Роль и место I четверти 5 класса в системе занятий по ИЗО - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Роль и место I четверти 5 класса в системе занятий по ИЗО.
Главная цель преподавания ИЗО в школе –формирование духовной культуры личности учащегося, ознакомление с народным, национальным и мировым художественным наследием, развитие потребности в постоянном общении с произведениями искусства и в посильном художественном преобразовании мира. Значительную роль в достижении данной цели играет I четверть 5 класса.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
закреплять представления о принципах построения композиции произведений декоративно-прикладного характера, о цветовом решении композиции; развивать художественно-образное мышление, художественный вкус, творческое воображение; закреплять умения и навыки школьников по передаче конструктивных особенностей и пропорций животных; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию; закреплять умения и навыки детей по передаче состояния и настроения природы с помощью композиционного и цветового решения;
развивать творческие способности в композиции;
воспитывать любовь к природе и способность видеть ее красоту; закреплять навыки по стилизации реальных форм живой природы, умение лаконично и выразительно передавать элементы пейзажа в декоративной композиции; развивать умение эстетического восприятия окружающей среды, интерес к творческой деятельности; совершенствовать умения и навыки работы с природными материалами, повторить принципы и приемы создания композиций из засушенных растений, отдельных цветов, листьев, плодов; закреплять умения учащихся передавать в рисунке особенности формы и пропорции объектов изображения, моделировать объем цветом, изменять цвет поверхности предметов в зависимости от цвета источника освещения, передавать цвет в тенях; закреплять умения и навыки передачи в рельефном изображении пропорций и конструкции объектов.
Планирование I четверти 5 класса 1-й урок. Вид занятий: аппликация. Тема урока: Осенние цветы.
Задачи: закреплять представления о принципах построения композиции произведений декоративно-прикладного характера, о цветовом решении композиции; развивать художественно-образное мышление, художественный вкус, творческое воображение. Оборудование: иллюстрации со стилизованным изображением цветов; плотная белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей.
Межпредметные связи: ДПИ. Структура урока. Организационная часть. Вступительная беседа. Объявление новой темы. Объяснение и показ наглядности. Самостоятельная работа учащихся. Просмотр работ. Итог урока. Ход урока.
Урок начинается с беседы об осенних цветах, об особенностях их изображения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натуральные, природные формы в них стилизуются, приближаясь к геометрическим. Объяснение методов работы над композицией проводится при помощи рассмотрения наглядности, вывешенной на классной доске. Учитель указывает на то, что декоративные композиции обычно симметричны, в них наблюдается чередование определенных геометрических форм, цветовая палитра ограничена. После объяснений учащиеся приступают к самостоятельной работе. В конце урока работы просматриваются, обсуждаются и оцениваются. Подводится итог.
2-й урок. Вид занятий: изображение. Тема урока: В заповеднике.
Задачи: закреплять умения и навыки школьников по передаче конструктивных особенностей и пропорций животных; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Оборудование: открытки, иллюстрации с изображением животных; бумага, тушь, перо, шариковая ручка с черной пастой.
Межпредметные связи: природоведение. Структура урока. Организационная часть. Объявление новой темы. Беседа с рассмотрением иллюстраций. Самостоятельная работа учащихся. Выставка работ. Итог урока. Ход урока. Урок начинается с объявления учителем новой темы.
В ходе беседы детям задаются вопросы о том, какие национальные заповедники есть на территории нашей республики, с какой целью они создаются, каких обитателей заповедников знают дети. Во время рассмотрения иллюстраций учитель обращает внимание детей на особенности строения и пропорции животных, на композиционные моменты решения темы. После этого учащиеся приступают к выполнению задания. В конце урока проводится выставка работ учащихся, подводится итог урока.
3-й урок. Вид занятий: изображение. Тема урока: Солнечное утро.
Задачи: закреплять умения и навыки детей по передаче состояния и настроения природы с помощью композиционного и цветового решения;
развивать творческие способности в композиции;
воспитывать любовь к природе и способность видеть ее красоту. Оборудование: репродукции картин художников, слайды;
запись музыки П. И. Чайковского “Времена года”; бумага, гуашь, акварель. Межпредметные связи: природоведение, музыка. Структура урока. Организационная часть. Вводная беседа по новой теме. Рассмотрение репродукций, слушание музыки. Самостоятельная работа учащихся. Просмотр работ. Итог урока. Ход урока.
Урок начинается с беседы о прекрасном в природе, о состояниях природы в разное время года и суток. Изменения в погоде напрямую влияют на состояние природы. Эти перемены могут быть удивительно быстрыми и способны изменить общую тональность пейзажа в считанные минуты. Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и вдохновить их на активную творческую деятельность, используется магнитофонная запись музыки Чайковского, цветные диапозитивы и репродукции картин И. И. Левитана“Золотая осень”, Дж. Гамильтона “Лунный свет”, У. Хомера “Закат в Глостере”, А. Куинджи “Ночь на Днепре”и др. Учитель указывает на влияние цветовых отношений в передаче состояния и настроения природы. После этого ученики приступают к работе. В конце урока работы просматриваются и обсуждаются, подводится итог урока.
4-й урок. Вид занятий: коллаж. Тема урока: Золотая осень.
Задачи: закреплять навыки по стилизации реальных форм живой природы, умение лаконично и выразительно передавать элементы пейзажа в декоративной композиции; развивать умение эстетического восприятия окружающей среды, интерес к творческой деятельности. Оборудование: иллюстрации с изображением стилизованных форм живой природы; цветная бумага, ткань, тесьма, нитки, ножницы, клей.
Межпредметные связи: ДПИ, природоведение. Структура урока. Организационная часть. Вступительная беседа. Объявление новой темы. Объяснение и показ наглядности. Самостоятельная работа учащихся. Просмотр работ. Итог урока. Ход урока.
Урок начинается с беседы об особенностях изображения форм живой природы в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натуральные, природные формы в них стилизуются, приближаясь к геометрическим. Объяснение методов работы над композицией проводится при помощи рассмотрения наглядности, вывешенной на классной доске. Учитель указывает на то, что декоративные композиции обычно лаконичны и выразительны, в них наблюдается чередование определенных геометрических форм. После объяснений учащиеся приступают к самостоятельной работе. В конце урока работы просматриваются, обсуждаются и оцениваются. Подводится итог.
5-й урок. Вид занятий: флористика. Тема урока: Цветочная композиция.
Задачи: совершенствовать умения и навыки работы с природными материалами, повторить принципы и приемы создания композиций из засушенных растений, отдельных цветов, листьев, плодов. Оборудование: белая и цветная бумага, засушенные растения, клей. Межпредметные связи: природоведение.
Структура урока. Организационная часть. Объявление новой темы. Беседа по новой теме. Самостоятельная работа учащихся. Выставка работ. Итог урока. Ход урока. Урок начинается с объявления учителем новой темы.
В ходе беседы дети вспоминают, что такое флористика, какие основные принципы и приемы создания композиций из засушенных растений: для темных растений выбирается светлый фон и наоборот; растения укладываются от края к центру; крупные темные цветы располагают внизу, а небольшие светлые–вверху. После того, как ученики составят эскизы композиций, они переходят к практической работе. В конце урока работы просматриваются и обсуждаются, подводится итог урока.
6-й урок. Вид занятий: изображение. Тема урока: Осенний натюрморт.
Задачи: закреплять умения учащихся передавать в рисунке особенности формы и пропорции объектов изображения, моделировать объем цветом, изменять цвет поверхности предметов в зависимости от цвета источника освещения, передавать цвет в тенях.
Оборудование: постановка натюрморта; бумага, гуашь, акварель. Межпредметные связи: природоведение. Структура урока. Организационная часть. Вступительная беседа. Объявление новой темы. Самостоятельная работа учащихся. Просмотр работ. Итог урока. Ход урока.
Урок начинается с беседы об особенностях передачи объема и формы предметов при помощи цвета. Учащиеся вспоминают, как передается цвет на свету, в тенях. Учитель объявляет новую тему, и ученики приступают к изображению натюрморта с натуры. В конце урока работы просматриваются, обсуждаются и оцениваются. Подводится итог.
7-й урок. Вид занятий: изображение. Тема урока: Краски земли.
Задачи: совершенствовать навыки по стилизации и геометризации мотивов реальной формы, по декоративному обобщению цвета и ограничению цветовой палитры; учить композиционному равновесию при асимметричном заполнении плоскости. Оборудование: бумага, фломастеры, акварель, гуашь, цветные карандаши. Межпредметные связи: ДПИ.
Структура урока. Организационная часть. Объявление новой темы. Беседа по новой теме. Самостоятельная работа учащихся. Выставка работ. Итог урока. Ход урока. Урок начинается с объявления учителем новой темы.
В ходе беседы учащиеся вспоминают такие особенности декоративных композиций, как стилизация и геометризация мотивов реальной формы, ограниченная цветовая палитра, уравновешенность, асимметричность. После этого учащиеся составляют эскиз для гобелена, батика, вышивки, чеканки, витража. После того, как ученики составят эскизы композиций, они переходят к практической работе. В конце урока работы просматриваются и обсуждаются, подводится итог урока.
8-й урок. Вид занятий: лепка. Тема урока: В гостях у природы.
Задачи: закреплять умения и навыки передачи в рельефном изображении пропорций и конструкции объектов.
Оборудование: пластилин. Межпредметные связи: природоведение. Структура урока. Организационная часть. Объявление новой темы. Беседа по новой теме. Самостоятельная работа учащихся. Выставка работ. Итог урока. Ход урока. Урок начинается с объявления учителем новой темы.
Во время беседы учащиеся повторяют приемы и способы лепки, составляют свою рельефную композицию и приступают к практической деятельности. В конце урока работы просматриваются, обсуждаются и оцениваются. Подводится итог.
9-й урок. Вид занятий: на выбор. Тема урока: Моя родина.
|