Виктор Цой (биография, интервью)
Доклад на тему: Виктор Цой Северо – Задонск 2002 Краткая биографическая справка. Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в г. Ленинграде в
семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера
Роберта Максимовича Цоя. Виктор был единственным ребёнком в семье. В 1969
год – он поступил в школу, где работала его мать. Всего за время обучения
до восьмого класса сменил вместе с матерью три школы. С 1974 по 1977 год
посещает среднюю художественную школу, где возникает группа "ПАЛАТА № 6" во
главе с Максимом Пашковым. В 1977 году - окончил восемь классов и поступил
в художественное училище им. В. Серова. В 1978 году - исключен из училища
"за неуспеваемость". Поступает работать на завод и учится в вечерней школе.
В 1979 году - поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. В
течении лета 1981 года - вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским
создает группу "ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ". Осенью 1981 - группа "ГАРИН И
ГИПЕРБОЛОИДЫ" вступает в Ленинградский рок - клуб. Весной 1982 –
производится запись альбома "45". В это же время Виктор знакомится со своей
будущей женой Марианной. В это же время - первый электрический концерт
группы "КИНО" в Ленинградском рок - клубе совместно с музыкантами
"АКВАРИУМА". Заканчивает училище со справкой и поступает работать в
реставрационные мастерские в г. Пушкин. Осенью 1982 - поступает на работу в
садово-парковый трест резчиком по дереву. В этом же, 1982 году, первые
акустические концерты в Москве. В феврале 1983 - второй электрический
концерт группы "КИНО" в рок - клубе. Весной группу покидает Алексей Рыбин.
Летом 1983 - записывает с Юрием Каспаряном фонограмму "Демо" у Алексея
Вишни, впоследствии получившую название "46". Осенью 1983 - проходит
обследование в психиатрической больнице № 2 на Пряжке и получает "белый
билет". Весной 1984 года - выступление "КИНО" на втором фестивале рок -
клуба и получение лауреатского звания. Летом, осенью 1984 года - записывает
альбом "Начальник Камчатки" в студии Андрея Тропилло вместе с музыкантами
"АКВАРИУМА". Оформляется второй состав "КИНО": Цой, Каспарян, Титов,
Гурьянов. В феврале 1985 - жениться на Марианне. Весной 1985 – получает
звание лауреата на третьем фестивале рок - клуба. 5 августа 1985 года -
родился сын Саша. Летом, осенью 1985 - работа над двумя альбомами - "Ночь"
в студии Тропилло и "Это не любовь" в студии Вишни. Весной 1986 -
выступление на четвертом фестивале рок - клуба. Диплом за лучшие тексты.
Летом 1986 - съемки фильма "Конец каникул" в Киеве. Выходит пластинка "Red
Wave". Поступает работать в котельную "Камчатка". Участвует в съемках
фильма режиссера Алексея Учителя "Рок". Осень, зима 1986 - участие в
съемках "Ассы". Весной 1987 года последнее выступление на фестивале рок -
клуба. Приз "за творческое совершеннолетие". Записывается альбом "Группа
крови". Осенью 1987 начинаются съемки фильма "Игла". В 1988 году выходит
"Группа крови" и фильм Рашида Нугманова "Игла". Записывается альбом "Звезда
по имени Солнце". Начало "звездных" гастролей. В ноябре - участие "КИНО" в
мемориальном концерте Александра Башлачева в Лужниках. В 1989 году летняя
поездка в США, участие в фестивале "Золотой Дюк" в Одессе. По опросам
кинокритиков журнала "Советский Экран" признан лучшим киноактером года.
Обширные турне по стране. Выходит альбом "Звезда по имени Солнце". В ноябре
- последние концерты "КИНО" в Ленинграде. Во Франции выходит пластинка
"Последний герой". Весной 1990 поездка в Японию. В июне 1990 - последний
концерт "КИНО" в Москве в Лужниках. Летние гастроли по стране. Запись
последнего альбома, который вышел после смерти Цоя и называется "Черный
альбом". 15 августа 1990 года Виктор Робертович Цой погиб рано утром в
автомобильной катастрофе под Ригой и похоронен в Санкт-Петербурге на
Богословском кладбище.
Группа «КИНО» и Виктор Цой.
В популярности ленинградской группы "КИНО" есть что-то необъяснимое.
И действительно, успех, слава, массовое признание обычно находит того или
иного исполнителя в результате последовательности определенных событий;
им, как правило, предшествуют всплески творческой активности, интенсивная
работа, нарастание общественного интереса и постоянное нахождение "на
виду". В случае "КИНО" все было прямо наоборот. Год "КИНО" начался весной
1988, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не
выступала, даже не репетировала, а её участники были заняты реализацией
собственных проектов и, как это может показаться, лишь по чистой
случайности выкроила в начале года несколько дней, чтобы завершить
находившийся в "полуфабрикатном" состоянии альбом, получивший известность
под названием "Группа крови". Он-то и стал катализатором взрыва давно
назревавшей "киномании", в считанные месяцы охватившей страну. А началось всё осенью 1981 года, когда на обломках жэковских команд
"ПАЛАТА №6" и "ПИЛИГРИМ" возникло трио "Гарин и Гиперболоиды". Пару месяцев спустя его состав сократился до дуэта, а название обратилось в "КИНО"- - в ту пору под ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в
рок-клуб, выступили при деятельном участии музыкантов "АКВАРИУМА" - на его
сцене, записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название
"45", и исчезли на целый год. Затем выступили ещё раз - уже впятером и с
"электрической" программой и … распались. И все же в мае 1984 года "КИНО"
появилось вновь. Виктор Цой, а вместе с ним Юрий Каспарян (гитара),
Александр Титов (бас) и Георгий Гурьянов (барабан) "тёмной лошадкой" вышли
на сцену II Ленинградского Рок-фестиваля и произвели сенсацию, став одним
из главных открытий этого смотра творческих сил рок - движения. Звание
лауреатов фестиваля "КИНО" подтверждало ещё дважды в 1985 и 1987 годах.
Осенью 1984 года А. Титова сменил Игорь Тихомиров по совместительству
участник "ДЖУНГЛЕЙ" и один из лучших бас - гитаристов страны. С тех пор
состав группы "КИНО" - если не считать эпизодических появлений
разнообразных гитаристов, перкуссионистов и клавишников, редко игравших с
группой больше одного концерта остаётся неизменным. Песни "КИНО" поражают обилием свежих мелодических решений, их
аранжировки отличают сдержанность и лаконизм, а отличная ансамблевая игра,
в которой вклад каждого участника равнозначен и незаменим, позволяет
говорить о них как о классическом образце рок – группы. В текстах Виктора
Цоя, а именно он является автором практически всего репертуара "КИНО",
романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими,
бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир современного молодого
человека. Острые, почти публицистические, обращения соседствуют в песнях
"КИНО" с добрым юмором, а иногда и едкой иронией, которая вообще характерна
для поэтического языка Цоя. В более поздних работах группы заметно
"повзросление" ее героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и
подворотен к более серьезным проблемам, призывы к действию, поступку, жажда нравственного совершенства. В последние годы, особенно после успеха "Группы крови", творческая
активность группы значительно возросла. "КИНО" регулярно выступает в
Ленинграде, периодически гастролирует. В 1989 группа дважды побывала за
рубежом - на благотворительных концертах в Дании и на крупнейшем во
Франции рок-фестивале в Бурже. Их музыка звучит в фильмах "РОК", "АССА",
"ГОРОД", "ИГЛА" - в последнем из них Виктор Цой дебютировал как
исполнитель главной роли. Интервью газете "Политехник" (Ленинград) 24 февраля 1984 г. - Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет ее популярности ? - -Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими - Мы знаем ваши стихи - и простые, жизненные, на волнующие всех нас темы, и более сложные, с подтекстом. Что вам ближе? - Я не представляю себя и без того. и без другого. Мир многолик, многолики и стихи. - В чем вы лучше можете выразить свои мысли - в стихах или в музыке ? - Точно не знаю. Наверное, текст и музыка едины, ведь мысль в них одна А вообще, стихов я не пишу, только песни. - Какие современные эстрадные группы вас интересуют больше - Те же. что и вас: "Аквариум", "Зоопарк". "Алиса" Кстати. "Алиса" сейчас возобновила работу с Кинчевым, наверное, мы их увидим на рок- фестивале - А из западной музыки? - Для нас интереснее всего работа независимых фирм грамзаписи. До нас же доходит чаще всего музыка "продающаяся", музыка для танцев. Уши привыкают к стандартам. А у независимых фирм небольшим тиражом выходят пластинки групп, не ориентирующихся на стандарты. Нам это ближе. - Виктор, не находите ли вы у нас или на Западе аналогов своему творчеству? - Я их не ищу. Хотя мы слушаем очень много музыки, это входит в нашу работу. Возможно, какое-то влияние есть, но каждая наша песня проходит через собственную призму. - Что вы предпочитаете - концертную или студийную работу? И что вы стараетесь использовать больше, акустическую или электрическую музыку? - Концерты и записи неразделимы. Сейчас очень остро встает проблема звука на концертах Кино". Мы хотим превратить концерты в нечто "горячее", поэтому мы ориентируемся на тех, кто слышал наши песни в записи и знает их - Какие у "Кино" проблемы? - Только организационные. В музыке у нас тупиков нет. Мыслей и желания работать много. - Что вы ждете от публики? - Я хочу, чтобы среди слушателей были только те. кому близка моя музыка. Приятно играть для тех, кто понимает тебя. - В заключение традиционный вопрос о творческих планах. - В апреле мы закончим запись нового альбома. Потом поедем в Киев для участия в съемках короткометражного художественного фильма. Ну, и будем готовиться к рок-фестивалю здесь и в Вильнюсе. Интервью газете "Молодежь Эстонии" 9 мая 1988г.
…………… - У вас не было мысли публиковать свои собственные стихи? - Нет, я считаю, что они должны звучать вместе с музыкой, вернее даже, с группой. Последний же год я не занимался музыкой вообще, а занимался съемками в кино. - Вы имеете в виду фильм Сергея Соловьева "Асса"? - И этот фильм, и документальные фильмы о роке. Сейчас буду сниматься на "Казахфильме" в картине с рабочим названием "Игла", главный герой - наркоман.
……………
Интервью газете "Молодой Ленинец" (Волгоград) 6 мая 1989 г. - В песне "Фильмы" вы поете: "Оставь меня в покое, не тронь мою душу". Вы действительно замкнутый человек? - Да, но все же эта песня юмористическая. А вообще, просто у любого человека есть люди, с которыми ему интересно разговаривать, а есть - наоборот. - Вы учились в художественном училище, а стали музыкантом. Как это случилось? - Просто надоело одно. захотелось делать другое.
………………
- Года полтора назад в передаче "До 16 и старше" свой отказ от поездок за
рубеж вы объяснили тем, что песни ваши в первую очередь смысловые,
иностранцы не поймут. Недавно вы вернулись из Франции... - Вы знаете, после этой передачи я как раз подумал, что меня можно
неправильно понять. Так и произошло, потому что многие мне потом говорили:
ты такой герой, отказываешься, все, кто ездит, плохие, а сам... Но дело в
том. что я имел в виду то что сейчас на Западе очень сильна мода на Россию:
на советскую символику и все остальное. Но отношение ко всему этому очень
несерьезное, как к матрешкам: мол, смотрите, русские на гитарах играют,
почти так же как мы. И масса групп, используя возможность, бросилась просто
очертя голову за границу, сознательно идя на то, что их там будут принимать
на самых плохих условиях, как финансовых, так и концертных. Мне меньше
всего хотелось выглядеть такой "матрешкой". Ведь дело тут уже не столько в
деньгах, сколько в престиже страны. Если уж так хочется за рубеж, то лучше
уж ехать туристом. Что касается нас мы все-таки совершили попытку сделать иначе. Во-первых,
сначала выпустили во Франции пластинку. Во-вторых, это было не просто
мероприятие типа "Концерт из России", а очень известный в Европе фестиваль
рок-музыки. Поэтому я решил поехать и посмотреть, насколько можно
установить коммуникацию. Не могу сказать, что это было очень удачно, потому
что от нас скорее ждали какой-то русской экзотики, а увидели собственно рок-
музыку. Да, и до этого мы еще ездили в Данию. Там проводились концерты в фонд
Армении, нас пригласили, ну и тут отказаться было трудно. Хотя, скорее
всего, я отказался бы при других условиях.
…………… - Как вы думаете, молодым талантам нужно помогать или, как говорится, талант сам пробьет себе дорогу? - Для настоящего музыканта обстоятельства внешней жизни не имеют почти никакого значения. Ему для того, чтобы что-то делать, нужен инструмент и больше ничего. Я знаю массу людей которые говорят: вот если бы у нас была аппаратура... У нашей группы аппаратуры нет вообще, ну, кроме инструментов. Однако мы продолжаем что-то делать, а те сидят и ждут пока у них аппаратура появится.
…………… - О фильме "Игла" кинокритики говорят как о явлении в кинематографе, мол, Цой создал новый образ романтичного героя. - Вообще-то я не создавал ничего, просто старался быть естественным. - В "Ассе" и "Роке", допустим, вы были собой - рок-музыкантом. В "Игле" - актерская работа. И все же сложилось впечатление, что роль написана именно для вас, вы играли почти себя. - В какой-то степени так оно и было. И все же я позволил себе некоторые эксперименты. Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама. Я в жизни вряд ли повел бы себя так. Но все равно это недалеко уходит от реального персонажа фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я как ходил по улице, так и входил в кадр. Фильм снимал мой приятель Рашид Нугманов. Он позвонил мне и предложил эту работу. У нас был. конечно, первоначальный литературный сценарий, потом Рашид написал режиссерский, со значительными изменениями. В конце концов от оригинала не осталось почти ничего. - Вы собираетесь еще сниматься в кино? - В принципе мне было бы интересно, но это не от меня зависит. У меня свои идеи относительно кинематографа, а у режиссера, как правило, свои. После этих фильмов мне много предлагали сниматься, но там я должен был действовать как профессиональный актер, носить какой-то костюм, произносить реплики, полагающиеся по сценарию... Мне это неинтересно.
…………… - Может ли материальная сторона жизни рок-музыканта влиять на его творческое кредо? - Это зависит от человека. Есть люди, которым необходимо жить в хорошей квартире, иметь машину, дачу и так далее... - У вас это есть? - У меня нет... И один готов ради этого идти на компромисс, а другой - нет. Когда я начинал заниматься рок-музыкой, в последнюю очередь я думал о деньгах. Тогда было понятно, что кроме неприятностей (причем самых серьезных), за это ничего не получишь. Мы были значительно беднее, чем могли бы быть работая на каких-то работах... И все время сталкивались с гонениями, были люди с совершенно испорченной репутацией. - Почему в ваших песнях так много "ночи, дождя, осени, падающих звезд"? - Не знаю... Это из области анализа творчества, а я им не занимаюсь. - В "Советской культуре" в статье "Лики русского рока" было сказано: "Мир Цоя - братство одиночек, сплоченное отсутствием выхода"... - Это братство одиночек, но не сплоченное отсутствием выхода. Выход реальный существует... Ну об этом долго можно рассказывать. - Отражаются ли как-то на вашем творчестве перемены в общественной жизни? - А как они могут отражаться? Я же не певец социального протеста, не пишу песен "на злобу дня". - Вы поете: "Я один, но это не значит, что я одинок". Вы действительно никогда не ощущаете одиночества? - Ну почему... Эта песня о конкретном состоянии, там нет жизненнее программы. - Вы противоречивый человек? - Нет, я совершенно монолитный.
Интервью газете "Советская молодежь" (Рига) 6 мая 1989 г.
- Виктор, начнем сначала: почему "Кино"? - Когда мы придумывали это название, нам было по восемнадцать лет. Сейчас я
даже не помню. - Что побудило вас создать группу? - Наличие некоторых песен. Я начал их писать, они понравились моим друзьям,
потом - друзьям моих друзей... - Прежде чем вы получили официальное признание, каков был ваш путь? - Знаете, я никогда не шел тяжело, занимался только тем что нравилось. И
был вполне доволен этим. Никогда не старался добиться успеха любой ценой.
Конечно, я рад, что очень многим людям нравятся наши песни. - Вы как-то сказали, что собирали в группу "не музыкантов, самое первое -
друзей". Охарактеризуйте своих друзей. - Я не могу как-то "анализировать" друзей. У них есть и недостатки, и
достоинства. Твоими друзьями они становятся не потому, что обладают набором
всех положительных качеств, а по каким-то другим причинам. - Кто близок вам из советских исполнителей? - Я в хороших отношениях с Борей Гребенщиковым, Костей Кинчевым, дружим с
Андреем Макаревичем, хотя мы не так часто встречаемся. - У вас были эстрадные кумиры? - Никогда. Я не любил кого-то одного. Мне нравились некоторые песни
некоторых групп. - Ваш имидж? - У меня нет никакой установки на поведение. Я веду себя так как считаю
нужным, в любой ситуации. - Артисту часто приходится отказываться в жизни от общедоступных благ и
радостей. От чего приходится отказываться вам? - От удовольствия гулять по улице, жить в одном и том же городе больше
месяца. (Смеется.) - Как родители относятся к вашей работе? - Сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом. Наверное, они так
считали не всегда. - А они бывают на ваших концертах? - По-моему, были один или два раза. - Кто-то из кинокритиков отметил, что ваш герой в фильме "Игла"
единственный в отечественном кино не тяготится своим одиночеством и этим
привлекает. - Пожалуй. Герой этого фильма в каком-то смысле - человек ниоткуда. Он мне
очень близок по духу. Я в принципе ничего не играл, а старался вести себя
так, как бы я мог себя повести в такой ситуации, но в рамках сценария,
конечно. - Вы стремитесь создать какой-либо образ на сцене? - Я ничего не "создаю", просто выхожу на сцену и пою. Я сам - образ.
(Смеется.) - "Перемен требуют наши сердца!"- поете вы, зрители вторят. Что бы вы
хотели изменить в жизни? - Каждый человек должен изменить прежде всего свою жизнь и себя... Это
сложный вопрос. Я не считаю, что одному человеку под силу изменить жизнь
как таковую. - В жизни вы борец за перемены? - Я не считаю себя борцом. Я пою песни. Пою о том, что мне нравится или
нет. о том. что меня волнует. - Как появляются ваши песни? - Это для меня загадка... Я не знаю..Я начинаю играть. Потом появляются
какие-то слова... - Ленинградской газетой "Смена" вы названы лучшим рок-поэтом 1988 года. В
чем, по-вашему, отличие рок-поэзии от поэзии вообще? - Не знаю. насколько точен этот термин. Я не могу рассматривать тексты
своих песен в отрыве от музыки, считаю, что они очень многое таким образом
теряют. - Что главное для вас сегодня? - Сохранить внутреннюю свободу. - Виктор, сейчас во время выступлений вы исполняете не все свои песни. Чем
это объясняется? - Какие-то песни со временем теряют актуальность. Мне самому они уже не
интересны. Я пою только тогда, когда мне интересно петь. - Группа "Кино"- во главе отечественных хит-парадов. Чего бы вы еще хотели
достичь? - Мы никогда не стремились к популярности. Мы никогда не задумываемся, в
каком стиле мы играем и как долго будем популярны. Играть и любить это дело
-важно для нас прежде всего. Как только перестанет быть важным, мы уйдем со
сцены. - Проблемы сегодняшнего "Кино"? - Проблема в том. что нам приходится сейчас много работать, а это требует
большой собранности. - Группа работает под эгидой ленинградской студии "Бенефис". Что это за
организация? - Чисто административная организация, которая, собственно, для нас является
некоторой формой прикрытия, чтобы мы не были "Кино" ниоткуда". - Есть ли приглашения за границу? - Довольно много. Но мы тщательно просеиваем их, потому что сейчас все
"русское" там очень модно. Мы же хотим выступать там просто как музыканты
поэтому ездим довольно редко. - Где вы побывали? - В Дании, Франции, Америке. - И как принимают "Кино"? - С озадаченным лицом: видя, что мы такие же, как они и не в косоворотках,
без балалаек... - Гастроли по Союзу продолжаются? - Да, сейчас мы хотим поездить. - А в Риге будете? - У нас не было приглашений. Обычно нас зовут - мы едем. Из Риги нас пока
никто не звал. - Что нового приготовило "Кино" поклонникам? - Записан новый альбом. Как назвать, пока не решили. - Вы довольны своей жизнью? - Я не думаю, чтобы человек мог действительно быть доволен жизнью... С
другой стороны, я был всегда доволен ею. И когда работал в котельной и
бросал уголь в печь, я был очень доволен жизнью. И сейчас тоже. - Пожелания читателям? -Удачи! - В особенности тем, кому сегодня 15-17 лет? - Думаю, любой подросток мечтает самоутвердиться. Я никогда никого не учу.
Я могу пожелать только удачи! Подшивки газет. Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные
политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не
врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не
верить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой
- единственный, у кого невозможно провести грань между образом и
реальностью; тем, что он пел, и тем, как он жил. И его уход - еще
один "сюжет для новой песни". Ненаписанной, но, кажется, не раз
прочувствованной. Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет
монаха - таков Цой, в "КИНО", в кино и ежедневно. Это большая, честная
романтика. Мы пошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую
смутность нашего времени. И правильно сделали. Каждая песня Цоя - это песня о любви и свободе. Это вечные песни - и
потому, что они потрясающе красивы, и потому, что, в отличие от
продовольствия, любви и свободы, их всегда будет не хватать. Так что Цой
остается с нами - и это не пустые слова. И все же... теперь - легенда.
Список литературы:
1. Ресурсы сети “Internet”.
2. «Комсомольская правда», 1990 год.
3. Сай www.kino2000.boom.ru
|