Симфоническое творчество Глазунова
Симфоническое творчество Глазунова
Симфоническая
музыка занимает центральное место в наследии Глазунова. В ней ярко воплощены
типичные черты его -стиля. В симфонических произведениях Глазунова нашли
выражение его связи с традициями симфонизма композиторов Могучей кучки (в
первую очередь Бородина). Наряду с этим в сочинениях зрелого периода сказалось
усвоение некоторых элементов симфонизма Чайковского.
Симфоническое
наследие Глазунова включает в себя различные типы произведений - от
монументальных симфоний до небольших пьес.
Из
восьми симфоний Глазунова две первые относятся к раннему периоду. Первая
симфония носит светло-жизнерадостный, несколько пасторальный характер, в ней
нашли отражение впечатления летней природы, сельской обстановки. Финал рисует
картину народного праздничного веселья. В скерцо и в финале использованы две
польские народные темы; славянский характер ощущается и в некоторых других
темах этой симфонии, которую композитор первоначально хотел даже назвать
"Славянской". Вторая симфония более эпически-монументальна. В ней
наиболее отчетливо сказалось влияние Бородина, особенно в несколько суровой по
выражению первой части и в финале. Лирическая медленная часть, имеющая отчасти
восточную окраску, приближается к родственным образам Бородина и Балакирева.
В
Третьей симфонии кучкистские традиции сочетаются с некоторым влиянием
Чайковского и частично Вагнера. Она имеет значение переходного этапа к зрелым
глазуновским симфониям.
В
Четвертой симфонии (1893) полностью определился характерный для Глазунова
лирико-эпический тип симфонизма. Спокойно-созерцательной лирикой, то
радостно-светлой, то задушевно-элегической, проникнута первая часть. Общий
колорит жизнерадостного, искрящегося скерцо определяют "охотничьи",
"роговые" интонации. Очень типичен для Глазунова
празднично-ожив.лен-ный финал симфонии, основная тема которого носит характер
торжественного шествия. Показательно также появление в симфонии танцевальных
элементов: вальса в среднем разделе скерцо и танцевальной ритмической
трансформации главной партии первой части в финале (в котором проходят все темы
предыдущих частей); здесь уже предвосхищается стиль глазуновской балетной
музыки. В Четвертой симфонии всего три части: отсутствует медленная часть,
возмещаемая медленным лирическим обрамлением первой части и таким же
вступлением к финалу.
Пятая
и Шестая симфонии (1895-1896) принадлежат к ярчайшим и наиболее широко
известным образцам симфонизма Глазунова. Пятая выделяется
глубоко-оптимистическим строем. В Шестой Глазунов впервые затрагивает
драматически-патетическую сферу образов, претворяя по-своему черты
драматического симфонизма Чайковского.
В
двух последних симфониях, созданных в начале 900-х годов, намечается усложнение
содержания. В Седьмой особенно выделяется сурово-сосредоточенная медленная
вторая часть; она противопоставлена беспечной пасторальности первой и
следующему за ней радостно-возбужденному скерцо. В медленной части и в
завершающем симфонию массивном, величаво-торжественном финале особенно
проявилось огромное полифоническое мастерство Глазунова. Сам композитор
признавал, что достижениями в этой области он во многом обязан знакомству с
творчеством Танеева.
Восьмая
симфония - наиболее монументальное из произведений Глазунова. При большой
контрастности частей она отличается одновременно единством, последовательностью
развития цикла. Музыка первой части возвышенно-величава и романтически
приподнята. Медленная часть проникнута глубоко-скорбными переживаниями.
Причудливое, стремительное и неуловимое движение скерцо носит тревожный, даже
несколько зловещий оттенок. В финале происходит преодоление сумрачных образов
медленной части и скерцо и утверждается идея конечного торжества света.
Кроме
симфоний, Глазуновым создано большое число программных симфонических
произведений. В тяготении к этому жанру тоже проявилась его связь с традициями
русской классики. Содержание этих произведений разнообразно:
национально-историческая и героико-эпическая тематика отражена в поэме
"Стенька Разин", в сюите "Кремль", в элегии "Памяти
героя"; впечатлениями природы навеяны фантазии "Аес",
"Море" и симфоническая картина "Весна"; зарисовкам из
жизни, быта различных народов и эпох посвящены сюиты "Восточная рапсодия",
"Из средних веков", увертюра "Карнавал". Интерес Глазунова
к музыкальной культуре других народов сказался также в создании двух увертюр на
греческие темы, пьесы "Славянский праздник",1 "Финской
фантазии", "Финских эскизов", "Карельской легенды" и
других сочинений.
Столь
свойственное Глазунову выражение светлой праздничности, характерное для финалов
его симфоний, нашло отражение в таких произведениях, как "Торжественная
увертюра", "Торжественное шествие", "Свадебное
шествие", "Торжественный марш". Танцевальность, помимо балетов,
представлена концертными вальсами, мазуркой, балетными сюитами и иными пьесами.
К выдающимся достижениям глазуновского симфонизма относятся и его пять
инструментальных концертов, из которых особенно ценны Концерт для скрипки и
Первый концерт для фортепиано с оркестром.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.muzlit.narod.ru/
|