Роберт Александр Шуман
Роберт
Александр Шуман
1810 - 1856
Относится ко
2-му поколению романтиков. Ещё острее чувствовал разницу между тонкой,
чувствительной натурой художника и окружающим миром. Он всю жизнь восставал
против мещанства. Это проявляется и в музыке. Музыка Шумана отличается особо
острым психологизмом, глубоко проникает в состояние души человека. Он очень
тонко отразил в музыке смену этих состояний. У него присутствует
непосредственное соприкосновение страстного порыва и погружения в мир грёз. Во
многом он отразил свойства своей натуры – двойственность.
Важное свойство
музыки Шумана – фантазия, но это – не народная фантастика, а как бы мир его
души, видения, грёзы, очень индивидуализированная. Это проявляется и в
музыкальной критической деятельности. Он был очень одарён в области литературы.
Писал романы, повести, а также статьи в жанре новеллы, пьесы, писем, диалогов и
другие произведения. Героями этих статей были очень необычные персонажи. Он
придумал для себя “Давидово братство” – общество. Его члены – давидсбюндлеры.
Туда он включил Моцарта, Паганини, Шопена, а также Клару Вик (его жену), а
также: Флорестан и Эвзебий. Флорестан и Эвзебий – это выдуманные имена (это –
как бы две половины его личности, которые спорили между собой). Он использовал
их, как псевдонимы. Маэстро Раро мирил мечтательного Эвзебия и бурного
Флорестана.
Шуман
поддерживал всё лучшее в искусстве. Он первый заговорил о Шопене, поддержал
Берлиоза, писал статьи о Бетховене. Последней его статьёй была статья о Брамсе.
В 1839 г. он отыскал симфонию Шуберта – C-dur и исполнил её, а в 50-м году стал
одним
из
организаторов Бетховенского общества. Творчество Шумана связано с немецкой
романтической литературой. Его любимый поэт – Жанн Поль (настоящая фамилия –
Рихтер). Под впечатлением от произведений этого писателя была написана пьеса –
“Бабочки”. Любил поэта Гофмана. Под влиянием его произведений была написана
“Крейслериана”. Большое влияние оказал Гейне. На его стихи были написаны
вокальные циклы – “Круг песен” и “Любовь поэта”.
Шуман любил
использовать в своих произведениях карнавал (потому, что есть смена
персонажей). Музыкальный язык Шумана очень тонкий. Связь с народной музыкой не
такая, как у Шуберта. Нет явного примера. Мелодии более декламационные.
Усложняется гармонический язык. Фактура тонкая, мелодизированная и
полифоническая. Ритм капризен, прихотлив.
Шуман написал
много произведений: около 50 сборников пьес для фортепиано, вариации на тему
Абегг, “Бабочки”, “Карнавал”, симфонии, этюды, “Танцы давидсбюндлеров”,
фантастические пьесы, “Крейслериана”, “Венский карнавал”, новеллетты и др., 3
сонаты для фортепиано, фантазия, более 200 песен, вокальные циклы: “Любовь
поэта”, “Круг песен” на Гейне, “Мирты”, “Круг песен” на стихи Эйхендорфа, “Любовь
и жизнь женщины” на стихи Шамиссо, испанские любовные песни, песни из
“Вильгельма Мейстера” (Гёте), 4 симфонии, концерты для фортепиано, виолончели и
скрипки с оркестром, концерт Штюк для фортепиано с оркестром, концерт Штюк для
4-х валторн с оркестром, 3 струнных квартета, фортепианный квартет,
фортепианный квинтет, 3 фортепианных трио, 2 сонаты для скрипки, другие
камерные ансамбли, оратория “Рай и Перри”, опера “Геновева”, музыка к
драматическим спектаклям, около 200 критических статей – избранные статьи о
музыке и музыкантах.
Цвиккау
Родился Шуман в
семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и
музыкальные. До 16 лет Шуман не знал, кем он будет. Учился в гимназии, сочинял
стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гёте, античную литературу.
Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жанном Полем. Под его влиянием
написал роман. С семи лет пишет музыку. В детстве произвела впечатление игра
пианиста Мошелеса. Первый учитель – органист Куншт. Под его руководством Шуман
достиг больших успехов. Он изучал музыку Моцарта, Вебера. Писал музыкальные
зарисовки (изображение человека в музыке). Он полюбил Шуберта и написал
несколько песен.
В 1828 г. под
влиянием матери поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет.
Кроме этого учится у Фридриха Вика на фортепиано – 30 год. Шуман слышит
Паганини и хочет стать виртуозом. В последствии он написал этюды по каприсам
Паганини и концертные этюды. Шуман сформировал кружок любителей музыки (во
время учёбы в университете). Пишет цикл пьес “Бабочки” для фортепиано.
В 1829 г. он
переводится в университет Гейдельберга. В 1830 году бросил. Учась в
университете, он побывал в Мюнхене, где познакомился с Гейне, а так же в
Италии. В этот период написал: Вариации “Абегг”, токката, “Бабочки”, обработка
каприсов Паганини. После университета поселился у Вика в Лейпциге. Повредил,
переиграл руку. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна.
30-е годы.
Рассвет фортепианного творчества. Написал: симфонические этюды, карнавал,
фантазия, фантастические пьесы. Начинается публицистическая деятельность. 1-я
статья о Шопене “Шляпу сниму долой господа перед Вами, гений!”. В 1834 г.
основал “Новую музыкальную газету”. Выступал против консерватизма, мещанства,
развлекательности. Там пропагандировали Берлиоза, Листа, Брамса, композиторов
Польши и Скандинавии. Шуман призывал к созданию немецкого музыкального театра в
традициях “Фиделио” и “Волшебного стрелка”.
Стиль всех
статей был очень эмоциональный. В 1839 г. Шуман отыскал партитуру симфонии C-dur
Шуберта, а друг - Мендельсон исполнил её. В 1840 г. женился на Кларе Вик.
Написал много песен: “Мирты”, “Любовь и жизнь женщины”, “Любовь поэта”.
40-е – начало
50-х годов принесли симфонии, камерные ансамбли, концерты для фортепиано,
скрипки, виолончели, оратория “Рай и Перри”, сцены из Фауста Гёте, музыка к
Манфреду Байрону. В 1843 г. Мендельсон открыл Лейпцигскую консерваторию и
пригласил туда Шумана по фортепиано, композиции и чтению партитур. В 1844 г.
Шуману пришлось отставить музыкальную газету и консерваторию. Ездил в Россию в
качестве мужа Клары Вик. В России был моден Мендельсон и Италия. Значение
Шумана поняли не многие: Антон Рубинштейн, Чайковский, члены “Могучей Кучки”.
Болезнь развивалась, и семья уехала в Дрезден. Шуман хочет получить место
руководителя музыкального театра, но не получается. Встреча с Вагнером. Музыка
Вагнера была чужда Шуману.
1848 г. – была
революция во Франции и Германии. Написал 4 республиканских марша, 3 мужских
хора на революционные тексты. Через несколько лет реагирует на революцию
по-другому. В 50г. семья Шумана уезжает в Дюссельдорф. Там руководил оркестром
и хоровыми обществами.
53 г. –
знакомство Шумана с Брамсом. Последняя статья Шумана о Брамсе. В 1854 г. Шуман
пытается покончить жизнь самоубийством. Он хотел утопиться, но его спасли. Его
вылечили, но он сошёл с ума и после 2-х лет безрезультатного лечения в
психиатрической больнице в 1856 г. Шуман скончался.
Фортепианное
творчество
Музыка
психологична. Она отображает разные контрастные состояния и смену этих состояний.
Шуман очень любил фортепианные миниатюры, а так же циклы фортепианных миниатюр,
так как в них очень хорошо можно выразить контрастность. Шуман обращается к
программности. Это программные пьесы, часто связанные с литературными образами.
Они все имеют названия, которые немного странные для того времени - “Порыв”,
“От чего?”, вариации на тему Абегг (это фамилия его знакомой девушки), буквы её
фамилии он использовал как ноты (A, B, E, G); “Asch” – название города, в
котором жила бывшая любовь Шумана (эти буквы, как тональности вошли в
“Карнавал”). Шуман очень любил карнавальность музыки, из-за разнохарактерности.
Например: “Бабочки”, “Венгерский карнавал”, “Карнавал”. Вариационный метод
развития - “Абегг”, “Симфонические этюды” – цикл жанрово-характерных вариаций
на одну тему, которая преображается из траурного марша (в начале) в
торжественный марш (в конце). Называются этюдами, так как в каждой вариации
новые виртуозные этюдные технические приёмы. Симфонические они потому, что звук
фортепиано в них напоминает оркестр (мощные тутти, выделение отдельных линий).
Карнавал
В 1834 г. вышла
“Новая музыкальная газета” под руководством Шумана. Этот “Карнавал” является
как бы музыкальным воплощением эстетических идей Шумана (борьба против
филистерства). Жанр связан с очерком Шумана, в котором корреспондент газеты
Жанкири приходит на бал к редактору, где показывают музыкальные новинки. На
этом балу происходит схватка между давидсбюндлерами и филистерами.
Давидсбюндлеры побеждают.
“Карнавал” –
это цикл из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр, объединённых 4-мя
нотами (Шуман назвал это “Миниатюрные сцены на 4-х нотах). Эти ноты – Asch
(название города) – A, Es, C, H. Sch – это ещё и первые буквы фамилии Шумана.
Эти 4 ноты существуют в 3-х комбинациях. Эти ноты растворены в начале каждой
пьесы. Поэтому здесь только следы вариационности, но не вариации на тему.
В карнавале
есть группы масок.
1-я группа:
Пьеро, Арлекин, Каламбино, буквы.
2-я группа:
давидсбюндлеры (Эвзебий, Флорестан, Паганини, Киарина, Эстрелла, Шопен).
3-я группа:
сценки (“Разговор”, “Признательность”, “Признание”).
Все эти пьесы
объединены тонально (только бемольные тональности – Des-dur, c-moll, g-moll,
Es-dur и т.д.). Кроме того, 1-я пьеса (“Вступление”) и последняя пьеса (“Марш
давидсбюндлеров против филистимлян”) в As-dur. Обе пьесы в аккордовом складе
имеют во многом общий тематический материал. Обе они в свободной форме
(постоянное мелькание различных персонажей), состоят из разных фрагментов.
Другие способы
объединения в цикл:
Тематический
материал предпоследней пьесы (“Пауза”) связан с последней и первой пьесой.
Объединение в
группы внутри цикла - №16 – “Немецкий вальс”, №17 – “Паганини”, потом опять
немецкий вальс (не №18). “Паганини” – средняя часть в этих 2-х пьесах. №7 –
“Кокетка”, №8 – “Разговор”. В нём есть тема кокетки, это как бы разговор с ней.
№6 – “Флорестан”. Он как бы улетает на VII34 (g-moll).
Вальсовость.
Она присутствует почти во всех пьесах этого цикла.
№1 –
“Вступление”. As-dur. Есть вальсообразный элемент, есть элемент в c-moll
(Animato). Форма свободная.
№2 – “Пьеро”.
Es-dur. Есть хроматизмы. Она в нижнем регистре. 3-х частная форма (она почти во
всех пьесах).
№3 – “Арлекин”.
Изображает прыжки при помощи больших скачков (иногда октава и больше).
№4 –
“Благородный вальс”. 3-х частная форма. B-dur. Порывистая, взволнованная
музыка. Контрастная середина в g-moll.
№5 – “Эвзебий”.
Es-dur. Музыка мечтательная.
№6 –
“Флорестан”. Порывистая, импульсивная музыка. Темп постоянно меняется. Основная
тональность – g-moll. 3-х частная форма с незаконченной репризой. Она внезапно
обрывается.
№7 – “Кокетка”.
Ритмические и динамические контрасты. B-dur. 3-х частная форма.
№8 –
“Разговор”. 1-я тема плавная (юноша). 2-я тема – “Кокетка”. Вся пьеса состоит
из 1-го периода (около 2-х строчек).
Перед № 9 –
Сфинксы (без номера). Их часто не исполняют. Комбинация из тех самых 4-х нот.
№9 – “Бабочки”.
Похоже на шелест крыльев. B-dur. Непрерывное движение шестнадцатыми создаёт
скрытое 2-х голосие. 3-х частная форма (с Da capo).
№10 – “Танцующие
буквы”. С острыми форшлагами. Es-dur. Вальс. 3-х частная форма.
№11 – “Киарина”
(Клара). C-moll. Порывистая, страстная.
№12 – “Шопен”.
Это – стилизация музыки Шопена. As-dur. В ней 1 период.
№13 –
“Эстрелла”. F-moll. Широкие скачки.
№14 –
“Признательность”. Это – сценка. As-dur. Постоянное стаккато. 3-х частная
форма.
№15 –
“Панталоне и Каламбина”. F-moll. В ней 2 маски. 3-х частная форма. В крайних
частях – портрет Каламбино. Она как бы танцует на пуантах. Середина –
Панталоне. Легато. Des-dur. Низкий регистр.
№16 – “Немецкий
вальс”. As-dur.
№17 –
“Паганини”. F-moll. Очень много техники, большие скачки.
№18 –
“Признание”. Сценка. F-moll. Мягкая музыка. Миниатюрная 3-х частная форма.
№19 – “Прогулка”. Des-dur.
№20 – “Пауза”.
Собираются все давидсбюндлеры. As-dur.
Последняя пьеса
– “Марш давидсбюндлеров против филистимлян”. Несмотря но то, что это – марш, он
написан в размере 34. Группу филистимлян характеризует старинная тема 17 века
– Gross Fatter (дедушка). В этом марше есть кружащиеся мотивы из “Прелюдии”
(“Вступление”). Заканчивается победой давидсбюндлеров.
Любовь поэта
В вокальном
цикле “Любовь поэта” 16 песен на стихи Гейне. Из лирического “Интермеццо”.
Оттуда Шуман взял 16. 40 год – год песен. Тогда были написаны “Любовь поэта”,
“Круг песен” на Гейне, “Круг песен” на Эйхендорфа, “Мирты” – на стихи разных
поэтов, “Любовь и жизнь женщины” на Шамиссо.
В отличие от
Шуберта, который передавал общий смысл в песнях, в этом цикле общий смысл в
стихах. Гейне передаёт каждую деталь, каждый поворот. У Шумана лирика гораздо
более индивидуализированная и более утончённая. Мелодии далеки от народных
декламационных (от “Зимнего пути”). Гармонии становятся более сложные, они
меняются практически на каждом слове.
В цикле “Любовь
поэта” Шуман передаёт огромное разнообразие оттенков чувств. Гораздо больше,
чем у Шуберта. Появляются новые мотивы (горькая ирония над собой), что
свойственно поэзии Гейне. Роль фортепианной партии огромна. Она досказывает то,
что не досказано в стихах. Раскрывается скрытый 2-й план, а мелодия у голоса
часто вырастает из него. Фортепианная партия напоминает самостоятельную
фортепианную миниатюру. Важную роль играет постлюдия. В них раскрывается смысл.
Иногда постлюдии контрастны самой песни. Например: “О, если б цветы угадали”.
Музыка цикла драматична.
Внутри этого цикла есть как бы маленькие циклы.
1-й цикл - 1-3
песни. Они светлые, радостные, мажорные. Диезные тональности.
2-й цикл – 4-7
песни. В 4-й песни появляется тень сомнения. В этих песнях нарастает чувство
скорби. Происходит уничтожение диезов. 1-я драматическая кульминация – в песне
№7 – “Я не сержусь”. C-dur.
3-й цикл – 8-13
песни. Преобладание минора. Бемольные тональности. В песне №13 – “Во сне я
горько плакал” – трагическая кульминация. Es-moll.
4-й цикл –
14-16 песни. Опять поворот в диезы. №16 – “Вы злые, злые песни” - заканчивает
цикл. Cis-moll. Заканчивается фортепианной постлюдией в Des-dur. Des-dur
является энгармонической мажорной доминантой к fis-moll (тональность 1-й
песни). Тональный круг замкнулся. Последняя фортепианная постлюдия в Des-dur.
Она рисует тонкость переживаний поэта. Впервые тема этой постлюдии звучит в
постлюдии в 12-й песне, но там она в B-dur. Есть интонационные связи.
Песня №2 – одна
из самых светлых. Интонационно сходна с №13 (которая самая трагичная). В
вокальной партии в наиболее скорбных песнях усиливается декламационность.
№1 – “В сиянье
тёплых майских дней”. Зарождение чувства любви. Она изысканная по фактуре. В
ней ни разу не попадается тоника (только неустойчивые аккорды). Это создаёт
утончённость. Песня заканчивается на доминанте. Это связывает её со следующей
песней. Все песни очень маленькие. Как правило они состоят из 1-ог периода.
№2 – “Цветов
венок душистый”. A-dur. Тихая, тонкая лирика. Фортепиано допевает до тоники
брошенную в вокальной партии мелодию. Она состоит из 1-го периода.
№3 – “И розы, и
лилии”. Это – радостная кульминация всего цикла. В ней 1 период. D-dur.
Заканчивается постлюдией.
№4 – “Встречая
взор очей твоих”. G-dur. В словах появляется сомнение (“Говоришь, люблю тебя”).
Появляется a-moll. Острые задержания к тонике. 1 период. Заканчивается
постлюдией. Она как бы утешает.
№5 – “В цветах
белоснежных лилий”. H-moll. Тревожная, взволнованная. Постлюдия более
напряжённая. В ней есть хроматизмы. 1 период.
№6 – “Над Рейна
светлым простором”. Напоминает старинную органную музыку. Трагический характер
создаётся в фортепианной партии. 1 период. Большая постлюдия на той же теме.
Заканчивается в миноре.
№7 – “Я не
сержусь”. 3-х частная форма. Она сдержанная. Это – первая драматическая кульминация.
C-dur. Остро звучащие диатонические секвенции с септаккордами побочных
ступеней. Средняя часть – “Горит огнём твоей красы алмаз”. Тональности:
a-moll – H-dur – C-dur. Реприза
– “Я не сержусь”. C-dur. Кульминация в конце репризы – “Мне сон зловещий
снился”. В кульминации расширяется диапазон.
№8 – “О, если б
цветы угадали”. A-moll. Трепетная. Куплетная форма. Каждый куплет – 1 период. В
конце постлюдия. Драматические изломанные интонации – как бы прорывается боль.
Эта постлюдия связывает песню со следующей песней (тоже ноты соль-ля-сиb ).
№9 – “Напевом
скрипки чарует”. Свадьба возлюбленной. D-moll. Создаётся атмосфера бала, но
праздничность напряжённая. Мелодия похожа на звук скрипки. Вокальная партия
контрастна фортепианной. Она декламационная (вокальная партия).
№10 – “Слышу ли
песни звуки”. G-moll. Похожа на лакримозу. Фортепианная постлюдия продолжает то
же настроение. В последних тактах есть связь с предыдущей песней (опять
скрипка, но в медленном темпе).
№12 – “Я утром
в саду встречаю”. B-dur. Тонкая фактура. Важна постлюдия. Эта постлюдия будет в
последней песне заключать цикл, но не в B-dur, как здесь, а в Des-dur.
№13 – “Во сне я
горько плакал”. Трагическая кульминация всего цикла. С чертами траурного марша.
Es-moll. Неподвижная мелодия но одном звуке. Редкий аккомпанемент.
Речитативная. Чувство скованности, оцепенения.
№16 – “Вы злые,
злые песни”. Cis-moll. Романтический мотив. Фортепианная постлюдия в Des-dur.
Это – энгармоническая доминанта к fis-moll (тональность первой песни). Музыка
нарочито-грубоватая. С чертами маршеобразности (по звукам трезвучия). Постлюдия
очень контрастна самой песне.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/
|