Святослав Теофилович Рихтер
Святослав Теофилович Рихтер
/1915—1997/
«...Это был поистине великий день моей долгой
музыкальной жизни, да и не только моей... — заявила после встречи с пианистом в
Америке, в прославленном Карнеги-холл Розина Левина (учительница Вана
Клиберна). — Слушая Рихтера, я все время ловила себя на мысли, что присутствую
при исключительном явлении XX века».
Святослав
Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире. Вскоре семья переехала в Одессу,
где прошли детские и отроческие годы будущего артиста. Его отец — Теофил
Данилович — преподавал в консерватории и (был известным в городе музыкантом. В
свое время он закончил Венскую Академию музыки, и именно он дал своему сыну
первые уроки игры на фортепиано, когда мальчику было только пять лет. О матери
Рихтера, Анне Павловне, известно, что она была эрудированной любительницей
музыки.
Постоянно
заниматься с сыном отец не мог, поскольку был вынужден все свое время отдавать
занятиям с учениками. Это была обычная ситуация для семьи
музыкантов-профессионалов. Поэтому уже с девяти-десяти лет Святослав был
практически предоставлен самому себе. Лишь в течение недолгого времени он брал
уроки у пианистки А. Атль, одной из учениц его отца. И эту свободу действий
мальчик использовал весьма оригинально: он начал играть все ноты, которые были
в доме. Особенно его заинтересовали оперные клавиры. Постепенно Рихтер научился
играть любую музыку с листа и стал квалифицированным аккомпаниатором.
С
пятнадцати лет он уже помогает отцу, а вскоре начинает работать самостоятельно:
становится аккомпаниатором в музыкальном кружке при Доме моряка. После
окончания школы он несколько лет работал концертмейстером в Одесской
филармонии. В это время Святослав разъезжал с концертными бригадами, аккомпанируя
различным музыкантам, и набирался опыта.
В
1932 году он переходит на работу в Одесский оперный театр и становится
помощником дирижера С. Столермана. Рихтер помогает ему на репетициях и в работе
с певцами, постепенно расширяя собственный репертуар. В мае 1934 года пианист
дает первый клавирабенд — сольный концерт — в Одесском доме инженеров, исполняя
произведения Ф. Шопена. Концерт прошел с большим успехом, но в то время юноша
еще не задумывался о том, чтобы профессионально учиться музыке.
Только
через пять лет, весной 1937 года, Рихтер наконец отправился в Москву поступать
в консерваторию. Это был достаточно смелый шаг, поскольку молодой исполнитель
не имел никакого музыкального образования. На приемном экзамене Рихтера услышал
выдающийся пианист Г.Г. Нейгауз. С этого дня Рихтер стал его любимым учеником.
О
первой встрече с двадцатидвухлетним музыкантом рассказал сам Генрих Густавович:
«Студенты
попросили прослушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить в
консерваторию в мой класс. — Он уже окончил музыкальную школу? — спросил я. —
Нет, он нигде не учился.
Признаюсь,
ответ этот несколько озадачивал. Человек, не получивший музыкального
образования, собирался в консерваторию!.. Интересно было посмотреть на
смельчака.
И
вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым,
удивительно привлекательным лицом. Он сел за рояль, положил на клавиши большие,
мягкие, нервные руки и заиграл.
Играл
он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго. Его
исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в музыку.
Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант». После Двадцать
восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа.
И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще... С этого дня
Святослав Рихтер стал моим учеником».
Нейгауз
принял Рихтера в свой класс, но никогда не учил его в общепринятом смысле этого
слова. Как позже писал сам Нейгауз, учить Рихтера было нечему — нужно было
только развивать его талант. Рихтер на всю жизнь сохранил благоговейное
отношение к своему первому учителю. 1нтересно, что, переиграв чуть ли не всю
мировую фортепианную классику, он никогда не включал в программу Пятый концерт
Бетховена, считая, что не сможет сыграть его лучше своего учителя.
26
ноября 1940 года в Малом зале Московской консерватории состоялся дебют Рихтера
перед столичной аудиторией. В этом первом концерте он выступал вместе со своим
учителем. А через несколько дней дал собственный сольный концерт в Большом зале
консерватории, и с этого времени началась его долгая жизнь
музыканта-исполнителя.
«...Он
сумел «наверстать» упущенное в смысле достижения всеобщего признания, условно
говоря, за один вечер... — комментировала критика знаменательный ноябрьский
клавирабенд 1940 года, — в свои... двадцать пять лет был сразу воспринят как
законченный пианист мирового класса...»
Во
время войны Рихтер находился в Москве. При малейшей возможности выступал с
концертами. И ни на день не прекращал занятий. С июня 1942 года Рихтер
возобновляет концертную деятельность и буквально начинает «осыпать» публику
новыми программами. Одновременно начинаются его гастроли по различным городам.
За два последних военных года он объехал почти всю страну. Даже государственный
экзамен в консерватории он сдавал в форме концерта в Большом зале
консерватории. После этого выступления комиссия постановила выгравировать имя
Рихтера золотыми буквами на мраморной доске в фойе Малого зала консерватории.
Один
из концертов в Москве в Большом зале консерватории в 1944 году стал для него,
еще студента нейгаузовского класса — государственным экзаменом. Тогда и было
официально засвидетельствовано окончание им высшего музыкального учебного
заведения.
В
1945 году Святослав Рихтер стал победителем всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей. Он долго не хотел заявлять о своем участии в нем, так
как считал несовместимыми понятия музыки и соревнования. Но участвовать в
конкурсе он стал для того, чтобы укрепить преподавательскую репутацию своего
учителя Нейгауза.
Один
из очевидцев тех событий К.Х. Аджемов рассказывал: «Помню особую
настороженность публики перед выступлением Рихтера. Он заметно волновался.
Неожиданно погас свет. На эстраду вынесли свечи. Рихтер весь отдался
музицированию. Он играл две прелюдии и фуги из первого тома «Хорошо
темперированного клавира» Баха... Неторопливо раскрывалась гениальная музыка, в
служителе которой каждый присутствовавший чувствовал человека высокой души и
сердца... Исполнение запомнилось навсегда».
Рихтеру
была присуждена на конкурсе первая премия — ему и В.К. Мержанову, ученику С.Е.
Фейнберга. В дальнейшем Рихтер не участвовал ни в каких конкурсах. Кроме того,
он отказывался и от председательствования в жюри многих международных
конкурсов.
Последующие
годы он провел в беспрерывных гастролях. При этом постоянно расширялась
география концертных поездок. «Жизнь артиста превращается в сплошной поток
выступлений без отдыха и передышки, — пишет В.Ю. Дельсон. — Концерт за
концертом. Города, поезда, самолеты, люди... Новые оркестры и новые дирижеры. И
опять репетиции. Концерты. Полные залы. Блистательный успех...»
В
1950 году Рихтер выезжает на первые зарубежные гастроли в Чехословакию. Потом
следуют поездки в другие страны. Только после этого руководство «выпускает»
Рихтера в Финляндию. Его концерты проходят, как всегда, с триумфом, и в том же
году пианист совершает большую поездку по США и Канаде. И везде ему рукоплещут
переполненные концертные залы, именуют «гигантом», «самым значительным из всех
ныне здравствующих пианистов» и т.д. Критика все чаще заговаривает о «феномене
Рихтера»...
Секрет
стремительного взлета Рихтера заключался не только в том, что он обладал
уникальной широтой репертуара. С одинаковым успехом он играл Баха и Дебюсси,
Прокофьева и Шопена. Главное же его качество как исполнителя — это умение из
любого музыкального произведения создать неповторимый и цельный образ. Любая
музыка звучала в его исполнении так, как будто именно он сочинил ее на глазах у
зрителя. Это отметила одна из газет, скорбя о смерти великого маэстро: «Он был
посредником между людьми и Богом».
В
отличие от других пианистов, Рихтер умел раствориться в исполняемой им музыке.
В ней в полной мере раскрывалась его гениальность. Сам же маэстро говорил,
когда журналисты обращались к нему с просьбой об интервью (а на контакт с
прессой он шел весьма и весьма неохотно): «Мои интервью — мои концерты». А
выступать перед публикой музыкант считал святой обязанностью.
«Рихтер
— пианист удивительной внутренней концентрации, — писал о советском музыканте
один из зарубежных рецензентов. — Порой кажется, что весь процесс музыкального
исполнения происходит в нем самом...»
Как
считает Г.М. Цыпин: «Понять самое сокровенное в творчестве Рихтера-пианиста
можно лишь в том случае, если ощутить вибрацию тончайших нитей, связывающих это
творчество с индивидуально-личностным миром Рихтера-человека. Только так, зная
и помня об этих нитях, вслушиваясь в их таинственное, но всегда различимое
«звучание», можно прийти к объяснению хрустальной чистоты и возвышенности
искусства замечательного пианиста, рассмотреть первоистоки подлинно эллинской
гармонии и строгого душевного целомудрия его исполнительских трактовок, их
гордой артистичности и одухотворенного интеллектуализма. Всего того, что в
конечном счете находит выражение в бескорыстном, поистинe альтруистическом
отношении Рихтера к Музыке. Того, что сообщает высокую морально-этическую
ценность его исполнительству».
На
протяжении многих лет рядом с Рихтером находилась его жена — певица Нина
Львовна Дорлиак. Когда-то она выступала с собственными концертами, но оставила
сцену и стала известным музыкальным педагогом. Сам Рихтер никогда не имел
учеников. Вероятно, у него просто не было времени, а может быть, причина в том,
что гениальности научить нельзя.
О
разносторонности таланта, напоминающей гениев эпохи Возрождения,
свидетельствует и увлечение Рихтера живописью. Всю жизнь он собирал картины и
даже сам писал маслом. В Музее частных коллекций хранятся несколько авторских
работ Рихтера. Что же касается основной коллекции, то большая ее часть также
передана в музей. Надо сказать также, что в 1960-е—1970-е годы Рихтер устраивал
в своем доме художественные выставки представителей неформальных течений.
Особенно интересными оказались экспозиции Е. Ахвледиани и В. Шухаева.
«Одно
слово необходимо, когда рассказываешь о нем: бескорыстие, — пишет соученица
Рихтера по нейгаузовскому классу в консерватории В.В. Горностаева. — Во всем,
что делает Рихтер, всегда поражает полное отсутствие утилитарных целей... В
общении с ним немыслимы пошлость, вульгарность. Он умеет игнорировать, как
нечто чуждое и неинтересное, все проявления суетности в человеке».
Рихтер
был организатором и бессменным участником регулярных летних музыкальных
фестивалей во Франции, а также знаменитых Декабрьских вечеров в московском
Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Итальянском дворике которого в
августе 1997 года Москва прощалась с величайшим пианистом XX века.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://musicinf.net.ru/
|