Готовимся к занятию в детском саду - (реферат) Готовимся к занятию в детском саду - (реферат)
Готовимся к занятию в детском саду - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Готовимся к занятию в детском саду - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Готовимся к занятию.

К вопросу планирования и технологии проведения личностно-ориентированного занятия.

В начале давайте честно признаемся друг другу, что хотя современные занятия в детском саду стали более гибкими по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения и так далее, но все же их далеко не всегда можно считать личностно-ориентированными. Часто мы под личностно-ориентированным занятием понимаем гуманное, уважительное отношение к детям, видя свою задачу, прежде всего в том, чтобы создать, эмоционально-положительный настрой группы на работу. Широко используются различные формы “занятий с увлечением”, насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.

Для последнего недостаточно создать в группе благожелательную творческую атмосферу. Суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном общении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом– признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от педагога требуется пересмотр ряда привычных профессиональных позиций.

    Опора на субъективный опыт ребенка.

Педагог сообщает детям знания в строгой, логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятия происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать (“усваивать”) все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но и то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей. При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские “версии” не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть “услышанными” взрослым.

    Знание психофизических особенностей.

Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности. Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одними тем же содержанием, предусмотренным программным требованиям, нопередавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и так далее. Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуют особой подготовки, и прежде всего знания психофизических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.

    В роли равноправных партнеров.

Не менее важны сценарий занятия и его “режиссура”. Общение на занятиях должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме– и тем самым наиболее проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные)- к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы–к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно - потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.

    4. Рекомендации к подготовке занятия.
    Разработка гибкого плана включает в себя.

Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.

Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, в виду и форме познания.

Планирование разных форм организация работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий). Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:

Использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога ) с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию; Проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

Использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге “ребенок - педагог“ и “ребенок - дети“.

    Планирование результативности занятия предусматривает:

обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности. анализ результатов групповой и индивидуальной работы

внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

    5. Рекомендации к проведению занятия.

Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.

Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

Педагог должен поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятия способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать наиболее оптимальные и рациональные из них.

Следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

Нужно обсуждать с детьми не только то, что “мы узнали”(чем овладели), но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать по другому.

Итак, подчеркнем основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми:

Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования.

Продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей. Проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития.

Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.

Поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний. Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.

Привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире.

    Использование личного опыта каждого ребенка.

Создание по ходу занятия “трудных ситуаций”, как возможностей применить новые знания. Продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.

Основные критерии анализа личностно-орентированного занятия.

Создание педагогом в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу.

Сообщение старшим дошкольникам не темы, но и целей, форм работы. Гибкость организации деятельности детей в зависимости от цели этапов занятия. Стимулирование детей к выбору различных способов выполнения деятельности. Использование дидактического материала, позволяющего ребенку проявлять личностную избирательность.

Активизация личного опыта ребенка и его использование в процессе занятия. Преобладающая форма общения: диалог, полилог.

Предпочитаемые формы работы (изложения знаний, самостоятельная работа, коллективное решение творческих задач, анализ).

    Статья подготовлена по материалам журнала “Директор школы”



      ©2010