С. И. Танеев. Черты стиля
С. И. Танеев. Черты стиля.
(1856-1915)
Ученик
Чайковского по сочинению и Н. Рубинштейна по классу фортепиано, Танеев был
тесно связан с Москвой, где получил музыкальное образование и' где протекала
вся его последующая деятельность. Еще при жизни Чайковского он занял видное
положение в московском музыкальном мире, а к началу XX века стал одной из
ведущих фигур русской музыкальной культуры.
Деятельность
Танеева была чрезвычайно разносторонней. Выдающийся композитор сочетался в его
лице с крупнейшим музыкальным ученым-теоретиком, превосходным педагогом,
замечательным исполнителем-пианистом, активным музыкально-общественным
деятелем.
Танеев
обладал большой эрудицией не только в вопросах музыки, но и в других областях
знания. Его внимание привлекали проблемы философии, истории ."и
естествознания, изобразительного искусства и литературы. Многообразие интересов
композитора определило обширный круг его личных связей. У него установились
близкие отношения с Л. Н. Толстым и его семьей? он встречался и с И, С.
Тургеневым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым, Я. П. Полонским и другими
писателями и поэтами; общался он и с художниками - В. Е. Маковским, И. И.
Левитаном, с учеными.- К. А. Тимирязевым, А. Г. Столетовым и со многими иными
известными современниками.
Огромному
авторитету Танеева способствовала не только широкая образованность, но и
высокие моральные качества. Исключительная принципиальность, огромная
внутренняя дисциплинированность характеризуют всю деятельность
композитора-ученого. Строго взыскательный предельно добросовестный по отношению
к себе самому как в вопросах искусства, так и в жизни, он требовал того же и от
других. Не случайно современники называли его "музыкальной совестью
Москвы". "Всякий человек, как бы ни были ограничены его силы, должен
способствовать повышению нравственного уровня общества, к которому он
принадлежит",- писал композитор в одном из писем.
Высокие
этические идеи стали основным содержанием творчества Танеева. Ряд
значительнейших его произведений воплощает мужественную борьбу человека за
светлые идеалы и утверждение положительного начала. Танеев верил в силу разума,
и это сообщало его мировосприятию глубоко оптимистический характер.
Танеев
придавал большое значение народной песне как источнику композиторского
творчества. "Прочно только то, что своими корнями гнездится в
народе",- писал он, считая главной задачей русских композиторов
"способствовать созданию национальной музыки". В то же время в его
собственных вючинениях ясно выраженные связи с народно-песенными интонациями
отсутствуют. Бытовые интонационные элементы вообще представлялись ему
неуместными в произведениях большого философского содержания. Этические
проблемы решались Танеевым несколько абстрактно. Стремясь к постановке больших
общечеловеческих, "вечных" вопросов, он не обращался, как это делали
композиторы-шестидесятники, к жизни народа (показательно, что сюжет своей
единственной оперы "Орестея" он почерпнул из античной трагедии
Эсхила).
Музыке
Танеева, отличающейся глубиной и значительностью идейных замыслов, свойственна
известная сдержанность в передаче чувств. Непосредственно эмоциональное начало
умеряется у него разумом, интеллектуальным началом.
Музыкальный
язык Танеева впитал в себя разнообразные интонационные источники - от музыки
композиторов добаховского периода до современного ему музыкального творчества
второй половины XIX и начала XX века. Танеев преклонялся перед мировым
классическим искусством XVIII века. Оно влекло его глубиной, возвышенностью
содержания, совершенством формы/ С Бахом и его предшественниками -
полифонистами эпохи Возрождения - Танеева связывает полифоническая основа его
музыкального мышления, сложившаяся в результате глубокого проникновения в их
искусство.
Полифония
служит для Танеева важнейшим средством развития. Полифонические закономерности
во многом определяют в его музыке и принципы формообразования. Исключительно
широко применяет он средства имитационной полифонии, в ряде произведений
обращается к фуге, придавая ей обычно значение итога - обобщения всего предшествующего
развития.
Изучение
творчества Баха и Генделя имело особенно большое значение в формировании
вокально-хорового мастерства Танеева. Существенную роль для его
инструментальной музыки сыграло и творчество венских классиков - Моцарта,
Бетховена.
Из
современных композиторов Танеев в наибольшей мере испытал воздействие
Чайковского; оно сказалось преимущественно в лирике (особенно в вокальной), но
не ограничилось этим. К своему учителю Танеев примыкал также в передаче
конфликтных драматических коллизий, что особенно ярко проявилось в его
инструментальных произведениях.
На
протяжении всей жизни Танеев оставался убежденным по следователем и хранителем
заветов классического искусства. По сравнению со здоровым и цельным идейно
значительным творчеством великих классиков музыка многих современных
композиторов представлялась ему внутренне измельчавшей.
Музыкальное
наследие Танеева охватывает различные жанры, как вокальные, так и
инструментальные. Тяготение к большим, философски-углубленным замыслам
заставляло его , обращаться в Ъервую очередь к крупным формам. Ограничившись
лишь одной оперой, композитор уделил большое внимание хоровому жанру, в котором
создал, помимо значительного числа хоров a cappella, три кантаты для хора *и
солистов с оркестром. Вокальная часть наследия Танеева включает также ряд
романсов и ансамблей.
Еще
более видное место в творчестве Танеева занимает инструментальная музыка.
Оркестровые произведения сравнительно немногочисленны. Большинство из них
оставалось при жизни композитора неизданным. Из трех законченных симфоний
Танеев напечатал только одну - последнюю (до минор), обозначенную в из-. -дании
как Первая.1 Из четырех увертюр автор счел возможным издать тоже лишь одну -
увертюру "Орестея". К симфонической области относится также Сюита для
скрипки с оркестром.
Наибольшее
внимание Танеев уделил камерному ансамблю. К этой области он обращался на
протяжении всего творческого пути. Ряд камерно-инструментальных произведений
принадлежит к. высшим достижениям композитора. Танеевым создано в общей сложности
четырнадцать ансамблей для струнных инструментов (два квинтета, девять
квартетов,2 три трио) и четыре для струнных с фортепиано (фортепианный квинтет,
квартет, трио и скрипичная соната).3
Многосторонняя
деятельность Танеева обеспечила ему почетное место в истории русской
музыкальной культуры. Его творчество, глубоко содержательное и оптимистическое
по своей идейной направленности, постепенно получает все более широкое
признание слушателей; отдельные ' произведения, в частности до-минорная
симфония, ряд романсов, приобрели значительную популярность, особенно в
советскую эпоху. Танеев как ученый-теоретик, автор "Подвижного
контрапункта строгого письма", стоит в ряду крупнейших представителей
отечественного теоретического музыкознания. Великолепный педагог, вдумчивый и
чуткий воспитатель молодых музыкантов, Танеев явился учителем многих выдающихся
деятелей русской музыки.
Среди
его учеников, сформировавшихся и достигших полной зрелости в дооктябрьский
период, выделяются в первую очередь имена столь различных по индивидуальному
облику композиторов, как Скрябин и Рахманинов, Метнер и Ляпунов. Из танеевской
школы вышел также ряд видных советских композиторов --Р. М. Глиэр, С. Н.
Василенко, А. Н. Александров; Танеев был, между прочим, и первым из выдающихся
музыкантов, оценившим дарование одиннадцатилетнего С. С. Прокофьева. В числе
учеников Танеева необходимо назвать также крупнейшего композитора-классика
грузинской музыки 3. П. Палиашвили.
У
Танеева учились и виднейшие представители русской дооктябрьской и советской
пианистической школы и фортепианной педагогики - К. Н. Игумнов, А. Б.
Гольденвейзер, Л. В. Николаев, равно как и известные музыковеды, теоретики и
музыкальные критики Б. Л. Яворский, Г. Э. Конюс,,Н. Я. Брюсова, Ю. Д. Энгель и
многие другие.
Ценнейшие
творческие, эстетические и педагогические заветы Танеева сохраняют свое живое
значение и в наши дни.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.muzlit.narod.ru/
|