Сонатное аллегро
Сонатное аллегро
Большая
часть музыкальных произведений от классического периода до 20 века написана в
сонатной форме (форма сонатного аллегро). Это форма одночастных произведений, и
так же часто ее называют "формой первых частей", хотя не каждая
первая часть сонат, симфоний и струнных квартетов, имеет форму сонатного
аллегро, так же как медленные части и финалы симфоний иногда как раз написаны в
сонатной форме. Название - сонатное аллегро - не показывает на темп данного
произведения или его части. Это лишь исторически сложившейся термин.
Сонатная
форма имеет три основных части: экспозиция, где представляютс все темы;
разработка, название, собсвенно, говорит само за себя: здесь представленные в
экспозиции темы развиваются и изменяются; реприза, в которой темы возвращаются
в своем первоначальном виде. Часто после этих трей основных частей следует
кода.
Экспозиция
Первая
тема в тонической тональности
Связка-модуляция
в другую тональность
Вторая
тема в другой тональности, часто констратная первой теме по настраению и
характеру
Заключение
в тональности второй темы
Обычно
экспозиция повторяется дважды
Разработка
Видоизменение
и развитие тем, темы часто разбиты на отдельные мотивы, часто проходящие одну
за другой несколько модуляций. Эта часть обычно наиболее драматичная,
кульминационная для всего произведения (той части, что в сонатной форме).
Разработка приносит напряжение, разрешение которого наступает только в репризе
Реприза
Обычно
в репризе опять звучит тема в тонической тональности, так же как, впрочем, и
вторая. То есть материал, из которого складывается реприза практически
аналогичен тому, что был использован в экспозиции, только теперь и первая, и
вторая темы, и связка между ними, и заключение - в начальной тональности:.
Первая
тема в тонической тональности
Связка
Вторая
темя в тонической тональности
Заключение
Кода
Кода
по идее усиливает ощущение заключенности произведения. В ней опять повторяются
темы, разрабатываются, и все кончатеся в тонике.
Если
быстрая часть большого произведения написана в сонатной форме, то часто она
начинается с медленного вступления, чтобы усилить напряжение ожидания.
Так
же можно встретить форму сонатного рондо, типичная схема которой выглядит
примерно следующим образом:
АБА
- Разработка - АБА.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cs.wisc.edu/
|