Тетралогия Вагнера
Тетралогия Вагнера
В основу этого произведения положены древнегерманские мифы. Вагнер был первый среди поэтов, кто сделал
литературную обработку мифов и решился использовать их для фабулы своего грандиозного труда. В этом смысле он предстает не только как выдающийся
композитор, но и как крупный немецкий литератор. Собственно, это его главная заслуга в области литературы.
Кольцо нибелунга - это 4 музыкальные драмы (слово опера не подходит
к этим сочинениям), объединенные единым либретто, написанным самим композитором. Это: "Золото Рейна" (предвечерье музыкального
представления или, проще говоря - пролог, как бы небольшое вступление вынесенное в отдельное произведение), "Валькирия" (1-й день
музыкального представления), "Зигфрид" (2-й день музыкального представления), "Гибель богов" (или "Закат богов",
3-й день музыкального представления). Тетралогия создавалась на протяжении почти 30 лет, причем, что интересно: "Гибель богов" была
начата вместе с "Золотом Рейна", писалась с большими перерывами и была окончена последней.
Вообще, написание оперы не было перманентным (непрерывно и равномерно текущим) процессом. Сам Вагнер писал: "я оставил своего Зигфрида во втором действием под липой и принялся за
Тристана", затем на Тристане не остановился и написал еще "Нюрнбергских
майстерзингеров". По его собственным словам, он сам не знал - когда найдет время снова приняться за тетралогию. К тому времени как он
вернулся к сочинению "Зигфрида" у него уже был собственный оперный театр в Байрейте, построенный по плану композитора, и у него появилась
реальная возможность поставить тетралогию целиком и он с энтузиазмом продолжил работать. Титанический труд был окончен к 1874 и в 76 году эти 4 музыкальные
драмы впервые шли вечер за вечером с 14 по 17 августа.
В целом тетралогия является апофеозом творчества
Вагнера. Она исполнена типичной для него эпической героикой и безудержной романтикой, которая приковывает внимание зрителей, увлекает их в сказочный мир,
созданный Вагнером, заставляет их полностью отрешиться от реальности. Словом, достигает той вершины, к которой композитор шел всю свою долгую творческую
жизнь.
Андрей Рубцов. Oboist@mail.ru ©
|