Реальность или миф хлудовской псалтири
Реальность или миф хлудовской псалтири
Среди
древнерусских книг, содержащих изображения музыкальных инструментов,
Новгородская Симоновская (Хлудовская) псалтирь - древнейшая. Выполненная в конце
XIII в. по заказу монаха Юрьева монастыря Симона, она издавна привлекает
внимание исследователей. На особом счету и ее "выходная" иллюстрация,
озаглавленная "Давид-царь составляет Псалтирь".
Миниатюра
очаровывает как своеобразная энциклопедия: здесь - сонм ликующих музыкантов, в
руках у них многие из основных разновидностей средневековых европейских
музыкальных инструментов. Время от времени, когда раскопки в Новгороде приносят
новые сведения о древних инструментах, мы пытаемся проверить их с помощью этой
энциклопедии; найденные сопель, гудок или гусли хочется увидеть нарисованными.
Иногда "наложение" по контуру кажется таким удачным, что за ним
невольно видится право для серьезных музыковедческих и исторических обобщений.
Однако всегда ли контурное совпадение свидетельствует о конструктивном
тождестве? Вопрос актуален, так как в последние годы утвердилось мнение об
изображенных в Хлудовской псалтири инструментах как о бытовавших в
средневековье на Руси. Между тем в XIX в. такому суждению было далеко до
устойчивости. Вспомним основные заключения о рукописи и ее миниатюрах.
В
1873 г. архимандрит Амфилохий, доказавший новгородское происхождение книги,
высказал мнение о том, что образцы для иллюстраций были византийскими, но
живописец был русским: не зная греческого языка, он ошибался в надписях па
миниатюрах. "Отсюда заключаем,- продолжает впоследствии А. С. Фаминцын,-
что и инструменты, изображенные в руках играющих, быть может, были в данное
время в употреблении в Росси и". Фаминцын принял инструмент в руках Давида
за колесную лиру, или рылю, в отличие, между прочим, от тех, кому этот
инструмент казался смычковым. В двух других изображениях он увидел
"первобытную форму гуслей". Первое из этих изображений - "пяти
(?) -струнный доскообразный" инструмент у музыканта в группе справа от
Давида, другое -"гуслеобразный четырех (?)-струнный" инструмент в
самом низу, слева.
Н.
И. Привалов в исследовании, посвященном лире (колесной), считал, что Давид
играет на лире или органиструме. Указывая на "византийские" одежды
музыкантов, он предположительно датировал византийский оригинал, послуживший
образцом для Хлудовской псалтир и, VIII-IX веками. Вместе с тем, не приведя ни
одного византийского документа, он иллюстрирует западноевропейские аналогии.
Определеннее рассуждал Н. Ф. Финдейзен: "Подобно всей инсценировке и
костюмам, изображенным на этой великолепной миниатюре, музыкальные инструменты
ее также заимствованы с западных образцов и чужды славянским". Давид, по
его мнению, играет на трехструнном органиструме - прототипе будущей европейской
и украинской лиры (колесной). Рядом с ним Соломон с 5-6-струнным псалтирем.
Внизу, слева - юноши, играющие на "таком же" псалтире и смычковой
круте, хотя очертания обоих инструментов, как ему кажется, аналогичны. В качестве
иллюстраций Финдейзен приводит " Играющих на органиструме" - фрагмент
Бошерппльского барельефа 1160 г. и "Царя Давида, играющего на круте"
- мин иатюру кодекса св. Марциала Лпможского XI в. Другим инструментам, как и
предыдущим, он стремится подобрать западные названия.
Иначе
рассматривает иллюстрацию из Хлудовской псалтири Н. Н. Розов. Он склоняется к
мысли о нередком в книжных миниатюрах отождествлении библейских музыкальных
инструментов с национальными. Его определение инструмента Давида как
смычкового, родственного древнерусскому гудку, осложнило поиск изобразительных
источников для рассматриваемой иллюстрации, не способствовало ясности выводов.
Подобную роль сыграло и то, что в двух инструментах в нижнем левом углу
иллюстрации он усматривает не различные струпные - смычковый и щипковый, а
один, но на котором якобы можно извлекать звуки и щипком, и с помощью смычка.
Статья
Розова не является специально музыковедческой, он, кстати, делает оговорку,
предлагая музыковедам точнее назвать инструменты, однако написанная в период .
популяризации раскопанных в Новгороде сопелей, гудков и гуслей, по-видимому,
именно она побудила музыковедов увидеть в Хлудовской псалтири местные
инструменты. Так, В. М. Куликову в этой книге представляются "чрезвычайно
интересные образцы древнерусских струнных щипковых инструментов".
Новгородским археологическим гуслям с игровым окном он находит соответствие в
инструменте, на котором играет Соломон. Отсюда типологические связи он
направляет к одному из древних западноевропейских инструментов - лире
(щипковой), нарисованной в Кентерберийской псалтири VIII в. "Для этих
инструментов,-пишет Куликов,- характерен плоский корпус овальной или
прямоугольной формы с вырезом в его верхней части, вертикальное положение в
момент исполнения" ".
На
типологических связях, касающихся инструментов с игровым окном, мы остановимся
особо, а сначала уясним нашу позицию во взгляде па изображения в Хлудовской
псалтири. Примеры показали, как оценка инструмента влияет на наше представление
о времени и месте создания образца для Хлудовской псалтири, о большем или
меньшем следовании миниатюриста этому образцу. Видна и обратная зависимость,
когда в соответствия с предполагаемым источником оценивались инструменты.
Каждый из исследователей так или иначе создавал предпосылки для формирования
объективного восприятия интересующей нас иллюстрации. Нашей задачей остается
извлечь из предшествующих рассуждений нужный материал и отчасти его дополнить.
Довод
Амфилохия о написании Псалтири в Новгороде и оформлении ее русским художником в
сущности остается неизменным. Спорным остался вопрос происхождения образца, а с
ним не ясны и названия инструментов.
Заслуживает
внимания положение, выдвинутое Н. Н. Розовым, о том, что миниатюристы могли в
библейских сюжетах рисовать свои национальные инструменты (хотя в широком плане
подобный взгляд, распространявшийся и на другие вещи, возник раньше); оно, на
наш взгляд, должно относиться не столько к новгородскому художнику, сколько к
тому предполагаемому мастеру, миниатюры которого стали исходными при оформлении
Хлудовской псалтири.
Нельзя
исключать и другого - стремления скопировать древний образец как канонический
или же нарисовать любой экзотический инструментарий, чтобы опять-таки быть
"документальным" в изображении библейской сцены, что с большей
вероятностью может быть отнесено к новгородцу. Во всяком случае, в иллюстрации
Давида с музыкантами процент "русского" инструментария, как
выяснится, меньший по отношению к "импортному". У зарубежного
художника или художников (если учитывать, что новгородец мог использовать
несколько образцов, причем одновременно и византийских, и западноевропейских)
было больше поводов реагировать на новшества в светской музыкальной жизни -
традиции светского музицирования и поиски новых форм инструментов и в Византии,
и на Западе начались раньше, чем на Руси.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://soros.novgorod.ru/
|