Современная фокл-музыка
Современная фокл – музыка
Фолк
- культура уникальна. Это культура, которой просто нельзя дать умереть. Надо
противостоять всему этому «Макдоналдсу», который пропагандируется во всем мире
с эстрады. Достаточно посмотреть разницу музыки на канале MTV за последние
двадцать лет, чтобы заметить музыкальную деградацию. Сейчас берут внешне
сексуальных исполнителей, с помощью современной техники легко изображают
подобие хорошего вокала даже при его отсутствии и затем за короткое время
выкачивают из него все, что можно. Упор идет на тело, и в результате во всем
мире быстро падает музыкальный и художественный уровень произведений.
Многие
считают, что фолк - музыка гораздо проще современной. На самом деле музыкальная
основа народной музыки очень непростая. Например, между черной и белой клавишей
на пианино для многих людей уже нет нот, но в песнях, приходящих из народного
фолклера, которые поют бабушки или народные коллективы, - в них между этими
двумя клавишами может быть еще десяток-два нот. Их пение, по сложности,
наверное, ближе к классическому пению. В этих песнях прямо чувствуются очень
старые закодированные магические формулы, влияние космоса на человека, и их
связь. Как правило, все фолклерные песни связаны с древними народными обрядами,
природными явлениями, языческими традициями (которые сохранились именно в
фолке), душевным состоянием человека - просто так песен не пели. Вряд ли фолк
так прост, как кому-то может показаться на первый взгляд.
Сейчас
интерес к фолк- музыке только начинает просыпаться. Буквально за последние 5 -
6 лет в России появилось несколько музыкальных коллективов, играющих в этом
стиле.
Мельница
«Мельница"
- приобретающая широкую известность фолк-рок группа России. Состав музыкальных
инструментов таков: скрипка, виолончель, флейта, перкуссия, 2 гитары,
бас-гитара, ударная установка. В составе группы несколько вокалистов, но
преимущественно поет и наиболее известна - солистка Хелависа. Содержание
текстов песен, исполняемых группой, как правило, волшебно-сказочно-магическое.
В написании музыки используются народные (кельтские, скандинавские, русские)
средневековые мотивы и мелодии. Но и влиянию рока или даже металла авторы
фолк-музыки подвластны (с ними живут уже многие поколения людей). В результате
музыкальные композиции «Мельницы» предстают перед слушателями гармоничным
сочетанием различных музыкальных направлений: нео-фолк-мидивал-этно-фэнтези-рок
- так называют себя сами члены группы. Но лучше не пытаться понять это мудреное
определение, а просто послушать. Или хотя бы почитать стихи.
Закат
раскинулся крестом поверх долин вершины грез;
Ты
травы завязал узлом и вплел в них прядь моих волос.
Ты
слал в чужие сны то сумасшедшее видение страны,
Где
дни светлы от света звезд.
Господином
Горных Дорог назову тебя;
Кто
сказал, что холоден снег?
Перевал
пройду и порог, перепутье,
Перекрестье
каменных рек.
Я
ухожу вослед не знавшим, что значит слово "страх".
О,
не с тобой ли все пропавшие, погибшие в горах,
Что
обрели покой там, где пляшут ветры под твоей рукой
на
грани ясного утра?
Господином
Горных Дорог назову тебя, облака
Кружат
стаей перед грозой.
Наша
кровь уходит в песок, позабудь ее, и она
Прорастет
тугою лозой.
Я
хотела остаться с тобой,
Я
уже успела посметь.
Пахнет
снегом, прозрачная боль -
То
ли даль, то ли высь, то ли смерть.
Пусть
укроет цепи следов моих иней,
Чтоб
никто найти их не мог.
Кто
теперь прочтет подо льдом твое имя,
Господина
Горных Дорог?..
The Dartz
Группа
The Dartz последовательно проводит в жизнь идею синтеза кельтской музыки (в
основном ирландской) и "классического" британского ритм-н-блюза 60-х
годов. Эта российская группа, возможно, косвенно способствует улаживанию
североирландского конфликта и установлению добропорядочных отношений между
двумя народами.
В
репертуаре группы причудливо, как в кельтском узоре, переплелись ирландские
расхлябанные "пабовые" песни и лобовые шотландские марши, тягучие
бретонские мелодии и еврейские плясовые, блюзы на 12 тактов и балканские хоры,
мрачные скандинавские напевы и легкомысленные польки. Большинство текстов
исполняется на русском языке, но это не переводы; тексты эти, написанные
участниками группы скорее отражают их собственное видение фолк - музыки и жизни
вокруг нее.
Калинов Мост
Они
всегда были и будут в земле Русской, с ней и над ней. Взгляни дождю в глаза с
высоты птичьего полета над рутиной средневековья, проникнись членораздельной
музыкой ветхого "Слова о полку Игореве" и удалым посвистом стоголосой
урлы Соловьев-разбойников, дабы почувствовать вязь времени и самоорганизующейся
органики со славянским генотипом: что ни день - то беда, но с нежным оттенком
березового изящества.
Они
всегда были воплощением страдания в чистом виде, своей поступью по земле
разнося страшную правду, глаза любому выедавшую. Не имея горечи в своей душе, горечь
эту в душах сея.
От
слов "КАЛИНОВ МОСТ" отдает терпким вкусом сбора осенних российских
ягод, свербящим носоглотку духом лугового цветочного месива, самодовольной
влажностью толстоногих подберезовиков - все смято в охапку, перетянуто тонким
изящным локоном теребленного льна и приколочено кованым замасленным гвоздем к
ажурному, гладко тесанному горбатому мостику с вычурными резными перилами. Ни
единого дуновения и колыхания, сонная тишь, внушающая подозрения в тяготении к
летальной патологии. Чуть-чуть синевы, а прочее - переливы буйной зелени и
мягкого золота.
Возникает
справедливый вопрос: почему же людей тянет к «утерянному»? Я бы не назвала
фолк-музыку «утерянной» в нашей стране. Если посмотреть, то наши дедушки и
бабушки еще помнят и поют эти песни, родители хорошо помнят, но не поют, а наше
поколение тоже хоть что-то да помнит. Да, произошел некий разрыв, но все-таки
относительно небольшой - во всяком случае, не такой большой, что бы не было
надежды на продолжение этого творческого направления. Современная музыкальная
культура переживает всплеск интереса к народной музыке. Устав от тотального
засилья транснациональной попсы, к музыкальному наследию народов мира
потянулись меломаны. Ищут вдохновения в народной музыке музыканты. Вслед за
группами, исполняющими традиционную музыку, на свет появился фолк-рок,
фолк-панк и джаз-фолк. Немалую роль в распространении такой музыки сыграло
внедрение её в круги поклонников «фэнтези», которые, во-первых, весьма
многочисленны, а во-вторых, изначально предрасположены к подобным романтическим
темам. Искушения фолк-музыкой не избежали музыканты во многих странах мира. При
этом границы и расстояния в эпоху Интернета уже не имеют никакого значения.
Финны и японцы осваивают балалайки, а Москва и Питер, раздувая щеки, наигрывают
на волынках ирландские джиги. А значит будут новые песни, новые группы, новые
исполнители.
Список литературы
-
статья « Воронью всему на зло» про группу Калинов Мост. RED ROSE – ежемесячный
вестник о жизни в стиле РОК № 3 за 1991 г.
-
статья о группе The Dartz на сайте Вереск. ру
-
интервью с директором группы «Мельница» Алексеем Сапковым на сайте Утро. ру
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ref.com.ua/
|