Рождение «Молитвы Русских»
Рождение «Молитвы Русских»
Грачев В. Н.
В
царствие Александра I (1801-1825 гг.) Россия пережила огромные потрясения.
Поражение от Наполеона под Аустерлицем и последовавший затем унизительный
Тильзитский мир (1807 г.), вторжение Наполеона а Россию в 1812 г., драматическая
сдача столицы и пожар в Москве; а затем перелом в ходе военной компании с последующим
изгнанием французов из России. Великая Победа над Наполеоном, триумфальное вступление
русской армии во главе с Александром I в Париж, создание Священного союза под
эгидой России — вот далеко не полный перечень драматических событий, пережитых нашими
соотечественниками в начале XIX столетия.
Осознание
новой роли России как выразительницы христианского идеала в содружестве
христианских монархий, личные симпатии императора-победителя к Англии и
признание роли Британии в окончательном разгроме Наполеона (победа герцога
Веллингтона при Ватерлоо) способствовали привлечению английского гимна в
качестве государственного гимна России в 1816 г.
С
событийной стороны история его утверждения в России выглядела так. Во время
парада в Варшаве в 1816 г. по приказу великого князя Константина для встречи
императора Александра I был впервые исполнен английский гимн. Его величественная,
торжественная мелодия весьма понравилась императору, и он повелел исполнять
гимн для встречи царя каждый раз. Что же стояло за этим историческим эпизодом?
Царь
Александр I, утвердивший музыку «God, save the King» в качестве русского гимна,
выразил общие настроения, бытовавшие тогда в обществе. Русская армия,
возвращавшаяся из Европы с великой Победой, несла с собой не только чувство
утвержденного духовного идеала и исторической правоты, но и более конкретные
свидетельства эпохи: популярные мелодии победившей коалиции, французский
роялистский гимн «Да здравствует Генрих IV» и, конечно, английский гимн «God,
save the King».
Он
как бы исподволь появился на культурном небосклоне России. Сначала в популярной
фортепианной фантазии «Изображение объятой пламенем Москвы» (1813) Д.
Штельбельт процитировал музыку английского гимна как светлый символ в
противовес мелодии «Марсельезы». Затем в том же 1813 г. в Санкт-Петербурге была
опубликована «Песнь русскому царю» на слова А. Вострова «на голос английской
песни», которую впервые исполнили на благотворительном концерте в пользу
инвалидов Отечественной войны. Вот эти слова:
Прими
побед венец,
Отечества
Отец,
Хвала
Тебе!
О,
Александр, живи
И
царствуй — царь любви,
Хвала
Тебе!
Престола
с высоты
Почувствуй
сладость Ты
От
всех любиму быть.
Хвала
Тебе!
И
наконец в 1815 г. великий русский поэт и мыслитель В.А. Жуковский опубликовал в
журнале «Сын Отечества» слова к этому гимну, представлявшие собой свободную
аранжировку английского текста, под названием «Молитва русских». Как обычно,
«перевод» Жуковского намного превзошел оригинал. Его чеканная стихотворная
строфа, осмыслявшая мистическое значение царя и его связь с народом, на многие
годы стала официальной программой русской самодержавной государственности, запечатленной
позднее в лаконичной формуле: «Православие, Самодержавие, Народность». Вот она:
Боже,
Царя храни!
Славному
долги дни
Дай
на земли!
Припев:
Гордых
смирителю,
Слабых
хранителю,
Всех
утешителю —
Все
ниспошли!
К
празднованию годовщины Царскосельского лицея в 1816 г. А.С. Пушкин написал еще
два куплета к «гимну венценосной солидарности»(1), которые исполнялись на этих
торжествах. С ними в качестве второй и третьей строфы гимн несколько раз пели
на праздниках в других учебных заведениях:
2.Там
громкой славою,
Сильной
державою
Мир
он покрыл —
Здесь
безмятежною
Нас
осенил.
3.Брани
в ужасный час
Мирно
хранила нас
Верная
длань —
Глас
умиления,
Сенью
надежною
Благодарения,
Сердца
стремления —
Вот
наша дань.
Эти
две замечательные по качеству строфы А.С. Пушкина так и не были официально
утверждены. озможно, цензоры посчитали, что они не столь онтологичны, как стихи
Жуковского, и «привязаны» к одном событию — Отечественной войне 1812 г. А может
быть, было учтено неоднозначное отношение Пушкина к персоне царя Александра I,
на которого поэт писал и жесткие эпиграммы... Так что первый русский гимн
«Боже, Царя храни» на протяжении всего периода своего существования в
официальных церемониях исполнялся только с одной стихотворной строфой — В. А.
Жуковского. А что представляла собой английская славильная песня, к которой
были написаны эти стихи?
В
Музыкальной Энциклопедии на счет нее есть следующие строки: «Один из старейших
гимнов — гимн Великобритании («Боже, храни Короля») был написан композитором Г.
Кэри как вставная патриотическая песня для одной из театральных постановок(2) и
утвердившаяся лишь постепенно, в соперничестве с другой патриотической песней
«Правь, Британия» композитора Т. Арно. Песня с некоторыми модификациями
(мелодии и вариантов текста) стала основой гимнов Дании (1789), Пруссии (1793),
с 1871 г. — Германии, в 1830 г. — Швейцарии».(3)
«Молитва
русских» или «гимн венценосной солидарности» со словами Жуковского получился
очень величественным и торжественным, смиренным и, одновременно, исполненным
внутреннего достоинства и силы. И здесь огромная заслуга Жуковского, сумевшего
не просто сочинить стихи к известной музыке, но найти слова, которые бы
встраивались в движение мелодической линии и одновременно излагали в
стихотворной форме концепцию верховной власти государства Российского.
Возвышенное,
торжественной настроение создает хорально-аккордовый склад фактуры, отсылающий
слушателя к традициям хоровой молитвы. Мелодия, основанная на опевании тоники, затем
плавно (без скачков) поднимается вверх и создает ощущение внутренней силы,
подкрепляемое переносом смыслового акцента с тоники на доминанту во втором
такте. За ней угадывается характерный жест: человеческие руки, воздетые в
молитвенном порыве ввысь, к Небу. Начальные слова Жуковского «Боже, Царя храни»
точно «встраиваются» в этот вектор, отражающий порыв души к Богу. На словах
«Славному долги дни» энергия восходящего движения у начальной интонации постепенно
угасает, уступая место на словах «на земли» плавному снижению мелодии к
исходной точке. Возникает обширная мелодическая и смысловая дуга, охватывающая
собой весь запев.
Припев
начинается с верхней позиции мелодии, нисходящей к концу фразы, когда на
повторяемых нотах с пафосом подчеркиваются слова «гордых смирителю». Начало
припева почти с кульминационной точки в сочетании с пафосом утверждения, а не
развития (гармония до-мажора, тоники), придает гимну особый возвышенно-победный
характер. Затем — аналогичный, по секвенции спуск на словах «слабых хранителю».
И далее, после волнообразного взлета на словах «всех утешителю», за которыми
угадывается аналогичное «воздевание рук», мелодия неторопливо опускается к
исходной точке в заключительном кадансе на словах «все ниспошли».
В
этом виде гимн венценосной солидарности или «Молитва русских» просуществовал до
1833 г.
Список литературы
1.
Гимн «God, save the King» называли «гимном венценосной солидарности», поскольку
он был музыкальным символом сразу нескольких христианских государств,
выступавших против агрессии Наполеона.
2.
Первое упоминание о его исполнении относится к 1745 г., когда до Лондона дошла
весть о победе английских войск над Стюартами у Престона. Патриотическая песня,
обычно приписываемая учителю музыки Г. Кэри (1690-1743), призывала
благословение на короля Георга II.
3.
Музыкальная энциклопедия т. 1. М., 1973, под ред. Келдыша Ю.В. С. 983.
|