Развитие чувств младших школьников средствами фольклора - (курсовая) Развитие чувств младших школьников средствами фольклора - (курсовая)
Развитие чувств младших школьников средствами фольклора - (курсовая) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Развитие чувств младших школьников средствами фольклора - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

Мордовский государственный педагогический институт им. М. С. Евсевьева

    Факультет филологический
    Кафедра литературы
    Курсовая работа
    Развитие чувств младших школьников средствами фольклора
    Автор курсовой работы:
    Студентка 501 группы
    Маланьина О. А.
    Специальность:
    02. 17. 00. – “Филология.
    Русский язык и литература”.
    Руководитель работы:
    Доцент Самаркина Н. П.
    Оценка ……………………………………
    Саранск –2001.
    План.
    Введение. ………………………………………………………………………………………3.
    Глава I

Виды чувств и развитие их у детей младшего школьного возраста. ………………………………………………………………………………………5.

    Глава II

Использование устного народного творчества в развитии чувств у младших школьников. …………………………………10.

    Заключение. …………………………………………………………………………………25.
    Список использованной литературы. ……………………28.
    Введение.

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устно народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения.

Поэтому предметом нашего исследования является развитие чувств младших школьников средствами фольклора.

Целью нашей работы мы поставили изучение и анализ трудов педагогов и психологов по использованию устного народного творчества в развитии чувств у младших школьников.

Перед написанием работы мы изучили исследования психологов: И. В. Дубровиной, П. П. Блонского, В. Кузина, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: В. А. Изотовой, А. А. Синцовой, Л. А. Харитоновой, Л. С. Ульяницкой, Н. Н. Светловской. Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по развитию чувств у учащихся начальной школы средствами фольклора.

Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного - народного творчества.

Развитие речи -одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли её нельзя, ибо слово, речь связаны с мышлением, с чувствами.

Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся“глаза на мир”, активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.

    Глава I

“Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, то есть мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противополярность: радость-грусть, любовь-ненависть,

удовольствие-страдание, страх-смелость, благодарность-неблагодарность. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции - это приятные для человека чувства, отрицательные неприятные. ” (3; 198)

“Чувства человека выполняют в жизни различные функции: оценивающую положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему либо и оценивают это (недовольство, стыд и другие содержат те или иные оценки); побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; направление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно. ” (3; 199)

“Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б. Л. Пастернак писал: “Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя. ” (3; 206) “Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатывается принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Всё, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно-отрицательные.

К числу нравственных чувств относится: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и другие.

С. Л. Рубинштейн писал: “Моральное отношение к человеку- это любовное отношение к нему… Лишь через своё отношение к другому человеку человек существует как человек”. (2; 137) Каждое из нравственных чувств - сложнейшее единство переживаний и размышлений. Вот например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести: если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

“Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью а, радость открытия - подняться до уровня аффекта. Вообще возникновение проблемы, поиски её решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и прочее. Эти чувства активизируют процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию. В чувстве юмора проявляется беззлобно - насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что направлен. Чувством юмора чаще всего обладают добродушные как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости. Чувство иронии- это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. ” (6; 78)

Эстетические чувства, те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического, это любовь к красоте.

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим серьёзная музыка и прочее. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.

С поступлением в школу развитие эмоций и чувств переходит на новую, более высокую ступень. Целенаправленное обучение и воспитание с 1 класса ведет к тому, что чувства становятся все более и более сознательными, глубокими и управляемыми. Новое положение, которое занимает младший школьник среди детей и в семье, обуславливает целый ряд новых обязанностей и прав, выполнение и использование которых сопровождается различными эмоциональными переживания. Поступая в школу, ребенок начинает носить форму, ему покупают портфель, книги, тетради, он должен следить за своим распорядком дня, иначе можно не успеть выполнить домашнее письменное задание, выучить стихотворение. В школе ученик следит за поливкой цветов, старается добросовестно и аккуратно выполнить порученное ему дело - изготовить наглядное пособие, выпустить стенгазету. Дома к ученику начинают относиться как к взрослому члену семьи - ведь он имеет настоящее, важное дело (учение), с которым считаются все. Идя в школу, ученик постоянно думает, все ли домашнее задание он выполнил, не забыл ли чего дома. Эти и масса других забот школьника, обусловленные положением ребенка как ученика, способствуют формированию чувства ответственности, заботы за порученное дело.

“Интересно развиваются в школьном возрасте познавательные чувства, сопровождающиеся формированием познавательных интересов, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Процесс обучения- это непрерывное познание законов, свойств, качеств, предметов, и явлений, познание связей между предметами и явлениями. Развитию познавательных интересов и на этой основе развитию интеллектуальных чувств способствуют различные экскурсии на природу, в парк, в музей. ” (5, 229)

Формирование нравственных чувств младшего школьника обусловлено прежде всего его жизнью в классном коллективе. Важное значение имеет воспитательная работа педагога, направленная на разъяснение и привитие школьникам норм морального поведения. Определённое влияние на формирование моральных качеств личности младшеклассника оказывают детская художественная литература, произведения изобразительного искусства и детские кинофильмы.

“Среди моральных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма, товарищества, трудолюбия.

Эстетические чувства учащихся начальных классов успешно развиваются как на уроках эстетического цикла- изобразительного искусства и музыки, так и в процессе занятий на других уроках, во время ухаживания за цветами, уборки класса, оформления выставки в классе, на экскурсии, по ходу которой учитель обращает внимание детей на красивую цветовую гамму листвы, стройные, изящные корпуса новых зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и многое другое, что отличается красотой, изяществом”. (5; 231)

    Глава II.

“Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя. ”

“Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А. М. Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего”. (4; 20)

Народное творчество во всём своём богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков.

Издавна смена времён года отмечалась народными праздниками. Устраивали проводы зимы (масленица), встречу весны, летний праздник - завивание берёзки (семик), праздник урожая осенью- дожинки (осенины).

В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былички, загадывали загадки.

Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине- России, к её бессмертному поэту-русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

“Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красивой веснушкой, лето– тёплым летечком, траву – шёлковой, птиц – пташечками, жавороночками. Поэтому при изучении песенного жанра дают детям подумать, перед каким важным событием в его жизни крестьянина–землевладельца могли исполняться пасни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Учитель начальных классов обращает внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно–ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечают, каким тоном читать слова– обращения, слова –пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощущать их музыкальность и мелодичность звучания, уловить

    их светлый и радостный тон.

Многие изученные на уроках чтения и пения песни учителя используют на фольклорных праздниках”. (4; 21)

В песнях, как и во всех других жанрах фольклора, можно найти остатки седой древности.

“Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно– обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни – заклинания, песни – просьбы, пожелания.

    Приди к нам весна,
    Со радостью!
    Со великою к нам
    Со милостью!
    Со рожью зернистою
    Со пшеничкой золотистою,
    Со овсом кучерявым,
    Со ячменём усатым,
    Со просом, со гречихою,
    Со калиной – малиною,
    С чёрной смородиною,
    С грушами, со яблочками,
    Со всякой садовинкой,
    С цветами лазоревыми,
    С травушкой – муравушкой!

Всё в этой веснянке перечислено, что нужно крестьянину, ничего не забыто”. (1; 38) Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы, учителя начальных классов используют на уроках чтения, русского языка, природоведения, трудового обучения.

“Пословица –прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Век живи, век учись; жить - родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальных классов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли– большое дело. И всему этому надо учиться”. (8; 46) Из опыта работы В. И. Изотовой, учителя начальных классов школы-интерната №10, станицы Унеча, Брянской области.

“В “родной речи”(1 класс) тексты соотнесены с пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения: кто родителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л. Н. Толстого“Старый дед и внучек”. На языке медок а на устах ледок (сказка “Лиса и тетерев”). К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы пословицы в соответствии с возможностями класса.

Основная работа с пословицами –это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы“труд кормит а, лень портит”. Ребята говорят: “тот, кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека”. Раскрываем смысл пословицы “снегу надует – хлеба прибудет”. Дети отвечают : “большой урожай будет, если выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай”.

    Приведём некоторые виды работ с пословицами.

1. Распределить пословицы по темам. перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? (вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать, отца. Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую они тему, подвожу итог).

2. Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда заканчивает её, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. Провожу викторины о пословицах.

    1) Определим пословицу по началу:
    Кончил дело -…
    Поспешить -…
    2) Определим пословицу по двум словам:
    Язык - дело
    Труд - лень
    3) Игра “семь и один”.
    назови пословицы, чтобы в них были числа 7 и 1
    Семеро одного не ждут.
    Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    Семь бед – один ответ.
    Семеро с ложкой, один с сошкой.

Работу с пословицами провожу и на уроках русского языка, например, при закреплении глаголов 2-го лица единственного числа (один и камень не поднимешь, а миром и город передвинешь); при написании безударных гласных, проверяемых ударением (март с водой, апрель с водой); при написании парных звонких и глухих согласных, безударных гласных (и у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут).

Практически работу с пословицами провожу по всем предметам. Дети собирают пословицы, отыскивая в книгах , записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки– малышки”. (4; 22)

Поколение сменяет поколение. Постепенно и песня забудется, а удачное выражение живет в языке как безымянное.

В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. Первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания- борьба с чудовищами. Переходы через огненные реки и другое. “Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. В. Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Пример работы с русской народной сказкой“Лиса и волк”. Учитель рассказывает эту сказку, потом задаёт вопросы: -Понравилась ли вам сказка? Что запомнилось? В чём основной смысл сказки? (Ответы детей).

Затем дети читают сказку самостоятельно, после учитель проводит беседу: -Какой в сказке изображена лиса? А какими они показаны в других сказках? (Дети отвечают, что лиса хитрая, умная, а волк злой и глупый).

Важный этап при работе со сказками –это подготовка к пересказу, близкому к тексту. Сказки являются прекрасным искусством звучащего слова. Поэтому ученикам учитель начальных классов предлагает задания, которые раскрывают особенности языка сказки, например: Как начинается сказка?

Найдите выражения, которые вы встречали в других сказках. Объясните, что означают выражения; ни в сказке сказать, ни пером описать (очень красиво); долго ли, коротко ли (неизвестно когда); пир на весь мир (обильное, весёлое угощение).

Найдите повторы близких по смыслу слов (жили – были, в путь – дорогу, крепко – накрепко). Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок: трава…(шёлковая), лес…(дремучий), ведьма…(злая).

    Замените выражения оборотами из сказок; быстро-(во
    весь дух), никуда не отходит-(ни на шаг).

При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость”. (8; 47) “Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух –четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, в школе. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах:

    Ай, качи – качи – качи,
    Пекла баба калачи…
    * * *
    Ножки, ножки,
    Куда вы бежите?
    -В лесок по мошок:
    Избушку лишить,
    Чтоб не холодно жить.

Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот, собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид– всё является предметом внимания. Ко всему живому – уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко – мурлышко, курочка – рябушка, гуля – голубок, паучок – тоненькие ножки. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть– чуть нелепы: -Куда, заинька, бежишь?

    Куда, серенький, спешишь?
    -К медведю на свадьбу.
    Медведь-то мне дядя.
    А медведица-тетка”. (1; 94)

“Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Вот свинка Ненила хвалит сыночка, а перечисляет самые обычные качества. А мастер сбил колесо так“ловко”, что оно тут же и рассыпалось. Вот Фома выбрал курицу в качестве средства передвижения, а Тимочка решил прокатиться на кошке. Ученик может посмеяться, порадоваться, обнаружив нелепость или несоответствие”.

    (9; 95)

Младшие школьники работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках, посвящённых устному народному творчеству России, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков учитель может разучить с ними русские народные игры“Горелки”, “Каравай”, “Лапта”, “Садовник”, и другие. А как же здесь обойтись без считалки? Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру. “Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре. Но и сама она становится игрой, соревнованием.

    На золотом крыльце сидели
    Царь, царевич,
    Король, королевич,
    Сапожник, портной,
    Скажите, пожалуйста:
    Кто вы такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай добрых
    И частных людей!

Последний, на кого пришёлся счёт, должен ответить, например: “портной! ” или “царь! ” –и считалка снова произносится, но не до конца, а только до этого слова. Ответить нужно сразу (“Говори поскорей! ”). Каждый, конечно, старается сообразить, сосчитать, какое слово надо сказать, чтобы самому выйти”. (1; 103)

Ребята всё время сочиняли и сочиняют новые считалки, иногда даже из книг их бегут, из каких-то стихотворений.

Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли считалки. Во всяком случае, многие из них одинаково хорошо служили играм бабушек и прабабушек, родителей и детей, внуков и правнуков.

Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки-самоделки, посвящённые определённому жанру устного - народного творчества. В конце изучения раздела“Устное творчество русского народа”можно провести обобщающие уроки уроки-праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи, верования. “В 1классе предлагается провести праздник встречи весны. День сорока мучеников 9 марта носит название сорок на языке народа. Сороки с полным основанием можно назвать детским праздником. Накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут“жаворонки”с хохолком и крылышками. Утром в день праздника раздают их детям. К этому празднику дети собирают сказки, загадки, пословицы, поговорки о весне, оформляют книжки-малышки о весне, разучивают песни, учат заклички и считалки, разучивают игры. На уроках труда делают фигурки птиц из картона, фанеры, прибивают их к шестам. Оформляют комнату: украшают рисунками о весне, рисунками дымковских игрушек-птиц, вышитыми рушниками, пословицами о весне, птицах”. (7; 109) Из опыта В. А. Изотовой, учителя начальных классов школы-интерната №10, ст. Унеча, Брянской области.

“Праздник начинался с заклички о весне. Пели песни о весне. Девочки исполняли русскую народную песню“Посев льна”. Затем на празднике звучала хороводная песня “Приглашение на улицу”. Дети слушали в грамзаписи русскую народную песню “Галочка-ключница”, записанную в Севском районе Брянской области. Первый раз звучал музыкально-шумовой оркестр мальчиков. И в заключение праздника пили чай с печеньем и различного вида кондитерских изделий с изображением птиц. Их пекли родители детей.

Во 2классе подготовили и провели праздник урожая-осенины. Праздник начался с заклички. Ребята звали осень с“обильными хлебами”, “листопадами и дождём”. Затем они чествовали молодых жней “с золотыми серпами”, пели хороводные песни о “земелюшке”, “ржице зернистой”, “пшеничке колосистой”. Инсценировали сказку “Мужик и медведь”. Задорно звучали частушки. Девочки исполнили русские народные песни “Я на горку шла”, “На лугу”. Не обошлось на празднике без танцев, русской кадрили. В 3классе мы подготовили праздник “На широкой русской масленице”. Дети были уже повзрослее. При проведении праздника выделили три основных момента: встречу, разгул и проводы масленицы. Принимая участие в празднике, дети с удовольствием работали, проявляли полнейшую активность, их переполняло радостное чувство.

Ни одного ученика не было в стороне от подготовки к празднику. Праздник получился весёлым - с песнями, прибаутками, играми, частушками, инсценированием сказок, выступлением музыкального ансамбля мальчиков. Фольклорный праздник стал большим и радостным событием в жизни ребят. На лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Состоялось подлинное общение детей с искусством своего народа. Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры”. (4; 23) “В эстетическом воспитании младших школьников исключительно важная роль принадлежит курсу природоведения. К. Д. Ушинский писал: “Природа – ничем не заменимый источник прекрасного”. В. А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки.

Обзор научно-методической литературы и периодических изданий по методике природоведения показал, что загадки широко используются на уроках. Для установления влияния различных загадок на развитие эстетических чувств у младших школьников на уроках природоведения был проведен педагогический опыт на базе двух третьих классов и одного четвёртого школ Калининграда. В основу исследования положен метод опроса. Загадки подбирались парами на каждое животное или растение. Ученики первого варианта составили загадки, которые были записаны на уроках; второго варианта– специально подобранные, более образные и увлекательные. Пример. 1вариант.

    Лез Мартын через тын.
    Сам пролез, а голову на тыну оставил.
    (Тыква).
    2вариант.
    Жёлтая, а не репа,
    Круглая, но не солнце,
    С семечками, но не подсолнух.
    (Тыква).
    Детям нужно было ответить на следующие вопросы:

Какая из загадок точнее передает признаки или свойства отгадки? Какая из двух загадок нравится и почему?

    Какое чувство ты испытал, когда услышал загадку?

91% детей отметили загадки второго варианта, как более точно передающие признаки отгадки. Большинству школьникам (89%) понравились загадки второго варианта, 9%-первого варианта и 2%-не смогли определиться. Дети, которым понравились загадки второго варианта испытали“хорошее настроение”(94%), “радость”(73%), “веселье”(71%). Ребята, которым больше по душе были загадки первого варианта чувствовали“хорошее настроение”(12%), “ничего особенного”(88%). Единодушное признание того, что загадки второго варианта нравятся прежде всего потому, что в них понятные слова подчёркивают лексическую значимость слова, его важность в чувственных и логических познаниях окружающей действительности. Отсюда вытекает, что загадки , хорошо отражающие свойства отгадываемого предмета, несут колоссальную познавательную функцию, ибо осмысленный материал легче закрепляется.

Высокий процент учащихся, отметивших, что загадки второго варианта ещё нравится и потому, что в них красивые слова, они лиричные и сказочные, указывает на эстетическую функцию загадок, где воспитание входит в область духовных ресурсов природы”. (11; 39)

“Как не вспомнить великого педагога К. Д. Ушинского, который смотрел на загадку как на“картинное описание предмета”, веря, что живая и интересная она прочно заляжет в памяти ребёнка, увлекая за собой все привязанные к ней объяснения”. (10; 22)

“Результаты эмоциональных реакций учащихся на загадки обоих вариантов показывают, насколько сильное воздействие на психику основной массы детей оказывает слово и эмоциональный фон произведения. Память об этой психо–физиологической особенности детского организма, учитель должен вводить в учебный процесс загадки, обостряющие чувствительность сенсорной системы, способствующие воспитанию чуткой эмоционально богатой личности. Итак, результаты опыта позволяют заключить:

К подбору загадок нужно подходить избирательно. Загадка, в которой отгадываемый образ представлен чётко, ярко, образно, даёт большие возможности для развития воссоздающего воображения, и наоборот -загадки, отражающие объекты природы невыразительно, неточно, на способствуют таковому, так как опыт ребят мал и превалирует в нём чувственное восприятие мира.

Живописные и ритмические загадки духовно ближе детям. Они вводят школьника в эстетическую сферу природы, учат мыслить художественными образами, обогащают словарный запас ребёнка чудесным языком.

Спектр чувств, возникших у ребят на услышанные загадки, говорит о том, что эмоционально окрашенные загадки могут превратить природоведение в уроки эмоциональной культуры и воспитания чувств”. (11; 40)

Научить ребёнка говорить –значит научить его мыслить. Таким образом, использование элементов народного творчества помогает открыть учащимся“глаза на мир”, активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию. Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки –воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний. Пережитые знания становятся убеждениями.

    Заключение.
    Итак, в нашей работе мы пришли к следующим выводам:

1. Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Выделяют три вида высших чувств человека: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Среди нравственных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма, трудолюбия. Интенсивно развиваются в школьном возрасте интеллектуальные чувства, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Развитию эстетического чувства у младших школьников помогает познание качества произведения искусства и окружающего мира природы и людей– их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине– России, к её бессмертному поэту –русскому народу, любовь к прекрасному, развить речь, обогащать словарный запас учащихся.

Пословица -прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения; век живи, век учись; жить- Родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами. Сказка очень нужна ребёнку, потому что она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувств. При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки.

Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость. Фольклорная прибаутка предлагает учащимся увидеть смешное в жизни и научиться это смешанное передавать в слове. Юмор нелепых положений вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет.

Фольклорные праздники являются большими и радостными событиями в жизни ребят. На лицах детей можно увидеть удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Состоится подлинное общение детей с искусством своего народа. Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

Спектр чувств, возникающих у младших школьников на эмоционально –окрашенные загадки могут превратить природоведение и другие уроки в уроки эмоциональной культуры и воспитания чувств.

Устное народное творчество –загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения знаний. Перенятые знания становятся убеждениями.



      ©2010