Состав симфонического оркестра
Составы оркестров
Под словом состав подразумевается устоявшееся число музыкантов в каждой из оркестровых групп. В
средние века этого понятия не существовало - мелодические голоса исполняли на любых попавшихся под руку инструментах. Со времени Баха начинается постепенная
унификация, что приводит к положению, при котором доминируют следующие музыкальные "образования" (конечно, не учитывая камерной музыки):
Симфонический оркестр
духовые в составе:
2 флейты 2 гобоя
2 кларнета (появились позже) 2 фагота 2 валторны 2 трубы (не всегда)
литавры (время от времени)
струнные в составе:
1 скрипки 2 скрипки альты контрабасы
|
Вот так скоромно все и начиналось :) Музыка была подходящая - спокойная,
средняя по громкости, всем все нравилось... но пришел дядя Бетховен, а за ним и Берлиоз и тут началось...
|
|
флейта-пикколо (может меняться на флейту) 2 флейты
2 гобоя английский рожок (также может меняться на гобой) кларнет-пикколо (редко, чаще все же 2-й кларнет)
кларнет бас-кларнет (=3 кл.) 2 фагота контрафагот (самый низкий среди деревянных духовых)
|
из медных представлены:
4 валторны (чувствуете прирост?)
2 или 3 трубы
появились:
3 тромбона и бас медных духовых
туба
|
|
А сколько ударных!!
пишу все возможные, композиторы выбирают нужные (2-6 обычно):
треугольник, бубен, тарелки, малый барабан, кастаньеты, бубенчики, трещотка, ветряная машина, хлопушка, бруски, наковальня, цепи, сирены,
клаксоны, свистки, флексатон, ластра, маракасы, клавес, гуиро, бонги, гонги, тимбалес, том-томы, большой барабан, темпл-блоки, там-там, ксилофон, вибрафон,
антильские тарелочки, тубафон, колокольчики, колокола, маримбафон...
Перечислить все не могу - времени жалко (например Малер использовал в качестве ударного инструмента стул...
И еще:
|
литавры, челеста, арфа и...
|
фортепиано.
|
...хотя, конечно, чаще оно выступает в роли солиста.
|
|
Также с оркестром "кооперируется" время от времени орган, но он слишком мощный для "сотрудничества".
струнные те же.
|
Есть еще четверной и пятерной составы, но их описывать не буду, легче понять что, духовых и
ударных там уже очень много (например валторн обычно 8), а общее число участников часто превышает 100 (!) человек.
|
По сути дела это часть симфонического оркестра - струнные отдельно. Для
такого состава написано немного произведений (Чайковский "Серенада для струнного оркестра", Бизе-Щедрин "Кармен-сюита" и др.), но
часто играют переложения (т.е. произведение написанное, скажем, для струнного квартета, исполняется этим оркестром).
|
|
Балалайки 1ые, Балалайки 2 и з (но с разными диапазонами)
Балалайки большие Балалайки очень большие (я серьезно!)
Домришко, домра, домра средняя, домра теноровая, Домра большая басистая и домра басовая
Гусли (обычно 2)
Баяны: пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас
Флейты и гобои (обычно по 2)
Литавры (не всегда)
некоторые ударные
|
|
|
|
|