История высшего образования в Украине - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
История образования в Украине тесно связана со всей историей украинского народа. Многовековое существование в состоянии раздробленности, под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов оказало сильное влияние на развитие образования. Во 2-й половине XVI века произошли изменения в государственно-административном положении значительной части украинских земель. Воспользовавшись ослаблением Великого княжества Литовского, принимавшего с 1558 г. участие в многолетней войне с Россией, правящие круги Польши взяли курс на захват всех украинских земель. Весной 1569 г. в состав Польского королевства были включены Волынское, Подляшское, Киевское, Брацлавское воеводства. Согласно Люблинской унии 1569 г. Польское королевство и Великое княжество Литовское объединились в одно государство–Речь Посполитую. Последняя продолжила войну с Россией, что усиливало недовольство широких народных масс, в частности Белоруссии и Украины, тяготевших к России. С целью упрочения своих общественно-политических и экономических позиций, украинские феодалы переходили в католичество и ополячивались. Одновременно польские власти, при участии украинских магнатов, усиленно проводили полонизацию, насаждали католицизм. Часть высшего православного духовенства в соответствии с Брестской унией 1596 г. провозгласила объединение Православной Церкви на территории Речи Посполитой (в нее входила большая часть Украины и Белоруссии) с католической под главенством папы римского. Польские магнаты, шляхта, и католическое духовенство пренебрегали национальными традициями украинского народа, тормозили развитие украинского языка и культуры. Таким образом, усиливались национальный и религиозный гнет и бесправие народных масс. Усилия польских властей были направлены также на ослабление стремлений украинского и белорусского народов к воссоединению их с русским народом. Несмотря на то, что феодально-крепостнический и национально-религиозный гнет был тормозом экономического и культурного развития украинского народа, во 2-й половине XVI в. и особенно в 1-й половине XVII в. в Украине получили дальнейшее развитие города как центры ремесла и торговли, усиливались экономические связи между отдельными землями, возникали предпосылки для образования единого внутреннего, т. е. национального рынка. Продолжался процесс развития украинской народности, росло национальное сознание украинского народа, развивалась украинская культура. Для борьбы против иноземного гнета, национальных и религиозных притеснений городское население (частично и сельское) в XVI-XVII вв. организовывалось в братства. Последние открывали школы, типографии, вокруг которых объединялись культурные силы. В конце XVI–начале XVII в. братские школы возникли во Львове (1585), в Киеве (1615), Луцке (1620), Виннице, Немирове, Каменец-Подольском и некоторых других городах. Преподавание в этих учебных заведениях велось на родном языке. Значительное внимание уделялось изучению греческого, а позже латинского и польского языков (грамматике, риторике, пиитике). Кроме того, изучались арифметика, астрономия, музыка и богословие. Распространению просвещения способствовало возникновение в Украине во II половине XVI в. книгопечатания. Первая типография была открыта И. Федоровым во Львове, в ней изданы в 1574 г. “Апостол” и “Букварь”. В 1578 г. основана Острожская типография, позднее ее оборудования перешло к Львовской братской типографии. К середине XVII в. в Украине насчитывалось 25 типографий в 17 городах и селах: в Киеве– Киево-Печерская типография, типографии Т. Вербицкого и С. Соболя, во Львове – М. Слезки и А. Желиборского, Черниговская типография. Львовское Успенское братство известно тем, что продолжало традиции Ивана Федорова. Оно развернуло книгоиздательство и обеспечило распространение книг в Украине и за ее пределами. В 1585 году братство основало школу, которая должна была со временем перерасти в высшее учебное заведение. В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине–Киево-Могилянская коллегия, в которой обучались преимущественно дети украинской шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развитии украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией. В конце XVII и в XVIII в. значительное влияние на развитие науки и просвещения в Украине оказывала Киево-Могилянская коллегия (в 1701 г. , по царскому указу, она получила титул и права академии и стала называться Киевской академией), названная в честь своего протектора митрополита П. Могилы. Обучение в ней носило преимущественно общеобразовательный характер. Курс обучения продолжался 12 лет и делился на 8 классов: фару (подготовительный класс), инфиму (младший класс), грамматику, синтаксиму и высшие–поэтику, риторику, философию и богословие. Студенты получали филологическую подготовку, знание языков: славянского, украинского литературного, греческого, латинского, польского, овладевали поэтическим и риторическим искусством, изучали классическую греческую и римскую и частично средневековую литературу, историю, географию, философию и богословие. Со временем в Киевской академии были введены курс русского, французского, немецкого и староеврейского языков, чистая и смешанная математика (тригонометрия, физика, астрономия, архитектура), а в последние годы существования академии классы домашней и сельской экономики и медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному образованию. Киевская академия была выдающимя очагом науки. Принимали в академию молодежь всех сословий. В ней обучались выходцы с Левобережья, Запорожья, Западной Украины, Закарпатья. Это способствовало единению украинских земель. Ежегодно здесь получали образование от 500 до 2000 студентов. Возрастных ограничений не было. Для бедных учащихся при Академии существовала бурса. Киевская академия была также важным просветительским центром. Она основала коллегии в Гоще, Виннице, Кременце, Чернигове, Харькове и Переяславле и постоянно им помогала. Киевская академия внесла значительный вклад в укрепление культурных связей Украины с Россией и Белоруссией. С 40-х гг. XVII в. до основания Московского университета в Киеве получала образование молодежь из Москвы, Воронежа, Вязьмы, Вятки, Брянска, Калуги, Могилева и других городов. Киевская академия сыграла важную роль в укреплении культурных связей украинского народа также с южнославянскими и другими народами. Здесь учились сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки, далматинцы и др. Некоторые студенты Киевской академии, ее преподаватели обучались в Польше, Франции, Италии, Англии, Германии, Венгрии. Академия поддерживала научные связи с просветительскими центрами– Краковом, Галле, Магдебургом, Константинополем и др. Киевская академия оказала значительное влияние на организацию, содержание и методы обучения во многих учебных заведениях, в частности в Черниговском (основан в 1700 г. ), Харьковском (1721) и Переяславском (1738) коллегиумах, которые были созданы по образцу Киево-Могилянской коллегии. Черниговский коллегиум –одно из старейших учебных заведений на Левобережной Украине. Основан в 1700 г. , его основателем был педагог, церковный деятель и писатель Иоанн Максимович. Черниговский коллегиум создан на базе славяно-латинской школы, переведенной из Новгорода-Северского. Обучение длилось 6 лет. В коллегиуме преподавали общеобразовательные предметы: латинский и греческий языки, историю, географию, математику, философию. В 1776 г. заведение было реорганизовано в духовную семинарию, существовавшую до 1917 г. Харьковский коллегиум был основан в 1721 г. в Белгороде как семинария, в 1727 г. переведен в Харьков. В нем изучали грамматику, пиитику, риторику, философию и др. В 1765 г. при нем были открыты дополнительные классы для светских лиц, которым преподавали новые языки, русскую литературу и язык, математику, инженерное дело, артиллерию, архитектуру, геодезию, географию, рисование, а позднее–также физику и естественную историю (в 1773 г. эти классы выделились в отдельное Казенное училище). Харьковский коллегиум был центром просвещения Слободской Украины до начала XIX в. В коллегиуме обучались представители всех слоев населения. После открытия Харьковского университета (1805) Харьковский коллегиум стал узкосословным учебным заведением, а позднее– вновь духовной семинарией. Переяславский коллегиум открыт в 1738 году в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий). Его основной целью была подготовка духовенства для борьбы против унии и католичества на Правобережье. При коллегиуме была бурса, где жили иногородние ученики. Срок обучения длился 6 лет. Здесь преподавали русский, латинский, греческий и польский языки, поэтику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, историю, пение. В коллегиуме обучались дети духовенства, казацкой старшины, мещан, крестьян. С конца 80-х гг. XVIII в. коллегиум назывался семинарией. После основания в 1799 году класса философии, а в 1800– класса богословия – сугубо духовное заведение. В 1862 г. семинария была переведена в Полтаву. Определенную роль в развитии образования на западно-украинских землях играл Львовский университет, хотя заведение было основано (в 1661 г. ) с целью усиления полонизации украинского населения. В договоре 1658 года между шляхетской Польшой и верхушкой казацкой старшины было оговорено открытие в Украине двух высших школ-академий на правах университета. Однако, католические иерархи и феодалы развернули активную деятельность против этого плана. Стараясь опередить возможность открытия академии на основе Львовской братской школы, они предложили обосновать ее во Львовской иезуитской школе-коллегии. Эти старания нашли поддержку польского королевского двора. 20 января 1661 года король Ян Казимир подписал диплом, который давал Львовской иезуитской коллегии“статус академии и титул университета”с правом преподавания всех современных университетских дисциплин и присвоения ученых степеней. Естественно, что в то время деятельность Львовского университета определялась социальными интересами и идеологическими установками Речи Посполитой. Но, как культурно-образовательный центр, он не мог находиться в изоляции от общественной жизни, социальных изменений, влияния зарубежных университетов. В сложной социальной ситуации произрастали первые зерна научной и педагогической мысли. Содержание университетского образования, его структура, формы, методы и средства обучения студентов, управление учебным процессом обуславливались конкретными историческими условиями, характером задач которые стояли перед университетами на отдельных этапах. Со времени основания и до 1773 года Львовский университет был в полном подчинении и ведении иезуитского ордена. Состав студентов пополнялся за счет выпускников иезуитской школы-коллегии, которая функционировала как средняя школа и входила в структуру университета. В университете действовало два отдела –философский и теологический. Обучение проводилось по программам иезуитских школ, разработанным в конце XIV века. Соответственно программам, отдел философии был как бы подготовительным. Студенты этого отдела в течение двух-трех лет осваивали, главным образом, философскую систему Аристотеля в ее средневековой интерпретации. В небольшом объеме изучались история, география, греческий язык. После этого 4 года следовала богословская подготовка. Преподавание на обоих отделах отличалось схоластичностью, догматизмом и осуществлялось на латинском языке. Обучение в университете завершалось получением научной степени –лиценциата, бакалавра, магистра, доктора наук. Знания, которые студенты получали в университете, а также методы обучения, стиль педагогического руководства имели своей целью готовить воинствующих фанатиков, которые в своей будущей миссионерской деятельности должны были защищать интересы Католической Церкви. Естественно, что студентами университета могли стать только дети польской шляхты. Лишь единицы выходцев из народа, скрывающие свою принадлежность к православной вере, могли учиться в университете. Разложение феодально-крепостнических отношений во второй половине XVII века, развитие идей французских просветителей, открытия в области естественных наук повлияли на образовательный процесс в университете: была открыта кафедра математики, создан физико-математический кабинет, астрономическая обсерватория, вводилось изучение польского, французского и немецкого языков, географии и истории как отдельных предметов. Эти нововведения повлияли на содержание и качество подготовки студентов. Многие из них затем продолжили учебу в Киево-Могилянской академии и впоследствии стали преподавателями Московской академии и Петербургской семинарии. В то же время устанавливаются связи Львовского университета с культурными и учебными заведениями украинских земель: Киево-Могилянской академией, Черниговским, Харьковским и Переяславским коллегиумами, а также с европейскими университетами: Парижским, Римским, Пражским. В типографии университета издавались труды ученых Киево-Могилянской академии, осуществлялся обмен учебной литературой. В рукописном фонде Центральной научной библиотеки АН Украины хранятся тексты лекций по философии, которые читались во Львовском университете, записи диспутов, которые проводились там в XVII-XVIII вв. В 1773 году под натиском общественного мнения Папа римский был вынужден принять решение о ликвидации ордена иезуитов. Это произошло через год после первого передела Польши, согласно которого западно-украинские земли стали принадлежать Австрийской монархии. На захваченных территориях австрийские власти продолжали ту же политику, что и магнатская Польша, только в“просвещенной”форме. В планах централизации и германизации многочисленных плененных австрийской монархией народов правительство отводило значительную роль организации просвещения, в том числе и высшего образования. Предполагалась реформа трех австрийских университетов–Виденского, Пражского и Львовского. Перед ними ставилась задача на первый план поставить не воспитание ученых, а подготовку профессиональных кадров– учителей, судей и священников. В октябре 1784 года император Иосиф II подписал диплом об обновлении университета. Кроме факультетов философского, юридического, медицинского и теологического в состав университета входила и гимназия. Она являлась базой для комплектования контингента учащихся, а также“площадкой” для педагогической подготовки студентов. Прогрессивный характер имело то, что по содержанию программ большинство факультетов имело светский характер. Несмотря на то, что обучение велось на латинском языке, отдельные предметы преподавались и на польском. Все студенты первые три года обучались по программе философского факультета, который по сути оставался общеобразовательным, подготовительным. Студенты, получившие философское образование, переходили на один из специальных факультетов, где продолжали образование по соответствующей программе. Особое значение имело открытие в 1787 году при университете украинского института, призванного готовить, в первую очередь, учителей для реальных и классических гимназий, где обучались украинские дети. Несмотря на то, что программа института была ограничена, прогрессивное значение имело преподавание на украинском языке. Украинский институт в краткий период своего существования (до 1808 года) являлся проводником гуманитарного педагогического образования. С началя XIX в. в Австрии началась реформа образования, которая была направлена на усиление влияния церкви, ее проникновение в учебно-воспитательный процесс. В соответствии с этой реформой, с 1805 по 1817 гг. университет назывался лицеем. По своей структуре и ориентации учебного процесса лицей не отличался от существующих в то время университетов. Лишь срок обучения в лицее был другим. В 1817 году австрийское правительство возвращает Львовскому лицею статус университета, ему присваивается имя императора Франца, чем подчеркивается полная зависимость от монаршей власти. Соответственно содержание, организация учебного процесса подчинялись требованиям, предъявляемым правительством Австрии. Колониальное состояние Галичины в Австрийской империи было барьером для развития образования, науки, культуры. Тем не менее и в этих условиях некоторые выпускники университета и его ученые делали все возможное для развития исследований в области краеведения и гуманитарных наук. Так, воспитанник университета И. Могильницкий подготовил первую в Галичине грамматику украинского языка. Под влиянием революционных событий 1848 года австрийское правительство начало проводить политику национального лавирования. Оно сделало ряд“уступок”украинскому национальному движению. Так, в 1849 году в университете была основана кафедра украинского языка и литературы, заведовать которой начал украинский филолог, поэт, этнограф и историк Я. Головацкий. В этом же году он был назначен ректором университета. Тем не менее, австрийское правительство, давая перевес в управлении краем польской шляхте, поддерживало политику полонизации. Нелегкое это было время для Львовского университета: он хуже всех университетов Австрии обеспечивался учебными пособиями, литературой, имел наименьшее количество преподавателей. Такое положение университета было отражением крайне тяжелого состояния образования в целом. В последней четверти XIX в. на более чем трехмиллионное украинское население Западной Галичины действовало всего 5 государственных школ. В 1809 г. была основана Киевская гимназия, которая впоследствии (в 1811 г. ) была отнесена к высшим учебным заведениям. В 1805 г. открыт Харьковский университет. В первой четверти XIX в. возникли привилегированные учебные заведения, сочетавшие курс средних и высших школ: Кременецкий лицей (1803), Ришельевский лицей в Одессе (1817), Гимназия высших наук князя И. А. Безбородко в Нежине (основан в 1820 г. ). После польского восстания 1830-1831 гг. Кременецкий лицей был закрыт. В 1834 г. создан Киевский университет. Кроме привилегированных мужских учебных заведений, открывались сословные женские учебные заведения–институты благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Керчи (1835), Киеве (1838). В 1865 г. открылся Новороссийский университет в Одессе. Гораздо хуже дело обстояло на Буковине. Здесь не было ни одного высшего учебного заведения вплоть до конца третьей четверти XIX в. Только 16 ноября 1874 года совет министров Австрии, рассматривая вопрос об основании нового университета, остановил свой выбор на Черновцах. В 1870 году в Черновцах была открыта учительская мужская гимназия, а 7 декабря 1874 года пришло разрешение на создание Черновицкого университета. Основатели Черновицкого университета преследовали цель переделать его в орудие национального закрепощения местного населения. Языком преподавания в университете официально был провозглашен немецкий. Таким образом, интересы коренного населения, и, прежде всего, его наибольшей этнической группы– украинцев – игнорировались. В Восточной Галиции, на Буковине, в Закарпатской Украине в начале XIX в. не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком преподавания. Во Львовском университете преподавание велось на польском, в Черновицком университете– на немецком, с 1920 – на румынском языке. В 60-70-е гг. XIX в. постепенно формировалась система подготовки учителей, в частности для начальных школ. В конце 60-70-х гг. были созданы трехлетние учительские семинарии, строившие свою работу на базе двухклассных училищ. Среди первых учительских семинарий–Коростышевская (основана в 1869 г. ), Херсонская (1871), Аккерманская (1872), Переяславская (1878). На западно-украинских землях учителей для народных школ готовили учительские семинарии–Львовская, Черновицкая, Мукачевская, Ужгородская и др. Учителей для уездных училищ, церковноприходских школ, высших начальных и городских училищ готовили учительские институты. Первый учительский институт создан в Глухове (1874). К 1914 г. в Украине насчитывалось 26 учительских семинарий и 6 учительских институтов. Среди прогрессивных педагогов Украины, внесших во второй половине XIX –начале XX в. весомый вклад в развитие просвещения и педагогической мысли, А. В. Духнович, Н. Ф. Левицкий, Т. Г. Лубенец, Б. Д. Гринченко, Х. Д. Алчевская, С. М. Ковалив и др. Развитие капитализма, борьба прогрессивной общественности обусловили дальнейший рост высшей школы. В Украине центрами научной мысли, подготовки ученых, учителей для средних школ, врачей, юристов и др. специалистов были Харьковский, Киевский и Новороссийский (в Одессе) университеты, Нежинский историко-филологический институт (1875), на западно-украинских землях–Львовский и Черновицкий университеты. Специалистов для промышленности и сельского хозяйства готовили Харьковский ветеринарный институт (1851), Харьковский технологический институт (1885), Киевский политехнический институт (1898), Екатеринославское высшее горное училище (1899), Львовский политехнический институт (1844), Академия ветеринарной медицины во Львове (1897) и др. Функционировали высшие женские курсы в Киеве (с 1878 г. ), Одессе (с 1906 г. ), Харькове (c 1913 г. ), женский медицинский институт в Киеве (с 1907 г. ). Харьковский университет основан в 1805 г. по инициативе В. Н. Каразина. До революции в его составе было 4 факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический, 8 научных обществ, астрономическая обсерватория, фундаментальная библиотека. Многочисленные научные школы, возникшие в Харьковском университете, содействовали становлению отечественной науки. В университете учились и работали известные ученые: математики М. В. Остроградский, А. М. Ляпунов, В. А. Стеклов, поэт П. П. Гулак-Артемовский, биолог И. И. Мечников, историк Н. И. Костомаров, композитор Н. В. Лысенко, писатель М. П. Старицкий и др. Харьковский университет сыграл важную роль в развитии национальной культуры украинского народа. В 1816-1819 гг. издавал журнал“Украинский вестник”, в 1824-1825 гг. – “Украинский журнал”. За годы Советской власти университет вырос в одно из крупнейших научно-учебных заведений. На его базе существовали Академия теоретических знаний (1920-1921), Институт народного образования (1921-1930), Институт профессионального образования и Физико-химико-математический институт (1930-1933). Медицинский и юридический факультеты были преобразованы в самостоятельные институты. Новороссийский университет был основан по инициативе Н. И. Пирогова в Одессе в 1865 г. на базе Ришельевского лицея. После 1917 г. реорганизовывался в ряд самостоятельных вузов. С 1933 года носит имя Одесского. С Новороссийским университетом связана деятельность выдающихся ученых: И. И. Мечникова, И. М. Сеченова, А. О. Ковалевского, Е. Н. Щепкина и др. Нежинский историко-филологический институт был создан в 1875 г. на базе Нежинского лицея. Институт готовил учителей классических языков, русского языка и истории для средних учебных заведений. Среди студентов были представители крестьян, мещан и других слоев населения. Окончили его историк Н. С. Державин, художник Н. С. Самокиш, педагог П. К. Волынский и др. В 1920 г. реорганизован в Нежинский институт народного образования. Следует подчеркнуть, что с начала XIX в. в отечественном университетском образовании начинает набирать силу образовательная тенденция. В первую очередь это связано с формировавшейся в 1-й половине XIX в. концепцией государственной образовательной политики, которая в качестве главной задачи отечественной высшей школы определила подготовку высококвалифицированных кадров для обслуживания государственного аппарата. Подтверждением этого является вышедший в 1809 г. знаменитый указ, требовавший от всякого желавшего получить чин колежского асессора“выдержания экзамена в университете”. Университеты постепенно начинают утрачивать положение учреждений “чистой науки”, а на первое место выходят функции управления системой народного просвещения, подготовки педагогических кадров, интеллектуальной и государственной элиты. Университеты как центры учебных округов способствуют быстрому расширению сети гимназий, лицеев, уездных и коммерческих училищ, школ. Созданные при университетах педагогические институты впервые в истории университетского педагогического образования поставили вопрос о специальной подготовке учителей как в условиях очной формы, так и экстерном. Ученые и ведущие преподаватели университетов активно помогают школе, просвещению народа. При университетах организуются курсы для учителей гимназий, проводятся первые учительские съезды. Созданные учеными университетов научные общества объединяют не только преподавателей университетов, но и учителей, широкую педагогическую общественность. Харьковский университет в период с 1805 по 1834 гг. являлся, по существу, центром организационно-методического руководства народным просвещением в Украине и на юге России. К началу 60-х годов XIX в. Харьковский университет подготовил более 3200 врачей, юристов, педагогов. Среди его выпускников более 550 работали преподавателями в средних учебных заведениях, около 80– профессорами отечественных университетов и лицеев. Высшие учебные заведения, прежде всего университеты, царское правительство рассматривало как оплот самодержавия, источник пополнения государственного аппарата и промышленности благонадежными кадрами. Вся жизнь университетов (научная, учебная, общественная) подлежала опеке и регламентации со стороны правительства и учебной администрации. Правда, под давлением революции 1905-1907 гг. правительство пошло на некоторые уступки, упразднило инспекцию над студентами и некоторые ограничения в приеме и вернуло университетам и другим вузам внутреннюю автономию. Однако после поражения революции все эти уступки были ликвидированы. Как и раньше, в университетах было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В каждом из них имелись учебно-научные библиотеки и ряд научно-вспомогательных учреждений (клиник, лабораторий, кабинетов и т. п. ). Так, в Харьковском университете было 30 кабинетов и лабораторий, обсерватория, исторический музей и архив, музей изящных искусств и древностей. Достаточно широкую научно-вспомогательную базу имели Киевский и Новороссийский университеты. Количество студентов в университетах в начале XX в. увеличилось в среднем более чем в 2 раза. Социальный состав студенчества университетов оставался преимущественно дворянско-буржуазным, хотя революция 1905-1907 гг. заставило правительство несколько приоткрыть университетские двери для выходцев из низших сословий. Это были, как правило, дети городской и сельской буржуазии. Для выходцев из рабочих, среднего и беднейшего крестьянства доступ в вузы по-прежнему оставался практически закрытым. В это же время начали создаваться высшие учебные заведения для женщин. Так, после почти двадцатилетних ходатайств в 1903 году в Одессе, по инициативе профессоров Новороссийского университета Н. Н. Ланге, Е. Н. Щепкина и других, были открыты Высшие женские педагогические курсы, реорганизованные в 1906 году в Высшие женские курсы с историко-филологическим и физико-математическим факультетами. В 1908–1910 гг. они пополнились юридическим и медицинским факультетами. Последний позже был преобразован в женский медицинский институт. В 1907 году Высшие женские курсы открылись в Харькове с историко-филологическим, физико-математическим и юридическим отделениями. В 1910 году в Харькове открылся женский медицинский институт, ректором которого стал профессор Харьковского университета В. Я. Данилевский. В Киеве в 1906 году, благодаря усилиям профессоров университета, возобновили работу Высшие женские курсы, закрытые в 1889 году. Сначала они состояли из историко-филологического и физико-математического отделений, а в 1907-1909 гг. здесь открылись еще юридическое, медицинское и экономическо-коммерческое отделения. В 1916 году медицинское отделение было реорганизовано в Киевский женский медицинский институт, возглавляемый профессором университета П. И. Морозовым. В 1906 году в Киеве были открыты и Высшие общеобразовательные курсы для лиц обоего пола с отделениями историко-филологическим и экономическо-коммерческим. Через два года на базе последнего был создан коммерческий институт, директором которого стал инициатор создания курсов профессор М. В. Довнар-Запольский. В 1913 году состоялся первый выпуск окончивших учебу студентов Киевского политехнического института. На выпускных экзаменах присутствовал великий русский ученый Д. И. Менделеев. Екатеринославское высшее горное училище в 1912 году было преобразовано в горный институт. В течение 1903-1917 гг. институт окончило 457 человек, большинство из которых стали работать на промышленных предприятиях Донбасса и металлургических заводах юга России. Продолжали подготавливать специалистов с высшим образованием Нежинский историко-филологический институт, технологический и ветеринарный институты в Харькове, Киевская и Одесская консерватории и др. Всего на Украине к 1917 году действовало 27 вузов, в которых обучалось свыше 35 тыс. студентов. На территории западноукраинских земель до 1918 года существовало 4 высших учебных заведения: университеты во Львове и Черновцах, политехнический институт и академия ветеринарной медицины во Львове. События 1917 г. изменили не только социальный строй, но и поставили на повестку дня создание новой школы с новыми педагогическими кадрами. Независимая Украина делала первые шаги в организации подготовки национальных педагогических кадров. Программным документом явилась декларация генерального секретариата от 26 июня 1917 года, в которой определялись основные мероприятия, направленные на развитие национальной школы и подготовку для нее кадров. Началось становление системы украинского высшего образования. В 1918 г. университеты Св. Владимира в Киеве, Харьковский и Новороссийский (Одесский) стали государственными университетами Украины. В этом же году на базе Высших женских курсов открывается университет в Екатеринославле (Днепропетровске). В Симферополе в 1918 г. начинаются занятия в Таврическом филиале Киевского университета, а через полгода при полной поддержке и помощи Киевского университета торжественно открывается Таврический университет. Возобновление деятельности Киевского, Харьковского, Новороссийского университетов, открытие новых университетов в Екатеринославле и Симферополе имели огромное значение для развития общества, культуры, образования. Несмотря на крайне тяжелое положение Украинской республики в 1918-1920 гг. , правительство Украины, Киевский, Харьковский и Новороссийский университеты оказывали помощь новым университетам. Екатеринославский университет был преобразован в государственный и взят бюджет республики. Ощущал поддержку и Таврический университет. В условиях гражданской войны в Украине велась подготовительная работа по открытию и других университетов в Полтаве, Чернигове и Нежине. Начали действовать Киевский украинский народный университет, Педагогическая академия в Киеве, Украинский государственный университет в Каменец-Подольском. В середине 1918 г. начинается интенсивная деятельность по строительству системы высшего педагогического образования. 20 апреля 1918 г. на заседании комиссии Наркомпроса РСФСР обсуждался вопрос о том, какой тип высшего учебного заведения целесообразно положить в основу подготавливаемой реформы. Высказывалась мысль о существовании образцовых политехнических институтов, по типу которых может быть преобразован и университет. Однако окончательно было принято решение поставить в основу реформы государственные университеты. На прошедшем в 1918 г. Всероссийском совещании деятелей высшей школы был рассмотрен проект“Положения о Российских университетах”, согласно которому университет делился на три ассоциации: научную, учебную и просветительскую. Они должны были дать каждому деятелю высшей школы возможность избрать наиболее соответствующий его дарованиям и научному влечению вид и способ научной или учебной деятельности. Для более широкого привлечения трудящихся страны к высшему образованию в 1919 г. , в частности, в Киеве, Харькове, Екатеринославе были открыты подготовительные курсы, в 1921 г. – созданы рабочие факультеты. В 20-е –начале 30-х годов ясно проявились две противоположные тенденции в университетском вопросе. С одной стороны, в Украине открылся новый университет в Екатеринославле, шел процесс интенсивной реорганизации Киевского, Харьковского и Одесского университетов, испытывал на себе огромное влияние со стороны украинских университетов Симферопольский университет. С другой стороны, в связи с тяжелым экономическим положением был упразднен ряд высших учебных заведений, в том числе университеты, возникшие в независимой Украине после 1917 года: Киевский украинский народный университет, Украинский государственный университет в Каменец-Подольском. В 1919 г. было введено “Временное положение … об управлении высшими учебными заведениями”, в соответствии с которым всем вузам предписывалось вести работу в трех направлениях: научном, научно-учебном и просветительском. Руководить университетом должны были соответствующие советы, состоящие из делегатов факультетских советов. Руководство хозяйственной деятельностью возлагалось на хозяйственный комитет. Должности ректора и проректора упразднялись, а их функции выполняли комиссары вузов, назначавшиеся Наркомпросом и имевшие чрезвычайные полномочия. Общегосударственные вопросы передавались на обсуждение и решение Наркомпроса. Таким образом, “Временное положение …”было основным документом, положившим начало централизованной системе управления высшей школой, в частности, университетским образованием. Деятели образования начали строить систему высшего образования по образцу профессионально-технических учебных заведений. Они считали, что старые университеты были оторваны от жизни. Являясь высшими учебными заведениями, они давали своим воспитанникам основательные теоретические знания, но не обеспечивали овладение конкретными профессиональными навыками. По мнению руководителей просвещения, университеты практически не готовили специалистов определенного, явно очерченного профиля. Исключение составляли лишь студенты медицинского и юридического факультетов. Особой критике подвергалась система подготовки специалистов на историко-филологическом и физико-математическом факультетах. Студенты, оканчивающие именно эти факультеты, становились преподавателями школ, ремесленных училищ, техникумов. В первые годы советской власти возникли своеобразные формы интеграции науки, высшего образования и производства. Одной из них явился Институт инженеров электриков-производственников (ИИЭП). Система ИИЭП исходила из того, что нет инженеров широкого и узкого профиля, а есть инженеры для тех или иных потребностей промышленности и техники. По мнению организатора института Я. Ф. Каган-Шабшая, инженер обязан начать работать опытным специалистом, а не терять время на освоение производства с нуля. Студент рассматривался как полноценный участник производственного процесса. Четыре дня в неделю студенты работали на заводе, в течение двух дней по 10 часов занимались в институте. Не было зачетных сессий. Пройденный предмет сдавался немедленно. Система ИИЭП являлась воплощением экономики: студенты, работая на производстве, окупали свое содержание и участвовали в создании материальных ценностей. Новая концепция практицизма и профессионализма нашла свое отражение в решении совещания“О реформе высшей школы”(1920 г. ), которое предусматривало создание в вузах узкоспециализированных факультетов с трехгодичным сроком обучения. Это положение распространялось и на университеты: вместо филологического и естественного факультетов должен быть создан педагогический с различными специализациями. Это было отражением тенденции развития высшего образования за рубежом, связанной с появлением в начале XX в. педагогических факультетов в некоторых американских университетах. Необходимость создания педагогических факультетов в университетах диктовалась нуждами народного образования, повышения качества подготовки учителей. Предполагалось, что в процессе реорганизации университетов удастся определить профиль выпускников, разработать новые учебные планы и программы, ввести общественные дисциплины, подготовить новые профессорско-педагогические кадры. Однако, реформа в украинских университетах пошла по иному пути. Ликвидируя все негативное, что было в университетах, Комиссариат просвещения стал на позиции ликвидации самих университетов. В 1920 году Наркомпрос Украины ликвидировал университеты в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославле и Симферополе. Начался этап утверждения военно-коммунистического стиля управления высшим образованием. Прямыми наследниками ликвидированных университетов стали самостоятельные медицинские и юридические институты и временные высшие педагогические курсы, созданные на базе историко-филологических и физико-математических факультетов. Студенты физико-математических факультетов, проявившие склонность к техническим дисциплинам, переходили в соответствующие группы специальных индустриально-технических институтов. Временные высшие педагогические курсы оказались учреждениями нежизнеспособными. Попытка придать наиболее“теоретическим”, оторванным от жизни факультетам педагогический профиль не вызвала поддержки ни среди профессоров, ни среди студентов. На базе факультетов университетов были созданы институты физико-математических наук, а историко-филологические факультеты были преобразованы в институты гуманитарно-общественных наук. Также возникли новые высшие учебные заведения–Академии теоретических знаний, состоявшие из института общественных наук и института физико-математических наук. В 1921 г. Наркомпрос УССР начал на основе старых университетов создавать Институты народного образования: Киевский, Харьковский, Одесский, Екатеринославский. В 1930 г. на базе соответствующих факультетов институтов народного образования созданы институты профессионального образования, выпускавшие преподавателей для техникумов, школ ФЗУ, рабфаков. На базе факультетов социального воспитания–институты социального воспитания, готовившие кадры учителей для общеобразовательных школ, внешкольных работников и др. Вскоре институты социального воспитания были преобразованы в педагогические институты. Временные высшие педагогические курсы, институты физико-математических наук, институты гуманитарно-общественных наук, академии теоретических знаний и институты народного образования представляли собой различные“экспериментальные” формы высшего образования в период с 1920 по 1933 гг. Большим событием в развитии системы высшего образования явилось воссоздание университетов в Украине. Было решено с 1 сентября 1932 г. открыть университеты в Харькове, Киеве, Одессе и Днепропетровске. За короткий срок университеты стали научными и образовательными центрами Украины. К функционирующим факультетам добавлялись новые, создавались вечерние, заочные отделения, что явилось положительным результатом реорганизации высшего образования. Таким образом, только к началу 1939 г. сложилась определенная отечественная система университетского педагогического образования. После присоединения к Украине западно-украинских земель в эту систему вошли Львовский и Черновицкий университеты. Всего к началу 1938/39 учебного года в УССР насчитывалось 129 высших учебных заведений. В 1938 г. были утверждены однотипные для всех университетов страны учебные планы. Особенность их состояла в том, что они отражали черты университетского образования, опирающегося на широкую научно-теоретическую базу. Окончательно была определена структура учебного плана: общетеоретическая подготовка, общеспециальная подготовка и на последних курсах–подготовка по конкретной специальности. В планах предусматривались курсы по выбору. Развитию научных исследований способствовало введение новой системы ученых степеней и ученых званий и порядка присуждения их. Следует подчеркнуть, что институты народного образования стали развиваться как украинские высшие учебные заведения, готовившие педагогические кадры для органов образования Украины. Преподавание в Киевском, Харьковском, Днепропетровском ИНО было украинизировано: вводились предметы, знакомящие с географией, историей, литературой, языком, культурой, бытом украинского народа. Оценивая период 1917-1941 гг. , необходимо подчеркнуть, что он имеет огромное значение в истории развития университетского педагогического образования в Украине. В связи с воссоединением западно-украинских земель с Украиной стали государственными национальными университетами Львовский и Черновицкий университеты (1940). Накануне Великой Отечественной войны сложилась университетская система в Украине, состоящая из шести классических университетов–Киевского, Харьковского, Львовского, Одесского, Днепропетровского и Черновицкого университетов. Великая Отечественная война нарушила созидательную жизнь. Позитивные изменения, происходившие в высшем образовании, были приостановлены. В связи с надвигающейся оккупацией Украины государственные вузы были эвакуированы в восточные районы СССР. Только к концу 1943 года эвакуированные украинские университеты и институты начали возвращаться в родные города. После освобождения временно оккупированной территории Украины на ней действовало 154 высших учебных заведения. Сразу же после окончания войны и присоединения Закарпатья к Украине в университетскую систему влился еще один вуз - Ужгородский государственный университет, первый вуз в Закарпатье. В послевоенный период в университетах стала ощутимой потребность к укрупнению специальностей, расширению профиля специалистов. Были пересмотрены учебные планы и программы высших учебных заведений. Произошло укрупнение ряда высших учебных заведений. В больших вузах качество подготовки специалистов было лучшим, меньше расходовалось средств на подготовку каждого из них, рациональнее использовались материально-техническая база вузов, профессорско-преподавательские кадры. В результате укрупнения вузов с 1950 по 1960 гг. количество их в Украине сократилось со 160 до 135 при одновременном увеличении количества студентов более чем вдвое: с 201, 5 тыс. до 417, 7 тыс. Осуществлялось приближение высших учебных заведений Украины к производству, совершенствовалась их структура, устранялся параллелизм в подготовке кадров. Открывались новые учебные заведения на периферии. В 1956-1957 гг. были созданы медицинские институты в Ворошиловграде и Тернополе, куда перевели часть студентов из Киевского и Харьковского мединститутов. В 1958 году открылся горно-металлургический институт в г. Ворошиловске. В 1955-1957 гг. новые заочные и вечерние отделения и факультеты открылись при 26 высших учебных заведениях. В 1956 году Министерство высшего образования СССР утвердило положение о филиалах заочных высших учебных заведений и об учебно-консультационных пунктах заочных отделений, благодаря чему студенты заочных институтов, отделений и факультетов могли получать необходимую им в учебе помощь, лучше овладевать знаниями. Изменения в географическом размещении вузов способствовали более полному охвату высшим образованием жителей всех областей, приближению условий обучения к условиям труда будущих специалистов. Однако главными вузовскими центрами в Украине все же оставались Харьков, Киев, Одесса и Львов. В 1958 г. в этих городах находилось 70 вузов из 140, обучалось в них 59% от общей численности студентов. В Харькове было 24 вуза, в Киеве– 18, в Одессе – 16, во Львове – 12 вузов. Народному хозяйству страны постоянно требовались специалисты новых профилей. Чтобы удовлетворить эти потребности, при институтах открывались новые отделения, факультеты, кафедры. Особое внимание обращалось на подготовку инженеров по таким специальностям, как приборостроение, электромашиностроение, автоматика и телемеханика, диэлектрика и полупроводники, промышленная электроника, конструирование и производство радиоаппаратуры, автоматизация промышленных процессов, производство сборных железобетонных изделий и конструкций для строительства, проектирование телевизионной аппаратуры, технология производства искусственного волокна, меха и кожи и др. Уровень подготовки высококвалифицированных кадров в значительной степени зависел от качественного и количественного состава научно-педагогических работников вузов. Их количество за 10 лет (с 1950 до 1960 гг. ) увеличилось с 14, 5 тыс. до 24, 7 тыс. человек. Известные ученые, преподававшие в вузах, способствовали активизации научной работы студентов. Так, в 1955 г. в институтах Украины членами научных кружков были свыше 9 тыс. студентов, в 1958 г. их стало уже более 15 тыс. Во второй половине 50-х годов начинается перестройка университетского педагогического образования. Были пересмотрены учебные планы и программы для студентов педагогических специальностей университетов в сторону увеличения количества часов на преподавание педагогических, психологических и методологических дисциплин. Обновление университетского педагогического образования в большой степени коснулось практической подготовки студентов к работе в средней школе. По времени педагогическая практика увеличилась более, чем в три раза. Четко определились три вида педпрактики: один раз в неделю осуществлялась практика без отрыва от учебных занятий в школе и внешкольных учреждениях по воспитательной работе с детьми, заканчивающаяся месячной практикой в летних пионерских лагерях, практика с отрывом от занятий, проходящая преимущественно в городских школах и стажерская практика в течение месяца, главным образом, в сельских школах республики. В начале 60-х гг. начинает расширяться сеть государственных университетов путем преобразования в университеты крупных педагогических институтов: Донецкий, Симферопольский. Главными задачами высших учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками. Высшая школа постоянно совершенствует качество подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники и культуры, перспектив их развития. Неотъемлемой частью деятельности вузов является развитие научно-исследовательской работы, создание учебников и учебных пособий, подготовка научно-педагогических кадров, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих отраслях народного хозяйства. Учебный процесс в вузах тесно сочетается с производственной практикой. Подготовка специалистов всех профессий осуществляется на научно-теоретическом уровне, устанавливаемом периодически в соответствии с достижениями науки, техники и культуры для соответствующей группы специальностей. Отличительной особенностью университетов по сравнению с пединститутами в вопросе подготовки педагогических кадров была научно-исследовательская направленность университетского образования. В 1960-1970 гг. основное внимание при планировании подготовки кадров обращалось на те звенья высшего образования, которые обеспечивали научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства, дальнейший рост культуры и благосостояния трудящихся. Началась подготовка кадров по многим новым специальностям, в частности по механизации учета и вычислительных работ, обслуживанию приборов точной механики, электроакустике и звуковой технике, обслуживанию электровакуумных машин, оптических приборов, проектированию и эксплуатации атомных и энергетических установок, электрических систем, полупроводниковых материалов, по теплофизике, кибернетике, технологии полимерных материалов и др. В 1974-1975 гг. на основе действующих учебных планов вузов были созданы рабочие учебные планы, в которых определялось количество часов, затрачиваемых студентами на самостоятельную работу по каждой дисциплине. При этом внимание обращалось на сложность учебного курса, его трудоемкость и значимость для специалистов данного профиля. С целью профессиональной адаптации выпускников с 1972 г. была введена годичная стажировка молодых специалистов на предприятиях народного хозяйства. Всестороннее укрепление связей вузов с производством по всем направлениям (производственная практика и стажировка, организация филиалов профилирующих кафедр на производстве, лабораторий, учебно-научно-производственных объединений и др. ) и на этой основе улучшение профессиональной подготовки специалистов являлись основными задачами высшей школы. Этот этап развития высшей школы характеризуется не только увеличением объема и расширением тематики научно-исследовательской работы, но и возрастанием роли научной деятельности высшей школы в общегосударственном масштабе. В середине 70-х гг. была сделана попытка совершенствования процесса формирования высококвалифицированных специалистов–педагогов в условиях университетов. В методическое обеспечение были внедрены учебно-методические комплексы, которые были призваны обеспечить единство фундаментальной, специальной и психолого-педагогической подготовки. Однако, их реализация носило в большей степени формальный характер. Определенную роль в подготовке специалистов с высшим образованием сыграли комплексные планы, которые ориентировали на всестороннее гармоническое развитие личности студентов. Прогрессивной тенденцией высшей школы 70-х гг. явилось новая форма организации самостоятельной работы студентов, проведение внутрисеместровых аттестаций. Вместе с позитивными изменениями необходимо отметить и негативные, имевшие место в истории высшего образования 60-70-х годов. Научно-технический прогресс требовал мобильной системы подготовки специалистов, а вузовские программы практически не менялись. Вузы были в плену инструкций и предписаний, они не имели права изменять программы обучения. Погоня за выполнением плана приема и выпуска специалистов приводила к тому, что исключить нерадивого студента можно было только в случае, если он сам прекращал посещать продолжительное время университет, либо совершал криминальный поступок. Учебный процесс строился на принципе параллельного, непересекающегося преподавания общенаучных, специальных и профессиональных дисциплин. В результате выпускники слабо представляли возможности использования значительной части знаний в педагогической и производственной деятельности. В учебных планах педагогических специализаций приоритетное место занимали теоретические дисциплины: общественно-политические, военно-медицинские, которые никаким образом не были связаны с будущей педагогической деятельностью. Педагогической практике уделялось все меньше и меньше внимания, зачастую она проводилась формально, не оставляя никакого впечатления у студентов. Учебный процесс в целом осуществлялся экстенсивными методами. Количество информации, которое необходимо было усвоить за весь период обучения, постоянно возрастало. Увеличивалось число аудиторных занятий. Организация самостоятельной деятельности студентов проходила формально, преувеличивалась роль административных методов управления. У студентов формировалась инертность мышления и деятельности. За время с 1960 по 1980 г. был реорганизован ряд вузов, открыты новые. На базе Донецкого педагогического института создан Донецкий университет, на базе вечернего филиала Харьковского политехнического института– Ворошиловградский вечерний машиностроительный и др. В 1984 г. в УССР функционировало 146 высших учебных заведений, в том числе университетов– 9, технических вузов – 50, сельскохозяйственных вузов – 17, вузов по экономике и праву – 10, пединститутов – 30, вузов по здравоохранению – 15, вузов по физкультуре и спорту – 3, культуре и искусству –12. К сети высших учебных заведений относятся также 25 филиалов вузов Украины, 7 специализированных факультетов и отделений и 12 общетехнических факультетов. В середине 80-х гг. проводилась реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Высшие учебные заведения Украины вносили значительный вклад в ее реализацию. Основные мероприятия, направленные на решение вопросов Реформы, дали некоторые положительные результаты. Заметно улучшилось качество обучения в вузах, как в плане научной подготовки студентов, так и в отношении их психолого-педагогической готовности к работе в школе. Этому способствовал курс на целевую подготовку учителей. На основе совместной деятельности постепенно начала складываться система довузовской подготовки и отбора абитуриентов. В университетах функционировали юношеские предметные школы, Малые академии наук, факультеты довузовской подготовки, проводились олимпиады по общественным, гуманитарным и естественным наукам. С 1984 года пединституты и университеты начали проводить целевой прием по направлениям педсоветов школ, органов образования на факультеты, готовящие педагогические кадры. Однако, реализация этого начинания имела не всегда положительный результат. Направления для целевого поступления нередко выдавались формально, а несовершенная диагностика направленности и способностей абитуриентов не всегда позволяла принимать на учебу только тех, кто склонен к педагогической деятельности. Тем не менее, система мероприятий по профессиональной ориентации молодежи позволила сохранить в течение 80-х годов высокий конкурс поступающих на педагогические специализации. После обретения независимости (1991) в суверенной Украине начала формироваться собственная политика в области высшего образования. Она ориентирована на достижение современного мирового уровня, возрождение самобытного национального характера, коренное обновление содержания, форм и методов обучения, приумножение интеллектуального потенциала страны. В настоящее время в Украине действует 15 классических университетов. В 90-е годы продолжала наблюдаться тенденция реорганизации крупных педагогических институтов страны в университеты. Так, в 1992 году на базе Ивано-Франковского пединститута был открыт Прикарпатский университет. Луцкий пединститут в 1993 году преобразован в Волынский университет. В 1994 году организован Восточноукраинский университет, при котором функционирует Луганский пединститут. В 1995 году Черкасский и Сумский пединституты стали государственными университетами. Долгие годы отсутствовавшая традиция подготовки специалистов в форме экстерната была возрождена в 1995 г. В течение последних лет была преодолена государственная монополия в области высшего образования. Открыты вузы с различными формами собственности: коммерческие, частные, совместные, международные, которые предоставляют возможность получения высшего образования большому количеству выпускников средних и средне-специальных учебных заведений. Развитие платного и бесплатного высшего образования, с одной стороны, открывает возможность подготовки специалистов на коммерческой основе по договорам; с другой стороны, резко уменьшает количество мест для поступающих на госбюджетной основе и ограничивает доступ в вузы тех, кто не имеет возможности оплатить свое обучение. Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности. Существование этих планов приблизило высшее образование к требованиям, предъявляемым обществом и образованием к современному специалисту. Обладая значительным научным потенциалом и будучи ведущими учреждениями образования, университеты традиционно являются крупнейшими центрами подготовки специалистов. Они призваны обеспечивать кадрами самых различных профилей научно-исследовательские, политические, культурные и правовые институты общества, административные, планирующие, директивные органы государства, промышленность, сельское хозяйство, медицину, органы образования. Университеты, располагая значительным отрядом ведущих ученых-педагогов, комплексом научно-исследовательских и образовательных подразделений, являются крупными культурно-просветительскими центрами. Они проводят большую работу по распространению знаний и достижений в области естественных и гуманитарных наук среди учащейся молодежи, преподавателей средних и средне-специальных учебных заведений, служащих и инженерно-технической интеллигенции. Для 90-х гг. характерна тенденция, связанная с подготовкой в университетах высококвалифицированной педагогической интеллигенции. На пути к достижению этой цели сделано уже немало: в государственные документы и учебные планы заложены идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического университетского образования, заметным стало место культурологических, общеразвивающих дисциплин в содержании образования. Университеты, наряду с педагогическими институтами, занимают ведущее место в развитии и совершенствовании среднего, средне-специального и высшего образования, подготовке преподавателей для средних школ, училищ, техникумов и вузов. Ведущую роль играют университеты в системе непрерывного образования, послевузовского повышения квалификации педагогических кадров, учителей и руководителей школ, работников различных отраслей государственного хозяйства.
Список литературы.
Батышев С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М. , 1979. Глузман А. В. Университетское педагогическое образование: опыт системного исследования. К. , Издательский центр“Просвiта”, 1997. Ефименко Г. Г. , Красников В. М. , Новоминский А. Н. Высшая школа Украинской ССР. Успехи, проблемы развития. К. , 1978.
История Украинской ССР. “Наукова думка”, К. , 1984, Т. 2-10
Украинская Советская Энциклопедия. Главная редакция УСЭ, К. , 1985.
|