанием иностранного языка 545 750 ----------------------------------------------------------
Зарплаты достаточно высокие, при этом надо учитывать, что, кроме зарплаты существует определенный обязательный набор расходов компании на сотрудников. В него входят отчисления в фонды медицинского, социального, пенсионного страхования и фонд занятости. Еще компания может предложить в компенсационном пакете обеспечение сотрудников обедами, прикрепление к определенной поликлинике ( помимо отчислений в фонд медицинского страхования ), предоставление транспорта для поездок по работе. Понятно поэтому, что любой компании выгоден только тот сотрудник, который обладает знаниями, опытом, умением и этим может принести ей прибыль, т. е. интересен именно высокообразованный специалист. Специалисты высокого класса ( а к ним сейчас прежде всего относятся люди с высшим образованием, навыками работы на персональном компьютере ) имеют возможность зарабатывать приличные деньги. Например, средний доход нотариуса от 5000 до 8000 долларов ежемесячно, т. е. профессия нотариуса - одна из самых прибыльных, а в таблице 6 приведены данные о зарплате по некоторым специальностям, наиболее высокооплачиваемым в настоящее время ( другое дело, что устроиться на рабочие места с таким уровнем заработанной платы совсем непросто, даже имея нужное образование ).
ТАБЛИЦА 6 Уровень заработанной платы на рынке труда г. Москвы по состоянию на 20. 02. 1996г. ----------------------------------------------------------
Профессия Профессиональные навыки Зарплата, руб. ----------------------------------------------------------
Бухгалтер Высш. обр. ,ПК 1500000 Гл. бухгалтер Высш. обр. ,ПК, валютные операции 5000000 Гл. бухгалтер Высш. обр. ,ПК, валютные операции, знание западной системы бух. уче та(GAAP), англ. яз. своб. 12000000. Директор по Высш. обр. ,ПК, опыт работы в страхованию страховой компании от 3000000
Менеджер по Высш. обр. ,ПК, опыт работы в 2500000 страхованию области страхования 10000000 Менеджер по Высш. обр. ,ПК, маркетинговые 5000000 маркетингу исследования, англ. яз. своб. Хотя пока зарплаты в иностранных компаниях остаются конкурентоспособными и привлекательными, ситуация меняется. Уже появились российские фирмы, которые могут позволить себе не только платить своим российским сотрудникам очень приличные деньги ( подтверждением служит таблица 6 ), но и привлекать западных специалистов. Так что, вероятно, рынок труда ожидает новый виток конкуренции за высокопрофессиональных специалистов.
Вопросы занятости. Безработица.
Под занятостью населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Причем, в условиях рыночной экономики речь идет об обеспечении желаемой занятости и свободного выбора формы и вида деятельности, т. е. общество должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней. Но, конечно, от законов до реальной жизни - дистанция большая. Наряду с личным волеизлиянием людей ( кстати, часто бывает несоответствие запросов работников их личным трудовым качествам ), имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Поэтому можно говорить не о полной занятости в смысле "всеобщей", "поголовной", а о полной занятости как доступной: каждый изъявляющий желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Проблема занятости населения очень актуальна для всего мира. Директор департамента занятости МОТ ( Международная организация труда ) Вернер Зенгенбергер считает, что сейчас проблема занятости стала наднациональной, схожей по значимости с проблемами наркотиков и организованной преступности. В России в настоящее время создана государственная служба занятости, призванная помогать людям найти свое место на рынке труда. Недавно в Москве проходила конференция по вопросам политики занятости, на которой были разработаны рекомендации по борьбе с безработицей в нашей стране. Существует два явления: безработица людей и "безработица" рабочих мест, т. е. наряду с людьми, не имеющими работы имеются незанятые рабочие места. А безработным по положению МОТ считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. В России в настоящее время количество безработных людей намного превышает количество не соответствующих их запросам рабочих мест, т. е. предложение рабочей силы превышает спрос на нее. Общая численность безработных в РФ составляет 5, 9 млн. человек, в том числе зарегистрированных безработных 2, 3 млн. человек ^. У меня нет статистических данных о том, какой процент от этого числа составляют безработные именно с высшим образованием, но известно, что в России сегодня преобладает "беловоротничковая" безработица. Большую часть безработных ( 70% ) составляют женщины, а также служащие, в том числе и с высшим образованием. Понятно, что рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании со стороны государства. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить следующие: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.
. Заключение.
Накопленные материальные и духовные ценности - результаты развития науки, культуры, производственный аппарат - сами по себе пассивны и могут быть использованы для производства и удовлетворения потребностей людей только в той мере, в какой изучены, освоены людьми. Роль образования состоит в том, чтобы постоянно создавать и совершенствовать активный фонд знаний и повышать его эффективность. С узко экономической точки зрения функция образования состоит в формировании человека как участника производства и как потребителя разнообразной и сложной его продукции. Подготовка кадров является таким же важным фактором научно-технического прогресса, как и техническая оснащенность предприятий, научная организация труда, экономические стимулы. Причем, для экономики любой страны огромное значение имеет подготовка специалистов с высшим образованием. Но роль образования не ограничивается только обеспечением рабочей силы профессиональными знаниями и навыками. Формируя потребности населения, образование тем самым обусловливает возможность постоянного расширения рынка, а значит стимулирует развитие и качественное совершенствование производства. В ходе развития производства и научно-технического прогресса произошли расширение и определенная перегруппировка потребностей, удовлетворение которых представляет собой содержание воспроизводства рабочей силы. Потребности в образовании, сформировавшиеся на экономическом фундаменте изменений в общественном производстве, породили сложную цепь социальных, культурных изменений в условиях жизни и в облике всех трудящихся. Потребности в образовании стали в процессе воспроизводства рабочей силы в один ряд с потребностями в пище, одежде и т. д. К. Маркс отмечал, что возросший уровень образования трудящихся является не только выражением роста богатства, но и существенной предпосылкой этого богатства, что с точки зрения непосредственного производства образование индивидуума может рассматриваться как производство основного капитала: ".... степень искусности населения является в каждый данный момент предпосылкой совокупного производства, - следовательно, главным накоплением богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда. " Известно, что конкуренция - это источник прогресса. Это касается как производства вообще, так и рабочей силы в част ности. В преимущественном положении оказываются люди с хорошим образованием, которые являются гарантом эффективности любого производства, фирмы, банка и т. д. Характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. Только за период с 1970 по1992г. в США удельный вес лиц, получивших среднее образование, возрос в структуре рабочей силы с 52% до 76%, а полу чивших законченное и незаконченное высшее образование - с21% до 38%. Правда, сейчас в нашей стране появилось новое явление -безработица среди специалистов с высшим образованием. Увеличение удельного веса этой категории трудящихся ( дипломированных специалистов ) среди лиц наемного труда непосредственно обусловлено научно-технической революцией, т. к. современная экономика не может развиваться без повышения уровня квалификации кадров и увеличения в рабочей силе доли высокообразованных специалистов. Однако, в России все чаще выпускники вузов оказываются лишними на рынке труда, не могут найти работу по специальности и вынуждены заниматься таким делом, которое не требует никакого высшего образования ( например, всем известна как велика доля дипломированных специалистов среди так называемых "челноков" ). Создавшееся положение, по-моему, очень тревожно, т. к. свидетельствует о том, что темп роста экономики России значительно снизился по сравнению с предыдущими десятилетиями ( это и привело к искусственному ограничению сферы применения высокообразованных специалистов ). Между тем, нельзя забывать, что результаты образования носят долговременный характер, они не ограничиваются удовлетворением текущих потребностей людей и накладывают глубокий отпечаток на экономический, социальный, культурный и нравственный облик страны в течение будущих десятилетий. Таким образом, капиталовложения в сферу образования ( также как и в науку, культуру, здравоохранение ) непременно окупятся в государственном масштабе. Непосредственно высшее образование дает долговременный результат, заключающийся в высоком качестве рабочей силы ( а качество образования выражается в более интеллектуальном и эстетическом исполнении индивидуальной рабочей силой трудовых операций, что способствует повышению потребительских свойств продукции ) и создании основы для ее постоянного совершенствования в течение всей активной жизни человека.
. Список используемой литературы: Булатов А. С. “ Экономика” изд. БЕК Райзберг Б. А. “ Рыночная экономика” К. Макконелл С. Брю “ Экономикс” Маркс, Энгельс соч. т. 23
Иванов Н. П. “ Научно-техническая революция и проблемы структуры рабочей силы “. Марцинкевич В. И. “ Образование в США: Экономическое значение и эффективность “ , 1967 г.
ЮНЕСКО “ Статистический ежегодник “, 1970 г. Шульц Т. “ Экономическая ценность образования “
|