Отчет по программе педагогической практики - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Министерство образования Украины Киевский государственный экономический университет Кафедра педагогики и психологической деятельности Курсовая работа по методике преподавания и психологии на тему: “Менеджмент или как управлять организацией? " Выполнил студент 4-го курса спец. 0104 4-й группы Чиж Ю. А. Научные руководители Радзиевская О. А. Романова А. Н. Содержание Введение……………………………………………………………………………………………
Глава 1. Разработка и обоснование плана учебной дисциплины…………... Перечень тем, формы занятий и распределение часов учебной дисциплины “Основы экономики" для 11-го класса общеобразовательной школы с экономическим уклоном…………………. Социально-психологическая характеристика аудитории…………………... Цели и задания обучения курса “Основы экономики"……………………... Цели и задания обучения темы “Менеджмент или как управлять организацией? "………………………………………………………………………………. Глава 2. Анализ и обоснование темы “Менеджмент или как управлять организацией? "…………………………………………………………………………………...
Место темы в курсе учебного процесса…………………………………………. Структура темы……………………………………………………………………………... Модель усвоения базы знаний………………………………………………………... Глава 3. Урок изложения нового материала………………………………………... План урока……………………………………………………………………………………. Методическая карта урока……. ………………………………………………………. Текст информационного сообщения………………………………………………... Наглядные пособия для урока………………………………………………………… Контроль и оценивание (экспресс-опрос). ……………………………………… Домашнее задание…………………………………………………………………………. Глава 4. Урок закрепления изученного материала………………………………. Методическая карта урока……………………………………………………………... Дидактические материалы урока: …………………………………………………... задания для контроля…………………………………………………………………. задача на платежную матрицу……………………………………………………. самостоятельная работа……………………………………………………………… задание для мозговой атаки………………………………………………………... материалы “Это интересно"………………………………………………………... наглядные пособия для урока: …………………………………………………… задания для теста…………………………………………………………………… таблицы для задачи на платежную матрицу……………………………. карточки для самостоятельной работы……………………………………. Модель деловой игры……………………………………………………………………... Заключение………………………………………………………………………………………... Библиография……………………………………………………………………………………. 3 5 - 6 7 8 10 - 11 12 13 - - 14 20 24 - 25 - 26 - - 27 28 29 30 31 35 36 39 41 42 Введение
Вся наша жизнь зависит от того, насколько хорошо налажены экономические отношения в обществе. Развитые страны мира прошли долгий путь развития, пока достигли такого уровня, на котором находятся сейчас. В нашей стране в течении длительного периода господствовала командно-административная система, показавшая свою неэффективность и развалившаяся, исчерпав свои возможности. Нашему поколению выпало на долю переживать эпоху перемен. Каждому человеку приходится перестраиваться на новые общественные отношения, основу которых составляет рыночная форма ведения хозяйства. Пройдет еще много времени, пока можно будет с уверенностью сказать: я–гражданин правового демократического государства с мощной экономикой и высоким уровнем достатка. Но к этому надо стремиться. Нужно сказать, что уже немало сделано с тех пор, когда Украина получила независимость, и точно известно только одно– мы на правильном пути. Многие понимают, что и как нужно делать, чтобы Украина постепенно превращалась в правовое государство с рыночной формой хозяйствования. Однако главное–научить этому подрастающее поколение. Именно эту задачу должна поставить перед собой система образования: научить молодых граждан Украины основам рыночной экономики. В своей работе я хочу показать примерный план курса преподавания основ экономики учащимся старших классов средних школ и более подробно мне бы хотелось остановиться на теме “Менеджмент", которая познакомит учащихся с основами управления, даст элементарные знания в области руководства организацией, позволит учащимся почувствовать себя на руководящей должности компании. В нашей стране и за рубежом издано множество литературы, которая может помочь разобраться в менеджменте. Особое внимание при этом заслуживает книга, изданная в Нью Йорке в 1988г под названием “Основы менеджмента" авторами Майклом Месконом, Майклом Альбертом и Франклином Хедоури. Это издание было переведено на русский язык и издано в Москве в 1992г. и тем самым стало доступным для нашего читателя. Мне кажется в этой книге американских писателей можно найти исчерпывающие ответы на большинство вопросов по менеджменту. Можно также посоветовать читателю книгу Френка Беттжера “Вчера неудачник –сегодня преуспевающий коммерсант”. Это полезная и увлекательная книга об искусстве торговать. Система рыночных отношений на примере немецкой модели очень доступно описана в книге Петра Енгстлер “Ринкова економікаіка для бізнесменів початківців" Для написания своей работы я использовал ряд учебников по педагогике. “Педагогика" под редакцией Абельцевой Э. П. , изданная в Москве в 1981г. раскрывает общие основы педагогики, теории воспитания и школоведения, проблемы диалектики и т. д. “Педагогика” И. Ф. Харламова, изданная в Москве в 1990г. освещает общие вопросы педагогической науки, теоретические и методические основы обучения, а также процесс формирования личностных качеств учащихся. Интерес представляет киевское издание 1984г. книги “Сто советов учителю", автор которой–В. А. Сухомлинский. В работе даются советы учителям по различным вопросам организации содержания, форм методов и приемов учебно-воспитательной работы, по вопросам самовоспитания учащихся.
Глава I. Разработка и обоснование плана учебной дисциплины
Перечень тем, формы занятий и распределение часов учебной дисциплины “Основы экономики" для 11-го класса общеобразовательной школы с экономическим уклоном
Список тем Формы занятий Часы Вводное занятие лекция 1 Тема 1. Основные экономические понятия. урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 2. Общественное производство. урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 3. Товар. Виды товаров. урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 4. Фирма. Что это и как она работает? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 5. Виды фирм. урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 6. Рынок. Чем он отличается от базара? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 7. Конкуренция: хорошо это или плохо? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1
Тема 8. Спрос и предложение на рынке и как формируется цена товара? урок изложения нового материала
1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 9. Как увеличить спрос на товар. Маркетинг. Реклама. урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 10. Деньги. Зачем они нужны? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 11. Финансы и что делает бухгалтер? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1
Тема 12. Банки и как предприятия расплачиваются друг с другом? урок изложения нового материала
1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 13. Что такое инвестиции и зачем берут кредиты? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 14. Инфляция. Почему деньги обесцениваются? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 15. Кому нужно страхование? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 16. Ценные бумаги и в чем их ценность? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 17. Биржи и что там происходит? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 18. Роль государства в экономической жизни. урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 19. Бюджет государства. урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 20. Налоги. За что их платят? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 21. Приватизация. Куда вложить ваучер? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1
Тема 22. Международные экономические отношения. Зачем иметь дело с другими странами?
урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 23. Менеджмент или как управлять организацией? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Тема 24. Как открыть собственную фирму и начать дело? урок изложения нового материала 1 урок закрепления изуч. материала 1 Подведение итогов 1 Итого часов 50 Социально-психологическая характеристика аудитории
В 11-м классе средней школы, в которой я провожу занятия, 13 мальчиков и 11 девочек. Школа– частная, и обучение в ней стоит немалую сумму. Поэтому здешние ученики –на 95 % дети состоятельных людей. Их родители, как правило, -- бизнесмены, банкиры, работники государственной администрации, есть даже сын депутата Верховного совета. Ребята обеспеченные и далеки от проблемы нехватки материальных средств. Любой может позволить себе практически все. Однако, на мое удивление, их социальный статус не оказывает никакого отрицательного влияния на их поведение. Я ожидал увидеть тщеславных, упрямых молодых людей, уверенных в своем будущем, смотрящих на остальных сверху вниз. Отнюдь, моему взору предстали 24 воспитанных, грамотных и весьма любознательных людей. Так что в целом аудитория меня вполне удовлетворяет. Естественно, не обошлось без недостатков: двое учеников действительно оправдывают мои ожидания, будучи весьма упрямыми, не проявляющими особого уважения ни ко мне, ни к учителям, ни даже к своим товарищам. В то же время один из них очень неплохо разбирается в экономике (видимо влияние родителей), а другой знает 2 иностранных языка. Не удивительно, что эти двое держатся обособленно от остальных. С девочками все в порядке, хотя одна уже вышла за муж и редко появляется на занятиях. Вообще посещаемость нормальная. Ребят в классе больше интересуют точные науки, чем гуманитарные, что необходимо учесть и включить в программу экономические задачи с несложными расчетами. Почти все ребята уже определились кем они хотят быть, и родительское наставление, мне кажется, сыграло главную роль. Еще в начале я провел небольшую беседу и узнал, что в классе воспитываются шесть будущих юристов, десять экономистов, трое хотят всерьез заняться языками, двое свяжут свою жизнь с информационными технологиями, один– профессиональный спортсмен, а две девочки еще не знают, чего хотят. В школе царит благоприятная рабочая обстановка: на занятиях достаточно тихо, здесь редко случаются большие неприятности, случаи хулиганства и т. д. Школа располагает достаточными средствами для приобретения достойного инвентаря, приглашения на работу хороших учителей. Дети берегут школьное имущество, что связано либо с неплохим воспитанием, либо с высокими штрафами, налагаемыми на родителей за порчу имущества. В целом ребята, хоть и хорошо воспитаны, однако не располагают обширными знаниями ни в экономической сфере, ни в других, даже общеобразовательных науках, что заставляет усомниться в том, стоит ли их родителям тратить большие деньги, чтобы отправить детей учиться в эту школу. Характер у моего класса сравнительно покладистый: дети слушают все с заметным интересом, редко приходится делать замечания. Иногда кажется они ведут себя слишком спокойно. Довольно сложно их вывести на дискуссию, заставить поделиться собственными мыслями. Значительно проще у них получается пересказывать мои рассказы. Поначалу, мне казалось, это вызвано непониманием предмета, однако впоследствии я убедился, что предмет они понимают, просто они не очень разговорчивые. То же самое говорят другие учителя. Хотя ребята очень любят всяческие шутки и лучше всего урок проходит в форме деловой игры. Немного отвлекшись от темы, я провел с ними небольшой тест по определению темперамента. И в классе оказалось 9 сангвиников, 8 меланхоликов, 5 флегматиков, 2 холерика. Как раз эти двое и проявляют наибольшую активность. Учителя говорят – это лучший класс в школе.
Цели и задания обучения курса “Основы экономики"
В процессе обучения дисциплине “Основы экономики" преследуются следующие цели:
Обучающие:
Привить учащимся элементарные знания основных экономических терминов и понятий. Научить правильно использовать эти термины в своих высказываниях. Дать учащимся знания по основным направлениям экономической науки. Обучить основным категориям экономики:
общественное производство; предприятие; собственность; товар; спрос; предложение; финансы; маркетинг; деньги; налоги и др.
Развить у учащихся организаторские и управленческие способности. Развить навыки решения элементарных экономических задач.
Сформировать навыки по открытию собственного дела. Развивающие: Привить учащимся интерес к экономической науке. Познакомить с проблемными вопросами экономики: инфляция; циклические колебания общественного развития; безработица; дефицит бюджета; кризис платежей и др.
Ознакомить учащихся с экономической литературой и научить ею пользоваться. Ознакомить с экономикой развитых и развивающихся стран. Ознакомить с экономическим законодательством и государственными органами, регулирующими хозяйственную жизнь. Сориентировать учащихся на высокоперспективные сферы экономики: производственная сфера;
банковское дело; страховой бизнес. Воспитательные: Воспитать у учащихся уважение к закону. Воспитать и развить чувство ответственности.
Воспитать чувство уважения к коллегам-предпринимателям, клиентам, представителям государственной власти. Цели и задания обучения темы “Менеджмент или как управлять организацией? "
Обучающие:
Дать учащимся элементарные знания основных терминов и понятий предмета “менеджмент”. Привить учащимся элементарные навыки управления организацией. Научить учащихся принимать решения в условиях ограниченности ресурсов, как материальных, финансовых, трудовых, так и временных. Научить решать элементарные математические задачи, касающиеся процесса управления.
Развивающие:
Привить учащимся интерес к процессу управления организацией. Познакомить с базовыми понятиями процесса управления:
планированием; организацией; руководством; контролем; процессом принятия решений.
Ознакомить учащихся с литературой, рекомендованной для руководителей коллективов. Ознакомить учащихся с зарубежным опытом управления организациями. Ознакомить учащихся с проблемными вопросами управления.
Воспитательные: Воспитать у учащихся чувство собственного достоинства.
Воспитать и развить чувство ответственности перед коллективом за выполнение поставленных задач.
Воспитать организаторские и управленческие способности.
Глава II. Анализ и обоснование темы “Менеджмент или как управлять организацией"
Место темы в курсе учебного предмета
Сегодня очень часто приходится слышать слова “менеджмент”, “менеджер” по телевидению, радио, встретить в газетах, журналах, даже на столбах в объявлениях “Курсы менеджеров". Мне кажется, любой старшеклассник знает слово “менеджер", однако не каждый толком разбирается, что оно означает. Менеджмент–умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Очень похоже на то, что при социализме называлось эксплуатацией. Однако, это не так. Менеджмент–это функция деятельности по руководству людьми в различных организациях, т. е. по сути– управления людьми. Ни для кого не секрет, что вряд ли в мире найдется, хоть одна организация, которой никто не управляет. Даже организация из одного человека нуждается в управлении. Любая организация нуждается в менеджере. В мире существуют крупные организации, насчитывающие даже сотни менеджеров. Менеджеры появились еще в древние века, когда зарождалось ремесленничество. Первыми менеджерами были мастера цехов еще в начале нашей эры. Менеджеры были и в Советском Союзе, только они назывались по-другому. Вообще, менеджер– лицо осуществляющее управление чем-либо или кем-либо. Очень жаль, что в наше время в Украине процессу обучения управлению коллективом уделяется столь незначительное внимание. В ВУЗах студенты изучают лишь краткий теоретический курс менеджмента и не проходят никакой практики. В школе вообще никакого внимания менеджменту не уделяется. Невозможно построить правовое, развитое, нравственное общество, если во главе предприятий, организаций, учреждений и у руля государства стоят специалисты, неграмотные в отношении управления коллективом и ресурсами, которые не в состоянии сделать правильный выбор, принять правильное решение. Именно поэтому я решил включить тему “Менеджмент или как управлять организацией" в курс “Основы экономики".
Структура темы Модель усвоения базы знаний Уровни усвоения Цели Неосознанное восприятие
Назвать, что включает в себя менеджмент или управление организацией. Назвать цели организации.
Определить признаки, цели, роль менеджера в организации. Назвать уровни менеджеров. Назвать условия существования организации. Назвать общие характеристики организации. 2. Репродуктивный Объяснить, кто такой менеджер.
Сформулировать определение основных терминов и понятий темы: организация (учреждение), внутренняя среда организации, микросреда, макросреда, принятие решений, планирование, цели, стратегии, политика, процедура, правило, программа, бюджет, организация (процесс), руководство, мотивация, лидерство, контроль.
Сформулировать общие характеристики организации.
Объяснить, в какой среде работает организация. Сравнить внешнюю среду организации с внутренней.
3. Алгоритмический Упорядочить функции менеджмента во времени. Доказать, что все организации нуждаются в управлении. Доказать, что организация является открытой системой.
Предложить наиболее эффективные способы мотивации работников. Решить задачу на платежную матрицу.
4. Творческий
Оценить, насколько широко применяется в мире горизонтальное и вертикальное разделение труда. Сравнить эффективность работы простых и сложных организаций, оценить различия в руководстве простыми и сложными организациями.
Оценить влияние внешних факторов на работу организации.
Сымитировать работу организации с использованием современных методов управления.
Глава III. Урок изложения нового материала План урока изложения нового материала Организационный момент. Мотивация к изучению данной темы. Постановка целей, задач. Изложение нового материала. Закрепление нового материала. Итоги занятия, домашнее задание. Методическая карта урока изложения нового материала Деятельность учителя Деятельность учеников 1. Заходит в класс и приветствует учеников. 1. Приветствуют учителя вставанием. Предлагает учащимся приготовиться к уроку. а) Переходит к пункту 3.
б) Дает ученикам дополнительную минуту, чтобы они приготовились к уроку. Учащиеся готовятся к уроку.
а) Учащиеся готовы к уроку. б) Учащиеся не готовы к уроку. 3. Проводит выявление отсутствующих.
3. Каждый отвечает учителю, когда он называет фамилию учащегося. 4. Говорит вступительные слова, тем самым мотивируя учеников к изучению данной новой темы.
а) Переходит к пункту 5.
б) Продолжает мотивацию, используя понятные термины, говоря об интересующих учащихся вопросах.
4. Внимательно слушают учителя. а) Ученики готовы к восприятию нового материала. б) Ученики не готовы к восприятию нового материала.
5. а) Проводит изложение нового материала. Говорит достаточно медленно и отчетливо, чтобы любой мог понять. Основные положения– диктует. б) Привлекает внимание учеников. Делает замечания отдельным ученикам. 5. а) Записывают основные положения лекции, внимательно слушают и пытаются осознать комментарии. Записывают вопросы, чтобы задать после изложения материала.
б) Ученики не слушают учителя.
6. Предлагает задать вопросы, касающиеся материала, который был изложен, возможно, недостаточно
ясно.
а) Предлагает другим ученикам ответить на вопросы одноклассников. б) Переходит к пункту 8.
6. а) Задают вопросы по неясным аспектам. б) Не задают вопросы учителю.
7. Корректирует ответы учеников и добивается полного понимания изложенного. 7. Внимательно слушают и записывают основные положения. 8. Предлагает задать вопросы, не затронутые в изложении, но интересующие учеников, как по данной теме, так и по непосредственно связанным темам. а) Отвечает на вопросы.
б) Переходит к пункту 9. 8. Задают интересующие их вопросы. а) Задают интересующие вопросы. б) Не задают вопросы учителю.
9. Проводит закрепление нового материала путем вопросов к ученикам, касающихся изложенного материала. а) Благодарит за правильные ответы и переходит к пункту 10. б) Разъясняет ученикам моменты, которые они не поняли, добивается полного понимания темы.
9. а) Отвечают на вопросы.
б) Затрудняются ответить на вопрос или отвечают неправильно. 10. Разъясняет домашнее задание. Объясняет ученикам, что необходимо иметь на уроке закрепления изученного материала (конспект сегодняшнего занятия, письменные принадлежности, калькулятор).
10. Записывают домашнее задание, требуют объяснения в случае непонимания или неясного понимания.
11. Подводит итоги занятия, благодарит за внимание, прощается с учениками. 11. Прощаются с учителем, вставая.
Текст информационного сообщения Мотивация
Основу экономической жизни многих стран мира, а теперь уже и нашей страны составляет рыночная форма хозяйствования. Ячейкой рыночной экономики является организация. Она может быть представлена в форме фирмы, компании, корпорации, учреждения, института, кооператива и т. д. , однако все это–виды организаций. Каждая организация нуждается в управлении. Иначе она не сможет существовать и распадется. Давайте назовем человека, который управляет организацией– “менеджер", а сам процесс управления – “менеджмент". Понятия “менеджмент” и “менеджер” вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Однако, не смотря на это, довольно прочно закрепились в нашем лексиконе, и теперь нам кажется, что мы знаем их с детства. Каждый день мы слышим по телевидению, радио, встречаем в газетах рекламу курсов менеджеров, которые проводят всевозможные школы бизнеса. Я уверен, что многие из вас давно слышали слова “менеджмент” и “менеджер”. Давайте попытаемся поглубже разобраться в том, кто такой менеджер и что представляет собой процесс управления организацией. Вообще понятие “менеджмент" имеет несколько значений:
процесс управления организацией; наука, изучающая процесс управления; искусство управления.
Процесс управления организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно руководствуясь лишь сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных факторов, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Организация как открытая система
Организация –это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. Эти цели могут быть самые разнообразные: производство продукции, торговля товарами, предоставление каких-либо услуг, сбор налогов (налоговые инспекции), осуществление политических акций (например, политические партии), религиозные цели и т. д.
Условия существования организации:
наличие хотя бы 2-х человек, которые считают себя частью группы или группой; наличие хотя бы 1-й цели, которую члены группы считают общей; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе для достижения цели (целей). Цель для организации очень важна, так как никогда не удастся добиться результата, если не знаешь, чего ты хочешь.
Общие характеристики организации:
все организации для обеспечения своей деятельности используют какие-либо ресурсы:
материальные (сырье и материалы); финансовые (деньги); трудовые (рабочие, служащие); энергетические (электроэнергия, газ); информационные (реклама, законодательство) и т. д.
организации преобразуют ресурсы в желаемый конечный результат своей деятельности:
продукцию; услуги; действия и т. д.
организации взаимодействуют с внешней средой используя ресурсы, поставляя результаты своей деятельности;
в организации осуществляется разделение труда:
горизонтальное –деление работы, которую необходимо выполнить на составляющие и распределение между подразделениями организации либо ее работниками; вертикальное –разделение в организации управляющих и исполняющих (начальников и подчиненных);
все организации нуждаются в управлении.
Организации бывают простые и сложные. Простые состоят из одного небольшого отдела, а сложные включают в себя два и более отделов. Встречаются организации, насчитывающие сотни отделов с иерархической структурой, подразделения которых находятся в разных странах мира. Примером простой организации может быть маленькая парикмахерская, состоящая из одного отдела, занимающего 2 комнаты на первом этаже здания. Сложная организация–“Mc Donalds", представительства которого находятся почти во всех странах мира, который насчитывает более 7000 самостоятельных предприятий обслуживающих посетителей, работа которых обеспечивается поддержкой большого числа организаций, осуществляющих закупку продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих строительство магазинов, проводящих рекламу. Деятельность организации зависит от того, как эта организация построена. То, как построена организация, формирует внутреннюю среду организации. Внутренняя средаорганизации включает совокупность факторов, влияющих на деятельность организации изнутри: подразделения организации, отношения между работниками, отношения между руководством и подчиненными. Организация –это не нечто обособленное, работающее исходя исключительно из своих интересов, ни от кого не зависящее образование. Организация– это система, целиком и полностью зависящая от внешней среды. Внешняя среда –это совокупность внешних факторов, влияющих на деятельность организации. Она включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику, технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы влияют на все, что происходит внутри организации. Внешняя среда включает микросреду и макросреду. Микросреда –среда, с которой непосредственно взаимодействует организация: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты и др. Макросреда –факторы, оказывающие косвенное влияние на деятельность организации: политическая ситуация в стране, уровень научно-технического прогресса, состояние экологии и т. д. Внешняя и внутренняя среда организации представлены в разделе “Наглядные пособия" на схеме 1.
Менеджер
Менеджер-- человек, который руководствуясь современными методами организовывает конкретную работу в рамках определенного числа подчиненных ему сотрудников. Менеджер деловой организации во всех решениях должен руководствоваться в первую очередь экономическими соображениями. Менеджер по сути осуществляет управление. Управление –это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
Признаки деятельности менеджера:
Менеджер руководит работой 1-го или нескольких подчиненных ему сотрудников. Менеджер управляет частью или всей организацией, распоряжается всеми или частью ресурсов организации. Ему предоставляются некоторые полномочия, он имеет определенный простор для принятия решений. Менеджер принимает на себя ответственность за результаты реализации принятых решений. Менеджер –это человек, который занимает постоянную руководящую должность в организации. Он может быть как владельцем либо совладельцем организации, так и наемным работником. Если взять какую-либо определенную организацию, например, завод, то на нем можно встретить различных менеджеров: директора завода, начальников цехов, мастеров и т. д. Рабочие подчиняются мастерам, мастера– начальникам цехов, начальники цехов –директору завода. В данном примере можно увидеть, что существуют разные уровни менеджеров. В зависимости от меры ответственности, характера решаемых задач можно выделить следующие уровни менеджеров: Менеджеры низшего уровня, так называемые операционные руководители. Круг их задач: осуществляют контроль выполнения производственных заданий своими подчиненными; отвечают за непосредственное использование ресурсов организации, выделенных для исполнения данного задания;
разрешают конфликты, возникающие между работниками.
Менеджеры среднего уровня. Они подчинены менеджерам высшего уровня и руководят менеджерами низшего уровня. Их задачи крайне разнообразны и по сути сводятся к координации различных подразделений внутри организации. Менеджеры среднего уровня готовят информацию для рассмотрения менеджерами высшего уровня, а решения менеджеров высшего уровня трансформируют для исполнения менеджерам низшего уровня. Менеджеры высшего уровня осуществляют следующий круг задач: формулирование долгосрочных целей организации; разработка стратегии организации; * [* ? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ?? ? ?? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?. ] адаптация организации к изменениям во внешней среде;
управление отношениями между организацией и внешней средой.
Каждый менеджер выполняет определенный набор правил, характерных для данной организации. Эти наборы правил называются ролями менеджеров в организации. Можно выделить следующиегруппы ролей менеджеров:
межличностные роли: главный руководитель; лидер;
связующее звено (переписка, работа с другими организациями); роли, связанные с принятием решений: предприниматель (изыскивает новые возможности для улучшения работы); распределитель ресурсов;
устранение нарушения работы организации;
посредник, ведущий переговоры (принятие решений в ходе переговоров); информационные роли:
приемник информации; распространитель информации; представитель организации во внешней среде.
Как уже говорилось, каждая организация преследует определенные цели в своей деятельности. Цели менеджера – создать условия, благоприятные для достижения целей организации.
Процесс управления организацией
Процесс управления организацией, а также вопросы, на которые необходимо ответить на каждом этапе управления представлены в разделе “Наглядные пособия" на схеме 2. Менеджер организации последовательно выполняет все функции менеджмента: планирование, организацию работы, руководство и контроль. Все эти функции объединяет процесс принятия решений. Этот процесс выполняется менеджером постоянно.
Планирование
Планирование – формулирования целей и разработки программ действий по достижению этих целей. Цель планирования – составления проекта желаемого порядка в будущем. Планирование –основа управления организацией. От того как составлены планы зависит успех организации. Это хорошо показано на схеме 3.
Типы планов организации: Цели организации – проект будущего организации.
Стратегии –генеральная программа действий по достижению глобальных целей организации. Составляется на длительный период. Политика –общее руководство для действий и принятия решений при достижении целей организации. Это “кодекс законов” организации. Процедура –хронологическая последовательность ряда шагов, которые необходимо предпринять для достижения поставленных целей. Правило –руководство к действию (что должно быть сделано в определенных условиях при определенной ситуации). Программа –совокупность шагов, которые необходимо предпринять, ресурсов, которые следует использовать, заданий, которые необходимо выполнить.
Бюджет – финансовый план организации. Организация
Организационная деятельность представляет собой процесс упорядочения взаимоотношений и взаимодействий работников организации для достижения общих целей. Основная цель этого процесса– сделать сотрудничество людей эффективным. Процесс организации включает в себя следующие этапы:
определение целей и задач, которые необходимо решить;
на базе этих задач выявление и видов деятельности, которые необходимо осуществить, т. е. определение характера работ; создание подразделений, т. е. группировка работ в отдельные блоки. наделение руководителя каждой группы полномочиями, необходимыми для обеспечения успеха деятельности организации.
В более узком понятии организация представляет собой: определение конкретных заданий;
распределение работ среди отдельных лиц и групп работников; координацию их действий.
Руководство
Руководство представляет собой гармоническое единство понятий лидерства и мотивации. Лидерство –это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижения целей организации. Менеджер становится лидером только благодаря готовности людей разделять его взгляды и следовать за ним. Эффективность лидера определяется не набором личных качеств руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Мотивация –процесс побуждения работника к эффективной деятельности, направленной на достижение целей организации. Менеджеру необходимо создать все условия чтобы: люди пришли работать в организацию, люди оставались работать в организации, люди работали эффективно. Процесс мотивации неразрывно связан с понятиями потребность и вознаграждение.
Контроль
Контроль представляет собой процесс сопоставления реально достигнутых результатов с желаемыми, запланированными; установление факта достижения целей организации, выявление отклонений от запланированного и принятие решений о корректировках с тем, чтобы цели были достигнуты.
Виды контроля:
предупредительный или упреждающий (еще до начала реализации планов); текущий контроль (во время работы);
заключительный контроль (после реализации планов). Процесс принятия решений
В узком смысле принятие решения –выбор единственного варианта из нескольких альтернатив. Для принятия решения необходимо собрать достоверную полную информацию, проанализировать ее, найти несколько возможных альтернатив и выбрать из них наиболее оптимальную. В широком смысле принятие решения – это:
процесс подготовки решения; собственно принятие решения (выбор варианта); реализация принятого решения; контроль полученных результатов.
В зависимости от наличия информации, ее достоверности, а также от внутренних качеств самого менеджера технология принятия решения бывает различной. Выделяют: интуитивные решения – выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный; решения, основанные на суждениях – выбор, обусловленный жизненным опытом менеджера; рациональное решение –выбор, сделанный на основе результатов проведенного анализа, оценке альтернатив. Наиболее точным решением несомненно будет решение, принятое на основе рациональной технологии. Однако менеджер не всегда располагает необходимой информацией и временем, достаточным для принятия такого решения. Поэтому ему ничего не остается, как принимать решение, основанное на суждениях либо интуитивное решение.
Наглядные пособия для урока изложения нового материала
Наглядные пособия представляют собой некоторые материалы, которые предполагается с помощью проектора спроектировать на экран и предложить ученикам для рассмотрения. На данном занятии будет представлено 3 схемы: “Модель организации как открытой системы", “Процесс управления организацией", “Планирование– основа управления организацией".
Схема 1. Модель организации, как открытой системы. Схема 2. Процесс управления организацией. Функции Результаты Функции Результаты Схема 3. Планирование – основа управления организацией. Контроль и оценивание (экспресс-опрос).
Для экспресс опроса предлагаются следующие вопросы к аудитории: Как называется образование, в котором объединена группа людей для достижения определенной цели?
Каковы условия существования организации? Какие вы знаете виды ресурсов, используемых организацией? Что такое разделение труда? Назовите его виды. Нуждаются ли организации в управлении? Зависит ли организация от внешней среды? Что такое внешняя среда? Что она в себя включает? Что такое внутренняя среда? Что она в себя включает? Кто такой менеджер?
Что превращает неорганизованную толпу в организованную группу. Назовите признаки менеджера.
Какие уровни менеджеров вы знаете?
Какие функции выполняют менеджеры низшего уровня, какие – среднего и какие – высшего. Что такое роли менеджера?
Какие роли играет менеджер в организации? Какова цель менеджера? Что такое планирование? Какие типы планов организации вы знаете? Что представляет собой организация как процесс?
Зачем необходимо руководить людьми? Какие два понятия при этом играют решающую роль?
Что такое контроль и зачем он нужен? Что включает в себя процесс принятия решения? Домашнее задание Предлагается следующее задание на дом:
Прочитать конспект лекции и быть готовым ответить на вопросы, участвовать в беседе, деловой игре по данной теме. Подготовить интересную ситуацию (рассказ на 2 –3 минуты) о деятельности какой-либо организации (работниках какой-либо организации или ее менеджере), случае с какой-либо организацией, успехе либо неудаче какой-либо организации, рассказать о причинах и последствиях этой ситуации.
Глава IV. Урок закрепления изученного материала. Методическая карта урока закрепления изученного материала Деятельность учителя Деятельность учеников 1. Заходит в класс и приветствует учеников. 1. Приветствуют учителя вставанием. Предлагает учащимся приготовиться к уроку. а) Переходит к пункту 3.
б) Дает ученикам дополнительную минуту, чтобы они приготовились к уроку. Учащиеся готовятся к уроку.
а) Учащиеся готовы к уроку. б) Учащиеся не готовы к уроку. 3. Проводит выявление отсутствующих.
3. Каждый отвечает учителю, когда он называет фамилию учащегося. 4. Говорит вступительные слова, объясняет ученикам, что будет происходить на сегодняшнем уроке. Объясняет цели, задачи урока. 4. Внимательно слушают учителя. Осознают цели, задачи урока. Проверяет домашнее задание. а) Слушает выступления учеников, благодарит за проделанную работу. б) Выясняет причины невыполнения домашнего задания, разъясняет ученикам суть домашней работы, предлагает оставить работу на следующее занятие. 5. а) Выборочно 2 – 3 ученика рассказывают подготовленную ситуацию. б) Учащиеся не выполнили домашнее задание. 6. Предлагает ученикам просмотреть конспект и повторить содержание в течение 2 – 3 минут. 6. Повторяют конспект прошлого занятия. 7. Проводит оценку знаний теоретического материала в форме теста: раздает ученикам карточки с вопросами теста, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы: задания для контроля”. 7. Отмечают в карточках правильные ответы, а, где необходимо, дополняют суждение или пишут правильный ответ. Сдают заполненные карточки теста учителю. 8. Разъясняет ученикам метод решения задачи на платежную матрицу. См. “Дидактические материалы: задача на платежную матрицу”. а) Благодарит учащихся за внимание и переходит к пункту 11. б) Переходит к пункту 9.
8. а) Осознают ход решения и записывают основные положения. б) Не понимают ход решения задачи.
9. Предлагает ученикам задать вопросы по задаче, добивается полного понимания хода решения.
9. Задают вопросы, спрашивают неясные моменты. 10. Отвечает на вопросы учеников. 10. Внимательно слушают ответы и разъяснения.
11. Проводит самостоятельную работу: раздает ученикам карточки с вопросами, чистые листы, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы: самостоятельная работа”. а) Благодарит учащихся за проделанную самостоятельную работу. б) Работа считается выполненной. Выясняет причины невыполнения учениками задания, предлагает одноклассникам помочь неуспевающим ребятам. в) Работа считается невыполненной. Выясняет причины невыполнения учениками задания, предлагает заняться данными вопросами дополнительно.
11.
а) Пишут ответы на вопросы. Сдают карточки с вопросами и листы с ответами учителю. б) Не более чем 20 % учеников затрудняются ответить на вопросы самостоятельной работы и отказываются сдать листы с ответами. в) Более чем 20 % учеников затрудняются ответить на вопросы самостоятельной работы и отказываются сдать листы с ответами. 12. Зачитывает и разъясняет задание для мозговой атаки. См. “Дидакти-ческие материалы: мозговая атака”. 12. Внимательно слушают задание, спрашивают неясные моменты, тезисно конспектируют задание. 13. Выслушивает варианты решений учеников задания “мозговая атака”. Проводит “конкурс" лучшего решения. 13. Предлагают решения ситуации по заданию “мозговая атака”. 14. а) Зачитывает ученикам ситуации из раздела “Это интересно". См. “Дидакти-ческие материалы: “Это интересно”. б) Привлекает внимание учеников. Делает замечания отдельным ученикам. 14. а) Внимательно слушают учителя.
б) Ученики не слушают учителя. 15. Предлагает учащимся принять участие в деловой игре.
а) Проводит деловую игру: разъясняет задание, назначает роли участников, отвечает на вопросы учеников, корректирует поведение учеников во время игры, дает полезные советы. б) Выясняет причины нежелания участвовать в деловой игре, делает выводы, отменяет игру.
15.
а) Проявляют желание принять участие в игре. Выслушивают задание, задают вопросы по неясным моментам, выбирают роли в игре, участвуют в игре.
б) Не проявляют желание принять участие в игре. 16. Выставляет оценки за активность на уроке. 16. Молча слушают подведение итогов занятия.
17. Объясняет ученикам, где и когда можно будет узнать результаты самостоятельной работы и теста.
17. Запоминают или записывают.
18. Подводит итоги занятия, благодарит за внимание, прощается с учениками. 18. Прощаются с учителем, вставая. Дидактические материалы для урока закрепления изученного материала Задания для контроля Контроль знаний теоретического материала поводится в форме теста, содержащего 30 вопросов. В тесте имеются вопросы как закрытого, так и открытого типов. Задание для теста– см. наглядное пособие 1.
Задача на платежную матрицу
Сегодня мы рассмотрим пример принятия рационального решения, решив несложную задачу на так называемую “платежную матрицу". Платежная матрица –таблица взаимосвязи между принятым решением и типами внешней среды. См. наглядное пособие 2. Задача. Брокер на бирже намеревается купить акции корпораций A, B или C. Предварительно был проведен анализ, и выяснилось, что процент по акциям будет зависеть от следующих факторов:
объем сделок на рынке уменьшится объем сделок на рынке увеличится объем сделок на рынке останется неизменным
При этом доходность акций будет исходить из следующей таблицы: См. наглядное пособие 3.
Вариант 1. Критерий Байеса.
Допустим, что известны вероятности состояния объема сделок на рынке: См. наглядное пособие 4.
Оптимальное решение: X = max S ( aij * pj ). * [] X1 = 5 * 0. 4 + 18 * 0. 5 + 1 * 0. 1 = 11. 1 X2 = 7 * 0. 4 + 4 * 0. 5 + 13 * 0. 1 = 6. 1 X3 = 14 * 0. 4 + 6 * 0. 5 + 3 * 0. 1 = 8. 9
Брокеру лучше купить акции компании А, так как при этом ожидается максимальный доход.
Вариант 2. Критерий Бернули-Лапласа.
Допустим, что вероятности неизвестны. По этому критерию допускается, что вероятности равны. См. наглядное пособие 5. Оптимальное решение: X = max S ( aij * pj ). [3 ? ?? ?? ?? ? ? ?? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ? ? ? ?? ?? .]
X1 = 5 * 1/3 + 18 * 1/3 + 1 * 1/3 = 17 X2 = 7 * 1/3 + 4 * 1/3 + 13 * 1/3 = 8 X3 = 14 * 1/3 + 6 * 1/3 + 3 * 1/3 = 7. 7 Брокеру целесообразнее купить акции А. Вариант 3. Критерий оптимизма (ориентация на удачу). Оптимальное решение: X = max (max aij);
Максимальный доход при выборе решений X1 = 18; X2 = 13; X3 = 14. Оптимальное решение: X1.
Вариант 4. Критерий пессимизма (ориентация на неудачу). Оптимальное решение: X = max (min aij);
Минимальный доход при выборе решений X1 = 1; X2 = 4 X3 = 3. Оптимальное решение: X2.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа представляет собой задание, которое требует от учащиеся знаний материала, изложенного на уроке изложения нового материала, а также понимания задачи на платежную матрицу, ход решения которой изложен на текущем уроке. Самостоятельная работа рассчитана на 7– 8 минут. Условие самостоятельной работы –карточки по 2 вопроса в каждой. Имеется 8 вариантов. Карточки для самостоятельной работы– наглядное пособие 6.
Задание для мозговой атаки Предлагается зачитать ученикам следующий текст:
“Почему твоя бригада устанавливает воздуховоды на 7-м этаже восточного крыла? У нас там целые две недели резервного времени. Сейчас в критическом положении находится воздуховод на 6-м этаже в западном крыле. Ей-богу, Прествуд, это же должно быть сделано еще месяц назад. А сейчас вы не даете работать на 6-м этаже ни сантехникам, ни электрикам, потому, что всех своих людей направили на работу в совсем другое место. Тебе это все равно? ” “Нет, г-н Нельсон, мне не все равно, но мне кажется, что я совсем ошалел от этой новой системы планирования по методу критического пути. " “Я еду на площадку, чтобы поговорить с тобой, а пока перебрось людей на 6-й этаж. " Рой Нельсон направился к своей машине. Он 16 лет проработал в этой строительной компании и сейчас руководил проектом по постройке мемориального госпиталя. Нельсон был основным зачинщиком внедрения сетевого планирования на основе ЭВМ для оперативного управления строительными работами. Он верил: система вытянет компанию из средневековья, поднимет производительность и сэкономит кучу денег. Сейчас, правда, он подумывал, а не было ли это большой ошибкой–весь этот переход на сетевые графики. С технической точки зрения система работала нормально, но он не достигал тех результатов, которые ожидал получить от своих помощников. Бил Пествуд всегда был отличным сознательным и надежным бригадиром, руководящим работами по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха. Однако, после внедрения сетевого графика Бил кажется совсем утратил навыки руководства бригадой. Его ошибки привели к серьезным сбоям в строительстве госпиталя. Рой нашел Била Пествуда на шестом этаже западного крыла, где его бригада уже начинала работу с этим оказавшимся в критическом положении воздуховодом. “Бил, я надеюсь, что мы сможем понять в чем причина наших бед в последние месяцы. У нас такого раньше не было. "
“Мне эти штучки тоже не нравятся. "
“Хорошо, Бил. Давай-ка сначала посмотрим на последнюю недельную распечатку сетевого графика, которую я прислал тебе в понедельник. Где она? " “Думаю, в багажнике моего автомобиля. " “В багажнике? Что ей там делать? Она должна быть постоянно с тобой! Ты же не оставляешь рабочие чертежи в багажнике? " “Нет, не оставляю. Но я понимаю чертежи, к тому же чертежи не меняются каждую неделю. По правде говоря, эта распечатка для меня просто пустое место, огромная сетка цифр. " “Ты же получил копию “Руководства по применению метода сетевого планирования", не так ли ? ”
“Да, я получил все 300 страниц этого руководства. "
“И ты посещал семинар, где я объяснял, как система работает? " “Да, я был на семинаре. "
“Ну, тогда что за…"
“Г-н Нельсон, восемь лет я был хорошим бригадиром. Если же вы хотите, чтобы я таскал по площадке 20-фунтовую распечатку, выдайте всем по тележке. Что касается меня лично, то мне надоело получать какие-то непонятные компьютерные приказы, за которые потом всю вину валят на меня. Я думаю, что мне лучше, наверное, работать в компании, где люди общаются друг с другом на понятном английском языке. А вы поищите себе другого бригадира. ”
Вопросы
Было ли ошибочным внедрять автоматизированную систему сетевого планирования в строительной компании? Почему? Можно ли было избежать проблемы между менеджером и бригадиром? Каким образом? Что теперь должен делать Рой Нельсон.
Материалы “Это интересно” Ситуация 1. Победа в компьютерной игре.
Понимая, что компьютер –знамение будущего и самый бурно развивающийся бизнес в современном мире, две фирмы решили вступить в конкурентную борьбу на этом поприще. Фирма А–одна из крупнейших американских компаний уже занимающая ведущее место в электронике. Она располагает сотнями миллионов долларов, потратив их на исследования рынка, привлечение лучших технических специалистов и сбытовиков, на строительство новейших хорошо оборудованных заводов. Фирма Б–это всего лишь два человека, бросивших когда-то колледж. Весь их опыт в электронике сводится к продаже “голубых коробочек"–устройств для незаконных междугородних телефонных переговоров. Перед началом разработки своей машины они ни гроша не затрачивали на исследования. Весь начальный капитал составляет 1300 долларов, полученных от продажи автобуса “Фольксваген” и карманного калькулятора. Их штаб-квартира размещается в спальне одного из партнеров, а сборочный конвейер– в гараже. Кто окажется более успешным фирма А или фирма Б? Очевидный ответ –А. Фирмой А в данной ситуации оказалась “Radio Corporation of America" (“RCA"). Ее компьютеры, тем не менее не известны, потому что в 1976 году потеряв 300 млн. долларов фирма была вынуждена свернуть компьютерное производство. А фирма Б–“Apple Computer", которая по сей день занимает ведущее место в компьютерном бизнесе.
Ситуация 2. Как получить оценку.
Представьте себе, что вы студент изучающий экономику в Йельском университете где-то в 70-е годы, пишите курсовую работу, предлагая создать авиалинию, которая доставляла бы маленькие посылки и бандероли по территории страны в пределах одних суток. Эта компания, о создании которой вы мечтаете, стала бы напрямую конкурировать с компанией “Ups" и US Mail. План предусматривает вытеснение из бизнеса этих двух мощнейших конкурентов, даже при условии, что создаваемая компания стала бы брать за услуги в 40 раз больше, чем ее конкуренты. Какую оценку вы бы получили за курсовую работу? Вероятно, “тройку" просто за старание. Такую же оценку получил Фредерик Смит за свою “странную” работу, которая по существу являлась достаточно подробным планом создания компании “Federal Express". Смит мог бы опротестовать оценку, но управление компанией “Federal Express", которая приносит в год 300 млн. долларов и гарантирует доставку миллионов бандеролей и небольших посылок в год в течение 24 часов после отправки, не оставляет ему времени на это.
Ситуация 3. Пища для размышлений.
Две фирмы в ресторанном бизнесе. Первая расположена в старом здании в самой старой части города, к тому же и не на первом этаже. Готовят и обслуживают здесь превосходно, но владельцы отказываются вывешивать рекламу своих клиентов. Вторая компания имеет гораздо более низкие цены, повара ее не имеют такого опыта, готовится все сразу, хранится и разогревается по мере надобности, пока все не продастся. Вторая компания расположена в самой новой части города и предоставляет широкие возможности для рекламы своим клиентам. Кто из них скорее добьется большего успеха? Многочисленные гурманы считают “La Tour D’Arange" лучшим рестораном мира все двести лет его существования. Однако большинство людей охотнее посещает другое учреждение, которое продает гамбургеры под маркой “Mk Donald’s". Наглядные пособия для урока закрепления изученного материала Наглядные пособия представляют собой: материалы, которые предполагается с помощью проектора спроектировать на экран и предложить ученикам для рассмотрения;
раздаточные материалы. Задание для теста Наглядное пособие 1. (раздаточный материал)
Выберите ответ, который, по Вашему мнению, является правильным и наиболее полным:
Организация – это … группа людей, объединенных по какому-либо признаку; группа людей, занимающихся бизнесом;
это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей.
Организации взаимодействуют с внешней средой… потому что это является общей целью всех организаций;
используя ресурсы, поставляя результаты своей деятельности; так требует законодательство Украины.
Условия существования организации: наличие офиса; наличие хотя бы 5 человек;
наличие членов группы, которые намеренно работают вместе для достижения цели (целей).
Все организации нуждаются в … управлении; разделении труда; рекламе. Выберите правильное суждение:
Внешняя среда организации включает в себя микросреду и макросреду. Внешняя среда организации включает в себя макросреду, а та в свою очередь включает микросреду.
Макросреда также называется макросредой. Менеджеры низшего уровня:
осуществляют контроль выполнения производственных заданий своими подчиненными; готовят информацию для рассмотрения менеджерами высшего уровня; осуществляют разработку стратегии организации.
Цель планирования – … обеспечить максимальную прибыль организации
создать условия, благоприятные для достижения целей организации; составление проекта желаемого порядка в будущем.
Организационный процесс – это …
процесс планирования, руководства и контроля над деятельностью организации; процесс упорядочения взаимоотношений и взаимодействий работников организации для достижения общих целей;
процесс управления организацией. Мотивация – это …
это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижения целей организации; процесс побуждения работника к эффективной деятельности, направленной на достижение целей организации. Выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный называется… интуитивным решением;
решением, основанным на суждениях. II. Выберите несколько подходящих ответов Организацией можно назвать: завод по производству холодильников; школу; парикмахерскую; группу людей в автобусе; политическую партию; церковь. Разделение труда бывает: постоянное; временное; горизонтальное; вертикальное. Организация … работает исходя исключительно из своих интересов; целиком и полностью зависит от внешней среды; работает исходя из своих и общественных интересов. Менеджер – это человек, который … дает полезные советы по руководству организацией;
во всех решениях руководствуется в первую очередь экономическими соображениями; организовывает конкретную работу в рамках определенного числа подчиненных ему сотрудников.
К признакам менеджера относятся: Менеджер – обязательно владелец организации.
Менеджер принимает на себя ответственность за результаты реализации принятых решений. Менеджер управляет частью или всей организацией, распоряжается всеми или частью ресурсов организации.
Менеджер руководит не менее чем 3-мя работниками. Роли менеджеров: межличностные роли; представительские роли; роли, связанные с принятием решений; роли, не связанные с принятием решений; информационные роли. Типы планов организации: цели организации; управленческие планы; стратегии; планы производства и продаж; программы; процедуры. Руководство включает в себя понятия: мотивация; контроль; управление; распределение ресурсов; лидерство; Контроль представляет собой:
процесс сопоставления реально достигнутых результатов с желаемыми, запланированными; процесс определения изъянов в работе сотрудников с целью установления и наказания виновных; процесс установление факта достижения целей организации, выявление отклонений от запланированного и принятие решений о корректировках с тем, чтобы цели были достигнуты.
Наиболее точным решением будет: интуитивное решение; решение, основанное на суждениях; рациональное решение. III. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы Приведите примеры организаций: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________
Приведите примеры ресурсов, которые используют организации для обеспечения своей деятельности:
_____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________
Совокупность факторов, влияющих на деятельность организации изнутри называется ________________________ . Внешняя среда организации –это _________________________________ ______________________________________________________________.
Перечислите уровни менеджеров: ________________________; ________________________; ________________________;
Роль менеджера –это ___________________________________________ ______________________________________________________________. Финансовый план организации называется ________________________.
Перечислите виды контроля: ________________________; ________________________; ________________________.
Выбор единственного варианта из нескольких альтернатив в менеджменте получило название ___________________________________. Менеджер вынужден принимать решение, основанное на суждениях или интуитивное решение в случае, когда ______________________________ ______________________________________________________________.
Таблицы для задачи на платежную матрицу Наглядное пособие 2. (для проекции) Решение Типы внешней среды N1 N2 N3 X1 a11 a12 a13 X2 a21 a22 a23 X3 a31 a32 a33 P P1 P2 P3 Xi – варианты решения, один из которых необходимо принять;
Nj –состояние внешней среды. Внешняя среда обязательно примет какое-то из этих состояний;
P – вероятность того, что она примет данное состояние;
aij – результат, который получится в результате принятия решения Xi при состоянии внешней среды Nj.
Таблица 1. Платежная матрица. Наглядное пособие 3. (для проекции) Решение Объем сделок на рынке брокера уменьшится увеличится останется неизменным покупка A 5 18 1 покупка B 7 4 13 покупка C 14 6 4 Таблица 2. Условие задачи. Наглядное пособие 4. (для проекции) Решение Объем сделок на рынке брокера уменьшится увеличится останется неизменным покупка A 5 18 1 покупка B 7 4 13 покупка C 14 6 4 P 0, 4 0, 5 0, 1 Таблица 3. Критерий Байеса. Наглядное пособие 5. (для проекции) Решение Объем сделок на рынке брокера уменьшится увеличится останется неизменным покупка A 5 18 1 покупка B 7 4 13 покупка C 14 6 3 P 1/3 1/3 1/3 Таблица 4. Критерий Бернули-Лапласа Карточки для самостоятельной работы Наглядное пособие 6. (раздаточный материал) Вариант 1.
Как вы считаете, какую роль для организации играет планирование. Задача. Предприятие вводит в действие новую производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя. Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:
Товар Спрос на другие товары увеличится не изменится уменьшится А 6 11 16 Б 20 5 20 В 15 25 6
Вам необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить. Решите задачу по критерию Байеса, если вероятность того, что спрос увеличится – 0, 5, уменьшится – 0, 3; не изменится – 0, 2.
Вариант 2.
Как вы считаете, какую роль для организации играет организация (процесс). Задача. Предприятие вводит в действие новую производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя. Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:
Товар Спрос на другие товары увеличится не изменится уменьшится А 6 11 16 Б 20 5 20 В 15 25 6
Вам необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить. Решите задачу по критерию Бернули-Лапласа.
Вариант 3.
Как вы считаете, какую роль для организации играет руководство. Задача. Предприятие вводит в действие новую производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя. Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:
Товар Спрос на другие товары увеличится не изменится уменьшится А 6 11 16 Б 20 5 20 В 15 25 6
Вам необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить. Решите задачу по критерию оптимизма.
Вариант 4.
Как вы считаете, какую роль для организации играет контроль. Задача. Предприятие вводит в действие новую производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя. Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:
Товар Спрос на другие товары увеличится не изменится уменьшится А 6 11 16 Б 20 5 20 В 15 25 6
Вам необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить. Решите задачу по критерию пессимизма.
Вариант 5.
1. Объясните, как и почему процесс принятия решений связан со всеми функциями менеджмента (планированием, организацией, руководством, контролем). 2. Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже изменится.
Покупатель Стоимость портфеля увеличится не изменится уменьшится А 16 20 6 Б 11 5 25 В 6 20 15
Вам необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный портфель. Решите задачу по критерию Байеса, если вероятность того, что стоимость портфеля увеличится– 0, 1, уменьшится – 0, 6; не изменится – 0, 3.
Вариант 6.
1. Почему для успешной работы организации, в частности для успешного руководства нужна мотивация работников. 2. Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже изменится.
Покупатель Стоимость портфеля увеличится не изменится уменьшится А 16 20 6 Б 11 5 25 В 6 20 15
Вам необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный портфель.
Решите задачу по критерию Бернули-Лапласа. Вариант 7.
1. Почему важно, чтобы менеджер в организации был лидером. К чему может привести отсутствие лидера в организации. 2. Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже изменится.
Покупатель Стоимость портфеля увеличится не изменится уменьшится А 16 20 6 Б 11 5 25 В 6 20 15
Вам необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный портфель.
Решите задачу по критерию оптимизма. Вариант 8.
1. В чем заключается смысл контроля. Какой контроль, по Вашему мнению, является более важным: упреждающий, текущий или заключительный. 2. Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже изменится.
Покупатель Стоимость портфеля увеличится не изменится уменьшится А 16 20 6 Б 11 5 25 В 6 20 15
Вам необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный портфель.
Решите задачу по критерию пессимизма. Модель деловой игры
В заключение закрепления изученного материала учащимся предлагается проделать деловую игру, смысл которой заключается в моделировании реальных условий существования организации и управления ею.
Необходимые условия
Класс состоит из 24 учеников. Для проведения деловой игры необходима комната, столы в которой расположены таким образом, чтобы можно было образовать 3 группы учеников по 8 человек и предоставить каждой группе возможность для дискуссии. Идеальный вариант–3 круглых стола, вмещающих по 8 человек каждый. Необходим также учительский стол.
Задание
Фирма, хорошо зарекомендовавшая себя в производстве детских игрушек, работающая на рынке в течение 35 лет, имеющая устойчивое финансовое положение, планирует начать выпуск совершенно нового цикла товаров–особого вида детского конструктора. Ученики класса представляют собой управленческий персонал предприятия. Задание заключается в том, чтобы учащиеся, проведя анализ рынка детских конструкторов, анализ финансового положения своей компании, оценили целесообразность выпуска нового вида конструктора, и, в случае целесообразности, используя свою фантазию и воображение, описали этот новый продукт и определили какие ресурсы и каково их количество необходимо для производства данного продукта. Какую прибыль получит компания от реализации проекта.
Действия учителя и учеников
Учитель рассказывает ребятам задание и предлагает создать 3 отдела: производственный, отдел маркетинга и финансовый отдел. Он предлагает ребятам распределиться по отделам в зависимости от их предпочтений. Желательно, чтобы каждый отдел включал по 8 человек Учитель–председатель правления фирмы. Учитель по желанию выбирает трех учеников из каждой группы и назначает их управляющими (менеджерами) отделов. Этап 1. Учитель сперва работает с отделом маркетинга. Он предлагает ребятам провести изучение рынка детских конструкторов, сложившегося на Украине: необходимо определить какие конструкторы есть на рынке, какова конкуренция, какие детские игрушки, в частности конструкторы необходимы потребителю сейчас, и какими качествами они должны обладать. Он назначает выбранного управляющего отдела ответственным за изучение рынка. При этом ставка делается на фантазию учеников. Управляющий отдела маркетинга должен через некоторое время доложить о проделанной работе. Учитель предлагает производственному отделу провести анализ производственных мощностей и продукции, которую выпускает завод. Управляющий отделом обязуется доложить о проделанной работе. Финансовому отделу предлагается проанализировать финансовое состояние предприятия, а управляющему отдела– доложить об этом председателю правления. Учитель дает возможность каждой группе подискутировать и затем выслушивает каждого из управляющих отделов. Он, задает вопросы, некоторым образом корректирует мнения учеников и спрашивает управляющих, согласны ли они с его высказываниями или нет. Председатель правления и сотрудники фирмы приходят к выводу целесообразно или нет внедрять новый проект. Это можно провести в форме голосования. Если большинство одобряет проект, то нужно перейти к следующему этапу. Этап 2. На основе полученных от каждого отдела данных, председатель правления предлагает отделу маркетинга заняться разработкой нового вида конструктора. При этом необходимо сосредоточиться на его потребительских качествах. Производственный отдел занимается внедрением проекта в производство: оценивает, каковы необходимы новые мощности, новое оборудование, сколько нужно дополнительно рабочих, какие ресурсы необходимо привлечь в производство. Производственный отдел решает сколько конструкторов они могут произвести. Финансовый отдел занимается стоимостной оценкой проекта: сколько стоит оборудование, какую заработную плату следует выплачивать рабочим, сколько стоят ресурсы. Финансисты определяют общие издержки, общие доходы и прибыль от реализации проекта. На этом этапе управляющие отделами не только являются руководящей работой, но и связующим звеном между отделами предприятия– они обмениваются информацией, выработанной каждым из отделов. Менеджеры отделов по очереди подводят итоги о проделанной работе, после чего итоги подводит председатель правления. Он благодарит сотрудников за проделанную работу, отмечает, кто проявил наибольший интерес и активность. Додаток 1
Аналіз балансу підприємства “Адідас Україна” Актив Статті активу 1995 рік 1996 рік Абсолют відхил. Темп росту тис. грн % тис. грн % тис. грн % 1. Майно - всього 245 100, 0 1801 100, 0 1556 735, 1 1. 1. Іммобілізовані активи 57 23, 3 1214 67, 4 1157 2129, 8 1. 2. Оборотні активи 188 76, 7 587 32, 6 399 312, 2 1. 2. 1. Запаси і затрати 24 9, 8 68 3, 8 44 283, 3 1. 2. 2. Дебіторська заборгов. 137 55, 9 86 4, 8 - 51 62, 7 1. 2. 3. Грошові кошти 27 11, 0 433 24, 0 406 1603, 7 Пасив Статті пасиву 1995 рік 1996 рік Абсолют відхил. Темп росту тис. грн % тис. грн % тис. грн % 1. Джерела коштів - всього 245 100, 0 1801 100, 0 1556 735, 1 1. 1. Власний капітал 0 0, 0 1455 80, 8 1455 1. 2. Запозичений капітал 245 100, 0 346 19, 2 101 141, 2 1. 2. 1. Довгострокові зобов'язання 1. 2. 2. Короткострокові зобов'язання 1. 2. 3. Кредиторська заборгованість 245 100, 0 346 19, 2 101 141, 2 Библиография Педагогическая литература: Харламов И. Ф. Педагогика. – Москва: “Высшая школа", 1990.
Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. – Киев: “Радянська школа", 1984. Галузинський В. М. , Євтух М. Б. Педагогіка: теорія та історія. – Київ: ”Вища школа", 1995. Баранов С. П. , Болотина Л. Р. , Воликова Т. В. , Сластенин В. А. Педагогика – Москва: “Просвещение", 1981. Ильина Т. А. Педагогика – Москва: “Просвещение", 1984.
Экономическая литература:
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента – Москва: “Дело", 1992г. Енгстлер Петра“Ринкова економікаіка для бізнесменів початківців" – Київ: “Вік", 1992. Беттжер Френк “Вчера неудачник – сегодня преуспевающий коммерсант” – Нью Йорк, 1986.
Модель усвоения базы знаний
Модель усвоения базы знаний изучаемой темы – это перечень элементов базы с определением уровня усвоения каждого элемента. Выделяют 3 уровня усвоения: репродуктивный –усвоение (умение воспроизводить, повторять пересказывать, писать) элемент базы знаний и решать типичные для изучаемого предмета задачи в типичных условиях. алгоритмично-действующий - умение использовать элементы базы знаний для решения типичных задач изучаемого предмета в новых условиях. творческий - умение использовать базу знаний для получения новых знаний и решения новых задач изучаемого предмета в новых условиях, в нетрадиционных ситуациях (нехватка времени, конфликт, кризис).
Элементы базы знаний можно объединить в 3 группы: понятия, термины, обозначения, символы;
теоретические знания: законы, формулы, зависимости, причины, теории, модели; прикладные знания: факты, наблюдения, примеры, рекомендации.
Элементы базы знаний и уровни их усвоения Тема Кол-во часов Группа элементов Элементы базы знаний Уровень усвоения Моя тема 3 Термины… Бух. учет Хоз. средства 1 2 Теоретические… Особ. баланса Ф-ла ликвидности 3 2 Прикладные… … 1 Формы обучения: лекция информационного характера;
семинар с обсуждением предлагаемых вопросов, подготовкой учениками реферативных выступлений;
деловая игра. Структура занятий: Занятие 1: Организационный момент. Постановка целей, задач. Изложение нового материала. Закрепление нового материала. Итоги занятия, домашнее задание. Занятие 2: Организационный момент. Постановка целей, задач. Повторение материала путем проверки домашнего задания. Закрепление материала. Оценка знаний учеников. Итоги занятия, домашнее задание. Занятие 3: Организационный момент. Постановка целей, задач.
Распределение ролей и предоставление требуемого наглядного материала. Проведение деловой игры.
Оценка знаний. Подведение итогов. Модель усвоения базы знаний Группы и элементы Уровень усвоения базы знаний базы знаний репродук-тивный алгорит-мический твор-ческий 1. Термины и понятия: - менеджмент + - менеджер + - организация (учреждение) + - внутренняя среда организации + - микросреда + - макросреда + - принятие решений + - планирование + - цели + - стратегии + - политика + - процедура + - правило + - программа + - бюджет + - организация (процесс) + - руководство + - мотивация + - лидерство + - контроль + 2. Теоретические знания: - Организация как открытая система + - Менеджер. Его , признаки, цель, роли. Уровни менеджеров + - Процесс управления: + - планирование + - организация + - руководство + - контроль + - принятие решений + 3. Практические навыки: - Решение задачи на платежную матрицу + - Имитация деятельности организации + Методическая карта урока изложения нового материала Деятельность учителя Деятельность учеников 1. Заходит в класс и приветствует учеников. 1. Приветствуют учителя вставанием. Предлагает учащимся приготовиться к уроку. а) Переходит к пункту 3.
б) Дает ученикам дополнительную минуту, чтобы они приготовились к уроку. Учащиеся готовятся к уроку.
а) Учащиеся готовы к уроку. б) Учащиеся не готовы к уроку. 3. Проводит выявление отсутствующих.
3. Каждый отвечает учителю, когда он называет фамилию учащегося. Говорит вступительные слова, тем самым мотивируя учеников к изучению данной новой темы.
а) Переходит к пункту 5.
б) Продолжает мотивацию, используя понятные термины, говоря об интересующих учащихся вопросах.
4. Внимательно слушают учителя. а) Ученики готовы к восприятию нового материала. б) Ученики готовы к восприятию нового материала. 5. Объясняет цели, задачи урока. 5. Осознают цели, задачи урока.
6. Проводит изложение нового материала. Говорит достаточно медленно и отчетливо, чтобы любой мог понять. Основные положения– диктует. 6. Записывают основные положения лекции, внимательно слушают и пытаются осознать комментарии. Записывают вопросы, чтобы задать после изложения материала. 7. Предлагает задать вопросы, касающиеся материала, который был изложен, возможно, недостаточно ясно.
7. Задают вопросы по неясным аспектам.
8. Предлагает другим ученикам ответить на вопросы одноклассников. 8. Отвечают на вопросы. 9. Корректирует ответы учеников и добивается полного понимания изложенного. 9. Внимательно слушают и записывают основные положения. 10. Предлагает задать вопросы, не затронутые в изложении, но интересующие учеников, как по данной теме, так и по непосредственно связанным темам. 10. Задают интересующие их вопросы.
11. Отвечает на вопросы.
11. Внимательно слушают, переспрашивают в случае непонимания. 12. Проводит закрепление нового материала путем вопросов к ученикам, касающихся изложенного материала.
12. Отвечают на вопросы.
13. Разъясняет домашнее задание. Объясняет ученикам, что необходимо иметь на уроке закрепления изученного материала (конспект сегодняшнего занятия, письменные принадлежности, калькулятор).
Записывают домашнее задание, требуют объяснения в случае непонимания или неясного понимания.
14. Подводит итоги занятия, благодарит за внимание, прощается с учениками. 14. Прощаются с учителем, вставая.
Методическая карта урока закрепления изученного материала Деятельность учителя Деятельность учеников 1. Заходит в класс и приветствует учеников. 1. Приветствуют учителя вставанием. 2. Проводит проверку готовности учащихся к уроку.
2. Готовятся к уроку (готовят письменные принадлежности, конспект занятия изложения нового материала, калькуляторы).
3. Проводит выявление отсутствующих.
3. Каждый отвечает учителю вставанием, когда учитель называет фамилию учащегося. 4. Говорит вступительные слова, объясняет ученикам, что будет происходить на сегодняшнем уроке. Объясняет цели, задачи урока. 4. Внимательно слушают учителя. Осознают цели, задачи урока. 5. Проверяет домашнее задание. 5. Выборочно 2 – 3 ученика рассказывают подготовленную ситуацию. 6. Предлагает ученикам просмотреть конспект и повторить содержание в течение 2 – 3 минут. 6. Повторяют конспект прошлого занятия. 7. Проводит оценку знаний теоретического материала в форме теста: раздает ученикам карточки с вопросами теста, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы: задания для контроля”. 7. Отмечают в карточках правильные ответы, а, где необходимо, дополняют суждение или пишут правильный ответ. Сдают заполненные карточки теста учителю. 8. Разъясняет ученикам метод решения задачи на платежную матрицу. См. “Дидактические материалы: задача на платежную матрицу”.
8. Записывают ход решения.
9. Предлагает ученикам задать вопросы по задаче, добивается полного понимания хода решения.
9. Задают вопросы, спрашивают неясные моменты. 10. Отвечает на вопросы учеников. 10. Внимательно слушают ответы и разъяснения.
11. Проводит самостоятельную работу: раздает ученикам карточки с вопросами, чистые листы, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы: самостоятельная работа”. 11. Пишут ответы на вопросы. Сдают карточки с вопросами и листы с ответами учителю. 12. Зачитывает и разъясняет задание для мозговой атаки. См. “Дидакти-ческие материалы: мозговая атака”. 12. Внимательно слушают задание, спрашивают неясные моменты, тезисно конспектируют задание. 13. Выслушивает варианты решений учеников задания “мозговая атака”. Проводит “конкурс" лучшего решения. 13. Предлагают решения ситуации по заданию “мозговая атака”. 14. Зачитывает ученикам ситуации из раздела “Это интересно". См. “Дидакти-ческие материалы: “Это интересно”.
14. Внимательно слушают учителя.
15. Проводит деловую игру: разъясняет задание, назначает роли участников, отвечает на вопросы учеников, корректирует поведение учеников во время игры, дает полезные советы. 15. Выслушивают задание, задают вопросы по неясным моментам, выбирают роли в игре, участвуют в игре.
16. Выставляет оценки за активность на уроке. 16. Молча слушают подведение итогов занятия.
17. Объясняет ученикам, где и когда можно будет узнать результаты самостоятельной работы и теста.
17. Запоминают или записывают.
18. Подводит итоги занятия, благодарит за внимание, прощается с учениками. 18. Прощаются с учителем, вставая.
Заключение
Проделанная мной работа, на мой взгляд, содержит достаточно информации для ознакомления учащихся старших классов средних школ с понятием менеджмент и процессом управления организацией. Работа представляет собой практическое пособие для преподавателя для проведения двух занятий: урока изложения нового материала и урока закрепления изученного материала. При этом она содержит необходимую информацию для изложения на уроке изложения нового материала, а также материалы для контроля, самостоятельной работы учеников, домашнее задание, материалы для общего развития учащихся, модель деловой игры. Работа предлагается для практического применения в средних школах с изучением курса основ экономики. Единственным, но необходимым условием для реализации данной работы на практике является то, что для нормального понимания учениками темы работы, план учебной дисциплины должен иметь сходство с планом, изложенном в главе 1. Это связано с тем, что изложение темы базируется на определенных знаниях учеников, полученных на предыдущих занятиях курса. Работу не рекомендуется использовать в качестве практического пособия к преподаванию в классах, ниже 9-го класса средней школы с 11-и летним термином обучения. Это связано с тем, что излагаемый материал базируется на знаниях, полученных учениками на других курсах, в частности– математика, Работу также можно использовать в других учебных заведениях, например, техникумах, училищах, курсах повышения квалификации. При этом рекомендуется провести некоторые изменения, направленные на адаптацию работы к учебному процессу данного учебного заведения.
|